Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В управлении внешнеэкономической деятельностью

Поиск

Интеграции российской экономики в мировое хозяйство в зна­чительной степени может способствовать таможенная политика страны, основу которой создает эффективная организация и уп­равление таможенным делом.

Таможенная политика представляет собой часть внешнетор­говой деятельности государства, генеральной целью которой ста­вится регламентация объемов, структуры и условий экспорта и импорта товаров. Являясь составной частью внешней политики и одним из активных средств осуществления деятельности стра­ны на мировом рынке, таможенная политика в современных ус­ловиях призвана обеспечивать методически и реализовывать на практике внешнеэкономические цели, задачи и интересы России. Это может быть достигнуто путем практического внедрения сис­темы мероприятий управленческого характера, направленных на достижение определенных экономических преимуществ на ми­ровом рынке и, одновременно, на защиту внутреннего рынка от экспансии иностранных товаров. Назначение управления тамо­женной политикой состоит в следующем:

- совершенствование таможенно-тарифного законодательства;

- организация таможенных союзов;

- заключение таможенных конвенций;

- создание свободных таможенных зон и т. д.

Принимая за основу обозначенные позиции, таможенная по­литика в современных условиях становится мощным рычагом, при помощи которого государство может стимулировать рост отечественного производства, как за счет экспорта продукции, так и счет ввоза импортных товаров, создавая, тем самым, оте­чественным товаропроизводителям благоприятные условия для конкурентной борьбы. Особую актуальность данные вопросы приобретают в свете вступления РФ во Всемирную торговую организацию (ВТО). Это требует значительных изменений в ме­ханизме управления таможенной политикой государства, в том числ«снижения ввозных платежей, уравнивания условий функ­ционирования на российском рынке отечественных и зарубеж­ных товаропроизводителей.

Таможенная политика России должна строиться не только с учетом намерения вступить в ВТО, но и с целью - стать полно­правным участником мирового товарооборота.

Вступление нашей страны в ВТО и по настоящее время остается предметом широкой дискуссии, поскольку наряду с позитивными моментами связано с целым рядом отрицательных факторов. Среди условий, которые дает вступление в ВТО, можно выделить:

- создание режима наиболее благоприятных отношений со всеми государствами-членами Всемирной торговой органи­зации;

- стабильность экспортных и импортных тарифов, уровень которых не может изменяться волевым решением одной из стран-участниц;

- запрет на установление импортных квот, дискриминацию источников импорта, предоставление каких-либо льгот оте­чественным производителям по сравнению с иностранны­ми компаниями;

- возможность более легкого разрешения торговых споров между странами.

Таким образом, членство в ВТО для страны-участницы ставит обязательным условием снятие протекционистских барьеров (направленных на защиту внутреннего рынка от иностранных товаров) в системе мировой торговли и перемещения капиталов. Вместе с тем, одной из проблем, которую нужно решить при вступлении в данную организацию является необходимость страны-претендента доказать, что она имеет рыночно ориенти­рованную экономику и, что этот путь является необратимым. Кроме того, из этого вытекает потребность формирования в стране нормативной базы, соответствующей установленным ВТО правилам в области применения импортных защитных мер. Россия, претендуя на статус члена ВТО, обязана обеспечить совместимость национального торгового режима с правилами ГАТТ (Генеральное Соглашение по тарифам и торговле, преобра­зованное на основе решений переговоров «Уругвайского раунда» в ВТО). За этим стоит снижение таможенных пошлин, устране­ние нетарифных барьеров и т.д.

Среди мер, предпринятых нашей страной для ускорения про­цедуры вступления в ВТО, следует выделить ограничение воз­можностей административного регулирования внешнеэконо­мической деятельности (ВЭД). Ведущая роль в регулировании внешней торговли переходит к таможенным пошлинам. Таким образом, акцент менеджмента в таможенном деле смещается преимущественно в сторону управления таможенными плате­жами и сборами, как одного из важнейших регуляторов этой сферы экономики.

Оценка товаров, перемещаемых через таможенную границу, с целью определения размеров взимаемых таможенных плате­

жей, всегда являлась одной из самых сложных процедур в та­моженном деле.

В настоящее время большинство стран, участвующих во вне­шней торговле, применяют международную систему определе­ния таможенной стоимости товаров «О создании методологии определения таможенной стоимости товаров на условиях СИФ», утвержденную «Брюссельской» (или ГАТТонской) Конвенцией в 1950 году. К этой Конвенции (на декабрь 2006г.) присоединились 149 государств. Россия, являясь правопреемницей СССР в ГАТТ, сохраняет в нем статус наблюдателя.

Развитие внешнеторговой практики потребовало внесения оп­ределенных изменений в эту систему. С этой целью в рамках То­кийского раунда торговых переговоров, проходивших под эгидой ГАТТ, в 1979 году 28 стран подписали Соглашение о применении ст. VII ГАТТ «Оценка товаров для таможенных целей». Согласно данному Соглашению таможенная стоимость товара определена как - цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за то­вары при продаже с целью экспорта в страну импорта и скорректи­рованная с учетом доначислений, установленных нормативами.

В Законе РФ «О таможенном тарифе» заложены основополага­ющие методологические и организационные принципы определе­ния таможенной стоимости товаров, ввозимых на территорию РФ. Таможенный кодекс Российской Федерации содержит правовые, экономические и организационные основы таможенного дела. Для осуществления контроля таможенной стоимости исключительно важное значение имеют, установленные Таможенным кодексом Российской Федерации (далее - ТК РФ), следующие положения:

1. Формы и методы проведения таможенного контроля, пра­вильного определения таможенной стоимости (ст. 323, гл. 34, 35 ТК РФ), требующие следующих действий:

- проверка документов и сведений необходимых для тамо­женных целей;

- проверка системы учета и отчетности;

- устный опрос должностных и физических лиц.

2. Права таможенных органов при осуществлении такого кон­троля, а именно:

- получение от банков, правоохранительных органов, нало­говых и иных контролирующих органов сведений, необхо­димых для таможенного контроля (ст. 363 ТК РФ);

- привлечение специалистов и экспертов для оказания содейс­твия в проведении таможенного контроля (ст. 379 ТК РФ);

- обеспечение доступа должностных лиц таможенных орга­нов на территорию и в помещения, где могут находиться товары, транспортные средства и документы, подлежащие таможенному контролю (ст. 375 ТК РФ);

- назначение и проведение в пределах своей компетенции проверок финансово-хозяйственной деятельности лиц, пе­ремещающих товары и транспортные средства через тамо­женную границу Российской Федерации (ст. 361 ТК РФ).

Если в результате таможенного контроля выявляются наруше­ния, связанные с неправильным определением или заявлением таможенному органу сведений по таможенной стоимости това­ров, то в соответствии с ТК РФ, они квалифицируются как «на­рушения таможенных правил». Это влечет за собой применение соответствующих штрафных санкций с взысканием в бесспор­ном порядке неуплаченных таможенных платежей, независимо от срока обнаружения факта неуплаты.

Декларация таможенной стоимости представляется таможен­ному органу вместе с соответствующей грузовой таможенной де­кларацией (далее-ГТД).

В соответствии со статьей 120 ТК РФ определен конкретный пе­речень основных и дополнительных документов, которые долж­ны быть представлены декларантом при заявлении сведений по таможенной стоимости.

1.2. Возникновение и развитие таможенного дела в России

Возникновение таможенного дела в нашей стране специалис­ты относят к X веку. Подтверждением тому являются упомина­ния о торговых пошлинах, которыми облагались в Древнерус­ском государстве товары на пути их следования по сухопутным и водным путям страны. Самая древняя из пошлин, называемая «мыт» упоминается еще в XI веке, со времен Ярослава Мудрого («Русская Правда»). Организация сборов мыта явилась как бы предшественницей возникновения государственного таможен­ного дела.

С середины XIII века (1257 г.) ханами Золотой Орды на Руси была установлена пошлина, которая называлась «тамга» (в пе­реводе с тюркского означающая клеймо или печать), для взима­ния которой требовалось наличие печати князя или наместника. Постепенно данное название переходит на все пошлинные сбо­ры, а сам термин «тамга» трансформируется в название тамож­ни (таможенной системы). Это нововведение становится одной из наиболее доходных пошлин, которые взимались со стоимос­ти товара. Таможенная пошлина дала мощный импульс разви­тию экономики, внешней торговле, таможенного и тарифного законодательства, формированию особого института внешней торговли - таможни.

Существенные изменения в российской таможенной системе происходят с середины XVII века, чему способствовало приня­

тие Торгового устава, Уставной таможенной грамоты и Ново­торгового устава. В то время руководство таможенной работой осуществляли, так называемые «таможенные головы» и их по­мощники - «целовальники», которые при вступлении в долж­ность целовали крест и приносили присягу на верную службу отечеству. Пост таможенного головы являлся выборным. В под­чинении у руководителей таможни находились, работающие по найму - дьяки и подьячие, которые вели таможенную докумен­тацию (таможенные книги).

В эпоху царствования Петра I в Российской империи наблю­дается активное развитие торговли с иностранными государс­твами, что привело к резкому возрастанию ввоза из-за грани­цы различных товаров, с которых взимались соответствующие пошлины. При этом пошлинами облагались не только перевоз­ки товаров между государствами, но и, непосредственно, на тер­ритории России. В то время название руководителя структуры сбора пошлин - таможенной головы сменилось на таможенного бурмистра, а с 1720 г. - на оберцольнера (надзирателя).

В период правления императрицы Елизаветы (1753 г.) был принят Манифест, в который внесено запрещение - взимать та­моженные платежи за перемещение товаров внутри российской территории (между губерниями, а также между Европейской частью страны и Сибирью). Это стало важным шагом в форми­ровании единого таможенного пространства на всей территории Российской империи.

С приходом на царствование Екатерины II, по ее указу, та­можня переходит в казенное ведомство (1762 г.). Для надзора над таможней учреждается Главная канцелярия по таможенным сборам, а затем такой надзор был возложен на Таможенные экс­педиции казенных палат (1789 г.).

В начале XIX века после смены в экономике России коллежской системы на министерскую, управление таможенными учрежде­ниями было передано Департаменту внешней торговли, который находился в ведении Министерства финансов. За весь период раз­вития Российского государства, вплоть до 1917 г., были приняты четыре Таможенных устава, каждый из которых внес определен­ный вклад в эту сферу деятельности:

- первый Таможенный устав (1819 г.) заложил основы единого правового регулирования таможенного дела в стране;

- второй Таможенный устав (1857 г.) определил права и обя­занности таможенных служащих;

- третий Таможенный устав (1892 г.) позволил установить таможенную охрану на море и в прибрежных водах стра­ны. С этой целью (в 1893г.) пограничная стража была вы­ведена из подчинения Департамента таможенных сборов и выделена в Отдельный корпус пограничной стражи, кото­рый был переведен в непосредственное подчинение минис­тру финансов;

- четвертый Таможенный устав (1904 г.) позволил устано­вить новую структуру таможенных служб путем выде­ления в ней следующих подразделений: Департамент та­моженных сборов; окружные и участковые таможенные управления; таможни; заставы; посты и пункты.

Кардинальные изменения в таможенном деле произошли после революции (1917 г.) с введением государственной торговой монополии и национализацией внешней торговли.

В 1921 г. с принятием Закона о контрабанде, была создана и на­чала работать Центральная комиссия по борьбе с контрабандой (при ВЧК) с участием таможенных служб.

В 1928 г. был принят Таможенный устав СССР (первый кодифи­цированный акт по таможенному делу), что позволило сформи­ровать систему таможенных органов и организовать управление ими. Главная задача таможенных служб в условиях государствен­ной монополии внешней торговли состояла в осуществлении контроля за экспортно-импортными операциями.

Принятый в 1964 г. Таможенный кодекс СССР действовал око­ло 30 лет, вплоть до распада СССР.

С этого периода (начиная с 1991 г.) происходят кардиналь­ные изменения, связанные со становлением Российской Федера­ции как самостоятельного государства и переходом страны на рыночные методы хозяйствования. Возникает острая необхо­димость решать такие важные задачи, как обустройство новой таможенной границы и создание системы таможенных органов. Российская Федерация как самостоятельный субъект мировой экономики унаследовала от Советского Союза обустроенные государственную и таможенную границы с Норвегией, Фин­ляндией, Китаем, Монголией и КНДР. Вместе с тем, появилась необходимость заново создавать таможенные границы с новы­ми независимыми государствами. Уже в конце 1992 г. зона тамо­женного контроля и таможенные посты были созданы на грани­цах со странами Балтии, а также с Украиной, Азербайджаном и Грузией. Особое положение в этом отношении занимают толь­ко границы с Белоруссией, где таможенный контроль был фор­мально снят в 1995 г. и с Казахстаном, где таможенная граница только формируется.

В 90-е гг. постепенно создается правовая база внешней тор­говли, предпринимаются попытки формирования концепции и стратегий развития внешнеторговых отношений. Существенные изменения в хозяйственной и внешнеэкономической политике

потребовали упрощения въезда и выезда из страны, а также ввоза на таможенную территорию РФ иностранных товаров и вывоза отечес­твенных товаров за ее пределы. Для выполнения этих задач в 1991 г. был создан Государственный таможенный комитет Российской Фе­дерации (Федеральный орган исполнительной власти).

С целью государственного регулирования внешнеэкономи­ческих торговых отношений осуществляются разработки в об­ласти таможенно-тарифного регулирования, нетарифных ог­раничений, валютного и экспортного контроля, координации внешнеторговой деятельности субъектов Российской Федера­ции. Приоритет был отдан экономическим методам регулиро­вания внешней торговли, где основой является равенство всех ее участников независимо от форм собственности.

Важнейшими федеральными законами, составившими основу современного российского законодательства во внешней торгов­ле, являются следующие:

- «О таможенном тарифе» от 21.05.1993 № 5003-1;

- Таможенный кодекс Российской Федерации от 18.06.1993 № 5221-1;

- «О мерах по защите экономических интересов РФ при осущест­влении внешней торговли товарами» от 14.04.1998 № 63-ФЗ;

- «О военно-техническом сотрудничестве Российской Феде­рации с иностранными государствами» (1998 г.);

- «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации» (1999 г.);

- «Об экспортном контроле» (1999 г.);

- «Об основах государственного регулирования внешнетор­говой деятельности» (2003 г.);

- «О специальных защитных, антидемпинговых и компенса­ционных мерах при импорте товаров» (2003 г.)

С принятием Таможенного кодекса Российской Федерации, все товары, ввозимые в Россию или вывозимые за ее пределы, неза­висимо от характера и размера взимания таможенных пошлин, подлежат таможенному оформлению. Обязательным также ста­новится взимание таможенных сборов за оформление и хранение товаров, санитарный и ветеринарный контроль и т.д. При этом только оформление транзитных перевозок в пределах стран СНГ (например, из Узбекистана в Белоруссию или из Украины в Казах­стан) освобождается от таможенных сборов.

Вступление в силу в 1993 г. Конституции и Таможенного кодек­са Российской Федерации, где главной составляющей стало пра­вовое закрепление принципов рыночной экономики, послужило импульсом для коренных изменений в организации таможенного дела. При этом главными принципами были продекларированы: свобода экономической деятельности и отказ от монополии госу­дарства на внешнюю торговлю.

За период 2003-2007 гг. в этой сфере снова происходят сущест­венные изменения законодательства с принятием:

- нового Таможенного кодекса Российской Федерации от

28.05.2003, № 61-ФЗ который ориентировал экономику России на мировые стандарты;

- Указа Президента Российской Федерации «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» от

09.03.2004, № 314 (ред. от 24.09.2007), внесшего существенные изменения в систему управления таможенным делом в РФ.

Со вступлением в силу этих актов были осуществлены следу­ющие реорганизационные действия:

- прежний Государственный таможенный комитет (ГТК) преобразовывается в Федеральную таможенную службу (ФТС);

- Федеральные таможенные службы (ФТС) передаются в веде­ние Министерства экономического развития и торговли;

- разграничиваются такие функции, как управление тамо­женным делом и нормативное регулирование в данной сфере (переданы Министерству экономического развития и торговли), что позволило ограничить прежнее всевластие ГТК;

- вносятся изменения в Федеральный закон от 14.04.1998, № 63-ФЗ (ред. От 08.12.2003) «О мерах по защите экономи­ческих интересов Российской Федерации при осуществле­нии внешней торговли товарами» с целью приведения в соответствие норм этого закона с нормами ВТО (особенно в части применения Россией защитных мер).

Вместе с тем, характерные для мирового рынка - высокая дина­мичность и глобализация международной экономики, указывают на необходимость защиты национальных интересов России. Это предъявляет особые требования к дальнейшему совершенствова­нию законодательной базы и таможенной политики страны, как основы управления таможенным делом.

глава и. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ МЕНЕДЖМЕНТА В ТАМОЖЕННОМ ДЕЛЕ

<Х>0000<ЮО<Х>0<><>С><ХКХ><>0'>0<><^^

2.1. Сущность и содержание менеджмента,



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 178; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.73.150 (0.012 с.)