Место норм международного права 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Место норм международного права



в системе источников россий­ского трудового права

Для того чтобы осветить положение, которое занимают нормы международного права в системе источников россий­ского трудового права, тачала необходимо определить их место в системе права России в целом. В ст. 15 Конституции Российской Феде­рации от 12 декабря 1993 г. впервые была введена норма, в соответст­вии с которой общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международные договоры Российской, Федерации яв­ляются составной частью ее правовой системы.

И все же Конституция РФ прямо не ответила на вопрос о том, ка­кое отведено место нормам международного права в системе россий­ского права. Лишь в ч. 4 ст. 15 Конституции РФ сказано: "Если между­народным договором Российской Федерации установлены иные пра­вила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора". Это, по-видимому, означает, что в случае обна­ружившегося противоречия между законом и международным догово­ром правоприменительныс органы должны следовать правилам меж­дународного договора.

Учитывая иерархию внутригосударственных нормативных актов, можно сделать вывод о том, что норма о преимущественной силе меж­дународных договоров распространяется на федеральные законы, ука­зы Президента РФ и другие нормативные акты федеральных органов власти, а также на соответствующие правовые акты субъектов РФ. Данная норма касается всех законов независимо от времени и места их принятия (до или после заключения международного договора). Так, по Решению Высшего совета сообщества Белоруссии и России от 22 июня 1996 г. № 4 "О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий", действующий на основе национального законодательства порядок привлечения и использования иностранной рабочей силы в отношении граждан Белоруссии на территории Российской Федерации и граждан РФ на территории Белоруссии не применяется.

Кроме того, нужно уделить внимание вопросу о том, распростра­няется ли приведенная норма Конституции РФ на все виды междуна­родных договоров или только на некоторые из них. Федеральный за­кон от 15 июля 1995г. № 101-ФЗ "О международных договорах Рос­сийской Федерации"2 (далее — Закон о международных договорах) в этой связи указывает на необходимость ратификации международных договоров, устанавливающих иные, чем предусмотренные законом, правила (ч. 1 ст. 15).[17]

В подтверждение данного положения п. 5 постановления пленума Верховного суда РФ от 31 октября 1995 № 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осущест­влении правосудия"3 разъясняет, что иные правила международного договора подлежат применению лишь в том случае, если решение о согласии на их обязательность было принято в форме федерального закона.

Отсюда вытекает, что международными договорами РФ по смыс­лу ч. 4 ст. 15 Конституции РФ следует признать такие договоры, в от­ношении которых Россия выразила согласие на их обязательность и которые вступили для нее в силу. В число названных договоров нужно включить и те международные договоры СССР, правопреемницей ко­торых стала Россия.

Важным условием включения в правовую систему России, а, сле­довательно, и непосредственного применения судами договорных норм является их официальное опубликование. Согласно п. 3 ст. 5 За­кона о международных договорах, в РФ непосредственно действуют положения официально опубликованных международных договоров. Например, в случае ратификации конвенций МОТ Российской Феде­рацией их нормы становятся обязательными и в качестве самостоя­тельного нормативного акта подлежат применению судами и другими правоприменительными органами РФ, а также обладают преимущест­вом перед внутренним законодательством РФ, если в них предусмот­рены иные правила.

Рекомендации МОТ в отличие от конвенций МОТ не имеют обя­зательной силы для правоприменителей, однако их положения могут быть реализованы в законах РФ или других нормативных актах.


9.Значение судебной практики в ТП.


10.локальные нормы как источник ТП

Локальные нормы занимают низшую ступень в иерархии источников трудового права и применяются непосредственно в организациях. Действие локальных актов распространяется на работников в той организации, в которой это акт принят. Многие локальные акты принимаются работодателем по согласованию с профсоюзным комитетом, и как правило, сводятся в коллективный договор.

Согласно ст.40 ТК, коллективный договор - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей.

Коллективный договор может заключаться в организации в целом, в ее филиалах, представительствах и иных обособленных структурных подразделениях. Содержание и структура коллективного договора определяются сторонами. При заключении коллективного договора в филиале, представительстве, ином обособленном структурном подразделении организации представителем работодателя является руководитель соответствующего подразделения, уполномоченный на это работодателем.

В коллективный договор могут включаться взаимные обязательства работников и работодателя по следующим вопросам:

формы, системы и размеры оплаты труда;

выплата пособий, компенсаций;

механизм регулирования оплаты труда с учетом роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей, определенных коллективным договором;

занятость, переобучение, условия высвобождения работников;

рабочее время и время отдыха, включая вопросы предоставления и продолжительности отпусков;

улучшение условий и охраны труда работников, в том числе женщин и молодежи;

соблюдение интересов работников при приватизации организации, ведомственного жилья;

экологическая безопасность и охрана здоровья работников на производстве;

гарантии и льготы работникам, совмещающим работу с обучением;

оздоровление и отдых работников и членов их семей;

контроль за выполнением коллективного договора, порядок внесения в него изменений и дополнений, ответственность сторон, обеспечение нормальных условий деятельности представителей работников;

отказ от забастовок при выполнении соответствующих условий коллективного договора;

другие вопросы, определенные сторонами.

Так же в коллективном договоре с учетом финансово-экономического положения работодателя могут устанавливаться льготы и преимущества для работников, условия труда, более благоприятные по сравнению с установленными законами, иными нормативными правовыми актами, соглашениями. Следует заметить, что в коллективный договор включаются нормативные положения, если в законах и иных нормативных правовых актах содержится прямое предписание об обязательном закреплении этих положений в коллективном договоре.

Заключение.

В процессе работы было определено понятие источников трудового права, рассмотрена классификация источников трудового права по различным основаниям, а так же дана общая характеристика основным источникам трудового права.

Итак, источники трудового права - это нормативные правовые акты трудового законодательства (включая нормативные правовые акты законодательства об охране труда) и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, регулирующие трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения.

Источники трудового права можно классифицировать по характеру принятия, по сфере действия, по юридической силе и др. Классификация источников трудового права по юридической силе наиболее удобна, т.к. она позволяет охарактеризовать степень и условия применения того или иного источника.

В настоящее время классификацию источников трудового права по юридической силе большинство ученых юристов представляют так:

акты международного правового регулирования;

Конституция РФ;

федеральные конституционные законы;

Трудовой кодекс РФ;

иные федеральные законы;

указы Президента РФ;

постановления Правительства РФ и нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти;

конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ;

судебная практика;

акты органов местного самоуправления (соглашения о труде) и локальные нормативные акты (коллективные договоры).

Принципы ТП.

Под принципами трудового права следует понимать закреплен­ные в действующем законодательстве основополагающие руководя­щие начала (идеи), выражающие сущность норм трудового права и главные направления политики государства в области правового регулирования общественных отношений, связанных с функциониро­ванием рынка труда, применением и организацией наемного труда.

Современные принципы трудового права, с одной стороны, от­ражают сложившуюся систему общественных отношений по орга­низации труда, обусловленную действием объективных экономиче­ских законов. С другой стороны, в принципах правового регулиро­вания отношений, связанных с трудом, наиболее ярко должен проявляться гуманистический и демократический характер всей системы права России. С учетом такой диалектической взаимосвя­зи познание принципов трудового права дает возможность глубже выявить и понять основные закономерности развития обществен­ных отношений по труду в условиях рыночной экономики.

       

Природу норм трудового права выражают многочисленные принципы, относящиеся к различным ступеням правовой иерар­хии. В связи с этим следует различать межотраслевые, отраслевые принципы права и принципы отдельных институтов трудового права.

В трудовом праве, как и в любой другой отрасли права, межот­раслевые принципы действуют, проявляются не целиком, а лишь применительно к особенностям регулируемых нормами этой отрасли права общественных отношений. Например, межотраслевой прин­цип охраны собственности проявляется через установление обязан­ности работника бережно относиться к станкам, сырью и иному имуществу, с которым он связан по работе, а также через установ­ление материальной ответственности за виновное причинение вреда этому имуществу. В других отраслях права (гражданском, админист­ративном, уголовном) этот принцип, естественно, имеет свои осо­бенности применения.

Отраслевые принципы трудового права выражают общие сущ­ностные свойства норм только данной отрасли права. Таких принципов большинство, и они конкретизируются и проявляются в отдельных институтах и нормах в зависимости от их содержа­ния и целевой направленности.

Современные принципы трудового права России можно под­разделить на четыре основные группы.

1) выражающие политику государства в области правового ре­гулирования рынка труда и эффективной занятости;

2) содержащие руководящие начала в области установления условий труда работников;

3) определяющие правовое регулирование применения труда наемных работников;

4) отражающие главные направления правовой политики в об­ласти охраны здоровья и защиты трудовых прав работников.

Основные принципы трудового права нашли свое закрепление в Конституции РФ и в важнейших законодательных актах этой отрасли права. Так, в ст. 37 Конституции РФ закреплен принцип свободы труда: «Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род дея­тельности и профессию». Ряд важных принципов закреплен в ТК РФ. Однако в современных условиях не все основные принципы трудового права получили текстуальную формулировку в статьях Конституции и других важнейших нормативных актах, между тем наличие легальных формулировок принципов пра­ва — одно из свидетельств высокого уровня систематизации и ка­чества действующего законодательства. Текстуальное легальное формулирование принципов трудового права важно в теоретиче­ском и практическом отношениях: оно дает возможность обра­тить внимание всех граждан на наиболее важные руководящие положения трудового законодательства и правильно уяснить сущ­ность и смысл конкретных норм права.

Анализ действующего законодательства дает основания пола­гать, что современные принципы трудового права России харак­теризуются следующими чертами: экономико-политической обусловленностью, поскольку они определяются политикой государства, основанной на познании и применении объективных экономических законов; общностью содержания (так как принципы всегда выражают сущность не одной, а многих групп норм права); цельной предметной определенностью, ибо они выражают сущность такой системы норм, которая в качестве предмета регу­лирования имеет тот или иной вид общественных отношений; государственной нормативностью, поскольку принципы права представляют собой руководящие идеи, которые закреплены в нормах права, установленных или санкционированных государ­ством, и которые, обладая всеобщностью и обязательностью, име­ют регулятивное значение; системностью (в связи с тем, что они выражают сущность норм права в их взаимосвязи с другими нормами в рамках опре­деленной системы права); целенаправленностью, так как они выражают сущность норм права не в статике, а в динамике, в направлении решения задач, поставленных перед нашим народом самой жизнью; стабильностью, ибо принципы права действуют в течение оп­ределенного длительного периода времени, отражающего качест­венное состояние системы права, и по своей природе не столь изменчивы, как нормы права.

Долгое время в учебной литературе по советскому трудовому праву принципы этой отрасли трактовались упрощенно. Их свя­зывали главным образом с содержанием ст. 2 КЗоТ РФ опреде­ляющей основные права и обязанности работника.

Между тем, принципы не могут сводиться к правам и обязан­ностям лишь одного субъекта трудового права — работника. Их проявление гораздо шире, поскольку они охватывают регулирую­щим воздействием всех субъектов трудового права, включая ра­ботников, работодателей, трудовые коллективы и их представи­тельные органы. Важно далее подчеркнуть, что принципы призва­ны не столько провозглашать права и обязанности субъектов, сколько обеспечивать их реальное осуществление.

Учитывая наличие пробелов в текстуальном законодательном закреплении основных принципов трудового права России, ТК РФ предусматривает введение новой статьи 2, устанавливающей ос­новные начала (принципы) регулирования трудовых отношений. К их числу относятся: свобода труда; запрещение принудительно­го труда и дискриминации в сфере трудовых правоотношений; обеспечение права на содействие занятости и на защиту от безра­ботицы; обеспечение права на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного феде­ральным законом минимального размера оплаты труда и др.

Безусловно, такое дополнение ТК РФ статьей об основных принципах трудового права России усиливает его идеологическую, регулятивную и охранительную направленность, которая особенно необходима в условиях перехода страны к рыночной экономике.

Указанная дополнительная статья важна тем, что она дает воз­можность не только легально определиться с текстуальной фор­мулировкой принципов трудового права, но и классифицировать их по основным перспективным направлениям правового регули­рования труда в России. Изложению этих направлений посвяща­ются последующие параграфы данной главы учебника.


12.запрещение дискриминации в сфере труда.

ЗАПРЕЩЕНИЕ ДИСКРИМИНАЦИИ В СФЕРЕ ТРУДА — в соответствии с действующим законодательством каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав. Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества независимо от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности или не принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника. Лица, считающие, что они подверглись дискриминации в сфере труда, вправе обратиться в органы федеральной инспекции труда и (или) в суд с заявлением о восстановлении нарушенных прав, возмещении материального вреда и компенсации морального вреда.

Каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав.

Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества независимо от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.

Не являются дискриминацией установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничение прав работников, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите.

Лица, считающие, что они подверглись дискриминации в сфере труда, вправе обратиться в суд с заявлением о восстановлении нарушенных прав, возмещении материального вреда и компенсации морального вреда.

Принудительный труд запрещен.

Принудительный труд - выполнение работы под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), в том числе:

в целях поддержания трудовой дисциплины;

в качестве меры ответственности за участие в забастовке;

в качестве средства мобилизации и использования рабочей силы для нужд экономического развития;

в качестве меры наказания за наличие или выражение политических взглядов или идеологических убеждений, противоположных установленной политической, социальной или экономической системе;

в качестве меры дискриминации по признакам расовой, социальной, национальной или религиозной принадлежности.

К принудительному труду также относится работа, которую работник вынужден выполнять под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), в то время как в соответствии с настоящим Кодексом или иными федеральными законами он имеет право отказаться от ее выполнения, в том числе в связи с:

нарушением установленных сроков выплаты заработной платы или выплатой ее не в полном размере;

возникновением непосредственной угрозы для жизни и здоровья работника вследствие нарушения требований охраны труда, в частности необеспечения его средствами коллективной или индивидуальной защиты в соответствии с установленными нормами.

Принудительный труд не включает в себя:

работу, выполнение которой обусловлено законодательством о воинской обязанности и военной службе или заменяющей ее альтернативной гражданской службе;

работу, выполнение которой обусловлено введением чрезвычайного или военного положения в порядке, установленном федеральными конституционными законами;

работу, выполняемую в условиях чрезвычайных обстоятельств, то есть в случае бедствия или угрозы бедствия (пожары, наводнения, голод, землетрясения, эпидемии или эпизоотии) и в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части;

работу, выполняемую вследствие вступившего в законную силу приговора суда под надзором государственных органов, ответственных за соблюдение законодательства при исполнении судебных приговоров.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 651; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.243.184 (0.033 с.)