Контроль в области охраны и исп-я окр. природ. среды. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Контроль в области охраны и исп-я окр. природ. среды.



Экологический контроль как способ организационно-правового обес-печения рационального экологопользования и сохранности экологической системы отличается от мониторинга тем, что представляет собой активное вмешательство по фактам выявленных отклонений на предмет их устране-ния, в то время как мониторинг ограничивается сбором информации.

Экологический контроль осуществляется с целью обеспечения деятель-ности экологопользователей в соответствии с экологическими условиями и требованиями, содержащимися в нормативной документации, утверж-денной в установленном порядке.

Главными задачами государственного экологического контроля явля-ются: 1. проверка выполнения программ, планов и мероприятий по охране окружающей среды; 2. выявление нарушений экологических требований при подготовке, принятии и реализации решений о развитии хозяйственной и иной дея-тельности; 3. проверка выполнения экологопользователями норм (нормативов и правил) экологопользования и качества окружающей среды.

Контроль за соблюдением правил экологопользования бывает: а) Государственный контроль за соблюдением правил экологопользо-вания имеет сложную структуру, в которой можно выделить следующие элементы: прокурорский надзор, осуществляемый за соблюдением экологического законодательства; местный контроль, т. е. контроль за соблюдением законодательства об экологопользовании со стороны органов местного самоуправления, кото-рые, в отличие от прокурорских органов, вправе не только признавать незаконность тех или иных действий, но и непосредственно отменять их. специальный контроль осуществляется специализированными государ-ственными инспекциями^ по охране атмосферного воздуха, по охране вод, по охране земель, по правильному применению агрохимикатов, по охране рыбных запасов, по охране лесов; и т. п. б) Ведомственный контроль осуществляется министерствами и ведом-ствами в рамках своей отрасли. Он отличается от государственного конт-роля, во-первых, более узким кругом задач, определенных общим положением о министерстве и специальными положениями о министерст-вах; во-вторых, значительной разнородностью контрольных функций, по-скольку есть министерства и ведомства, деятельность предприятий которых связана с эксплуатацией природных объектов, а есть и такие, которые в своей деятельности касаются данной сферы незначительно. в) Общественный контроль за соблюдением правил экологопользования имеет многообразные формы. (партийный контроль, осуществляемый политическими партиями, контроль общественных организаций, осуществляемый добровольны-ми обществами, контроль органов местного самоуправления, контроль отдельных граждан.)

Система эк. права.

Раскрыть понятие отрасли права означает раскрыть и его систему. Понятие “система экологического права” имеет три смысловых значе-ния: отрасль права, наука и учебная дисциплина.

Система эколоппеского права как отрасль права. “Первокирпичиком” отрасли экологического права является эколого-правовая норма, представляющая собой общее правило, предусмотренное для определенного круга лиц и рассчитанное на неоднократное примене-ние. Эколого-правовая норма также является системой, состоящей из эле-ментов, т. е. своего рода микросистемой, и из таких микросистем состоит экологическое право как отрасль права.

Под институтом экологического права понимается совокупность пра-вовых норм, регулирующих узкий круг сходных общественных отношений (институт права государственной и других форм собственности на природ-ные объекты; институт права экологопользовании и др.). В зависимости от роли и значимости в системе экологического права институты организованы в две системы, представляющие Общую и Осо-бенную части. В Общую часть входят институты, содержащие положения, “обслуживающие” все иди значительную группу институтов Особенной части. В Особенную часть входят институты, имеющие узкоцелевое назначение в силу специфики объекта, по поводу которого этот институт возникает: эколого-правовой режим землепользования, недропользования, водопользования и др.

Система экологического права как науки Экологическое право как наука представляет собой систему знаний об экологическом праве как отрасли права. В предмет науки, дополнительно к информации, составляющей систему экологического права как отрасли права, включаются следующие самостоятельные темы: 1) методы научных исследований; 2) правоприменительная и правотворческая практика; 3) история развития экологического права; 4) источники экологического права; 5) международно- правовое регулирование экологопользования; 6) источники научно-правовой информации; 7) понятийный аппарат, раскрывающий специальную терминологию, применяемую в эколого-правовой науке.

Система экологического права как учебной дисциплины Эта система практически совпадает с системой экологического права как науки; различие обусловлено потребностями будущей специализации,

6 (17). Гос. кадастр природных ресурсов, понятие, виды и содержание.

Кадастрами природных ресурсов называется свод экономи­ческих, экологических, организационных и технических показа­телей, характеризующих количество и качество природного ресурса, состав и категории природопользователей. Данные кадастров лежат в основе рационального использования приро­дных ресурсов, охраны природной среды, на их базе определя­ется денежная оценка природного ресурса, его продажная цена, система мер по восстановлению и оздоровлению окружающей среды.

Единого кадастра природных ресурсов не существует. Кадас­тры представлены по видам природного ресурса.

Земельный кадастр. По Земельному кодексу РСФСР 1991 г. (ст. 110) земельный кадастр включает в себя систему следующих сведений: количество земель, распределение земель по катего­риям, качественный состав земель, распределение земель по использованию, собственники земли, владельцы, пользователи, арендаторы.

Данные кадастровой оценки земель применяют при планиро­вании использования земель, распределении по целевому на­значению, их предоставлению и изъятию, при определении платежей за землю, для оценки степени рационального исполь­зования земель.

Ведение земельного кадастра поручено органам Государ­ственного комитета по земельным ресурсам и землеустройству Российской Федерации.

Кадастр месторождений полезных ископаемых. Характерис­тика кадастра дается в Законе РФ и недрах (ст. 30, 32). Его ведение поручено Комитету по геологии и использованию недр. Кадастр включает сведения о народнохозяйственной ценности каждого месторождения полезных ископаемых, горно-техни­ческие, экономические, экологические условия их разработки.

Лесной кадастр. Его ведет Федеральная служба лесного хозяйства при Правительстве РФ, ее органы на местах. Лесной кадастр согласно ст. 77 Основ лесного законодательства содер­жит систему сведений о правовом режиме лесного фонда, количественном и качественном состоянии лесов, подразделе­нии лесов на группы и категории защитности, экономическую оценку лесов.

Водный кадастр. Постановление Правительства РФ от 23 апреля 1994 г. так оценивает задачи государственного водного кадастра: текущая и перспективная оценка состояния водных объектов и их использования с целью планирования использо­вания водных ресурсов, предотвращения истощения водных источников, восстановления нормативного (т. е. предусмотрен­ного санитарными и иными нормативами) качества вод. Голов­ной организацией - здесь выступает Росгидромет, Роскомвод ведет кадастр по использованию вод. Роскомнедра — по под­земным водам.

На основе данных водного кадастра определяется целевое использование вод, идет паспортизация водных объектов, изъ­ятие из хозяйственного использования наиболее ценных водных объектов, вводятся ограничения с целью охраны и рационально­го использования вод.

Реестр рыбных запасов в количественном и качественном показателях по внутрихозяйственным водоемам составляет Комитет по рыболовству. Своеобразным кадастром редких животных и растений служат Красная книга Федерации, Крас­ные книги республик, краев и областей.

Функции кадастра выполняет реестр природно-заповедных территорий и объектов — заповедников, национальных парков, памятников природы. Эту функцию осуществляет Минприроды, на которое возложено по закону руководство всем природно-заповедным делом в стране.

Наконец, к числу кадастров как совокупности сведений о количественной и качественной характеристике природного ресурса можно отнести тот учет загрязнителей окружающей природной среды, который в свое время был возложен на органы Минприроды.

 

7 (20). Нормир-е качества окр. среды и его правов. значение.

Нормирование качества окружающей природной среды — цен­тральная идея Закона РФ об охране окружающей природной среды. Этому институту закон отводит самостоятельный раздел (ст. 25—34).

Роль нормативов в формировании информации о качестве окружающей природной среды неоднозначна. Одни из них дают оценку окружающей экологической среды, другие лимитируют источники вредного воздействия. Приводимая классификация нормативов носит несколько условный характер. Все нормативы качества являются экологическими нормативами, ибо определя­ют качество не социальной, а природной среды.

Качеством окружающей природной среды считается такое состояние ее экологических систем, которое постоянно и неиз­менно обеспечивает процесс обмена веществ и энергии в природе между природой и человеком и воспроизводит жизнь.

Нормирование качества окружающей природной среды пред­ставляет собой деятельность по установлению нормативов (по­казателей) предельно допустимых воздействий человека на окружающую природную среду. Нормой считается мера воздей­ствия на окружающую природную среду. Предельно допусти­мой нормой является норма, устанавливающая предельно до­пустимые меры воздействия на окружающую природную среду.

Нормативами качества окружающей природной среды в свете настоящего Закона являются предельно допустимые нор­мы воздействия на окружающую природную среду со стороны антропогенной деятельности человека (хозяйственной, рекреа­ционной и иной деятельности).

В основах нормативов качества лежат три показателя: меди­цинский (пороговый уровень угрозы здоровью человека, его генетической программе), технологический (способность эконо­мики обеспечить выполнение установленных пределов воздей­ствия на человека и среду его жизни), научно-технический (возможность научно-технических средств контролировать со­блюдение пределов воздействия по всем его параметрам).

Все нормативы качества окружающей природной среды под­разделяются на три группы. Первую группу составляют сани­тарно-гигиенические нормативы. К ним относятся нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ — хи­мических, биологических, физических воздействий и т.д., нор­мативы санитарных, защитных зон, предельно допустимых уровней радиационного воздействия и др. Цель таких нормативов — определить показатели качества окружающей среды применительно к здоровью человека. Это наиболее разра­ботанная часть нормативов качества окружающей природной среды.

Вторую группу нормативов качества образуют производ­ственно-хозяйственные нормативы. Возглавляют эту группу нормативы выбросов, сбросов вредных веществ (ПДВ). Они устанавливают требования к источнику вредного воздействия, ограничивая его деятельность определенной пороговой величи­ной. К числу указанных нормативов могут быть отнесены всякие другие требования, предъявляемые к источникам (стационар­ным, передвижным) с целью охраны окружающей природной среды и здоровья человека. Поэтому в данную категорию следует отнести технологические, строительные, градостроительные правила, содержащие экологические требования охра­ны окружающей природной среды. В третью группу нормати­вов входят так называемые комплексные нормативы, сочетаю­щие в себе признаки первой и второй групп: ПДН окружающей среды, нормы защитных и санитарных зон и т.п.

 

8 (21). Основания возникновения и прекращения права природоп-я.

Право экологопользования, в отличие от права частной, государствен-ной муниципальной и иных форм собственности на природные объекты, не является постоянным и может возникать, изменяться или прекращаться в установленном законом порядке. Возникновение права экологопользо-вания имеет различные основания: а) предоставление природного объекта, находящегося в собственности государства или других лиц, в собственность, пользование или аренду. б) заключение договора аренды природного объекта. Договор о вре-менном пользовании природным объектом может изменяться по соглаше-нию сторон, а в связи с этим могут изменяться и условия права экологопользования. в) включение земли как недвижимости в гражданский оборот, что влечет за собой участие ее в сделках купли-продажи, аренды, мены, ипотеки, залога и т. п.; г) переход титула права собственности на недвижимость, какой явля-ется строение или сооружение. Вместе с этими объектами переходят и права на земельный участок, если иное не предусмотрено законодательством.

Основаниями прекращения права экологопользования являются: а) добровольный отказ экологопользователя от пользования данным природным объектом или его частью; б) прекращение экологопользования в случае прекращения деятельно-сти организации, а также крестьянского хозяйства; в) прекращение оснований права экологопользования: при прекраще-нии договора арендных или трудовых отношений; г) нарушение правил экологопользования. В законодательстве предусмотрены и другие основания прекращения права собственности, землепользования и аренды: нецелевое использова-ние земли, использование земли способами, приводящими к снижению плодородия почв, урожайности земли сельскохозяйственного назначения ниже нормативного по кадастровой оценке и пр.

9 (22).Порядок оформления права пользования природ. богатствами.

Возникновение права экологопользо­вания имеет различные основания:

а) предоставление природного объекта, находящегося в собственности государства или других лиц, в собственность, пользование или аренду.

В соответствии с действующим земельным законодательством граждане РФ могут получить земельные участки в индивидуальную или коллектив­ную собственность (общую совместную и долевую собственность), поль­зование или аренду. Пользование землей может быть бессрочным (постоянным) или временным, а право предоставлять гражданам земельные участки имеют только органы местной администрации;

б) заключение договора аренды природного объекта. Договор о Вре­менном пользовании природным объектом может изменяться по соглаше­нию сторон, а в связи с этим могут изменяться и условия права экологопользования. Ст. 18 Закона “Об охране окружающей природной среды” предусматривает заключение договоров и выдачу лицензий на комплексное приро­допользование. Договор на комплексное экологопользование заключается между природопользователем и органом исполнительной власти на основе заключения экологической экспертизы на предполагаемую хозяйственную или иную деятельность и лицензии (разрешения) на комплексное экологопользование.

Лицензия (разрешение) на комплексное экологопользование выдается экологопользователю специально уполномоченными на то государствен­ными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды с указанием: 1. видов, объемов и лимитов хозяйственной деятельности по использо­ванию природных ресурсов; 2. экологических требований, при которых допускается использование природных ресурсов, последствий несоблюдения этих требований; 3. включение земли как недвижимости в гражданский оборот, что влечет за собой участие ее в сделках купли-продажи, аренды, мены, ипотеки, залога и т. п.; 3. переход титула права собственности на недвижимость, какой явля­ется строение или сооружение. Вместе с этими объектами переходят и права на земельный участок, если иное не предусмотрено законодательством.

Общий порядок предоставления лицензий регулируется пос­тановлением Правительства РФ от 27 мая 1993 г., утвердившим Примерный порядок лицензирования отдельных видов деятель­ности.

Лицензия выдается на каждый вид деятельности. Срок ее действия один год. По отдельным видам в силу экологических требований, местоположения и других факторов количество лицензий может ограничиваться.

Лицензии выдаются по заявкам соискателей, в том числе и на конкурсной основе. Несоблюдение порядка пользования лицен­зией, передача ее другим лицам, нарушение санитарных, эколо­гических, торговых правил влекут за собой лишение лицензии до постановлению органа, который выдал лицензию.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 298; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.8.141 (0.021 с.)