Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Объекты экологического праваСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Под объектами экологического права в литературе понимаются общественно значимые природные ценности, по поводу которых складываются и регулируются с помощью норм экологического права общественные отношения. Специфика объекта предопределяет специфику общественных отношений регулируемых экологическим правом и образующих его предмет. Исторически в качестве объекта отечественного экологического права до 1990-х гг. рассматривалась природа. Природа в естественнонаучном смысле — это совокупность объектов и систем материального мира в их естественном состоянии, не являющемся продуктом трудовой деятельности человека. В юридическом смысле наряду с совокупностью объектов и систем материального мира в их естественном состоянии в понятие «природа» включаются также некоторые объекты, созданные трудом человека (например, искусственно посаженный лес). Основными критериями при определении объекта как элемента природы служат неотделимость от естественных условий, неразрывность экологических связей, неизолированность от действий стихийных сил. В настоящее время центральным понятием современного экологического права является понятие окружающей (природной) среды. В литературе по экологическому праву окружающая (природная) среда рассматривается как понятие, тождественное понятию «природа», и определяется как совокупность природных комплексов, природных объектов и природных ресурсов, включая атмосферный воздух, воды, землю, почвы, недра, животный и растительный мир, а также климат и околоземное космическое пространство, в их взаимосвязи и взаимодействии. Раскроем содержание понятий «природные комплексы», «природные объекты и «природные ресурсы. Под природными комплексами понимаются естественные экологические системы и иные совокупности природных объектов и ресурсов, отношения по поводу которых регулируются нормами экологического права (например, особо охраняемые природные территории, морская среда, континентальный шельф и т. д.). Среди природных комплексов в первоочередном порядке правовой охране подлежат те из них, которые не подверглись антропогенному воздействию. Природные объекты — это вся совокупность вещества природы одного вида в глобальном или национальном масштабе (например, земли, воды, леса и т. д.). Особой охране подлежат объекты, включенные в Список всемирного культурного наследия и в Список всемирного природного наследия, государственные природные заповедники, в том числе биосферные, государственные природные заказники, памятники природы, национальные, природные и дендрологические парки, ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты, иные природные комплексы, исконная среда обитания, места традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, континентальный шельф и исключительная экономическая зона Российской Федерации, а также редкие или находящиеся под угрозой исчезновения почвы, леса и иная растительность, животные и другие организмы и места их обитания. Природный ресурс — это часть природных объектов, используемых человеком для удовлетворения своих потребностей. Например, совокупность всех видов, образующих животный мир, — это природный объект, а совокупность животных видов, используемых человеком, — это природный ресурс. Природные ресурсы в литературе классифицируются на исчерпаемые и неисчерпаемые, возобновимые и невозобновимые, восполнимые и невосполнимые. Правовое регулирование природопользования Понятие природопользования и его виды Природопользование — это общение человека с природой, постоянно необходимое ему для обеспечения своего существования. Использование человеком природных ресурсов для своих нужд регламентировано правом природопользования. Право природопользования — это система норм, регулирующих отношения по использованию природных богатств. Такие нормы содержатся главным образом в природоресурсном законодательстве (земельном, водном, лесном, горном и т. д.). Некоторые положения, касающиеся природопользования, предусмотрены также в Федеральном законе «Об охране окружающей среды» и иных актах. В экологическом праве выделяют две основные классификации видов природопользования: а) по объекту природопользования; б) по целевому назначению. По объекту природопользования право природопользования подразделяется на: • право землепользования; • право недропользования; • право пользования атмосферой;
• право лесопользования и право пользования растительным ми • право пользования животным миром. По целевому назначению виды природопользования определяются природоресурсным законодательством с учетом специфики природного ресурса и удовлетворяемых им общественных потребностей. В земельном законодательстве (ст. 7 ЗК РФ) определено целевое назначение всех категорий земель в пределах территории Российской Федерации, соответствующее следующим видам землепользования: •земли сельскохозяйственного назначения; • земли поселений; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для. • земли особо охраняемых территорий и объектов; • земли лесного фонда; • земли водного фонда; • земли запаса. Названные категории земель могут иметь внутреннюю структуру, детализирующую их назначение. Например, в соответствии со ст. 82 ЗК РФ в состав земель поселений могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: жилым; общественно-деловым; производственным; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационным; сельскохозяйственного использования; специального назначения; военных объектов; иным территориальным зонам. Согласно ст. 85 Водного кодекса РФ установлены следующие виды водопользования: • для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения; • для здравоохранения; • для сельского хозяйства; • для лесного хозяйства; • для гидроэнергетики; • для рекреации; • для иных целей. Согласно ст. 80 Лесного кодекса РФ в лесном фонде могут осуществлять следующие виды лесопользования: • заготовка древесины; • заготовка живицы; • заготовка второстепенных лесных ресурсов (пней, коры, бересты, • побочное лесопользование (сенокошение, выпас скота, размещение улей и пасек, заготовка древесных соков, дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов и др.). Основными видами пользования животным миром в соответствии со ст. 34 Федерального закона «О животном мире являются охота и рыболовство, включая добычу водных беспозвоночных и морских млекопитающих. Управление природопользованием И охраной окружающей среды. Управление природопользованием и охраной окружающей среды представляет собой совокупность осуществляемых уполномоченными субъектами действий, направленных на исполнение требований экологического законодательства. Управление природопользование призвано обеспечить реализацию экологического законодательства. Его значение определяется тем, что путем последователь той реализации требований законодательства относительно распоряжения природными ресурсами, их рационального использования и охраны окружающей среды «т вредных воздействий обеспечивается соблюдение экологических прав и законных интересов человека и гражданина, сохранение и восстановление благоприятного состояния природы. К функциям управления природопользованием относятся: • подзаконное нормотворчество; • создание системы органов управления в сфере природопользования и координация их деятельности; • экологическое планирование и нормирование; • оценка воздействия намечаемой хозяйственной деятельности человека на окружающую среду; • экологическая экспертиза; • экологическое лицензирование и сертификация; • экологический мониторинг и учет состояния и использования от дельных природных объектов и окружающей среды в целом, а также вредных воздействий на них; • экологический контроль и разрешение в административном порядке споров о праве природопользования и охраны окружающей среды. Управление природопользованием и охраной окружающей среды осуществляется в рамках исполнительной власти государства, а также гражданами, юридическими лицами, общественными формированиями и органами муниципальной власти. Поэтому в экологическом праве выделяют общественное, производственное, муниципальное, отраслевое (ведомственное) и государственное управление природопользованием и охраной окружающей среды. Государственное управление природопользованием и охраной окружающей среды в Российской Федерации осуществляется специально уполномоченными органами государственного регулирования природопользования и охраны окружающей среды: Министерством природных ресурсов РФ и ею территориальными подразделениями, а также специально уполномоченными государственными органами по отдельным видам природных ресурсов (например, Министерством сельского хозяйства РФ, Федеральной службой по надзору в сфере экологии и природопользования, Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Федеральными агенствами водных ресурсов, лесного хозяйства, по недро-использованию и рыболовству и др.). Формы государственного регулирования подразделяются на: а) неправовые; б) правовые. К неправовым формам относятся: оперативно-хозяйственное распорядительство (например, определение категории земель) и обеспечение исполнителей необходимыми средствами для выполнения своих функций. Правовые формы выражаются в трех основных видах: • правотворчестве — принятии решений, имеющих значение закона или его форму; • правоприменении — принятии правоприменительных актов; • правоохране — применении санкций правовых норм в случае, Методы государственного регулирования природопользования и охраны окружающей среды бывают четырех видов: • метод обязательных предписаний; • метод рекомендаций; • метод санкционировании(ограниченного самоуправления); • метод разрешения (полного делегирования прав).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 496; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.214.16 (0.009 с.) |