Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Его основные виды и базовые составляющиеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Современный этап экономического развития российской экономики требует создания эффективного механизма управления всеми звеньями народного хозяйства, способствующего повышению престижа нашей страны, как на национальном, так и на мировом рынках. Особое место в таком механизме отводится таможенной деятельности, которая находится на стыке интересов национального и международного бизнеса. Формирование практически заново таможенных границ, слом десятилетиями складывающихся хозяйственных отношений России с другими государствами, недееспособность старых организационных и управленческих структур, отсутствие оптимальной концепции международной деятельности в рыночных условиях, недостаток профессионально подготовленных кадров, существенно осложняют проблему эффективного управления таможенным делом в рыночных условиях. Управление, как особый вид деятельности, зародилось примерно семь тысячелетий назад с появлением общин и первичным разделением труда, однако только в XVIII веке по своему назначению и содержанию выделилось в отдельную функцию. Понятие и сущность менеджмента претерпевали существенные изменения в соответствии с развитием человеческого общества, которое, приобретая новые черты и особенности, постепенно трансформировалось в особый вид профессиональной деятельности. Возникновение менеджмента как науки было вызвано рядом причин, в том числе, необходимостью повышения эффективности производства. Впервые научный подход к менеджменту был предложен Ф. Тейлором. Положения школы научного менеджмента явились теоретической базой для формирования других школ и концепций управления в любой сфере экономики, включая таможенное дело. В нашей стране понятие «менеджмент» вошло в обиход в связи с кардинальными изменениями в экономике и жизни общества, вызвавшими необходимость создания принципиально новой системы управления, адекватной рыночным отношениям. Тем самым, в условиях рынка произошла трансформация понятия «управление» в понятие «менеджмент». Термин «менеджмент» (англ. - management) означает управление, то есть вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях, включая таможенные службы. Несмотря на то, что эти термины обычно принимаются как синонимы, существуют определенные различия в употреблении понятий «менеджмент» и «управление». Управление является более широким, обобщающим понятием по отношению к менеджменту, поскольку как целенаправленная деятельность человека включает в себя упорядочение, регулирование взаимодействия и создание условий для функционирования и развития различных объектов и процессов в природе, обществе и технике. Поэтому если речь идет о государственных органах, о технологических, технических, экономических, производственных и социальных процессах, то более правильно использовать термин «управление» (например, государственное Управление, управление технологией, управление таможенным Делом и т. д.). В свою очередь, менеджмент предполагает управление конкретной организацией, функционирующей в условиях рынка. Вместе с тем, следует отметить, что специфика таможенной организации, предполагающая жесткое администрирование, по существу сводит менеджмент относительно такого объекта и субъекта управления, лишь к регулированию внешнеторговых отношений и контролю, который становится в данном механизме приоритетной функцией. Следует подчеркнуть, что в современных условиях наиболее распространенным является представление о менеджменте как о процессе (процессный подход), координирующем в себе планирование, организацию, координацию, мотивацию, учет и контроль, необходимых для достижения целей организации. Кроме такой точки зрения во многих определениях подчеркивается, что менеджмент - особый вид деятельности человека, то есть функция управления, которая реализуется посредством выполнения управленческих действий. Наряду с этими подходами, также часто приводятся определения менеджмента как искусства управления, как науки, как совокупности научных знаний и практического опыта, либо как аппарата управления или группы людей, управляющих организацией. Учеными выделены следующие отличительные черты понятия «менеджмент»: - атрибут рыночной экономики; - синоним «управления» (означает управление рыночной деятельностью); - ориентированность на прибыль; - самостоятельный вид деятельности, функция, процесс; - совокупность научных знаний и практического опыта; - искусство управления; - группа высших руководителей организации. Все изложенное выше, позволяет признать правомерность всех подходов и, в зависимости от конкретной ситуации и объекта рассмотрения, оперировать данными понятиями. Таким образом, менеджмент (управление) представляет собой широкое понятие, используемое как в социально-экономических, так и в технических системах и характеризуемое следующими основными чертами: - непрерывность процесса, осуществляемого во времени и в пространстве; - целенаправленность процесса (на достижение конкретных результатов); - специфичность (особый вид профессиональной деятельности); - двузначное смысловое содержание (рассматривается, с одной стороны, как искусство управления, с другой - как регулярный технологический процесс); - необходимость процесса для любой организации (коммерческие и некоммерческие), поскольку ее функционирование невозможно без управления. В теории и практике менеджмента принято разделять управление организацией и управление персоналом. Управление организацией означает деятельность людей с применением новейших достижений менеджмента и охватывает сферы: производственную, техническую, технологическую, сбытовую и финансовую, акцентируя внимание на: управлении товарными и денежными потоками; управлении затратами и запасами; управлении качеством; научном прогнозировании, планировании, контроле; управлении информационными потоками; управлении инновациями и пр. Управление персоналом предусматривает деятельность, охватывающую трудовые и социально-экономические аспекты (отношения людей, включая экономические, социально-психологические, моральные, национальные, религиозные и другие вопросы). Специфика таможенных органов предполагает жесткую ранговую подчиненность и систему ответственности. Субъектом управления считается юридическое или физическое лицо, осуществляющее руководящее (властное) воздействие. Основой управления являются полномочия власти, ее экономические и морально-этические рычаги воздействия. Объектами управления являются юридические или физические лица и социально-экономические процессы. 2.1.1. Менеджмент как функция и как процесс Рассматривая менеджмент в функциональном плане, можно отметить, что он реализуется через выполнение специфических управленческих действий, получивших название функций управления. Универсальными функциями управления (впервые выделенными французским ученым Анри Файолем) являются: предвидение, организация, распорядительство, согласование, контроль. Весь спектр изложенных основных функций применим и к таможенной деятельности. Состав и содержание основных функций пересматривались по мере развития теории и практики менеджмента. И сегодня подходы к выделению управленческих функций существенно отличаются. Выполнение основных функций менеджмента принято называть процессом управления, которому свойственны взаимосвязь отдельных управленческих функций, протяженность во времени и в пространстве, интеграция всех видов деятельности по решению управленческих проблем и их направленность на достижение целей любой организации. Таким образом, все управленческие действия, с одной стороны, находятся во взаимосвязи, с другой стороны, каждое из них является отдельным процессом. Процесс управления таможенным делом можно представить в виде цепочки последовательного выполнения следующих действий: 1. Организация (организационная структура, порядок взаимодействия, распределение задач). 2. Мотивация (управление персоналом, стимулы к работе). 3. Контроль (во всех сферах, прежде всего, в управлении таможенными платежами и сборами). 4. Координация (управленческие действия пронизывают и связывают все остальные). Если подходить к менеджменту как к процессу, то следует отметить, что под этим подразумевается целенаправленное воздействие субъекта управления на объект управления для достижения конкретных результатов. Процесс менеджмента требует определенных затрат трудовых, материальных, технических и других ресурсов. С целью приведения управляемого объекта в желаемое состояние необходимо принять множество управленческих решений. В свою очередь, это требует решения целого ряда задач, связанных с выполнением функций менеджмента. Таким образом, все управленческие действия направлены на принятие решений для достижения обозначенной цели. Поэтому процесс управления также можно определить как совокупность действий, связанных с выявлением проблем, разработкой, принятием и организацией выполнения управленческих решений. 2.1.2. Менеджмент как аппарат управления Под менеджментом организации часто подразумевают аппарат управления, как обязательный орган любой современной компании независимо от формы собственности (включая таможенные службы). Такой подход к управлению (называемый аппаратным) основан на повышенном внимании к проблемам состояния и развития структур управления, включая централизацию и децентрализацию распределения управленческих функций. Здесь роль менеджмента состоит в определении размеров структурных подразделений (численно-профессионального состава), их прав и обязанностей, системы взаимодействия и информационных связей со всеми подразделениями, масштабов управления, в охвате контролем, постановке задач субъектам управления, обеспечении их необходимыми ресурсами и т.д. Качество решения этих вопросов, своевременная корректировка и изменение определяют успех функционирования всей организации. Персонал, занятый в аппарате управления - это люди, непосредственно осуществляющие процесс профессионального выполнения управленческих функций, которых в таможенной организации называют руководителями (в других - менеджерами). Функции и задачи руководителей (менеджеров) предназначены для: - достижения поставленных целей и выполнения основного предназначения организации; - координации отдельных операций и действий; - разработки стратегий поведения; - информационной связи с другими субъектами внутренней и внешней среды; - распределения ответственности за результаты деятельности и пр. Таможенная служба вправе создавать специализированные таможенные органы компетенция которых ограничивается отдельными правомочиями для выполнения некоторых функций, возложенных на таможенные органы определяемых видов товаров. Управленческая деятельность отличается чрезвычайным разнообразием. Существует множество моделей, которые описывают различные методы, стиль и особенности труда руководителя. При этом ни одна из них не в состоянии полностью охватить содержание и специфику этой деятельности, которая отличает профессию руководителя от любой другой. Все это подчеркивает сложность и многогранность труда руководителя, поскольку руководить людьми, объединенными в трудовой коллектив, означает их мобилизацию на эффективный совместный труд с целью достижения высоких результатов. Таможенная служба вправе создавать специализированные таможенные органы, компетенция которых ограничивается отдельными правомочиями выполнения некоторых функций, возлагаемых на таможенные органы, либо для совершенствования таможенных операций в отношении определенных товаров. 2.1.3. Менеджмент как наука и искусство Менеджмент как научная дисциплина формировался ведущими учеными в области управленческой мысли, которые определяли новые идеи и подходы к осуществлению управления, тем самым, создавая базу для широких преобразований в этой области. Специалисты по менеджменту выделили определенную взаимосвязь между управленческими процессами - «наука управления продвигалась вперед вслед за развитием искусства управления, а искусство управления совершенствовалось на базе новейших достижений управленческой мысли» [13]. В настоящее время в современном менеджменте важная роль отводится творческим операциям (интеллектуальной деятельности), которые не подлежат формализации. Следовательно, деятельность по руководству организацией и персоналом представляет особую форму искусства - это свободное творчество, опирающееся на научный фундамент. Американские ученые Дж. Грейсон и К.О. Делл справедливо отметили, что для любого человека творческой профессии - артиста, спортсмена или менеджера (руководителя) - вдохновение и стремление к победе являются ключевыми моментами в достижении высоких результатов. Развитие управленческой мысли базируется на трех явлениях: - цели и задачи; - человек; - собственно управленческая деятельность. В период формирования основ современного управления, упор делался сначала на одно из этих явлений. По мере углубления знаний и изменения характера управления свое развитие получил синтетический подход, позволяющий увязать эти и другие аспекты в единое и органичное целое. 2.2. Научные принципы менеджмента Под принципами менеджмента следует понимать исходные базовые идеи управленческой деятельности, вытекающие из законов управления. Универсальные принципы менеджмента были определены еще представителями классической административной школы, ярким представителем которой был А. Файоль, сделавший огромный научный вклад в этой области. Вследствие разнообразия субъектов и объектов управления, различий взглядов ученых и практиков в современном менеджменте отсутствует единый подход к классификации принципов управления. Однако существуют общие положения, согласно которым принципы менеджмента должны отражать условия взаимосвязи в системе, которой является организация, структуру органов управления, принятие и реализацию управленческих решений. Такими общими принципами управления являются: научность, системность и комплексность, единоначалие и коллегиальность, демократический централизм и сочетание отраслевого и территориального управления. Принцип научности требует использования прогрессивных научных идей. Наука становится базисом деятельности, а практика уточняет, обогащает, корректирует научные идеи, стиль и методы управления. Применение в управлении принципа научности требует привлечения всего спектра современных знаний, использования современных технических средств, комплекса наук о человеке. Развитие таких наук, как психология и социология, дальнейшее совершенствование методов исследования систем управления, позволили сделать научным изучение поведения человека на рабочем месте. В современных условиях получила развитие базовая идея управления, что предполагает сочетание принципа научности с элементами искусства. Принцип системности и комплексности реализуется путем использования теории больших систем и системного анализа в каждом управленческом решении, декомпозиции при их принятии. При этом необходим всесторонний охват всей управляемой системы, учет всех ее свойств и направлений деятельности. Единство действий означает, что все действия с одинаковой целью, должны быть объединены в группы и осуществляться по единому плану. Распоряжения и коммуникации между всеми уровнями иерархии управления, начиная от лица, занимающего самое высокое положение в этой цепочке, и заканчивая руководителем низового звена, обеспечиваются неразрывной цепью команд («скалярная цепь» или «цепь начальников»). Принцип единоначалия и коллегиальности. Коллегиальность в управлении означает всесторонний характер разработки управленческих решений, учет мнений квалифицированных специалистов. Единоначалие предполагает, что работник получает распоряжения и отчитывается только перед одним непосредственным начальником. Принятое коллегиально управленческое решение реализуется под персональную ответственность руководителя организации. При этом для каждого должностного лица устанавливается мера ответственности за точное выполнение определенных конкретных видов и объемов работ. Полномочия и ответственность означают, что каждому работнику должны быть делегированы полномочия и ответственность за выполнение конкретной работы. Особое внимание уделяется инициативе работающих, путем их поощрения за творческие, инновационные предложения в границах делегированных полномочий и выполняемых работ. Принцип демократического централизма предполагает рациональное сочетание централизованного и децентрализованного управления. Централизация - естественный порядок в организации, имеющей управляющий центр. В настоящее время актуализируется вопрос о правильном соотношении централизации и децентрализации управления. При этом полномочия (власть) должны делегироваться пропорционально ответственности. Каждому руководителю необходимо уметь максимально вовлекать исполнителей в процесс принятия решений и увязывать интересы организации, граждан и органов власти. Важно также соблюдать подчиненность личных интересов общим. Это означает, что интересы организации имеют преимущество перед интересами работника или группы. Данный принцип также предполагает жесткую дисциплину - рабочие должны подчиняться условиям соглашения с руководством организации, а руководители (менеджеры) -применять справедливые санкции к нарушителям дисциплины. Переход к эффективным формам управления организацией, основанный на научных принципах, является главным условием успеха ее функционирования. 2.3. Особенности системного и ситуационного подходов к управлению В теории и практике менеджмента выделяют два основных направления (течения). При первом (одномерном) направлении главными задачами становятся: личность человека или администрирование (собственно управленческая деятельность). Для второго («синтетического») направления характерен взгляд на управление как на многоплановое, комплексное и изменяющееся явление, отличающееся множеством связей с внутренним и внешним окружением. Это течение основано на системном подходе к организации, как к сложному объекту, в котором в органичное целое увязаны цели, ресурсы и процессы, протекающие как во внутренней, так и во внешней среде. Теоретической базой системного подхода послужила общая теория систем, используемая в точных науках и технике, применение которой в управлении обосновано П. Друкером. Предпосылками возникновения системного подхода стали сложность (многомерность) управления организацией как объектом; необходимость учета в управленческой деятельности влияния и взаимодействия факторов внутренней и внешней среды; синергетический эффект, означающий, что целое всегда отлично от суммы составляющих его частей и пр. Системный подход не ограничивается набором принципов или руководящих указаний, а представляет собой способ мышления по отношению к организации как структуре и управленческим действиям. Система- это некоторая целостность, состоящая из взаимосвязанных частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристику целого. Любая организация (включая таможенную службу) представляет собой определенную систему. Следует отметить, что поскольку люди (персонал) наряду с техникой тоже являются элементами организаций (социальные компоненты), то они представляют собой социотехнические системы. Существуют два основных типа систем: открытые и закрытые. Для закрытой системы характерны жесткие фиксированные границы и отсутствие явной зависимости от окружающей (внешней) среды. Открытой системе свойственны: взаимодействие с внешней средой; зависимость от многих факторов влияния; транспарентность (прозрачность и проницаемость границ для постоянного обмена с внешней средой); адаптивность (способность приспосабливаться к ее изменениям). Сложные системы (в том числе таможенная служба) включают ряд составляющих, называемых подсистемами, каждая из которых подразделяется на элементы. В организационную структуру таможенной службы входят такие подсистемы, как: отделы, службы и пр. Среди учений об управлении важное место отводится ситуационному подходу, основанному на приложении возможностей науки к конкретным условиям, где центральное место отводится ситуации. Под ситуацией понимается определенный набор обстоятельств, которые в данное время оказывают сильное влияние на организацию. Ситуационный подход для эффективного достижения целей организации позволяет выбрать определенные приемы и концепции в соответствии с конкретной ситуацией. Согласно методологии ситуационного подхода руководитель должен уметь правильно оценивать ситуацию, определять наиболее важные факторы влияния; самым эффективным способом увязывать управленческие приемы с конкретными ситуациями для достижения целей организации. Эффективный менеджмент предполагает рациональное сочетание обоих подходов. Глава III. ТАМОЖЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 188; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.76.193 (0.009 с.) |