Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лимитирование права прир. исп-я.

Поиск

Лимиты на природопользование являются системой экологи­ческих ограничений по территориям и представляют собой установленные предприятиям-природопользователям на опре­деленный срок объемы предельного использования (изъятия) природных ресурсов, выбросов и сбросов в окружающую приро­дную среду загрязняющих веществ и размещения отходов производства.

Лимиты на природопользование — предельные нормы на использование, потребление природных ресурсов. Вместе с лицензией они выступают одним из эффективных средств охраны окружающей природной среды. Так же как и лицензи­рование, лимитирование использования и потребления окружа­ющей природной среды обусловлено ограниченностью запасов природных ресурсов и необходимостью их рационального ис­пользования и воспроизводства.

Природопользование может осуществляться в двух направ­лениях: изъятие природного вещества из природы; внесение антропогенного вещества в природу. Отсюда лимитирование природопользования подразделяется на два вида: 1) предельно допустимые нормы изъятия, выемки природного вещества из природной среды и 2) предельно допустимые нормы выбросов, сбросов вредных веществ в природную среду, размещение отходов.

Лимиты изъятия, выемки природного вещества при исполь­зовании природной среды устанавливаются и реализуются под общей шапкой рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

Плата за лесоп-е.

Пользование лесным фондом является платным, за исключением тех случаев, когда районные (городские) органы могут устанавливать отдель­ным категориям лесопользователей льготы, вплоть до полного освобожде­ния от лесных податей.

Система платежей за пользование лесным фондом включает: а) Отчисление на воспроизводство, охрану и защиту лесов; лесные подати (плата за пользование лесным фондом); арендную плату. б) Заготовка второстепенных лесных материалов для промышленной переработки, развития лесных промыслов и удовлетворения нужд населе­ния должна осуществляться периодическими и физическими лицами без причинения вреда лесу. К второстепенным лесным материалам относятся: пни, луб, кора, береста, сосновая и еловая лапы, древесный веточный корм и т. д. Эти материалы отпускаются заготовителям за плату, устанавливаемую местной администрацией.

Побочные лесные пользования различаются на общедоступные — сбор плодов орехоносных и плодово-ягодных дикорастущих деревьев и кустар­ников, ягод, грибов, мха, камыша, других видов травянистой растительно­сти, лекарственного и технического сырья, которые осуществляются населением, как правило, бесплатно и без выдачи специального разреше­ния, но при соблюдении установленных правил ведения лесного хозяйства, и закрепленные за определенными организациями и гражданами — сено­кошение, пастьба скота, пчеловодство, добыча торфа из поверхностных залежей непромышленного значения, песка, камня, глины и других обще­распространенных полезных ископаемых на основании специальных раз­решительных документов, выдаваемых лесхозами, в которых указываются размер, срок и порядок пользования, а также обязанности пользователя.

Правовая охрана лесов.

Одним из определяющих принципов правового регулирования исполь-зования и охраны лесов является обеспечение оптимального уровня состо-яния лесов, их наиболее рациональное комбинированное использование в неразрывной связи с охраной и защитой лесов, сохранением и умножением их полезных функций. Эти общие требования действуют в отношении всех лесов.

Все лесопользователи, осуществляя соответствующие виды лесополь-зования, обязаны не допускать возникновения эрозии почв, отрицатель-ного воздействия этих пользований на состояние и воспроизводство лесов, водоемов, других природных богатств, соблюдать пожарную безопасность. Общее правило охраны и защиты лесов сформулировано в лесном законо-дательстве: все леса подлежат охране от пожаров, незаконных порубок, нарушений установленного порядка лесопользования и других действий, причиняющих вред лесу, а также защите от вредителей и болезней.

Охрана и защита лесов осуществляется с учетом их биологических и региональных особенностей и включает комплекс организационных, пра-вовых и других мер, направленных на рациональное использование лесного фонда, его сохранение от уничтожения, повреждения, ослабления, загряз-нения и иных вредных воздействий.

Правительство РФ, органы исполнительной власти республик в составе РФ и других субъектов Федерации обеспечивают через органы управления лесным хозяйством осуществление мероприятий по охране и защите лесов. Осуществление мероприятий по охране и защите лесов возлагается в лесах государственного значения на лесохозяйственные предприятия ор-ганов лесного хозяйства, иные предприятия, организации и учреждения, на которые возложено ведение лесного хозяйства, а также на соответству-ющие министерства, государственные комитеты и ведомства и органы местного самоуправления (их администрации). Охрану и защиту лесов осуществляют государственная лесная охрана Российской Федерации, лесная охрана министерств, государственных ко-митетов и ведомств, в систему которых входят предприятия, ведущие лесное хозяйство; лесная охрана бывших колхозов и совхозов и других сельскохо-зяйственных предприятий.

 

44 (3). Понятие экологического права.

Экологическое право как отрасль права представляет собой систему правовых норм, специфическим способом регулирующих экологические общественные отношения в целях достижения гармоничных отношений между обществом и природой, в интересах людей, жи­вущих в нашем общем и единственном доме — на Земле.

Всякая система представляет собой множественность составляющих ее элементов, кото­рые объединены системообразующими факторами.

Благодаря действию системообразуюших факторов экологического права “правовая работа”, с одной стороны, разделена между конкрет-ными отраслями и нормами права, ка­ждая из которых выполняет свою определенную функцию, не дублируя другие, а с другой — на случай возникновения коллизий между нормами предусмотрен определенный антиколлизионный механизм. Так, законы и иные нормативно-правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, приня-тым в соответствии с частями первой и второй ст. 76 Конституции РФ. В случае возникновения противоречия междуфеде­ральным законом и иным актом, изданным в РФ, действует федеральный закон (ч. 5 ст. 76 Консти-туции РФ).

Метод экологического права, направленный на достижение гармонии отношений общества и природы, базируется на соблюдении в правовом регулировании закономерностей, присущих как природе, так и обществу, и с учетом этого конгломерата закономерностей законодатель избирает способы правового воздействия на экологические общественные отноше-ния.

Экологическое право как наука. Научное обоснование концепции экологического права еще не выра-жено. Однако можно определить основные пути становления экологиче-ского права как науки:

а) исторический подход к исследованию проблем эколого-правового регулирования;

6) логический подход, предполагающий исследовать вначале общие закономерности, а затем переходить к изучению частных явлений;

в) экономический подход к изучению регулируемых отношений, пред-полагающий охват всех сторон и связей исследуемых явлений.

Экологическое право как наука представляет собой систему научных знаний об экологическом праве как (отрасли права, а также об экологиче-ском праве как учебной дисциплине.

 

45 (4). Понятие и осн. напр-я экологизации законодат-ва.

Под экологизацией нормативно-правовых актов надо пони­мать внедрение эколого-правовых требований в содержание, правовую ткань нормативно-правового акта. Необходимость такого процесса объясняется тем, что нормы экологического права, заложенные в специальных законах, не всегда способны действовать напрямую в регулировании экологических вопро­сов. По отношению к хозяйствующим субъектам, т.е. тем, кто загрязняет и истощает природную среду, нормы экологического права действуют через нормативные акты, регулирующие эко­номическую деятельность этих субъектов.

Базовым законодательным актом для экологизации законода­тельства служит Закон РФ об охране окружающей природной среды и другие отраслевые экологические правовые акты, дополняющие закон.

Так, Закон РСФСР о предприятиях и предпринимательской деятельности (ст. 29) определяет ответственность предприятия за ущерб, причиненный нерациональным использованием при­родных ресурсов и загрязнением окружающей природной сре­ды, за нарушение санитарно-гигиенических норм по защите здоровья. Закон РФ о защите прав потребителей (ст. 5) дает право потребителю требовать, чтобы товары были безопасны для его жизни и здоровья и окружающей природной среды. Закон дает право органам управления на приостановление реализации товаров, если создается угроза здоровью граждан либо состоянию окружающей природной среды.

В числе других основополагающих законов, ставших объекта­ми активной экологизации, надо назвать Закон о местном самоуправлении. Экологизированная группа законов РФ о нало­гах с юридических лиц — подоходный налог с предприятия, налог с имущества и др., в которых закреплены соответствую­щие льготы в налоговом обложении средств, имущества,— также используется для природоохранительной деятельности.

Экологизированные акты являются источниками права в своих правовых отраслях. Но в части норм, которая касается охраны окружающей среды, они имеют прямое отношение и к экологическому праву.

 

46 (5). Понятие и классификация источников эк. права.

Источники экологического права представляют собой нормативно-правовые акты, содержащие эколого-правовые нормы.

Классификация: 1. По юридической силе все источники можно подразделить на законы и подзаконные акты. Законы как источники экологического права представляют собой нормативные акты, принимаемые представительным и законодательным органом Российской Федерации — Федеральным Собранием РФ, состоя-щим из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы. (Лесной кодекс РФ, Федеральный закон о животном мире (22 марта 1995 г.)). Подзаконные нормативно-правовые акты представляют собой документы правового характера, прини-маемые Правительством РФ, правительствами республик, входящих в состав РФ, представительными и законодательными органами субъектов РФ, министерствами и ведомствами, а также иными органами и должно-стными лицами, имеющими право на принятие данных актов. 2. По предмету регулирования все источники можно классифицировать на общие и специальные. Общие источники характерны тем, что предмет их регулирования широк и охватывает как экологические общественные отношения, так и иные, не относящиеся к сфере экологии. Специальные источники отличаются от общих тем, что имеют пред-метом регулирования только экологические или преимущественно эколо-гические общественные отношения. 3. По направленности правового регулирования все источники можно подразделить на материальные и процессуальные. Материальные источники имеют предметом своего регулирования экологические общественные отношения, складывающиеся по поводу использования тех или иных природных объектов. Процессуальные источники, направлены на процедуру обеспечения экологопользования, являются формой его обеспечения. 4. По степени значимости в регулировании экологических отношений источники экологического права можно подразделить на основные норма-тивно-правовые акты и вспомогательные.

Основные нормативно-правовые акты составляют конструкцию дей-ствующего законодательства и представляют собой закрепленные в этих актах правила общего характера, распространяемые на неопределенный крут лиц, общий характер экологических поступков и т. п. Вспомогательные нормативно-правовые акты имеют, как правило, технико-юридический характер и позволяют правильно применять тот или иной нормативный правовой акт к регулируемому отношению. 5. Особое место среди источников экономического права занимают ис-точники права, содержащиеся в международно-правовых договорах. В ст. 15 Конституции РФ сказано, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором, в котором участвует РФ, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в национальном законодательстве, то применяются правила международного договора при условии его ратификации в уста-новленном порядке. 6. Судебная и арбитражная практика. Руководящие разъяснения Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ нельзя относить к числу источников экологиче­ского права, но они оказывают определенное влияние на совершенствова­ние экологических отношений. Эти акты служат делу совершенствования действующего законодательства, поскольку ст. 104 Конституции РФ дан­ным организациям предоставлено право законодательной инициативы.

Под источником экологического права следует понимать нормативный акт, принятый уполномоченным на то государственным органом в установ-ленной форме и процедуре и содержащий государственную волю законодателя в области экологопользования.

 

47 (11). Конст. основы права собственности на пр. ресурсы в РФ.

Под понятием права собственности на землю и др. природ. объекты понимается, во-первых, совокупность правовых норм, регулирующих данный вид собственнических отношений, кот. закреплены в К. РФ.

Статья 8 (2. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы

собственности.) – Статья 9 (1. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов,

проживающих на соответствующей территории. 2. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах

собственности.) – Статья 35 (1. Право частной собственности охраняется законом. 2. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. 3. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. 4. Право наследования гарантируется.) – Статья 36 (1. Граждане и их объединения вправе иметь в частной

собственности землю. 2. Владение, пользование и распоряжение землей и другими

природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. 3. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.) – Статья 72 (1. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся: а) обеспечение соответствия конституций и законов республик,

уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам; в) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; д) природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории;

 

48 (13). Принципы эк. права.

Всем принципам экологического права присущи следую-щие черты:

1. Объективная обусловленность. Правовой принцип только тогда можно признать верным, если он соответствует природе, истории и обще-ству. 2. Историческая обусловленность. С изменением государственной по-литики и государственного строя меняются в первую очередь принципы правового регулирования. Так, если по Конституции СССР 1977 г. земля и природные объекты находились в исключительной собственности госу-дарства, то по Конституции России 1993 г. они могут находиться и в частной собственности граждан, т. е. принцип исключительной государственной монополии на природные объекты изменен. 3. Системность. Все принципы экологического права можно класси-фицировать на общеправовые, на принципы Общей части и принципы Особенной части.

Основные принципы. Общеправовые (конституционные) принципы экологического права в основном закреплены в Конституции России. 1. Принцип народовластия, предоставляющий возможность российско-му народу осуществлять свою власть в экологических отношениях непос-редственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления (ч. 2 ст. 3 Конституции РФ). 2. Принцип гуманизма, выражающийся в том, что отношения эколого-пользования в стране и в сфере международных отношений строятся прежде всего с учетом интересов не только настоящего, но и будущих поколений людей. 3. Принцип социальной справедливости, заключающийся в равноправии всех перед судом и законом (ст. 19 Конституции); в праве каждого на благоприятную окружающую среду (ст. 42 Конституции); в гарантии су-дебной защиты прав и свобод любого гражданина РФ, если они кем-либо нарушаются (ч. 1 ст. 46 Конституции) и т. п. 4. Принцип законности, выражающийся в точном и безусловном вы-полнении всех нормативных предписаний всеми субъектами экологических правоотношений. 5. Принцип интернационализма, имеющий международную и нацио-нальную стороны. (международное сотрудничество в области охраны окружающей среды (ст. 92 Закона об охране окружающей природной среды) и внутригосударственное сотрудниче-ство Федерации и ее субъектов в вопросах владения, пользования и распоряжения землей, недрами и другими природными ресурсами, в природопользовании и охране окружающей среды (пп. “в”, “д” ст. 72 Конституции РФ). 6. Принцип единства прав и обязанностей субъектов экологических пра-воотношений (ст. 42 и 58 Конституции РФ), выражающийся в том, что осуществление прав и свобод неотделимо от исполнения гражданами своих обязанностей. 11. Принцип гласности, предполагающий право каждого проживающего на территории России на правдивую информацию о состоянии окружаю-щей среды (ст. 42 Конституции РФ ) 7. Принцип строго целевого использования природных объектов, обязыва-ющий каждого экологопользователя использовать природные объекты в точном соответствии с их целевым назначением. В частности, не допуска-ется использование земель сельскохозяйственного назначения для несель-скохозяйственных целей, за исключением случаев, допускаемых законом. 8. Принцип рационального и эффективного использования природных объ-ектов отражает экономическую сторону экологополь-зования, выражающуюся в стремлении с минимальными затратами получать наибольший эффект от хозяйственной эксплуатации природных объектов, не нанося при этом экономического и экологического вреда.

 

49 (18). Организационно-правовые формы экологич. контроля.

Экологический контроль как способ организационно-правового обес-печения рационального экологопользования и сохранности экологической системы отличается от мониторинга тем, что представляет собой активное вмешательство по фактам выявленных отклонений на предмет их устране-ния, в то время как мониторинг ограничивается сбором информации.

Экологический контроль осуществляется с целью обеспечения деятель-ности экологопользователей в соответствии с экологическими условиями и требованиями, содержащимися в нормативной документации, утверж-денной в установленном порядке.

Контроль за соблюдением правил экологопользования бывает: а) Государственный контроль за соблюдением правил экологопользо-вания имеет сложную структуру, в которой можно выделить следующие элементы: прокурорский надзор, осуществляемый за соблюдением экологического законодательства; местный контроль, т. е. контроль за соблюдением законодательства об экологопользовании со стороны органов местного самоуправления, кото-рые, в отличие от прокурорских органов, вправе не только признавать незаконность тех или иных действий, но и непосредственно отменять их. специальный контроль осуществляется специализированными государ-ственными инспекциями^ по охране атмосферного воздуха, по охране вод, по охране земель, по правильному применению агрохимикатов, по охране рыбных запасов, по охране лесов; и т. п. б) Ведомственный контроль осуществляется министерствами и ведом-ствами в рамках своей отрасли. Он отличается от государственного конт-роля, во-первых, более узким кругом задач, определенных общим положением о министерстве и специальными положениями о министерст-вах; во-вторых, значительной разнородностью контрольных функций, по-скольку есть министерства и ведомства, деятельность предприятий которых связана с эксплуатацией природных объектов, а есть и такие, которые в своей деятельности касаются данной сферы незначительно. в) Общественный контроль за соблюдением правил экологопользования имеет многообразные формы. (партийный контроль, осуществляемый политическими партиями, контроль общественных организаций, осуществляемый добровольны-ми обществами, контроль органов местного самоуправления, контроль отдельных граждан.)

 

50 (37). Правовой режим биосферного заповедника.

В составе государственных природных заповедников выделя­ются биосферные заповедники. Они в соответствии с Междуна­родной программой ЮНЕСКО входят в международную сеть наблюдательных станций для слежения за изменениями состо­яния природной среды под влиянием хозяйственной деятель­ности. Для выполнения возложенной задачи территория биос­ферного заповедника разбивается на три зоны: 1) заповедное ядро, где запрещается всякая деятельность, воздействующая на состояние исследуемого объекта; 2) буферную зону, функция которой состоит в снижении отрицательного влияния хозяй­ственной деятельности на природный комплекс заповедника и 3) биосферный полигон, где разрешается ограниченная хозяй­ственная деятельность в рамках необходимых научных при­кладных исследований согласно целям заповедника.

Государственными природными запо­ведниками являются изъятые полностью из хозяйственного использования особо охраняемые природные комплексы и объекты (земля, воды, недра, растительный и животный мир), имеющие природоохранное, научное, эколого-просветительское значение как образцы естественной природной среды, типичные или редкие ландшафты, места сохранения генетического фонда растительного и животного мира.

Государственные природные заповедники являются природоохранными, научно-исследовательскими и эколого-просветительскими учреждени­ями федерального значения, имеющими целью сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем.

Земля, воды, недра государственных природных заповедников со всеми находящимися в их пределах объектами растительного и животного мира, историко-культурными и другими объектами недвижимости полностью и безвозмездно предоставляются государственным природным заповедникам в постоянное пользование.

Вообще же правовой режим государственного природного заповедника регулируется Постановлением Правительства РФ “Об утверждении положения о государственных природных заповедниках в Российской Федерации” (ред. 23 апреля 1996 г.)

На государственные природные заповедники возлагаются следующие задачи: 1. осуществление охраны природных территорий в целях сохранения биологического разнообразия и поддержания в естественном состоянии охраняемых природных комплексов и объектов; 2. организация и проведение научных исследований, включая ведение летописи природы; 3. осуществление экологического мониторинга в рамках общегосударст­венной системы мониторинга окружающей среды; экологическое просве­щение; и пр.

На территории природного заповедника запрещается любая деятельность, противоречащая режиму, определенному в Положении о данном заповеднике, как то: действия, изменяющие гидрологический режим земель; изыскательские работы и разработка полезных ископаемых, нарушение почвенного покрова, выходов минералов, горных пород; промысловая, спортивная и любительская охота, иные виды пользования животным миром, за исключением случаев, предусмотренных Положением о государственных природных заповедниках в Российской Федерации; и проч.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 265; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.69.109 (0.01 с.)