Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Управленческие решения, их виды, процедура принятияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Эффективность менеджмента в значительной степени определяется качеством принимаемых управленческих решений. Процесс их разработки, принятия и реализации является важнейшим из всех управленческих процессов и осуществляется на заключительной стадии управления. Управленческое решение - это своеобразная форма управленческого воздействия на управляемый объект, необходимого для проведения изменений в его состоянии. Управленческими считаются решения, направленные на: - организацию управления (организационная структура, процессы, методы управления и т.д.); - стратегическое планирование; - управление человеческими ресурсами (мотивирование, активизация знаний, умений, навыков); - управление обслуживающей деятельностью; - управление внутренними и внешними коммуникациями и т.д. Управленческое решение является результатом работы руководителя (менеджера) по конкретной ситуации. Его принятие сопряжено с определенными рисками из-за неопределенности при выборе альтернативного варианта. Теорией и практикой менеджмента выработаны определенные требования к управленческим решениям, которые должны соответствовать действующему законодательству и положениям уставных документов. Среди этих требований: обоснованность; четкость формулировок; реальная осуществимость; своевременность; экономичность, определяемая размером затрат на их осуществление; эффективность (результативность) достижения поставленных целей в сравнении с затратами; согласованность с ранее принятыми решениями. Эффективным решением считается то, реализация которого внесет наибольший вклад в достижение конечной цели. Таким образом, управленческое решение как явление представляет собой набор мероприятий, направленных на разрешение проблемы и достижение целей организации, а как процесс - последовательность определенных этапов, включающих набор управленческих процедур. Управленческие решения отличаются значительным разнообразием. Это требует различных подходов к организации процесса разработки, методам принятия и их реализации. Существует целый ряд критериев (признаков), по которым производится видовая группировка (классификация) управленческих решений (таблица 1). Таблица 1 Классификация управленческих решений
Цель принятия управленческого решения состоит в выборе из нескольких возможных оптимального варианта, обеспечивающего достижение определенного результата. Решение проблем в таможенных и других организациях следует рассматривать как процесс, предполагающий порядок выполнения взаимосвязанных рациональных действий, обладающих определенной последовательностью, продолжительностью и структурой. Следовательно, процесс принятия управленческих решений - это циклическая последовательность действий субъекта управления, направленных на разрешение проблем организации и включающих анализ проблемной ситуации, разработку альтернативных вариантов, выбор из них оптимального и его реализация. Когда проблема несложна, а ситуационные факторы известны, то принять управленческое решение можно достаточно просто и быстро. В этом случае часто используется интуитивный подход, для которого характерны: а) мысленное представление управленческим работником решаемой проблемы; б) вероятность радикального изменения подхода к решению проблемы по мере ее развития; в) возможность рассмотрения нескольких вариантов одновременно; г) не обязательное соблюдение последовательности этапов принятия решения; д) зависимость качества решения от опыта лица, которое его принимает. При таком подходе не будут достигнуты высокие результаты в случаях, когда: - новая проблемная ситуация отлична от предыдущей и более сложна; - решение проблемы неоднозначно; - у лица, принимающего решение, не достаточно опыта. В этих случаях процесс разработки и принятия решения требует более рационального подхода, определения этапов и методов его реализации. Количество разрабатываемых альтернативных вариантов решения проблем зависит от многих факторов и, прежде всего, от располагаемого времени, ресурсов и информации. При более детальном подходе к процессу принятия управленческого решения на каждом этапе можно выделить состав процедур, необходимых для реализации целевых установок: 1. Диагностика проблемы, включает выявление факторов и условий появления проблемы, сбор необходимой информации, описание проблемной ситуации. 2. Разработка альтернатив (вариантов решения), предполагает формулировку требований и ограничений, разработку альтернативных вариантов решений. 3. Оценка альтернатив и выбор решения - определение критериев выбора, отбор вариантов решений, отвечающих критериям, оценка возможных последствий, окончательный выбор решения. 4. Организация выполнения и оценка решения, включая разработку плана, контроль хода реалиации и оценку результатов решения проблемы. В процессе разработки и принятия управленческого решения большое значение отводится формулировке ограничений и определению критериев выбора альтернативного варианта. При этом важно учитывать факторы внешней среды и наличие ресурсов для реализации решений. Обозначенные ограничения существенно сужают возможности принятия решений, поскольку варьируются в зависимости от различных факторов (конкретной ситуации, опыта руководителя и т.д.). Переходу к этапу процесса принятия решения и разработке альтернативных вариантов должно предшествовать определение управленческим персоналом всех возможных ограничений. 6.3. Особенности стратегического управления Главной составляющей стратегического управления организацией является стратегия. Слово «стратегия» (от греч. strategos) пришло в экономику из военного лексикона и означает «искусство генерала», «искусство развертывания войск в бою». В современной теории управления существует множество определений стратегии, раскрывающих многогранность и значение этого понятия для организаций различного профиля деятельности. Стратегия является: - центральным элементом всей системы организации; - набором правил для принятия решений, которыми должна руководствоваться организация в своей деятельности; - концепцией использования ресурсов для достижения целей; - долгосрочным направлением развития организации, включая сферы, средства, формы ее деятельности, взаимоотношения элементов и позиции как во внутренней, так и во внешней среде; - детальным всесторонним комплексным планом, предназначенным для осуществления миссии организации и достижения ее целей; - генеральным планом действий, определяющим приоритеты стратегических задач, ресурсы и последовательность шагов по достижению стратегических целей. Процесс разработки стратегии организации является составной частью общего процесса стратегического управления и включает в себя: определение миссии и постановку долгосрочных целей; анализ внутренней и внешней среды; разработку и выбор стратегии; обоснование программ и планов ее реализации; управление процессом реализации; контроль, оценку и корректировку хода реализации стратегии. Стратегический анализ включает в себя анализ факторов внешней и внутренней среды организации, выявление потребностей, оценку ресурсов, а также ее потенциальных возможностей. При анализе факторов внешней среды организации основной целью ставится предвидение потенциальных угроз и выявление возможностей, которые она открывает. Факторы макросреды (правовые, экономические, политические, технологические, социальные, природно-географические), прежде всего, необходимо исследовать с точки зрения их влияния на элементы ближнего окружения организации. Угрозы и возможности могут появляться со «тороны клиентов, поставщиков, финансово-кредитных учреждений, контролирующих организаций, общественности и других заинтересованных лиц. В ходе анализа устанавливаются степень сложности, стабильности и неопределенности деловой среды организации. Степень сложности деловой среды характеризуется количеством элементов и их разнородностью. Стабильность деловой среды определяется динамикой ее элементов, частотой изменения и степенью предсказуемости. Стабильной деловой среде свойственна статичность элементов в течение длительного времени. Нестабильной деловой среде свойственны частые изменения и непредсказуемость. Главная характеристика деловой среды таможенной организации - степень ее неопределенности, связанная с отсутствием необходимой информации о происходящих изменениях, существенно увеличивает степень риска при разработке стратегии. Неопределенность деловой среды может быть: низкой, умеренно низкой, умеренно высокой и высокой. Внутренняя среда организации включает в себя все основные элементы и подсистемы, обеспечивающие процессы выполнения необходимых работ и управления. Соотношение этих элементов определяет потенциал организации, ее сильные и слабые стороны, которые необходимо выявить в процессе стратегического анализа. Метод управленческого анализа, называемый управленческим аудитом, заключается в комплексной оценке функциональных зон организации. Анализ внутренней среды организации производится по ее функциональным подсистемам: основная деятельность; персонал; финансы; менеджмент; нововведения и пр. В результате оперативной диагностики производится оценка состояния потенциала организации во взаимосвязи с возможностями и угрозами внешней среды. Выбор стратегии является центральным моментом стратегического управления и направлен на ее максимальную адекватность целям развития организации. Процесс разработки и осуществления стратегии начинается с формулировки миссии организации. Миссия отражает наиболее значимые аспекты деятельности организации: статус, предназначение в обществе, философию и смысл ее существования, ключевые цели и принципы работы, баланс между стратегическими намерениями и стратегическими ресурсами, фундамент для установления системы целей и пр. Основой для формулирования миссии является информация -как результат оценки прошлой деятельности, а также проведения внешнего и внутреннего стратегического аудита. Степень формализации и детализации стратегической миссии организации может отличаться в зависимости от многих обстоятельств. Она усиливается с ростом размера организации и при наличии стабильной окружающей среды. Кроме того, миссии разных организаций отличаются по форме, содержанию, степени детализации и т.д., поскольку ее содержание и процедура разработки не регулируется законом. Состав компонентов, определяющих содержание миссии организации, сформулированный около 30 лет назад классиком теории менеджмента П. Друкером, актуален и в современных условиях. Применительно к таможенным организациям основными компонентами миссии являются: - услуги, которые оказывает организация; - категории контингента клиентов (участников внешнеторговой и иной деятельности); - географические регионы, которые обслуживает организациям - технологии (новейшие или традиционные); - приоритеты выживания, роста и прибыльности; - философия (важнейшие ценности, устремления и этические принципы); - стратегические преимущества (уникальные технологии, репутация и пр.); - публичный имидж (участие в решении различных проблем); - отношение к работникам. Миссия формулируется высшим руководством организации, которое несет ответственность за ее выполнение. Она не регламентируется временными рамками и не зависит от текущего состояния организации. Миссия является базой для установления целей и создает возможности для эффективного управления организацией. В современном менеджменте для общей картины развития на ближайшие 10-20 лет широко используется понятие «видение организации», которое, как и миссия, формулируется высшим руководством. Миссия и видение отражают цели организации, задают общие направления функционирования и развития, конкретные конечные результаты, выражающие смысл ее существования. Цели - формулируются путем конкретизации миссии и видения организации, и отражают конкретные конечные результаты ее состояния. В связи с многообразием целей организации в современном менеджменте существует несколько подходов к их классификации. Одним из самых распространенных подходов является период времени, который требуется для достижения целей. В соответствии с этим подходом выделяется три группы целей: - стратегические (долгосрочные), устанавливаемые на длительный период (на 5-10 лет); - тактические (среднесрочные), устанавливаемые на более короткие периоды (на 3-5 лет); - оперативные (краткосрочные), которые должны достигаться в течение одного года конкретными исполнителями в повседневной работе. В деятельности таможенной организации цели устанавливаются применительно к четырем основным сферам: таможенные пошлины и сборы; работа с клиентами; потребности и благосостояние сотрудников; социально-экономическая ответственность. Наукой и практикой управления выработаны специальные требования, которым должна отвечать правильная формулировка цели: 1) начинается с глагола неопределенной формы в повелительном наклонении, характеризующего выполняемое действие («повысить», «разработать», «уменьшить» и т.д.); 2) конкретизирует требуемый конечный результат в качественном и количественном выражениях, а также возможность измерения количественных показателей; 3) уточняет заданный срок достижения цели («к концу текущего года», «к заданному программой числу» и т.д.); 4) конкретизирует величину допустимых затрат и ограничения на выделяемые ресурсы; 5) оговаривает только «когда» и «что», не вдаваясь в детали «почему» и «как» это должно быть сделано; 6) утверждается в качестве управленческого решения, фиксируется письменно в определенном документе, доводится до исполнителей. Генеральная цель должна быть реальной, достижимой и не противоречить другим целям организации. глава vii. МОТИВАЦИЯ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ТАМОЖЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ ос<>с<>о<>ос><х>оооооо<><><ю<><>эоооооо^^ 7.1. Мотивация как функция управления и как процесс В современных условиях одним из главных вопросов совершенствования управления в таможенном деле, наряду с необходимостью непрерывного обеспечения роста профессионализма сотрудников таможенной службы, стоит повышение мотивации таможенников к добросовестному и плодотворному труду. Проблема мотивации, мотивов поведения и деятельности всегда являлась одной из ключевых в управлении персоналом любой организации. Сегодня для выполнения всех задач, стоящих перед таможенной организацией, недостаточно иметь налаженный порядок работы и квалифицированные кадры. Эффективное управление невозможно без понимания мотивов и потребностей человека и правильного использования трудовых стимулов. Самые обоснованные цели, стратегии и планы не будут достигнуты, если персонал не стремится к их реализации, не справляется со своими обязанностями, не способствует выполнению миссии организации. Это, прежде всего, зависит от заинтересованности людей, на которых возложены конкретные задачи и работы, поэтому путь к эффективному управлению персоналом лежит через понимание его мотивации. Существуют разные определения данного понятия: - совокупность движущих сил, побуждающих человека к осуществлению определенных действий; - комплекс внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают ее формы и направленность на достижение определенных целей; - процесс побуждения к деятельности для достижения личных целей или целей организации; - деятельность, направленная на активизацию трудового коллектива и каждого отдельного работника, а также на побуждение их к эффективному труду; - органическая часть процесса управления, посредством которого человеческая энергия преобразуется в определенное поведение, а результатом становятся эффективные совместные действия, реализующие планы организации. Ключевыми понятиями теории мотивации являются: потребности, мотивы, стимулы и вознаграждение. Потребность - это физиологическое или психологическое ощущение человеком недостатка чего-либо. Потребности человека трудно поддаются изучению, так как их невозможно наблюдать или измерить. О существовании потребностей можно судить лишь по поведению людей, которые при этом не всегда ими осознаются. Потребностям свойственно индивидуальное проявление. Возникая как осознанно, так и неосознанно, они оказывают огромное влияние на человека. Мотив- это to, что побуждает человека действовать определенным образом. Мотив, как и потребность, являясь мыслительным продуктом, отличается индивидуальным, персонифицированным характером и зависит от множества внешних и внутренних факторов. Однако в отличие от потребностей, мотивы поддаются осознанию и человек может воздействовать на них вплоть до устранения. Вызвать действие определенных мотивов способны стимулы. Стимулы - это своеобразные рычаги воздействия на человека, которые предопределяют поведение персонала. В качестве стимулов могут выступать различные ресурсы, предоставляемые возможности и пр. Все виды стимулов, используемых в современном менеджменте, можно разделить на две группы: материальные и нематериальные. К материальным стимулам относятся: денежные стимулы (заработная плата, премии и пр.) и неденежные стимулы (организация рабочих мест, медицинские страховки, льготные путевки и др.). Чем ниже уровень жизни и социальных притязаний работников, тем важнее для них материальные стимулы. К нематериальным стимулам относят следующие: награда, благодарность начальства, продвижение по карьерной лестнице, принятие участия в управлении, приобщение к целям организации, развитие творческих навыков и умений, приобщение к корпоративной культуре и др. Особое внимание нематериальным стимулам уделяется в организациях, в которых к человеческим ресурсам относятся как к человеческому капиталу и источнику конкурентных преимуществ. Процесс использования различных инструментов для мотивирования персонала называется стимулированием. Правильное стимулирование, мотивирование персонала является главным фактором успешной работы организации, реализации ее стратегии и целей. Стимулы всегда должны представлять определенную ценность для работника, то есть носить характер вознаграждения. Вознаграждение имеет более широкий смысл, чем просто деньги или то, что можно на них купить. Это все то, что человек считает ценным для себя. Вознаграждения бывают: внутренними (чувство удовлетворения самой работой, достигнутыми результатами) и внешними (предоставленными организацией). Процесс мотивации является органической частью всего процесса управления организации. Подход к функции мотивации как к процессу предполагает его протяженность во времени и пространстве, а также выделение определенных последовательных этапов или стадий. В практической деятельности достаточно сложно обособить процесс мотивации, поэтому его разделение на этапы имеет условный характер. Модель процесса мотивации включает: - возникновение потребности, когда человек начинает ощущать, что ему чего-то не хватает; - появление мотивов, побуждающих человека к действию; - поиск путей устранения потребности, когда человек решает чего он хочет добиться, какими средствами и ищет наиболее эффективный для этих целей тип поведения; - осуществление определенных действий, на которые человек затрачивает определенные усилия для удовлетворения потребности; - получение вознаграждения за осуществленные действия, ценность которого показывает результат их выполнения; - удовлетворение потребности, приводящее к снятию вызываемого ею напряжения, а также усиление или ослабление мотивации к деятельности. щ 7.2. Виды теорий мотивации В современном менеджменте существует много теорий мотивации, отличающихся своими акцентами и степенью детализации, из которых выделяют три основные группы: первоначальные, содержательные и процессуальные. Первоначальные теории мотивации складываются из исторического опыта поведения людей и применения простых стимулов принуждения, материального и морального поощрения. Содержательные теории мотивации (теории содержания мотивации) концентрируются на выявлении и анализе факторов мотивации и основаны на идентификации внутренних потребностей и мотивов человека, которые побуждают его действовать определенным образом. В этих теориях анализируются потребности и их влияние на мотивацию. Они описывают структуру потребностей, их содержание и связь с мотивацией человека к деятельности. В процессуальных теориях мотивации (теориях процесса мотивации) предметом исследования является динамика и взаимодействие различных мотивов, основанных на поведении людей с учетом как их потребностей, так и восприятия, ожидания возможных последствий выбранного типа поведения. В основу этих теорий положен учет распределения усилий человека, выбора им конкретного вида и типа поведения в процессе деятельности. Несмотря на расхождения данных теорий по ряду вопросов, они, при этом, не являются взаимоисключающими. Наиболее известной теорией содержания мотивации считается иерархия потребностей по А. Маслоу, в которой все потребности человека разделены на пять категорий (уровней): 1. физиологические; 2. в безопасности и защищенности; 3. социальные (потребности в принадлежности и причастности); 4. в признании и уважении; 5. в самовыражении. Ученый сделал вывод, что по мере удовлетворения потребностей низшего уровня (физиологических и безопасности) человек стремится к удовлетворению потребностей более высокого уровня, и пока не будут удовлетворены потребности предыдущего, более низкого уровня, потребности следующего уровня у человека просто не возникают. Процесс мотивации он рассматривал «снизу вверх» по иерархии потребностей - от низших, физиологических потребностей, к высшим - признанию и самовыражению. Данная теория не получила полного подтверждения, так как в ней не удалось учесть индивидуальные особенности людей. И до настоящего времени не установлено четкой иерархии потребностей, поскольку удовлетворение какой-либо одной из них не приводит автоматически к возникновению другой - потребности более высокого уровня. Близкой позиции придерживался другой известный исследователь мотивации К. Альдерфер, который в своей теории ограничился тремя группами потребностей: 1) существования; 2) связи; 3) роста. Принципиальное отличие этой теории от разработанной А. Маслоу состоит в том, что движение от потребности к потребности идет в обе стороны: - вверх, если удовлетворена потребность нижнего уровня; - вниз, если не удовлетворена потребность более высокого уровня. Эта теория открыла для менеджеров перспективы поиска эффективных и менее затратных средств мотивации работников за счет удовлетворения потребностей более низкого уровня при отсутствии возможностей для удовлетворения потребностей более высокого уровня. Автор следующей мотивационной теории «приобретенных потребностей» - Д. Мак Клеланд делает упор только на потребности высших уровней: 1) во власти, рождающая стремление к лидерству; 2) в достижении успеха как необходимость видеть результаты своей деятельности; 3) причастности - быть не только исполнителем, но и соучастником. Эта теория больше применима к мотивации людей, занимающих или стремящихся занять более высокое положение в служебной иерархии. Согласно другой содержательной теории - двухфакторной модели Ф. Герцберга, все факторы, влияющие на работу человека, делятся на две большие группы: 1) факторы здоровья, связанные с окружающей средой; 2) факторы мотивации, отражающие характер и сущность самой работы. К факторам здоровья ученый относит размер оплаты и условия труда, распорядок и режим работы, межличностные отношения в коллективе, характер контроля со стороны администрации и т.д. Эта группа факторов примерно соответствует трем первым уровням иерархии потребностей А. Маслоу. Мотивировать работника сами по себе эти факторы не могут, а только во взаимодействии с факторами мотивации, которые сопоставимы с двумя высшими уровнями иерархии потребностей. Они отражают мотивы жизни и трудовой деятельности индивида: продвижение по служебной лестнице, достижение успеха и признание заслуг, возможность роста и самовыражения, удовлетворение от самой работы и т. д. Наряду с теориями содержания мотивации существует ряд других теорий, в которых предприняты попытки - показать построение процесса мотивации и осуществление мотивирования людей на достижение желаемых результатов. Они относятся к группе процессуальных теорий мотивации, среди которых наиболее известными являются: теория ожиданий, теория справедливости (равенства) и модель Л. Портера - Э. Лоулера. В них описывается зависимость мотивации от двух моментов: возможностей получения человеком желаемого и количества усилий, которые он готов на это потратить. Теория ожидания представляет своеобразную «формулу» мотивации, состоящую из трех основных переменных: ожидания работником желаемых результатов от предпринятых усилий; ожидания определенного вознаграждения от результатов деятельности; ожидаемой ценности вознаграждения (валентности). Теория справедливости основана на том, что люди в процессе работы постоянно соотносят затраченные усилия с полученным вознаграждением и сравнивают свой результат с аналогичными показателями других работников. На основании этого сравнения, в зависимости от удовлетворенности, человек строит свое поведение в организации. Если сравнение показывает дисбаланс не в пользу работника, у него возникает чувство несправедливости и психологического напряжения, снижающее мотивацию. Комплексная процессуальная модель Портера-Лоулера включает в себя элементы теории ожиданий и теорий справедливости. Согласно этой модели, достигнутые результаты зависят от приложенных работником усилий, его способностей, а также от осознания своей роли в процессе труда. Затраченные усилия, в свою очередь, зависят от ценности вознаграждения и от того, насколько человек верит в возможность справедливого вознаграждения. глава via ВЛАСТЬ И ЛИДЕРСТВО В УПРАВЛЕНИИ <ХХ >0000 <Х >00000000000000<>0<><><><>00000^ 8.1. Понятие власти в организации Термин «власть» означает способность индивида влиять на окружающих людей с целью подчинения их своей воле. Власть в любой организации, включая таможенную службу, может быть формальной и реальной. Формальной является власть, которая обусловлена официальным местом (должностью) лица, обладающего ею в организации. Она измеряется либо числом подчиненных, которые прямо или косвенно обязаны выполнять его распоряжения, либо объемом находящихся в распоряжении ресурсов, либо широтой полномочий и сферой деятельности. Реальной считается власть как должности, так и авторитета должностного лица. Она обусловлена местом человека в официальной и в неофициальной системе отношений и может измеряться числом людей, готовых добровольно подчиняться данному лицу, а также степенью зависимости от него окружающих. Для современной организации характерны следующие виды власти: - реальная или потенциальная возможность принуждения (по сути представляющая страх перед разными официальными санкциями). Для рядовых исполнителей эти санкции носят преимущественно материальный характер (штраф, лишение премии). Для руководителей большое значение имеют моральные санкции, ставящие под угрозу их служебное положение, статус, авторитет. - административная власть, основанная на законном принуждении; собственность на материальные ресурсы. В силу объективных причин прослеживается четкая взаимосвязь между ограниченными материальными ресурсов и властью; связь с влиятельными лицами в организации. Огромной реальной властью часто обладают люди (помощники и секретари), с мнением которых руководители часто считаются вследствие личного доверия; информация, ставшая в современных условиях ресурсом, за обладание которым в организации идет борьба, может утаиваться или искажаться. В этом случае лица, обладающие достоверной и полной информацией, могут диктовать свою волю другим; знания и компетенция [экспертная власть). Лица, обладающие этими качествами, способны указывать пути решения разных проблем, достижения поставленных целей и т.д. В этом случае владение информацией носит активный характер, предполагая возможность не только сообщить нужные сведения, но и дать конкретные рекомендации с наибольшей пользой; традиция подчиняться должностному лицу (передается людьми из поколения в поколение). Ориентация на должность независимо от личности человека, который ее занимает, придает такой власти дополнительную прочность, поскольку недостатки, присущие каждому человеку, в данном случае не принимаются во внимание; личная харизма (власть примера) - это привлекательность для окружающих человека как личности, основанная на силе индивидуальных качеств и стиля руководителя, стремлении быть похожим на него, находиться с ним рядом. Такая власть непрочна, поскольку основывается, прежде всего, на эмоциях, которые, как известно, переменчивы; - убежденность в необходимости подчиняться и выполнять требования руководителя остается наиболее прочной основой власти. Она делает ненужными контроль и стимулирование, поскольку подчиненный понимает, что поступать так, как предписывает руководитель, наиболее целесообразно. Прочность власти и преобладание той или иной ее основы зависят от многих обстоятельств. Во многих современных организациях власть руководителей над подчиненными имеет тенденцию к ослаблению и становится более гибкой. В этой связи, многие компании стремятся создать у себя системы управления, основанные на предпринимательском, новаторском стиле поведения, позволяющем в наибольшей степени раскрыться творческой инициативе работников всех уровней. Процессы децентрализации систем управления приводят к тому, что руководители делятся своей властью с подчиненными, делегируя им часть своих полномочий. Основными мотивами эффективной трудовой деятельности таможенного персонала является продвижение по служебной лестнице и престижность работы в данной организации. 8.2. Лидерство в управлении В современных условиях одной из важнейших частей управления становится лидерство. Между лидером и руководителем имеется различие: не все руководящие работники организации могут быть лидерами, так же как не все лидеры являются руководителями. Лидером может быть любой человек в организации (мастер, бригадир, рабочий и др.), а не только представитель управленческого аппарата. Руководитель действует в основном как администратор; поручает подчиненным выполнение работы; контролирует их; ставит цели перед другими; при убеждении использует доводы; является профессионалом; принимает решения и т.д. Лидер выступает как предприниматель и инноватор; вдохновляет подчиненных; доверяет им; ставит перед собой определенные цели; полагается на коллектив; при убеждении использует эмоции; является энтузиастом своего дела; претворяет решения в жизнь; пользуется большим уважением. Лидерство - это способность активизировать людей, умение быть примером для подражания и оказывать на них влияние для достижения целей организации. Лидер воодушевляет людей и вселяет в них энтузиазм, передавая им свое видение будущего и помогая адаптироваться к любым изменениям в организации. Лидеры способны подобрать команду людей, которые понимают и разделяют их взгляды. Они умеют пользоваться своими интуицией и эмоциями, служат образцом для подражания отношением к работе и к людям. Современные руководители должны стремиться к развитию у себя лидерских качеств, раскрытию творческого потенциала, чтобы выполнять лидерские роли в организации, так как это является необходимым условием не только эффективного профессионального управления, но и карьерного роста. 8.3. Понятие и типы конфликтов в организации В любом коллективе складывается система морально-этических отношений, получившая название социально-психологического климата, важное место в котором занимают конфликты и способы их разрешения. Под конфликтом понимается отсутствие согласия между двумя или более (Сторонами, представляющими конкретные лица или группы людей. Существует мнение, что конфликт - явление нежелательное, которого необходимо по возможности избегать. Однако современная научная точка зрения состоит в том, что в организациях с хорошо поставленным управлением конфликты не только возможны, но даже иногда желательны. Вследствие разных точек зрения при конфликте поступает дополнительная информация, что способствует обоснованию альтернативных вариантов разрешения проблемы и выбору из них оптимального. В результате организация получает возможность повысить эффективность принятия управленческих решений, реализовать рациональные стратегии (проекты) и достичь высоких конечных результатов. По влиянию на конечный результат выделяют два варианта конфликтов: - функциональные, которые ведут к повышению эффективности деятельности; - дисфункциональные, ведущие к понижению эффективности деятельности, снижению личной удовлетворенности и результатов сотруд<
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 400; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.242.39 (0.018 с.) |