Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 16. Обязательный статус и порядок совершения внешнеэкономических сделок

Поиск

Понятие международной и внешнеэкономической сделки. Основные виды внешнеэкономических сделок. Международная торговля услугами. Порядок (форма) совершения внешнеэкономических сделок. Договор международной купли-продажи товаров. Примерная структура контракта. Валютно-финансовые и платежные условия контракта. Валютно-экономные формы сделок: лизинг, встречная торговля. Товарная биржа. Биржевая и аукционная торговля. Торги как форма размещения заказов. Консигнация.

В Федеральном законе от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» дается понятие внешнеторговой деятельности, под которой понимается деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью. Так, внешняя торговля товарами – это импорт и (или) экспорт товаров.

Международные сделки – это сделки, осложненные иностранным элементом, в том числе сделки, не связанные с перемещением товаров, работ и услуг через государственные границы, например, завещание российского гражданина, совершенное за пределами Российской Федерации.

Разновидностью международных сделок являются внешнеэкономические сделки. В международных договорах и внутренних нормативных правовых актах содержатся нормы, регулирующие особенности международных сделок в целом и внешнеэкономических сделок в частности.

Особенностями внешнеэкономических сделок являются:

- сторонами сделки являются лица, имеющие различную государственную принадлежность;

- цель сделки – перемещение товаров, работ и услуг через государственные границы;

- источниками регулирования правоотношений, возникающих из внешнеэкономических сделок, являются международные договоры, внутренние нормативные правовые акты, международные обычаи;

- право, подлежащее применению к сделке, определяется в соответствии с принципом автономии воли, а также на основании коллизионных норм;

- письменная форма внешнеэкономической сделки;

- средством платежа может быть иностранная валюта;

- необходимость соблюдения таможенных правил;

- споры, возникающие из внешнеэкономических сделок, могут рассматриваться по соглашению сторон в международном коммерческом арбитраже.

Международные и внешнеэкономические сделки могут быть классифицированы по различным основаниям.

По количеству участников международные сделки делятся на:

- односторонние;

- двусторонние;

- многосторонние;

По предмету на:

- договоры о передаче имущества в собственность;

- договоры о передаче имущества в пользование (владение и пользование);

- договоры о выполнении работ;

- договоры об оказании услуг;

- договоры о передаче прав на объекты интеллектуальной деятельности;

- договоры простого товарищества и другие.

Международная торговля услугами осуществляется следующими способами:

· с территории Российской Федерации на территорию иностранного государства;

· с территории иностранного государства на территорию Российской Федерации;

· на территории Российской Федерации иностранному заказчику услуг;

· на территории иностранного государства российскому заказчику услуг;

· российским исполнителем услуг, не имеющим коммерческого присутствия на территории иностранного государства, путем присутствия его или уполномоченных действовать от его имени лиц на территории иностранного государства;

· иностранным исполнителем услуг, не имеющим коммерческого присутствия на территории Российской Федерации, путем присутствия его или уполномоченных действовать от его имени иностранных лиц на территории Российской Федерации;

· российским исполнителем услуг путем коммерческого присутствия на территории иностранного государства;

· иностранным исполнителем услуг путем коммерческого присутствия на территории Российской Федерации.

Если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации, внешняя торговля услугами может быть ограничена путем введения запретов и ограничений, затрагивающих все или отдельные секторы услуг, в отношении способов оказания услуг на основании федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Внешнеторговые сделки купли-продажи являются основным видом операций по экспорту и импорту товаров. В условиях международных рыночных отношений они осуществляются в договорной форме. Основные общие требования к подготовке и совершению таких сделок определяются национальным законодательством и сформулированы в «Венской конвенции ООН о договорах международной купли-продажи» 1980 г.

Договоры международной купли-продажи, как правило, оформляются в виде контракта, определяющего права и обязанности сторон, их ответственность. В контракте отражаются экономические, финансовые, юридические и организационно-технические обязательства партнеров.

Наиболее существенные условия сделок, определяющие обязательства и права сторон, получили название «базисные условия контракта».

Внешнеэкономические операции в условиях рынка – это коммерческие отношения по тем или иным вопросам между сторонами, являющимися субъектами с различным гражданством. Под внешнеторговыми сделками купли-продажи понимаются действия граждан и юридических лиц разных стран, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей при купле-продаже товаров и услуг во внешней торговле.

Внутри станы основные правила совершения таких сделок регулируются национальным законодательством. В России, в частности, они определены ГК РФ. Но в то же время внешнеторговые сделки купли-продажи имеют ряд особенностей по сравнению с такими, заключаемыми на внутренние поставки товаров. Это касается не только экономических и финансовых условий, но и правового регулирования. Существенная специфика здесь состоит в том, что правовой режим определяется, как правило, совокупностью норм, являющихся внутренним правом стран, представляемых их субъектами, а также вытекает из международно-правовых обязательств соответствующих государств. Некоторые правовые нормы, регулирующие положение сторон сделки купли-продажи, закрепляются в межгосударственных торговых договорах, соглашениях об экономическом сотрудничестве, а также о товарообороте и платежах. Кроме того, важные нормативно-правовые положения содержатся в многосторонних международных актах и конвенциях. Среди последних следует особо выделить «Конвенцию ООН о договорах международной купли-продажи товаров», принятую в 1980 г. в Вене и называемую обычно Венской конвенцией. Положения этой конвенции должны учитывать экспортеры и импортеры всех стран при совершении внешнеторговых сделок купли-продажи, а для субъектов стран, присоединившихся к ней, они обязательны. К настоящему времени это около 50 стран, в том числе Беларусь, Россия и Украина из стран СНГ. Любая сделка по купле-продаже во внешней торговле предполагает, как, впрочем, и внутри страны, определенные (экономические, финансовые, материальные, юридические и организационные) обязанности и права сторон. Наиболее существенные из них те, которые фиксируют обязанности продавца (экспортера) и покупателя (импортера) по доставке товара и устанавливают момент перехода риска случайной гибели или повреждения товара с продавца на покупателя, оговаривают порядок платежей и др.

Венская конвенция регламентирует процедуры, связанные с подготовкой, согласованием, оформлением сделки и последующим ее исполнением. Так, четко определятся порядок, формы и требования к предложению (оферте) о заключении договора купли-продажи (контракта) и условия вступления такого предложения в силу. Здесь также изложены правила принятия (акцепта) партнером этого предложения. После такой необходимой подготовительной работы заключается в той или иной форме внешнеторговый контракт купли-продажи. На практике это могут быть устный договор сторон (российскими участниками ВЭД такой вариант не практикуется), признание предшествующей переписки, по согласованию сторон, контрактом или, что более часто, специальный контракт купли-продажи по рекомендованной определенной форме.

Положения Венской конвенции применяются участниками внешнеторговых операций независимо от того, есть или нет в контракте по сделке ссылки на Конвенцию.

Внешнеторговый контракт (договор международной купли-продажи) – это договор в письменной форме, фиксирующий коммерческие отношения между сторонами, являющимися субъектами различного гражданства. В контракте устанавливаются определенные права и обязанности партнеров (договорные условия, порядок их исполнения, ответственность). Контракт по внешнеторговым сделкам купли-продажи содержит обычно несколько разделов:

- сведения о сторонах, заключивших контракт (точное наименование и реквизиты сторон);

- предмет договора;

- цена и общая сумма;

- сроки поставки, условия платежа, гарантии продавца;

- упаковка и маркировка;

- штрафные санкции;

- страхование;

- согласованное определение обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажор), арбитраж.

Но, с учетом особенностей продукции, являющейся пред­метом контракта, могут дополнительно вводиться разделы:

- о конвенциональных штрафах;

- о технической документации;

- об инспектировании и испытаниях;

- об экспортных лицензиях;

- об особых и прочих условиях.

Непременным условием сделки купли-продажи, оформляемой внешнеторговым контрактом, является переход собственности на товар от продавца к покупателю. Это принципиально отличает такие контракты от других видов договоров в сфере ВЭД. Контракт купли-продажи во внешней торговле, как и внутри страны, в условиях договорных отношений субъектов рынка выполняет следующие три основные функции:

- юридически закрепляет отношения между сторонами, придавая им характер обязательств, выполнение которых защищено законом;

- определяет порядок, последовательность и способы совершения действий партнеров;

- предусматривает меры по обеспечению выполнения обязательств сторонами.

Не случайно стороны контракта должны определить, право какого государства будет применяться при выборе формы заключения сделки, регулировании прав и обязанностей партнеров, а также при решении спорных вопросов в случае их возникновения. Практика выработала определенный порядок совершения внешнеторговых сделок купли-продажи, то есть подготовки, согласования, заключения и исполнения контракта. Он, как правило, включает следующие 4 стадии:

· во-первых, сторона (компания, фирма, предприниматель), желающая вывезти или ввезти определенный товар, подыскивает партнера с помощью запроса;

· во-вторых, указанная сторона получает предложение (согласие) заинтересованного партнера и прорабатывает его;

· в-третьих, сторона-импортер определяет заказ и партнеры заключают контракт купли-продажи;

· в-четвертых, сторона-экспортер поставляет товар, партнеры осуществляют расчет по сделке.

Внешнеторговые контракты могут заключаться в упрощенной форме, когда в виде отдельного документа фиксируются предварительные договоренности. Это особенно часто бывает при поставках традиционных товаров в обычной торговле, малыми и средними партиями.

При заключении упрощенных, кратких контрактов стороны должны четко представлять, как будут восполняться пробелы такого контракта – нельзя пользоваться трафаретом без учета вида товара и особенностей условий поставки.

В случае крупномасштабных сделок, в частности, при поставках сложного, комплектного оборудования, долговременных операций по сырью, по объектам международной специализации и кооперирования заключаются постатейные, детальные внешнеторговые контракты.

Валютно-финансовые и платежные условия внешнеэкономических сделок – условия, зафиксированные в контракте в результате переговоров участников сделки. При согласовании этих условий проявляется противоположность интересов контрагентов. Например, экспортер стремится получить максимальную сумму валюты в кратчайший срок, а импортер заинтересован в выплате наименьшей суммы, в ускорении получения товара и отсрочке платежа до момента его продажи.

Выбор условий сделок зависит от характера экономических и политических отношений между странами, соотношения сил контрагентов и степени их компетентности, а также от традиций и обычаев международной торговли данным товаром.

Валютно-финансовые и платежные условия внешнеэкономических сделок включают следующие основные элементы: валюту цены; валюту платежа; условия платежа; средства платежа; формы расчетов; банки, через которые будут осуществляться эти расчеты.

При выборе валюты цены, где фиксируется цена товара, большое значение имеют: вид товара; факторы, влияющие на международные расчеты; условия межправительственных соглашений; международные обычаи. Иногда цена контракта указывается в нескольких валютах (двух и более) или в валютной корзинев целях страхования валютного риска.

В контракте уточняется способ определения цены товара (твердая, скользящая и др.).

Валюта платежа– валюта, в которой должно быть погашено обязательство импортера (или заемщика). При несовпадении валюты цены и валюты платежа в контракте оговариваются курс и условия пересчета первой валюты во вторую: курс, зафиксированный в определенном виде платежного средства(банковского перевода, векселя и т.д.); время корректировки (накануне или в день платежа) на определенном валютном рынке (страны-экспортера (импортера) или третьей страны); курс пересчета (курс продавца, курс покупателя или средний курс на открытие, закрытие рынка или средний курс дня).

Несовпадение валюты цены (например, доллара) и валюты платежа (например, французского франка) – один из простейших методов страхования валютного риска. Если курс валюты цены (в долларах) снизился, то сумма платежа (во французских франках) пропорционально уменьшается, и наоборот.

К средствам платежа, используемым в международном обороте, относятся; векселя, платежные поручения, банковские переводы (телеграфные, почтовые), чеки и т.д. Наиболее сложная часть платежных условий контракта выбор формы международных расчетов и формулирование деталей их проведения. Увязка противоположных интересов контрагентов в международных экономических отношениях и организация их взаимных отношений реализуются путем выбора условий сделок. От них в определенной степени зависит эффективность внешнеэкономической деятельности. Отношения сторон в сделках по внешней торговле могут быть самыми разнообразными: мена, купля-продажа, лизинг, передача прав на промышленную собственность, обратные закупки и крупные компенсационные соглашения, соглашения о разделе продукции и пр. Правовое оформление сделок во встречной торговле может быть самым разнообразным. Бартер как договор мены оформляется обычно одним контрактом, в котором поставщик товара выступает одновременно и получателем товара по встречной поставке, и наоборот. Важным условием для надлежащего исполнения сторонами бартерного контракта должно быть наличие в нем пункта об одновременной отгрузке, чтобы обеспечить поставку и получение товара в установленный контрактом срок. Одновременность поставки можно обеспечить путем установления в контракте обязанности сторон уведомить своего контрагента о готовящейся отгрузке товара и затем немедленно уведомить о произведенной отгрузке с указанием реквизитов соответствующих отгрузочных документов. При невыполнении какой-либо стороной своего обязательства другая сторона вправе задержать отгрузку своего товара и аннулировать контракт, потребовав возмещения понесенных от этого убытков. Договор с частичной компенсацией взаимных поставок в денежной сумме является так называемым смешанным договором, возможность заключения которого допускается и предусмотрена п. 3 ст. 421 ГК РФ. Согласно этому пункту «стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор)».

Встречные и авансовые закупки, обратные закупки всех формпредставляют собой договоры международной купли-продажи товаров, которые должны содержать все условия, необходимые для таких сделок. Что касается количества договоров купли-продажи, то их может быть несколько, однако все они должны быть связаны воедино в правовом смысле с четким определением прав и обязательств каждой стороны. Лизинг оформляется договором лизинга в зависимости от вида лизинга, избранного сторонами. Текст Примерного договора о финансовом лизинге движимого имущества с полной амортизацией утвержден Минфином и Минэкономики России. Однако в международном лизинге его можно использовать с определенной корректировкой, учитывая позицию иностранного контрагента, законы Российской Федерации и иностранных государств о финансовом лизинге и Оттавскую конвенцию 1988 г. о финансовом лизинге, если она применяется к участникам лизингового договора. Так, сделки международной купли-продажи товаров должны содержать все необходимые условия, присущие отношениям продавца и покупателя, сделки о лизинге – условия, характеризующие отношения сторон по лизингу, и т.д.

Договоры на поставку товаров, подлежащих изготовлению или производству, считаются договорами купли-продажи, если только сторона, заказывающая товары, не берет на себя обязательство поставить существенную часть материалов, необходимых для изготовления или производства таких товаров.

В основу концепции товарной биржи положен принцип универсальности рыночного механизма. Иными словами, товарная биржа – это постоянно действующий оптовый рынок, который функционирует по определенным правилам. В практическом плане может рассматриваться два типа товарных бирж. Это классическая или собственно товарная биржа, на которой сделки заключаются на срок по образцам товаров и в большинстве случаев не имеют цели продать или купить реальный товар. Биржа в этом случае является элементом хозяйственного механизма, а не торговым предприятием. Второй тип товарной биржи является, в сущности торговым центром, где осуществляются сделки с реальным товаром.

Классическая товарная биржа представляет собой постоянно функционирующий рынок, на котором осуществляется оптовая торговля товаром по образцам и стандартам. Можно рассматривать товарную биржу как форму оптовой торговли, которая осуществляется на постоянной основе, в определенном месте и в соответствии с установленными правилами. Основной задачей и смыслом ее деятельности являются организация постоянно действующего оптового рынка средств производства и выполнение комплексов соответствующих организационно-технических мероприятий в соответствии с уставом биржи. Если целью клиентов биржи являются торг и купля-продажа товара, то целью деятельности биржи как специальной организации являются не участие в торге в качестве продавца или покупателя, а организация посреднических и иных торгово-технических услуг клиентам при совершении сделок купли-продажи, а также выполнение сопутствующих этой деятельности функций. Биржевыми можно считать следующие четыре функции:

· выявление спроса и предложения;

· предоставление членам биржи и посетителям места торгов и его обслуживание;

· сбор и публикация биржевой информации (главным образом – о сделках и ценах);

· урегулирование споров при совершении и реализации сделок.

Биржевая торговля должна удовлетворять некоторым важным требованиям, а именно:

· осуществляться по специально определенной номенклатуре биржевых товаров;

· сделки должны заключаться только ее членами и постоянными или разовыми посетителями;

· сделки должны быть зарегистрированы в установленные на бирже сроки и в соответствии с принятым порядком;

· работа биржи предполагает специальную процедуру, разработанную применительно к данному товару (однозначная терминология, способ подачи и сроки действительности заявки, момент, с которого сделка считается заключенной, способ решения вопросов по качеству, месту и срокам сдачи и приема товаров, способ исчисления цены).

Биржевая торговля в обычном варианте представляет собой сделки купли-продажи, заключаемые через посредника (маклера), как членами биржи, так и посетителями в биржевом зале. Эти сделки представляют собой договор поставки по биржевым ценам. Они заключаются по специально установленному перечню биржевых товаров, допущенных к продаже по свободно складывающимся ценам. Сведения о биржевых сделках и ценах публикуются в виде специальных бюллетеней.

Аукционная торговля в отличие от биржевой организуется не по сбалансированным, а по дефицитным или уникальным товарам, имеет другие цели и механизм. Как и в биржевой торговле, заключение аукционных сделок вне аукционного зала не должно допускаться.

Международные торги – конкурсная форма размещения на мировом рынке заказов на закупку определенных товаров или привлечения подрядчиков для сооружения комплектных объектов, обеспечивающая покупателю (заказчику) наиболее выгодные коммерческие условия поставок и выполнения работ.

Более половины мирового оборота товаров реализуется через огромное число посредников, к которым относятся независимые от изготовителей и потребителей лица, предприятия и фирмы, участвующие в обращении товаров. Торговые посредники есть в России и за рубежом. К ним относятся разного рода экспортно-импортные внешнеторговые организации, торговые дома, фирмы.

Главной целью привлечения посредников является повышение экономичности внешнеторговых операций за счет следующих факторов:

· повышения оперативности при сбыте товаров;

· реализации товаров на более благоприятных для продавца условиях за счет быстрого учета посредниками конъюнктуры товаров на внешнем рынке;

· повышения конкурентоспособности товаров благодаря сокращению сроков поставок со складов;

· привлечения финансовых средств посредников в виде авансов, кредитов на создание их сбытовой сети;

· получения достоверной информации от посредника об оценке качества и конкурентных свойствах товара.

Если посредники не могут обеспечить получение необходимой прибыли, то от их услуг легко отказаться, приняв меры по самостоятельному выходу на рынок. Предприятия, организации, акционерные общества, осуществляющие экспортно-импортные операции, могут использовать отечественных и зарубежных посредников.

С предприятиями и организациями Российской Федерации, намеревающимися выйти за границу с целью осуществления внешнеторговых операций, и отечественными посредническими внешнеторговыми организациями (экспортно-импортными объединениями, торговыми домами, фирмами), а также частными компаниями и различными дистрибьютерами могут быть заключены также договоры:

- договоры поставок, позволяющие посреднику закупить товар у поставщика и продать его, но уже от своего имени и за свой счет, получив за это соответствующие вознаграждения;

- договоры комиссии, по которым посредник заключает контракты от своего имени, но за счет экспортера или импортера, получив за эту услугу комиссионное вознаграждение;

- договоры поручения, по которым экспортеры и импортеры доверяют посреднику заключить контракты от их имени и за их счет, за что он получает вознаграждение;

- договоры на предоставление внешнеторговыми организациями услуг по исследованию рынка, расчету цен, рекламе и других с их оплатой по соответствующим расценкам.

В случае выхода за рубеж самостоятельно экспортеры и импортеры (ими могут быть акционерные общества, заготовительные и производственные предприятия, кооперативы и т. д.) могут обратиться к посредникам (лицам, фирмам) со следующими видами договоров: комиссии и консигнации.

Договоры комиссии позволяют посреднику-комиссионеру заключать контракты от своего имени, но за счет поставщиков-комитентов, В договорах комиссии определяются рамки полномочий, обязательства по рекламе, изучению рыночной конъюнктуры и др., а также определяются размеры комиссионных вознаграждений.

Договоры консигнации представляют разновидность договоров комиссии. Консигнация – это предоставление товара в распоряжение агента-консигнатора на определенный срок для реализации, при этом собственником остается владелец товара – консигнант. В договорах консигнации обязательно указываются сроки реализации товара, при достижении которых оставшиеся товары возвращаются владельцам. Консигнация может быть возвратной (все непроданные товары возвращаются хозяину), частично возвратной и безвозвратной. При частично возвратной, например 30 %, консигнации сроком на 1,5 года консигнатор из 100 направленных ему для продажи автомобилей должен сам выкупить 30 единиц, если к концу этого срока у него в наличии окажется хотя бы 31 единица, то 1 единицу он вернет консигнанту. При безвозвратной консигнации консигнатор закупает весь непроданный товар. Возвратность – это дополнительная ответственность, согласованная сторонами и повышающая ответственность консигнатора. На условиях консигнации реализуются сложные технические товары: автомобили, холодильники, станки, электродвигатели и т. д.

Для выполнения внешнеторговых операций необходимы также посредники, которые могут исследовать рынки, рекламировать товар, создавать в деловом мире благоприятное мнение об экспортерах, сообщать о намечающихся закупках и международных торгах, организовывать встречи с потенциальными контрагентами, содействовать в разработке позиций контрактов.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 543; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.165.82 (0.016 с.)