Его основные виды и базовые составляющие



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Его основные виды и базовые составляющие



Современный этап экономического развития российской эконо­мики требует создания эффективного механизма управления все­ми звеньями народного хозяйства, способствующего повышению престижа нашей страны, как на национальном, так и на мировом рынках. Особое место в таком механизме отводится таможенной де­ятельности, которая находится на стыке интересов национального и международного бизнеса. Формирование практически заново та­моженных границ, слом десятилетиями складывающихся хозяйс­твенных отношений России с другими государствами, недееспо­собность старых организационных и управленческих структур, отсутствие оптимальной концепции международной деятельности в рыночных условиях, недостаток профессионально подготовлен­ных кадров, существенно осложняют проблему эффективного уп­равления таможенным делом в рыночных условиях.

Управление, как особый вид деятельности, зародилось при­мерно семь тысячелетий назад с появлением общин и первичным разделением труда, однако только в XVIII веке по своему назначе­нию и содержанию выделилось в отдельную функцию. Понятие и сущность менеджмента претерпевали существенные изменения в соответствии с развитием человеческого общества, которое, при­обретая новые черты и особенности, постепенно трансформиро­валось в особый вид профессиональной деятельности.

Возникновение менеджмента как науки было вызвано рядом причин, в том числе, необходимостью повышения эффективнос­ти производства. Впервые научный подход к менеджменту был предложен Ф. Тейлором. Положения школы научного менедж­мента явились теоретической базой для формирования других школ и концепций управления в любой сфере экономики, вклю­чая таможенное дело.

В нашей стране понятие «менеджмент» вошло в обиход в связи с кардинальными изменениями в экономике и жизни общества, вызвавшими необходимость создания принципиально новой системы управления, адекватной рыночным отношениям. Тем самым, в условиях рынка произошла трансформация понятия «управление» в понятие «менеджмент».

Термин «менеджмент» (англ. - management) означает управ­ление, то есть вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях, включая таможенные службы. Не­смотря на то, что эти термины обычно принимаются как синони­мы, существуют определенные различия в употреблении поня­тий «менеджмент» и «управление».

Управление является более широким, обобщающим понятием по отношению к менеджменту, поскольку как целенаправленная деятельность человека включает в себя упорядочение, регулиро­вание взаимодействия и создание условий для функциониро­вания и развития различных объектов и процессов в природе, обществе и технике. Поэтому если речь идет о государственных органах, о технологических, технических, экономических, про­изводственных и социальных процессах, то более правильно использовать термин «управление» (например, государственное Управление, управление технологией, управление таможенным Делом и т. д.).

В свою очередь, менеджмент предполагает управление конкрет­ной организацией, функционирующей в условиях рынка. Вместе с тем, следует отметить, что специфика таможенной организации, предполагающая жесткое администрирование, по существу сводит менеджмент относительно такого объекта и субъекта управления, лишь к регулированию внешнеторговых отношений и контролю, который становится в данном механизме приоритетной функцией.

Следует подчеркнуть, что в современных условиях наиболее распространенным является представление о менеджменте как о процессе (процессный подход), координирующем в себе планиро­вание, организацию, координацию, мотивацию, учет и контроль, необходимых для достижения целей организации. Кроме такой точки зрения во многих определениях подчеркивается, что ме­неджмент - особый вид деятельности человека, то есть функция управления, которая реализуется посредством выполнения уп­равленческих действий. Наряду с этими подходами, также часто приводятся определения менеджмента как искусства управления, как науки, как совокупности научных знаний и практического опыта, либо как аппарата управления или группы людей, управ­ляющих организацией.

Учеными выделены следующие отличительные черты поня­тия «менеджмент»:

- атрибут рыночной экономики;

- синоним «управления» (означает управление рыночной де­ятельностью);

- ориентированность на прибыль;

- самостоятельный вид деятельности, функция, процесс;

- совокупность научных знаний и практического опыта;

- искусство управления;

- группа высших руководителей организации.

Все изложенное выше, позволяет признать правомерность всех подходов и, в зависимости от конкретной ситуации и объекта рас­смотрения, оперировать данными понятиями.

Таким образом, менеджмент (управление) представляет собой широкое понятие, используемое как в социально-экономических, так и в технических системах и характеризуемое следующими ос­новными чертами:

- непрерывность процесса, осуществляемого во времени и в пространстве;

- целенаправленность процесса (на достижение конкретных результатов);

- специфичность (особый вид профессиональной деятельности);

- двузначное смысловое содержание (рассматривается, с одной стороны, как искусство управления, с другой - как регуляр­ный технологический процесс);

- необходимость процесса для любой организации (коммер­ческие и некоммерческие), поскольку ее функционирование невозможно без управления.

В теории и практике менеджмента принято разделять управле­ние организацией и управление персоналом.

Управление организацией означает деятельность людей с приме­нением новейших достижений менеджмента и охватывает сферы: производственную, техническую, технологическую, сбытовую и финансовую, акцентируя внимание на: управлении товарными и денежными потоками; управлении затратами и запасами; уп­равлении качеством; научном прогнозировании, планировании, контроле; управлении информационными потоками; управле­нии инновациями и пр.

Управление персоналом предусматривает деятельность, охватыва­ющую трудовые и социально-экономические аспекты (отношения

людей, включая экономические, социально-психологические, мо­ральные, национальные, религиозные и другие вопросы). Специфи­ка таможенных органов предполагает жесткую ранговую подчинен­ность и систему ответственности.

Субъектом управления считается юридическое или физическое лицо, осуществляющее руководящее (властное) воздействие. Ос­новой управления являются полномочия власти, ее экономичес­кие и морально-этические рычаги воздействия.

Объектами управления являются юридические или физичес­кие лица и социально-экономические процессы.

2.1.1. Менеджмент как функция и как процесс

Рассматривая менеджмент в функциональном плане, можно отметить, что он реализуется через выполнение специфических управленческих действий, получивших название функций управ­ления. Универсальными функциями управления (впервые выде­ленными французским ученым Анри Файолем) являются: пред­видение, организация, распорядительство, согласование, контроль. Весь спектр изложенных основных функций применим и к тамо­женной деятельности.

Состав и содержание основных функций пересматривались по мере развития теории и практики менеджмента. И сегодня подходы к выделению управленческих функций существенно отличаются.

Выполнение основных функций менеджмента принято назы­вать процессом управления, которому свойственны взаимосвязь отдельных управленческих функций, протяженность во времени и в пространстве, интеграция всех видов деятельности по реше­нию управленческих проблем и их направленность на достижение целей любой организации. Таким образом, все управленческие действия, с одной стороны, находятся во взаимосвязи, с другой

стороны, каждое из них является отдельным процессом. Процесс управления таможенным делом можно представить в виде цепоч­ки последовательного выполнения следующих действий:

1. Организация (организационная структура, порядок взаи­модействия, распределение задач).

2. Мотивация (управление персоналом, стимулы к работе).

3. Контроль (во всех сферах, прежде всего, в управлении тамо­женными платежами и сборами).

4. Координация (управленческие действия пронизывают и связывают все остальные).

Если подходить к менеджменту как к процессу, то следует отме­тить, что под этим подразумевается целенаправленное воздействие субъекта управления на объект управления для достижения конк­ретных результатов.

Процесс менеджмента требует определенных затрат трудовых, материальных, технических и других ресурсов. С целью приведения управляемого объекта в желаемое состояние необходимо принять множество управленческих решений. В свою очередь, это требу­ет решения целого ряда задач, связанных с выполнением функций менеджмента. Таким образом, все управленческие действия направ­лены на принятие решений для достижения обозначенной цели. Поэтому процесс управления также можно определить как сово­купность действий, связанных с выявлением проблем, разработкой, принятием и организацией выполнения управленческих решений.

2.1.2. Менеджмент как аппарат управления

Под менеджментом организации часто подразумевают аппарат управления, как обязательный орган любой современной компании независимо от формы собственности (включая таможенные служ­бы). Такой подход к управлению (называемый аппаратным) основан

на повышенном внимании к проблемам состояния и развития структур управления, включая централизацию и децентрализацию распределения управленческих функций. Здесь роль менеджмента состоит в определении размеров структурных подразделений (чис­ленно-профессионального состава), их прав и обязанностей, системы взаимодействия и информационных связей со всеми подразделени­ями, масштабов управления, в охвате контролем, постановке задач субъектам управления, обеспечении их необходимыми ресурсами и т.д. Качество решения этих вопросов, своевременная корректировка и изменение определяют успех функционирования всей организации.

Персонал, занятый в аппарате управления - это люди, непос­редственно осуществляющие процесс профессионального вы­полнения управленческих функций, которых в таможенной орга­низации называют руководителями (в других - менеджерами).

Функции и задачи руководителей (менеджеров) предназначе­ны для:

- достижения поставленных целей и выполнения основного предназначения организации;

- координации отдельных операций и действий;

- разработки стратегий поведения;

- информационной связи с другими субъектами внутренней и внешней среды;

- распределения ответственности за результаты деятельности и пр.

Таможенная служба вправе создавать специализированные таможенные органы компетенция которых ограничивается отде­льными правомочиями для выполнения некоторых функций, воз­ложенных на таможенные органы определяемых видов товаров.

Управленческая деятельность отличается чрезвычайным раз­нообразием. Существует множество моделей, которые описывают

различные методы, стиль и особенности труда руководителя. При этом ни одна из них не в состоянии полностью охватить содержание и специфику этой деятельности, которая отличает профессию руко­водителя от любой другой. Все это подчеркивает сложность и мно­гогранность труда руководителя, поскольку руководить людьми, объединенными в трудовой коллектив, означает их мобилизацию на эффективный совместный труд с целью достижения высоких результатов. Таможенная служба вправе создавать специализиро­ванные таможенные органы, компетенция которых ограничивается отдельными правомочиями выполнения некоторых функций, воз­лагаемых на таможенные органы, либо для совершенствования та­моженных операций в отношении определенных товаров.

2.1.3. Менеджмент как наука и искусство

Менеджмент как научная дисциплина формировался ведущими учеными в области управленческой мысли, которые определяли новые идеи и подходы к осуществлению управления, тем самым, создавая базу для широких преобразований в этой области. Спе­циалисты по менеджменту выделили определенную взаимосвязь между управленческими процессами - «наука управления продви­галась вперед вслед за развитием искусства управления, а искусст­во управления совершенствовалось на базе новейших достижений управленческой мысли» [13]. В настоящее время в современном ме­неджменте важная роль отводится творческим операциям (интел­лектуальной деятельности), которые не подлежат формализации. Следовательно, деятельность по руководству организацией и персо­налом представляет особую форму искусства - это свободное твор­чество, опирающееся на научный фундамент. Американские ученые Дж. Грейсон и К.О. Делл справедливо отметили, что для любого че­ловека творческой профессии - артиста, спортсмена или менеджера

(руководителя) - вдохновение и стремление к победе являются клю­чевыми моментами в достижении высоких результатов.

Развитие управленческой мысли базируется на трех явлениях:

- цели и задачи;

- человек;

- собственно управленческая деятельность.

В период формирования основ современного управления, упор делался сначала на одно из этих явлений. По мере углубления зна­ний и изменения характера управления свое развитие получил синтетический подход, позволяющий увязать эти и другие аспек­ты в единое и органичное целое.

2.2. Научные принципы менеджмента

Под принципами менеджмента следует понимать исходные ба­зовые идеи управленческой деятельности, вытекающие из зако­нов управления.

Универсальные принципы менеджмента были определены еще представителями классической административной школы, ярким представителем которой был А. Файоль, сделавший огромный на­учный вклад в этой области.

Вследствие разнообразия субъектов и объектов управления, различий взглядов ученых и практиков в современном менедж­менте отсутствует единый подход к классификации принципов управления. Однако существуют общие положения, согласно кото­рым принципы менеджмента должны отражать условия взаимо­связи в системе, которой является организация, структуру органов управления, принятие и реализацию управленческих решений. Такими общими принципами управления являются: научность, системность и комплексность, единоначалие и коллегиальность,

демократический централизм и сочетание отраслевого и терри­ториального управления.

Принцип научности требует использования прогрессивных на­учных идей. Наука становится базисом деятельности, а практика уточняет, обогащает, корректирует научные идеи, стиль и методы управления. Применение в управлении принципа научности тре­бует привлечения всего спектра современных знаний, использова­ния современных технических средств, комплекса наук о человеке. Развитие таких наук, как психология и социология, дальнейшее совершенствование методов исследования систем управления, поз­волили сделать научным изучение поведения человека на рабочем месте. В современных условиях получила развитие базовая идея управления, что предполагает сочетание принципа научности с элементами искусства.

Принцип системности и комплексности реализуется путем ис­пользования теории больших систем и системного анализа в каж­дом управленческом решении, декомпозиции при их принятии. При этом необходим всесторонний охват всей управляемой системы, учет всех ее свойств и направлений деятельности. Единство действий оз­начает, что все действия с одинаковой целью, должны быть объеди­нены в группы и осуществляться по единому плану. Распоряжения и коммуникации между всеми уровнями иерархии управления, начи­ная от лица, занимающего самое высокое положение в этой цепочке, и заканчивая руководителем низового звена, обеспечиваются нераз­рывной цепью команд («скалярная цепь» или «цепь начальников»).

Принцип единоначалия и коллегиальности. Коллегиальность в управлении означает всесторонний характер разработки управ­ленческих решений, учет мнений квалифицированных специа­листов. Единоначалие предполагает, что работник получает распо­ряжения и отчитывается только перед одним непосредственным

начальником. Принятое коллегиально управленческое решение реализуется под персональную ответственность руководителя организации. При этом для каждого должностного лица устанав­ливается мера ответственности за точное выполнение определен­ных конкретных видов и объемов работ.

Полномочия и ответственность означают, что каждому работ­нику должны быть делегированы полномочия и ответственность за выполнение конкретной работы. Особое внимание уделяется инициативе работающих, путем их поощрения за творческие, инновационные предложения в границах делегированных пол­номочий и выполняемых работ.

Принцип демократического централизма предполагает раци­ональное сочетание централизованного и децентрализованного управления. Централизация - естественный порядок в органи­зации, имеющей управляющий центр. В настоящее время акту­ализируется вопрос о правильном соотношении централизации и децентрализации управления. При этом полномочия (власть) должны делегироваться пропорционально ответственности.

Каждому руководителю необходимо уметь максимально вовле­кать исполнителей в процесс принятия решений и увязывать ин­тересы организации, граждан и органов власти. Важно также соб­людать подчиненность личных интересов общим. Это означает, что интересы организации имеют преимущество перед интересами работника или группы. Данный принцип также предполагает жес­ткую дисциплину - рабочие должны подчиняться условиям согла­шения с руководством организации, а руководители (менеджеры) -применять справедливые санкции к нарушителям дисциплины.

Переход к эффективным формам управления организацией, основанный на научных принципах, является главным условием успеха ее функционирования.

2.3. Особенности системного и ситуационного подходов к управлению

В теории и практике менеджмента выделяют два основных направления (течения). При первом (одномерном) направлении главными задачами становятся: личность человека или адми­нистрирование (собственно управленческая деятельность). Для второго («синтетического») направления характерен взгляд на управление как на многоплановое, комплексное и изменяющееся явление, отличающееся множеством связей с внутренним и вне­шним окружением. Это течение основано на системном подходе к организации, как к сложному объекту, в котором в органичное це­лое увязаны цели, ресурсы и процессы, протекающие как во внут­ренней, так и во внешней среде. Теоретической базой системного подхода послужила общая теория систем, используемая в точных науках и технике, применение которой в управлении обосновано П. Друкером.

Предпосылками возникновения системного подхода стали сложность (многомерность) управления организацией как объ­ектом; необходимость учета в управленческой деятельности вли­яния и взаимодействия факторов внутренней и внешней среды; синергетический эффект, означающий, что целое всегда отлично от суммы составляющих его частей и пр. Системный подход не ограничивается набором принципов или руководящих указаний, а представляет собой способ мышления по отношению к организа­ции как структуре и управленческим действиям.

Система-это некоторая целостность, состоящая из взаимосвя­занных частей, каждая из которых вносит свой вклад в характерис­тику целого. Любая организация (включая таможенную службу) представляет собой определенную систему. Следует отметить, что

поскольку люди (персонал) наряду с техникой тоже являются эле­ментами организаций (социальные компоненты), то они представ­ляют собой социотехнические системы.

Существуют два основных типа систем: открытые и закрытые.

Для закрытой системы характерны жесткие фиксированные границы и отсутствие явной зависимости от окружающей (вне­шней) среды.

Открытой системе свойственны: взаимодействие с внешней средой; зависимость от многих факторов влияния; транспарен­тность (прозрачность и проницаемость границ для постоянного обмена с внешней средой); адаптивность (способность приспосаб­ливаться к ее изменениям).

Сложные системы (в том числе таможенная служба) включают ряд составляющих, называемых подсистемами, каждая из которых подразделяется на элементы. В организационную структуру тамо­женной службы входят такие подсистемы, как: отделы, службы и пр.

Среди учений об управлении важное место отводится ситуаци­онному подходу, основанному на приложении возможностей науки к конкретным условиям, где центральное место отводится ситуации. Под ситуацией понимается определенный набор обстоятельств, ко­торые в данное время оказывают сильное влияние на организацию. Ситуационный подход для эффективного достижения целей орга­низации позволяет выбрать определенные приемы и концепции в соответствии с конкретной ситуацией. Согласно методологии ситуа­ционного подхода руководитель должен уметь правильно оценивать ситуацию, определять наиболее важные факторы влияния; самым эффективным способом увязывать управленческие приемы с конк­ретными ситуациями для достижения целей организации.

Эффективный менеджмент предполагает рациональное соче­тание обоих подходов.

Глава III. ТАМОЖЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 88; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.89.204.127 (0.011 с.)