Предмет, источники и объекты экологического права 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет, источники и объекты экологического права



Предмет, источники и объекты экологического права

Понятие, предмет и метод экологического права

Экология — это наука, рассматривающая проблемы взаимоотношений человека и ок­ружающей среды. Впервые в научную терминологию термин «эколо­гия» был введен немецким ученым Гсккелем в 1866 г., но как наука эко­логия возникла в начале XX века. Современная экология в литературе определяется как учение о взаимодействии живых организмов с окру­жающей их природной средой обитания.

Экологическое право — это совокупность норм, регулирующих обще­ственные (экологические) отношения в сфере взаимодействия обще­ства и природы в интересах сохранения и рационального использования окружающей природной среды для настоящих и будущих поколений лю­дей [77, с. 2].

Предметом экологического права являются общественные (эколо­гические) отношения в области взаимодействия общества и природы, которые подразделяются на две группы: отраслевые и комплексные.

Отраслевые экологические отношения ~ это земельно-охранитель­ные отношения, отношения по охране недр, лесоохранительные и водоохранительные отношения, отношения по охране животного мира и атмосферного воздуха.

Комплексные отношения относятся к охране природных территорий, комплексов, природно-заповедного фонда, лечебно-оздоровительных, рекреационных, санитарных и иных зон.

Во взаимодействии отраслевых и комплексных отношений экологи­ческое право и решает задачи обеспечения качества природной среды.

Метод экологического права — это совокупность приемов и спосо­бов правового воздействия на экологические общественные отношения путем законодательного закрепления значимых элементов экологиче­ской системы страны, стриктуры органов управления и круга природа-пользователей, а также установление четкой регламентации правил природопользования и юридической ответственности за их нарушение. Содержание метода экологического права составляют следующие элементы.

1. Закрепление в экологическом законодательстве тех элементов экологической системы страны, которые экологически и экономиче­ски значимы и использование которых нуждается в правовом регули­ровании и обеспечении,

2. Закрепление в экологическом законодательстве структуры орга­нов, осуществляющих управление использованием природных объек­тов и контролирующих сохранность и воспроизводство экологической системы страны.

3. Закрепление в экологическом законодательстве круга природо-пользователей, а также лиц, которые своими действиями неизбежно влияют на экосистему страны.

 

4. Четкая регламентация правил природопользования, которые, с одной стороны, обусловлены спецификой объекта природопользования, а с дру­гой — правовым статусом природопользователя.

5. Установление юридической ответственности за нарушение пра­вил природопользования.

Источники экологического права

Источниками экологического права признаются нормативно-право­вые акты, в которых содержатся правовые нормы, регулирующие эколо­гические отношения.

К источниками экологического права относятся федеральные законы, указы, постановления и распоряжения высших должностных лиц Рос­сийской Федерации (Президента РФ, Правительства РФ), норматив­ные акты федеральных министерств и ведомств (Минприроды, Минздра­ва, Минпромнауки, Госсанэпиднадзора, Росземкадастра и др.), законы и нормативно-правовые акты субъектов РФ.

Источники экологического права обладают всеми признаками, свойственными источникам права вообще, но при этом имеют свои особенности:

а) в них представлен значительный вес законов по сравнению с дру­гими формами права;

б) они отличны по содержанию так называемых «экологизирован­ных» норм и нормативных актов, иначе говоря, тех актов, кото­рые, регулируя соответствующие отношения, отражают сопут­ствующие им требования охраны окружающей среды;

в) в числе источников экологического права определенное место за­нимают между народно-право вые акты, регулирующие внутрен­ние экологические отношения на основе примата международно­го права.

Система экологического законодательства состоит из двух подсистем: природоохранительного и природоресурсного законодательств.

Подсистему природоохранительного законодательства образуют Фе­деральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды*, Федеральный закон от 04 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране ат­мосферного воздуха, а также другие законодательные акты комплекс­ного регулирования.

В подсистему природе ресурсного законодательства входят: Земель­ный кодекс РФ от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ, Лесной кодекс РФ от 29 января 1997 г. № 22-ФЗ (с изм. и доп. от 30 декабря 2001 г.), Водный кодекс РФ от 16 ноября 1995 г. № 167-ФЗ (с изм. и доп. от 30 декабря 2001 г.), Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ «О животном мире», а также другие законо­дательные и нормативные акты, регулирующие использование природ­ных ресурсов.

Правовое регулирование природопользования

Управление природопользованием

И охраной окружающей среды.

Управление природопользованием и охраной окружающей среды представляет собой совокупность осуществляемых уполномоченными субъектами действий, направленных на исполнение требований эколо­гического законодательства.

Управление природопользование призвано обеспечить реализацию экологического законодательства. Его значение определяется тем, что путем последователь той реализации требований законодательства от­носительно распоряжения природными ресурсами, их рационального использования и охраны окружающей среды «т вредных воздействий обеспечивается соблюдение экологических прав и законных интересов человека и гражданина, сохранение и восстановление благоприятного состояния природы.

К функциям управления природопользованием относятся:

• подзаконное нормотворчество;

• создание системы органов управления в сфере природопользова­ния и координация их деятельности;

• экологическое планирование и нормирование;

• оценка воздействия намечаемой хозяйственной деятельности че­ловека на окружающую среду;

• экологическая экспертиза;

• экологическое лицензирование и сертификация;

• экологический мониторинг и учет состояния и использования от­ дельных природных объектов и окружающей среды в целом, а также вредных воздействий на них;

• экологический контроль и разрешение в административном порядке споров о праве природопользования и охраны окружающей среды.

Управление природопользованием и охраной окружающей среды осуществляется в рамках исполнительной власти государства, а также гражданами, юридическими лицами, общественными формирования­ми и органами муниципальной власти. Поэтому в экологическом праве выделяют общественное, производственное, муниципальное, отрас­левое (ведомственное) и государственное управление природопользо­ванием и охраной окружающей среды.

Государственное управление природопользованием и охраной окружа­ющей среды в Российской Федерации осуществляется специально упол­номоченными органами государственного регулирования природопользования и охраны окружающей среды: Министерством природных ресурсов РФ и ею территориальными подразделениями, а также специально упол­номоченными государственными органами по отдельным видам природ­ных ресурсов (например, Министерством сельского хозяйства РФ, Феде­ральной службой по надзору в сфере экологии и природопользования, Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Федеральными агенствами водных ресурсов, лесного хозяйства, по недро-использованию и рыболовству и др.).

Формы государственного регулирования подразделяются на:

а) неправовые;

б) правовые.

К неправовым формам относятся: оперативно-хозяйственное распоря­дительство (например, определение категории земель) и обеспечение ис­полнителей необходимыми средствами для выполнения своих функций.

Правовые формы выражаются в трех основных видах:

• правотворчестве — принятии решений, имеющих значение зако­на или его форму;

• правоприменении — принятии правоприменительных актов;

• правоохране — применении санкций правовых норм в случае,
когда эти нормы нарушаются.

Методы государственного регулирования природопользования и ох­раны окружающей среды бывают четырех видов:

• метод обязательных предписаний;

• метод рекомендаций;

• метод санкционировании(ограниченного самоуправления);

• метод разрешения (полного делегирования прав).

Предмет, источники и объекты экологического права



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 763; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.98.71 (0.014 с.)