Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
В управлении внешнеэкономической деятельностьюСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Интеграции российской экономики в мировое хозяйство в значительной степени может способствовать таможенная политика страны, основу которой создает эффективная организация и управление таможенным делом. Таможенная политика представляет собой часть внешнеторговой деятельности государства, генеральной целью которой ставится регламентация объемов, структуры и условий экспорта и импорта товаров. Являясь составной частью внешней политики и одним из активных средств осуществления деятельности страны на мировом рынке, таможенная политика в современных условиях призвана обеспечивать методически и реализовывать на практике внешнеэкономические цели, задачи и интересы России. Это может быть достигнуто путем практического внедрения системы мероприятий управленческого характера, направленных на достижение определенных экономических преимуществ на мировом рынке и, одновременно, на защиту внутреннего рынка от экспансии иностранных товаров. Назначение управления таможенной политикой состоит в следующем: - совершенствование таможенно-тарифного законодательства; - организация таможенных союзов; - заключение таможенных конвенций; - создание свободных таможенных зон и т. д. Принимая за основу обозначенные позиции, таможенная политика в современных условиях становится мощным рычагом, при помощи которого государство может стимулировать рост отечественного производства, как за счет экспорта продукции, так и счет ввоза импортных товаров, создавая, тем самым, отечественным товаропроизводителям благоприятные условия для конкурентной борьбы. Особую актуальность данные вопросы приобретают в свете вступления РФ во Всемирную торговую организацию (ВТО). Это требует значительных изменений в механизме управления таможенной политикой государства, в том числ«снижения ввозных платежей, уравнивания условий функционирования на российском рынке отечественных и зарубежных товаропроизводителей. Таможенная политика России должна строиться не только с учетом намерения вступить в ВТО, но и с целью - стать полноправным участником мирового товарооборота. Вступление нашей страны в ВТО и по настоящее время остается предметом широкой дискуссии, поскольку наряду с позитивными моментами связано с целым рядом отрицательных факторов. Среди условий, которые дает вступление в ВТО, можно выделить: - создание режима наиболее благоприятных отношений со всеми государствами-членами Всемирной торговой организации; - стабильность экспортных и импортных тарифов, уровень которых не может изменяться волевым решением одной из стран-участниц; - запрет на установление импортных квот, дискриминацию источников импорта, предоставление каких-либо льгот отечественным производителям по сравнению с иностранными компаниями; - возможность более легкого разрешения торговых споров между странами. Таким образом, членство в ВТО для страны-участницы ставит обязательным условием снятие протекционистских барьеров (направленных на защиту внутреннего рынка от иностранных товаров) в системе мировой торговли и перемещения капиталов. Вместе с тем, одной из проблем, которую нужно решить при вступлении в данную организацию является необходимость страны-претендента доказать, что она имеет рыночно ориентированную экономику и, что этот путь является необратимым. Кроме того, из этого вытекает потребность формирования в стране нормативной базы, соответствующей установленным ВТО правилам в области применения импортных защитных мер. Россия, претендуя на статус члена ВТО, обязана обеспечить совместимость национального торгового режима с правилами ГАТТ (Генеральное Соглашение по тарифам и торговле, преобразованное на основе решений переговоров «Уругвайского раунда» в ВТО). За этим стоит снижение таможенных пошлин, устранение нетарифных барьеров и т.д. Среди мер, предпринятых нашей страной для ускорения процедуры вступления в ВТО, следует выделить ограничение возможностей административного регулирования внешнеэкономической деятельности (ВЭД). Ведущая роль в регулировании внешней торговли переходит к таможенным пошлинам. Таким образом, акцент менеджмента в таможенном деле смещается преимущественно в сторону управления таможенными платежами и сборами, как одного из важнейших регуляторов этой сферы экономики. Оценка товаров, перемещаемых через таможенную границу, с целью определения размеров взимаемых таможенных плате жей, всегда являлась одной из самых сложных процедур в таможенном деле. В настоящее время большинство стран, участвующих во внешней торговле, применяют международную систему определения таможенной стоимости товаров «О создании методологии определения таможенной стоимости товаров на условиях СИФ», утвержденную «Брюссельской» (или ГАТТонской) Конвенцией в 1950 году. К этой Конвенции (на декабрь 2006г.) присоединились 149 государств. Россия, являясь правопреемницей СССР в ГАТТ, сохраняет в нем статус наблюдателя. Развитие внешнеторговой практики потребовало внесения определенных изменений в эту систему. С этой целью в рамках Токийского раунда торговых переговоров, проходивших под эгидой ГАТТ, в 1979 году 28 стран подписали Соглашение о применении ст. VII ГАТТ «Оценка товаров для таможенных целей». Согласно данному Соглашению таможенная стоимость товара определена как - цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары при продаже с целью экспорта в страну импорта и скорректированная с учетом доначислений, установленных нормативами. В Законе РФ «О таможенном тарифе» заложены основополагающие методологические и организационные принципы определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на территорию РФ. Таможенный кодекс Российской Федерации содержит правовые, экономические и организационные основы таможенного дела. Для осуществления контроля таможенной стоимости исключительно важное значение имеют, установленные Таможенным кодексом Российской Федерации (далее - ТК РФ), следующие положения: 1. Формы и методы проведения таможенного контроля, правильного определения таможенной стоимости (ст. 323, гл. 34, 35 ТК РФ), требующие следующих действий: - проверка документов и сведений необходимых для таможенных целей; - проверка системы учета и отчетности; - устный опрос должностных и физических лиц. 2. Права таможенных органов при осуществлении такого контроля, а именно: - получение от банков, правоохранительных органов, налоговых и иных контролирующих органов сведений, необходимых для таможенного контроля (ст. 363 ТК РФ); - привлечение специалистов и экспертов для оказания содействия в проведении таможенного контроля (ст. 379 ТК РФ); - обеспечение доступа должностных лиц таможенных органов на территорию и в помещения, где могут находиться товары, транспортные средства и документы, подлежащие таможенному контролю (ст. 375 ТК РФ); - назначение и проведение в пределах своей компетенции проверок финансово-хозяйственной деятельности лиц, перемещающих товары и транспортные средства через таможенную границу Российской Федерации (ст. 361 ТК РФ). Если в результате таможенного контроля выявляются нарушения, связанные с неправильным определением или заявлением таможенному органу сведений по таможенной стоимости товаров, то в соответствии с ТК РФ, они квалифицируются как «нарушения таможенных правил». Это влечет за собой применение соответствующих штрафных санкций с взысканием в бесспорном порядке неуплаченных таможенных платежей, независимо от срока обнаружения факта неуплаты. Декларация таможенной стоимости представляется таможенному органу вместе с соответствующей грузовой таможенной декларацией (далее-ГТД). В соответствии со статьей 120 ТК РФ определен конкретный перечень основных и дополнительных документов, которые должны быть представлены декларантом при заявлении сведений по таможенной стоимости. 1.2. Возникновение и развитие таможенного дела в России Возникновение таможенного дела в нашей стране специалисты относят к X веку. Подтверждением тому являются упоминания о торговых пошлинах, которыми облагались в Древнерусском государстве товары на пути их следования по сухопутным и водным путям страны. Самая древняя из пошлин, называемая «мыт» упоминается еще в XI веке, со времен Ярослава Мудрого («Русская Правда»). Организация сборов мыта явилась как бы предшественницей возникновения государственного таможенного дела. С середины XIII века (1257 г.) ханами Золотой Орды на Руси была установлена пошлина, которая называлась «тамга» (в переводе с тюркского означающая клеймо или печать), для взимания которой требовалось наличие печати князя или наместника. Постепенно данное название переходит на все пошлинные сборы, а сам термин «тамга» трансформируется в название таможни (таможенной системы). Это нововведение становится одной из наиболее доходных пошлин, которые взимались со стоимости товара. Таможенная пошлина дала мощный импульс развитию экономики, внешней торговле, таможенного и тарифного законодательства, формированию особого института внешней торговли - таможни. Существенные изменения в российской таможенной системе происходят с середины XVII века, чему способствовало приня тие Торгового устава, Уставной таможенной грамоты и Новоторгового устава. В то время руководство таможенной работой осуществляли, так называемые «таможенные головы» и их помощники - «целовальники», которые при вступлении в должность целовали крест и приносили присягу на верную службу отечеству. Пост таможенного головы являлся выборным. В подчинении у руководителей таможни находились, работающие по найму - дьяки и подьячие, которые вели таможенную документацию (таможенные книги). В эпоху царствования Петра I в Российской империи наблюдается активное развитие торговли с иностранными государствами, что привело к резкому возрастанию ввоза из-за границы различных товаров, с которых взимались соответствующие пошлины. При этом пошлинами облагались не только перевозки товаров между государствами, но и, непосредственно, на территории России. В то время название руководителя структуры сбора пошлин - таможенной головы сменилось на таможенного бурмистра, а с 1720 г. - на оберцольнера (надзирателя). В период правления императрицы Елизаветы (1753 г.) был принят Манифест, в который внесено запрещение - взимать таможенные платежи за перемещение товаров внутри российской территории (между губерниями, а также между Европейской частью страны и Сибирью). Это стало важным шагом в формировании единого таможенного пространства на всей территории Российской империи. С приходом на царствование Екатерины II, по ее указу, таможня переходит в казенное ведомство (1762 г.). Для надзора над таможней учреждается Главная канцелярия по таможенным сборам, а затем такой надзор был возложен на Таможенные экспедиции казенных палат (1789 г.). В начале XIX века после смены в экономике России коллежской системы на министерскую, управление таможенными учреждениями было передано Департаменту внешней торговли, который находился в ведении Министерства финансов. За весь период развития Российского государства, вплоть до 1917 г., были приняты четыре Таможенных устава, каждый из которых внес определенный вклад в эту сферу деятельности: - первый Таможенный устав (1819 г.) заложил основы единого правового регулирования таможенного дела в стране; - второй Таможенный устав (1857 г.) определил права и обязанности таможенных служащих; - третий Таможенный устав (1892 г.) позволил установить таможенную охрану на море и в прибрежных водах страны. С этой целью (в 1893г.) пограничная стража была выведена из подчинения Департамента таможенных сборов и выделена в Отдельный корпус пограничной стражи, который был переведен в непосредственное подчинение министру финансов; - четвертый Таможенный устав (1904 г.) позволил установить новую структуру таможенных служб путем выделения в ней следующих подразделений: Департамент таможенных сборов; окружные и участковые таможенные управления; таможни; заставы; посты и пункты. Кардинальные изменения в таможенном деле произошли после революции (1917 г.) с введением государственной торговой монополии и национализацией внешней торговли. В 1921 г. с принятием Закона о контрабанде, была создана и начала работать Центральная комиссия по борьбе с контрабандой (при ВЧК) с участием таможенных служб. В 1928 г. был принят Таможенный устав СССР (первый кодифицированный акт по таможенному делу), что позволило сформировать систему таможенных органов и организовать управление ими. Главная задача таможенных служб в условиях государственной монополии внешней торговли состояла в осуществлении контроля за экспортно-импортными операциями. Принятый в 1964 г. Таможенный кодекс СССР действовал около 30 лет, вплоть до распада СССР. С этого периода (начиная с 1991 г.) происходят кардинальные изменения, связанные со становлением Российской Федерации как самостоятельного государства и переходом страны на рыночные методы хозяйствования. Возникает острая необходимость решать такие важные задачи, как обустройство новой таможенной границы и создание системы таможенных органов. Российская Федерация как самостоятельный субъект мировой экономики унаследовала от Советского Союза обустроенные государственную и таможенную границы с Норвегией, Финляндией, Китаем, Монголией и КНДР. Вместе с тем, появилась необходимость заново создавать таможенные границы с новыми независимыми государствами. Уже в конце 1992 г. зона таможенного контроля и таможенные посты были созданы на границах со странами Балтии, а также с Украиной, Азербайджаном и Грузией. Особое положение в этом отношении занимают только границы с Белоруссией, где таможенный контроль был формально снят в 1995 г. и с Казахстаном, где таможенная граница только формируется. В 90-е гг. постепенно создается правовая база внешней торговли, предпринимаются попытки формирования концепции и стратегий развития внешнеторговых отношений. Существенные изменения в хозяйственной и внешнеэкономической политике потребовали упрощения въезда и выезда из страны, а также ввоза на таможенную территорию РФ иностранных товаров и вывоза отечественных товаров за ее пределы. Для выполнения этих задач в 1991 г. был создан Государственный таможенный комитет Российской Федерации (Федеральный орган исполнительной власти). С целью государственного регулирования внешнеэкономических торговых отношений осуществляются разработки в области таможенно-тарифного регулирования, нетарифных ограничений, валютного и экспортного контроля, координации внешнеторговой деятельности субъектов Российской Федерации. Приоритет был отдан экономическим методам регулирования внешней торговли, где основой является равенство всех ее участников независимо от форм собственности. Важнейшими федеральными законами, составившими основу современного российского законодательства во внешней торговле, являются следующие: - «О таможенном тарифе» от 21.05.1993 № 5003-1; - Таможенный кодекс Российской Федерации от 18.06.1993 № 5221-1; - «О мерах по защите экономических интересов РФ при осуществлении внешней торговли товарами» от 14.04.1998 № 63-ФЗ; - «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами» (1998 г.); - «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации» (1999 г.); - «Об экспортном контроле» (1999 г.); - «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (2003 г.); - «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» (2003 г.) С принятием Таможенного кодекса Российской Федерации, все товары, ввозимые в Россию или вывозимые за ее пределы, независимо от характера и размера взимания таможенных пошлин, подлежат таможенному оформлению. Обязательным также становится взимание таможенных сборов за оформление и хранение товаров, санитарный и ветеринарный контроль и т.д. При этом только оформление транзитных перевозок в пределах стран СНГ (например, из Узбекистана в Белоруссию или из Украины в Казахстан) освобождается от таможенных сборов. Вступление в силу в 1993 г. Конституции и Таможенного кодекса Российской Федерации, где главной составляющей стало правовое закрепление принципов рыночной экономики, послужило импульсом для коренных изменений в организации таможенного дела. При этом главными принципами были продекларированы: свобода экономической деятельности и отказ от монополии государства на внешнюю торговлю. За период 2003-2007 гг. в этой сфере снова происходят существенные изменения законодательства с принятием: - нового Таможенного кодекса Российской Федерации от 28.05.2003, № 61-ФЗ который ориентировал экономику России на мировые стандарты; - Указа Президента Российской Федерации «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» от 09.03.2004, № 314 (ред. от 24.09.2007), внесшего существенные изменения в систему управления таможенным делом в РФ. Со вступлением в силу этих актов были осуществлены следующие реорганизационные действия: - прежний Государственный таможенный комитет (ГТК) преобразовывается в Федеральную таможенную службу (ФТС); - Федеральные таможенные службы (ФТС) передаются в ведение Министерства экономического развития и торговли; - разграничиваются такие функции, как управление таможенным делом и нормативное регулирование в данной сфере (переданы Министерству экономического развития и торговли), что позволило ограничить прежнее всевластие ГТК; - вносятся изменения в Федеральный закон от 14.04.1998, № 63-ФЗ (ред. От 08.12.2003) «О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами» с целью приведения в соответствие норм этого закона с нормами ВТО (особенно в части применения Россией защитных мер). Вместе с тем, характерные для мирового рынка - высокая динамичность и глобализация международной экономики, указывают на необходимость защиты национальных интересов России. Это предъявляет особые требования к дальнейшему совершенствованию законодательной базы и таможенной политики страны, как основы управления таможенным делом. глава и. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ МЕНЕДЖМЕНТА В ТАМОЖЕННОМ ДЕЛЕ <Х>0000<ЮО<Х>0<><>С><ХКХ><>0'>0<><^^ 2.1. Сущность и содержание менеджмента,
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 178; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.73.150 (0.012 с.) |