Право окружающей среды Франции 





Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Право окружающей среды Франции



Право окружающей среды Франции характеризуется значитель­ной степенью развития.

За последнее время был принят пакет за­конов в области охраны окружающей среды и обеспечения эколо­гической безопасности, регулирующий такие разнообразные воп­росы, как окружающая среда, открытые пространства, флора и фау­на, загрязнение окружающей среды, предотвращение негативных последствий чрезвычайных ситуаций.

В 1976 г. был принят Закон «Об охране окружающей среды», содержащий основные принципы охраны окружающей среды, по­ложения о международном сотрудничестве в этой области, осно­вы охраны отдельных природных объектов.

В 1975 г. был принят Закон «Об отходах», в 1976 г. Закон о зарегистрированных здани­ях, в 1986 г. — Горный закон.

Кроме этого во Франции действует целый ряд старых нормативных актов, восходящих к XIX в., ре­гулирующих охрану лесов, береговой полосы, атмосферного воз­духа.

Первые попытки законодательного регулирования промыш­ленного производства относятся к 1806-1810 гг., а Закон от 14 де­кабря 1964 г., посвященный охране вод, включает в себя поста­новления XIX в.

18 сентября 2000 г. после продолжительной подготовительной работы был принят экологический кодекс.

В 1989 г. министр по охране окружающей среды и экологии инициировал исследова­ния в области реструктуризации и кодификации права окружаю­щей среды.

В 1990 г. докладчик по проекту бюджета министер­ства по охране окружающей среды насчитал 140 законов и 817 положений, регулирующих отношения в области экологического права.

Была доказана юридическая и социальная необходимость экологического кодекса 27. Кромарек П. О чудо-кодексе Франции // Экологическое право. — 2000. — №5. — С. 39.

Кодекс регулирует вопросы охраны природы, воздуха, водное хозяйство, отходы, промышленные пред­приятия.

Экологический кодекс состоит из общей и особенной части, изложенных в шести книгах.

В ст. 1 биологическое много­образие и биологическое равновесие признаны составной частью наследия нации.

Общая часть (книга 1) включает в себя принципы экологичес­кого законодательства, цели экологической политики, порядок ин­формирования заинтересованных лиц о состоянии вод, атмосфер­ного воздуха, отходах, генной инженерии, основания и меры адми­нистративной и уголовной ответственности в этой сфере, порядок экологического налогообложения.

Особенная часть (книги 2-6) рег­ламентирует охрану природы, лесов, вод, воздуха, флоры и фауны, определяет порядок обращения с опасными отходами.

Шестая книга полностью посвящена порядку решения экологических проблем заморских территорий Франции.

Вторая книга регламентирует охрану атмосферного воздуха, вод, рациональное использование энергии. Существенным ее недостат­ком является умолчание о вредных выбросах транспортных средств и мерах по их регулированию, охране климата.

Эти вопросы регу­лируются отдельными законами — Воздушным законом от 1996 г. и Законом о внутреннем транспорте, принятым в 1982 г., Кодек­сом об общественном здоровье.

Здесь также содержатся нормы, регулирующие охрану и рациональное использование водных ре­сурсов, рыболовство.

В третьей книге содержатся нормы, регламентирующие охрану и использование заповедников, прибрежных зон, зон охраняемого ландшафта, биологического многообразия.

В четвертой книге отра­жены вопросы охраны флоры и фауны, рыболовства, охотничьего, сельского и лесного хозяйства.

Пятая книга регулирует деятельность по обращению с химичес­кими веществами, отходами, генную инженерию, промышленные сооружения, естественные риски, защиту от шума.

Общественные отношения по использованию нефти, подземного газа, полезных ископаемых относят не к экологическому, а к вод­ному праву.

За нарушение требований в области охраны окружающей при­родной среды установлена уголовная ответственность.

Уголовным кодексом (1994) предусмотрена ответственность за экологический терроризм, то есть загрязнение воздуха, почв, вод веществами, могу­щими представлять опасность для здоровья людей, животных или окружающей среды, если такие действия направлены на подрыв об­щественного порядка путем запугивания или террора.

Экологичес­кий терроризм наказывается лишением свободы на срок до 15 лет.


Если указанные действия повлекли смерть одного или нескольких человек, может быть назначено пожизненное лишение свободы.

Обеспечением экологической безопасности во Франции занима­ется полиция и жандармерия.

В обязанности жандармерии входит контроль водных путей, лесов, охотничьего хозяйства.

С 1992 г. при национальном командовании жандармерии функционирует специ­альный отдел для координации действий различных органов в обла­сти охраны окружающей среды.

Среди подразделений жандармерии распространен меморандум о природе и окружающей среде.

Силами жандармерии производится проверка автомобилей во время охотни­чьего сезона, расследование случаев браконьерства.

В сельской мест­ности в территориальной жандармерии созданы «зеленые бригады» для осуществления профилактической работы в этой сфере, а также контроля за состоянием окружающей среды.

Деятельность их сосре­доточена в областях охоты, рыболовства, контроля за соблюдением муниципального законодательства об отходах и охране природы.

Надзор за соблюдением природоохранительного законодательства осу­ществляет и прокуратура.

Однако считать работу жандармерии по обеспечению экологического порядка эффективной нельзя по причи­не недостаточно четких полномочий и несовершенного оснащения 28. См.: Лапина М. А. Опыт деятельности зарубежных правоохранительных органов по обеспечению экологической безопасности // Экологическое пра­во. — 2000. — № 1. — С. 34-35.

Такие государства Восточной и Центральной Европы, как Польша, Венгрия, Чехия, имеют достаточно развитое право окружающей сре­ды.

В этих государствах приняты комплексные законы об охране окружающей среды.

Однако в настоящий период в связи со вступ­лением в Европейский Союз перед этими государствами поставле­на задача приведения права окружающей среды в соответствие с европейскими стандартами. Ведущей задачей законодателя явля­ется имплементация норм и положений об охране природы Евро­пейского Союза в национальное законодательство.

Ее решение стал­кивается с объективными трудностями — нехваткой финансовых средств, устаревшими промышленными объектами, не соответству­ющими экологическим требованиям Европейского Союза.

В этом плане представляет интерес пример развития в соответ­ствии с новыми требованиями уголовно-правовой охраны окружающей среды Польши 29. Радецкий В. Развитие уголовно- экологического права в Польше с учетом требований Европейской конвенции об охране окружающей среды уголов- ■ ным правом // Государство и право. — 2002. — № 10. — С. 48-56

В соответствии с положениями резолюции Гамбургского конгресса Международной ассоциации уголовного права в предупреждении опасности, грозящей окружающей среде, первостепенную роль играют не уголовно-правовые, а иные сред­ства.

Уголовное право играет вспомогательную роль в обеспечении реализации гражданско-правовых и административных средств и применяется в случае серьезных нарушений.

 

Основные положения уголовно-экологического права Евросою­за содержатся в Конвенции Совета Европы об уголовно-правовой охране окружающей среды.

Раздел II «Средства, которые следует реализовывать на национальном уровне» включает определение умышленных и неосторожных преступлений, юрисдикцию, пере­чень уголовно-правовых санкций, ответственность корпораций.

 

Ос­нованиями уголовной ответственности признаны:

1) выброс, эмиссия определенных веществ либо ионизирующих излучений в природную среду, если это причинило смерть людей, либо существенный вред их здоровью, либо значитель­ный ущерб охраняемым объектам, собственности, растениям или животным;

2) противоправное удаление, переработка, хранение, транспорти­ровка, экспорт, импорт опасных отходов при условии, что это привело (могло привести) к смерти людей, существенному ухудшению их здоровья либо существенному ухудшению ка­чества воздуха, земли, вод, животных либо растений;

3) противоправная эксплуатация промышленного предприятия (опасных производств) с нарушением требований экологи­ческих законов, приведшая либо могущее привести к смерти человека, причинению существенного вреда его здоровью, су­щественному ухудшению качества природных объектов;

4) противоправное производство, преобразование, хранение, транс­портировка, экспорт или импорт ядерных материалов, если это вызвало (могло вызвать) перечисленные последствия.

В первом случае ответственность наступает при отсутствии на­рушений конкретных норм при наличии вины, в остальных случаях их основанием уголовной ответственности является нарушение за­конов, административных предписаний, решений, принятых упол­номоченным органом.

Конвенция предусматривает основания административной ответственности.

Это деяния, перечисленные выше, при отсутствии преда или угрозы его причинения, а также противоправное созда­ние шума, причинение вредных последствий национальному napкy, природному резервату, другой территории, находящейся под особой охраной, противоправное владение, изъятие, убийство, повреж­дение, продажа или приобретение охраняемых видов диких животных и растений.

Конвенция предусматривает уголовную ответственность юриди­ческих лиц и других коллективных субъектов.

Однако с учетом того, что большинство стран Евросоюза руководствуются принци­пом «Объединение не может совершить преступления», требова­ния Конвенции считаются выполненными при условии установле­ния административной ответственности.

В Польше уголовно-правовая охрана окружающей среды преду­смотрена р. XXII УК «Преступления против окружающей среды».

Устанавливается ответственность за загрязнение природных объек­тов опасными веществами и ионизирующими излучениями, а так­же ненадлежащее обращение с ядерными материалами и источни­ками ионизирующих излучений при условии создания угрозы жизни или здоровью людей либо угрозы причинения значительно­го ущерба растительному или животному миру.

Наступление ре­альных последствий является квалифицирующим обстоятельством.

Криминализированы также противоправный ввоз отходов либо ток­сичных веществ из-за рубежа, причинение существенного вреда в результате уничтожения растительного или животного мира на осо­бо охраняемых территориях, либо уничтожения или повреждения охраняемых правом объектов и территорий, либо осуществление хозяйственной деятельности, угрожающей окружающей среде, на ценных с экологической точки зрения территориях.

Таким образом, польская концепция ответственности соответ­ствует концепции, принятой в Конвенции. Ответственность пре­дусмотрена за создание угрозы окружающей среде.

В случае рати­фикации Конвенции должны быть внесены незначительные нова­ции.

Например, в Конвенции последствия противоправного деяния

возможны в виде смерти людей, причинения вреда их здоровью, ухудшения качества воздуха, вод, почв, повреждения памятников и особо охраняемых территорий, животных и растений.

В Польше такие последствия ограничены возможностью наступления смерти либо причинения вреда здоровью людей.

Важным является также приведение законодательства в соот­ветствие с Базельской конвенцией «О контроле трансграничной пе­ревозки и удаления отходов».

Нормы польского УК носят односто­ронний характер, т.е. ответственность предусмотрена только за ввоз отходов, но не за вывоз.

Польша обязалась установить контроль за неправомерный ввоз-вывоз таких веществ, что было выполнено в Законе «Об отходах».

Предстоит также решить вопрос об ответ­ственности за загрязнение окружающей среды производственным шумом.

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 423; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.144.55.253 (0.008 с.)