Правовые формы и методы правового обеспечения саштгарно-эпвдемиологического благополучия населения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правовые формы и методы правового обеспечения саштгарно-эпвдемиологического благополучия населения



Правовое обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения выражается в установлении санитарно-правовой законности и санитарно-правового порядка и в формировании санитарно-правового сознания граждан (санитарного правосознания).

Санитарно-правовая законность представляет собой точное и без-условное соблюдение санитарного законодательства всеми гражданами и юридическими лицами. Так, санитарные правила обязательны для соблюдения всеми государственными органами и общественными объ-единениями, предприятиями и иными хозяйствующими субъектами, ор-ганизациями и учреждениями, независимо от их подчиненности и форм собственности, должностными лицами и гражданами (ст. 3 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения), а противоправ-ное, виновное нарушение данных правил признается санитарным право-нарушением с вытекающей из этого ответственностью (ст. 27 Закона).

Санитарно-правовой порядок (санитарный правопорядок) представля-ет собой такую систему общественных отношений, которая сложилась в результате действия санитарных правоотношений и соответствует или не противоречит требованиям санитарного законодательства. Например, в случае опасности массового распространения инфекционных заболеваний на отдельных территориях и в населенных пунктах могут вводиться особые условия и режимы хозяйственной деятельности и жизни населения (ст. 24 Закона), Когда в результате действия норм данного режима в указанной местности фактически будут достигнуты хотя бы основные параметры этого режима, можно будет говорить о создании определенного санитарного правопорядка.

Формами правового обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения являются правотворческая и правоохранительная Функции государства как главного субъекта обеспечения санитарно-эпи-лемиологической безопасности.

Правотворческая функция выражается в принятии санитарно-эпи-демиологических правовых норм и обеспечении правового механизма их реализации на практике. Так, приняв Положение о системе санитар-ных правил, норм и гигиенических нормативов (ст. 3 Закона), законо-датель определил правовой механизм их реализации на практике: обязательное издание их и свободное распространение (ст.). порядок разработки, утверждения и издания их, а также действия на территории Российской Федерации (ст. 3): осуществление государственного сани-тарно-эпидемиологического надзора (ст.32) и т.п.

Правоохранительная функция выражается в создании надежного пра-воохранительного механизма, обеспечивающего предотвращение и пресе-чение нарушений санитарно-эпидемиологических норм. Этот механизм имеет две стороны: профилактическую и пресекательную.

Профилактическая сторона правоохранительной функции выража-ется в принятии норм, которые обеспечивают устранение причин и условий, способствующих санитарному правонарушению. Например, установление запрета на любое воздействие в какой бы то ни было форме на должностных лиц и специалистов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, препятствующее выполнению ими профессиональных обязанностей (ч. 2 ст. 41 Закона); обеспечение выполнения этих запретов наличием наказаний за такое вмешательство как за санитарное правонарушение (ст. 27 — 30 Закона) и др.

Пресекательная сторона правоохранительной функции выражается в принятии норм, обеспечивающих пресечение совершаемого санитарного правонарушения и восстановление нарушенных прав. Так, главным сани-тарным врачам, в зависимости от их компетенции, дано право приостанав-ливать некоторые виды предпринимательской деятельности до проведения необходимых санитарных мероприятий и устранения имеющихся санитар-ных правонарушений (п. 6 ч. 1 ст. 38 Закона); предприятиям, допустившим загрязнение окружающей природной среды, вменяется в обязанность возместить лечебно-профилактических учреждениям расходы, причинен-ные нарушением санитарного законодательства (ст. 31 Закона) и т. п.

Методы правового обеспечения санитарно-эпидемиологического бла-гополучия населения можно подразделить по формам и по содержанию.

По формам методы правового обеспечения санитарно-эпидемиологи-ческого благополучия населения бывают императивными и диспозитивны-ми, т. е. общеобязательными и не относящимися к такопым.

Императивные методы правового обеспечения санитарно-эпидемио-логического благополучия населения предполагают:

а) установление общеобязательных правил, полулежащих единообраз-ному применению субъектами санитарных правоотношений. Например,

предоставление земельных участков под строительство допускается только при наличии заключения органов государственной санитарно-эпидемио-логической службы (ст. 1 1 Закона);

б) установление запретов на определенное поведение субъектов сани-тарных правоотношений. Эти запреты можно классифицировать на:

запреты совершать какие-либо активные действия. Так, предприятиям и гражданам запрещается заселение жилых помещений, не отвечающих санитарным правилам (ст. 19 Закона):

запреты совершать какое-либо бездействие. Например, по смыслу ст. 28 Закона руководитель предприятия, которому дано представление глав-ного санитарного врача о привлечении подчиненного виновного работника к дисциплинарному наказанию, не вправе оставлять без последствий это представление и бездействовать в отношении нарушителя. Диспозитивные методы выражаются в четырех основных формах: 1) в форме правовых рекомендаций (жесткая диспозиция), когда ус-тановленные в правовых предписаниях нормы дают субъектам правоотно-шений определенную меру свободы в применении деталей правового регулирования при жестком соблюдении конструктивных положений пред-писания. Например, ст. 34 Закона, устанавливая основные принципы производственного контроля, детали его осуществления относит на усмот-рение предприятий, осуществляющих этот контроль;

2) в форме санкционирования, при которой, к примеру, разработка правовых предписаний возлагается на исполнителей, но предписания обретают правовую силу после санкционирования их специально уполно-моченными на то органами. Так, разработка новых технологий, материалов, веществ и изделий может осуществляться и самими предприятиями пред-приятиями, но к постановке на производство и внедрению в производство они допускаются только с санкции учреждений Государственной санитар-но-эпидемиологической службы РФ, выдаваемой в форме заключения о соответствии этих разработок санитарным правилам (ст. 12 Закона);

3) в форме согласования, когда разработанное решение, содержащее санитарно-правовые нормы, может быть реализовано при согласовании с определенными государственными органами и иными лицами. Например, при предоставлении земельных участков в местах проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов и этнических групп для целей, не связанных с их хозяйственной деятельностью, может быть проведен сход граждан по поводу изъятия и предоставления земельных участков под объекты, деятельность которых затрагивает указанных народов и групп. Орган испол-нительной власти (администрация) принимает решение об утверждении акта о предварительном согласовании места размещения предполагаемого объекта с учетом итогов этого схода;

4) в форме делегирования прав субъектам земельных правоотношений (полная диспозиция), при которой вопросы локального нормотворчества относятся на усмотрение субъекта. Например, граждане наделяются правом на получение от соответствующих государственных и иных органов досто-верных сведений о состоянии среды обитания и здоровья населения (ст. 5 Закона), однако такого обращения и порядок получения информации относится на усмотрение субъектов данных санитарных правоотношений.

По своему содержанию методы правового обеспечения санитарно-эпи-демиологического благополучия населения можно подразделить на следу-ющие направления:

1) методы, направленные на создание санитарно-эпидемиологическо-го благополучия окружающей природной среды в целом. К числу их относится, например, нормирование качества окружающей природной среды с целью установления предельно допустимых норм воздействия на окружающую природную среду, гарантирующих экологическую безопас-ность населения (ст. 25 Закона об охране окружающей природной среды);

2) методы, направленные на обеспечение санитарно-эпидемиологичс-ского благополучия микросреды проживания людей и отдельных групп. Например, санитарные требования к планировке и застройке населенных пунктов (ст. II Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии насе-ления); к эксплуатации производственных, общественных помещений, зда-ний, сооружений (ст. 20 Закона); к жилым помещениям (ст. 19 Закона) и др.;

3) методы, направленные на обеспечение санитарно-эпидемиологиче-ского благополучия имущества, как движимого, так и недвижимого, по-скольку осуществление право собственности на любое имущество не должно нарушать охраняемых законом интересов и прав других лиц.

В зависимости от степени источника общественной опасности диффе-ренцируются и правила санитарно-эпидемиологического благополучия имущества, его обеспечения. Так, при работе с автомобилями, являющи-мися источником повышенной опасности, не предусматривается выпал-нения каких-либо санитарных правил, а работа с радиоактивными веществами и другими источниками ионизирующих и неионизирующих излучений требует соблюдения определенных санитарных правил (ст. 21 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения);

4) методы, направленные на создание санитарно-эпидемиологическо-го благополучия способов производственной и иной деятельности. Напри-мер, эксплуатация оборудования и сооружений, транспортных средств, выполнение работ и оказание услуг должны сопровождаться мероприяти-ями по охране природной окружающей среды, предупреждению возник-новения заболеваний среди населения, и в случае несоблюдения

санитарных правил, предусматривающих эти мероприятия, такая деятель-ность может быть приостановлена или полностью прекращена (ст. 20 Закона);

5) методы, направленные на санитарно-эпидемиологическое обеспе-чение добычи и использования компонентов природной среды. Так, каче-ство воды, потребляемой населением для питьевых, хозяйственных и производственных целей, должно соответствовать саннггаршлм нормам (ст. 15 Закона); при выдаче лицензий на комплексное природоиспользование указываются экологические требования, при которых допускается исполь-зование природных ресурсов, последствия несоблюдения этих требований (ст. 18 Закона об охране окружающей природной среды);

6) методы, направленные на санитарно-эпидемиологическое обеспе-чение захоронения и утилизации производственных и бытовых отходов, обеспечивающих требования безопасности для здоровья населения и без-вредности окружающей природной среды (ст. 18 Закона о санитарно-эпи-демиологическом благополучии населения);

7) методы, направленные на создание санитарно-эпидемиологическо-го благополучия рабочих мест и работающих на производстве лиц. Напри-мер, не допускается применение новых материалов, сырья, не прошедших специальную проверку по влиянию на организм и здоровье человека; на предприятии, деятельность которого связана с производством и примене-нием вредных веществ, разрабатывается необходимая нормативно-техни-ческая документация и проводятся организационно-технические мероприятия, предотвращающие воздействие вредных веществ на работ-ников (ст. 14 Основ законодательства РФ об охране труда)'.

Методы правового обеспечения санитарно-эпидемиологического бла-гополучия населения реализуются не только соответствующими государ-ственными органами, но и субъектами санитарных правоотношений. Так, отказ работника от выполнения работ в случае возникновения непосред-ственной опасности ддя его жизни или здоровья, не предусмотренных трудовым договором, не влечет для него каких-либо необоснованных последствий (ст. 5 Основ). В результате таким правомерным поведением работник вынудит администрацию предприятия соблюдать правила сани-тарно-эпидемиологического благополучия на производстве. Подводя итог изложенному, можно сформулировать следующие выводы: 1. Правовое обеспечение санитарно-эпидемиологического благополу-чия населения осуществляется через соблюдение санитарно-правовой за-конности и санитарного правопорядка.

2. Если санитарно-правовая законность представляет собой точное м безусловное соблюдение санитарного законодательства всеми гражданами и юридическими лицами в единообразном режиме, то санитарный право-порядок — систему общественных отношений, сложившуюся в результат действия санитарных правоотношений, соответствующую или не противо-речащую требованиям санитарного законодательства.

3. Правовые формы обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения выражаются в правотворческой и правоохрани-тельной функциях государства. Если первая выражается в принятии сани- тарно-эпидемиологических правовых норм, то вторая — в обеспечении предотвращения и пресечения нарушений этих норм.

4. Правовые методы обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения подразделяются на императивные и диспозилщ. ные, из которых первые подразделяются дополнительно на установление запретов, а вторые — на методы рекомендательные, санкционированвд, согласования, делегирования прав.

5. По содержанию методы правового обеспечения санитарно-эпиде-миологического благополучия окружающей природной среды в целом, микросреды проживания людей, их имущества; на обеспечение способе” производственной и иной деятельности, добычи и использования компо-нентов природной среды, захоронения и утилизации производственных я бытовых отходов, благополучия рабочих мест, 6. Реализация методов правового обеспечения санитарно-эпидемио-логического благополучия населения осуществляется не только государст" венными органами, но и другими субъектами санитарных правоотношений.

1 (1). Содержание права пользования природ. богатствами.

Под природопользованием понимается использование полез­ных для человека свойств окружающей природной среды — экологических, экономических, культурных, оздоровительных. Отсюда в содержание природопользования входят различные его формы — экономическая (ведущая форма), экологическая, культурно-оздоровительная.

Названные формы природопользования осуществляются в двух видах использования природы: общего и специального природопользования.

Общее природопользование не требует какого-либо специаль­ного разрешения. Оно осуществляется гражданами в силу при­надлежащих ему естественных прав, возникаю­щих и существующих как результат его рождения и существо­вания (пользование атмосферным воздухом, водой для питьевых, коммунально-бытовых и лечебно-оздоровительных нужд и т.д.).

Специальным природопользованием признается такое, кото­рое реализуется гражданами и хозяйствующими субъектами на основе разрешений компетентных органов государства. Оно носит целевой характер и по видам используемых объектов подразделяется на землепользование, пользования недрами. лесопользование, водопользование, пользование животным ми­ром (дикими животными и птицами и рыбными запасами), использование атмосферного воздуха.

 

2 (8). Основные функции органов управления в области охраны природ. богатств.

1. Функция учета природных ресурсов и других объектов природы и ведения государственных кадастров обусловлена потребностью научно обоснованного экологопользования и охраны окружающей среды, которая невозможна без полной и достоверной информации о природных объектах. 2. Функция планирования мероприятий по использованию и охране природных объектов вытекает из потребности рационального и эффективного использования и охраны природных объектов. 3. Функция распределения и перераспределения природных объектов обусловлена тем, что для их эффективного использования и охраны необходимо включение граждан и организаций в механизм отношений собственности (там, где она допускается) на данные природные объекты. Включение осуществляется путем предоставления природных объектов на праве собственности, владения, пользования либо аренды. 4. Функция воспроизводства природных объектов вытекает из положения, обусловленного интересами не только настоящего, но и будущего поколений, поскольку, потребляя природные ресурсы, общество обязано не допускать их полного истощения. 5. Функция контроля за использованием и охраной природных объектов является базовой для всех остальных функций регулирования в области экологопользования и охраны окружающей природной среды, поскольку без контроля за исполнением принятых управленческих решений и принятия мер по выявленным отклонениям все остальные функции не достигнут цели. 6. Функция разрешения споров о праве экологопользования обусловлена коллизиями, возникающими в ходе использования гражданами и организациями выделенных им в собственность, пожизненное наследуемое владение. пользование и аренду различных природных объектов.

Наиболее эффективной системой регулирования является такая, которая в результате своего применения создает систему отношений, отличающуюся устойчивостью и оптимальностью.

 

3 (10). Понятие, функции и содержание права собственности на пр. ресурсы в РФ.

Под понятием права собственности на землю и другие природные объекты понимается, во-первых, совокупность правовых норм, регулиру­ющих данный вид собственнических отношений, которые закреплены в ст. 8, 9, 35, 36, 72 Конституции РФ, в Гражданском кодексе РФ и других правовых актах. Иначе, это понимается как право собственности в объек­тивном смысле. Во-вторых, совокупность правомочий лица по владению, пользованию и распоряжению объектом собственности (право собствен­ности в субъективном смысле). В-третьих, правоотношение, возникающее между собственником и иными лицами, как собственниками, так и не являющимися собственниками, а это значит, что право собственности имеет структуру, сходную со структурой любого правоотношения.

Содержание права собственности на природные объекты выражается в трех правомочиях: праве владения, праве пользования и праве распоряжения.

Право владения природными объектами предполагает обладание ими, фактическое господство над ними, удержание в обладании.

Право пользования землей и природными объектами выражается в хозяйственной и иной их эксплуатации, извлечении из них полезных свойств и использовании для иных целей удовлетворения потребностей общества. Право пользования землей и природными объектами осуществляется с соблюдением определенных правил, основополагающая конструкция которых введена Законом РФ “Об охране окружающей природной среды” и которые конкретизируются в кодексах республик и в законах РФ об использовании и охране природных объектов; о животном мире; об охране атмосферного воздуха.

Право распоряжения собственника землей и природными объектами. Если в обычном понимании этот термин предполагает возможность определять юридическую судьбу имущества, то в отношении природных объектов больше подходит термин “определение юридического статуса природного объекта”, поскольку судьбу природных объектов определяет состояние окружающей среды, состояние самого объекта, на которые человек не всегда может оказать решающее влияние. Владение, пользование и распоряжение природными объектами как правомочие собственности осуществляются собственником с учетом не только природных объектов, но и всей экологической системы, поскольку прямо или косвенно экосистема страны находится в сфере отношений государственной и иных форм собственности на природные объекты.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 175; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.190.167 (0.03 с.)