Эколого-правовой статус человека и гражданина.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эколого-правовой статус человека и гражданина.



 

Эколого-правовой статус – совокупность, закрепленных действующим законодательством экологических прав и обязанностей субъектов, участников экологических правоотношений.

Экологические права.

- признанные и закрепленные экологическим, природоресурсным и смежным законодательством права индивида в области его взаимодействия с окружающей средой.

Виды экологических прав.

1. Права в зависимости от способа закрепления:

1.1. Основные (фундаментальные) права – в Конституции РФ.

- Ст. 42 право каждого на благоприятную окружающую среду (право на получение информации, возмещение ущерба и др.),

- право на получение в собственность или пользование природных ресурсов (субъектом такого права все участники, иностранных граждан, иностранных ЮЛ, лица без гражданства),

- ст. 36 каждому гарантируется получение в собственность земельного участка

- право на создание общественных объединений для защиты нарушенных экологических прав (форма самозащиты нарушенных экологических прав)

- право на создание организаций публичных мероприятий в защиту окружающей среды (митинги, пикетирование, шествие, демонстрации)

- обращение, заявление, жалобы в органы гос. власти, в ОМС

- право на судебную защиту. + международный экологический суд 29 судей (29 стран), характер третейского разбирательства

Вывод: вышеуказанные права относятся к категории естественных субъективных и неотчуждаемых прав и свобод человека и гражданина, которые возникают с момента рождения и принадлежат субъекту в течение всей жизни. Поэтому данных прав никто не может быть лишен по волеизъявлению сторон, по решению органов государственной власти, либо по решению суда.

1.2. Иные экологические права граждан: основные права, устанавливающие иные права:

· ФЗ №7

· ФЗ о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. Устанавливает права граждан и ЮЛ в отношении природной среды соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям.

· ФЗ о радиационной безопасности населения. Устанавливаются права граждан от вредного ионизирующего излучения

· ФЗ об отходах производства и потребления

· ФЗ об особо охраняемых природных территориях – устанавливает права граждан в отношении доступа к особо охраняемым природным территориям объектам различного уровня

· ФЗ об экологической экспертизе, который устанавливает права граждан на участие в качестве наблюдателей в процедуре установления соответствия намечаемой промышленной, производственной или хозяйственной деятельности природоохранным нормам, стандартам и требованиям.

2. Экологические права в зависимости по предмету правового регулирования:

- политические права (права на организацию проведения экологических референдумов, проведение публичных мероприятий в защиту окружающей среды, право на участие в выборах в представительные органы государственной власти РФ, право на обращение, заявления и жалобы в органы государственной власти и ОМС (общественная палата РФ))

- социально-экономические права – это права в сфере общего и специального природопользования, которые направлены на извлечение из природных ресурсов максимально полезных свойств для удовлетворения собственных потребностей, либо получение прибыли (право на свободный доступ и др.)

- культурные права (права граждан в области повышения экологического образования, воспитания и просвящения)

 

Формы и методы защиты нарушенных экологических прав.

 

 

3 основных формы защиты, нарушенных экологических прав граждан:

1. Судебная форма – конституционная гарантия на защиту прав и свобод. Для защиты нарушенного ЭП судебная форма является более предпочтительней, поскольку предоставляет соответствующие гарантии. При помощи КС, в рамках которого можно поставить вопрос о законности определенных законодательных положений. Когда все имеющиеся судебные механизмы, предоставленные государством, исчерпаны, заинтересованный субъект вправе обратиться в межгосударственные органы. Европейский суд по правам человека

2. Административная форма предполагает направление обращений, заявлений и жалоб в органы гос. власти различного уровня и ОМС.

- Президент РФ: официальный сайт kremlin.ru:

a. общественная приемная:

i. Письменное обращение

ii. Электронное обращение

b. Мобильная приемная – выезд на место правонарушения и разрешается на месте. Является организационной формой реализации полномочий главы государства по обеспечению прав граждан и общественных объединений, которая обеспечивает защиту и восстановление нарушенных прав, свобод, интересов законных заявителей. Формирует мобильную приемную Управление Президента РФ по работе с обращениями граждан и организаций.

- Обращение к Премьер-министру РФ, Председателю Правительства РФ: раздел «Письмо премьеру», раздел, посвященные непосредственному участию в решении экологических глобальных проблем – амурский тигр, белый медведь, белуха белый кит, ирбис снежный глаз.

- Управомоченный по правам человека – данное должностное лицо было учреждено согласно международным нормам в конце 90х гг - направление заявление жалоб по подведомственности, рекомендация обращения в суд.

- специально уполномоченные министерства, агентства, службы, которые в рамках своей компетенции осуществляют подготовку, принятие и реализацию экологически значимых решений, связанных с использованием и охраны природных ресурсов, а также защиты экологических прав и свобод законных интересов граждан – МинПрироды и экологии, а также подведомственные – роснедра, росгидромед, др. На сайте есть регламент для граждан и организаций на предмет нарушенных экологических прав. Природоохранная прокуратура осуществляет государственный надзор за соблюдением природоохранного законодательства (проверки, меры реагирования).

-обращение к экологической милиции, которые обладают правом привлечения к административной ответственности за экологические правонарушения.

- обращения, заявления и жалобы в органы субъектов власти и в ОМС

 

3. Самозащита. Инициатор сам субъект. Формы: организация и проведения публичных мероприятий защиты окружающей среды: митинги, пикетирование и демонстрации. Инициирование общественных организаций, связанные с защитой нарушенных экологических прав

 

24.10

ПРАВОЙ РЕЖИМ ДОСТУПА К ЭКОЛОГИЧЕСКИ ЗНАЧИМОЙ ИНФОРМАЦИИ.

Основным НПА устанавливающим режим доступ к экологической информации обще регулирующего действия является К. ст. 24 – органы гос власти и ОМСУ обязаны обеспечить каждому заинтересованному субъекту возможность ознакомления с документами и материалами непосредственным образом затрагивающими их личные права и свободы

Ст. 29 ч. 4 каждый в праве свободно искать, передавать, получать и распространять информацию любым, не запрещенным законом способом.

В РФ отсутствует отдельный правовой акт, посвященный вопросам информационного обеспечения в окружающей среде.

ФЗ «Об информации ИТ и защите информации», от 27 июля 2006 года.

ФЗ «О СМИ»

ФЗ «Об обеспечении доступа к информации, о деятельности гос органов и ОМСУ»

ФЗ «Об уничтожении химического оружия»

ФЗ «Об использовании атомной энергии»

ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии»

ФЗ «О радиационной безопасности»

Экологическая информация – совокупность сведений о событиях, фактах, явлениях и процессов, которые условно можно разделить на след группы:

• Данные о количественных и качественных характеристиках окружающей среды и природных ресурсов

• Сведения о зонах экологического неблагополучия и бедствия

• Данные о ЧС природного и техногенного характера.

• Данные о функционировании экологически опасных промышленных объектов и степени их воздействия на окружающую среду и здоровье человека.

• Сведения о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения

• Данные о пищевой безопасности

• Состояние нормативно-правового регулирования в области охраны окружающей среды и природопользования.

• Состояние экологической политики Г.

Отношения, связанные с экологической информацией имеют наибольшую степень проработанности на международном и европейском уровне.

На международном уровне – Конвенция «О доступе граждан и общественных организаций к экологической информации…» (Оркуртская конвенция) РФ не подписала и не ратифицировала.

Эта конвенция закрепляет 4 основных требования:

1. Своевременность – содержится и в нашем законодательстве – экологическая инфа должна быть предоставлена экологическим субъектам в установленные в законодательстве сроки. Субъективное оценочное понятие (разумный срок – если срок в законе установлен).

2. Достоверности – инфа должна быть предоставлена субъектам из официальных источников, т.е. проверенная информация.

3. Безвозмездность – Оркуртская конвенция предусматривает, что плата за предоставление информации не взымается, за исключением платы за носитель информации. В законе о информации, ст. 8 – безвозмездна предоставляется 3 вида информации:

 сведения, о деятельности гос органов и ОМСУ, в рамках, предусмотренных действующим законодательством.

 Сведения, устанавливающие права и обязанности лица, обратившегося за информацией.

 Иная информация, предусмотренная ФЗ.

4. Доступности

 Предоставляемая инфа должна быть изложена на общедоступном языке вне зависимости от наличия специальных знаний и навыков.

 Информационный ресурс, из которого предоставляется информация, должен быть общедоступным.

26.10.11

Источники экологической информации:

· Нормативно-правовые акты, которые содержат нормы природоохранного, природоресурсного и иных смежных отраслей права.

· СМИ

· Интернет (официальные сайты, блогеры и тп) со всеми проблемами.

· Кадастры и реестры природных ресурсов, отходов и особо охраняемых природных территорий. Кадастр - всегда персонифицированный индивидуальный учет природных ресурсов, включающих в себя местоположение, целевое назначение и разрешенное использование, титулы права, виды хозяйствующих субъектов, объекты недвижимого имущества, если такие есть, результатом всегда выступает присвоение природному ресурсу индивидуального кадастрового номера. Распространяется на земельные ресурсы, недра, животный мир. По всем остальным ресурсам реестры. В реестре местоположение и площадь ресурса. Кадастры особо охраняемых ресурсов и отходов в унифицированном порядке на всех уровнях РФ.

· Регистры потенциально опасных токсичных и иных веществ. Ведутся по токсичным веществам, ГМО и по химическим веществам некоторых классов опасности. Данная информация является информацией с ограниченным режимом доступа.

· Ежегодный государственный доклад о состоянии окружающей среды и природных ресурсов в РФ. В УР МинПрироды УР.

· Данные полученные в результате экологического мониторинга. ФЗ О Гидрометеорологической службе. Дефиниция и круг субъектов.

· Государственные акты устанавливающие основы единой экологической политики. Экологическая доктрина РФ (2002года), « О переходе РФ к устойчивому развитию».

· Официальные отчеты органов государственной власти и МСУ. Требование доступности страдает.

Ни один из этих источников всем требованиям предъявляемым к информации не соответствует.



Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.170.171 (0.009 с.)