Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие «таможенные платежи»Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Таможенные платежи устанавливаются в соответствии со ст. 318 Таможенного кодекса и отличаются разной правовой и экономической природой. Это, соответственно, требует определения роли, места и конкретного финансового назначения, занимаемое каждым видом платежей в общей системе государственных доходов. Значительная часть таможенных платежей приходится на налоги - НДС и акцизы (косвенные налоги). Их общими основными характеристиками являются индивидуальная безвозмездность и обязательность уплаты в установленные государством сроки. Таможенные платежи в соответствии с установленным размером являются составной частью цены товара и, в конечном счете, оплачивается потребителем. Эти особенности определяют величину таможенных платежей, поступающих в федеральный бюджет. Таможенным пошлинам свойственны все перечисленные особенности косвенных налогов, единственное отличие которых состоит в том, что в законе они не названы налогами, как таковыми. Остальные таможенные платежи относятся к неналоговым доходам государства. Их отличает индивидуальность, добровольность уплаты и целевая направленность. Из общей совокупности возмездных платежей - платы государству за выполнение таможенных действий, выделяется группа, имеющая юридическое значение и включающая: - сборы за выдачу лицензий таможенными органами и возобч новление действия лицензий; - сборы за выдачу квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению и за возобновление действия аттестата; - плата за принятие предварительного решения. Остальные возмездные платежи взимаются в форме оплаты других различного рода действий, включая таможенные сборы з таможенное оформление, хранение, их таможенное сопровожде ние товаров, а также плату за информирование, консультирование и участие в таможенных аукционах. Таможенные платежи, носящие возмездный характер, входят в систему неналоговых доходов государства. Поступая во внебюджетный фонд, они, в силу своей целевой направленности, консолидируются в бюджете и расходуются в порядке, указанном в Законе о бюджете на текущий год. Товарная номенклатура ВЭД имеет 24 раздела, включающих свыше 10 тыс. товарных позиций, объединенных в 97 групп товаров, например: 1. Живые животные. 2. Мясо и пищевые мясные субпродукты. 10. Зерновые хлеба. 30. Фармацевтические товары. 39. Пластмассы и изделия из них. 72. Черные металлы и изделия из них. 84. Реакторы ядерные, котлы, оборудование и механические приспособления. 97. Произведения искусства и антиквариат. рнутри товарных групп каждая товарная позиция имеет 10-знач-ный код, которым руководствуются таможенники при осуществлении контроля за прохождением товара. 11.2. Таможенные пошлины, их классификация Таможенная пошлина - обязательный взнос (платеж), взимаемый таможенными органами страны при ввозе (вывозе) товара на ее таможенную территорию и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза (вывоза). Размер таможенной пошлины определяется в соответствии с таможенным тарифом. Ставки таможенных пошлин в Российской Федерации являются едиными и не подлежат изменению независимо от лиц, осуществляющих перемещение через таможенную границу РФ, видов сделок, за исключением случаев, предусмотренных Законом РФ «О Таможенном тарифе». По своей экономической сути таможенная пошлина - это одна из разновидностей косвенных налогов, которым облагается внешнеторговый оборот при перемещении товаров через таможенную границу. Уплата таможенной пошлины носит обязательный характер. Применяемые ставки ввозных таможенных пошлин дифференцированы в зависимости от страны происхождения товара. Если товар происходит из страны, с которой у России в торгово-политических отношениях имеет место режим наибольшего благоприятствования (РНБ), то применяются ставки, в размере, установленном Правительством РФ. Ставки ввозных таможенных пошлин удваиваются, если страной происхождения товара является государство, в торгово-политических отношениях с которым не применяется РНБ. В отличие от большинства развитых стран таможенные пошлины составляют в России одну из важнейших статей доходной части федерального бюджета. Например, в пери од 2000-2004 гг. совокупный объем ввозных и вывозных тамо женных пошлин, НДС и акцизов на ввозимые товары составил около 30% доходной части федерального бюджета. В России ставки таможенных пошлин являются едиными и< не подлежат изменению в зависимости от лиц, осуществляющих перемещение через таможенную границу РФ и видов сделок, за исключением случаев, предусмотренных Законом РФ «О таможенном тарифе». В настоящее время в России применяются следующие разные виды ставок таможенных пошлин. Классифицируются таможенные пошлины по разным критериям (таблица 3). Классификация видов таможенных пошлин7^1"*' I
Дадим более подробные пояснения по данной классификации. 1 По объекту обложения таможенные пошлины подразделяются на: - импортные - накладываются на импортные товары, при выпуске их для свободного обращения на внутреннем рынке страны; - экспортные - накладываются на экспортируемый товар. В соответствии с нормами ВТО применяются крайне редко, обычно в случае больших различий в уровне внутренних регулируемых цен и свободных цен мирового рынка на отдельные товары. Их целью ставится сокращение экспорта и пополнение бюджета; - транзитные- накладываются на товары, перевозимые транзитом через территорию данной страны. Вводятся крайне редко и используются как средство торговой войны. 2. По способу взимания таможенные пошлины разграничиваются на: - адвалорные - облагаются сырье, продовольствие, готовые изделия. Исчисляются в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров (например, 15% таможенной стоимости); - специфические - начисляются в установленном размере за единицу облагаемого товара (например, 20$ за 1 тонну груза). Использование специфических пошлин на практике не представляет каких-либо технических сложностей. Специфическими, как правило, являются экспортные пошлины, которыми облагаются, главным образом, сырьевые товары. - комбинированные - сочетают оба вида таможенного обложения (например, 15% от таможенной стоимости, но не более 20$ за 1 тонну). Таким образом, в зависимости от содержащихся в тарифе указаний, одновременно взимаются и адвалорна и специфическая пошлины или та, из них, которая дает наибольшую величину таможенного сбора. Этот метод получил распространение в таможенной практике промышленно-раз-витых стран. Различия между адвалорной и специфической пошлиной на первый взгляд носят чисто технический характер, однако в таможенно-тарифном деле за организационно-техническими различиями всегда стоят торгово-политические и экономические цели. Адвалорная и специфическая пошлины по-разному реагируют на изменения цен товаров. Так, при росте цен денежные сборы от адвалорных пошлин растут пропорционально их повышению, а уровень протекционистской защиты остается неизменным. В этих условиях адвалорные пошлины оказываются более эффективными, нежели специфические. И, наоборот, при падении цен специфические ставки оказываются более стабильными. Поэтому в условиях устойчивой продолжительной тенденции роста цен стремятся увеличить долю адвалорных пошлин в таможенном тарифе. 3. По происхождению таможенные пошлины бывают следующих видов: - автономные - вводятся на основании односторонних решений органов государственной власти страны; - конвенционные- устанавливаются на базе двусторонних или многосторонних соглашений, например, такого как ГАТТ ВТО; - преференциальные- отличаются более низкими ставками по сравнению с обычно действующими таможенными тарифами, которые накладываются на основе многосторонних соглашений на товары, происходящие из развивающихся стран. Их целью ставится поддержать экономическое развитие этих государств. 4. В зависимости от подверженности ставок изменениям таможенные пошлины подразделяются на: - постоянные - ставки устанавливаются единовременно органами государственной власти и не могут изменяться в зависимости от обстоятельств; - переменные - ставки могут изменяться в случаях, установленных государственными органами. На практике такие ставки применяются довольно редко (например, используются в Западной Европе в рамках единой сельскохозяйственной политики). 5. По характеру применения в целях защиты экономических интересов страны к ввозимым товарам могут временно использоваться особые виды таможенных пошлин: - антидемпинговые- применяются в случаях ввоза на таможенную территорию РФ товаров по цене более низкой, чем их нормальная стоимость в стране вывоза (в момент этого ввоза), если это может нанести материальный ущерб отечественным товаропроизводителям, либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров. Антидемпинговая пошлина действует в течение периода и в размерах, которые необходимы для ликвидации ущерба отраслям российской экономики, причиненного демпинговым импортом товара. Срок действия антидемпинговой пошлины не должен превышать пять лет со дня ее введения или со дня последнего пересмотра ставки такой пошлины в результате повторного антидемпингового расследования. Необходимость продолжения взимания антидемпинговой пошлины или пересмотра ее ставки определяется Правительством РФ на основании результатов повторного антидемпингового расследования; - специальные - применяются в качестве защитной мер если товары ввозятся на таможенную территорию РФ в к личестве и на условиях, наносящих или способных нанест ущерб отечественным производителям подобных или ко курирующих товаров. Данный вид пошлин может использ ваться в качестве ответной меры на дискриминационные ил иные негативные действия других государств или их союзо В случае, если срок действия специальных защитных мер и ре вышает три года, то не позднее чем через полтора года поел их введения должно быть проведено повторное расследование, в результате которого специальные защитные меры могут быть отменены или же продлены. Специальные пошлины на сельскохозяйственные товары могут вводиться без проведения расследования только на срок до окончания календарного года, в котором введены указанные пошлины, и в размере, не более чем на одну треть превышающем ставку таможенной пошлины на такой товар; - сезонные - используются в целях оперативного регулирования ввоза отдельных категорий товаров. При этом не применяются ставки таможенных пошлин, предусмотренные таможенным тарифом. В Российской Федерации сезонная пошлина устанавливается Правительством РФ, причем срок ее действия не может превышать шести месяцев в году; - компенсационные - применяются в случаях ввоза на таможенную территорию РФ товаров, при производстве или вывозе которых прямо или косвенно использовались субсидии, если такой ввоз наносит материальный ущерб, либо угрожает ею нанесением отечественным производителям подобных товаров, либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров в РФ. 6 По типам ставок таможенные пошлины разграничиваются на: - индивидуальные - взимаемые по твердым ставкам с единицы измерения товара; - средние - устанавливаемые для однородных товаров, сорта которых имеют разный уровень цен (табачные изделия); - универсальные - взимаемые (в процентах) с таможенной стоимости товаров. В России преобладают адвалорные ввозные пошлины (от 5 до 20%), однако определенное распространение получили комбинированные пошлины (увеличивающие общие размеры обложения). Вывозные пошлины большей частью являются специфическими или комбинированными. Ставки таможенных пошлин являются едиными и не подлежат изменению в зависимости от лиц, перемещающих товары через таможенную границу Российской Федерации, видов сделок и других факторов, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. Ставки ввозных таможенных пошлин в пределах, установленных настоящим Законом, определяются Правительством Российской Федерации. Предельные ставки ввозных таможенных пошлин, применяемые в отношении товаров, происходящих из стран, в торгово-политических отношениях с которыми Российская Федерация применяет режим наиболее благоприятствуемой нации, устанавливаются Государственной Думой. В отношении товаров, происходящих из стран, торгово-поли-тические отношения с которыми не предусматривают наиболее благоприятствуемый режим или страна происхождения которых не установлена, ставки ввозных таможенных пошлин, определенные на основании настоящего Закона, увеличиваются вдвое, за исключением случаев предоставления Российской Федерацией тарифных льгот (преференций) на основании соответствующих положений настоящего Закона. Ставки вывозных таможенных пошлин и перечень товаров, в отношении которых они применяются, а также нетарифные меры внешнеэкономического регулирования устанавливаются Правительством РФ и являются исключительно мерами оперативного регулирования внешнеэкономической деятельности на территории России. Основой для начисления таможенной пошлины служит таможенная стоимость товара в случае, если в его отношении применяется адвалорная ставка таможенной пошлины. 11.3. Таможенные тарифы, их роль в управлении таможенной деятельностью Одно из определяющих мест для обеспечения эффективной таможенной политики, проводимой Россией, отводится механизму таможенно-тарифного регулирования. Именно данный механизм способствует активной и целостной внешнеэкономической деятельности и является неотъемлемым условием решения таможенными органами задач по обеспечению экономической безопасности Российской Федерации и защите ее национальных интересов. Основы государственного регулирования внутреннего рынка при его взаимодействии с мировым рынком изложены в Федеральном законе «О таможенном тарифе». В нем даются определения таможенного тарифа, таможенной территории, таможенной границы, таможенной пошлины с перечислением ее видов, коды и названия товара, ставки таможенной пошлины. Специальные разделы посвящены таможенной стоимости товара и методам ее определения, а также определению страны происхождения товара. Законом также предусматривается предоставление тарифных льгот (преференций) и (в определенных случаях) освобождение от уплаты таможенных пошлин. Таможенный тариф Российской Федерации представляет собой свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу, и, систематизированных в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Российской Федерации. Таможенные тарифы являются базовым инструментом (основой) определяющим размер поступлений от деятельности таможни. Порядок формирования и применения Таможенного тарифа РФ установлен Законом РФ «О таможенном тарифе», вступившим в действие с 21.05.1993. Законом определены основные цели таможенного тарифа Российской Федерации: - рационализация товарной структуры ввоза товаров в Российскую Федерацию; -поддержание оптимального соотношения вывоза и ввоза товаров, валютных доходов и расходов на территории Российской Федерации; - создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров в Российской Федерации; - защита российской экономики от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции; - обеспечение условий для эффективной интеграции Российской Федерации в мировую экономику. В целях обеспечения выполнения обязательств Российской Федерации, вытекающих из Международной конвенции о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров (от 14 июня 1983 г.) и Соглашения о единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств (от 3 ноября 1995 г.) Правительство РФ постановило (Постановление от 22 февраля 2000 г. № 148): 1. Утвердить таможенный тариф Российской Федерации - свод ставок ввозных таможенных пошлин, систематизированных в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Российской Федерации, основанной на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров и Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств. 2. Считать Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности Российской Федерации основой системы описания и кодирования товаров, используемой для формирования Таможенного тарифа Российской Федерации, определения мер государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, ведения таможенной статистики. В таможенном деле существуют шесть методов определения таможенной стоимости, главными из которых являются: - расчет по цене сделки с ввозимым товаром; - расчет по цене сделки с аналогичным товаром. При этом в цену сделки помимо цены товара по контракту включаются транспортные расходы до пункта пересечения границы и другие расходы импортера, увеличивающие стоимость товара. Ввозная пошлина исчисляется на основе таможенной стоимости товара, по которой рассчитываются налоги на ввозимые товары, таможенные сборы и штрафы, ведется таможенная статистика. Таможенная стоимость определяется импортером (декларантом), и проверяется таможней, оформляющей груз. Таможня решает вопрос о величине пошлины на основе документов декларанта или собственной информации о ценах. К числу налогов на ввозимые товары относятся НДС (почти на все товары) и акцизы, которые взимаются только с подакцизных товаров. Степень либерализации таможенных тарифов и распространенность нетарифных ограничений зависят от целого ряда факторов, среди которых основными являются: - масштабы и уровень развития национальной экономики; -удельный вес страны в международной торговле; - степень влияния страны в международных торговых, таможенных и иных союзах; - существующая и потенциальная направленность внешнеторгового оборота; - конкурентоспособность национальных товаров; - внутренняя политическая и экономическая ситуация и др. Глава 6 Таможенного кодекса РФ целиком посвящена определению страны происхождения товара, принципы которого основываются на существующей международной практике. Страна происхождения товара требует особого внимания с целью осуществления тарифных и нетарифных мер регулирования ввоза товара на таможенную территорию РФ и вывоза товара с этой территории. Страной происхождения товара является государство, в котором данный товар был полностью произведен или подвергнут достаточной переработке в соответствии с критериями, установ-леннымиТКРФ.Так,вст.31 приведен переченьтоваров (из 11 пунктов), считающихся полностью произведенными в данной стране, а в ст. 32 сформулированы критерии достаточной переработки товара в данной стране и названы операции, не отвечающие критерию достаточной переработки. Для удостоверения происхождения товара из данной страны таможенный орган РФ вправе требовать предоставления сертификата о происхождении товара (ст. 36, пункт 1). Обязательное предоставление указанного сертификата необходимо при ввозе товара на таможенную территорию РФ в случаях, указанных в пункте 3, ст. 36. В ст. 37 перечислены сведения, которые должен содержать сертификат о происхождении товара. В системе государственного регулирования внешней торговли России используются все общепринятые в мировой практике методы и инструменты таможенно-тарифного регулирования и нетарифных ограничений. Рассмотрим особенности формирования ввозного (импортного) тарифа и ввозных (импортных) пошлин. Ввозной (импортный) тариф и ввозные пошлины в 90-е гг. неоднократно менялись в соответствии с изменениями во внешнеторговой политике и экономическом положении России. Например, в начале 1992 г. одной из главных проблем считалась нехватка продовольствия и других потребительских товаров, поэтому на определенный период (несколько месяцев) был установлен беспошлинный их ввоз. По мере насыщения потребительского рынка в условиях либерализации цен на первый план вышла другая проблема - затрудненность сбыта отечественной продукции в результате снижения платежеспособного спроса населения и усиления конкуренции со стороны иностранных товаров. В этой связи с 1994 г. и до конца 2000 г. наблюдалась тенденция к росту ввозных пошлин, в том числе и к введению очень высоких (протекционистских) пошлин на многие товары (автомобили, мясные продукты, масло сливочное и подсолнечное, сахар, алкогольные и безалкогольные напитки, сигареты и др.). В настоящее время в России преобладают адвалорные ввозные пошлины (от 5 до 20% от стоимости товара). Определенное распространение получили комбинированные пошлины, увеличивающие общий размер таможенного обложения. Вывозные пошлины большей частью бывают специфические или комбинированные. Среди основных функций таможенного тарифа особо выделяются протекционистская и фискальная. Протекционистская функция связана с защитой национальных товаропроизводителей. Взимание таможенных пошлин с импортных товаров увеличивает их стоимость при реализации на внутреннем рынке страны-импортера, тем самым, способствуя повышению конкурентоспособности аналогичных товаров, производимых национальной промышленностью и сельским хозяйством. Фискальная функция таможенного тарифа обеспечивает поступление средств от взимания таможенных пошлин в доходную часть бюджета страны.
|
|||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 279; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.55.43 (0.011 с.) |