Трансграничного сотрудничества (ТГС) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Трансграничного сотрудничества (ТГС)



Критерий Основные характеристики
Экономический Соответствие общеэкономических условий осуществления ТГС в регионах-партнерах
Ресурсный Сбалансированность внешнего и внутреннего равновесия ресурсов для развития ТГС в области
Организационный Гибкость взаимосвязей между элементами инфраструктуры ТГС
Научно-технический Развитие ТГС в использовании научно-технического потенциала
Социальный Удовлетворение потребностей населения трансграничных регионов
Экологический Обеспечение экологически чистого производства и других видов деятельности в процессе ТГС

Показатели организационного критерия определяются путем расчета коэффициента кооперации, коэффициента интеграции отраслей, уровня диверсификации продукции местного производства, отношения числа новых институтов поддержки развития предпринимательства к уже действовавшим до начала трансграничного сотрудничества и т.д.

С целью выявления степени соответствия технических параметров экономики трансграничных регионов рассматривают группу показателей научно-технического критерия, включая долю новейших технологий, используемых в совместном производстве, долю высокотехнологичных товаров в экспорте региона, долю лицензий и патентов, полученных вновь созданными предприятиями в общем числе запатентованных товаров и услуг.

К группе показателей социального критерия развития ТГС относят удельный вес выпуска совместными предприятиями социально значимых товаров, долю занятых на совместных и иностранных предприятиях области.

Для оценки экологического критерия развития трансграничного сотрудничества выявляют долю выпуска экологически чистой продукции, объем затрат на природоохранные мероприятия в расчете на одного занятого.

Совокупность данных критериев позволяет оценить состояние региональной экономики с точки зрения её готовности к интеграции в процессе трансграничного сотрудничества и соответствия требованию её гармонической сбалансированности. Фактически, можно выявить взаимосвязь между вводимыми критериями и требованиями внешней среды по готовности экономики региона продолжать и активизировать трансграничное сотрудничество.

Каждый из показателей в рамках отдельной группы критериев представляет собой расчет относительного структурного (доля, удельный вес) либо динамичного (рост, изменение) показателя, что позволяет проводить сравнение между отдельными регионами, независимо от различий в объемных показателях. При определении уровня готовности отдельных регионов к развитию трансграничного сотрудничества и региональной интеграции степень приближенности рассчитанных показателей по каждой группе критериев может служить основой для принятия управленческих решений в этом направлении.

На основе развития региональной приграничной специализации можно определить методологическую схему осуществления трансграничной кооперации. Она будет складываться на основе формирования в регионе (макрорегионе):

ü базовых отраслей и предприятий народнохозяйственной специализации, исходя из имеющихся природных ресурсов;

ü инновационное модели сотрудничества на основе концентрации ресурсов приграничной торговли на проведении фундаментальных и прикладных расследований по направлениям, в которых эти регионы имеют научный, технологический, производственный потенциал;

ü отраслей и предприятий технологической специализации, сформированной на основе развития материальной базы (обрабатывающего) производства;

ü отраслей и предприятий, обеспечивающих оборудованием и технологией базовые отрасли;

ü отраслей и предприятий, обеспечивающих основные потребности населения;

ü предприятий инфраструктуры и сферы услуг.

Время доказало, что многие проблемы можно успешно решать на региональном уровне путем осуществления трансграничного сотрудничества приграничных регионов двух и больше стран. Так возникло новое понятие в международном сотрудничестве “еврорегион”, как новая модель территориально-экономичного образования, в которой главное внимание в международном сотрудничестве переносится на региональный уровень [37, С. 167].

Еврорегион – это высшая организационная форма трансграничного сотрудничества между территориальными обществами или местными органами власти приграничных регионов двух или больше государств, которые имеют общие границы. Его образование направлено на координацию взаимных усилий и осуществления ими согласованных действий в разных сферах жизнедеятельности в соответствии с национальным законодательством и нормами международного права для решения общих проблем в интересах людей, которые населяют его территорию по обеим сторонам государственной границы [27, C.151].

В Европе насчитывается более 20 еврорегионов, которые объединяют свыше 300 регионов (земель, графств, провинций, номов и т.д).

Образование еврорегионов происходит путем заключения соглашений о трансграничном сотрудничестве между органами местной власти трансграничных территорий. На этом основании формируются объединения административно-территориальных единиц муниципального и регионального уровней, заинтересованные в общей реализации разноплановых проектов в пределах данной совокупности трансграничных регионов.

Договор о создании еврорегионов, устав и изменения к ним не должны согласовываться с Министерством иностранных дел, Министерством экономики Украины, однако на практике такое согласование (консультации) происходят. Деятельность еврорегионов должна определяться собственными уставными документами.

Функционирование еврорегионов как высшей организационной формы трансграничного сотрудничества характеризуется следующими особенностями [35, C.148]:

· создание еврорегиона не приводит к возникновению нового административно-территориального образования со статусом юридического лица;

· правовая регуляция на территории каждого из членов еврорегиона осуществляется в соответствии с действующим законодательством государства, в состав которого он входит;

· организационная структура еврорегиона выполняет координационные функции и не имеет собственных полномочий, а также не может подменять органы власти, которые действуют на территории каждого из его членов;

· в политическом смысле еврорегионы не действуют против национальных интересов государства; не являются наднациональным образованием;

· в своей деятельности еврорегионы не подменивают внешнеполитические функции государств, пограничные территории которых являются членами еврорегионов.

Развитие сотрудничества на уровне еврорегионов координирует Ассамблея Европейских регионов. Цель деятельности Ассамблеи заключается в нивелировании уровня в сфере экономики, политики, культуры и так далее, то есть подтягивание отстающих регионов на нужный уровень. Для этого разработаны специальные европейские программы экономического, природоохранного, образовательного и культурного сотрудничества, которые осуществляются при поддержке Европейского Союза. Материальное финансирование происходит по различным программам Интеррег – IIC через ЕС.

14 февраля 1993 года был создан первый в Восточной Европе «Карпатский еврорегион», в который вошли приграничные области, воеводства и округа Венгрии, Польши, Румынии, Украины и Словакии с населением 16 млн. человек (в т.ч. 6,4 млн. – украинцы). Территория Карпатского еврорегиона составляет 161279 кв. км, из них на Польшу приходится 11,5%, на Словакию - 6,4%, на Румынию - 27,2%, Венгрию - 18,4% и на Украину - 36,4% всей площади [40].

Его цель – содействие сотрудничеству в экономической, социальной, научной, экологической, образовательной, культурной областях и в спорте; лоббирование и воплощение трансграничных проектов, сотрудничество с национальными институциями и организациями.

Миссия Карпатского еврорегиона заключается в улучшении уровня жизни населения данного региона, сохранения мира, содействии добрососедским отношениям по обе стороны границ, уменьшении эффекта изоляции на границах, обеспечение прозрачности границ.

29 сентября 1995 г. был создан еврорегион «Буг». Его территория составляет 80916 кв. км и охватывает три региональных части: Брестскую область Беларуси (40,5%), Люблинское воеводство Польши (31,1%), Волынскую область Украины (28,4%). Численность населения еврорегиона «Буг» составляет около 5 млн. чел, в т.ч. Украины – 1,27 млн. Отсюда начинается весь район Балтийско-Черноморского сотрудничества, который целесообразно расширить на юг Украины [13].

Этот проект ставит своей целью развитие сотрудничества приграничных территорий в таких направлениях: территориальное планирование; коммуникация, транспорт и связь; образование, здравоохранение, культура, спорт и туризм; охрана и улучшение состояния окружающей среды; ликвидация чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий; содействие расширению контактов между жителями приграничных территорий, развития сотрудничества между организациями и учреждениями, а также субъектами хозяйственной деятельности. Кроме содействия всестороннему сотрудничеству стран-участниц, можно назвать налаживание контактов с подобными структурами в Восточной и Западной Европе.

22 сентября 2000 г. создан еврорегион «Верхний Прут», в состав которого входят Черновицкая и Ивано-Франковская области (Украина), административно-территориальные единицы Республики Молдова и Румынии. Целью этого еврорегиона является расширение существующих субрегиональных связей и содействие последующему развитию трансграничного сотрудничества административно-территориальных единиц государств-основательниц, отдельных городов, других населенных пунктов, органов местного самоуправления, предприятий, неправительственных и общественных организаций в сферах экономики, образования, науки, культуры и спорта, а также создание новых механизмов международного сотрудничества и устойчивое развитие региона в рамках интеграции в современный общеевропейский процесс [4].

Еврорегион «Верхний Прут» является интересным и достаточно нетрадиционным. В его составе создан экологический еврорегион, который является своеобразным ноу-хау в теории и практике еврорегионального движения. Основной целью создания Экоеврорегиона является определение государственными и местными органами власти, а также предпринимателями трех стран взаимной заинтересованности во внедрении современных механизмов управления техногено-экологической безопасностью на всех стадиях жизненного цикла производства и потребления для улучшения конкурентоспособности продукции, успешной приватизации, инвестирования и реконструкции с одновременным обеспечением устойчивого социально-экономического развития региона в целом.

Регион Украинского Причерноморья в геополитическом отношении чрезвычайно важен для Украины как с точки зрения его экономических интересов (решение проблемы энергоносителей, увеличение объемов внешней торговли, четкой работы транспортных коммуникаций), так и с позиций национальной безопасности страны. Выход к реке Дунай – большой трансевропейской водной артерии, которая проходит вдоль 13 стран Центральной и Восточной Европы, – обеспечивает Украине связь с этими странами.

В начале 90-х годов в так называемом «Придунайском треугольнике» появились первые признаки возникновения «очагов приграничной напряженности», в первую очередь касающихся сферы межнациональных отношений, использования транспортной инфраструктуры и т.д. Создалась угроза возникновения экологической катастрофы в Дунайском бассейне.

Приграничная напряженность увеличивалась еще и тем, что на тот период отсутствовали политические договоры между Украиной, Румынией и Республикой Молдовой.

В 1996-1997 годах Одесская область установила прямые связи с приграничными к ней румынскими уездами Галац и Тульча. Это помогло снять возникшую напряженность и перевести политические осложнения в плоскость интенсивного экономического сотрудничества с перспективой создания условий для свободной торговли между странами.

14 августа 1998 года, после встречи Президентов Украины, Молдовы и Румынии, были подписаны документы о создании еврорегиона «Нижний Дунай» в составе Одесской области (Украина), уезда Кагул и Кантемир (Молдова) и трех уездов Румынии – Галац, Тульча, Бреила (табл. 2.10). Нормативно-правовой базой для создания еврорегиона «Нижний Дунай» стала вышеназванная Европейская Рамочная Конвенция, Договор о добрососедстве и сотрудничестве между Украиной и Румынией, Соглашение между правительствами Украины и Республикой Молдова о сотрудничестве пограничных административно-территориальных единиц, а также Протоколе о трехстороннем сотрудничестве между Украиной, Молдовой и Румынией.

Таблица 2.10



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 399; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.195.24 (0.016 с.)