Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Механизм охраны природной среды↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Государство предусматривает ряд мер организационно-правового обеспечения управления природопользованием и охраны природной среды, включая систему разнообразных государственных органов как общего управления (Президент, Государственная Дума, Правительство, самоуправление и администрация субъектов Федерации), так и специально уполномоченные органы комплексного управления (Государственный комитет РФ по охране окружающей среды, Министерство природных ресурсов РФ, Госкомитет по чрезвычайным ситуациям, Россанэпидемнадзор), Кроме того, государство через систему специализированных кадастров производит количественный и качественный учет (оценку) природных ресурсов и вторсырья, т.е. создает систему достоверных сведений о реальном состоянии земли (почвы), лесов, вод, полезных ископаемых. Сюда же входят реестры рыбных запасов, диких животных, лечебно-оздоровительных ресурсов, водный, Фонд заповедных объектов, Федеральный регистр потенциально опасных веществ, международная, российская региональные) Красная книга - совокупность сведений о состоянии и распространении редких исчезающих (находящихся под угрозой исчезновения) видов флоры и фауны. Система государственных органов использования и охраны природных компонентов в настоящее время весьма разнообразна, многопрофильна и динамична в своем развитии. Основное место в механизме охраны природной среды занимает нормирование качества окружающей среды и экологический контроль. Нормирование качества - это установление показателей (нормативов) предельно-допустимого воздействия (ПДВ) человека на окружающую природную среду, т.е. стандартизация хозяйственной и иной деятельности человека. Норма ПДВ - это такая мера воздействия на окружающую природную среду, при которой стабильно обеспечивается процесс обмена веществ и энергии во всех экологических подсистемах единой экосистемы Земли. Показатели нормативов качества - это общие требования ко всем видам нормативов, установленные в целях научно-обоснованного сочетания (баланса) экономических и экологических интересов общества. Они установлены в следующей последовательности: Законодательство устанавливает следующие нормативы качества: Управление охраной (защитой) окружающей природной среды включает экологический контроль, построенный на методах обязательности предписаний и рекомендацийуправомоченных на то органов, санкционирования (ограниченного самоуправления) и разрешения (полного делегирования полномочий). Задачами экологического контроля являются наблюдение за состоянием окружающей природной среды и выполнением всего комплекса мер предусмотренного законодательством по охране (защите) и рациональном использовании природных ресурсов. Государственный экологический мониторинг - это служба государственного наблюдения за состоянием окружающей природной среды. Его организационную основу составляют Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) и его подразделения на местах. Государственный экологический мониторинг - это процесс сбора и преобразования информации о состоянии естественных и антропогенных изменений окружающей среды. КромеРоскомгидромета его осуществляют Россанэпидемнадзор, Комитет РФ по земельной реформе и землеустройству и другие органы. Экологическая экспертиза по реальной значимости не менее важная часть системы экологического контроля, это обязательная предварительная мера, предшествующая, а потому и определяющая принятие хозяйственного решения с целью проверки его соответствия требованиям экологической безопасности. Предварительно проверяя документацию, проекты, программы, материалы, изделия, сырье и т.д., экологическая экспертиза выступает организационно-правовой формой предупредительного контроля всех предплановых (предпроектных) материалов, а также экологического обоснования выдачи лицензий и сертификатов. Ее значимость повышает обязательность участия (или самостоятельной экспертизы) в государственной экспертизе представителей общественности от национального движения «зеленых» до представителей «Гринпис». Обычно формами ее выступают эколого-санитарная, эколого-правовая и эколого-нормативная экспертиза. По своему характеру к ней примыкает такая мера предварительной оценки как оценка воздействия любой планируемой деятельности на окружающую среду. Экономический механизм охраны природной среды включает следующие части: лицензии на природопользование - разрешение с указанием видов, объемов, лимитов хозяйственной деятельности по использованию природных ресурсов, лимиты - экологические ограничения (предельные нормы) по территориям с указанием объема предельного использования (изъятия) природных ресурсов, а также выбросов (сбросов) загрязняющих веществ и размещения отходов, экологические фонды для восстановления (в пределах реальной возможности) потерь окружающей природной среды, компенсации причиненного вреда и других неотложных природоохранительных задач. Вред окружающей природной среде Существуют следующие способы причинения вреда окружающей человека среде: повреждение - частичное приведение в негодность по качеству и количеству природного объекта, ресурса, комплекса; Статьи 4, 86 Закона об охране окружающей природной среды применяет термин «порча», который по смыслу грамматического толкования следует понимать как способ причинения вреда. В то же врем; «порча» - это любое неблагоприятное воздействие, ведущее к изменению количественных и качественных характеристик природных объектов (ресурсов). В этом смысле - это родовое понятие (загрязнение в широком смысле слова). Тогда все виды «порчи» - это стадии «разрушения» - процесса приведения в негодность конкретного природного объекта, ресурса, комплекса (процесс порчи). Вред может быть правомерным, т.е. допускаемым государством пределах установленных норм как результат «нормальной» хозяйственной деятельности, так и неправомерным как результат нарушения природоохранительного законодательства. Оба вида вреда это следствие невозможности полностью согласовать экономические потребности и экологические интересы. Следует различать две взаимосвязанные формы вреда - ущерб, т.е. реальные или предполагаемые потери количества или качества природной среды (так называемый «экологический ущерб») и убытки, т.е. экономически невыгодные для природопользователя последствия потерь («экономические убытки»). Экологический ущерб - это отрицательное изменение полезности окружающей природной среды, которое определяется нормами экологического права. Экономические убыткиопределяются еще и нормами других отраслей права (гражданским, трудовым и т.д.). В целом экологический ущерб и экономические убытки - это вред природной среде, неминуемые затраты человеческого общества на современном этапе его развития. В экологическом праве существуют различные виды ответственности: Эколого-правовая ответственность обеспечивает реализацию охранительной (превентивной) функции - угрозы применения мер государственного (общественного) воздействия, компенсационной - восстановление потерь в природе, стимулирующей - наличие экономических и экологических стимулов рационально сберегательного природопользования. Эколого-правовая ответственность наступает за антропогенный вред (вред окружающей природной среде, включая человечество в целом), за физиологический - вред здоровью человека, за генетический - вред будущим поколениям человечества. Основанием эколого-правовой ответственности является эколого-правовое (экологическое) правонарушение - взятые во взаимосвязи: вина (в любой форме, противоправность деяния (как действие, так и бездействие), вред (угроза вреда, всегда носящая форму экологического характера) окружающей природной среде (первичный вред) и через нее - здоровью человека (производный вред) и его имуществу (ущемление имущественных интересов законного пользователя, арендатора, собственника). Субъектами ответственности являются физические и юридические лица независимо от форм собственности и форм хозяйствования. Уголовно-правовая ответственность применяется только к физическим лицам за совершение экологического преступления, т.е. посягательство на экологический правопорядок и его составную часть - экологическую безопасность населения. Объектом экологического преступления являются природные объекты, находящиеся в экологической связи с ней (дикие, а не домашние животные). В новом УК предусмотрена специальная глава 26 «Экологические преступления». Административная ответственность применяется к физическим и юридическим лицам за совершение экологического проступка при отсутствии состава преступления. Наиболее распространенная мера административного взыскания - штраф, а наиболее типичная мера - изъятие орудий и средств совершения правонарушения вплоть до конфискации средств передвижения. Размеры штрафа исходят из минимального размера оплаты труда на момент совершения правонарушения в кратном исчислении, если иное не указано в законе. Следует подчеркнуть, что наложение штрафа не освобождает виновных от возмещения причиненного вреда. Наиболее эффективна гражданско-правовая ответственность, применяемая к субъектам за причинение вреда природной среде, здоровью человека, имуществу граждан и хозяйствующих субъектов в полном объеме в соответствии с нормами гражданского законодательства. Гражданско-правовая экологическая ответственность предусматривает возмещение нанесенного экологического ущерба в объеме, включая реальный вред, упущенную выгоду и неполученный доход. Важно усвоить, что возмещение вреда - это восстановление потерь в природной среде (компенсация) независимо от источника их появления. Хозяйственная деятельность человека на данном этапе его развития - неизбежный спутник потерь природной среды. Дисциплинарная ответственность применяется только к физическим лицам и предусмотрена за совершение экологического проступка в связи с невыполнением служебных обязанностей, в результате чего причиняется экологический вред. Закон об охране окружающей природной среды в ст. 81, 83 устанавливает материальную ответственность должностных лиц, виновных в причинении вреда экологическим правонарушением по своей вине на основе трудового законодательства.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 156; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.183.131 (0.007 с.) |