Тема 18. Порядок разрешения споров между участниками внешнеэкономических связей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 18. Порядок разрешения споров между участниками внешнеэкономических связей



Разрешение споров путем переговоров. Разрешение споров в порядке третейского суда или арбитража. Международные конвенции об арбитражах. Нью-йоркская конвенция 1958 г. о принудительном исполнении арбитражных решений. Европейская конвенция о внешнеторговом арбитраже 1968 г. Виды арбитражей. Международный коммерческий арбитражный суд. Морская арбитражная комиссия при ТПП РФ. Закон РФ «О международном коммерческом арбитраже».

Неисполнение или ненадлежащее исполнение договоров кем-либо из участников внешнеэкономической деятельности могут являться основанием возникновения спора. Разрешение таких споров имеет свои особенности, связанные с характером внешнеэкономической деятельности, а также с выработанной на этот счет международной практикой. Эти особенности характеризуются тем, что договаривающиеся стороны, основываясь на законодательстве, как правило, сами определяют, какие органы должны рассматривать споры, возникающие в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением договора. Закономерно, что первичным способом устранения разногласий выступают переговоры между сторонами. Наряду с разрешением международных коммерческих споров третейскими судами (международными коммерческими арбитражами) в последние годы в международной коммерческой практике все более активно применяются посреднические согласительные (примирительные) процедуры (ПСП), которые в юридической литературе относят к альтернативным способам разрешения споров. Посредничество, осуществляемое в целях урегулирования разногласий между участниками экономических отношений, в международной юридической литературе принято называть медиацией (mediation). Самих же посредников, выполняющих посреднические примирительные функции, называют медиаторами. Посредничество – достаточно гибкая форма урегулирования споров, поскольку урегулирован путем посредничества может быть в принципе любой экономический (коммерческий) спор. Не существует каких-либо ограничений или препятствий, которые не позволяли бы урегулировать во внесудебном порядке споры любых категорий, возникающих в сфере международных экономических отношений. Как правило, в качестве независимых правовых посредников выступают юристы, специализирующиеся в сфере правового обслуживания бизнеса и хорошо знающие международное коммерческое право. Правовые посредники как субъекты посреднической деятельности должны быть самостоятельными и независимыми. В большинстве случаев к правовому посреднику обращаются обе спорящие стороны. Посреднические процедуры проходят несколько этапов. Согласительная процедура в отношении конкретного возникшего спора начинается с того момента, когда спорящие стороны заключают соглашение об обращении к посреднику. На первом этапе стороны выбирают посредника (или коллегию посредников) и обращаются к нему с просьбой уладить спор между ними. Если посредник изъявляет согласие, то между ним и обратившимися к нему лицами заключается договор и посредник считается назначенным. Если спорящие стороны каким-либо образом не договорились об определенной процедуре, посредник сам устанавливает порядок проведения согласительной процедуры, но, конечно, с учетом пожеланий спорящих сторон. На втором этапе посредник изучает документы и материалы, представленные ему сторонами, анализирует доказательства и аргументы, выдвинутые каждой стороной. Посредник вырабатывает свою позицию но существу спора и определяет тактику действий, которая должна обеспечить достижение консенсуса спорящих сторон. На третьем – главном этапе – посредник проводит заседание с представителями спорящих сторон, обсуждает с ними спорную ситуацию, выясняет, какие предложения есть у каждой стороны, какими видят стороны возможные условия примирительного соглашения. Подписанием сторонами примирительного соглашения завершается и начинается новый этап – этап соблюдения исполнения заключенного соглашения; на этом этапе правоотношения между сторонами могут развиваться без участия посредника.

Соглашение примирительное, или мировое. Соглашение, которое заключается сторонами в результате посредничества, по своей юридической природе аналогично мировому соглашению, заключаемому в суде или третейском суде. Поэтому в международных документах и юридической литературе его называют мировым соглашением. Содержание мирового соглашения определяется предметом спора, характером разногласий, возникших между контрагентами или партнерами. Если, например, предметом разногласий является задолженность по обязательствам, то в примирительном соглашении может быть предусмотрена реструктуризация долгов, т. е. отсрочка или рассрочка платежей. Компромисс может быть достигнут путем отказа от притязаний, уменьшением объема предъявляемых требований либо предоставлением встречного удовлетворения и т. д. В большинстве случаев мировое соглашение заключается в целях изменения условий существующего обязательства или его прекращения. Мировое соглашение заключается в письменной форме. Обычно в соглашении указывается посредник, с помощью которого оно заключено. По просьбе сторон посредник может завизировать мировое соглашение, подтверждая тем самым, что оно заключено по свободному волеизъявлению сторон с участием посредника. Мировое соглашение так же, как и любые иные виды соглашений, договоров, контрактов, имеет юридическую силу. Оно подлежит соблюдению и исполнению сторонами в добровольном порядке. Если одна из сторон не выполняет добровольно обязательства, вытекающие из мирового соглашения, другая сторона вправе обратиться в суд с иском о принудительном исполнении; основанием иска будет являться мировое соглашение в сочетании с другими юридическими фактами. Однако далеко не всегда сторонам удается достичь согласия. Ввиду этого в случаях, когда урегулирование согласительным путем в силу различных обстоятельств не может быть произведено и в конечном итоге желаемые цели оказываются недостижимыми, дальнейший порядок действий устанавливается особыми гражданско-правовыми соглашениями. В подобной ситуации у субъектов отношений есть две возможности – обращение в государственный суд той или иной страны либо передача спора на рассмотрение третейского (общественного) суда.

В условиях интернационализации хозяйственного оборота организации и фирмы различных государств в случаях возникновения споров стали часто обращаться к международным коммерческим арбитражным судам, а не к государственным судам страны ответчика. В подавляющем большинстве контрактов, заключаемых российскими юридическими лицами с фирмами других стран, предусматривается, что споры будут рассматриваться в порядке арбитража (в третейских судах). Под арбитражным разбирательством в международном частном праве понимается рассмотрение споров в третейских судах, избираемых или специально создаваемых сторонами внешнеэкономических контрактов для рассмотрения возникающих между ними споров. Из этого следует, что международный коммерческий арбитражный суд – это орган, предназначенный для разрешения споров с участием иностранных фирм и организаций. По своей юридической природе – это третейский суд, т.е. суд, избираемый или создаваемый самими сторонами и исключительно по их усмотрению.

Третейский суд не является государственным судом и не входит в судебную систему РФ. В Российском законодательстве проводится различие между третейскими судами общего характера и международными коммерческими арбитражными судами. В ст. 1 Закона РФ № 102-ФЗ «О третейских судах» от 24.07.2002 г. прямо предусмотрено, что такой суд «...не распространяется на международный коммерческий арбитраж».

Различают постоянно действующие третейские суды и суды, создаваемые сторонами для рассмотрения конкретного спора. Порядок организации, деятельности и разрешения споров для постоянно действующих третейских судов определяется правилами (уставами, регламентами) организаций, создавших третейский суд. Передача спора на рассмотрение третейского суда осуществляется на основании добровольного соглашения сторон. Оно составляется специально или включается в качестве оговорки в договор. Соглашение должно иметь письменную форму, иначе оно признается незаключенным.

Ведущее начало третейского суда – миротворчество. Стороны имеют возможность сами избрать весьма опытных и авторитетных для них судей, обладающих необходимыми знаниями и квалификацией именно в той области экономики, которой касается спор.

Третейский суд, как и международный коммерческий арбитраж, самостоятельно решает вопрос о действительности соглашения о передаче спора на его рассмотрение. В случае признания отсутствия соглашения или его недействительности спор может быть передан на разрешение арбитражного суда.

Решение третейского суда должно исполняться сторонами добровольно в порядке и сроки, установленные в решении. В тех случаях, когда решение добровольно не исполняется, истец обращается в арбитражный суд по месту третейского разбирательства с просьбой о выдаче исполнительного листа для принудительного исполнения решения суда.

Обращение сторон не к государственному, а к третейскому суду в области международных экономических связей объясняется рядом причин. Это может быть связано и с языковым барьером, и с трудностью ознакомления с чуждыми ей правовыми, в том числе и процессуальными, традициями и правилами. При выборе третейского суда стороны исходят из следующих соображений:

- срок рассмотрения дел в третейском суде, как правило, короче, чем в обычном суде;

- профессиональная компетентность арбитров, которые должны рассматривать спор, обычно выше, чем судей в государственных судах, поскольку последние не обладают специальными знаниями и опытом ведения операций в области международной торговли, валютного регулирования, торгового мореплавания и в других аналогичных сферах;

- решение арбитража, как правило, не подлежит обжалованию;

- предусматривается возможность согласования между сторонами языка, на котором будет вестись разбирательство дела в арбитраже;

- для фирм, ведущих споры, важно соблюдение конфиденциальности, а третейский суд обычно заседает негласно, его решения обычно не публикуются, а если и публикуются, то без указания наименований спорящих сторон и уж во всяком случае без приведения сведений о суммах исковых требований.

Необходимо также учитывать, что судебное производство в каждой зарубежной стране ведется в соответствии с весьма сложным процессуальным законодательством, которое надо специально изучать, а производство дел в международном коммерческом арбитраже осуществляется на основе процедурных правил, заранее известных сторонам и не отличающихся большой сложностью.

Международные коммерческие арбитражные суды, к которым прибегают юридические лица различных государств для рассмотрения их споров, отличаются от третейских судов, рассматривающих споры, сторонами в которых являются государства и международные организации. К разряду таких судов относятся Постоянная палата третейского суда в Гааге, различные арбитражи, создаваемые для рассмотрения конкретных споров между государствами, специальные арбитражи, предусмотренные Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г., Договором о Всемирной торговой организации (ВТО), в рамках Всемирной организации по интеллектуальной собственности (ВОИС) и др. По своим целям и назначению международные коммерческие арбитражные суды, рассматривающие споры в странах СНГ, следует отличать от Экономического суда СНГ.

Главное преимущество арбитражного способа рассмотрения споров перед судебным для российских организаций и их партнеров состоит в том, что решение иностранного суда, как правило, в отличие от решения иностранного арбитража, нельзя будет реализовать, исполнить в другой стране. Придется заново начинать все рассмотрение по существу дела в суде страны исполнения решения.

Если иностранная фирма предъявляет иск к российской организации только в случае арбитражного разбирательства, имеется возможность при удовлетворении исковых требований осуществить признание и исполнение решений. В отношении судебных решений это возможно только в тех странах, с которыми Россия заключила соответствующие соглашения.

Возможность признания и исполнения иностранных арбитражных решений была создана благодаря участию широкого круга государств в Нью-Йоркской конвенции 1958 г. В ней участвуют 133 государства, в том числе Азербайджан, Армения, Белоруссия, Грузия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Россия, Узбекистан, Украина, Монголия, Латвия, Литва, Эстония. Высший Арбитражный Суд РФ в своем Информационном письме от 1 марта 1996 г. разъяснил, что эта Конвенция регулирует вопросы взаимного признания и исполнения на территории государств – участников Конвенции арбитражных решений, т.е. решений, принятых на территории другого государства арбитражами, избираемыми сторонами в международном коммерческом споре или назначенными органами коммерческого арбитража. Как и в других областях международного частного права, существенное значение для регулирования соответствующих отношений, касающихся арбитража, имеют многосторонние конвенции. К ним относится также Европейская конвенция о внешнеторговом арбитраже 1961 г., в которой участвуют более 30 государств, в том числе и Россия. Конвенция, согласно ее положениям, применяется к арбитражным соглашениям как физических, так и юридических лиц, которые на момент заключения такого соглашения имеют постоянное местожительство или соответственно свое местонахождение в разных договаривающихся государствах, о разрешении в порядке арбитража споров, возникающих при осуществлении операций по внешней торговле.

Большое практическое значение имеет использование регламентов для арбитражных судов – наибольшее распространение получили регламенты, разработанные в рамках ООН: Арбитражный регламент ЮНСИТРАЛ, Арбитражный регламент Европейской экономической комиссии ООН 1966 г., Правила международного торгового арбитража Экономической комиссии ООН для Азии и Дальнего Востока 1966 г. Учитывая практическую разницу между согласительной процедурой и арбитражем, ЮНСИТРАЛ подготовила и приняла также Согласительный регламент. Он был рекомендован Генеральной Ассамблеей ООН в 1980 г. В 2002 г. ЮНСИТРАЛ завершила разработку типового закона о международной коммерческой согласительной процедуре, а также Правила осуществления согласительной процедуры.

В международной практике известны два вида третейских судов: так называемые изолированные и постоянно действующие (институционные). Изолированный третейский суд создается сторонами специально для рассмотрения конкретного спора. Стороны сами определяют порядок создания третейского суда и правила рассмотрения в нем дела. После вынесения решения по делу такой суд прекращает свое существование. Он получил также название третейского суда ad hoc (буквально – «для этого, на случай», т.е. для рассмотрения данного дела).

В отличие от третейских судов ad hoc постоянно действующие третейские суды создаются при различных организациях и ассоциациях, при торгово-промышленных и торговых палатах. Их часто называют арбитражными центрами. Характерным для постоянно действующих арбитражей является то, что каждый из них имеет положение (или устав), свой регламент или правила производства дел, список арбитров, из которых стороны выбирают арбитров для конкретного разбирательства. Существует более 100 постоянно действующих арбитражей. В Европе наибольшим авторитетом пользуются арбитражный суд при Международной торговой палате в Париже, Арбитражный институт Торговой палаты в Стокгольме, арбитражные суды в Лондоне и Цюрихе.

Для споров, возникающих при осуществлении внешнеторговых и иных видов международных экономических связей, если коммерческое предприятие хотя бы одной из сторон находится за границей, а также споров предприятий с иностранными инвестициями, международных объединений и организаций, созданных на территории Российской Федерации, между собой, споров между их участниками, а равно их споров с другими субъектами права Российской Федерации установлена возможность их рассмотрения в специально созданном органе – Международном коммерческом арбитраже в соответствии с Законом РФ от 7 июля 1993 г. «О Международном коммерческом арбитраже» (ред. от 03.12.2008 г.).

Разрешение указанных споров осуществляется двумя постоянно действующими арбитражными учреждениями – Международным коммерческим арбитражным судом (МКАС) или Морской арбитражной комиссией (МАК), созданными при Торгово-промышленной палате Российской Федерации (ТПП РФ).

Разбирательство дел в МКАС осуществляется в соответствии с Регламентом, утвержденным Торгово-промышленной палатой. Иные нормативные акты, относящиеся к рассмотрению гражданско-правовых споров, например, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство, непосредственно при рассмотрении дел в МКАС не применяются. Кроме ограниченного числа случаев, прямо предусмотренных в Законе «О международном коммерческом арбитраже», вмешательство государственных судебных органов в разбирательство дел МКАС исключается.

Регламент МКАС закрепляет правила арбитражной процедуры, применяемые при отсутствии соглашения сторон об ином. Правила Регламента: наличие списка арбитров, который не является обязательным (арбитром может быть назначено лицо, не включенное в список, в том числе и иностранец). Регламент определяет состав арбитража, назначение суперарбитра, назначение арбитров Председателем МКАС, наличие запасных арбитров. В Регламенте содержатся нормы о месте проведения арбитражного разбирательства (г. Москва) и его языке (русский). Слушание дела производится в устной форме. Возможно и заочное разбирательство дела. Регламент закрепляет обязанность истца обосновать компетенцию МКАС. Один из основных принципов деятельности МКАС – это обеспечение сохранения коммерческой тайны. В процессе применяются правила Регламента и положения российского права.

Основанием компетенции МКАС рассматривать конкретный спор является соглашение, заключенное спорящими сторонами. Чаще всего такое соглашение выступает в виде отдельной оговорки о рассмотрении возможных споров, включаемой сторонами в контракт при его составлении.

Арбитражное соглашение – это соглашение сторон о передаче в арбитраж всех или определенных споров, которые возникли или могут возникнуть между ними в связи с каким-либо конкретным правоотношением, независимо от того, носило оно договорный характер или нет. Арбитражное соглашение может быть заключено в виде арбитражной оговорки в договоре или в виде отдельного соглашения.

Арбитражное соглашение заключается в письменной форме. Соглашение считается заключенным в письменной форме, если оно содержится в документе, подписанном сторонами, или заключено путем обмена письмами, сообщениями по телетайпу, телеграфу или с использованием иных средств электросвязи, обеспечивающих фиксацию такого соглашения, либо путем обмена исковым заявлением и отзывом на иск, в которых одна из сторон утверждает о наличии соглашения, а другая против этого не возражает. Ссылка в договоре на документ, содержащий арбитражную оговорку, является арбитражным соглашением при условии, что договор заключен в письменной форме и данная ссылка такова, что делает упомянутую оговорку частью договора.

Наличие соглашения о рассмотрении споров в МКАС означает, что в случае предъявления иска в государственный суд, в том числе и арбитражный, этот суд должен по заявлению любой из сторон прекратить производство и направить стороны для разрешения спора в МКАС.

В МКАС споры рассматриваются, как правило, коллегией арбитров, состоящей из трех человек. При этом спорящие стороны вправе участвовать в формировании решающего их спор состава путем избрания арбитров. Для облегчения выбора стороны могут воспользоваться списком арбитров, утверждаемым Торгово-промышленной палатой. Вместе с тем список арбитров является обязательным в случае, когда арбитр назначается за сторону, не воспользовавшуюся предоставленным ей правом избрать арбитра, а также при избрании председателя состава.

Арбитры при рассмотрении спора должны быть независимыми и беспристрастными. Они не являются представителями сторон даже в тех случаях, когда они избраны непосредственно сторонами. В том случае, если арбитр не отвечает названным требованиям, он может быть в установленном порядке дисквалифицирован для участия в рассмотрении спора по мотивированному заявлению заинтересованной стороны.

При разрешении спора, когда возникают вопросы, не урегулированные в самом контракте, арбитры применяют материально-правовые нормы в соответствии с соглашением сторон. Если такое соглашение отсутствует, то арбитры по своему усмотрению определяют нормы, на основе которых они устанавливают применимое материальное право. Арбитры вправе применять также общепринятые торговые обычаи и обыкновения при решении спора.

Арбитражное разбирательство прекращается либо вынесением решения по существу спора, либо вынесением постановления о прекращении арбитражного разбирательства. Постановление о прекращении может быть вынесено только по исчерпывающему перечню оснований.

Решение МКАС является окончательным по существу и может быть оспорено только по основаниям, установленным в законе, – как правило, такими основаниями служат допущенные процессуальные нарушения. В Регламенте МКАС РФ закреплено правило – решения международного коммерческого арбитража исполняются добровольно в установленные в решении сроки. Если срок не установлен, решение подлежит немедленному исполнению. Решение, не исполненное добровольно, подлежит принудительному исполнению. Не исполненные добровольно решения МКАС приводятся в исполнение как на территории РФ, так и за границей в соответствии с гражданско-процессуальным законодательством и международными соглашениями при подаче письменного ходатайства в суд по месту нахождения ответчика или его имущества.

Отмена арбитражного решения может быть произведена только по строго ограниченному перечню оснований, которые не связаны ни с существом спора, ни с вопросами применимого права, как уже было сказано, такими основаниями могут быть допущенные процессуальные нарушения. В настоящее время существуют две параллельные юрисдикции по делам об оспаривании решений МКА: в судах общей юрисдикции и в государственных арбитражных судах (ст. 230 АПК РФ). Государственный суд, на территории которого было принято решение МКА, обладает компетенцией по делам об оспаривании. Иностранные арбитражные решения, при вынесении которых были применены нормы российского законодательства, могут быть оспорены только в государственных арбитражных судах (ст. 230 АПК РФ).

Морская арбитражная комиссия (МАК) разрешает споры, которые вытекают из договорных и других гражданско-правовых отношений, возникающих из торгового мореплавания, независимо от того, являются сторонами таких отношений субъекты российского и иностранного права, либо только российского или только иностранного права. Морская арбитражная комиссия является самостоятельным постоянно действующим арбитражным учреждением (третейским судом), осуществляющим свою деятельность по разрешению споров, отнесенных к ее компетенции, в соответствии с Законом Российской Федерации «О международном коммерческом арбитраже». Комиссия состоит из 25 членов, утверждаемых президиумом ТПП РФ на срок четыре года, из числа которых по каждому рассмотрению дела избираются арбитры или, в зависимости от соглашения сторон, единоличный арбитр. Разбирательство дел в Морской арбитражной комиссии осуществляется по тем же правилам, которые действуют в МКАС.

Закон РФ «О международном коммерческом арбитраже» от 07.07.1993 г. № 5338-1 (ред. от 03.12.2008 г.) применяется к международному коммерческому арбитражу, если место арбитража находится на территории Российской Федерации. В основу закона положены Типовой закон о международном коммерческом арбитраже 1985 г., принятый в 1985 г. Комиссией ООН по праву международной торговли и одобренном Генеральной Ассамблеей ООН для возможного использования государствами в своем законодательстве и положения международных договоров РФ об арбитраже. В связи с этим созданная по этому закону модель арбитража соответствует международным стандартам и современным тенденциям рассмотрения международных коммерческих споров. В соответствии с законом в международный коммерческий арбитраж могут по соглашению сторон передаваться: споры из договорных и других гражданско-правовых отношений, возникающие при осуществлении внешнеторговых и иных видов международных экономических связей, если коммерческое предприятие хотя бы одной из сторон находится за границей, а также споры предприятий с иностранными инвестициями и международных объединений и организаций, созданных на территории Российской Федерации, между собой, споры между их участниками, а равно их споры с другими субъектами права Российской Федерации. Закон закрепляет несколько обязательных положений, направленных на беспристрастное и справедливое разрешение спора. Это своеобразные принципы арбитражного процесса: требования, которым обязательно должны отвечать арбитры; нормы об обеспечении равноправия сторон в процессе; обязанности арбитража по отношению к сторонам. Во всех остальных вопросах стороны сами определяют процедуру арбитражного разбирательства.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 542; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.41.214 (0.037 с.)