Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие эколого-правового обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и его основные принципыСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Под санитарно-эпидемиологическим благополучием населения пони-мается такое состояние общественного здоровья и среды обитания людей, при котором отсутствует опасное и вредное влияние ее факторов на организм человека и имеются благоприятные условия для его жизнедея-тельности.' Каждый гражданин имеет право на охрану здоровья от небла-гоприятного воздействия окружающей природной среды, вызванного хозяйственной или иной деятельностью, аварий, катастроф, стихийных бедствий.^ Правовое обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения осуществляется санитарным законодательством России, голо-вными нормативно-правовыми актами которого являются Закон РСФСР от 19 апреля 1991 г. “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения”, Указ Президента РФ от 19 ноября 1993 г. “О Государственном комитете санитарно-эпидемиологического надзора РФ” и утвержденное этим Указом Положение об этом комитете^ (в настоящее время Комитет передан в состав Минздрава РФ). Целью санитарного законодательства является создание необходимых условий для реализации на территории РФ прав и интересов граждан и общества в сохранении и укреплении здоровья людей, их физическом и духовном развитии и долголетней и активной жизни (ст. '2 Закона). Отсутствие опасности и наличие благоприятных условий для челове-ческого организма — два обязательных компонента санитарно-эпидемио-логического благополучия населения, на достижение которого направлено эколого-правовое обеспечение. Гарантией достижения этой цели является наличие экологической безопасности, определенной законом как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государ-ства от внутренних и внешних угроз'. Основным субъектом обеспечения безопасности является государство, осуществляющее функции в этой обла-сти через органы законодательной, исполнительной и судебной власти. Рассмотрим компоненты санитарно-эпидемиологического благополу-чия населения по отдельности. 1. Обеспечение экологической безопасности как главного условия санитарно-эпидемиологического благополучия населения осуществляется следующими основными путями: а) предъявлением экологических требований при проектировании, строительстве и реконструкции населенных пунктов (ст. 49 Закона об охране окружающей природной среды), а именно, требования соблюде-ния экологической безопасности при размещении, проектировании, строительстве и эксплуатации предприятий, сооружений и иных объек-тов (ст. 40 Закона); б) осуществлением экологически безопасного развития городов при рациональном природопользовании и охране природы (ст. 2 Закона РФ от 14 июля 1992 г. “Об основах градостроительства в РФ”); в) предупреждением и ликвидацией вредного влияния факторов окру-жающей природной среды и условий жизнедеятельности на здоровье человека при проектировании и застройке населенных пунктов (ст. II Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения). 2. Создание благоприятных условий для человеческого организма вытекает из прав граждан на благоприятную среду обитания (окружающую природную среду, условия труда, проживания, быта, отдыха, воспитания и обучения, питание, потребляемую или используемую продукцию народно-го хозяйства) (ст. 5 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения) и предполагает как минимум следующие мероприятия: а) обеспечение безопасности для здоровья граждан и окружающей природной среды производимой продукции, работ и услуг (ст. 5 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. “О защите прав потребителей”); с помощью мер, позволяющих осуществить контроль за безопасностью товаров, услуг, работ для потребителей; стимулировать производство продукции, являющейся благополучной в экологическом отношении. Так, товары, на которые в законодательных актах установлены требования, направленные на обеспе-чение безопасности жизни, здоровья потребителей и охраны окружающей природной среды, подлежат сертификации в установленном порядке (ст. 5 Закона); предприятия вправе устанавливать повышенные цены на про-дукцию народного потребления, в которой полностью отсутствует химиче-ское, радиоактивное и микробно-биологическое загрязнение и которая не содержит вредных физических факторов, влияющих на организм человека п. 3 ст. 8 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населе-ния); б) установление предельно допустимых норм нагрузки на окружаю-щую природную среду с целью обеспечения наиболее благоприятных условий жизни для населения, недопущения разрушения естественных экологических систем и необратимых изменений в окружающей природной среде (ст. 33 Закона об охране окружающей природной среды). Например, предельно допустимый уровень облучения населения устанавливается в величинах, не представляющих опасности для здоровья и генетического фонда населения (ст. 29 Закона об охране окружающей природной среды). Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения как социаль-но-правовое явление обеспечивается через право всех граждан Российской Федерации на охрану окружающей природной среды это право реализуется по пяти основным направлениям: 1) планирование и нормирование качества окружающей природной среды, осуществление мер по предотвращению экологически вредной деятельности и оздоровлению окружающей природной среды, предупреж-дению и ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий; 2) социальное и государственное страхование граждан, образование общественных, государственных резервных и иных фондов помощи, орга-низация медицинского обслуживания населения; 3) предоставление каждому реальных возможностей для проживания в условиях благоприятных для жизни и здоровья окружающей природной среды; 4) возмещение в судебном или административном порядке вреда, причиненного гражданам и их здоровью в результате загрязнения окружа-ющей природной среды и иных воздействий на нее, в том числе последствий аварий и катастроф; 5) государственный контроль за состоянием окружающей природной среды и соблюдением природоохранительного законодательства, привле-чения к ответственности лиц, виновных в нарушении экологической безопасности населения. Каждое из перечисленных направлений детально регламентировано действующим законодательством. Например, нормативы выбросов и сбро-сов загрязняющих веществ в окружающую природную среду и лимиты использования природных ресурсов регламентированы специальным По-ложением, утвержденным постановлением Правительства Российской Фе-дерации от 3 августа 1992 г. № 545; принципы формирования нормативов ПДВ отражены в Законе РСФСР от 14 июля 1982 г. “Об охране атмосфер-ного воздуха”, порядок разработки, издания и введения в действие феде-ральных, республиканских и местных санитарных правил утвержден постановлением Совета Министров РСФСР от 1 июля 1991 г. № 375 и т.д. Данные направления обеспечиваются контролем. Его основные виды: 1) государственная служба наблюдения за состоянием окружающей природной среды, осуществляемая специально уполномоченным на то государственным органом (системой органов) (ст. 69 Закона об охране окружающей природной среды). Так, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 3 августа 1992 г. № 532 “О повышении эффективности использования в народном хозяйстве гидрометеорологической информа-ции и данных о загрязнении окружающей природной среды” предприятия и организации Роскомгидромета передают такую информацию заинтере-сованным организациям как за договорную плату, так и за счет централи-зованных ассигнований из федерального бюджета; 2) производственный экологический контроль, введенный еще поста-новлением Правительства СССР от 5 июля 1968 г. “О мерах по дальнейшему улучшению здравоохранения и развитию медицинской науки в стране”. Согласно Закону РСФСР от 25 декабря 1990 г. “О предприятиях и пред-принимательской деятельности” каждое предприятие, будучи вправе само-стоятельно определять структуру органов управления и затраты на их содержание (ст. 30), обязано осуществлять экономический контроль в части предотвращения загрязнения окружающей природной среды, выпуска про-дукции, не причиняющей вреда здоровью человека, и др. (ст. 17, 18). Особенностью этого вида контроля является ограничение его сферы воз-действием конкретного предприятия на окружающую природную среду и потребителей (ст. 71 Закона об охране окружающей природной среды); 3) общественный экологический контроль (ст. 72 Закона), который может осуществлять в пределах своих уставных рамок любая партия, общественная организация, общественное объединение. Кроме того, пра-вом общественного контроля за обеспечением санитарно-эпидемиологи-ческого благополучия населения наделены трудовые коллективы в соответствии с Законом СССР от 17 июня 1983 г. “О трудовых коллективах и их роли на производстве”, в том числе и через заключение коллективных договоров с администрацией предприятий согласно Закону РФ от 11 марта 1992 г. “О коллективных договорах и соглашениях”; 4) контроль населения, осуществляемый по мере желания каждым гражданином РФ, поскольку законом определено право каждого гражда-нина на получение объективной информации о состоянии окружающей природной среды и негативных явлениях, происходящих в ней (ст. 12 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и др.). Осуществлению эффективного контроля населения должны способст-вовать всеобщность, комплексность и непрерывность экологического об-разования и воспитания (ст. 71 Закона об охране окружающей природной среды), а также гигиеническое воспитание и образование граждан (ст. 27 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения). Подводя итог изложенному, сформулируем основные выводы: 1. Обязательными элементами санитарно-эпидемиологического бла-гополучия населения является отсутствие опасности и наличие благопри-ятных условий для человеческого организма. 2. Обеспечение экологической безопасности для людей осуществляет-ся через обеспечение экологических требований при проектировании, строительстве и реконструкции населенных пунктов, а также через создание благоприятной среды обитания человека в иных местностях. ' 3. Создание благоприятных условий для человеческого организм” осуществляется через обеспечение безопасности производимой продукции” услуг и установление предельно допустимых норм нагрузки на окружаю-щую природную среду. 4. Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечи-вается по пяти основным направлениям деятельности, определенным сп 11 Закона об охране окружающей природной среды. 5. Соблюдение на практике каждого из перечисленных направлений обеспечивается государственным, производственным, общественным кон-тролем и контролем населения.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 236; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.130.96 (0.007 с.) |