Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Право окружающей среды ФранцииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Право окружающей среды Франции характеризуется значительной степенью развития. За последнее время был принят пакет законов в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, регулирующий такие разнообразные вопросы, как окружающая среда, открытые пространства, флора и фауна, загрязнение окружающей среды, предотвращение негативных последствий чрезвычайных ситуаций. В 1976 г. был принят Закон «Об охране окружающей среды», содержащий основные принципы охраны окружающей среды, положения о международном сотрудничестве в этой области, основы охраны отдельных природных объектов. В 1975 г. был принят Закон «Об отходах», в 1976 г. Закон о зарегистрированных зданиях, в 1986 г. — Горный закон. Кроме этого во Франции действует целый ряд старых нормативных актов, восходящих к XIX в., регулирующих охрану лесов, береговой полосы, атмосферного воздуха. Первые попытки законодательного регулирования промышленного производства относятся к 1806-1810 гг., а Закон от 14 декабря 1964 г., посвященный охране вод, включает в себя постановления XIX в. 18 сентября 2000 г. после продолжительной подготовительной работы был принят экологический кодекс. В 1989 г. министр по охране окружающей среды и экологии инициировал исследования в области реструктуризации и кодификации права окружающей среды. В 1990 г. докладчик по проекту бюджета министерства по охране окружающей среды насчитал 140 законов и 817 положений, регулирующих отношения в области экологического права. Была доказана юридическая и социальная необходимость экологического кодекса 27. Кромарек П. О чудо-кодексе Франции // Экологическое право. — 2000. — №5. — С. 39. Кодекс регулирует вопросы охраны природы, воздуха, водное хозяйство, отходы, промышленные предприятия. Экологический кодекс состоит из общей и особенной части, изложенных в шести книгах. В ст. 1 биологическое многообразие и биологическое равновесие признаны составной частью наследия нации. Общая часть (книга 1) включает в себя принципы экологического законодательства, цели экологической политики, порядок информирования заинтересованных лиц о состоянии вод, атмосферного воздуха, отходах, генной инженерии, основания и меры административной и уголовной ответственности в этой сфере, порядок экологического налогообложения. Особенная часть (книги 2-6) регламентирует охрану природы, лесов, вод, воздуха, флоры и фауны, определяет порядок обращения с опасными отходами. Шестая книга полностью посвящена порядку решения экологических проблем заморских территорий Франции. Вторая книга регламентирует охрану атмосферного воздуха, вод, рациональное использование энергии. Существенным ее недостатком является умолчание о вредных выбросах транспортных средств и мерах по их регулированию, охране климата. Эти вопросы регулируются отдельными законами — Воздушным законом от 1996 г. и Законом о внутреннем транспорте, принятым в 1982 г., Кодексом об общественном здоровье. Здесь также содержатся нормы, регулирующие охрану и рациональное использование водных ресурсов, рыболовство. В третьей книге содержатся нормы, регламентирующие охрану и использование заповедников, прибрежных зон, зон охраняемого ландшафта, биологического многообразия. В четвертой книге отражены вопросы охраны флоры и фауны, рыболовства, охотничьего, сельского и лесного хозяйства. Пятая книга регулирует деятельность по обращению с химическими веществами, отходами, генную инженерию, промышленные сооружения, естественные риски, защиту от шума. Общественные отношения по использованию нефти, подземного газа, полезных ископаемых относят не к экологическому, а к водному праву. За нарушение требований в области охраны окружающей природной среды установлена уголовная ответственность. Уголовным кодексом (1994) предусмотрена ответственность за экологический терроризм, то есть загрязнение воздуха, почв, вод веществами, могущими представлять опасность для здоровья людей, животных или окружающей среды, если такие действия направлены на подрыв общественного порядка путем запугивания или террора. Экологический терроризм наказывается лишением свободы на срок до 15 лет. Если указанные действия повлекли смерть одного или нескольких человек, может быть назначено пожизненное лишение свободы. Обеспечением экологической безопасности во Франции занимается полиция и жандармерия. В обязанности жандармерии входит контроль водных путей, лесов, охотничьего хозяйства. С 1992 г. при национальном командовании жандармерии функционирует специальный отдел для координации действий различных органов в области охраны окружающей среды. Среди подразделений жандармерии распространен меморандум о природе и окружающей среде. Силами жандармерии производится проверка автомобилей во время охотничьего сезона, расследование случаев браконьерства. В сельской местности в территориальной жандармерии созданы «зеленые бригады» для осуществления профилактической работы в этой сфере, а также контроля за состоянием окружающей среды. Деятельность их сосредоточена в областях охоты, рыболовства, контроля за соблюдением муниципального законодательства об отходах и охране природы. Надзор за соблюдением природоохранительного законодательства осуществляет и прокуратура. Однако считать работу жандармерии по обеспечению экологического порядка эффективной нельзя по причине недостаточно четких полномочий и несовершенного оснащения 28. См.: Лапина М. А. Опыт деятельности зарубежных правоохранительных органов по обеспечению экологической безопасности // Экологическое право. — 2000. — № 1. — С. 34-35. Такие государства Восточной и Центральной Европы, как Польша, Венгрия, Чехия, имеют достаточно развитое право окружающей среды. В этих государствах приняты комплексные законы об охране окружающей среды. Однако в настоящий период в связи со вступлением в Европейский Союз перед этими государствами поставлена задача приведения права окружающей среды в соответствие с европейскими стандартами. Ведущей задачей законодателя является имплементация норм и положений об охране природы Европейского Союза в национальное законодательство. Ее решение сталкивается с объективными трудностями — нехваткой финансовых средств, устаревшими промышленными объектами, не соответствующими экологическим требованиям Европейского Союза. В этом плане представляет интерес пример развития в соответствии с новыми требованиями уголовно-правовой охраны окружающей среды Польши 29. Радецкий В. Развитие уголовно- экологического права в Польше с учетом требований Европейской конвенции об охране окружающей среды уголов- ■ ным правом // Государство и право. — 2002. — № 10. — С. 48-56 В соответствии с положениями резолюции Гамбургского конгресса Международной ассоциации уголовного права в предупреждении опасности, грозящей окружающей среде, первостепенную роль играют не уголовно-правовые, а иные средства. Уголовное право играет вспомогательную роль в обеспечении реализации гражданско-правовых и административных средств и применяется в случае серьезных нарушений.
Основные положения уголовно-экологического права Евросоюза содержатся в Конвенции Совета Европы об уголовно-правовой охране окружающей среды. Раздел II «Средства, которые следует реализовывать на национальном уровне» включает определение умышленных и неосторожных преступлений, юрисдикцию, перечень уголовно-правовых санкций, ответственность корпораций.
Основаниями уголовной ответственности признаны: 1) выброс, эмиссия определенных веществ либо ионизирующих излучений в природную среду, если это причинило смерть людей, либо существенный вред их здоровью, либо значительный ущерб охраняемым объектам, собственности, растениям или животным; 2) противоправное удаление, переработка, хранение, транспортировка, экспорт, импорт опасных отходов при условии, что это привело (могло привести) к смерти людей, существенному ухудшению их здоровья либо существенному ухудшению качества воздуха, земли, вод, животных либо растений; 3) противоправная эксплуатация промышленного предприятия (опасных производств) с нарушением требований экологических законов, приведшая либо могущее привести к смерти человека, причинению существенного вреда его здоровью, существенному ухудшению качества природных объектов; 4) противоправное производство, преобразование, хранение, транспортировка, экспорт или импорт ядерных материалов, если это вызвало (могло вызвать) перечисленные последствия. В первом случае ответственность наступает при отсутствии нарушений конкретных норм при наличии вины, в остальных случаях их основанием уголовной ответственности является нарушение законов, административных предписаний, решений, принятых уполномоченным органом. Конвенция предусматривает основания административной ответственности. Это деяния, перечисленные выше, при отсутствии преда или угрозы его причинения, а также противоправное создание шума, причинение вредных последствий национальному napкy, природному резервату, другой территории, находящейся под особой охраной, противоправное владение, изъятие, убийство, повреждение, продажа или приобретение охраняемых видов диких животных и растений. Конвенция предусматривает уголовную ответственность юридических лиц и других коллективных субъектов. Однако с учетом того, что большинство стран Евросоюза руководствуются принципом «Объединение не может совершить преступления», требования Конвенции считаются выполненными при условии установления административной ответственности. В Польше уголовно-правовая охрана окружающей среды предусмотрена р. XXII УК «Преступления против окружающей среды». Устанавливается ответственность за загрязнение природных объектов опасными веществами и ионизирующими излучениями, а также ненадлежащее обращение с ядерными материалами и источниками ионизирующих излучений при условии создания угрозы жизни или здоровью людей либо угрозы причинения значительного ущерба растительному или животному миру. Наступление реальных последствий является квалифицирующим обстоятельством. Криминализированы также противоправный ввоз отходов либо токсичных веществ из-за рубежа, причинение существенного вреда в результате уничтожения растительного или животного мира на особо охраняемых территориях, либо уничтожения или повреждения охраняемых правом объектов и территорий, либо осуществление хозяйственной деятельности, угрожающей окружающей среде, на ценных с экологической точки зрения территориях. Таким образом, польская концепция ответственности соответствует концепции, принятой в Конвенции. Ответственность предусмотрена за создание угрозы окружающей среде. В случае ратификации Конвенции должны быть внесены незначительные новации. Например, в Конвенции последствия противоправного деяния возможны в виде смерти людей, причинения вреда их здоровью, ухудшения качества воздуха, вод, почв, повреждения памятников и особо охраняемых территорий, животных и растений. В Польше такие последствия ограничены возможностью наступления смерти либо причинения вреда здоровью людей. Важным является также приведение законодательства в соответствие с Базельской конвенцией «О контроле трансграничной перевозки и удаления отходов». Нормы польского УК носят односторонний характер, т.е. ответственность предусмотрена только за ввоз отходов, но не за вывоз. Польша обязалась установить контроль за неправомерный ввоз-вывоз таких веществ, что было выполнено в Законе «Об отходах». Предстоит также решить вопрос об ответственности за загрязнение окружающей среды производственным шумом.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 641; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.75.147 (0.008 с.) |