Управление развития ЖКХ, приоритетное направление социально-экономической политики России 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Управление развития ЖКХ, приоритетное направление социально-экономической политики России



Управление развития ЖКХ, приоритетное направление социально-экономической политики России

Для выполнения приоритетных задач социально-экономического развития РФ в соответствии с распоряжением Правительства РФ 02 февраля 2010г. № 102-р была принята и одобрена концепция целевой программы «Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства на 2010-2020гг.». В целях выявления проблем, препятствующих развитию жилищно-коммунального хозяйства, проведен анализ преобразований в жилищно-коммунальном комплексе, на основании которого определены основные направления развития жилищно-коммунальной отрасли.

Одним из направлений развития жилищно-коммунального хозяйства является развитие конкурентных отношений в сфере управления и обслуживания жилищного фонда.

Вторым направлением является развитие системы управления имущественным комплексом коммунальной сферы с использованием концессионных соглашений и иных механизмов государственно-частного партнерства.
Третьим направлением является завершение перевода льгот и субсидий по оплате жилья и коммунальных услуг в денежную форму, составляющего основу реформы жилищно-коммунального хозяйства.
Четвертым направлением является развитие системы ресурсо- и энергосбережения. Контроль над объемами фактически использованного ресурса обеспечивается путем организации общедомового и индивидуального приборного учета.

Основные показатели развития ЖХ.

В процессе прогнозирования жилищного хозяйства используются следующие основные показатели:

жилищный фонд, размер общей и жилой площади домов; •

оборудование жилищного фонда инженерными сетями (водопровод, канализация, центральное отопление, ванны, газ, горячее водоснабжение), •

обеспеченность населения жильем, •

доля ветхого и аварийного жилищного фонда, •

ввод в действие жилых домов; •

максимально допустимая доля собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи, •

количество семей состоящих на учете в местных органах исполнительной власти и на предприятиях для получения жилья и улучшения жилищных условий.

Основные показатели развития КХ.

Централизованная система водоснабжения

Отдельной водопроводной сетью

Водоводом

Централизованная система водоотведения (канализации)

Источник теплоснабжения

Суммарная мощность источников теплоснабжения –

Протяженность тепловых сетей

Авария

Основные цели и стратегии развития жкх

При разработке стратегии развития ЖКК города следует учитывать взаимосвязанную си­стему целей, задач и их распределение между различными структурными элементами, кото­рые находятся в определённых связях и отношениях между собой.

Основную цель функционирования ЖКК можно сформулировать, как обеспечение эффек­тивного, механизма устойчивого и надежного функционирования систем жизнеобеспечения населения, повышение качества жилищно-коммунальных услуг в сочетании с оптимизацией затрат и обеспечением социальной защиты населения.

Методы формирования стратегии и механизмы реализации программы реформы ЖКК в муниципальном образовании должны учитывать основные положения принятой в 2001 г. Правительством РФ «Подпрограммы реформирования и модернизации жилищно-комму-нального комплекса РФ» в составе федеральной программы «Жилище»:

— обеспечение финансового оздоровления предприятий ЖКК на основе инвентаризации, реструктуризации и ликвидации задолженности;

— отказ от прямых дотаций за жилищно-коммунальные услуги предприятиям ЖКК и переход к новой модели экономических отношений на основе создания правовой базы;

— для передачи бюджетных ресурсов, предназначенных на дотирование от коммунальных предприятий отрасли в распоряжение гражданам и изменение организационно-правовых форм муниципальных унитарных предприятий;

— организация передачи бюджетных ресурсов, предназначенных на дотирование предпри­ятий ЖКК, от жилищных и коммунальных предприятий на персонифицированные соци­альные счета граждан;

— совершенствование системы социальной защиты населения с учетом показателя доли рас­ходов на оплату ЖКУ в совокупном доходе семьи;

— разделение функций собственника, управляющего муниципальным жилищным фондом и подрядными организациями на основе договорных отношений;

— передача муниципального жилищного фонда с баланса муниципальных унитарных пред­приятий на баланс службы муниципального заказчика или в казну;

— отмена льготы по НДС для населения при оплате ЖКУ;

— организация передачи функций по расчетам за ЖКУ в единые расчетно-кассовые центры, имеющие специализированную информационную базу;

— проведение единой федеральной тарифной политики;

— привлечение инвестиций в ЖКК, в основном, на заемной основе (с частичным бюджетным софинансированием).

Модели формирования эффективной среды управления жкх

Зарубежный и отечественный опыт хозяйствования показывает, что управление деятель­ностью ЖКК осуществляется по трем направлениям:

— правовое (нормативные и законодательные акты, контроль за их исполнением);

— экономическое (бюджетное финансирование программ, льготная и ценовая политика);

— организационно-распорядительное (формирование организационных структур управления).

Управление ЖКК в соответствии с административно-территориальным делением реги­онов России, осуществляется на трех уровнях, состоящих из шести подсистем:

— федеральном (по семи федеральным округам);

—региональном (республиканском, краевом, областном и окружного подчинения, городов Москвы и Санкт-Петербурга, т. е. уровень субъектов Федерации);

— муниципальном (уровень местного самоуправления).

Системно-комплексный подход к организации эффективной структуры управления ЖКК представляет собой последовательно принимаемые на различных уровнях управления и неразрывно связанные между собой управленческие решения во всех сферах деятельности ЖКХ.

Данная модель состоит из базовых функциональных подсистем, синхронно, последова­тельно и взаимосвязано работающих для реализации конечной цели управления и достаточ­но подробно раскрывает сущность современной системы управления ЖКК, которая направ­лена на повышение качества обслуживания потребителей (населения).

Благоустройство жилищного фонда

Фонд страны

Это наличие всех зданий, пригодных для проживания людей т.к:

· жилье, находящееся в управлении и собственности государства;

· общежития;

· частные загородные дома, коттеджи, виллы;

· социальное жилье;

· другие помещения, которые хорошо адаптированы для жизни людей.

 

По благоустройству жилья России нужно еще много работать, что бы, хотя приблизиться к среднестатистическому европейскому стандарту.

Только 78 процентов жилого фонда оборудовано водопроводом. Канализацией обеспечено 74 процента и 67 процентов имеют душ, ванну.

 

В сельской местности России и того хуже. Здесь обеспечены водопроводной водой 46 процентов фонда жилья, когда в США все 100 процентов. Близко к этому показателю и Европа.


Так и с газификацией. В РФ жилищный фонд обеспечен природных и сжиженным газом на 69 процентов, когда в Австрии, Финляндии и Дании этот показатель равен 98 процентов.

Организационная структура ЖКХ

Организационная структура управляющей компании ЖКХ незамысловата и понятна. Такие организации существуют в такой организационно-правовой форме, как ООО. Если смотреть с точки зрения организации такой компании, то структура ООО выглядит следующим образом:

  • общее собрание участников;
  • наблюдательный Совет;
  • исполнительные органы ООО.

Сруктуры платежей граждан

Плата за оказание услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома является обязательной для собственников и нанимателей помещений в многоквартирном доме.

Для нанимателей и собственников жилых помещений структура платы различна.

Статьей 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) определено, что для нанимателей жилого помещения в многоквартирных домах плата включает:

1) плату за пользование жилым помещением (плата за наем);
2) плату за содержание и ремонт жилого помещения, т.е. плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме.

Собственники жилых помещений оплачивают услуги и работы по:

• управлению многоквартирным домом,
• содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
• капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.

Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда (чаще всего, органов местного самоуправления).

Общее имущество многоквартирного дома – предмет обязательной платы граждан.

Собственники и наниматели помещений в многоквартирных домах в обязательном порядке должны вносить плату за потребляемые ими коммунальные услуги. Согласно п.4 статьи 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает плату за:

• холодное водоснабжение;
• горячее водоснабжение;
• водоотведение;
• электроснабжение;
• газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах);
• отопление (теплоснабжение, в том числе поставка твердого топлива при наличии печного отопления).

 

15.

16.

18.

Стратегическое развитие теплоснабжения
Стратегическими целями теплоснабжения являются: надежное снабжение теплом предприятий экономики и населения страны; повышение эффективности функционирования и обеспечение устойчивого развития отрасли на базе новых современных технологий; максимально эффективное использование возможностей когенерации. Для достижения этих целей предусматривается: разработка программы реформирования теплоснабжения в России и создание государственной системы управления процессами теплоснабжения; пересмотр политики теплоснабжения городов и предприятий в части оптимального снижения централизации с целью повышения надежности теплоснабжения и снижения затрат на передачу тепловой энергии; разработка и осуществление мер государственного регулирования для обеспечения коммерческой эффективности теплофикации для сохранения первичных энергоресурсов, снижения вредных выбросов от энергоисточников в окружающую среду, рационального использования территорий городов. 19. развитие экономических отношений в области электроснабжения Стратегическими целями развития электроэнергетики являются: надежное энергоснабжение экономики и населения страны электроэнергией; сохранение целостности и развитие единой энергетической системы страны, ее интеграция с другими энергообъединениями на Евразийском континенте; повышение эффективности функционирования и обеспечение устойчивого развития электроэнергетики на базе новых современных технологий; снижение вредного воздействия на окружающую среду. В основе развития электрической сети единой энергетической системы России должны лежать следующие основные принципы: гибкость, позволяющая осуществлять поэтапное развитие и возможность приспосабливаться к изменению условий функционирования (рост нагрузки, развитие электростанций, реверс потоков мощности, реализация новых межгосударственных договоров на поставку электроэнергии); постепенная "надстройка" основной сети единой энергетической системы линиями более высокого напряжения; сведение к минимуму числа дополнительных трансформаций 220/330, 330/500, 500/750 кВ в зонах совместного действия этих напряжений; управляемость основной электрической сети путем использования средств принудительного распределения потоков электроэнергии.

25.

В решении задач по улучшению качества окружающей среды важное место принадлежит городским зеленым насаждениям. Значение зеленых насаждений города особенно велико для улучшения микроклимата, снижения уровня городского шума, запыленности и загазованности воздуха. Именно зеленое хозяйство городов во многом определяет облик города, комфортность проживания в нем и является важнейшем элементом системы благоустройства города.

К зеленым насаждениям общего пользования относятся парки, сады, скверы, бульвары, лесопарки. В парках выделяют различные функциональные зоны, предназначенные для культурно-зрелищных мероприятий, для спортивных сооружений, для активного отдыха, тихого отдыха, а также административно-хозяйственная зона.

По типу создания зеленые насаждения классифицируются следующим образом:

— насаждения лесного типа;

— насаждения населенных мест;

— защитные насаждения.

По категории содержания используется следующая группировка зеленых насаждений:

— 1я категория: насаждения городского значения;

— 2я категория: насаждения префектурного (районного) значения;

— 3я категория: насаждения жилой застройки.

При организации зеленых зон используется минимальная норма озеленения на одного человека:

— на территории жилой застройки — в размере 6 м;

— на территории общего городского значения —6—10 м. Нормативный показатель обеспеченности зелеными насаждениями одного жителя города — 21 м1

Планирование и организация работ по благоустройству

При организации работ по комплексному благоустройству город­ских территорий применяется система муниципальных нормативов или стандартов обслуживания, устанавливаемых органами местного самоуправления. Система этих нормативов обычно включает:

- степень технического состояния и объемы территории муни­ципального образования, отдельно по магистралям, проездам, внутри квартальным территориям;

- уровень качественного санитарного состояния территорий, объем отходов, подлежащих обработке (сбору, вывозу и ути­лизации);

- уровень площадей озеленения городских территории, определя­емый соотношением фактически достигнутого и нормативного уровня, при обеспечении соответствия требованиям качества зеленых насаждений;

- нормативы содержания рекреационных и других зон.

Организация благоустройства городских территорий произво­дится в соответствии с генеральным планом развития города, с учетом его исторических и архитектурных особенностей, а также перспектив развития городских территорий.

В настоящее время в связи с ростом требований к комфорту и безопасности проживания жителей городов меняются и требования к уровню и качеству благоустройства территорий. Так, если раньше шла речь об отдельно взятых подъездах и дворах, то теперь повсемест­но проводится комплексное благоустройство дворовых территорий в масштабах микрорайонов, а иногда и районов города. В порядок приводятся не только подъезды, но также и фасады зданий, осуществляется озеленение дворовой территорий, размещение малых форм архитектуры, организация детских площадок, площадок для сбора отходов, большое внимание уделяется созданию условий для развития спорта во дворах и на школьных территориях.

Важнейшим санитарно и социально значимым элементом комплекса благоустройства городских территорий является санитарная очистка,которая включает комплекс работ по сбору, вывозу и утилизации бытовых отходов хозяйственно-бытовой и промышленной деятельности населения и состоит из нескольких последовательных этапов.

28.

29.

Организация управления жилищным хозяйством имеет ряд особенностей, отличающих жилье от других объектов. Одна из осо­бенностей состоит в том, что практически каждый жилой дом имеет несколько собственников. Собственниками являются физические лица, приватизировавшие или получившие жилые помещения в собствен­ность по другим основаниям, юридические лица, сдающие помещения внаем или использующие их для личных нужд, муниципальные и го родские власти.

Наличие у объекта недвижимости нескольких собственников вносит в его управление определенные особенности. В соответствии со ст. 161 Жилищного кодекса РФ, действующего с 1 марта 2005 г., собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:

непосредственное управление собственниками помещении в многоквартирном доме;

управление товариществом собственников жилья либо жилищ ным кооперативом или иным специализированным потреби­тельским кооперативом;

управление управляющей организацией.

Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.

По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собствен­ников помещений в многоквартирном доме, органов управления това­рищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного по­требительского кооператива) обязуется за плату оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуга собствен­никам помещений и лицам, пользующимся помещениями в этом доме, а также осуществлять иную деятельность, направленную на достижение целей управления многоквартирным домом.

30. Эксплуатация и техническое содержание жилищного фонда

Целями обслуживания и эксплуатации являются:

1) обеспечение сохранности жилищного фонда всех форм собственности;

2) проведение единой технической политики в жилищной сфере, обеспечивающей выполнение требований действующих нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем, а также придомовых территорий;

3) обеспечение выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.

Техническая эксплуатация жилищного фонда включает в себя:

1) управление жилищным фондом:

2) техническое обслуживание и ремонт строительных конструкций и инженерных систем зданий предусматривает (согласно п. 1.8 Правил и норм технической эксплуатации):

3) санитарное содержание:

Граждане обязаны бережно относиться к объектам благоустройства и зеленым насаждениям, соблюдать правила содержания придомовой территории, не допускать ее загрязнения.

Запрещается на придомовой территории производить мойку автомашин и иных транспортных средств, слив бензина и масел, регулировать сигналы, тормоза и двигатели.

Основные понятия и состав коммунальных услуг

Согласно Правилам предоставления Коммунальных услуг гражданам, утвержденным постановлением Правительства РФ № 307, к коммунальным относятся следующие виды услуг:

— холодное водоснабжение — круглосуточное обеспечение потребителя холодной питьевой водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение либо до водоразборной колонки;

— горячее водоснабжение — круглосуточное обеспечение потребителя горячей водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение;

— водоотведение — отвод бытовых стоков из жилого помещения по присоединенной сети;

— отопление — поддержание в жилом помещении, отапливаемом по присоединенной сети, необходимой температуры воздуха;

— электроснабжение — круглосуточное обеспечение потребителя электрической энергией надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение;

— газоснабжение — круглосуточное обеспечение потребителя газом надлежащего качества, подаваемым в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение, а также продажа бытового газа в баллонах;

— отопление — поддержание в жилом помещении, отапливаемом по присоединенной сети, температуры воздуха не ниже +8 °С, а в угловых комнатах — +20 °С (п. 15 приложения 1 к настоящим Правилам), а также продажа твердого топлива при наличии печного отопления.

Коммунальные услуги не сводятся к деятельности исполнителя только по транспортировке коммунальных ресурсов, поскольку их предоставление является деятельностью по «обеспечению комфортных условий проживания граждан в жилых помещениях». Это цель деятельности, а не ее содержание.

Таким образом, коммунальные услуги — это:

а) обеспечение ресурсами, подаваемыми по присоединенной сети в жилое помещение (холодное и горячее водоснабжение, электро, газоснабжение, отопление);

б) продажа бытового газа в баллонах и твердого топлива;

в) услуги водоотведения; этот вид деятельности не связан с подачей ресурсов, а сточные воды не включены в состав коммунальных ресурсов. Полезность этого вида деятельности заключается в самой деятельности.

34, 35, 36.

ЖКХ как объект управления

Актуальность проблемы определения жилищно-коммунального хозяйства (далее – ЖКХ) как объекта государственной инвестиционной политики заключается в отсутствии единой, законодательно закрепленной дефиниции ЖКХ в российской практике. Термин «жилищно-коммунальное хозяйство» (далее ЖКХ) заимствован современной российской экономикой из советского прошлого, когда ЖКХ являлось одной из крупнейших непроизводственных отраслей народного хозяйства2. Реформирование ЖКХ длится уже более 20 лет и продолжится еще, по крайней мере, до 2020 г3. Концепция социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (далее – Концепция) отражает пути и способы обеспечения в долгосрочной перспективе устойчивого повышения благосостояния российских граждан, национальной безопасности, а также динамичного развития экономики4. Одной из задач, нашедших отражение в Концепции, является обеспечение соответствия объема комфортного жилищного фонда потребностям населения и формирование комфортной городской среды и среды сельских поселений, в том числе: · создание условий, обеспечивающих снижение износа жилищного фонда, в том числе ликвидацию в среднесрочной перспективе аварийного и ветхого жилья; · содействие самоорганизации населения на жилищном рынке, совершенствование нормативной правовой и методической базы и содействие в организации товариществ собственников жилья, совершенствование налогового законодательства для эффективного управления многоквартирными домами; · внедрение ресурсосберегающих технологий и создание условий для более широкого использования малой энергетики и возобновляемых видов топливно- энергетических ресурсов; · модернизация жилищно-коммунальной сферы и обеспечение доступности расходов на эксплуатацию жилья и оплаты жилищно-коммунальных услуг для всего населения через развитие конкуренции в управлении жилищным фондом и его обслуживании, привлечение субъектов частного предпринимательства к управлению и инвестированию в жилищно-коммунальную инфраструктуру, совершенствование тарифной политики и развитие механизмов государственно- частного партнерства в сфере предоставления коммунальных услуг; · формирование комфортной городской среды и среды сельских поселений, включая развитие городского транспорта, обеспечение возможности полноценной жизнедеятельности маломобильных групп населения и безопасности мест пребывания детей с родителями.

 

Управление развития ЖКХ, приоритетное направление социально-экономической политики России

Для выполнения приоритетных задач социально-экономического развития РФ в соответствии с распоряжением Правительства РФ 02 февраля 2010г. № 102-р была принята и одобрена концепция целевой программы «Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства на 2010-2020гг.». В целях выявления проблем, препятствующих развитию жилищно-коммунального хозяйства, проведен анализ преобразований в жилищно-коммунальном комплексе, на основании которого определены основные направления развития жилищно-коммунальной отрасли.

Одним из направлений развития жилищно-коммунального хозяйства является развитие конкурентных отношений в сфере управления и обслуживания жилищного фонда.

Вторым направлением является развитие системы управления имущественным комплексом коммунальной сферы с использованием концессионных соглашений и иных механизмов государственно-частного партнерства.
Третьим направлением является завершение перевода льгот и субсидий по оплате жилья и коммунальных услуг в денежную форму, составляющего основу реформы жилищно-коммунального хозяйства.
Четвертым направлением является развитие системы ресурсо- и энергосбережения. Контроль над объемами фактически использованного ресурса обеспечивается путем организации общедомового и индивидуального приборного учета.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 970; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.229.253 (0.073 с.)