Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Комплексный подход к оценке таможенной стоимости товаров↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 16 из 16 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Рассмотрим возможность гибкого интеграционного подхода к использованию методов I-VI в совокупности с резервным методом. Относительно Метода I - По цене сделки с ввозимыми товарами. В случаях когда отсутствует документальное подтверждение заявленных декларантом компонентов таможенной стоимости (но в остальном условия применения метода I соблюдаются), то в рамках резервного метода может быть произведена оценка этих компонентов на основании имеющейся в распоряжении покупателя (декларанта) и/или таможенного органа ценовой информации. Например, при отсутствии соответствующего документального подтверждения какого-либо из дополнительных начислений к цене сделки, подлежащих включению в таможенную стоимость товара, их размер может быть определен расчетным способом, путем сравнения с общепринятым уровнем затрат на аналогичные компоненты, на основе экспертной оценки. Так, если российский покупатель бесплатно предоставлял производителю товара топливо, которое было израсходовано при производстве оцениваемого товара, стоимость топлива подлежит включению в таможенную стоимость ввозимого товара. В случае если у декларанта отсутствует документальное подтверждение стоимости топлива и методы II—V неприменимы, гибкое использование метода I в рамках метода VI обеспечивает доначисление его стоимости к таможенной стоимости оцениваемого товара на основании экспертной оценки. В отношении методов II и III - цена сделки с идентичными или однородными товарами. Гибкость в данном случае допускается по отношению к срокам ввоза идентичных или однородных товаров. Кроме того, в качестве основы для определения таможенной стоимости ввозимых товаров по резервному методу, предусматривающему гибкое применение в его рамках метода II (III), может рассматриваться таможенная стоимость идентичных или однородных товаров, произведенных другим производителем не только в стране экспортера, но и в какой-либо другой стране. Например, для определения таможенной стоимости телевизора Gold Star 20D60 по резервному методу возможно использование таможенной стоимости телевизора Philips 20G8552/59R. В качестве базы для определения таможенной стоимости также может применяться стоимость идентичных или однородных товаров, ранее определенная не только по методу I, но и по методам IV и V. Применительно к Методу IV - вычитания стоимости может быть допущена гибкая трактовка в отношении сроков продажи товаров на внутреннем рынке, а также их вида, в котором они были ввезены. При отсутствии идентичных (однородных) товаров, реализованных на внутреннем рынке РФ, при выборе сходных товаров для таможенной оценки допускается расширение товарной базы для сравнения. В частности, в данном случае могут рассматриваться товары, ввезенные из любой страны, но одного и того же класса или вида, то есть имеющие аналогичную оцениваемым товарам репутацию на рынке, и являющиеся для потребителя взаимозаменяемыми. Также возможно использование реализации товаров с соответствующими поправками к цене продажи между продавцом и покупателем, являющихся взаимозависимыми лицами. Оценивая возможности применения резервного метода в целом, можно отметить, что он допускает большую (в сравнении с другими методами) гибкость при использовании информационных прайс-листов, прейскурантов цен, других ценовых справочников, а также статистических данных об общепринятых уровнях комиссионных вознаграждений, скидок, прибыли, тарифов на транспорт. Он позволяет наряду с условиями поставки оцениваемых товаров, учитывать иные факторы, влияющие на уровень цен. При определении таможенной стоимости по методу VI можно использовать каталоги, содержащие подробное описание товаров, коммерческие предложения с указанием цен по поставкам в РФ конкретных товаров, биржевые котировки. Вместе с тем, общим требованием ко всем исходным ценовым данным, используемым для определения таможенной стоимости по резервному методу, является их строгая адресность. Это означает, что цена должна относиться к конкретному товару, который описан таким образом, что может быть однозначно идентифицирован. Идентификации подлежит коммерческое наименование товара, его описание на ассортиментном уровне, сведения о фирме-изготовителе, материал, из которого изготовлен товар, технические параметры и прочие характеристики в зависимости от вида товара. Обязательным условием при использовании метода VI является обеспечение максимально возможного подобия товаров. Это означает, что при рассмотрении предполагаемых аналогов для сравнения стоимости товаров сначала подбираются идентичные товары, затем - однородные, а при их отсутствии - товары того же класса или вида. Частью 2 ст. 24 Закона установлено, что в качестве основы для определения таможенной стоимости товара по резервному методу не могут быть использованы: - цена товара на внутреннем рынке РФ; - цена товара, поставляемого из страны его вывоза в третьи страны; - цена на внутреннем рынке РФ на товары российского происхождения; - произвольно установленная или достоверно не подтвержденная цена товара. Для целей таможенной оценки в рамках резервного метода не допускается использование усредненных данных по обобщенным группам товаров (продукты питания, одежда, духи, вино, автомобили, обувь и т.п.). При применении резервного метода декларант может запросить у таможенного органа имеющуюся в его распоряжении ценовую информацию по соответствующим товарам и использовать ее в расчетах при определении таможенной стоимости. 12.4. Методика определения таможенной стоимости ввозимых товаров Вступление в силу с 21 мая 1993 г. Закона РФ «О таможенном тарифе», создало правовые основы для применения в практике российского таможенного дела принципов и норм определения таможенной стоимости ввозимых товаров. Данные принципы и нормы основаны на Соглашении по применению статьи VII «Оценка в таможенных целях», Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) или, так называемого, Кодекса таможенной стоимости. Целью данного соглашения, к которому присоединилось в настоящее время большинство стран, является установление единообразной и транспарентной системы определения таможенной стоимости товаров, препятствующей использованию произвольных или фиктивных способов ее установления. Формирование российских правовых норм по таможенной стоимости на основе международных принципов оценки товаров в таможенных целях является важнейшим условием обеспечения нормального развития интеграционного процесса Российской Федерации в мировые хозяйственные отношения. Таможенной стоимостью товара в соответствии с таможенным законодательством принято считать (называть) налогооблагаемую базу. Таким образом, под таможенной стоимостью товара понимается специфическая величина, определяемая в установленном законодательством РФ порядке и используемая в целях таможенного обложения, то есть в качестве исходной расчетной базы (основы) для исчисления адвалорных (выраженных в процентах) таможенных платежей. Кроме того, исчисление таможенной стоимости прямо или косвенно необходимо для иных таможенных целей, таких, как ведение таможенной статистики, контроля за соблюдением устанавливаемых стоимостных квот и т.д. Именно этим целям служат понятие «таможенная стоимость товара» и жесткая регламентация порядка ее определения. Введение правил определения таможенной стоимости, с одной стороны, позволяет таможенным органам успешно реализо-вывать, как одну из основных, фискальную функцию, поскольку это обеспечивает полноту поступлений доходов от взыскания таможенных платежей в государственную казну. С другой стороны, наличие общедоступной методики расчета подлежащих уплате таможенных платежей и строго установленных правил определения таможенной стоимости ставит всех участников внешнеэкономической деятельности в равные условия и позволяет существенно повысить степень определенности при организации внешнеторговых операций, заранее просчитать все необходимые экономические параметры сделок. В Законе подчеркнуто, что установленная система таможенной оценки распространяется на все товары, ввозимые на таможенную территорию РФ, что необходимо учитывать при декларировании их таможенной стоимости. При перемещении товара через таможенную границу России декларант заявляет (декларирует) таможенному органу РФ таможенную стоимость товаров. Кроме того, таможенная стоимость подлежит декларированию в случае изменения таможенного режима, под который помещен товар. Право самостоятельно устанавливать таможенную стоимость товаров на основании определенных Законом методов и выполнять все действия, связанные с ее заявлением (заполнение таможенных деклараций, документальное подтверждение заявленных сведений и т.д.) имеет декларант. Декларантом в соответствии с Таможенным кодексом РФ могут являться как лица, перемещающее товары, так и таможенные брокеры - посредники, декларирующие, представляющие и предъявляющие товары и транспортные средства от собственного имени. Основным документом, в котором заявляется таможенная стоимость товара, является грузовая таможенная декларация, в которой для этой цели выделены: общая таможенная стоимость декларируемых товаров и таможенная стоимость конкретного товара. Вместе с тем, для заявления таможенной стоимости ввозимых товаров дополнительно применяются специализированные формы деклараций - декларации таможенной стоимости ДТС-1 и ДТС-2, в которых приводится подробный расчет таможенной стоимости, с разбивкой по составляющим (компонентам). Форма ДТС-1 используется в случае применения первого метода определения таможенной стоимости ввозимых товаров, а форма ДТС-2 - во всех остальных случаях определения таможенной стоимости ввозимых товаров. Декларация таможенной стоимости (ДТС) является приложением к соответствующей грузовой таможенной декларации (ГТД) и без нее недействительна. В том случае, если производится корректировка таможенной стоимости и осуществляется перерасчет таможенных платежей, форма корректировки таможенной стоимости (КТС) также является неотъемлемой частью ГТД. Эти документы (ДТС и ГТД) одновременно представляются в таможенный орган, производящий таможенное оформление товаров, где им присваивается тот же справочный номер, что и ГТД (графа 7). Декларация таможенной стоимости заполняется на все товары, ввозимые на таможенную территорию РФ, при заявлении тех таможенных режимов, в соответствии с которыми ввозимые товары облагаются таможенными пошлинами, НДС, акцизами, прочими налогами и сборами, взимание которых возложено на таможенные органы Российской Федерации. Порядок определения таможенной стоимости, ее структуры является единым независимо от вида товара или заявляемого декларантом таможенного режима. Вместе с тем, налогооблагаемая база иногда может меняться, в результате применения определенных льгот, например, для таможенного режима •Переработка вне таможенной территории». В данном случае налогооблагаемой базой является не полная таможенная стоимость ввозимого товара, а только стоимость, добавленная в результате переработки. Однако все требования к определению, заявлению и подтверждению стоимостных данных остаются прежними. Информация заявляемая декларантом, должна основываться на достоверных, количественно определяемых и документально подтвержденных сведениях. Для подтверждения заявленных сведений по таможенной стоимости ввозимых товаров кроме ДТС декларант должен представить следующие документы: - учредительные документы лица, перемещающего товары; - договор (контракт) и дополнительные соглашения к нему (если они предусмотрены); - счет-фактуру (инвойс), если товар оплачен и банковские платежные документы (копия платежного поручения с отметкой банка об исполнении, копия выписки из лицевого счета организации, заверенная ее руководителем и главным бухгалтером); - счет-проформу в случае условно-стоимостных сделок. Данные документы должны содержать все необходимые реквизиты для их идентификации с оформляемой поставкой, включая; - транспортные и страховые документы (договор на перевозку, счет за перевозку, коносамент, железнодорожная накладная, авианакладная, автомобильная накладная, отрывной лист книжки МДП, договор страхования, страховой полис и т.п.), если таковые имеются в зависимости от условий поставки; - официально заверенную калькуляцию транспортных расходов в случаях, когда транспортировка осуществлялась транспортом покупателя; - таможенную декларацию страны отправления (если она имеется); - упаковочные листы; - лицензию для товаров, импорт которых осуществляется по лицензиям в соответствии с установленным порядком; - сертификат о происхождении товара, сертификат качества, безопасности и др. В случае если для подтверждения заявленной таможенной стоимости, не достаточно вышеперечисленных документов, то таможенным органом в качестве дополнительных сведений могут быть запрошены следующие документы: - контракты с третьими лицами, имеющие отношение к сделке; - счета за платежи третьим лицам в пользу продавца; - счета за комиссионные, брокерские услуги, имеющие отношение к сделке с оцениваемым товаром; - бухгалтерская документация; - лицензионные или авторские соглашения; - экспортные (импортные) лицензии; - складские квитанции; - заказы на поставку; - каталоги, спецификации, коммерческие предложения, прейскуранты цен (прайс-листы) фирм-изготовителей; - калькуляция фирмы-изготовителя на оцениваемый товар (если фирма согласна ее представить российскому покупателю); - другие документы, которые могут быть использованы для подтверждения сведений, заявленных в декларации таможенной стоимости. В течение определенного срока, устанавливаемого таможенным органом (но не более 60 дней), декларант собирает и представляет в таможенный орган документы, необходимые для уточнения и/или подтверждения таможенной стоимости. После представления декларантом таможенному органу необходимых сведений или истечения срока временной (условной) оценки таможенным органом принимается решение в отношении таможенной стоимости и производится окончательный перерасчет таможенных платежей. 12. 5. Методика определения таможенной стоимости вывозимых товаров Порядок определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории РФ (далее - Порядок) определен п. 2 ст. 12 Закона и устанавливается Правительством Российской Федерации. Определение таможенной стоимости вывозимых товаров осуществляется в соответствии с разделом III Закона РФ «О таможенном тарифе». Из данного пункта следует, что процедура заявления и контроля таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ, является общей и регламентируется вышеуказанным положением Закона. Таможенная стоимость определяется на основе цены сделки, то есть цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате при продаже товаров на экспорт». Аналогично таможенной стоимости ввозимых товаров в таможенную стоимость товаров, вывозимых с таможенной территории, включаются расходы, понесенные покупателем, но не включенные в фактически уплаченную или подлежащую уплате цену сделки. Данным документом установлено, что к их числу относятся: а) комиссионные и брокерские вознаграждения; б) стоимость контейнеров и/или другой тары, если в соответствии с ТН ВЭД РФ она рассматривается как единое целое с вывозимыми товарами; в) стоимость упаковки, включая стоимость упаковочных материалов и работ по упаковке; г) соответствующая часть стоимости предоставленных покупателем продавцу бесплатно или по сниженной цене для производства или продажи на экспорт вывозимых товаров следующих товаров и услуг, включая: - сырье, материалы, детали, полуфабрикаты и другие комплектующие изделия, являющиеся составной частью вывозимых товаров; - инструменты, штампы, формы и другие подобные предметы, использованные при производстве вывозимых товаров; - вспомогательные материалы, израсходованные при производстве вывозимых товаров; - инженерная проработка, опытно-конструкторские работы, дизайн, художественное оформление, эскизы и чертежи; д) лицензионные и иные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности, которые покупатель прямо или косвенно должен осуществить в качестве условия покупки вывозимых товаров. глава xiii. УПРАВЛЕНИЕ УПЛАТОЙ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ 000000<><><><><><^^ 13.1. Условия и способы уплаты таможенных платежей Основные положения об обеспечении уплаты таможенных платежей изложены в Главе 31 Таможенного кодекса Российской Федерации. В ней указано, что исполнение обязательств по уплате таможенных пошлин, налогов обеспечивается в случаях: - условного выпуска товаров; - перевозки и/или хранения иностранных товаров; - осуществления деятельности в области таможенного дела; - выпуска товаров до истечения срока уплаты таможенных пошлин, налогов; - предоставления отсрочки или рассрочки уплаты таможенных платежей. Уплата таможенных пошлин, налогов не осуществляется, если сумма подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов, пеней и процентов составляет менее 20 тысяч рублей, а также в случаях, когда таможенный орган имеет основания полагать, что обязательства, взятые перед ним, будут выполнены. Если одним и тем же лицом совершается несколько таможенных операций в определенный срок, таможенный орган обязан обеспечить уплату таможенных пошлин, налогов для всех указанных операций (генеральное обеспечение). Порядок обеспечения уплаты таможенных платежей освещен в статье 340 Таможенного кодекса Российской Федерации Уплата таможенных платежей обеспечивается следующими способами: - залогом товаров и иного имущества; - банковской гарантией; - внесением денежных средств в кассу или на счет таможенного органа в федеральном казначействе (денежный залог); - поручительством. Помимо указанных способов, федеральное министерство, уполномоченное в области таможенного дела, устанавливает случаи, когда уплата таможенных платежей может обеспечиваться договором страхования (статья 347 Таможенного кодекса Российской Федерации). Правовыми актами могут быть предусмотрены и другие способы обеспечения уплаты таможенных платежей. Так, в статье 341 Таможенного кодекса Российской Федерации определены следующие условия залога товаров и иного имущества: 1. Предметом залога могут быть товары, ввозимые на таможенную территорию РФ, а также иное имущество в соответствии с гражданским законодательством. 2. Залог оформляется договором между таможенным органом и залогодателем, которым может быть лицо, ответственное за уплату таможенных пошлин, налогов или любое иное лицо. 3. При неисполнении перед таможенными органами обязательств, обеспеченных залогом, суммы задолженности по уплате таможенных платежей перечисляются таможенными органами в федеральный бюджет за счет стоимости заложенного имущества. 4. Если предметом залога являются товары, находящиеся под таможенным контролем и переданные таможенным органам, удовлетворение требований таможенных органов за счет этих товаров осуществляется без обращения в суд в порядке, предусмотренном главой 41 Таможенного кодекса Российской Федерации Взыскание на иное заложенное имущество производится в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации. 13.2. Роль банковских гарантий в обеспечении уплаты таможенных платежей Банковская гарантия предоставляются в соответствии со статьей 342 Таможенного кодекса Российской Федерации в следующих случаях: 1. Таможенные органы в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей принимают банковские гарантии, выданные банками, кредитными или страховыми организациями, включенными в Реестр банков и иных кредитных организаций, который ведет федеральная служба, уполномоченная в области таможенного дела. 2. Федеральная служба, уполномоченная в области таможенного дела, обязана обеспечить регулярное опубликование в своих официальных изданиях перечней банков, кредитных или страховых организаций, включенных в Реестр. 3. Правоотношения, связанные с выдачей банковской гарантии, представлением по ним требований, выполнением гарантом обязательств и прекращением банковской гарантии, основываются на положениях законодательства о банках и банковской деятельности и гражданского законодательства Российской Федерации. 4. Для банков, кредитных и страховых организаций, включенных в Реестр, федеральное министерство, уполномоченное в области таможенного дела, устанавливает максимальную сумму как одной, так и всех, одновременно действующих банковских гарантий, выдаваемых одним банком или одной организацией, для их принятия таможенными органами в целях обеспечения уплаты таможенных платежей. Внесение денежных средств (денежного залога) на счет таможенного органа предусмотрено статьей 345 Таможенного кодекса Российской Федерации и производится при соблюдении следующих требований: 1. Внесение денежных средств в кассу или на счет таможенного органа в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей (денежного залога) осуществляется в валюте Российской Федерации или в иностранной валюте, в соответствии с котировкой курса Центрального банка России. 2. Проценты на сумму денежного залога не начисляются. 3. При неисполнении обязательства, обеспеченного денежным залогом, подлежащие уплате суммы таможенных платежей, пеней, процентов перечисляются в федеральный бюджет из сумм денежного залога. 4. При исполнении обязательства, обеспеченного денежным залогом, уплаченные денежные средства подлежат возврату в соответствии со статьей 357 Таможенного кодекса Российской Федерации или по желанию плательщика. Они могут быть направлены на уплату таможенных платежей (путем зачета в счет будущих таможенных платежей) либо для обеспечения других обязательств перед таможенными органами. 5. В подтверждение денежного залога, лицу внесшему денежные средства на счет или в кассу таможенного органа, выдается таможенная расписка, форма и порядок использования которой определяются федеральным министерством, уполномоченным в области таможенного дела, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области финансов, в соответствии со статьей 357 Таможенного кодекса Российской Федерации. Таможенная расписка не подлежит передаче другому лицу. Поручительство (статья 346 Таможенного кодекса Российской Федерации) оформляется в соответствии с гражданским законодательством РФ путем заключения договора между таможенным органом и поручителем. В качестве поручителя могут выступать таможенные брокеры, владельцы складов временного хранения, владельцы таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли, а также иные лица. Применение договора страхования в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей (статья 347 Таможенного кодекса Российской Федерации) осуществляется в следующем порядке. 1. В случаях, устанавливаемых федеральным министерством, уполномоченным в области таможенного дела, в качестве обеспечения исполнения обязательств по уплате таможенных платежей может применяться договор страхования, заключенный в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. 2. Таможенные органы в целях обеспечения уплаты таможенных платежей принимают договоры страхования, которые заключены с включенными в Реестр страховыми организациями и которые могут приниматься в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей. Порядок и условия включения страховых организаций в указанный Реестр, и их исключения из него, а также порядок его ведения определяются федеральным министерством, уполномоченным в области таможенного дела. 13.3. Законодательно-правовая база обеспечения уплаты таможенных платежей Размер обеспечения уплаты таможенных платежей устанавливается в соответствии со статьей 338 Таможенного кодекса Российской Федерации, согласно которой: 1. Размер обеспечения уплаты таможенных платежей определяется таможенным органом исходя из сумм таможенных платежей, процентов, подлежащих уплате при выпуске товаров для свободного обращения или при их вывозе в соответствии с таможенным режимом экспорта, и не может превышать указанных сумм. 2. Если при установлении величины таможенных платежей невозможно точно определить сумму, подлежащих уплате таможенных пошлин и налогов, вследствие непредоставления декларантом в таможенный орган точных сведений о характере товаров, их наименовании, количестве, стране происхождения и таможенной стоимости, то размер таких платежей определяется исходя из наибольшей величины ставок таможенных пошлин, налогов, стоимости товаров и/или их количества, которые могут быть установлены на основании имеющихся сведений. 3. В случае, предусмотренном пунктом 3 статьи 153 Таможенного кодекса Российской Федерации, размер обеспечения уплаты таможенных платежей определяется таможенным органом в виде разницы между суммой таможенных пошлин, налогов, которые могут быть дополнительно начислены с учетом требований, установленных пунктами 1 и 2 настоящей статьи и суммой уплаченных таможенных пошлин, налогов. 4. Федеральная служба, уполномоченная в области таможенного дела, по согласованию с федеральным министерством вправе устанавливать фиксированный размер обеспечения уплаты таможенных платежей в отношении отдельных видов товаров с учетом требований, установленных пп. 1, 2 ст. 153. Из положений, характеризующих порядок определения таможенной стоимости товара, порядок и условия ее декларирования и др., следует особо выделить следующее: - система определения таможенной стоимости (таможенной оценки) товаров основывается на общих принципах таможенной оценки, принятых в международной практике, и распространяется на товары, ввозимые на таможенную территорию РФ; - порядок определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории РФ, устанавливает Правительство Российской Федерации. Порядок применения системы таможенной оценки товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ, устанавливается также Правитель-ствм, но на основании законодательных актов; - таможенная стоимость товара заявляется (декларируется) декларантом таможенному органу РФ при перемещении товара через таможенную границу РФ. Заявляемая декларантом таможенная стоимость и предоставляемые им сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации; - при отсутствии данных, подтверждающих правильность определения таможенной стоимости, либо при наличии оснований полагать, что представленные декларантом сведения не являются достоверными и/или достаточными, таможенный орган РФ может самостоятельно определить таможенную стоимость декларируемого товара, последовательно применяя методы определения таможенной стоимости, установленные Законом. Глава xiv. КОНТРОЛЬ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ТАМОЖЕННЫМ ДЕЛОМ <^оск>О0 <Х>О<Х >0ОО<>0<>О0О <Х ><><>000<>^^ 14.1. Основные понятия контроля как функции управления Контроль является одной из главных функций и неотъемлемой частью управления таможенной деятельностью. Контроль - это особый вид управленческой деятельности, состоящей в выявлении отклонений от требуемых правил и норм и в проведении корректировки для достижения организацией поставленных целей. Контроль может быть: по степени охвата объекта а) сплошным, б) выборочным; по периодам проведения а) предварительным, б) текущим, в) заключительным; по регулярности а) непрерывным, б) эпизодическим; - по интенсивности а) нормальным, б) усиленным. Основными средствами контроля являются: наблюдение, измерение показателей, проверка, учет и анализ всех сторон деятельности. Осуществление функции контроля начинается с момента, когда определены цели, поставлены задачи и сформирована организационная структура управления. Любая организация, включая таможенные службы должна вовремя фиксировать симптомы появления проблемных ситуаций и реагировать на них до того, как они станут препятствовать достижению целей. К задачам контроля относятся: - предупреждение кризисных ситуаций путем выявления проблем на стадии зарождения и своевременного на них реагирования; - снижение степени неопределенности на основе мониторинга; - установление нарушений, ошибок в деятельности организации и принятие оперативных мер по их устранению. Контроль как функция управления пронизывает все сферы деятельности организации и имеет разновидности: - предварительный контроль - осуществляется до начала осуществления таможенных операций. Он производится путем реализация определенных правил, процедур и линий поведения; - текущий контроль - позволяет своевременно выявлять проблемы, возникающие в ходе осуществления разны видов таможенных процедур, определять причины их возникновения, разрабатывать и реализовывать меры по ликвидации; - заключительный контроль - осуществляется после окончания работы или по истечении отведенного на нее времени. По сути, это контроль качества работ, услуг по завершению процесса. Он дает информацию, необходимую для выполнения аналогичных процессов в будущем. Контроль, имея протяженность во времени и в пространстве, является процессом, и состоит из трех основных этапов: 1. Выработка стандартов, норм и критериев оценки. Каждая организация, устанавливая стандарты, исходит, из своего предназначения, опираясь на четко сформулированные видение, миссию и цели развития. Поэтому все стандарты, используемые для контроля, должны соответствовать стратегии и целям организации. Цели, используемые в качестве стандартов, должны отвечать следующим требованиям: наличие временных рамок выполнения работы и конкретного измерителя, позволяющего сделать оценку. 2. Сопоставление реально достигнутых результатов с установленными стандартами. На этом этапе осуществляется измерение фактических показателей работы организации (или подразделения) и сравнение их с запланированными или нормативными. Это дает возможность установить отклонения (в ту или иную сторону). При этом руководитель должен определить, насколько достигнутые результаты соответствуют его ожиданиям и установить допустимость обнаруженных отклонений. 3. Оценка результатов и принятие необходимых корректирующих действий. По параметрам, оцениваемым в процессе контроля, могут быть получены три вариантов результатов: - положительный - фактически достигнутые показатели лучше запланированных. В этом случае необходимы корректирующие действия для закрепления достигнутого результата; - отрицательный - фактические результаты работы хуже запланированных. В этом случае необходимы меры по исправлению ситуации. При этом, руководитель может выбирать из трех альтернатив: осуществить управленческое воздействие и устранить отклонение, ничего не предпринимать, пересмотреть стандарт; - нейтральный - достигнутые показатели соответствуют плановым. В данном случае не требуются корректирующие действия со стороны руководителя. В современной организации функция контроля должна быть тесно связана с функцией планирования, поэтому осуществление этих функций должно совпадать по времени. 14.2. Формы осуществления таможенного контроля Переход к новым принципам регулирования внешнеэкономической деятельности (посредством тарифов, лицензирования, квотирования и пр.), с целью соответствия мировой практике, требует эффективных методов таможенного контроля за товарами, находящимися в грузовом обороте. Если прежде режим и процедура пропуска товаров определялись исходя из того, кто являлся субъектом внешнеторговой сделки, то в современных условиях главным критерием становится объект такой сделки, то есть, непосредственно, конкретный товар. Товары, с точки зрения таможенного дела, - это любое движимое имущество, в том числе: валюта, валютные ценности, продукция, электрическая, тепловая, иные виды энергии и транспортные средства (за исключением используемых для международных перевозок). Таможенный контроль представляет собой совокупность мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства РФ. При проведении таможенного контроля таможенные органы исходят из принципа выборочности и, как правило, ограничиваются только теми его формами, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства РФ. При выборе форм таможенного контроля за основу принимается исследованная совокупность рисков, которая предполагает вероятность несоблюдения таможенного законодательства РФ. Нарушения таможенного законодательства РФ могут быть различными, в том числе: - иметь устойчивый характер; - быть связанными с уклонением от уплаты таможенных пошлин, налогов в значительных размерах; - подрывать конкурентоспособность отечественных товаропроизводителей; - затрагивать другие важные интересы государства, соблюдение которых возложено на таможенные службы. Таможенные органы применяют методы анализа рисков для определения товаров, транспортных средств, документов и лиц, подлежащих проверке. В целях совершенствования таможенного контроля ФТС РФ сотрудничает с таможенными органами иностранных государств, заключает с ними соглашения о взаимной помощи. Для повышения эффективности таможенного контроля ФТС РФ и другие таможенные органы стремятся к взаимодействию с участниками внешнеэкономической деятельности, перевозчиками и иными организациями, деятельность которых связана с осуществлением внешней торговли товарами и профессиональными объединениями (ассоциациями). В Российской Федерации система контроля таможенной стоимости и борьба с правонарушениями (согласно Таможенному кодексу) проводится таможенными органами в рамках разработанной «Концепции контроля таможенной стоимости в Российской Федерации» на основе научно-обоснованного экономического анализа. При этом главными целями организации работы ставится пресечение возможных нарушений при декларировании таможенной стоимости, сокращение числа случаев уклонения от уплаты таможенных платежей недобросовестн ми участниками внешнеэкономической деятельности, создан благоприятных условий для развития внешней торговли стр ны и ускорение товарооборота через таможенную границу. При таможенном оформлении товаров проверка таможенной декларации, иных документов, представляемых в таможенный орган, а также проверка товаров в целях установления соответствия сведений по наименованию, происхождению, количеству и их стоимости, должны быть завершены не позднее трех рабочих дней со дня принятия таможенным органом таможенной декларации, представления документов и предъявления товаров, за исключением случаев, когда Таможенным кодексом РФ установлены более короткие сроки проверки. Установленный срок может быть продлен таможенным органом при наличии обстоя
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 185; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.34.132 (0.02 с.) |