Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 15. Правовое регулирование экспорта и импорта товаров

Поиск

Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности в РФ». Источники регулирования экспорта. Содержание экспортно-импортных операций. Понятие экспорта, импорта, реэкспорта. Условия осуществления экспортной операции. Схема экспортной операции. Понятие импорта. Условия осуществления импортной операции. Схема импортной операции. Реэкспортные операции. Реимпорт.

Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» был принят Государственной Думой РФ 21 ноября 2003 г. Закон определяет основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области внешнеторговой деятельности в целях обеспечения благоприятных условий для внешнеторговой деятельности, а также защиты экономических и политических интересов Российской Федерации.

Основной целью Закона является защита экономических интересов российских производителей товаров в случаях возросшего, демпингового или субсидируемого импорта в Россию. Законом устанавливаются правовые основы и принципы государственного регулирования внешнеторговой деятельности в нашей стране, полномочия субъектов Российской Федерации в области внешнеторговой деятельности, а также взаимодействие федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Следует иметь в виду, что данный закон тесно связан с рядом других законов, например, с Таможенным кодексом РФ от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ (с изм. и доп. от 23 декабря 2003 г., 29 июня, 20 августа, 11 ноября 2004 г.), Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. № 165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» и некоторыми другими. Среди подзаконных актов, задействованных в административно-правовом регулировании внешнеторговой деятельности, следует отметить постановления Правительства Российской Федерации, касающиеся ставок ввозных и вывозных таможенных пошлин на отдельные виды товаров; о порядке применения антидемпинговых пошлин; об установлении квот на экспорт некоторых видов товаров; о мерах по защите российских производителей той или иной продукции; о введении или отмене лицензирования импорта товаров; о трансграничном перемещении отходов; о мерах государственной поддержки отдельных сфер производства и услуг; о введении сертификатов на продукцию; об осуществлении контроля и государственной экспертизы в соответствующих случаях внешнеэкономической деятельности; о государственной регистрации видов товаров, производимых в России или ввозимых в страну; об особом порядке экспорта/импорта специфических товаров (например, ядерных материалов); о правилах маркировки товаров; по вопросам транзита товаров; о реализации соответствующих международных соглашений в части торговли некоторыми видами товаров; об определении ущерба в случаях импорта товаров, субсидируемых иностранными государствами, и в случаях демпингового импорта; о паспортах транспортных средств; о мерах по государственному регулированию внешнеторговых бартерных сделок; о конкурсах и аукционах по продаже квот на экспорт/импорт товаров, работ, услуг; по защите потребительского рынка России от проникновения некачественных импортных товаров; по вопросам применения схемы преференций России к товарам развивающихся стран; о централизованных закупках по импорту; о лицензировании и квотировании экспорта/импорта товаров, работ, услуг; о порядке определения таможенной стоимости ввозимых товаров; о регулировании реэкспорта и т.д.

Содержание экспортно-импортных операций. Экспорт товара – вывоз товара с таможенной территории Российской Федерации без обязательства об обратном ввозе.

Под экспортными операциями понимается деятельность, которая связана с продажей и вывозом за границу товаров для передачи их в собственность иностранному контрагенту.

Под импортными операциями понимается деятельность, которая связана с закупкой и ввозом иностранных товаров для последующей реализации их на внутреннем рынке страны.

В международной коммерческой практике под экспортом и импортом понимаются обычно только операции, которые осуществляются на коммерческой основе. А именно – на основе заключения и исполнения международных торговых сделок – контрактов купли-продажи. Поставки в виде помощи, даров и другие, которые осуществляются на безвозмездной основе, в стоимость экспорта и импорта, как правило, не включаются, а учитываются отдельно.

Техника подготовки и проведения экспортно-импортных операций разбивается на несколько этапов, а именно:

1) подготовка к заключению контрактов купли-продажи,

2) заключение контрактов купли-продажи,

3) исполнение контрактов купли-продажи.

Остановимся подробнее на первом этапе. Основной задачей как экспортера, так и импортера на первом этапе является поиск и выбор контрагента. Выбор контрагента – вопрос очень важный и сложный. Он зависит от характера и предмета сделки, страны заключения и исполнения контракта, емкости рынка, конъюнктуры на данном рынке. При выборе контрагента возникает вопрос, на каком рынке (т. е. в какой стране) лучше продать или купить товар, а также с каким иностранным покупателем или поставщиком лучше заключить сделку. Определив возможных контрагентов, экспортер или импортер приступают к установлению контактов с ними.

Первый способ установления контактов – направление предложения (оферты).

Оферта (предложение) – документ, который содержит все основные условия предстоящей сделки: наименование товара, количество, цена, условие поставки, срок поставки, условия платежа, характер тары и упаковки, порядок приемки-сдачи, общие условия поставки. Фирма, пославшая предложение, называется оферентом. В международной торговой практике различают два вида оферты: твердая и свободная. О виде оферты на ней должна быть сделана соответствующая надпись.

Твердая оферта (firm offer) – это письменное предложение на продажу определенной партии товара, которое посылается оферентом одному возможному покупателю. В нем указывается срок, в течение которого продавец является связанным своим предложением и не может сделать аналогичное предложение другому покупателю.

Если покупатель согласен со всеми условиями оферты, он посылает продавцу письменное подтверждение (по почте или телеграфу). Это подтверждение содержит безоговорочный акцепт – согласие покупателя принять без изменений все условия твердой оферты продавца. Акцепт вступает в силу в момент, когда согласие покупателя получено оферентом.

Если покупатель не согласен с одним или несколькими условиями оферты, он посылает продавцу ответ на предложение или контроферту с указанием своих условий и срока для ответа.

Свободная оферта (free offer) обычно делается одновременно нескольким возможным покупателям на одну и ту же партию товара. Она не устанавливает срок для ответа и поэтому не связывает оферента своим предложением. Согласие покупателя с условиями, изложенными в такой оферте, подтверждается твердой контрофертой. После подтверждения контроферты продавцом (акцепта) сделка считается заключенной. Свободная оферта используется довольно редко.

Процедура подготовки экспортной сделки.

Продавец может использовать различные способы установления контактов с потенциальными покупателями:

1) направить предложение (оферту) непосредственно одному или нескольким возможным иностранным покупателям;

2) принять и подтвердить заказ покупателя. Заказ – коммерческий документ, в котором покупатель указывает все необходимые условия для изготовления товара;

3) направить покупателю предложение в ответ на его запрос с указанием конкретных условий будущего контракта. Запрос не имеет официальной формы, а представляет собой присланный по телефаксу обыкновенный вопрос;

4) принять участие в торгах путем представления тендера организаторам торгов, т.е. документа, где указаны цена и стоимость работ;

5) принять участие в торгово-промышленных выставках и ярмарках (цель – заключить контракты, сделки по выставленным образцам или продажа экспонатов);

6) направить счет-проформу контракта (предварительный счет) уже известному покупателю как результат согласования условий контракта по телефону, телетайпу или на основе предшествующих договоренностей;

7) поместить рекламные объявления в средствах информации, направить в адрес потенциальных покупателей каталоги, прейскуранты, проспекты с предлагаемыми товарами, организовать рекламную кампанию на рынке страны-импортера.

Процедура подготовки импортной сделки. В процессе подготовки импортной сделки покупатель может использовать следующие способы установления контактов с потенциальным продавцом-экспортером, а именно:

1) направить заказ продавцу;

2) направить запрос производителю интересующих импортера товаров;

3) объявить торги с приглашением к участию фирм, которые могут принять и выполнить условия организаторов торгов;

4) направить возможному производителю коммерческое письмо о намерениях в ответ на его рекламу или информацию;

5) направить потенциальному экспортеру коммерческое письмо о намерениях вступить в переговоры в ответ на его предложение;

6) направить экспортеру безоговорочный акцепт (согласие) его предложения.

Наиболее распространенным способом подготовки прямой импортной сделки является размещение заказа у производителя интересующих покупателя товаров.

Заказом называют коммерческий документ, в котором покупатель подробно указывает все необходимые условия для изготовления или подготовки заказываемого товара.

В заказ включаются:

- инструкция по поставке – документ, выдаваемый покупателем, в котором содержатся инструкции экспедитору в отношении условий поставки заказанных товаров;

- инструкция по упаковке – содержит указание количества и размеров частичных поставок, относящихся к ним условий, наименование, адрес, номер телефона или телекса экспедитора, средство транспорта, наименование перевозчика.

Практикуется выдача заказов постоянным контрагентам. Поэтому в заказе чаще всего указываются только наименование товара, его количество, срок поставки. Если экспортер согласен с условиями заказа и прилагаемой к нему спецификацией, он подтверждает заказ, и сделка считается заключенной.

Способы заключения контрактов купли-продажи (экспортно-импортных сделок). В международной практике применяются различные способы заключения экспортно-импортных сделок:

1. Подписание контрактов участвующими в нем контрагентами. Контракт купли-продажи может считаться заключенным только в том случае, если он должным образом подписан сторонами, юридические адреса которых в нем указаны. Контракт может быть подписан только лицами, имеющими право подписи таких документов, иначе он не является юридическим документом.

2.Акцепт покупателем твердой оферты продавца. Если покупатель согласен со всеми условиями оферты, он посылает продавцу письменное подтверждение (по почте или телеграфом), содержащее безоговорочный акцепт, то есть согласие принять без изменений все условия твердой оферты продавца.

3. Акцепт продавцом контроферты покупателя. Если покупатель не согласен с одним или несколькими условиями предложения, он посылает продавцу контроферту с указанием своих условий и срока для ответа. Если продавец согласен со всеми условиями контроферты, он ее акцептует и письменно уведомляет об этом покупателя. Если продавец не согласен с условиями контроферты, он либо считает себя свободным от своих обязательств, либо посылает ему новую оферту.

4. Акцепт продавцом письменного согласия покупателя с условиями свободной оферты (контроферты покупателя). Продавец акцептует контроферту того покупателя, которую он раньше получил, или покупателя, с которым он предпочитает заключить сделку.

5. Подтверждение продавцом заказа, сделанного покупателем. В этом случае сделка оформляется двумя документами: заказ покупателя и подтверждение поставщика. Такой способ заключения сделок используется контрагентами, которые состоят в длительных деловых отношениях. Поэтому в заказе учитываются только основные условия сделки: товар, количество, срок поставки и цена. Заказы размещаются на сложное оборудование, которое часто еще требует разработки и создания. В этом случае покупатель обычно финансирует продавца, внося крупные суммы аванса. Создание такого продукта осуществляется за счет покупателя (самолеты, атомные реакторы и т. д.).

6. Обмен письмами в подтверждение достигнутой ранее личной договоренности между контрагентами.

Вывоз за границу ранее ввезенного товара, который в стране экспорта не подвергался какой-либо переработке, называется реэкспортом. Обычно эти операции возникают из-за резкого изменения международной обстановки, прямых дипломатических или экономических связей между странами, возникновения военных действий. В таких случаях нуждающаяся сторона обращается за товаром в другие государства, которые и оказывают ей фактически посредническую услугу

Основные действия сторон при реэкспортных операциях:

· обращение к реэкспортеру с просьбой о поставке товара;

· заключение контракта реэкспортера с экспортером на поставку товара, запрошенного импортером;

· поставка товара экспортером по контракту;

· оплата экспортеру за поставку товара;

· заключение контракта реэкспортера с импортером на поставку запрошенного им товара;

· поставка товара импортеру;

· получение оплаты от импортера;

· возможный вариант движения товара.

Предметом реэкспорта обычно выступают товары, которые реализуются на международных аукционах и товарных биржах.

Реэкспортными операциями являются также операции по вывозу товаров с территорий «свободных зон» и «приписных складов».

Под «приписным складом» понимаются все площади и помещения, приписанные к определенной таможне, где может находиться товар под таможенным контролем. В приписном таможенном складе товар может быть переупакован, расфасован, пересортирован под наблюдением таможенной инспекции. Товар, находящийся на приписном складе, считается не прошедшим таможенную процедуру. Он может быть пропущен на территорию данной страны после выполнения всех таможенных формальностей и уплаты причитающихся пошлин, налогов и сборов.

«Свободной зоной» называется территория порта, которая находится вне таможенной территории данной страны. Товары, ввозимые на территорию этих зон, не облагаются таможенными пошлинами и освобождаются на время пребывания там и при ввозе для реэкспорта от всяких пошлин, сборов и налогов с импорта, обращения, потребления или производства. На складах, расположенных в свободной зоне, товары хранятся до их перемещения внутрь страны через таможенную границу или до их реэкспорта.

На территории свободных зон совершаются следующие операции:

- по завершении процесса производства в сфере обращения (очистка и сушка сырьевых товаров, расфасовка и разлив напитков в розничную тару);

- по сортировке и перегрузке товаров;

- по отбору товарных образцов и ознакомлению с ними покупателей.

В развитых странах насчитывается более 200 действующих свободных зон. Страны, не имеющие выхода к морю, пользуются свободными зонами близлежащих портов на основе международных соглашений.

Ввоз из-за границы ранее вывезенных отечественных товаров, не подвергшихся там переработке, называется реимпортом. К реимпорту относятся товары, не проданные на аукционе, возвращенные с консигнационного склада, забракованные покупателем и т. д.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 1139; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.18.73 (0.01 с.)