Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Источники экологического права

Поиск

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО»

 

Тема 1. ИСТОЧНИКИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА

 

Цель семинара: Дать комплексную характеристику и провести классификацию источников экологического права.

 

Задачи семинара:

-выяснение понятия экологического права как самостоятельной отрасли, учебной дисциплины и науки;

-определение соотношения данных понятий между собой;

-определение предмета, задач экологического права;

-выявление методов экологического права его особенностей;

-определить систему экологического права;

-выяснение понятия источников экологического права;

-изучение особенностей источников экологического права, их видов;

-проведение классификации источников экологического права по различным основаниям;

-классификация источников экологического права по юридической силе

-исследование понятий законодательный акт, подзаконный нормативно-правовой акт применительно к экологическому праву.

Практические знания и умения, которые должны быть получены студентами:

1) умение объяснять понятие источников права в формальном и материальном смысле;

2) знание классификации источников экологического права по различным основаниям, в том числе по юридической силе;

3) умение четко выстроить систему источников экологического права;

4) умение определять значимость различных нормативно-правовых актов;

5) знание нормативных актов смежных отраслей права, умение характеризовать их как экологизированные;

6) знание роли судебной и арбитражной практики;

7) умение четко формулировать свою точку зрения по вопросам, обсуждаемым на семинаре.

 

П л а н

 

1. Экологическое право как наука, как отрасль права и как учебная дисциплина. Экологическая безопасность России.

2. Предмет, задачи, методы и принципы правового регулирования экологического права.

3. Система экологического права, его соотношение с другими отраслями права. Конституционные основы экологического права.

4. Экологические отношения, их структура и содержание. Объекты охраны окружающей среды, субъекты экологических отношений.

5. Понятие, особенности, классификация источников экологического права.

6. Система источников экологического права: законы, указы Президента РФ и постановления Правительства РФ; соотношение законодательства федерации и ее субъектов; нормативные акты министерств, органов местного самоуправления; экологизированные нормативные акты других отраслей права.

7. Роль судебной и арбитражной практики в регулировании экологических отношений.

 

Методические указания.

Самостоятельная работа студента по подготовке к семинарскому занятию включает в себя изучение рекомендуемой учебной и научной литературы по теме «Источники экологического права», подготовку устных вступлений по всем вопросам семинара.

Подготовка к первому вопросу предполагает рассмотрение понятия «экологические проблемы», определение причин и условий их возникновения, связанных с ними мировые кризисы, выяснение состояния окружающей среды с негативное динамике, и выявление связанных с этим изменений в социальной жизни общества, влияние данных условий на существование каждого человека, выяснение проблем устойчивого развития, изучение данного понятия как в общемировом, так и внутрироссийском аспекте, определение данного понятия и тенденций его развития и совершенствования. Необходимо также определить право как основной и наилучший способ разрешения проблем в области охраны окружающей среды. Также подготовка требует четкого определения понятия безопасности и её разновидности - экологической безопасности. Студентам следует дать понятие Концепция охраны окружающей среды, выявить её взаимосвязь с проблемами устойчивого развития. Необходимо также дать понятие государственная стратегия охраны окружающей среды и устойчивого развития, ссылаясь на действующее законодательство.

Подготовка также предполагает уяснение понятий экологического права как науки, учебной дисциплины и отрасли права, проведение разграничения данных понятий, выявление их сходства и различия.

Подготовка ко второму вопросу семинара предполагает усвоение задач и предмета экологического права как базы для выделения отрасли в качестве самостоятельной отрасли российского права, изучение существующих в современной науке экологического права методов, принципов, их сходство и различие с методами и принципами других отраслей.

Подготовка к третьему вопросу предусматривает уяснение понятия системы экологического права, следует также соотнести экологическое право со смежными отраслями – природоресурсными (земельное, водное, лесное, фаунистическое, воздушное, космическое), гражданским, уголовным, административным, конституционным. Следует подчеркнуть комплексный характер экологического права. При подготовке к данному вопросу необходимо проанализировать соответствующие статьи конституции Российской Федерации, показать воплощение конституционных принципов в отраслевом законодательстве.

Подготовка к четвёртому вопросу предусматривает изучение понятия экологические отношения, определение их структуры (объект, субъект, основания возникновения) и содержание (субъективные права и юридические обязанности). Необходимо также определить объекты охраны окружающей среды (как окружающую среду в челом, так и её отдельные компоненты, разнообразные природные ресурсы).

Подготовка к пятому вопросу предполагает рассмотрение понятия, особенностей, источников экологического права, проведение их классификации по юридической силе, сфере действия, форме, времени действия, кругу лиц, и др.

Подготовка ко шестому вопросу семинарского занятия предполагает построение взаимосвязанной и структурно сформированной системы источников экологического права, умения определить место действующих нормативных актов в данной системе, анализ законов, подзаконных нормативных актов, в частности, детальный анализ ФЗ “Об охране окружающей природной среды”, приведения примеров всех видов указанных нормативно-правовых актов, их сравнение, приведение примеров их реализации на практике, требует определения министерств и иных органов исполнительной власти, а также муниципальных органов власти, принимающих нормативные акты в сфере экологического права и с приведением примеров данных актов, предусматривает знание нормативных актов смежных отраслей права, умение характеризовать их как экологизированные.

 

Подготовка к седьмому вопросу предполагает уяснение проблемы определения судебной и арбитражной практики в качестве возможного источника экологического права, различия судебной практики и судебного прецедента, знание постановлений Конституционного суда РФ в регулировании экологических отношений

 

Задания студентам на самостоятельную работу.

 

1. Отобразите на схеме комплексную систему источников экологического права.

2. Охарактеризуйте основные виды источников экологического права.

3. Используя материалы судебно-арбитражной практики, определите, является ли она источником экологического права.

4. Отобразите на схеме систему принципов экологического права.

5. Отобразите на схеме систему экологического права как отрасли

6. Дайте понятие предмета и метода экологического права. Охарактеризуйте виды методов регулирования экологических отношений.

7. Подготовить реферативное сообщение.

 

Темы докладов и рефератов.

 

— Разграничение норм экологического и гражданского права как один из принципов экологического законодательства.

— Правовая связь экологического права с другими отраслями права.

— Окружающая среда как основа жизни и деятельности человека.

— Важнейшие природные объекты окружающей среды, их правовой статус.

— Участие граждан и объединений в решении вопросов, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду.

— Понятие и система источников экологического права.

— Конституционные основы экологического законодательства.

— Закон РФ «Об охране окружающей среды» как основной источник земельного права.

— Современные аспекты развития экологического законодательства.

— Процессуальный порядок принятия законов в субъектах Российской Федерации.

 

 

ЗАДАЧИ

 

1. Воронежская областная Дума приняла Закон «Об охране окружающей среды. Однако губернатор не подписал данный Закон, мотивируя свое решение тем, что он противоречит федеральному законодательству.

Дайте правовую оценку действиям Главы исполнительной власти Воронежской области.

 

2 Ульяновская областная дума приняла Постановление о нормировании загрязнений окружающей среды, в котором определены размеры административной ответственности за превышение выбросов, загрязняющих природные комплексы.

Вправе ли субъект Российской Федерации проводить нормирование загрязнений объектов окружающей среды?

 

3. Жители пос. Горный направили обращение в администрацию Саратовской области о получении информации о состоянии окружающей среды и здоровья населения в связи с работой Объекта уничтожения химического оружия. Областная администрация отказала в предоставлении информации, ссылаясь на то, что она составляет государственную тайну.

Правомерны ли действия администрации?

 

4. Правительство Воронежской области утвердило Постановление, которым были определены лимиты выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду.

Правомерны ли действия исполнительных органов субъектов Российской Федерации в сфере лимитирования природных ресурсов?

 

5. Жители г. Уварово Тамбовской области обратились в суд с иском к заводу по производству кислот о возмещении вреда их здоровью. Суд иск удовлетворил.

Какими нормативными актами руководствовался суд при удовлетворении иска?

 

 

П л а н

 

1. Понятие и значение права собственности на природные ресурсы. Виды права собственности: государственная, муниципальная, частная.

2. Объекты и субъекты права собственности.

3. Основания возникновения и прекращения права собственности на природные объекты.

4. Право государственной собственности на природные ресурсы. Федеральная собственность и собственность субъектов Федерации. Муниципальная собственность.

5. Право частной собственности на природные ресурсы. Общая собственность.

6. Защита и гарантии прав на природные объекты.

7. Понятие права природопользования: юридические и физические лица. Права и обязанности природопользователей.

8. Возникновение, изменение и прекращение правоотношений природопользования. Лицензия, договор, государственный акт.

 

Методические указания

 

Самостоятельная учебная работа студентов по подготовке к семинарскому занятию предполагает изучение рекомендуемой учебной и научной литературы по теме: «Право собственности на природные ресурсы и право природопользования», конспектов лекций, подготовку устных выступлений по всем вопросам плана семинара.

Подготовка к первому вопросу семинарского занятия предполагает уяснение понятия права собственности на природные ресурсы, проведение классификации видов права собственности на публичную (государственная, муниципальная), и частную (индивидуальная, коллективная). Выявление назначения и роли института права собственности на природные ресурсы..

Подготовка ко второму вопросу семинара предполагает уяснение понятия объекты и субъекты права собственности. Кроме того, необходимо классифицировать данные понятия исходя из разнообразных природных ресурсов.

Подготовка к третьему вопросу семинара предполагает усвоение понятия основания возникновения и прекращения права собственности на природные объекты, проведение классификации различных юридических фактов.

Подготовка к четвертому вопросу семинарского занятия предполагает уяснение понятия права государственной собственности на природные ресурсы, выявление специфики правового режима федеральная собственность и собственность субъектов Федерации, а также их сравнение по кругу объектов с муниципальной собственностью.

Подготовка к пятому вопросу семинара предполагает усвоение понятия Право частной собственности на природные ресурсы, выявление правового режима общей собственности (совместной и долевой).

Подготовка к шестому вопросу семинарского занятия предполагает уяснение принципов и способов защиты и гарантий прав на природные объекты всех собственников и пользователей природных ресурсов.

Подготовка к седьмому вопросу семинарского занятия предполагает уяснение понятия права природопользования и разницу правового положения его субъектов, в частности, юридических и физических лиц, а также систематизацию прав и обязанностей природопользователей в зависимости от из вида и объекта права.

Подготовка к восьмому вопросу семинарского занятия предполагает уяснение перечня юридических фактов, служащих основанием возникновение, изменение и прекращение правоотношений природопользования. Следует также детально проанализировать и сравнить такие правоустанавливающие документы, как лицензия, договор, государственный акт.

 

Задания студентам на самостоятельную работу:

ЗАДАЧИ

 

1. В соответствии с Постановлением Правительства Саратовской области все водные объекты, расположенные на ее территории, объявлены региональной собственностью.

Дайте оценку правомерности Постановления областного правительства.

 

2. Постановлением районной администрации гражданину Тарасову был предоставлен в собственность земельный участок, на котором росли деревья и кустарники.

Приобрел ли гражданин Тарасов право частной собственности на древесно-кустарниковую растительность, расположенную на его участке?

 

3. Постановлением администрации муниципального образования гражданке Сидоровой был предоставлен в собственность земельный участок, на котором она построила дом и пробурила скважину для бытового водопользования.

Правомерны ли действия гражданки Сидоровой? Возникнет ли у нее право собственности как на земельный участок, таки на пробуренную скважину?

 

4. Губернатор Сахалинской области своим решением объявил континентальный шельф вокруг острова Сахалин национальным достоянием и собственностью Сахалинской области.

Проанализируйте и дайте конституционную оценку действиям губернатора Сахалинской области.

 

5. Высший представительный орган Иркутской области объявил реку Ангара, которая является притоком Енисея, а также расположенную на ней гидроэлектростанцию собственностью Иркутской области.

Правомерны ли действия регионального представительного органа?

 

6. Гражданин Вестов, имеющий в собственности земельный участок, обнаружил на нем общераспространенные полезные ископаемые и стал использовать их для своих личных целей. По просьбе соседа Иванова Вестов разрешил ему также пользоваться песком и глиной со своего участка.

Правомерны ли действия гражданина Вестова? В чьей собственности находятся общераспространенные полезные ископаемые, расположенные на земельных участках, предоставленных в частную собственность?

 

7.ООО «Гравит» выиграло конкурс, оформило договор аренды и получило лицензию на право пользования участком недр, где, после государственной регистрации документов, начало добывать полезные ископаемые.

Чьей собственностью будут добытые полезные ископаемые?

 

8. Решением местной администрации гражданину Петрову был предоставлен в собственность земельный участок, расположенный непосредственно на берегу Волги, и часть прилегающей акватории реки.

Правомерны ли действия местной администрации?

 

9. Охотник оформил лицензию на право добычи лося. Охота оказалась для охотника удачной.

Чьей собственностью будет добытый лось?

 

10. Городская администрация объявила о том, что земля, на которой расположен город, и все природные объекты на ней являются муниципальной собственностью.

Дайте оценку действиям городской администрации.

Вправе ли муниципальное образование иметь в собственности земельные участки, водные объекты, древесно-кустарниковую растительность?

 

 

П л а н

 

1. Понятие и общая характеристика экологического управления. Категории и уровни управления.

2. Экологический контроль. Виды контроля.

3. Система и компетенция государственных органов управления природопользованием и охраной окружающей природной среды.

4. Организационный механизм охраны окружающей природной среды: оценка воздействия на окружающую природную среду; экологическая экспертиза, нормирование качества окружающей природной среды.

5. Экологический экономический механизм охраны окружающей природной среды.

6. Экологические функции правоохранительных органов.

7. Гарантии и защита экологических прав граждан.

8. Международно-правовой механизм охраны окружающей среды.

9. Правовая охрана окружающей среды в зарубежных странах.

 

Методические указания

 

Самостоятельная учебная работа студентов по подготовке к семинарскому занятию предполагает изучение рекомендуемой учебной и научной литературы по теме: «Правовые основы государственного управления в сфере охраны окружающей среды», конспектов лекций, подготовку устных выступлений по всем вопросам плана семинара.

Подготовка к первому вопросу семинарского занятия предполагает уяснение понятия и проведение общей характеристики экологического управления. Также необходимо рассмотреть категории управления: государственное, общественное, отраслевое, и провести анализ уровней управления: федеральный, субъектов Федерации, местный. Следует определить причину проведения данной классификации, сравнение функций.

Подготовка ко второму вопросу семинара предполагает уяснение понятия экологический контроль. Кроме того, необходимо определит следующие виды контроля: мониторинг, государственный, отраслевой, общественный контроль.

Подготовка к третьему вопросу семинара предполагает усвоение понятия системы государственных органов управления природопользованием и охраной окружающей природной среды, уточнение и анализ компетенции государственных органов законодательной, исполнительной власти. Необходимо также определить компетенцию специально уполномоченных государственных органов управления природопользованием и охраной окружающей среды.

Подготовка к четвертому вопросу семинарского занятия предполагает раскрытие организационного механизма охраны окружающей природной среды. Для этого необходимо детально проанализировать: оценку воздействия на окружающую природную среду; экологическую экспертизу, нормирование качества окружающей природной среды.

Подготовка к пятому вопросу семинара предполагает усвоение понятия Экологический экономический механизм охраны окружающей природной среды, состоящий из следующих составных частей: платность природопользования; экологическое стимулирование; экологическое страхование; экологические фонды.

Подготовка к шестому вопросу семинарского занятия предполагает уяснение принципов и способов осуществления экологических функций правоохранительных органов.

Подготовка к седьмому вопросу семинарского занятия предполагает выявление и анализ реализованности в настоящее время предусмотренных законодательством гарантии и эффективности защиты экологических прав граждан.

Подготовка к восьмому вопросу семинарского занятия предполагает уяснение международно-правовой механизм охраны окружающей среды, а также перспектив его развития в рамках всеобщей глобализации.

Подготовка к девятому вопросу семинарского занятия предполагает уяснение основных принципов правовой охраны окружающей среды в зарубежных странах (на примере США, Канады, Японии, европейских стран – Германии, Франции, Италии).

 

Задания студентам на самостоятельную работу:

 

ЗАДАЧИ

 

1. Государственный комитет по охране окружающей среды Саратовской области обратился в банк с предписанием о прекращении финансирования строительства комбината по производству химических источников тока. Строительство комбината осуществлялось на берегу реки Волги, в зоне водозабора г. Энгельса. Основанием для обращения с предписанием явились отсутствие заключения государственной экологической экспертизы и нарушение экологических требований при размещении объекта. Дирекция комбината, считая предписание незаконным, обратилась в арбитражный суд, ссылаясь на наличие заключения общественной экологической экспертизы.

Решите дело.

 

2. Решением правления экологического фонда Астраханской области определен порядок расходования средств фонда. В частности, на строительство Дома природы предлагается использовать 1,6 тыс. рублей; на премирование работников комитета по охране окружающей среды – 25,4 тыс. руб.; на приобретение оргтехники -51 тыс. руб.; на беспроцентные ссуды для приобретения жилья работникам Комитета – 52,2 тыс. руб.

 

Правомерно ли решение правления экологического фонда?

Каков порядок формирования и использования средств экологического фонда?

 

3. Прокурор межрайонной природоохранной прокуратуры обратился в суд с жалобой о признании незаконным и необоснованным заключения государственной экологической экспертизы по проекту строительства мелиоративной системы, так как при этом будут нарушены требования по охране окружающей природной среды.

Правомерны ли действия прокурора?

 

4. В г. Новосибирске было закончено строительство комплекса научно-исследовательских учреждений и жилого поселка Академгородка. Представитель Федерального агентства водных ресурсов, входящий в состав государственной комиссии по приемке комплекса в эксплуатацию, акт о приемке подписать отказался ввиду отсутствия необходимых очистных сооружений. Тем не менее, управомоченные должностные лица акт комиссии утвердили.

Какие требования предъявляет закон к охране окружающей среды при приемке в эксплуатацию законченных строительством хозяйственных объектов?

Несут ли ответственность и какую члены приемочной комиссии и другие лица, виновные в приемке объектов с нарушением экологических требований?

 

5. При подготовке к строительству высокоскоростной магистрали «Москва — Санкт-Петербург» главы администраций приняли решение об отводе земельных участков без учета того, что ряд из них расположен на особо охраняемых природных территориях.

Проведенная государственная экологическая экспертиза проектной документации по участку дороги, которую предполагали провести по территории Новгородской области, дала отрицательное заключение.

Новгородская природоохранная прокуратура опротестовала решение ‚лав администраций районов об отводе земель.

Правомерны ли действия природоохранной прокуратуры?

Определите порядок принятия решения данной проблемы.

 

6. Прокурор Кемеровской области обратился в суд с заявлением в интересах государства и граждан по проекту перекладки коксовой батареи на Кузнецком металлургическом комбинате о признании незаконными и необоснованными выводов государственной экологической экспертизы, из заключения которой вытекает, что права граждан на охрану здоровья не нарушаются воздействием хозяйственной деятельности комбината на окружающую среду.

Могут ли выводы государственной экспертной комиссии быть обжалованы в суд ила арбитражный суд?

Вправе ли прокурор возбудить гражданское дело в суде в защиту неопределенного круга лиц, проживаю щах в данном населенном пункте?

Какое право граждан затронуто в этом деле?

 

7. ЗАО «Гранит» активно проводит добычу щебня в карьере под с. Ахмат без положительного заключения государственной экологической экспертизы.

Природоохранная прокуратура Саратовской области вынесла предписание о приостановлении добычи общераспространенных полезных ископаемых до проведения экспертизы.

Правомерны ли действия прокуратуры?

Проанализируйте данную ситуацию.

 

8. Прокурор Саратовской межрайонной природоохранной прокуратуры обратился с жалобой в суд о запрещении строительства комбината по производству химических источников тока на берегу Волги в зоне водозабора и рекреации города Энгельса. Свое решение он мотивировал тем, что комбинат будет загрязнять атмосферный воздух, воду и почву, его работа будет неблагоприятно сказываться на состоянии окружающей среды.

Правомерны ли действия прокурора?

Какое решение должен принять суд?

 

9. Граждане Якушев и Морозов подали жалобу в Октябрьский районный суд г. Саратова с просьбой об отмене решения районной администрации о предоставлении ЗАО «Автолюбитель» земельных участков под строительство платных автостоянок, мотивируя тем, что при выделении участков не проводилась государственная экологическая экспертиза.

Судом было отказано в удовлетворении жалобы по тем мотивам, что решение оформлено в соответствии с действующим законодательством. Председателем областного суда был подан протест в Президиум городского суда.

Примите основанное на законе решение.

 

10. Инспекция Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды в результате отбора проб пришла к выводу, что уровень загрязнения воздуха и воды в пределах г. Саратова превышает допустимые нормы.

Какие органы наряду с Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды осуществляют контроль за использованием и охраной вод и атмосферного воздуха?

Дайте краткую характеристику их компетенции и функций.

 

11. Федеральное агентство лесного хозяйства разработало и приняло ведомственные правила «О переводе земель лесного фонда в нелесные земли», которые довело до сведения и руководства своим структурным подразделениям.

Руководитель одного из территориальных органов управления Министерства Природных ресурсов РФ счел принятие данного нормативного акта незаконным и обратился в суд с жалобой об его отмене.

Проанализируйте правомерность принятия данного нормативного акта Федеральным агентством лесного хозяйства.

Какое решение должен принять суд?

 

12. Гражданин Чуркин Н. при строительстве жилого дома решил оборудовать крытую стоянку для личного автотранспорта.

Может ли Чуркин Н. осуществить свои планы по вышеуказанному строительству без положительного заключения государственной экологической экспертизы?

В какой орган управления по охране окружающей среды он должен обратиться? Дайте юридическую консультацию Чуркину Н..

 

13. Прокурор Саратовской межрайонной природоохранной прокуратуры обратился в суд с жалобой о признании незаконными и необоснованными выводов заключения государственной экологической экспертизы по проекту строительства объекта уничтожения химического оружия (ОУХО) в пос. Горный, так как при этом будут нарушены требования по охране окружающей среды, что в результате эксплуатация данного объекта (ОУХО) может неблагоприятно сказаться на состоянии здоровья местного населения.

Правомерно ли обоснована жалоба прокурора?

 

 

Тема 4. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ХОЗЯЙСТВЕННОЙ И ИНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Цель семинара: дать комплексную характеристику экологическим требованиям к природопользовательской, хозяйственной, а также иным видам деятельности, рассмотреть причины и последствия стихийных бедствий, техногенных катастроф, правовые меры по их предупреждению и ликвидации последствий.

 

Задачи семинара:

-выяснение назначения и роли законодательно установленных экологических требований на различных стадиях производственной деятельности;

-определение видов ответственности: имущественной, административной, гражданской, уголовной, дисциплинарной;

-анализ правовой охраны окружающей природной среды в промышленности, энергетике, на транспорте, в сельском хозяйстве, городах и иных поселениях;

-выявление основных черт и правового режима зон экологического бедствия и зон чрезвычайной экологической ситуации

 

Практические знания и умения, которые должны быть получены студентами:

 

1) умение анализировать правовую охрану окружающей природной среды в промышленности, энергетике, на транспорте, в сельском хозяйстве, городах и иных поселениях;

2) умение выделить и проанализировать экологические требования к отдельным видам хозяйственной и иной деятельности;

3) определение различных экологических требований в зависимости от стадий хозяйственного процесса

4) умение определить основные черты правового режима зон экологического бедствия и зон чрезвычайной экологической ситуации.

 

П л а н

 

 

1. Общая характеристика хозяйственной и иной деятельности как объекта эколого-правого регулирования. Экологические требования на стадии создания объектов хозяйственной и иной деятельности.

2. Экологические требования при эксплуатации объектов.

3. Правовая охрана окружающей природной среды на различных стадиях хозяйственного процесса.

4. Специальные экологические требования к отдельным видам хозяйственной и иной деятельности.

5. Правовой режим зон экологического бедствия и зон чрезвычайной экологической ситуации.

 

Методические указания

Подготовка к первому вопросу семинарского занятия предполагает уяснение понятия хозяйственной и иной деятельности как объекта эколого-правого регулирования, а также проведение общей характеристики экологических требований при размещении, проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию производственных объектов.

 

Подготовка ко второму вопросу семинара предполагает анализ экологических требований конкретно при эксплуатации объектов, при этом рассматриваются и здания, сооружения, и промышленные объекты, и др.

Подготовка к третьему вопросу семинара предполагает необходимость выявления общих и особенных требований на разных стадиях производственного процесса, их результативность и эффективность. Также следует подробно выяснить проблемы и тенденции развития правовой охраны окружающей природной среды на различных стадиях хозяйственного процесса.

Подготовка к четвёртому вопросу требует усвоение понятия правовой охраны окружающей природной среды в промышленности, энергетике (тепловые электростанции, гидроэнергетические объекты, атомные станции), на транспорте, при эксплуатации военных и оборонных объектов, для нефтедобывающих и перерабатывающих производств, ядерных установок, в сельском хозяйстве, городах и иных поселениях.

Подготовка к пятому вопросу семинарского занятия предполагает раскрытие понятий режим зон экологического бедствия и зон чрезвычайной экологической ситуации. Необходимо констатировать причину и последствия выделения данных зон в особый вид особо охраняемых территорий. Следует также подробно рассмотреть правовое регулирование прогнозирования стихийных бедствий и подготовленности к ним.

 

 

П л а н

 

1. Понятие и признаки экологического правонарушения. Объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона экологического правонарушения.

2. Виды экологических правонарушений по степени общественной опасности и предмету посягательства.

3. Понятие, задачи, основания, виды экологической ответственности.

4. Формы и механизм экологической ответственности.

5. Понятие, состав, виды экологических преступлений.

6. Административная ответственность за экологические правонарушения. Составы административных правонарушений.

7. Процедура привлечения к административной ответственности. Меры административного воздействия.

8. Дисциплинарная ответственность за экологические правонарушения, её специфические признаки.

9. Понятие вреда в экологическом смысле. Правовые формы возмещения вреда, причиненного экологическим преступлением.

10. Прекращение права природопользования как вид ответственности за экологические правонарушения.

 

Методические указания

 

Самостоятельная учебная работа студентов по подготовке к семинарскому занятию предполагает изучение рекомендуемой учебной и научной литературы по теме: «Юридическая ответственность за экологические правонарушения и разрешение споров в области охраны окружающей среды», конспектов лекций, подготовку устных выступлений по всем вопросам плана семинара.

Подготовка к первому вопросу семинара предполагает усвоение понятия и признаков экологического правонарушения, для чего необходимо выявить объект, объективную сторону, субъект, субъективную сторону экологического правонарушения.

Подготовка ко второму вопросу семинарского занятия предполагает уяснение оснований и необходимости классификации экологических правонарушений по степени общественной опасности и предмету посягательства. Следует также приводить конкретные примеры данных правонарушений.

Подготовка к третьему вопросу семинарского занятия предполагает выявление и анализ задач, основания, видов экологической ответственности. Следует рассмотреть также основные функции данного правового института.

Подготовка к четвёртому вопросу семинарского занятия предполагает уяснение понятия формы экологической ответственности, механизма её наложения, определение перечня органов власти и управления, обладающих полномочиями в данной сфере.

Подготовка к пятому вопросу предполагает исследование состава, видов экологических преступлений как наиболее общественно опасных деяний, исследование проблем применения уголовной ответственности.

Подготовка к шестому вопросу семинарского занятия предполагает уяснение основных принципов административной ответственности за экологические правонарушения. Необходимо также привести примеры различных составов административных правонарушений, конкретные меры административного воздействия.

 

При подготовке к седьмому вопросу следует проанализировать процедуру привлечения к административной ответственности, определив органы, имеющие право привлекать субъекты к данному виду ответственности.

Подготовка к восьмому вопросу требует изучения такого вида ответственности, как дисциплинарная, с определением её основных отличительных черт: видов взысканий, органов, имеющих право её применять.

Подготовка к девятому вопросу семинарского занятия предполагает уяснение понятия вреда в экологическом смысле, а также определения основных правовых форм возмещения вреда, причиненного экологическим преступлением.

Подготовка к десятому вопросу семинарского занятия требует определить процедуру прекращения права природопользования как вида ответственности за экологические правонарушения, также следует проанализировать результативность данного вида воздействия, с конкретным приведением примеров правоприменительной практики.

 

Задания студентам на самостоятельную работу:

 

ЗАДАЧИ

 

1. По вине главного инженера метизного завода произошел срыв сдачи в эксплуатацию очистных сооружений. По его же устному распоряжению рабочие сливали в канализационную систему отработанные масла и другие загрязняющие вещества, чем был причинен ущерб окружающей ср



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 362; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.86.104 (0.013 с.)