I этап – Прогнозно-аналитический. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

I этап – Прогнозно-аналитический.



В ходе прохождения этого этапа целесообразно проведение анализа социально-экономической ситуации в регионе и определение прогнозных оценок по следующим направлениям:

1. Оценка природно-ресурсного потенциала региона и степени его использования, основанная на данных кадастрового учета по запасам полезных ископаемых, водному, растениеводческому и животноводческому, а также рекреационному потенциалам.

2. Анализ уровня развития и размещения производительных сил, состоящий в оценке отраслевой структуры и достигнутых объемов производства в реальном секторе, состояние материально-технической базы, используемых вариантов межотраслевой кооперации, степени развитости инфраструктуры. На данном этапе выявляют отрасли специализации, которые являются отправным пунктом при разработке и обосновании стратегии.

3. Определение производств реального сектора экономики, находящихся в состоянии кризиса или близком к нему. Выявление кризисных производств необходимо для определения объектов приоритетного воздействия со стороны органов управления регионом, нацеленного на стабилизацию промышленности и сельского хозяйства регмона.

4. Анализ трудовых ресурсов региона и оценка социальной и культурной среды, что даст возможность выявления динамики и структуры трудовых ресурсов по половому и возрастному составу, квалификационному признакам,


 

 


Рис. 6.1. Этапы разработки стратегии структурной трансформации
экономики региона


уровню доходов, структуре потребления, инвестиционной и инновационной активности.

5. Анализ и прогнозирование факторов внешней среды экономики региона, не охваченных в предыдущих пунктах прогнозно-аналитического этапа. В частности, таких как информационная среда, экономическая политика органов государственной власти, финансовые возможности региона, его инвестиционная привлекательность, межрегиональные и трансграничные связи, создание и функционирование свободных экономических зон и территорий приоритетного развития.

Такой многоаспектный анализ и прогноз ложится в основу SWOT-анализа, ориентированного на выявление преимуществ и недостатков социально-экономического развития региона, а также перспектив и угроз, существующих и прогнозируемых во внутренней и внешней среде. Сопоставление различных комбинаций указанных характеристик позволит определить не только стратегию структурной трансформации экономики региона, но и выбрать оптимальную и практически реализуемую в рамках определенного временного периода стратегическую альтернативу.

II этап – Выбор стратегии структурных преобразований экономики региона.

Экономически обоснованный подход к вопросу выбора стратегии развития состоит в сопоставлении результатов стратегии и затратами на её осуществление.

В предлагаемой автором методике все стратегии устойчивого развития экономики опираются на результаты анализа специализации региона. Задача органов управления состоит в выборе оптимального в данных конкретных условиях варианта развития экономики региона. Такими стратегиями могут быть:

1. Углубление специализации региона.

Для отраслей специализации характерна значительная востребованность на межрегиональных рынках. Поэтому по отношению к ним должны применяться финансовые меры, направленные на укрепление материально-технической базы и повышение конкурентоспособности продукции с целью закрепления конкурентных преимуществ, обусловленных объективными и субъективными факторами. Инструментарий в основном ориентирован на стимулирование инвестиционной и инновационной деятельности: предоставление льготных кредитов, привлечение кредитов банков и частных инвесторов под гарантии государства, предоставление налоговых льгот.

Формирование конкурентоспособного рыночного сектора может осуществляться посредством образования крупных диверсифицированных трансрегиональных и транснациональных корпораций, промышленно-финансовых групп (ПФГ), вертикально-интегрированных структур на базе ведущих предприятий региона. Создание и развитие таких структур это не только решение стратегических задач формирования конкурентоспособного реального сектора экономики и его выхода на общенациональные и зарубежные рынки. Одновременно это способ выживания и рыночного реформирования крупномасштабного массового производства, создания благоприятной среды для успешного функционирования в их нише малого и среднего бизнеса и возможность реальной аккумуляции инвестиций для крупных проектов.

Государство также должно инициировать расширение рынков сбыта продукции посредством создания институтов Торговых представительств, Торговых домов и т.д. Эта стратегия при минимальных затратах может дать быструю отдачу и хороший результат.

2. Обеспечение комплексного развития региона.

Эта стратегия предполагает развитие как существующих в рамках административно-территориального образования производств, так и создание новых. При обосновании выбора этой стратегии в отношении организации новых производств и развития производств, не являющихся специализированными для данного региона, необходимо дать оценки по следующим направлениям:

а) спрос на данную продукцию в самом регионе;

б) определение регионов, поставляющих данную продукцию и соответствующих транспортных издержек;

в) значимость поставляемой в рамках межрегиональных связей продукции с позиции её роли в обеспечении бесперебойной работы технологически взаимосвязанных производств. Результаты анализа значимости могут быть выражены в переменных: «низкая», «средняя», «высокая». Если продукция попадает в категорию с «низкой» значимостью, то особых мер государственного регулирования по отношению к производствам, её выпускающим, не требуется. Если оценка «средняя», то необходима выработка мер ценового регулирования на ввозимую продукцию с целью сокращения потребности в оборотных средствах и увеличения скорости их оборачиваемости для предприятий, производства которых технологически связанны между собой. Достижение и закрепление этого результата может положительно сказаться на повышении эффективности работы предприятий и создать инвестиционные ресурсы для формирования производств внутри административно-территориального образования. Отрасли в «высокой» значимостью должны пользоваться приоритетным правом на государственную поддержку в части привлечения средств, направляемых на приобретения основных средств, создания необходимого ресурса сырья и материалов, используемых в производственных процесса, подготовку кадров соответствующей специализации;

г) оценка реальных предпосылок для формирования производства или его развития с позиций соответствия природно-климатических условий, наличия минеральных и сырьевых ресурсов, а также необходимой транспортной и энергетической инфраструктуры.

Реализация данной стратегии должна производиться в несколько этапов, причем на каждом из них должен быть организован мониторинг достигнутых результатов и затрат, данные которого являются основой для корректировки стратегии. Таким образом эта стратегия требует бóльших затрат, причем не только прямых, связанных с развитием тех или иных производств, но и косвенных, направляемых на обеспечение организационного механизма реализации стратегии.

3. Стратегия сокращения малоэффективных производств.

При принятии решения о сокращении производств следует ориентироваться на следующие данные:

а) численность работающих на данном производстве;

б) удельный вес данного производства в общем объеме производства;

в) влияние данного производства на формирование доходной части бюджета области;

г) сопоставление затрат на поддержку данного производства с затратами, связанными с ввозом аналогичной продукции из других регионов;

д) ресурсы, затрачиваемые в данном производстве, возможные направления и прогнозные результаты их использования в других производствах.

В рамках этой стратегии функция Одесской облгосадминистрации должна заключаться в контроле за ходом процедуры банкротства, отслеживании того, чтобы процесс сворачивания предприятий соответствовал направлениям структурной перестройки, не затрагивая жизненно важные для региона предприятия. Также важным является принцип объективности оценки безнадежности предприятий, сопровождался комплексом превентивных мер по социальной защите работников сокращаемых предприятий.

Реализация данной стратегии связана с опасностью ухудшения деятельности других участников производственного процесса, прямо или косвенно связанных с сокращенным производством.

Также к отрицательным последствиям следует отнести неизбежный рост объема инвестиций, направляемых на компенсацию социальных последствий сокращения.

4. Смешанная стратегия.

Оценка этой стратегии должна основываться на предполагаемых сочетаниях элементов приведенных выше стратегий.

После того, как определено стратегическое направление структурной трансформации экономики региона, следует конкретизировать будущие выгоды и издержки. В качестве выгод можно рассматривать: создание пропорциональной структуры промышленного и сельскохозяйственного комплекса, бóльшую технологическую взаимоувязку производств и, соответственно, более полное использование сырья, топлива и энергии, уменьшение доли отходов, сокращение безработицы и стабилизацию рынка труда, экономию на транспортных издержках, поступление дополнительных налогов в бюджет и т.д. Издержки же будут связаны с непосредственными затратами бюджета, «выпадающими» доходами бюджета региона, образующимися при предоставлении налоговых льгот, «упущенной» выгодой, возникающей при отвлечении предприятиями средств из сферы производства на инвестиционные нужды.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 322; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.108.168 (0.009 с.)