Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция №1: Предмет, метод, система, принципы земельного права.

Поиск

Земельное право

восьмой семестр

Раевская Ольга Борисовна

Содержание

Лекция №1: Предмет, метод, система, принципы земельного права.

Предмет

Метод

Субъекты


Г.

Лекция №1

Предмет, метод, система, принципы земельного права.

 

Земельное право как отрасль права – самостоятельная отрасль права, регулирующая общественные отношения по поводу использования, охраны земель, а также земельно-имущественные отношения.

Предметом земельного права являются общественные отношения, возникающие по поводу земли.

Природный ресурс – это то, с чего мы получаем выгоду.

Земля может быть природным ресурсом, когда мы совершаем действия, направленные на получение выгоды.

Метод земельного права.

Применяется сочетание императивного и диспозитивного методов.

Субъекты земельных правоотношений – участники правоотношений:

- физические лица

- юридические лица

- РФ, субъекты РФ

- муниципальные образования

- иностранные физические и юридические лица (нерезиденты РФ)

- лица без гражданства

 

См. статью 5 земельного кодекса

 

Объект земельных правоотношений (статья 6):

1. земля как природный объект и природный ресурс

2. как земельные участки

3. части земельных участков

Статья 11.1: Земельный участок – это часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами (в соответствии с государственным кадастром).

 

Принципы земельного права.

См. статью 1 ЗК РФ.

 

Система земельного права.

Представляет собой сложное правовое явление, которое характеризует закономерности формирования и тенденции развития отрасли.

Состоит из 2х частей:

→общая часть

- институт права собственности на землю;

- институт пользования землей;

- институт платы за землю;

- институт управления земельным фондом;

- институт ответственности за нарушение земельного законодательства;

- институт рационального и эффективного использования земли;

→особенная часть

- институт правового режима земель с.-х. назначения;

- институт правового режима земель населенных пунктов;

- институт правового режима земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и иного специального назначения;

- институт правового режима земель особо охраняемых территорий и объектов;

- институт правового режима земель лесного фонда;

- институт правового режима земель водного фонда;

- институт правового режима земель запаса.

В общей части системы земельного права содержаться отправные общие положения, принципы, действия которых распространяется на все, либо большинство регулируемых земельным правом отношений. Особенная часть представляет собой совокупность норм, регулирующих конкретные отдельные правоотношения в зависимости от предназначения (целевого назначения земли).

Институт – это совокупность норм, регулирующая однородные отношения.

 

Это всё статья 7 ЗК РФ.

 

Земельное право как научная дисциплина представляет собой систему знаний, сведений, информации об основных положениях и содержании земельного права, излагаемых в целях подготовки профессиональных кадров. Она может отличаться от системы отрасли земельного права по объёму излагаемых сведений, исходя из плановых учебных часов.

 

Г.

Лекция№2

Источники земельного права. Земельно-правовая норма.

 

Земельно-правовая норма характеризуется следующими признаками, она представляет собой правила поведения, установленные действующим Земельным законодательством для неопределенного круга лиц, чье поведение подпадает под её действия. Установленные земельно-правовой нормой правила поведения применяются бесконечное число раз в отличии от разовых норм. Норма права либо прямо закреплена в тексте действующего законодательства, либо вытекает из смысла закона.

Структура нормы права:

- Гипотеза(кто и когда её(норму) должен исполнять при наступлении каких условий)

- диспозиция(в чем должно состоять исполнение нормы)

- санкция(что влечет за собой не исполнение или ненадлежащее исполнение данной нормы).

Земельно-правовые нормы бывают:

а)прямого действия(не требующие применения дополнительных норм)

б)не прямого действия(требующие применения дополнительных норм)

также делятся на:

а)материальные(устанавливающие права и обязанности субъектов правоотношений)

б)процессуальные(указывающие, каким образом следует действовать, что бы права и обязанности были реализованы)

в)охранительные(предусматривающие защиту прав правообладателей, третьих лиц, государства и определяющие вид, меру и степень наказания к лицам нарушавшим права и/или не выполнившим обязанности предусмотренные законом).

Под источниками Российского законодательства принято понимать внешние формы выражения правотворческой деятельности государства, в которых закрепляются, формулируются правила поведения обязательные для всех.

Источниками земельного права являются нормативные правовые акты(НПА) регулирующие земельные отношения и выступающие в форме законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ.

Согласно ст. Конституции РФ земельного законодательство находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ, т.е. на федеральном уровне устанавливаются общие правила, принципы и направления развития земельного законодательства, распространяющиеся на всей территории страны, а субъекты РФ на региональном уровне устанавливали нормы, регулирующие земельные отношения на их территории, в случае когда:

а) это прямо предусмотрено федеральными законами;

б) если данное правоотношение на федеральном уровне не урегулировано.

При классификации нормативных правовых актов земельного права на них распространяются принципы иерархии, т.е. по мере убывания юридической силы.

Конституция РФ является базисным нормативным правовым актом,для всех отраслей права, в том числе и для земельного права.

Нормы, регулирующие отношения между можно разделить на 2 группы:

1)непосредственно регулирующие земельные отношения;

2)опосредованно (косвенно) участвующие в земельных отношениях.

Статьи 1 группы:

Ст. 9,36,42,58,72

2 группа конституционных норм прямо не регулирует земельные отношения, но при стечении определенных обстоятельств, либо конституционными нормами, либо про регулировании комбинированных отношений, они могут быть применены.(ст. 2,17,18,19,25,40,45-48,57).

Кодексы: ГК(1,2,3часть),налоговый КРФ,КРФ об административных правонарушениях (КоАП).УК РФ, лесной КРФ от 4.12.2006г, водный КРФ от 3.06.2006г, земельный КРФ от 25.10.2001г №136- ПЗ, градостроительный КРФ 2004г.

Федеральный закон «О ведении в действие земельного кодекса РФ»;

Закон об «Обороте земель сельскохозяйственного назначения» №101-ПЗ 2001г;

Федеральный закон «Ооб особо охраняемых природных территориях»;

Закон РФ 1992г «О закрытом административно-территориальном образовании»;

2004г «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» №172;

Федеральный закон «О государственном реестре недвижимости 2007г №221-ПЗ;

Закон «О регистрации имущества и 21.07.07г 122-ПЗ;

Закон «О КФХ» 2003г №74;

Закон «О личном подсобном хозяйстве» 2003г;

Федеральный закон «Об ипотеке, залоге недвижимости» 1998г;

Федеральный закон «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан» 1998 №66;

Закон «О землеустройстве» 2001 №98.

 

Г.

Лекция №3

Земельные правоотношения

Землельный участок, земельная доля

Те земельные отношения, которые регулируются земельным законодательством, либо сложились в процессе такого регулирования, называются земельные правоотношения.

Любое правоотношение представляет собой механизм действия правовых норм, в котором поведение субъектов права направляется в нужное для государства русло.

Виды земельных правоотношений (статья 3 ЗК РФ):

  1. отношения по поводу использования (земельные) и охране (земельные и экологические) земель;
  2. правоотношения, возникающие при использовании компонентов окружающей среды (леса, недра, воды, объекты животного мира, особо охраняемые природные территории), связанных с землей, когда при применении норм соответствующих природноресурсовых отраслей права требуется применение норм земельного законодательства;
  3. земельно-имущественные отношения (земельное законодательство предусматривает индивидуальные особенности других природных законодательств).

 

Классификация земельных правоотношений:

В зависимости от содержания земельные отношения классифицируются:

Г.

Лекция №4

Понятие, виды, содержание права собственности на землю.

 

Право собственности на землю – это отношение между субъектами по поводу принадлежности земельного участка одному лицу и отчуждение от этого земельного участка всех других лиц.

Содержание право собственности на землю представляет собой триаду правомочий по владению, пользованию и распоряжению земельным участком

Владение земельным участком – это фактическое обладание земельным участком. Владение может быть только титульным, т.е. на основании правоустанавливающих (завещание, договор аренды) или право подтверждающих (регистрация) документов. Владение земельным участком порождает обязательное пользование земельным участком.

Пользование земельным участком – изволение полезных свойств, хозяйственная эксплуатация земельного участка. Пользование ограничивается следующим образом:

1) должно осуществляется такими, которые бы не приводили к порче, деградации, ухудшению земельного участка;

2) Не нарушая права и законные интересы третьих лиц (ст. 36 конституции РФ);

3) Не наносить вред окружающей среде (ст. 36 Конституция РФ);

Ограничения при эксплуатации земельного участка:

4)

5)

 

Распоряжение – определение юридической судьбы земельного участка, т.е. осуществление продажи.

 

Согласно статьи 9 Конституции РФ:

Виды собственности: государственная, муниципальная, частная.

 

Частная собственность – основные положения, относящиеся к частной собственности на землю сформулированы в ст. 15 ЗК РФ. Собственниками земли могут выступать:

- граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, РФ юридические лица (коммерческие и некоммерческие организации, кроме государственных и муниципальных унитарных предприятий и государственные учреждения, финансируемые собственником).

Земельные участки могут быть, как переданы в собственность юридического лица в качестве вкладов их учредителями (участниками, членами), так и приобретены юридическим лицом по иным основаниям. Законодательство не устанавливает, каких либо особенностей права собственности юридических лиц на земельные участки. Оно подчинено общим нормам гражданского законодательства.

 

Лекция №5


Г.

Лекция №6

Вещные права на землю.

 

Помимо собственности граждане и юридические лица могут обладать земельным участком на различных правах и титулах:

1. Постоянное бессрочное пользование;

Ст. 20 ЗК РФ устанавливает, кто может иметь земельные участки в этом пользовании. Оформить в собственность до 1 января 2012 года.

На этом праве земельные участки находятся у юридических лиц, государственных учреждений. В настоящее время гражданам эти участки не предоставляются, однако имеющие право бессрочного пользования имеют право оформить на них право собственности. Если право собственности оформить нельзя (участок ограничен в обороте), то оформляется право аренды. Среди граждан это право распространено в садовых и дачных объединениях граждан. Основанием возникновения этого права являлся акт. По этому акту земля предоставлялась субъекту (юридическому или физическому лицу) в бессрочное пользование. На этом праве земельные участки могут находиться и у религиозных организаций. У государства – под тюрьмами, судами, службами безопасности.

2. Пожизненное наследуемое владение;

От постоянного бессрочного пользования следует отличать пожизненное наследуемое владение – находится только у физических лиц. Физические лица могут оформить его в аренду. Если с постоянным бессрочным пользованием нельзя заключать сделки, то с пожизненным наследуемым владением можно заключать только одну сделку – наследование. Данная сделка допускается законом, но новый участок наследнику придется оформлять в собственность. ПНВ является «вымирающим» институтом.

По наследству передается не земельный участок, а лишь владение этим участком.

3. Безвозмездное срочное пользование;

Титулом является решение органа власти, который предоставил этот участок под владение.

Безвозмездное пользование - пользователь не платит земельный налог.

Право БСП представляет собой передачу земельного участка на определенный срок физическим или юридическим лицам. Может быть обязательственным (договор), вещное (решение или государственный акт).

Пример: земли при строительстве отводится чуть больше – под стройматериалы, временные рабочие постройки, такая земля предоставляется как раз под безвозмездное срочное пользование.

Юридическим лицам – проведение мероприятий, осуществление общественной деятельности и тд.

Физическим лицам – предоставляется, например, на основании трудового договора (служебный земельным надел).

В отличие от 2х предыдущих пользований здесь указывается срок пользования.

Служебный земельный надел предоставляется работникам сельского и лесного хозяйства по окончанию трудовых соглашений, по окончанию мероприятий (указанных юридическим лицом) земельный участок возвращается собственнику и не при каких условиях не переходит в собственность пользователя.

В случае гибели работника на производстве, в случае наличия несовершеннолетних детей, трудовой надел предоставляется до совершеннолетия последнего ребенка.

4. Сервитут;

 

Право пользования чужим земельным участком.

Факторы установления сервитута:

- проход, проезд;

- прогон скота;

- прокладка коммуникаций и их обслуживание;

- доступ к своему земельному участку (аналогично проходу или проезду); - в этом случае допускается предварительное заключение договора, если приобретается земельный участок внутри земельного участка.

Г.

Лекция №7

5. Аренда;

Обязательственное право.

Титул – договор аренды.

Аренда может заключаться и на длительные сроки. Срок аренды напрямую может зависеть от целей предоставления земельных участков: землепользование, добыча полезных ископаемых и т.д. Самый большой срок аренды 49 лет.

В договоре аренды должен чётко объект, т.е. земельный участок. Арендодатель и арендатор. Арендодателем может выступать собственник, либо арендатор (в этом случае данный договор будет договором субаренды). Условие договора аренды в этом случае не должны отличаться от основного договора (пример: если основной договор заключён на 15 лет, то срок субаренды не может превышать 15 лет, однако стоимость по договору субаренды не обязательно равняется основной сумме).

Земельный кодекс не устанавливает обязательного согласия для сдачи земельного участка в субаренду, однако Отраслевое Законодательство может устанавливать свои особенности, например, Леской Кодекс устанавливает возможность собственника отказать в праве передачи земельного участка в субаренду.

Размер арендной платы устанавливается договором между физическими и юридическими лицами, сумма арендной платы устанавливается на основании их соглашения, однако для государственных органов может быть установлен минимальный предел арендной платы.

Различается порядок заключения договора аренды: из государственной и муниципальной собственности земельные участки предоставляются в основном на торгах, за исключением случаев, установленных Федеральными законами. После заключения договора аренды собственник обязан передать земельный участок арендатору и не вмешиваться в его хозяйственную деятельность, если она не противоречит закону, если же противоречит, собственник имеет право расторгнуть договор и взыскать убытки. Собственник имеет право следить и посещать свой объект прав. У собственника также есть обязанности, за несоблюдение которых он несет ответственность, это:

- препятствование в пользовании земельным участком;

- сокрытие дефектов собственности.

Права и обязанности арендатора. Имеет право приобретать в собственность выращенные с.-х. продукцию, с разрешения собственника возводить постройки и сооружения, обязан платить арендную плату, по окончанию аренды обязан вернуть земельный участок. По окончанию аренды ему возмещаются затраты на неотделимое улучшение (объект недвижимости). Арендатор обладает правом преимущественного выкупа земельного участка (если кто-то дал такую же цену). Арендатор в праве заключить новый договор аренды по окончании срока аренды (в тех случаях, если участок выставляется на аренду).

(Правильно называть права!!!)

 

Лекция №8

Г.

Министерство экономического развития

- Росреестр (возник на федеральном уровне 1.04.2009)

- Росстат

- Росимущество (управление всеми договорами, связанные с имуществом РФ проходят через Росимущество)) – управление особыми экономическими зонами

Министерство сельского хозяйства

- Росфитонадзор

Министерство природных ресурсов и экологии

- Росприроднадзор

- Росгидромет (мониторинг окружающей среды, а также мониторинг плодородия земель с.-х. назначения)

- Ростехнадзор (фед служба по технологическому и атомному надзору – экологическая экспертиза)

- Росводоресурс (управление водными ресурсами)

- Рос недра (управление недрами)


Г.

Лекция №9

Мониторинг

 

Вопросам мониторинга земель посвящена ст. 67 ЗК РФ. Помимо данной статьи, вопрос регулируется Постановлением правительства от 28.11.02 №846 «об утверждении Положения об осуществлении государственного мониторинга земель», от 31.04.03г. №177 «об организации и осуществлении государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга)».

Мониторинг земель является элементом экологического мониторинга. Органом власти, уполномоченным на осуществление организации экологического мониторинга (такие элементы: лесопатологический мониторинг, мониторинг плодородия с.-х. земель, мониторинг объектов животного мира и т.д.) осуществляет федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды при Министерстве природных ресурсов и экологии РФ. Мониторинг земель ведет Росреестр.

 

Задачи мониторинга.

1. своевременное выявление изменение состояния земель, оценка этих изменений, прогноз и выработка рекомендаций по предупреждению и устранению последствий негативных процессов.

2. информационное обеспечение деятельности органов государственного управления земельным фондом.

3. информация населения.

 

Государственный мониторинг земель должен осуществляться в соответствии с федеральными, региональными и местными программами. Получение информации может производиться с использованием:

а) дистанционного зондирования

б) сети постоянно действующих полигонов

в) наземных съемок наблюдений и обследований

г) соответствующих фондов данных

Росреестр и его территориальные органы осуществляют мониторинг с использованием Автоматизированными Информационными Системами, функционирующей во взаимодействии с АИСами органов государственной власти и местного самоуправления. Данные мониторинга хранятся в государственном фонде данных, полученных в результате проведения землеустройства. На сегодняшний день информация хранится в территориальных отделах.

Помимо земельного кодекса проведение мониторинга предусматривается ФЗ от 16.07.98г. №101-ФЗ «о государственном регулировании обеспечения плодородия земель с.-х. назначения», которым мониторинг плодородия земель с.-х. назначения признается составной частью государственного мониторинга земель. ФЗ от 10.01.96г. №4-ФЗ «о мелиорации земель» среди основных направлений деятельности федеральных и региональных органов исполнительной власти в области мелиорации земель названы Организация учёта и проведения мониторинга мелиорированных земель. Данный мониторинг также является составной часть государственного мониторинга земель.

 

Землеустройство

 

Вопросам землеустройства посвящена ст.68 ЗК РФ. Согласно ей землеустройство раскрывается через перечень мероприятий:

- изучение состояния земель;

- планирование и организация рационального использования и охраны земель;

- описание местоположения и/или установление на местности границ объектов землеустройства;

- организация рационального использования физическими и юридическими лицами земельных участков для с.-х. производства;

- организация территорий для коренных и малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.

 

Объекты землеустройства – территории субъектов РФ, территории муниципальных образований, территории населенных пунктов, территориальные зоны, зоны с особым режимом использования территорий, а также части таких территорий и зон.

 

ФЗ от 18.06.01г. №78-ФЗ «о землеустройстве» (в редакции от 23.07.08г.) ВХЗУ проводится в отношении земель с.-х. назначение, а также в отношении земель общин, установление границ участков субъектов РФ, муниципального образования, а также территориальных зон.

 

Виды землеустроительной документации

1. Генсхема землеустройства территории РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, схема использования и охраны земель,

2. Карты (планы) объектов землеустройства

3. Проекты ВХЗУ

4. Проекты улучшения с.-х. угодий, материалы обследований и изысканий, инвентаризации земель

5. Тематические карты и атласы состояния использования земель

 

Лица, осуществляющие землеустройства обязаны бесплатно передать экземпляр подготовленной ими землеустроительной документации в государственный Фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства.

 

Государственный контроль за использованием и охраной земли.

Является одним из традиционных инструментов земельного законодательства.

- это система мероприятий, направленных на выявление возможных и существующих нарушений земельного законодательства, предупреждение таких нарушений, их устранение и ликвидация последствий. ЗК РФ предусмотрен государственный, муниципальный, общественный и производственный (ст.73 (77?)) ГосЗем Контроль.

ГосЗем контроль осуществляет Росреестр. Осуществляется в соответствии с ПП от 15.11.06г. №689 «о государственном земельном контроле». Положение, утвержденное данным постановлением установлен порядок проведения госземконтроля росреестром, росприроднадзором, росфитонадзором и их территориальными органами в соответствии с их компетенцией. Между этими органами компетенция разграничена.

Компетенция росприроднадзора:

- выполнение обязанностей по рекультивации земель после разработки месторождений полезных ископаемых, строительных, мелиоративных, лесозаготовительных, изыскательских и др. работ;

- выполнение требований и мероприятий по улучшению земель и охране от водной и ветровой эрозий;

- выполнение требований законодательства о недопущении использования участков лесного фонда для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройство складов, строительства и др. целей без специального разрешения;

- нарушение режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах и прибрежных полосах.

- иные

Росфитонадзор (россельхознадзор):

- действует в отношении земель с.-х. назначения и земельных участков с.-х. использования в составе земель населенных пунктов;

- следит за сохранением и улучшением плодородия земель;

- за предотвращением самовольного снятия, перемещения плодородного слоя почвы.

За всем остальным госземконтроль осуществляет росреестр.

Должностные лица, осуществляющие госземконтроль называются инспекторами.

Виды:

- плановый (ежегодный) – проверка состояния использования

- разовый (по «заявке»)

- текущий контроль – повторная проверка за осуществлением мероприятий по улучшению.

 

Читать учебник

 

В порядке осуществления госземконтроля, в случае выявления нарушения земельного законодательства, виновные привлекаются к юридической ответственности, чаще всего к административной.

 

 

Г.

Лекция №10

Перераспределение земель.

 

Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласование места размещения объекта.

Земельное законодательство устанавливает 2 классические процедуры предоставления земельного участка гражданам и юридическим лицам из публичной собственности (из федеральной собственности, региональной и муниципальной) в частную собственность или на ином вторичном праве:

1) с предварительным согласованием места размещения объекта;

Обращение заинтересованного лица в уполномоченный орган публичной власти (как правила ОМС (органы местного самоуправления)) с заявлением (ходатайством) о предварительном согласовании места размещения объекта, с указанием желаемого местоположения примерной площади, целей. На последующих стадиях производится выбор земельного участка на основе документов ГКН, с учётом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории, посредством определения вариантов размещения объектов и проведения процедур согласования со всеми заинтересованными лицами (пожарные службы, архитектуры, экологи, санэпиднадзор, «сервитуты»). В данном процессе в обязательном порядке ОМС городских и сельских поселений осуществляется информирование населения о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка для строительства (п.3 ст.31 ЗК РФ). Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. Данная стадия заканчивается принятием РЕШЕНИЯ органом власти о предварительном согласовании места размещения объекта. Данный документ является основание для подачи заинтересованным лицом в течении 3х лет заявления о предоставлении ему земельного участка для строительства, с приложением проекта строительства и документов о финансировании данного строительства. (начинается заявление заканчивается решением: полноценная юридическая …)

2) без предварительного согласованием места размещения объекта (на торгах, аукционах или конкурсах);

(Конкретный проект, конкретный земельный участок, конкретная площадь)

На основании заявления орган власти принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства в 2х недельный срок, при условии, что установлены границы земельного участка, земельный участок поставлен на государственный кадастровый учёт и имеется кадастровый паспорт. При 2м способе предоставления земельного участка для строительства (без предварительного согласования размещения объекта) формирование земельного участка. Постановка его на кадастровый учёт, определение технических условий подключения объекта к сетям и т.д. осуществляется ОМС, т.е. в этом случае на торги выносится полностью готовый к застройке земельный участок.

Земельные участки могут быть предоставлены гражданам или юридическим лицам в собственность (в продажу) или аренду на торгах, проводимых как в форме аукциона, так и конкурса (закрытого или открытого). Для ИЖС земельные участки выставляются на торги, когда имеется 2 и более заявлений на один участок. Если заявление одно, тогда предоставление осуществляется без торгов. Для жилищного строительства (многоквартирных домов) при предоставления земельного участка в аренду для комплексного освоения в целях жилищного строительства земельные участки предоставляют только по итогам открытого аукциона.

Из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности лицам, с которыми заключен государственный или муниципальный контракт на строительство объектов недвижимости за счёт бюджетов, земельные участки предоставляются без торгов.

 

Г.

Лекция №12

 

Ответственность за нарушение земельного законодательства.

 

36 – вопрос на завал – знать обязательно

 

Основания ответственности за нарушение.

Юридическим основанием для применения мер воздействия является соответствующее правонарушение. Земельное законодательство не содержит дефиниции (разъяснения (что подразумевается), определения) земельного правонарушения. Связанно это с тем, что за нарушение земельного законодательства возникают несколько видов юридической ответственности:

- уголовная (с 14-16-18, в зависимости от деяния);

- административная;

- гражданско-правовой;

- дисциплинарной (с 14, при наличии труда);

- земельно-правовой (специальной ответственности);

Объект земельного правонарушения – установленный законодательством земельный правопорядок, целью которого является обеспечение охраны и рационального использования земельных прав и интересов физических и юридических лиц. Субъектам земельного правонарушения признается достигшие определенного возраста дееспособное вменяемое лицо, а также организация. Могут выступать граждане и юридические лица не зависимо от организационно правовой формы, также могут быть как правообладатели земли, так и те, кто не является субъектами земельных правоотношений.

Под объективной стороной понимается – противоправное деяние (действие или бездействие), совершаемое вопреки требованиям земельного законодательства. Субъективная сторона характеризуется наличием вины нарушителя: по умыслу или по неосторожности.

Административная ответственность. Предусматривается кодексом Российской Федерации об административных правонарушения от 30.12.2001г. №195-ФЗ (глава 7 «административные нарушения в области охраны собственности», глава 8 «административные нарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования»).

 

Примерные нарушения земельного законодательства, за которые возникает административная ответственность.

1. Самовольное занятие земельного участка или использование участка без оформленных документов.

2. Уничтожение полевых знаков.

3. Самовольная переуступка права пользования землей, лесными участками.

4. Самовольное занятие водного объекта, лесных участков.

5. Проведение земляных, строительных и иных работ без разрешения госохраныкультуры.

6. Уклонение от безвозмездной передачи копий геодезических или картографических материалов и данных государственной картографо-геодезический фонд, а также утрата этих материалов.

7. Порча земель.

8. Невыполнение обязанностей по рекультивации земель.

9. Использование земельных участков не по целевому назначению или не приведение земельного участка в состояние пригодное для использования по его целевому назначению.

Привлечение к административной ответственности… в порядке гос контроля за использование земли.

 

Уголовная ответственность. УК РФ от 13.06.1996г. №63-ФЗ.

Статья 170 УК РФ - регистрация заведомо незаконных сделок с землей, искажение сведений ГКН, умышленное занижение размеров платежей за землю из корыстной или личной заинтересованности.

Статья 254 УК РФ – порча земли – отравление, загрязнение или иная порча земли вредными продуктами хозяйственной деятельности.

Статья 262 УК РФ – нарушение режима особо охраняемых природных территорий и объектов – нарушение режимов заповедников, заказников.

 

Гражданско-правовая ответственность (компенсация, восстановление, возмещение ущерба).

Физические и юридические лица обязаны возместить в полном объеме вред, причиненный в результате совершения ими земельных правонарушений. Также в качестве причинителей вреда могут выступать и органы государственной власти и органы местного самоуправления. Они также выступают … гражданско-правовой ответственности. Гражданское законодательство предусматривает, при возмещении вреда, взыскание убытков, которые уже понёс потерпевший к моменту предъявления иска в суде. При возмещение вреда, причиненного земле речь идёт о взыскании будущих расходов на восстановительные работы. Размер убытков, причиненных земле исчисляется в некоторых случаях в соответствии со специальными методиками, а в остальных по фактическим затратам на восстановление нарушенного состояния земель, с учётом понесенных убытков, включая упущенную выгоду. В соответствии со ст. 88 … от 10.01.2002г. №7-ФЗ «об охране окружающей среды» предусматривается, что компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства, осуществляется добровольно, либо по решению суда или арбитражного суда. Для определения размера возмещения убытков в результате порчи земли, как природного объекта, приказом РОСКОМЗЕМа от 10.11.1993г. и Мин Природы РФ от 18.11.93г. утвержден Порядок определения размеров ущерба от загрязнения земель химическими веществами. Согласно ему площади, глубина загрязнения земли и концентрация химических веществ, определяются на основе материалов по обследованию земель и лабораторных анализов.

 

Дисциплинарная ответственность.

Наступает при наличии определенных условий и обстоятельств (Трудовой кодекс, внутриведомственные акты → применение к земельному законодательству (вовремя не пришел на работу и не полил вовремя растения → нанес вред земле)).

 

Земельно-правовая ответственность (гл. 17 ГК РФ) (специальный вид) применяется в форме принудительного изъятия земельного участка у собственника земельного участка, а также в форме принудительного прекращения права на земельный участок у иных правообладателей земельных участков. Принудительное изъятие у собственника представляет собой принудительный выкуп на основании решения суда. При этом такие земельные участки выставляются на торги и при их продаже вырученная сумма передается собственнику-нарушителю за вычитом расходов на реализацию торгов. Основанием для прекращения вторичных прав на землю является решение собственника (на основании Конституции «защита права собственности»).

Ст. 284

 

Земельное право

восьмой семестр

Раевская Ольга Борисовна

Содержание

Лекция №1: Предмет, метод, система, принципы земельного права.

Предмет

Метод

Субъекты


Г.



Поделиться:


Познавательные статьи:




Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 312; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.35.99 (0.021 с.)