Нормирование в области охраны окружающей среды 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нормирование в области охраны окружающей среды



Нормирование в области охраны окружающей среды осуществляет­ся в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохране­ние благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической

безопасности.

Нормирование в области охраны окружающей среды заключается в установлении нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, иных нормативов в области охра­ны окружающей среды, а также государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды.

Нормативы и нормативные документы в области охраны окружаю­щей среды разрабатываются, утверждаются и вводятся в действие на основе современных достижений науки и техники с учетом междуна­родных правил и стандартов в области охраны окружающей среды,

Разработка нормативов в области охраны окружающей среды вклю­чает в себя:

а) проведение научно-исследовательских работ но обоснованию
нормативов в области охраны окружающей среды;

б) проведение экспертизы, утверждение и опубликование норма­тивов в области охраны окружающей среды в установленном по­рядке;

в) установление оснований разработки или пересмотра нормативов в области охраны окружающей среды;

г) осуществление контроля за применением и соблюдением норма­тивов в области охраны окружающей среды;

д) формирование и ведение единой информационной базы данных
нормативов в области охраны окружающей среды;

е) оценку и прогнозирование экологических, социальных, экономи­ческих последствий применения нормативов в области охраны окружающей среды.

Нормативы качества окружающей среды устанавливаются для оцен­ки состояния окружающей среды в целях сохранения естественных эко­логических систем, генетического фонда растений, животных и других организмов. При установлении нормативов учитываются природные особенности территорий и акваторий, назначение природных объектов и природно-антропогенных объектов, особо охраняемых территорий, в том числе особо охраняемых природных территорий, а также природ­ных ландшафтов, имеющих особое природоохранное значение.

В целях предотвращения негативного воздействия па окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физи­ческих лиц — природопользоватслей устанавливаются следующие нормативы допустимого воздействия па окружающую среду:

а) нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроор­ганизмов;

б) нормативы образования отходов производства и потребления и
лимиты на их размещение;

в) нормативы допустимых физических воздействий (количество тепла, уровни шума, вибрации, ионизирующего излучения, на­пряженности электромагнитных полей и иных физических воз­
действий);

г) нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды;

д) нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду;

е) нормативы иного допустимого воздействия на окружающую сре­ду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, уста­навливаемые законодательством в целях охраны окружающей среды.

Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду долж­ны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей сре­ды с учетом природных особенностей территорий и акваторий.

За превышение установленных нормативов допустимого воздей­ствия на окружающую среду субъекты хозяйственной и иной деятель­ности в зависимости от причиненного окружающей среде вреда несут ответственность в соответствии с законодательством.

Нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источни­ков воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов. Технологические норма­тивы устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источ­ников на основе использования наилучших существующих техноло­гий с учетом экономических и социальных факторов.

При невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов могут устанавливаться лимиты на выбросы и сбросы на основе разрешений, действующих только в период проведения мероприятий по охране окружающей среды, внедрения наи­лучших существующих технологий или реализации других природоох­ранных проектов с учетом поэтапного достижения установленных нор­мативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов. Установление лимитов на выбросы и сбросы допускается только при на­личии планов снижения выбросов и сбросов, согласованных с органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управле­ние в области охраны окружающей среды. Выбросы и сбросы химиче­ских веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорга­низмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов и лимитов на выбросы и сбросы допускаются только на основании разре­шений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Нормативы образования отходов производства и потребления и ли­миты па их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с зако­нодательством.

Нормативы допустимых физических воздействий на окружающую среду устанавливаются для каждого источника такого воздействия ис­ходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружаю­щую среду, нормативов качества окружающей среды и с учетом влия­ния других источников физических воздействий.

Нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды — нормативы, установленные в соответствии с ограничениями объема их изъятия в целях сохранения природных и природно-антропогенных объектов, обеспечения устойчивого функционирования естественных экологических систем и предотвращения их деградации, Нормативы до­пустимого изъятия компонентов природной среды и порядок их установления определяются законодательством о недрах, земельным, водным, лесным законодательством, законодательством о животном мире и иным законодательством в области охраны окружающей среды, природополь­зования и в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, охраны и воспроизводства отдельных видов природных ресурсов. Нормативы допустимой антропогенной нагрузки па окружающую ере-ду устанавливаются для субъектов хозяйственной и иной деятельности в целях оценки и регулирования воздействия всех стационарных, пере­движных и иных источников воздействия на окружающую среду, распо­ложенных в пределах конкретных территорий или акваторий. Такие нор­мативы устанавливаются по каждому виду воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и совокупному воздействию всех источников, находящихся на этих территориях или акваториях, с учетом природных особенностей конкретных территорий или акваторий. Государственными стандартами и иными нормативными докумен­тами в области охраны окружающей среды устанавливаются:

а) требования, нормы и правила в области охраны окружающей сре­ды к продукции, работам, услугам и соответствующим методам контроля;

б) ограничения хозяйственной и иной деятельности в целях предот­вращения ее негативного воздействия на окружающую среду;

в) порядок организации деятельности в области охраны окружаю­щей среды и управления такой деятельностью.

Государственные стандарты и иные нормативные документы в об­ласти охраны окружающей среды разрабатываются с учетом научно-технических достижений и требований международных правил и стан­дартов. В государственных стандартах на новую технику, технологии, материалы, вещества и другую продукцию, технологические процес­сы, хранение, транспортировку, использование такой продукции, в том числе после перехода ее в категорию отходов производства и потреб­ления, должны учитываться требования, нормы и правила в области охраны окружающей среды.

Отдельные виды деятельности в области охраны окружающей сре­ды подлежат лицензированию. Перечень видов деятельности в области охраны окружающей среды, подлежащих лицензированию, устанав­ливается федеральными законами.

Экологическая сертификация проводится в целях обеспечения эколо­гически безопасного осуществления хозяйственной и иной деятельнос­ти на территории Российской Федерации. Она может быть обязательной или добровольной. Обязательная экологическая сертификация осу­ществляется в порядке, определенном Правительством РФ.

 

Общие требования в области охраны окружающей
среды при осуществлении хозяйственной и иной
деятельности

Размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или кос­венное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляют­ся в соответствии с требованиями в области охраны окружающей сре­ды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рационально­му использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспече­нию экологической безопасности.

Нарушение требований в области охраны окружающей среды влечет на собой приостановление размещения, проектирования, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов по предпи­саниям органов исполнительной власти, осуществляющих государ­ственное управление в области охраны окружающей среды.

Прекращение в полном объеме размещения, проектирования, строи­тельства, реконструкции, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, консерва­ции и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов при на­рушении требований в области охраны окружающей среды осуществляется на основании решения суда общей юрисдикции или арбитражного суда.

3 Ответственность за экологические правонарушения

Понятие и функции юридической ответственности
за экологические правонарушения

Под юридической ответственностью за экологические правонаруше­ния в экологическом праве понимается отношение между государствам в лице специально уполномоченных органов и совершившим экологические пра­вонарушение лицом по применению к нарушителю соответствующего взыскания.

Посредством применения юридической ответственности реализуется государственное принуждение к исполнению экологических требований.

Ответственность за экологические правонарушения предполагает выполнение следующих функций:

а) стимулирующей к соблюдению норм экологического права;

б) превентивной, обеспечивающей предупреждение новых экологи­ческих правонарушений;

в) компенсационной, направленной на возмещение потерь в природ­ной среде и возмещение вреда, причиненного здоровью человека;

г) карательной, заключающейся в наказании лица, виновного в со­вершении экологического правонарушения.

Основанием возложения юридической ответственности служит экологическое правонарушение.

Понятие, виды и структура экологических
правонарушений

Экологическое правонарушение — это противоправное, как прави­ло, виновное деяние (действие или бездействие), совершаемое дееспособным субъектом, причиняющее экологический вред или создающее реальную угрозу его причинения либо нарушающее права и законные интересы субъектов экологического права.

Экологические правонарушения с учетом степени их общественной опасности подразделяются на:

а) проступки;

б)преступления.

Первые характеризуются меньшей общественной опасностью дея­ния по сравнению со вторыми и являются дисциплинарными, админи­стративными и гражданскими правонарушениями.

Структура экологического правонарушения состоит из объекта субъекта, объективной и субъективной сторон.

Объектом экологического правонарушения являются общественные! отношения по поводу окружающей среды в целом и ее отдельных компонентов, регулируемые и охраняемые нормами экологического пра­ва. По своему содержанию эти отношения касаются собственности н природные ресурсы, природопользования, охраны окружающей среды от вредных воздействий, экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц.

Объективная сторона экологического правонарушения характеризу­ется наличием трех элементов:

а) противоправностью поведения;

б) причинением или реальной угрозой причинения экологического и
вреда либо нарушения иных законных прав и интересов субъектов экологического права;

в) причиненной связью между противоправным поведением и нанесенным экологическим вредом или реальной угрозой причинения такого вреда либо нарушения законных прав и интересов субъек­тов экологического права.

Субъектами экологического правонарушения могут быть юриди­ческие, должностные и физические лица, в том числе иностранные, совершившие правонарушения, связанные с природопользованием или охраной окружающей среды на территории Российской Феде­рации.

Субъективная сторона экологического правонарушения характери­зуется виной правонарушителя (за исключением случаев ответственно­сти владельца источника повышенной опасности). Вина экологическо­го правонарушителя может проявляться в действии или бездействии в двух фирмах: умысла (прямого или косвенного) и неосторожности. При этом одни экологические правонарушения могут быть совершены при любой форме вины (например, правонарушения, последстви­ями которых является загрязнение атмосферного воздуха или вод), другие — только при умышленной форме вины, третьи — по неосто­рожности (например, небрежное обращение с огнем в лесу). В то же время в природоохранительной практике может иметь место безви­новная (абсолютная) ответственность за вред, причиненный ис­точником повышенной опасности. Возмещение такого вреда регла­ментируется ст. 1079 ГК РФ.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 245; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.20.56 (0.018 с.)