Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Предмет, источники и объекты экологического права↑ Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Предмет, источники и объекты экологического права Понятие, предмет и метод экологического права Экология — это наука, рассматривающая проблемы взаимоотношений человека и окружающей среды. Впервые в научную терминологию термин «экология» был введен немецким ученым Гсккелем в 1866 г., но как наука экология возникла в начале XX века. Современная экология в литературе определяется как учение о взаимодействии живых организмов с окружающей их природной средой обитания. Экологическое право — это совокупность норм, регулирующих общественные (экологические) отношения в сфере взаимодействия общества и природы в интересах сохранения и рационального использования окружающей природной среды для настоящих и будущих поколений людей [77, с. 2]. Предметом экологического права являются общественные (экологические) отношения в области взаимодействия общества и природы, которые подразделяются на две группы: отраслевые и комплексные. Отраслевые экологические отношения ~ это земельно-охранительные отношения, отношения по охране недр, лесоохранительные и водоохранительные отношения, отношения по охране животного мира и атмосферного воздуха. Комплексные отношения относятся к охране природных территорий, комплексов, природно-заповедного фонда, лечебно-оздоровительных, рекреационных, санитарных и иных зон. Во взаимодействии отраслевых и комплексных отношений экологическое право и решает задачи обеспечения качества природной среды. Метод экологического права — это совокупность приемов и способов правового воздействия на экологические общественные отношения путем законодательного закрепления значимых элементов экологической системы страны, стриктуры органов управления и круга природа-пользователей, а также установление четкой регламентации правил природопользования и юридической ответственности за их нарушение. Содержание метода экологического права составляют следующие элементы. 1. Закрепление в экологическом законодательстве тех элементов экологической системы страны, которые экологически и экономически значимы и использование которых нуждается в правовом регулировании и обеспечении, 2. Закрепление в экологическом законодательстве структуры органов, осуществляющих управление использованием природных объектов и контролирующих сохранность и воспроизводство экологической системы страны. 3. Закрепление в экологическом законодательстве круга природо-пользователей, а также лиц, которые своими действиями неизбежно влияют на экосистему страны.
4. Четкая регламентация правил природопользования, которые, с одной стороны, обусловлены спецификой объекта природопользования, а с другой — правовым статусом природопользователя. 5. Установление юридической ответственности за нарушение правил природопользования. Источники экологического права Источниками экологического права признаются нормативно-правовые акты, в которых содержатся правовые нормы, регулирующие экологические отношения. К источниками экологического права относятся федеральные законы, указы, постановления и распоряжения высших должностных лиц Российской Федерации (Президента РФ, Правительства РФ), нормативные акты федеральных министерств и ведомств (Минприроды, Минздрава, Минпромнауки, Госсанэпиднадзора, Росземкадастра и др.), законы и нормативно-правовые акты субъектов РФ. Источники экологического права обладают всеми признаками, свойственными источникам права вообще, но при этом имеют свои особенности: а) в них представлен значительный вес законов по сравнению с другими формами права; б) они отличны по содержанию так называемых «экологизированных» норм и нормативных актов, иначе говоря, тех актов, которые, регулируя соответствующие отношения, отражают сопутствующие им требования охраны окружающей среды; в) в числе источников экологического права определенное место занимают между народно-право вые акты, регулирующие внутренние экологические отношения на основе примата международного права. Система экологического законодательства состоит из двух подсистем: природоохранительного и природоресурсного законодательств. Подсистему природоохранительного законодательства образуют Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды*, Федеральный закон от 04 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха, а также другие законодательные акты комплексного регулирования. В подсистему природе ресурсного законодательства входят: Земельный кодекс РФ от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ, Лесной кодекс РФ от 29 января 1997 г. № 22-ФЗ (с изм. и доп. от 30 декабря 2001 г.), Водный кодекс РФ от 16 ноября 1995 г. № 167-ФЗ (с изм. и доп. от 30 декабря 2001 г.), Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ «О животном мире», а также другие законодательные и нормативные акты, регулирующие использование природных ресурсов. Правовое регулирование природопользования Управление природопользованием И охраной окружающей среды. Управление природопользованием и охраной окружающей среды представляет собой совокупность осуществляемых уполномоченными субъектами действий, направленных на исполнение требований экологического законодательства. Управление природопользование призвано обеспечить реализацию экологического законодательства. Его значение определяется тем, что путем последователь той реализации требований законодательства относительно распоряжения природными ресурсами, их рационального использования и охраны окружающей среды «т вредных воздействий обеспечивается соблюдение экологических прав и законных интересов человека и гражданина, сохранение и восстановление благоприятного состояния природы. К функциям управления природопользованием относятся: • подзаконное нормотворчество; • создание системы органов управления в сфере природопользования и координация их деятельности; • экологическое планирование и нормирование; • оценка воздействия намечаемой хозяйственной деятельности человека на окружающую среду; • экологическая экспертиза; • экологическое лицензирование и сертификация; • экологический мониторинг и учет состояния и использования от дельных природных объектов и окружающей среды в целом, а также вредных воздействий на них; • экологический контроль и разрешение в административном порядке споров о праве природопользования и охраны окружающей среды. Управление природопользованием и охраной окружающей среды осуществляется в рамках исполнительной власти государства, а также гражданами, юридическими лицами, общественными формированиями и органами муниципальной власти. Поэтому в экологическом праве выделяют общественное, производственное, муниципальное, отраслевое (ведомственное) и государственное управление природопользованием и охраной окружающей среды. Государственное управление природопользованием и охраной окружающей среды в Российской Федерации осуществляется специально уполномоченными органами государственного регулирования природопользования и охраны окружающей среды: Министерством природных ресурсов РФ и ею территориальными подразделениями, а также специально уполномоченными государственными органами по отдельным видам природных ресурсов (например, Министерством сельского хозяйства РФ, Федеральной службой по надзору в сфере экологии и природопользования, Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Федеральными агенствами водных ресурсов, лесного хозяйства, по недро-использованию и рыболовству и др.). Формы государственного регулирования подразделяются на: а) неправовые; б) правовые. К неправовым формам относятся: оперативно-хозяйственное распорядительство (например, определение категории земель) и обеспечение исполнителей необходимыми средствами для выполнения своих функций. Правовые формы выражаются в трех основных видах: • правотворчестве — принятии решений, имеющих значение закона или его форму; • правоприменении — принятии правоприменительных актов; • правоохране — применении санкций правовых норм в случае, Методы государственного регулирования природопользования и охраны окружающей среды бывают четырех видов: • метод обязательных предписаний; • метод рекомендаций; • метод санкционировании(ограниченного самоуправления); • метод разрешения (полного делегирования прав). Предмет, источники и объекты экологического права
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 881; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.48.226 (0.007 с.) |