Принципы развития экологического права стран современного мира 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принципы развития экологического права стран современного мира



Содержание и сущность права окружающей среды определяют общеправовые и отраслевые принципы.

Общеправовые принципы современного экологического права — это принцип уважения государственного суверенитета, невме­шательства во внутренние дела других государств, мирного разре­шения возникающих споров, добровольного исполнения взятых обя­зательств.

Что же касается отраслевых принципов, в последнее время сфор­мировались новые принципы, влияющие на концептуальные изме­нения и развитие права окружающей природной среды и получив­шие общее признание9. См.: Кравченко С. М., Андрусевич А. О., Бонайн Дж. Е. Актуальні проблеми міжнародного права навколишнього середовища: Підручник / За ред. С. М. Кравченко. — Л.: Вид. Центр ЛНУ, 2002. — С. 27-28.

Эти принципы закреплены Декларацией РИО, Договором о Ев­росоюзе, национальными законами об охране окружающей при­родной среды.

Статья 174 Договора о Евросоюзе перечисляет принципы эколо­гической деятельности ЕС.

Это принцип превентивных действий, означающий, что деятельность сообщества направлена на предуп­реждение и профилактику ущерба окружающей среде; принцип предосторожности, который заключается в том, что недостаток обо­снованных научных данных не может рассматриваться как причи­на отмены или отсрочки мероприятий Европейского Союза по про­филактике загрязнения окружающей среды или иного ущерба; принцип возмещения ущерба, означающий, что качество окружаю­щей среды должно быть восстановлено либо ущерб должен быть минимизирован; принцип ответственности загрязнителя означает, что расходы на мероприятия по восстановлению качества окружа­ющей среды возлагаются на владельцев источников загрязнений, а не на потребителя, желающего жить в здоровой и безопасной окружающей среде.

В решении по делу Safety High Tech Европейский суд разъяснил, что эти принципы имеют нормативное значение.

Принцип равноправия настоящего и будущих поколений требу­ет принимать во внимание влияние производственной деятельнос­ти в настоящем на условия жизни будущих поколений.

Этот прин­цип предполагает рациональное использование природных ресур­сов и предупреждение причинения вреда окружающей природной среде, изменение процедуры оценки влияния на окружающую при­родную среду.

Человек имеет фундаментальные права на свободу, равенство и благоприятные условия жизни в окружающей среде, качество ко­торой позволяет вести достойную и процветающую жизнь, и несет главную ответственность за охрану и улучшение окружающей сре­ды на благо настоящего и будущих поколений. Природные ресур­сы Земли, включая воздух, землю, флору и фауну, и особенно репре­зентативные образцы естественных экосистем, должны быть сохра­нены на благо нынешнего и будущих поколений путем тщатель­ного планирования и управления.

Пункт б Стокгольмской декларации гласит: наступил такой мо­мент в истории, когда мы должны регулировать свою деятельность в мире, проявляя более тщательную заботу в отношении послед­ствий этой деятельности для окружающей среды.

Из-за неведения или безразличного отношения мы можем нанести огромный не­поправимый ущерб земной среде, от которой зависят наша жизнь и благополучие.

И, наоборот, благодаря наиболее полному примене­нию наших знаний и более разумному подходу, мы можем обеспе­чить для себя и наших потомков лучшую жизнь в условиях среды, которая в большей степени будет соответствовать потребностям и чаяниям людей.

Охрана и улучшение окружающей человека сре­ды для нынешнего и будущих поколений стали важнейшей целью человечества, целью, которая должна быть достигнута совместно и в соответствии с установлениями и основными целями мира и меж­дународного экономического и социального развития.

Охрана экологических интересов будущих поколений в полной мере проявляется в борьбе мирового сообщества с изменениями климата.

В 1992 г. была принята Рамочная конвенция ООН «Об изменении климата», в которой отразилась обеспокоенность миро­вого сообщества изменением климата, вызванным человеческой деятельностью, решимость защищать климатическую систему в ин­тересах настоящего и будущего поколений.

Изменения климата Конвенция определяет как изменения кли­мата, прямо или косвенно обусловленные деятельностью человека, которая накладывается на природные колебания климата.

Небла­гоприятные последствия изменения климата понимаются как из­менения в физическом состоянии либо биоте Земли, вызванные изменениями климата, которые негативно влияют на состав, спо­собность к восстановлению или продуктивность природных экоси­стем, на функционирование социально-экономических систем или на здоровье и благосостояние людей.

Целью конвенции является стабилизация концентрации пар­никовых газов на таком уровне, который бы исключал опасное антропогенное влияние на климатическую систему при условии исключения угрозы производству продовольствия и устойчивому экономическому развитию.

Меры по предупреждению изменений климата должны быть эко­номически эффективными, широкомасштабными, охватывающими все источники парниковых газов, все экономические секторы — энергетику, транспорт, промышленность, сельское и лесное хозяй­ство, отходы.

Политика в сфере климата должна отвечать услови­ям каждой страны и быть интегрированной в национальные про­граммы экономического развития.

Согласно Киотскому протоколу к Конвенции развитые страны взяли на себя обязательство до 2012 г. уменьшить выбросы парниковых газов на 5%.

С этой целью определен порядок установления квот на выбросы парниковых газов и международной торговли квотами.

Наивысшим органом Конвенции об изменении климата явля­ется Конференция сторон.

К компетенции Конференции относится рассмотрение и утверждение докладов о соблюдении положений Конвенции.

На шестой сессии Конференции был сформулирован проект Боннских соглашений об осуществлении Буэнос-Айресско-го плана действий.

План предполагает техническую и финансовую поддержку развивающихся стран и стран с переходной экономи­кой, которые обязуются включить положения о мерах предупреж­дения изменения климата в Национальные стратегии устойчивого развития.

Финансирование необходимых мероприятий предполагается производить через Глобальный экологический фонд, основ­ными задачами которого являются борьба с изменениями климата, финансирование передачи технологий, энергетики, транспорта, про­мышленности, сельского и лесного хозяйства, помощь развиваю­щимся странам.

Седьмая сессия Конференции сторон состоялась в г. Маракеше (Марокко) в 2001 г.

Она утвердила Боннские согла­шения.

Стороны, включенные в Приложение 2 к Конвенции, изъя­вили согласие взять на себя обязательства по финансированию на­меченных мероприятий.

Сегодня существуют экономически эффективные технологии, по­зволяющие сократить выброс парниковых газов, затраты на решение этого вопроса не превышают 0,2-2% внутреннего валового продукта, а в случае международного сотрудничества будут даже меньше10. Доклад Конференции сторон о работе шестой сессии. Бонн, 2001. ООН FCCC/CP/2001/5.

По мнению Международного Суда ООН, следует учитывать уни­кальные качества ядерного оружия, а именно его способность на­носить вред будущим поколениям при проведении испытаний.

Применение принципа защиты интересов настоящего и буду­щего поколений иллюстрирует дело Хуана Антонио Опози (пред­ставитель детей) против Франческо Факторана.

Иск группы детей, как представителей будущего, против секретаря департамента ок­ружающей среды содержит требование отозвать лицензию на вы­рубку лесов и запретить выдавать новые лицензии.

В решении Вер­ховного Суда Филиппин сказано: «Нет необходимости говорить, что каждое поколение несет ответственность перед следующим по сохранению ритма и гармонии природы для обеспечения сбалан­сированной и здоровой экологии»11. См.: Кравченко С. М., Андрусевич А. О., Бонайн Дж. Е. Актуальні проблеми міжнародного права навколишнього середовища. — С. 31.

Принцип предостережения и предупреждения, декларированный 15-м принципом РИО, основан на признании того, что научная до­стоверность информации подтверждается слишком поздно для при­нятия эффективных правовых и политических мер для предупреж­дения причинения вреда окружающей природной среде.

Охрана ок­ружающей природной среды является наиболее эффективной, если осуществляется путем предупреждения причинения вреда.

Легче предупредить загрязнение путем сокращения и своевременной ути­лизации отходов, осуществления экологического аудита, менедж­мента и оценки влияния на окружающую природную среду.

Большинство экологических проблем требует комплексного ана­лиза технических, экономических, экологических факторов.

Этот принцип акцентирует внимание на степени вероятности наступле­ния вредных последствий для здоровья людей и природной среды.

Принцип предостережения переносит бремя доказывания обсто­ятельств, необходимых для принятия решения, на тех, кто плани­рует либо осуществляет такую деятельность.

Принцип предостережения и предупреждения является одним из наиболее значимых для предупреждения причинения экологи­ческого вреда еще до того, как он возникнет, и потому способствует минимализации ущерба и уменьшению затрат, необходимых для восстановления качества окружающей природной среды.

В случае возникновения угрозы причинения вреда окружаю­щей среде, отсутствие полной научной достоверности не рассмат­ривается как препятствие для применения превентивных мер с целью предупреждения деградации природы и причинения вреда здоровью людей.

Принцип предостережения применяется в случае достоверного установления возможного негативного влияния оп­ределенной деятельности, продукта или процесса на состояние здо­ровья людей или природные объекты, когда установить степень риска абсолютно точно не представляется возможным.

В Коммюнике Еврокомиссии определены условия и порядок при­менения принципа предостережения. Данный принцип должен бази­роваться на наиболее полной возможной научной оценке.

Степень достоверности информации определяется на всех стадиях деятель­ности.

Оценка касается степени риска осуществляемой деятельнос­ти и возможных последствий бездеятельности.

Должны быть также определены альтернативные варианты проекта.

Результаты науч­ной оценки должны быть доступны всем заинтересованным лицам12. См.: Миюевич М. М., Андрусевич Н. I., Будякова Т. О. Свропейське пра­во навколишнього середовища. — Л.: Еко-право, 2004. — С. 89-90.

Принцип предупреждения и предостережения вошел в Картагенский протокол о биобезопасности к Конвенции о биологичес­ком разнообразии от 29 января 2000 г. (Украина присоединилась к протоколу 12.09. 2002 г).

В протоколе поддерживается принцип применения превентивних мер, отображенный в 15-м принципе Рио-де-Жанейрской декларации по окружающей среде и развитию, от­мечается широкое распространение современных биотехнологий и возрастающая обеспокоенность общественности ее потенциальным иредным воздействием, признаются широкие возможности био­технологии для повышения благосостояния людей, при условии ис­пользования с соблюдением соответствующих мер безопасности.

Этот протокол регулирует безопасность передачи, обработки и использования живых измененных организмов, полученных в результате применения современных биотехнологий, могущих небла­гоприятно влиять на сохранение и устойчивое использование био­разнообразия и представлять угрозу для здоровья людей.

Особое внимание уделяется порядку трансграничного перемещения ука­занных организмов. Принцип требует детальной достоверной ин­формации и документации относительно измененных живых орга­низмов, ввозимых в страну, и их влияния на эндемичные организ­мы и население.

Протокол не применяется к трансграничному пе­ремещению живых измененных организмов, представляющих со­бою фармацевтические препараты для людей.

Принцип дифференцированной ответственности заключается в том, что все государства обязуются обеспечивать охрану окружаю­щей природной среды и устойчивое развитие, но вследствие раз­личных экономических, социальных и экологических условий на них возлагается различный объем ответственности.

Ответствен­ность в большем объеме возлагается на государства, чей «вклад» в деградацию окружающей природной среды более значительный.

Это позволяет более эффективно решать общие проблемы в сфере окружающей природной среды.

Концепция дифференцированной ответственности противоречива и не определяет четко, в какой степени развитые государства дол­жны предоставлять финансовую и другую помощь развивающим­ся странам13. См.: Кравченко С. М., Андрусевич А. О., Бонайн Дж. Е. Актуальні проблеми міжнародного права навколишнього середовища. — С. 35-36.

Не определены и источники финансирования.

Принцип оценки влияния на окружающую среду провозглашен в Декларации РИО и предусмотрен Конвенцией об оценке влияния на окружающую среду в трансграничном контексте (Еспо,1999), Протоколом по стратегической экологической оценке к Конвен­ции об оценке воздействия на окружающую среду в трансгранич­ном контексте (Киев, 21.05.2003 г.)

Государства осуществляют оценку влияния на состояние окру­жающей природной среды антропогенной деятельности, которая может оказывать негативное воздействие на состояние окружаю­щей природной среды.

Значение такой оценки обусловлено взаимо­связью между хозяйственной деятельностью и ее экологическими последствиями, необходимостью предупреждения причинения вре­да окружающей среде и осуществления мониторинга значительных вредных воздействий, необходимостью повышения качества инфор­мации и учета экологических факторов на ранних этапах приня­тия решений.

Стороны Конвенции на индивидуальной или коллек­тивной основе предпринимают необходимые и достаточные меры по предупреждению значительного вредного трансграничного вли­яния запланированной деятельности, его уменьшению и контролю за ним.

К деятельности, подлежащей оценке, относятся деятельность нефтеочистительных заводов, тепловых электростанций, металлур­гических и химических комбинатов, торговых портов, плотин, водохранилищ, строительство автомагистралей, вырубка лесов и т.д.

Согласно вышеупомянутому Протоколу, была признана важность полного учета экологических, в том числе связанных со здоровьем населения, соображений при разработке и принятии планов и про­грамм и, насколько это возможно, политики и законодательства.

Целью оценки влияния на состояние окружающей среды явля­ется обеспечение высокого уровня охраны окружающей среды, вклю­чая здоровье населения, путем: обеспечения того, чтобы экологи­ческие, в том числе связанные со здоровьем населения, соображе­ния тщательно учитывались при разработке планов и программ; установления четких, открытых и эффективных процедур страте­гической экологической оценки; обеспечения участия обществен­ности в стратегической экологической оценке и интеграции благо­даря этим мерам экологических, в том числе связанных со здоро­вьем населения, озабоченностей в меры и документы, разрабатыва­емые в целях обеспечения устойчивого развития.

Стратегическая экологическая оценка проводится в отношении планов и программ, которые разрабатываются для сельского и лесиого хозяйства, рыболовства, энергетики, промышленности, вклю-iiim горную добычу, транспорта, регионального развития, управле­ния отходами, водного хозяйства, телекоммуникаций, туризма, плани­рования развития городских и сельских районов или землепользова­ния и определяют возможность выдачи в будущем разрешений на реализацию проектов, перечисленных в приложении к Конвенции.

«Стратегическая экологическая оценка» означает оценку веро­ятных экологических последствий (последствий для здоровья на-соления, флоры, фауны, биоразнообразия, почвы, климата, воздуха, поды, ландшафта, природных объектов, материальных активов, куль­турного наследия и взаимодействия этих факторов) и включает в себя определение сферы охвата экологического доклада и его под­готовки, обеспечение участия общественности и учета ее мнения, а также учет в плане или программе положений экологического док­лада, результатов участия общественности и ее мнения.

Государство, в котором деятельность планируется, обязано оповестить другие заинтересованные государства, провести консульта­ции с государством, находящимся под угрозой наступления эколо­гических трансграничных последствий, относительно уровня тако­го влияния и мер по его предупреждению (уменьшению).

Стороны уделяют особое внимание:

- разработке и исполнению конкретных исследовательских про­грамм, направленных на совершенствование существующих мето­дов качественной и количественной оценки последствий заплани­рованной деятельности; глубокому уяснению причинно-следствен­ных связей и их роли в комплексном рационально природополь­зовании;

- мониторингу эффективности исполнения решений по запла­нированным видам деятельности с целью предупреждения или минимализации негативного влияния;

- разработке методов привлечения экологически обоснованных альтернатив запланированным видам деятельности, структуре про­изводства и потребления; разработке методологии оценки влия­ния на окружающую среду на макроэкономическом уровне.

Стороны проводят совещания, приуроченные к ежегодным сес­сиям стран Европейской экономической комиссии по проблемам окружающей среды и водных ресурсов.

Стороны осуществляют обзор политики и методологических под­ходов сторон к ОВОС с целью совершенствования процедур ОВОС в трансграничном аспекте; обмениваются информацией относитель­но опыта проведения ОВОС в трансграничном аспекте; при необ­ходимости обращаются к помощи компетентных органов или на­учных комитетов для решения методологических или техничес­ких вопросов, возникающих при решении поставленных целей; рас­сматривают и применяют дополнительные меры, необходимые для достижения намеченных целей.

Принцип «загрязнитель платит» означает, что на загрязнителя возлагаются обязанности по компенсации затрат, необходимых для ликвидации негативных экологических последствий его деятель­ности. Государства сотрудничают в целях дальнейшего развития правовых норм, касающихся ответственности и компенсации жер­твам за загрязнение и за другие виды ущерба, причиненные в ре­зультате деятельности в пределах их юрисдикции, или контроля за окружающей средой в районах, находящихся за пределами дей­ствия их юрисдикции.

Этот принцип был рекомендован Организацией безопасности и сотрудничеству в Европе еще в 1972 г., но и поныне является спор­ным, в особенности для развивающихся стран, так как тяжесть интернационализации экологических выплат непомерно высока для них 14. См.: Кравченко С. М., Андрусевич А. О., Бонайн Дж. Е. Актуальні проблеми міжнародного права навколишнього середовища. — С. 39.

Уважая критерии, установленные международным сообще­ством, или нормы, которые должны быть установлены на нацио­нальном уровне, крайне важно во всех случаях принимать во вни­мание системы ценностей, установленные в каждой стране, и сте­пень применения норм, которые пригодны для большинства разви­тых стран, но которые могут не подходить и вызывать неоправдан­ные социальные расходы в развивающихся странах.

Кроме того, легализация загрязнений (осуществление их на ос­нове лицензии, с определением допустимого их объема) не способ­ствует их сокращению.

В этом случае следует предоставлять ли­цензию на осуществление специального природопользования и взыс­кивать соответствующую плату, которую направлять на внедрение современных технологий, восстановление качества окружающей среды.

Затраты следует взыскивать с прибылей загрязнителей, а не шслючать их в стоимость товаров и услуг, что ущемляет интересы потребителей и не способствует сокращению выбросов.

В соответствии с 24-м принципом РИО война подрывает устой­чивое развитие.

Военное или любое иное враждебное использова­ние средств воздействия на окружающую природную среду приво­дит к чрезвычайно пагубным последствиям для жизни, здоровья м благосостояния людей, поэтому должно быть запрещено.

Прин­цип международного сотрудничества в сфере охраны окружающей природной среды и запрещения экологической агрессии приобре­тает особое значение.

В Парижской хартии для новой Европы отмечено, что сохране­ние окружающей среды — это совместная обязанность всех евро­пейских стран.

При поддержке усилий, предпринимаемых в этой области на национальном и региональном уровнях, следует также иметь в виду необходимость совместных действий на более широ­кой основе.

Каждое государство обязуется не прибегать к военному или любому иному враждебному использованию таких средств, которые име­ют широкие, долгосрочные или серьезные последствия, в качестве способов разрушения, нанесения ущерба или причинения вреда.

Средства воздействия на природную среду понимаются как лю­бые средства для ее изменения путем преднамеренного управле­ния природными процессами, динамикой, составом или структу­рой Земли, включая ее биоту, литосферу, гидросферу и атмосферу, или космическим пространством.

Природная среда не признается законным объектом военной агрессии.

В период военных конфликтов необходимо предприни­мать меры для предотвращения долговременного необратимого эко­логического ущерба.

Например, запрещается применять в отноше­нии лесов и иной растительности зажигательное оружие, подвер­гать нападению установки и сооружения, которые можно отнести к источникам повышенной экологической опасности (плотины), если есть угроза высвобождения опасных сил.

В то же время нет никаких препятствий для использования средств воздействия на природную среду в мирных целях. Госу­дарства способствуют самому полному обмену научной и техничес­кой информацией об использовании средств воздействия на природную среду в мирных целях и имеют право участвовать в таком обмене.

Государства, которые в состоянии делать это, по отдельнос­ти или совместно с другими государствами или международными организациями, должны вносить вклад в международное экономи­ческое и научное сотрудничество в области сохранения, улучше­ния и мирного использования окружающей среды с должным уче­том нужд развивающихся районов мира.

Государства обязуются в соответствии со своими конституционными процедурами, прини­мать меры по запрещению и предотвращению любой деятельности, совершаемой с нарушением установленных правил, консультиро­ваться и сотрудничать друг с другом в решении любых вопросов.

Понимание принципа сохранения биологического разнообразия в последнее время претерпело значительные изменения и стало более широким.

Биологическое разнообразие — это разнообразие живых организмов из всех источников, включая наземные, морс­кие и иные водные экосистемы и комплексы, частью которых они являются.

Это понятие включает разнообразие в рамках вида, между видами и разнообразие экологических систем.

Охрана биоразнооб­разия основывается на признании его экологического, генетичес­кого, социального, экономического, научного, культурного, эстети­ческого значения для эволюции и охраны жизнеобеспечивающих систем биосферы, для устойчивого развития.

В случаях реальной угрозы значительного уменьшения либо ут­раты биоразнообразия отсутствие научно обоснованной информа­ции не может быть причиной неприменения мер по его охране.

В то же время признается зависимость коренного населения, сохраняющего традиционный образ жизни, а также развивающих­ся стран от биологических ресурсов, отмечается необходимость учета их интересов и потребностей.

Этим странам должны быть предос­тавлены дополнительные финансовые ресурсы и возможность дос­тупа к современным технологиям.

Конвенция «Об охране дикой флоры и фауны и природной сре­ды их обитания в Европе» признала дикую флору и фауну природ­ным наследием выдающейся ценности, которое необходимо сохра­нить и передать будущим поколениям.

Проблема охраны флоры и фауны должна учитываться прави­тельствами всех стран в их национальных программах и заданиях, так как многочисленные их виды находятся на грани исчезновения и для защиты, в частности, мигрирующих видов и среды их обита­нии необходимы усилия всего мирового сообщества.

Каждое госу­дарство обязуется учитывать в своей политике планирования, заст­ройки и развития территорий и в мерах по предотвращению загряз­нения необходимость охраны дикой флоры и фауны с тем, чтобы их и иловой и количественный состав был экологически сбалансирован.

Для успешного решения этой задачи государства обязаны содействовать экологическому просвещению и предоставлять необходи­мую для охраны видов и их среды обитания информацию.

Относительно видов фауны, перечисленных в приложении 1 к Конвенции (исчезающие виды), запрещаются все формы вылова, задержания, умышленного уничтожения, причинение вреда местам ниведения потомства, нарушение покоя, особенно в период размно­жения и зимовки, владение животными или торговля ими (живы­ми или мертвым).

К мерам по охране флоры и фауны относятся периоды запрещения охоты, запрет иного использования с целью восстановления популяций, регулирование продажи и содержания.

Европейские страны обязуются осуществлять все необходимые и эффективные мероприятия по предупреждению значительного трансграничного влияния запланированной деятельности, его умень­шению и контролю за ним 15. Конвенция об оценке влияния на окружающую среду в трансграничном контексте (1991).

При этом под влиянием понимаются любые последствия зап­ланированной деятельности для окружающей среды, включая здо­ровье и безопасность людей, флору, фауну, почвы, воздух, воды, кли­мат, ландшафты, исторические памятники, взаимосвязь между эти-ми факторами, последствия для культурного наследия либо соци­ально-экономических условий, являющихся результатом измене­ния этих факторов.

Термин «сторона происхождения» означает страну, под юрис­дикцией которой предполагается выполнять запланированную де­ятельность.

«Затронутая сторона» означает государство, которое может быть подвержено влиянию такой деятельности, «запланированная деятельность» понимается как любая деятельность, либо значительное изменение в деятельности, если это требует приня­тия решения компетентным органом в соответствии с национальной процедурой.

Трансграничным влиянием считается любое вли­яние не только глобального характера, в районе, который находит­ся под юрисдикцией той или иной стороны, вызванное за­планированной деятельностью, источник которой находится в пре­делах района, подпадающего под юрисдикцию другой стороны.

Каждая сторона осуществляет необходимые законодательные, уп­равленческие мероприятия относительно опасных видов деятельно­сти, включая установление процедуры оценки влияния на окружа­ющую природную среду, которая дает возможность участия обще­ственности, и подготовку необходимой документации.

Сторона про­исхождения обеспечивает осуществление такой оценки до приня­тия решения о санкционировании либо начале такой деятельности, а также оповещение затронутых сторон о характере такой деятель­ности, возможном ее влиянии на состояние окружающей среды.

Информация, которая должна быть включена в документацию об оценке влияния на окружающую среду, как минимум, содержит:

а) описание запланированной деятельности и ее цели;

б) описание разумных альтернатив географического или техно­логического характера запланированной деятельности, вклю­чая отказ от ее осуществления;

в)описание тех элементов окружающей среды, которые с боль­шой вероятностью подпадут под влияние запланированной деятельности;

г) описание видов влияния на окружающую среду запланиро­ванной деятельности (ее альтернативных вариантов) и оцен­ка масштаба влияния;

д) описание превентивных мер, направленных на то, чтобы све­сти к минимуму вредное влияние на окружающую среду;

е) конкретное определение способов прогнозирования и исход­ных положений, лежащих в их основе;

ж) описание пробелов в знаниях и неопределенностей, выявлен­ных при подготовке необходимой информации;

з) краткое содержание программ мониторинга и управления.

При рассмотрении запланированных видов деятельности заин­тересованные стороны могут изучить вопрос о том, может ли дан­ный вид деятельности оказывать значительное вредное трансгра­ничное влияние на основании следующих данных:

а) масштабов запланированных видов деятельности

б) особенностей района их осуществлении;

в) последствий запланированной деятельности, включая серьез­ные негативные последствия для людей, ценных видов фло­ры и фауны, последствий, которые препятствуют использова­нию затронутого района в настоящем или будущем либо при­водят к нагрузке, превышающей уровень устойчивости сре­ды к внешним воздействиям.

Заинтересованные стороны рассматривают запланированные виды деятельности, которые будут осуществляться в непосредствен­ной близости к границе, а также в более отдаленных районах, если они и могут оказывать значительное трансграничное влияние на зна­чительном отдалении от места осуществления деятельности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 298; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.186.164 (0.053 с.)