Тема: Понятие экологического права.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: Понятие экологического права.



Тема: Понятие экологического права.

Учебники:

1. Экологическое право Казанцев С.Я. 2011г

2. ЭП под ред. Анисимова 2010г

3. ЭП РФ Боголюбов С.А. 2011г

4. ЭП (право окружающей среды) М.М. Биринчюк 2011г

5. Комментарии к ФЗ об охране окружающей среды (принят 10.01.2002г №7-ФЗ) под ред. Боголюбова Москва-реформ 2010г.; ФЗ №7 авторы А.П. Анисимов (глав редактор) 2010г.

6. Официальный сайт МинПрироды России

7. Официальный сайт РосПриродНадзора

8. Оф сайт РосПотребНадзор

9. Гост.ru

10. РИА новости портал экология

11. Гугл академия

ЭП представляет собой комплексную отрасль Российского права, которая рассматривается в 3х основных аспектах:

1) ЭП – отрасль, представляющая собой совокупность общественных отношений, урегулированных при помощи экологических, природоресурсных и смежных правовых норм, устанавливающих правовые формы и методы взаимодействия общества и окружающей среды. После Чернобыльской катастрофы итогом стал З РСФСР «Об охране природной окружающей среды». В 2002г ФЗ №7. В настоящее время по инициативе МинПрироды РФ разрабатывается проект экологического кодекса РФ, его судьба пока не известна.

2) ЭП – как наука, представляющая собой совокупность знаний об экологическом праве включая предмет и объект, принципы, системы и источники, механизм юр ответственности, а также закономерности и особенности возникновения, изменения и прекращения эколог правоотношений. Концептуальные основы ЭП: разрабатывал профессор В.Н. Яковлев, С.Д. Колбасов, В.В.Петров.

3) ЭП – как учебная дисциплина, представляющая собой совокупность навыков в области экологического права обязательных для изучения.

Предмет Экологического права.

Видом общественных отношений, составляющие предмет, относят:

1. Отношение собственности на природные ресурсы – отношения по владению, пользованию, распоряжению природными ресурсами как объектами имущественных отношений.

2. Отношения в области иных вещных прав (владение, пользование, сервитут, аренда) на природные ресурсы.

3. Договорные отношения (отношения, связанные с заключением, изменением и расторжением гражданско-правовых договоров в области природопользования)

4. Управленческие отношения (отношения по подготовке, принятию и реализации государственно-властных и иных решений, связанных с использованием и охраной природных ресурсов, обеспечением экологической безопасности, а также экологических прав, свобод и законных интересов)

А. контроль и надзор в сфере охраны окружающей среды и природопользования (государственный, муниципальный, общественный, производственный)

Б. контроль и учет в сфере природопользования (ведение государственных кадастров и реестров по следующим объектам: 1. природные ресурсы,2. Особо охраняемые природные территории - заповедники, заказники, ботанические сади и др., 3. Отходы – 1,2,3 класс

В. лицензирование, нормирование, техническое регулирование, сертификация, экспертиза и аудит в области охраны окружающей среды

5. Отношения в области природопользования общего и специального.

6. отношения в области обеспечения экологической безопасности в отдельных отраслях промышленности

7. Отношения, связанные с защитой прав, свобод и законных интересов граждан: судебный, административный порядки и самозащита.

8. Отношения в области применения юр ответственности в случае совершения экологических правонарушений.

9. Отношения в области конкретных видов природопользования (земле-, водо-, лесо-, недропользования, пользование животным миром, пользование атмосферным воздухом, пользование космическим и околоземным пространством, использование земель, которые явились зоной экологического неблагополучия либо бедствия).

10. Отношения в области международного сотрудничества в сфере охраны окружающей среды (Арктика, Антарктика, Мировой Океан и морское дно, объекты всемирного и природного наследия, решение глобальных экологических проблем, космическая область, область пространства).

5.09

Методы экологического права.

Метод - совокупность приемов, средств, способов, при помощи которых отрасли воздействуют на общественные отношения.

1. Административно-правовой или императивный метод. Данный метод выражается в установлении запретов, дозволений и ограничений, связанных с охраной окружающей среды и природопользования. Основной субъект – собственник природного ресурса.

2. Гражданско-правовой или диспозитивный метод. Данный метод – метод юридического равенства субъектов экологических правоотношений. Реализуется в Лесном праве

3. Узко специфический метод - экологизации – применение норм экологического права в рамках иных смежных отраслей права.

Принципы ЭП.

Принципы – основные руководящие начала, на которых строится отрасль экологического права. Основные отраслевые принципы в ФЗ №7.

1) Соблюдение права каждого на благоприятную окружающую среду. Источники: Всемирная хартия природы, Декларация РИО по устойчивому развитию, Всеобщая Декларация прав человека, К РФ. Данное право содержится в ст.42 К РФ и применительно к действию эколого-правовых норм делится на 3 аспекта:

- право на благоприятную среду обитания. Благоприятная среда обитания – такое качество окружающей среды, которое соответствует утвержденным в государстве экологическим нормативам, стандарте и требованиям.

- право каждого на доступ к экологически значимой информации. Каждый заинтересованный субъект вправе своевременно получить доступ к полной и достоверной информации. На основании того, что РФ не присоединилась к Оркусской Конвенции, в РФ не применяется требование безвозмездности в отношении доступа экологической информации. На практике указанное выше право не соответствует механизму его правовой реализации.

- право на возмещение ущерба причиненного жизни, здоровью и имуществу экологическим правонарушением. Ущерб возмещается в полном объеме 2 способами: восстановление нарушенного состояния в натуральной форме, восстановление нарушенного состояния в денежной форме. Экологические правонарушения зачастую носят латентный характер: 1) экологические правонарушения могут иметь длящийся характер; 2) бремя доказывание причинно-следственной связи между совершенным деянием и наступившими вредными последствиями возлагается на потерпевшего за счет его собственных средств.

2) Гармоничное сочетание экологических и экономических интересов общества и государства. Содержание данного принципа подразумевает, что экологические и экономические приоритеты в государстве должны находиться на уровне устойчивого с гармонизированного баланса. В настоящее время в РФ наблюдается ярко выраженный приоритет экономических интересов над экологическими, что является нарушением конституционного эколого-правового статуса человека и гражданина.

3) Принцип платности природопользования. Содержание данного принципа распространяется в полном объеме и на правовой режим в сфере общего природопользования, следовательно, органы гос. власти и ОМС вправе устанавливать плату за проход и проезд по определенным земельным территориям, а также возмездный порядок нахождения в лесах и на территории земель водного фонда.

4) Принцип участия общественности в процедуре подготовки в принятии и реализации экологически значимых решений, связанных с охраной окружающей среду использованием природных ресурсов, обеспечением экологической безопасности, а также соблюдение экологических прав и законных интересов, субъектов экологических правоотношений. Тезис: 1.Действующее законодательство предусматривает рекомендательный характер общественного участия. 2.Действующее законодательство предлагает следующие формы общественного участия (обращение, заявление, жалобы в Органы гос. власти и в ОМС; организация и проведения публичных мероприятий в защиту окружающей среды). 3.Организация проведения экологических референдумов.4. Участие граждан в качестве наблюдателей в организации проведения государственной экологической экспертизы; общественная экологическая экспертиза. Вышеперечисленные формы и методы общественного участия весьма ограничиваются в отношении их реализации действующим законодательством и по большой части носят рекомендательный характер.

5) Принцип презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой промышленной, производственной или хозяйственной деятельности. Любая деятельность вне зависимости от класса промышленной опасности является потенциально экологически вредной до тех пор, пока экологическая экспертиза не докажет иное. Без положительного заключения любая деятельность не может быть реализована. Принцип нарушается повсеместно.

6) Принцип неотвратимости юр ответственности, за совершенные экологические правонарушения. Любое виновное лицо, совершившее общественно опасное, противоправное деяние, посягающее на экологический правопорядок в обязательном порядке привлекается к юр ответственности, параллельно с которой на него накладываются обязательства по возмещению в полном объеме ущерба, причиненного окружающей среде, природным ресурсам, а также жизни, здоровью и имуществу человека и гражданина (см. причины латентности).

7) Принцип международного сотрудничества в решении глобальных экологических проблем. Механизм реализации:

1.международное законотворчество

2.международные финансовые способы и средства (международные фонды) решения глобальных экологических проблем.

19.09

 

- Недра – признаются заполненными полезными ископаемыми блоки земной коры, доступные для геологического изучения и освоения.

Выделяют 2 основных видов полезных ископаемых:

1)общедоступные или общераспространенные полезные ископаемые. Субъектами выступают все без исключения граждане РФ, а также иностранные граждане и лица без гражданства, которые вправе свободно и безвозмездно использовать указанные объекты для удовлетворения собственных нужд (песок, глина, гравий, мел, известняк) + подземные водные объекты (бассейны подземных вод, водоносные горизонты). Законодательством предусматривается, что для добычи таких ископаемых общим субъектом, не следует нарушать целостность земной коры при помощи технических средств и взрывных сооружений, т.е. только лопата и вперед.

2)не общераспространенные полезные ископаемые – сюда и взрывные работы, и технические средства. Все тоже, только с «не». Стратегические полезные ископаемые, минеральное сырье, драгоценные металлы, радиоактивное сырье и .т.д. это всегда ЮЛ, в том числе иностранные, наличие особого право разрешительного порядка, строгая возмездная основа.

- Животный мир – совокупность диких животных, находящихся в состоянии естественной свободы (свободная экосистема, свободно передвигается). В зависимости от степени нахождения следует отграничивать от домашних животных. Дикое животное – правовой объект с двумя характеристиками:

1)дикие животные, ограниченные в гражданском обороте (не вещи, зоопарк, зверинец).

2)дикие животные, полностью изъятые из гражданского оборота (объекты, которые внесены в красную книгу, поэтому они не могут быть объектом спортивной или охотничьей охоты).

- Атмосферный воздух – есть свой ФЗ «Об охране атмосферного воздуха». Это совокупность химических элементов и соединений, находящихся в состоянии непрерывного движения и пригодных для дыхания. Атмосферный воздух следует отличать от воздушного пространства, если атмосферный воздух не имеет границ, то воздушное пространство имеет четко-закрепленные государственные границы, в рамках которых РФ осуществляет свой абсолютный суверенитет. Атмосферный воздух не является правом собственности.

- Космическое, около земное пространство, к которому законодатель относит атмосферу земли, а также солнце, луну и иные небесные тела.

· Отношения, связанные с экологической безопасностью.Экологическая безопасность –состояние защищенности экологически значимых и жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, посягающих на экологический правопорядок, состояние окружающей среды и природных ресурсов, а также жизнь, здоровье и имущество граждан. Данные правоотношения регулируются ФЗ №7, а также ФЗ о защите населения территорий от ЧС ситуаций природного и техногенного характера, ФЗ об использовании атомной энергии, ФЗ о радиационной безопасности населения, ФЗ об отходах производства и потребления, ФЗ о санитарном эпидемиологическом состоянии населения.

· Экологические права и законные интересы граждан,которые связаны с получением в собственность природных ресурсов, с реализацией прав на благоприятную окружающую среду, с правом на доступ к экологически значимой информации, а также возмещением ущерба, причиненного жизни, здоровью или имуществу экологическим правонарушениям. Выделяют несколько классификаций экологических прав, свобод граждан (по предмету правового регулирования, в зависимости от уровня правового закрепления – основные и иные экологические права, в зависимости от конкретных видов природопользования)

· Отношения, связанные с установлением правового режима отдельных природных ресурсов и конкретных природных территорий.Все что связано с этим – это особенная часть ЭП.

· Вопросы международного сотрудничества в отношении области охраны окружающей среды – область международного юридического права.

Субъект.

- субъективные носители экологических прав и обязанностей, правовой статус которых закрепляется в экологическом и природоресурсном законодательстве.

Следует отличать субъектов от участников, разница именно в наличии объема прав.

Выделяют следующих субъектов:

1. РФ – наиболее правомочный субъект, определяющий экологическую политику, безопасность и др.

2. Субъекты РФ – ст. 72 К РФ вопросы охраны окружающей среды – это сфера совместного ведения РФ и субъектов РФ.

3. МО – вправе принимать участие (формировать, реализовывать) в местной локальной экологической политике, а также принимать решения, связанные с использование и охраной муниципальных ресурсов.

4. Граждане, лица без гражданства, ЮЛ РФ.

5. Иностранные граждане, иностранные ЮЛ и лица без гражданства.

Выше указанные субъекты являются равноправными участниками экологических правоотношений наряду с гражданами и ЮЛ РФ, т.е. они обладают равными правами и несут равные обязанности наряду с субъектами РФ.

- одинаковый режим получение или в собственность (одинаковые права и обязанности)

- равный режим выкупных цен и налогов

Современная доктрина ЭР выделяет классификации субъектов по различным основаниям:

- в зависимости от титулов природопользования:

--собственник природного ресурса

-- арендаторы – как долгосрочная аренда (49 лет), так и краткосрочная (до 3 лет)

-- пользователи – постоянное бессрочное пользование и безвозмездное срочное пользование

-- владельцы – пожизненное наследуемое владение

-- обладатели сервитута (+ водный, земельный ресурсы). Возмездный сервитут должен быть зарегистрирован

Еще одним из субъектов выделяют международное сообщество в лице международных организаций, корцорциумов.

 

Содержание.

- совокупность экологических прав и обязанностей субъектов, участников экологических правоотношений.

Содержание экологических прав и обязанностей классифицируется:

1. В зависимости от режима природопользования:

a. Общий: общие экологические права и обязанности, которые присущи всем

b. Специальный: специальные экологические права и обязанности. Спец статус, это субъекты – ЮЛ, в том числе иностранные, которые имеют в собственности или пользовании, природные ресурсы в целях извлечения прибыли.

2. В зависимости от титула природопользования: наибольшее – собственник, наименьшее – собственник сервитута.

Выделяют так же 4 элемент – эколого-правовая норма, которая выступает необходимым и достаточным основанием возникновения, изменения, прекращения экологических правоотношений. Основанием может возникать

 

Экологические права.

- признанные и закрепленные экологическим, природоресурсным и смежным законодательством права индивида в области его взаимодействия с окружающей средой.

Виды экологических прав.

1. Права в зависимости от способа закрепления:

1.1. Основные (фундаментальные) права – в Конституции РФ.

- Ст. 42 право каждого на благоприятную окружающую среду (право на получение информации, возмещение ущерба и др.),

- право на получение в собственность или пользование природных ресурсов (субъектом такого права все участники, иностранных граждан, иностранных ЮЛ, лица без гражданства),

- ст. 36 каждому гарантируется получение в собственность земельного участка

- право на создание общественных объединений для защиты нарушенных экологических прав (форма самозащиты нарушенных экологических прав)

- право на создание организаций публичных мероприятий в защиту окружающей среды (митинги, пикетирование, шествие, демонстрации)

- обращение, заявление, жалобы в органы гос. власти, в ОМС

- право на судебную защиту. + международный экологический суд 29 судей (29 стран), характер третейского разбирательства

Вывод: вышеуказанные права относятся к категории естественных субъективных и неотчуждаемых прав и свобод человека и гражданина, которые возникают с момента рождения и принадлежат субъекту в течение всей жизни. Поэтому данных прав никто не может быть лишен по волеизъявлению сторон, по решению органов государственной власти, либо по решению суда.

1.2. Иные экологические права граждан: основные права, устанавливающие иные права:

· ФЗ №7

· ФЗ о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. Устанавливает права граждан и ЮЛ в отношении природной среды соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям.

· ФЗ о радиационной безопасности населения. Устанавливаются права граждан от вредного ионизирующего излучения

· ФЗ об отходах производства и потребления

· ФЗ об особо охраняемых природных территориях – устанавливает права граждан в отношении доступа к особо охраняемым природным территориям объектам различного уровня

· ФЗ об экологической экспертизе, который устанавливает права граждан на участие в качестве наблюдателей в процедуре установления соответствия намечаемой промышленной, производственной или хозяйственной деятельности природоохранным нормам, стандартам и требованиям.

2. Экологические права в зависимости по предмету правового регулирования:

- политические права (права на организацию проведения экологических референдумов, проведение публичных мероприятий в защиту окружающей среды, право на участие в выборах в представительные органы государственной власти РФ, право на обращение, заявления и жалобы в органы государственной власти и ОМС (общественная палата РФ))

- социально-экономические права – это права в сфере общего и специального природопользования, которые направлены на извлечение из природных ресурсов максимально полезных свойств для удовлетворения собственных потребностей, либо получение прибыли (право на свободный доступ и др.)

- культурные права (права граждан в области повышения экологического образования, воспитания и просвящения)

 

24.10

ПРАВОЙ РЕЖИМ ДОСТУПА К ЭКОЛОГИЧЕСКИ ЗНАЧИМОЙ ИНФОРМАЦИИ.

Основным НПА устанавливающим режим доступ к экологической информации обще регулирующего действия является К. ст. 24 – органы гос власти и ОМСУ обязаны обеспечить каждому заинтересованному субъекту возможность ознакомления с документами и материалами непосредственным образом затрагивающими их личные права и свободы

Ст. 29 ч. 4 каждый в праве свободно искать, передавать, получать и распространять информацию любым, не запрещенным законом способом.

В РФ отсутствует отдельный правовой акт, посвященный вопросам информационного обеспечения в окружающей среде.

ФЗ «Об информации ИТ и защите информации», от 27 июля 2006 года.

ФЗ «О СМИ»

ФЗ «Об обеспечении доступа к информации, о деятельности гос органов и ОМСУ»

ФЗ «Об уничтожении химического оружия»

ФЗ «Об использовании атомной энергии»

ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии»

ФЗ «О радиационной безопасности»

Экологическая информация – совокупность сведений о событиях, фактах, явлениях и процессов, которые условно можно разделить на след группы:

• Данные о количественных и качественных характеристиках окружающей среды и природных ресурсов

• Сведения о зонах экологического неблагополучия и бедствия

• Данные о ЧС природного и техногенного характера.

• Данные о функционировании экологически опасных промышленных объектов и степени их воздействия на окружающую среду и здоровье человека.

• Сведения о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения

• Данные о пищевой безопасности

• Состояние нормативно-правового регулирования в области охраны окружающей среды и природопользования.

• Состояние экологической политики Г.

Отношения, связанные с экологической информацией имеют наибольшую степень проработанности на международном и европейском уровне.

На международном уровне – Конвенция «О доступе граждан и общественных организаций к экологической информации…» (Оркуртская конвенция) РФ не подписала и не ратифицировала.

Эта конвенция закрепляет 4 основных требования:

1. Своевременность – содержится и в нашем законодательстве – экологическая инфа должна быть предоставлена экологическим субъектам в установленные в законодательстве сроки. Субъективное оценочное понятие (разумный срок – если срок в законе установлен).

2. Достоверности – инфа должна быть предоставлена субъектам из официальных источников, т.е. проверенная информация.

3. Безвозмездность – Оркуртская конвенция предусматривает, что плата за предоставление информации не взымается, за исключением платы за носитель информации. В законе о информации, ст. 8 – безвозмездна предоставляется 3 вида информации:

 сведения, о деятельности гос органов и ОМСУ, в рамках, предусмотренных действующим законодательством.

 Сведения, устанавливающие права и обязанности лица, обратившегося за информацией.

 Иная информация, предусмотренная ФЗ.

4. Доступности

 Предоставляемая инфа должна быть изложена на общедоступном языке вне зависимости от наличия специальных знаний и навыков.

 Информационный ресурс, из которого предоставляется информация, должен быть общедоступным.

26.10.11

Источники экологической информации:

· Нормативно-правовые акты, которые содержат нормы природоохранного, природоресурсного и иных смежных отраслей права.

· СМИ

· Интернет (официальные сайты, блогеры и тп) со всеми проблемами.

· Кадастры и реестры природных ресурсов, отходов и особо охраняемых природных территорий. Кадастр - всегда персонифицированный индивидуальный учет природных ресурсов, включающих в себя местоположение, целевое назначение и разрешенное использование, титулы права, виды хозяйствующих субъектов, объекты недвижимого имущества, если такие есть, результатом всегда выступает присвоение природному ресурсу индивидуального кадастрового номера. Распространяется на земельные ресурсы, недра, животный мир. По всем остальным ресурсам реестры. В реестре местоположение и площадь ресурса. Кадастры особо охраняемых ресурсов и отходов в унифицированном порядке на всех уровнях РФ.

· Регистры потенциально опасных токсичных и иных веществ. Ведутся по токсичным веществам, ГМО и по химическим веществам некоторых классов опасности. Данная информация является информацией с ограниченным режимом доступа.

· Ежегодный государственный доклад о состоянии окружающей среды и природных ресурсов в РФ. В УР МинПрироды УР.

· Данные полученные в результате экологического мониторинга. ФЗ О Гидрометеорологической службе. Дефиниция и круг субъектов.

· Государственные акты устанавливающие основы единой экологической политики. Экологическая доктрина РФ (2002года), « О переходе РФ к устойчивому развитию».

· Официальные отчеты органов государственной власти и МСУ. Требование доступности страдает.

Ни один из этих источников всем требованиям предъявляемым к информации не соответствует.

Содержание права собственности на природные ресурсы.

Правомочия:

· Владения– установленная законом возможность фактического обладания природным ресурсом как составной частью движимого и недвижимого имущества. Выражается в возможности иметь и в установленном порядке требовать правоустанавливающие(свидетельство о праве собственности на природный ресурс) и право удостоверяющие(сопутствующие документы, конкретизирующие право собственности – план, чертеж и т.д.) документы на природные ресурсы. Может ограничиваться сервитутом: земельный, водный и лесной; частные и публичные сервитуты

· Пользования– разрешенная законом возможность извлечения максимально полезных свойств из природного ресурса. Ограничивается : сервитутом, целевое назначение и разрешенное использование природного ресурса. Данное ограничение может быть преодолено на основании нового ФЗ «О переводе земель из одной категории в другую».

· Распоряжения –предоставляет собственнику законодательную возможность изменения правового режима принадлежащего природного ресурса, совершение г-п сделок. Ограничивается залогом, арестом, изъятие из гражданского оборота.

Водные ресурсы

Ст.8 ВК РФ устанавливает, что водные ресурсы, расположенные на территории РФ и составляющие единый, неделимый фонд РФ находятся в исключительной федеральной собственности, если иное не устанавливается действующим законодательством, в частной собственности может находиться пруд или обводнённый карьер, располагаемый на частном земельной участке. Указанные объекты являются недвижимым имуществом, вовлеченным в гражданский оборот.

Животный мир

ФЗ О животном мире устанавливает правовой режим использования и охраны объектов животного мира. Объекты животного находящиеся в состоянии естественной свободы (дикие животные) являются государственной собственностью, все вопросы решаются совместно РФ и Субъектами РФ. Объекты животного мира, извлеченные из естественной среды обитания, являются собственностью субъекта, который произвел это изъятие. В частной собственности могут находиться все объекты животного мира, за исключением полностью изъятых из гражданского оборота (Красная книга).

Проблемы:

ü Черный рынок животных. В РФ существует высокоорганизованный нелегальный рынок объектов животного мира.

ü Бесхозные животные – бродячие животные, бездомные

ü В частной собственности могут находиться домашние животные (вещи)

Все что рассмотрено выше имеет место к определению правого режима наземных животных. К иным животным относятся насекомые, водные беспозвоночные морские млекопитающие и т.д. В соответствии с ст.34 ФЗ О животном мире пользователи животным миром приобретают право собственности на извлеченные из естественно среды обитания названные объекты посредством охоты, любительского и спортивного рыболовства. ФЗ Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов, ФЗ О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов, проект ФЗ О любительской и спортивной рыбалке, на сайте РосРыболовства и был предметом обсуждения до 19.09.2011, планируется вступление в январе 2012года.

24.11.11

28.11.11

Министерство природных ресурсов и экологии РФ, его территориальные органы.

4 основных ведомства:

v Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор)

v Федеральное агентство по недропользованию

v Федеральное агентство водных ресурсов (Росводресурсы)

v Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет)

Министерство сельского хозяйства, федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору

Министерство здравоохранения и социального развития РФ

v Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

v Федеральное медико-биологическое агентство

Министерство по делам ГО и ЧС

 

Тема: Понятие экологического права.

Учебники:

1. Экологическое право Казанцев С.Я. 2011г

2. ЭП под ред. Анисимова 2010г

3. ЭП РФ Боголюбов С.А. 2011г

4. ЭП (право окружающей среды) М.М. Биринчюк 2011г

5. Комментарии к ФЗ об охране окружающей среды (принят 10.01.2002г №7-ФЗ) под ред. Боголюбова Москва-реформ 2010г.; ФЗ №7 авторы А.П. Анисимов (глав редактор) 2010г.

6. Официальный сайт МинПрироды России

7. Официальный сайт РосПриродНадзора

8. Оф сайт РосПотребНадзор

9. Гост.ru

10. РИА новости портал экология

11. Гугл академия

ЭП представляет собой комплексную отрасль Российского права, которая рассматривается в 3х основных аспектах:

1) ЭП – отрасль, представляющая собой совокупность общественных отношений, урегулированных при помощи экологических, природоресурсных и смежных правовых норм, устанавливающих правовые формы и методы взаимодействия общества и окружающей среды. После Чернобыльской катастрофы итогом стал З РСФСР «Об охране природной окружающей среды». В 2002г ФЗ №7. В настоящее время по инициативе МинПрироды РФ разрабатывается проект экологического кодекса РФ, его судьба пока не известна.

2) ЭП – как наука, представляющая собой совокупность знаний об экологическом праве включая предмет и объект, принципы, системы и источники, механизм юр ответственности, а также закономерности и особенности возникновения, изменения и прекращения эколог правоотношений. Концептуальные основы ЭП: разрабатывал профессор В.Н. Яковлев, С.Д. Колбасов, В.В.Петров.

3) ЭП – как учебная дисциплина, представляющая собой совокупность навыков в области экологического права обязательных для изучения.



Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.180.223 (0.04 с.)