Комплексный подход к оценке таможенной стоимости товаров 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Комплексный подход к оценке таможенной стоимости товаров



Рассмотрим возможность гибкого интеграционного подхода к использованию методов I-VI в совокупности с резервным ме­тодом. Относительно Метода I - По цене сделки с ввозимыми товарами.

В случаях когда отсутствует документальное подтверждение заявленных декларантом компонентов таможенной стоимости (но в остальном условия применения метода I соблюдаются), то в рамках резервного метода может быть произведена оценка этих компонентов на основании имеющейся в распоряжении покупа­теля (декларанта) и/или таможенного органа ценовой информа­ции. Например, при отсутствии соответствующего документаль­ного подтверждения какого-либо из дополнительных начислений к цене сделки, подлежащих включению в таможенную стоимость товара, их размер может быть определен расчетным способом, путем сравнения с общепринятым уровнем затрат на аналогич­ные компоненты, на основе экспертной оценки. Так, если россий­ский покупатель бесплатно предоставлял производителю товара топливо, которое было израсходовано при производстве оцени­ваемого товара, стоимость топлива подлежит включению в тамо­женную стоимость ввозимого товара. В случае если у декларанта отсутствует документальное подтверждение стоимости топлива и методы II—V неприменимы, гибкое использование метода I в рам­ках метода VI обеспечивает доначисление его стоимости к тамо­женной стоимости оцениваемого товара на основании экспертной оценки.

В отношении методов II и III - цена сделки с идентичными или однородными товарами. Гибкость в данном случае допуска­ется по отношению к срокам ввоза идентичных или однородных товаров.

Кроме того, в качестве основы для определения таможенной стоимости ввозимых товаров по резервному методу, предусмат­ривающему гибкое применение в его рамках метода II (III), мо­жет рассматриваться таможенная стоимость идентичных или однородных товаров, произведенных другим производителем

не только в стране экспортера, но и в какой-либо другой стране. Например, для определения таможенной стоимости телевизора Gold Star 20D60 по резервному методу возможно использование таможенной стоимости телевизора Philips 20G8552/59R.

В качестве базы для определения таможенной стоимости также может применяться стоимость идентичных или одно­родных товаров, ранее определенная не только по методу I, но и по методам IV и V.

Применительно к Методу IV - вычитания стоимости может быть допущена гибкая трактовка в отношении сроков продажи товаров на внутреннем рынке, а также их вида, в котором они были ввезены. При отсутствии идентичных (однородных) това­ров, реализованных на внутреннем рынке РФ, при выборе сход­ных товаров для таможенной оценки допускается расширение товарной базы для сравнения. В частности, в данном случае мо­гут рассматриваться товары, ввезенные из любой страны, но од­ного и того же класса или вида, то есть имеющие аналогичную оцениваемым товарам репутацию на рынке, и являющиеся для потребителя взаимозаменяемыми. Также возможно использова­ние реализации товаров с соответствующими поправками к цене продажи между продавцом и покупателем, являющихся взаимо­зависимыми лицами.

Оценивая возможности применения резервного метода в целом, можно отметить, что он допускает большую (в сравнении с дру­гими методами) гибкость при использовании информационных прайс-листов, прейскурантов цен, других ценовых справочников, а также статистических данных об общепринятых уровнях комисси­онных вознаграждений, скидок, прибыли, тарифов на транспорт. Он позволяет наряду с условиями поставки оцениваемых товаров, учитывать иные факторы, влияющие на уровень цен.

При определении таможенной стоимости по методу VI можно использовать каталоги, содержащие подробное описание товаров, коммерческие предложения с указанием цен по поставкам в РФ конкретных товаров, биржевые котировки.

Вместе с тем, общим требованием ко всем исходным ценовым данным, используемым для определения таможенной стоимости по резервному методу, является их строгая адресность. Это озна­чает, что цена должна относиться к конкретному товару, который описан таким образом, что может быть однозначно идентифици­рован. Идентификации подлежит коммерческое наименование товара, его описание на ассортиментном уровне, сведения о фир­ме-изготовителе, материал, из которого изготовлен товар, тех­нические параметры и прочие характеристики в зависимости от вида товара.

Обязательным условием при использовании метода VI явля­ется обеспечение максимально возможного подобия товаров. Это означает, что при рассмотрении предполагаемых аналогов для сравнения стоимости товаров сначала подбираются идентичные товары, затем - однородные, а при их отсутствии - товары того

же класса или вида.

Частью 2 ст. 24 Закона установлено, что в качестве основы для определения таможенной стоимости товара по резервному мето­ду не могут быть использованы:

- цена товара на внутреннем рынке РФ;

- цена товара, поставляемого из страны его вывоза в третьи страны;

- цена на внутреннем рынке РФ на товары российского проис­хождения;

- произвольно установленная или достоверно не подтверж­денная цена товара.

Для целей таможенной оценки в рамках резервного метода не допускается использование усредненных данных по обобщенным группам товаров (продукты питания, одежда, духи, вино, автомо­били, обувь и т.п.).

При применении резервного метода декларант может запро­сить у таможенного органа имеющуюся в его распоряжении цено­вую информацию по соответствующим товарам и использовать ее в расчетах при определении таможенной стоимости.

12.4. Методика определения таможенной стоимости ввози­мых товаров

Вступление в силу с 21 мая 1993 г. Закона РФ «О таможенном тарифе», создало правовые основы для применения в практике российского таможенного дела принципов и норм определения таможенной стоимости ввозимых товаров. Данные принципы и нормы основаны на Соглашении по применению статьи VII «Оценка в таможенных целях», Генерального соглашения по та­рифам и торговле (ГАТТ) или, так называемого, Кодекса таможен­ной стоимости.

Целью данного соглашения, к которому присоединилось в на­стоящее время большинство стран, является установление еди­нообразной и транспарентной системы определения таможенной стоимости товаров, препятствующей использованию произволь­ных или фиктивных способов ее установления.

Формирование российских правовых норм по таможенной стоимости на основе международных принципов оценки товаров в таможенных целях является важнейшим условием обеспечения нормального развития интеграционного процесса Российской Федерации в мировые хозяйственные отношения.

Таможенной стоимостью товара в соответствии с таможен­ным законодательством принято считать (называть) налогооб­лагаемую базу. Таким образом, под таможенной стоимостью товара понимается специфическая величина, определяемая в установленном законодательством РФ порядке и использу­емая в целях таможенного обложения, то есть в качестве ис­ходной расчетной базы (основы) для исчисления адвалорных (выраженных в процентах) таможенных платежей. Кроме того, исчисление таможенной стоимости прямо или косвенно необ­ходимо для иных таможенных целей, таких, как ведение тамо­женной статистики, контроля за соблюдением устанавливае­мых стоимостных квот и т.д.

Именно этим целям служат понятие «таможенная стоимость товара» и жесткая регламентация порядка ее определения.

Введение правил определения таможенной стоимости, с од­ной стороны, позволяет таможенным органам успешно реализо-вывать, как одну из основных, фискальную функцию, посколь­ку это обеспечивает полноту поступлений доходов от взыскания таможенных платежей в государственную казну. С другой сто­роны, наличие общедоступной методики расчета подлежащих уплате таможенных платежей и строго установленных правил определения таможенной стоимости ставит всех участников внешнеэкономической деятельности в равные условия и позво­ляет существенно повысить степень определенности при орга­низации внешнеторговых операций, заранее просчитать все не­обходимые экономические параметры сделок.

В Законе подчеркнуто, что установленная система таможенной оценки распространяется на все товары, ввозимые на таможенную территорию РФ, что необходимо учитывать при декларировании их таможенной стоимости.

При перемещении товара через таможенную границу Рос­сии декларант заявляет (декларирует) таможенному органу РФ таможенную стоимость товаров. Кроме того, таможенная стои­мость подлежит декларированию в случае изменения таможен­ного режима, под который помещен товар. Право самостоятель­но устанавливать таможенную стоимость товаров на основании определенных Законом методов и выполнять все действия, свя­занные с ее заявлением (заполнение таможенных деклараций, документальное подтверждение заявленных сведений и т.д.) имеет декларант.

Декларантом в соответствии с Таможенным кодексом РФ мо­гут являться как лица, перемещающее товары, так и таможен­ные брокеры - посредники, декларирующие, представляющие и предъявляющие товары и транспортные средства от собствен­ного имени.

Основным документом, в котором заявляется таможенная стоимость товара, является грузовая таможенная декларация, в которой для этой цели выделены: общая таможенная стоимость декларируемых товаров и таможенная стоимость конкретного товара.

Вместе с тем, для заявления таможенной стоимости вво­зимых товаров дополнительно применяются специализи­рованные формы деклараций - декларации таможенной стоимости ДТС-1 и ДТС-2, в которых приводится подроб­ный расчет таможенной стоимости, с разбивкой по состав­ляющим (компонентам). Форма ДТС-1 используется в слу­чае применения первого метода определения таможенной стоимости ввозимых товаров, а форма ДТС-2 - во всех остальных случаях определения таможенной стоимос­ти ввозимых товаров. Декларация таможенной стоимости

(ДТС) является приложением к соответствующей грузовой таможенной декларации (ГТД) и без нее недействительна. В том случае, если производится корректировка таможенной стоимости и осуществляется перерасчет таможенных пла­тежей, форма корректировки таможенной стоимости (КТС) также является неотъемлемой частью ГТД.

Эти документы (ДТС и ГТД) одновременно представляются в таможенный орган, производящий таможенное оформление то­варов, где им присваивается тот же справочный номер, что и ГТД (графа 7).

Декларация таможенной стоимости заполняется на все това­ры, ввозимые на таможенную территорию РФ, при заявлении тех таможенных режимов, в соответствии с которыми ввозимые товары облагаются таможенными пошлинами, НДС, акцизами, прочими налогами и сборами, взимание которых возложено на таможенные органы Российской Федерации.

Порядок определения таможенной стоимости, ее структуры является единым независимо от вида товара или заявляемого декларантом таможенного режима. Вместе с тем, налогооб­лагаемая база иногда может меняться, в результате примене­ния определенных льгот, например, для таможенного режима •Переработка вне таможенной территории». В данном случае налогооблагаемой базой является не полная таможенная стои­мость ввозимого товара, а только стоимость, добавленная в ре­зультате переработки. Однако все требования к определению, заявлению и подтверждению стоимостных данных остаются прежними.

Информация заявляемая декларантом, должна основываться на достоверных, количественно определяемых и документально подтвержденных сведениях.

Для подтверждения заявленных сведений по таможенной сто­имости ввозимых товаров кроме ДТС декларант должен предста­вить следующие документы:

- учредительные документы лица, перемещающего това­ры;

- договор (контракт) и дополнительные соглашения к нему (если они предусмотрены);

- счет-фактуру (инвойс), если товар оплачен и банковские платежные документы (копия платежного поручения с отметкой банка об исполнении, копия выписки из лице­вого счета организации, заверенная ее руководителем и главным бухгалтером);

- счет-проформу в случае условно-стоимостных сделок. Данные документы должны содержать все необходимые

реквизиты для их идентификации с оформляемой поставкой, включая;

- транспортные и страховые документы (договор на пере­возку, счет за перевозку, коносамент, железнодорожная накладная, авианакладная, автомобильная накладная, от­рывной лист книжки МДП, договор страхования, страхо­вой полис и т.п.), если таковые имеются в зависимости от условий поставки;

- официально заверенную калькуляцию транспортных рас­ходов в случаях, когда транспортировка осуществлялась транспортом покупателя;

- таможенную декларацию страны отправления (если она имеется);

- упаковочные листы;

- лицензию для товаров, импорт которых осуществляется по лицензиям в соответствии с установленным порядком;

- сертификат о происхождении товара, сертификат качества, безопасности и др.

В случае если для подтверждения заявленной таможенной стоимости, не достаточно вышеперечисленных документов, то таможенным органом в качестве дополнительных сведений мо­гут быть запрошены следующие документы:

- контракты с третьими лицами, имеющие отношение к сделке;

- счета за платежи третьим лицам в пользу продавца;

- счета за комиссионные, брокерские услуги, имеющие отно­шение к сделке с оцениваемым товаром;

- бухгалтерская документация;

- лицензионные или авторские соглашения;

- экспортные (импортные) лицензии;

- складские квитанции;

- заказы на поставку;

- каталоги, спецификации, коммерческие предложения, прей­скуранты цен (прайс-листы) фирм-изготовителей;

- калькуляция фирмы-изготовителя на оцениваемый товар (если фирма согласна ее представить российскому покупа­телю);

- другие документы, которые могут быть использованы для подтверждения сведений, заявленных в декларации тамо­женной стоимости.

В течение определенного срока, устанавливаемого таможен­ным органом (но не более 60 дней), декларант собирает и пред­ставляет в таможенный орган документы, необходимые для уточнения и/или подтверждения таможенной стоимости. После представления декларантом таможенному органу необходимых сведений или истечения срока временной (условной) оценки

таможенным органом принимается решение в отношении тамо­женной стоимости и производится окончательный перерасчет таможенных платежей.

12. 5. Методика определения таможенной стоимости вывозимых товаров

Порядок определения таможенной стоимости товаров, выво­зимых с таможенной территории РФ (далее - Порядок) определен п. 2 ст. 12 Закона и устанавливается Правительством Российской Федерации.

Определение таможенной стоимости вывозимых товаров осу­ществляется в соответствии с разделом III Закона РФ «О таможен­ном тарифе». Из данного пункта следует, что процедура заявле­ния и контроля таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ, является общей и регламентиру­ется вышеуказанным положением Закона.

Таможенная стоимость определяется на основе цены сделки, то есть цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате при продаже товаров на экспорт».

Аналогично таможенной стоимости ввозимых товаров в та­моженную стоимость товаров, вывозимых с таможенной тер­ритории, включаются расходы, понесенные покупателем, но не включенные в фактически уплаченную или подлежащую упла­те цену сделки. Данным документом установлено, что к их числу относятся:

а) комиссионные и брокерские вознаграждения;

б) стоимость контейнеров и/или другой тары, если в соответс­твии с ТН ВЭД РФ она рассматривается как единое целое с вывозимыми товарами;

в) стоимость упаковки, включая стоимость упаковочных мате­риалов и работ по упаковке;

г) соответствующая часть стоимости предоставленных поку­пателем продавцу бесплатно или по сниженной цене для производства или продажи на экспорт вывозимых товаров следующих товаров и услуг, включая:

- сырье, материалы, детали, полуфабрикаты и другие комп­лектующие изделия, являющиеся составной частью выво­зимых товаров;

- инструменты, штампы, формы и другие подобные предме­ты, использованные при производстве вывозимых товаров;

- вспомогательные материалы, израсходованные при произ­водстве вывозимых товаров;

- инженерная проработка, опытно-конструкторские работы, дизайн, художественное оформление, эскизы и чертежи;

д) лицензионные и иные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности, которые покупатель пря­мо или косвенно должен осуществить в качестве условия покупки вывозимых товаров.

глава xiii. УПРАВЛЕНИЕ УПЛАТОЙ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ

000000<><><><><><^^

13.1. Условия и способы уплаты таможенных платежей

Основные положения об обеспечении уплаты таможенных платежей изложены в Главе 31 Таможенного кодекса Российской Фе­дерации. В ней указано, что исполнение обязательств по уплате таможенных пошлин, налогов обеспечивается в случаях:

- условного выпуска товаров;

- перевозки и/или хранения иностранных товаров;

- осуществления деятельности в области таможенного дела;

- выпуска товаров до истечения срока уплаты таможенных пошлин, налогов;

- предоставления отсрочки или рассрочки уплаты таможен­ных платежей.

Уплата таможенных пошлин, налогов не осуществляется, если сумма подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов, пеней и процентов составляет менее 20 тысяч рублей, а также в случаях, когда таможенный орган имеет основания полагать, что обяза­тельства, взятые перед ним, будут выполнены.

Если одним и тем же лицом совершается несколько таможен­ных операций в определенный срок, таможенный орган обязан обеспечить уплату таможенных пошлин, налогов для всех ука­занных операций (генеральное обеспечение).

Порядок обеспечения уплаты таможенных платежей освещен в статье 340 Таможенного кодекса Российской Федерации

Уплата таможенных платежей обеспечивается следующими

способами:

- залогом товаров и иного имущества;

- банковской гарантией;

- внесением денежных средств в кассу или на счет таможен­ного органа в федеральном казначействе (денежный залог);

- поручительством.

Помимо указанных способов, федеральное министерство, уполномоченное в области таможенного дела, устанавливает слу­чаи, когда уплата таможенных платежей может обеспечиваться договором страхования (статья 347 Таможенного кодекса Российс­кой Федерации). Правовыми актами могут быть предусмотрены и другие способы обеспечения уплаты таможенных платежей. Так, в статье 341 Таможенного кодекса Российской Федерации определе­ны следующие условия залога товаров и иного имущества:

1. Предметом залога могут быть товары, ввозимые на тамо­женную территорию РФ, а также иное имущество в соот­ветствии с гражданским законодательством.

2. Залог оформляется договором между таможенным органом и залогодателем, которым может быть лицо, ответственное за уплату таможенных пошлин, налогов или любое иное лицо.

3. При неисполнении перед таможенными органами обяза­тельств, обеспеченных залогом, суммы задолженности по уплате таможенных платежей перечисляются таможенны­ми органами в федеральный бюджет за счет стоимости за­ложенного имущества.

4. Если предметом залога являются товары, находящиеся под таможенным контролем и переданные таможенным органам, удовлетворение требований таможенных органов за счет

этих товаров осуществляется без обращения в суд в порядке, предусмотренном главой 41 Таможенного кодекса Российской Федерации Взыскание на иное заложенное имущество про­изводится в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации.

13.2. Роль банковских гарантий в обеспечении уплаты таможенных платежей

Банковская гарантия предоставляются в соответствии со статьей 342 Таможенного кодекса Российской Федерации в следу­ющих случаях:

1. Таможенные органы в качестве обеспечения уплаты тамо­женных платежей принимают банковские гарантии, выдан­ные банками, кредитными или страховыми организациями, включенными в Реестр банков и иных кредитных организа­ций, который ведет федеральная служба, уполномоченная в области таможенного дела.

2. Федеральная служба, уполномоченная в области таможен­ного дела, обязана обеспечить регулярное опубликование в своих официальных изданиях перечней банков, кредитных или страховых организаций, включенных в Реестр.

3. Правоотношения, связанные с выдачей банковской гаран­тии, представлением по ним требований, выполнением га­рантом обязательств и прекращением банковской гарантии, основываются на положениях законодательства о банках и банковской деятельности и гражданского законодательства Российской Федерации.

4. Для банков, кредитных и страховых организаций, включен­ных в Реестр, федеральное министерство, уполномоченное

в области таможенного дела, устанавливает максимальную сумму как одной, так и всех, одновременно действующих банковских гарантий, выдаваемых одним банком или одной организацией, для их принятия таможенными органами в целях обеспечения уплаты таможенных платежей. Внесение денежных средств (денежного залога) на счет таможен­ного органа предусмотрено статьей 345 Таможенного кодекса Рос­сийской Федерации и производится при соблюдении следующих требований:

1. Внесение денежных средств в кассу или на счет таможенно­го органа в качестве обеспечения уплаты таможенных пла­тежей (денежного залога) осуществляется в валюте Россий­ской Федерации или в иностранной валюте, в соответствии с котировкой курса Центрального банка России.

2. Проценты на сумму денежного залога не начисляются.

3. При неисполнении обязательства, обеспеченного денежным залогом, подлежащие уплате суммы таможенных платежей, пеней, процентов перечисляются в федеральный бюджет из сумм денежного залога.

4. При исполнении обязательства, обеспеченного денежным залогом, уплаченные денежные средства подлежат воз­врату в соответствии со статьей 357 Таможенного кодекса Российской Федерации или по желанию плательщика. Они мо­гут быть направлены на уплату таможенных платежей (путем зачета в счет будущих таможенных платежей) либо для обес­печения других обязательств перед таможенными органами.

5. В подтверждение денежного залога, лицу внесшему денеж­ные средства на счет или в кассу таможенного органа, вы­дается таможенная расписка, форма и порядок использова­ния которой определяются федеральным министерством,

уполномоченным в области таможенного дела, по согла­сованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области финансов, в соответствии со статьей 357 Таможенного кодекса Российской Федерации. Та­моженная расписка не подлежит передаче другому лицу. Поручительство (статья 346 Таможенного кодекса Российской Федерации) оформляется в соответствии с гражданским законо­дательством РФ путем заключения договора между таможенным органом и поручителем.

В качестве поручителя могут выступать таможенные брокеры, владельцы складов временного хранения, владельцы таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли, а также иные лица.

Применение договора страхования в качестве обеспечения уп­латы таможенных платежей (статья 347 Таможенного кодекса Рос­сийской Федерации) осуществляется в следующем порядке.

1. В случаях, устанавливаемых федеральным министерством, уполномоченным в области таможенного дела, в качестве обеспечения исполнения обязательств по уплате таможен­ных платежей может применяться договор страхования, заключенный в соответствии с гражданским законодательс­твом Российской Федерации.

2. Таможенные органы в целях обеспечения уплаты таможен­ных платежей принимают договоры страхования, которые заключены с включенными в Реестр страховыми органи­зациями и которые могут приниматься в качестве обеспе­чения уплаты таможенных платежей. Порядок и условия включения страховых организаций в указанный Реестр, и их исключения из него, а также порядок его ведения опре­деляются федеральным министерством, уполномоченным в области таможенного дела.

13.3. Законодательно-правовая база обеспечения уплаты таможенных платежей

Размер обеспечения уплаты таможенных платежей устанавли­вается в соответствии со статьей 338 Таможенного кодекса Россий­ской Федерации, согласно которой:

1. Размер обеспечения уплаты таможенных платежей определя­ется таможенным органом исходя из сумм таможенных пла­тежей, процентов, подлежащих уплате при выпуске товаров для свободного обращения или при их вывозе в соответствии с таможенным режимом экспорта, и не может превышать указанных сумм.

2. Если при установлении величины таможенных платежей не­возможно точно определить сумму, подлежащих уплате тамо­женных пошлин и налогов, вследствие непредоставления де­кларантом в таможенный орган точных сведений о характере товаров, их наименовании, количестве, стране происхождения и таможенной стоимости, то размер таких платежей определяется исходя из наибольшей величины ставок таможенных пошлин, налогов, стоимости товаров и/или их количества, которые мо­гут быть установлены на основании имеющихся сведений.

3. В случае, предусмотренном пунктом 3 статьи 153 Таможенно­го кодекса Российской Федерации, размер обеспечения уплаты таможенных платежей определяется таможенным органом в виде разницы между суммой таможенных пошлин, налогов, которые могут быть дополнительно начислены с учетом тре­бований, установленных пунктами 1 и 2 настоящей статьи и суммой уплаченных таможенных пошлин, налогов.

4. Федеральная служба, уполномоченная в области таможенного дела, по согласованию с федеральным министерством вправе

устанавливать фиксированный размер обеспечения уплаты таможенных платежей в отношении отдельных видов това­ров с учетом требований, установленных пп. 1, 2 ст. 153. Из положений, характеризующих порядок определения тамо­женной стоимости товара, порядок и условия ее декларирования и др., следует особо выделить следующее:

- система определения таможенной стоимости (таможенной оцен­ки) товаров основывается на общих принципах таможенной оценки, принятых в международной практике, и распространя­ется на товары, ввозимые на таможенную территорию РФ;

- порядок определения таможенной стоимости товаров, вы­возимых с таможенной территории РФ, устанавливает Пра­вительство Российской Федерации. Порядок применения системы таможенной оценки товаров, ввозимых на тамо­женную территорию РФ, устанавливается также Правитель-ствм, но на основании законодательных актов;

- таможенная стоимость товара заявляется (декларируется) де­кларантом таможенному органу РФ при перемещении товара через таможенную границу РФ. Заявляемая декларантом тамо­женная стоимость и предоставляемые им сведения, относящи­еся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержден­ной информации;

- при отсутствии данных, подтверждающих правильность опре­деления таможенной стоимости, либо при наличии оснований полагать, что представленные декларантом сведения не явля­ются достоверными и/или достаточными, таможенный орган РФ может самостоятельно определить таможенную стоимость декларируемого товара, последовательно применяя методы определения таможенной стоимости, установленные Законом.

Глава xiv. КОНТРОЛЬ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ТАМОЖЕННЫМ ДЕЛОМ

<^оск>О0 <Х>О<Х >0ОО<>0<>О0О><><>000<>^^

14.1. Основные понятия контроля как функции управления

Контроль является одной из главных функций и неотъемле­мой частью управления таможенной деятельностью.

Контроль - это особый вид управленческой деятельности, со­стоящей в выявлении отклонений от требуемых правил и норм и в проведении корректировки для достижения организацией пос­тавленных целей.

Контроль может быть:

по степени охвата объекта

а) сплошным,

б) выборочным;

по периодам проведения

а) предварительным,

б) текущим,

в) заключительным; по регулярности

а) непрерывным,

б) эпизодическим; - по интенсивности

а) нормальным,

б) усиленным.

Основными средствами контроля являются: наблюдение, из­мерение показателей, проверка, учет и анализ всех сторон де­ятельности.

Осуществление функции контроля начинается с момента, ког­да определены цели, поставлены задачи и сформирована органи­зационная структура управления. Любая организация, включая таможенные службы должна вовремя фиксировать симптомы по­явления проблемных ситуаций и реагировать на них до того, как они станут препятствовать достижению целей.

К задачам контроля относятся:

- предупреждение кризисных ситуаций путем выявления проблем на стадии зарождения и своевременного на них ре­агирования;

- снижение степени неопределенности на основе мониторин­га;

- установление нарушений, ошибок в деятельности организа­ции и принятие оперативных мер по их устранению.

Контроль как функция управления пронизывает все сферы де­ятельности организации и имеет разновидности:

- предварительный контроль - осуществляется до начала осу­ществления таможенных операций. Он производится путем реализация определенных правил, процедур и линий пове­дения;

- текущий контроль - позволяет своевременно выявлять проблемы, возникающие в ходе осуществления разны видов таможенных процедур, определять причины их возникновения, разрабатывать и реализовывать меры по ликвидации;

- заключительный контроль - осуществляется после оконча­ния работы или по истечении отведенного на нее времени. По сути, это контроль качества работ, услуг по завершению процесса. Он дает информацию, необходимую для выпол­нения аналогичных процессов в будущем.

Контроль, имея протяженность во времени и в пространстве, является процессом, и состоит из трех основных этапов:

1. Выработка стандартов, норм и критериев оценки. Каждая организация, устанавливая стандарты, исходит, из свое­го предназначения, опираясь на четко сформулированные видение, миссию и цели развития. Поэтому все стандарты, используемые для контроля, должны соответствовать стра­тегии и целям организации. Цели, используемые в качестве стандартов, должны отвечать следующим требованиям: на­личие временных рамок выполнения работы и конкретного измерителя, позволяющего сделать оценку.

2. Сопоставление реально достигнутых результатов с уста­новленными стандартами. На этом этапе осуществляется измерение фактических показателей работы организации (или подразделения) и сравнение их с запланированными или нормативными. Это дает возможность установить от­клонения (в ту или иную сторону). При этом руководитель должен определить, насколько достигнутые результаты со­ответствуют его ожиданиям и установить допустимость об­наруженных отклонений.

3. Оценка результатов и принятие необходимых корректирую­щих действий. По параметрам, оцениваемым в процессе конт­роля, могут быть получены три вариантов результатов:

- положительный - фактически достигнутые показатели лучше запланированных. В этом случае необходимы корректирую­щие действия для закрепления достигнутого результата;

- отрицательный - фактические результаты работы хуже запланированных. В этом случае необходимы меры по ис­правлению ситуации. При этом, руководитель может вы­бирать из трех альтернатив: осуществить управленческое

воздействие и устранить отклонение, ничего не предприни­мать, пересмотреть стандарт; - нейтральный - достигнутые показатели соответствуют пла­новым. В данном случае не требуются корректирующие действия со стороны руководителя. В современной организации функция контроля должна быть тесно связана с функцией планирования, поэтому осуществление этих функций должно совпадать по времени.

14.2. Формы осуществления таможенного контроля

Переход к новым принципам регулирования внешнеэконо­мической деятельности (посредством тарифов, лицензирования, квотирования и пр.), с целью соответствия мировой практике, требует эффективных методов таможенного контроля за това­рами, находящимися в грузовом обороте. Если прежде режим и процедура пропуска товаров определялись исходя из того, кто являлся субъектом внешнеторговой сделки, то в современных условиях главным критерием становится объект такой сделки, то есть, непосредственно, конкретный товар.

Товары, с точки зрения таможенного дела, - это любое дви­жимое имущество, в том числе: валюта, валютные ценности, продукция, электрическая, тепловая, иные виды энергии и транс­портные средства (за исключением используемых для междуна­родных перевозок).

Таможенный контроль представляет собой совокупность мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства РФ.

При проведении таможенного контроля таможенные органы ис­ходят из принципа выборочности и, как правило, ограничиваются

только теми его формами, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства РФ. При выборе форм таможенного контроля за основу принимается исследованная сово­купность рисков, которая предполагает вероятность несоблюдения таможенного законодательства РФ.

Нарушения таможенного законодательства РФ могут быть раз­личными, в том числе:

- иметь устойчивый характер;

- быть связанными с уклонением от уплаты таможенных пошлин, налогов в значительных размерах;

- подрывать конкурентоспособность отечественных товаро­производителей;

- затрагивать другие важные интересы государства, соблюде­ние которых возложено на таможенные службы.

Таможенные органы применяют методы анализа рисков для определения товаров, транспортных средств, документов и лиц, подлежащих проверке.

В целях совершенствования таможенного контроля ФТС РФ сотрудничает с таможенными органами иностранных государств, заключает с ними соглашения о взаимной помощи. Для повы­шения эффективности таможенного контроля ФТС РФ и другие таможенные органы стремятся к взаимодействию с участниками внешнеэкономической деятельности, перевозчиками и иными организациями, деятельность которых связана с осуществлением внешней торговли товарами и профессиональными объединени­ями (ассоциациями).

В Российской Федерации система контроля таможенной стоимости и борьба с правонарушениями (согласно Таможен­ному кодексу) проводится таможенными органами в рамках разработанной «Концепции контроля таможенной стоимости

в Российской Федерации» на основе научно-обоснованного эко­номического анализа. При этом главными целями организации работы ставится пресечение возможных нарушений при декла­рировании таможенной стоимости, сокращение числа случаев уклонения от уплаты таможенных платежей недобросовестн ми участниками внешнеэкономической деятельности, создан благоприятных условий для развития внешней торговли стр ны и ускорение товарооборота через таможенную границу.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 161; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.0.24 (0.119 с.)