Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Движения к устойчивому развитию цивилизации↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 21 из 21 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Глобальные проблемы - комплекс общечеловеческих проблем современности,затрагивающих как мир в целом,так и его регионы или страны; это прежде всего продукт современной цивилизации, следствие обострения ее противоречий, неравномерности экономического, политического, научного, технического, экологического и культурного развития. К ним относятся жизненно важные проблемы человечества, от которых зависит дальнейший социальный прогресс; растущее экономическое неравенство, противоречивое развитие мировых перспектив; неравномерность развития стран; неравномерность роста населения стран; драматически растущая миграция; сокращение военных расходов; постоянно высокий уровень региональных войн; разрушение земной атмосферы, загрязнение воды, почвы, опустынение; смена "мировой культуры" черех информационную революцию и т. д. Глобализм этих проблем определяется следующими критериями: а)смертельной опасностью, угрожающей всему человечеству; б) настоятельной необходимостью решения этих проблем сейчас, не откладывая на годы вперед; в) их всеобщностью для всех практически стран и народов; г) невозможностью их решения одной-двумя странами. Выделяются следующие основные группы глобальных проблем современности. Экономические: жизнеобеспечение настоящего и будущего поколений; развитие энергетического потенциала, рациональное использование природных ресурсов. Экологические: регулирование климата планеты, охрана литосферы, атмосферы, гидросферы, флоры и фауны, мирное освоение космоса и мирового океана, управление экосистемы, предсказывание и предотвращение стихийных бедствий. Социальные: регулирование роста народонаселения Земли,ликвидация бедности, нищеты, неграмотности, обеспечение человечества жильем и работой. Рассмотрим более подробно последнюю группу проблем. Среди индикаторов приближающейся катастрофы на первом месте стоит "проблема Мальтуса", т.е. усугубляющееся несоответствие все увеличивающихся потребностей растущего человечества с уменьшением возможностей оскудевающей планеты удовлетворить эти потребности. С 1972 г. население мира увеличилось в 1.7 млрд. человек,что эквивалентно всему населению планеты в начале. По данным ООН, в 90-е годы рождаемость составит 100 млн. человек в год - самый высокий подобный показатель в истории человечества; неконтролируемый рост населения приведет к его удвоению в 2030 году. К тому времени около 84% жителей Земли будут жить в развивающихся странах, и, чтобы обеспечить их самым необходимым,надо увеличить производство в 5 раз; вызванный демографическим взрывом общий рост мировой экономики, представляет угрозу для экосистем, которая, по мнению ученых, может привести к исчезновению в ближайшие 50 лет четвертой части всех видов животных, растений и микроорганизмов, существующих на планете, но также может лищить человечество средств борьбы с заболеваниями и источников продовольствия. Численность населения должна быть стабилизирована, и причем быстро. Как это сделать? Большинство ученых считают, что необходимо контролировать демографическую ситуацию, так как рассчитывать на самопроизвольное торможение роста населения уже не приходится. Депопуляция рассматривается ими как новый гуманизм, требующий "Старый гуманизм" - включал в себя необходимость естественного роста населения, обеспечения высокого уровня жизни человека и качества среды его обитания, условий для беспредельного интеллектуального прогресса. Предполагаются различные варианты решения этой проблемы. Один из подходов выражен С.Лемом, известным ученым и писателем. "Все настоятельнее будет необходимость снижения плодности;реализация программы, которую можно было бы назвать "Sex wars" ("прорекционные" или демографические войны) - считает С.Лем. Снижение плодности уже сегодня достижимо, по его мнению, при помощи псевдогормональных препаратов, добавляемых в пищу, питьевую воду и даже в атмосферу. Такая "контрацепция" отчасти использовала бы нормальный физиологический процесс - механизм оплодотворения, и позволила бы снизить темпы мирового демографического прироста с нынешних 1.8% в год до 1%, или скажем, до 0.6%. Деморегуляция в таком ее виде не должна применяться повсюду.В таких Западных странах, как Германия, а также в Японии и России, естественный прирост выражается уже отрицательными величинами.на протяжении трех-четырех поколений могли бы снизить численность населения до 2-2.5 млрд. Тогда (но только тогда) высокий уровень жизни и медицинского обслуживания мог бы быть гарантирован всем живущим. По большому счету, Лем говорит о необходимости создания некой надгосударственной структуры, которая будет осуществлять гибкую деморегуляцию, применяя различные способы регуляции в зависимости от конкретной демографической ситуации в каждой стране. Как отнестись к этим предложениям? Они весьма сомнительны с моральной точки зрения и потому могут быть опасны. Другой подход к решению демографической проблемы основан на проектах типа всеобщего "уговора". В программе ООН, "Повестка дня на XXI век",подчеркивается, что эта проблема требует понимания всеми слоями общества.Выдвигается теория "гендерного консенсуса",в которой речь идет о необходимости обеспечения права как женщины, так и мужчины - свободного и ответственного принятия решений в отношении количества детей и регулирования деторождения, а также доступа к соответствующей информации и средствам, позволяющим это право реализовать в соответствии с принципом уважения свободы, достоинства и индивидуальной системы ценностей. Депопуляция, по мнению ученых, должна достигаться оптимально регулируемым образом, иначе природа сама решит эту проблему, более жестоким образом. Переход на осознанно регулируемую депопуляцию необходим и в связи с возможностью борьбы за ресурсы с участием ядерных процессов (взрывы ядерных бомб, атомных станций). Этой группе ученых, рассматривающей демографический рост в качестве самодавлеющей угрозы, противостоят альтернативные взгляды на проблему. Рассматривая прогнозы о перенаселении планеты, английский ученый А.Хайек пришел к оригинальному выводу, что такая угроза реальна лишь постольку, поскольку демографический рост опережает рост социального разнообразия. Однако прямолинейный "закон Мальтуса" теряет силу там, где обеспечена адекватная росту населения функциональная дифференциация общества. В последнем случае увеличивается количество взаимодополнительных услуг, отходы одних производств становятся предпосылкой для других, и умножающееся число производителей находит свое место в системе, не увеличивая нагрузку на природные ресурсы. Соответственно, рост населения, по мнению ученого, приводя к его дальнейшей дифференциации, может создавать условия для еще большего роста населения,в течение неопределенного времени его прирост,будучи самоускоряющимся,может вместе с тем служить предварительным условиям для любого продвижения цивилизации как в материальной сфере, так и в духовной. Эти рекомендации переносят центр тяжести с непременнoй депопуляции на совершенствование технологий, социальной организации, системы обучения и воспитания. Таким образом, демографическая проблема находится в центре внимания ученых. Откладывание ее решения на международном уровне, по видимому, указывает на то, что гуманного решения пока не найдено. Весь мир не может не тревожить углубляющееся различие в уровне жизни народов развитых и развивающихся стран. За тот же 20-летний период мировой совокупный общественный продукт возрос на 20 триллионов долларов. Но только 15% этого прироста пришлось на долю развивающихся стран. Более 70% досталось и без того богатым странам. Это свидетельство того, что каждый ребенок, родившийся в стране развитой части мира, потреблчет ресурсов в 20 - 30 раз больше, чем ребенок в стране "третьего мира". Разрыв в уровнях среднего дохода не только между отдельными странами, но и континентами достиг крайних пределов: свыше 6 тыс. долларов в США, Канаде, Западной Европе, Япониии и ниже 500 долларов в большинстве стран Африки и Азии. В результате вооруженные самым современным оружием развитые страны все более превращаются в "некое гетто, которое окружают возмущенные, готовые к бунту, орды голодных, безграмотных и безработных". Уже сейчас в мире половина населения не доедает, каждый второй страдает от нехватки белков, 30-40 млн. в год погибают от голода. Настоящий голод охватил страны Экваториальной Африки, Юго-Восточной Азии, а Африку голод вообще превращает в "исчезающий континент". В нищете живет большинство, почти 30-миллионного населения Центральной Америки. Прирост населения здесь опережает прирост продуктов питания, поэтому продовольственная проблема обострилась до предела. Почему многие страны э тих регионов не могут обеспечить себя элементарной едой? Во-первых, лучшие земли заняты под плантации чая, кофе и др., что идет на мировой рынок и обеспечивает землевладельцам высокую прибыль. Во-вторых, сельское хозяйство здесь развито слабо, оно нуждается в субсидиях, социальной защите мелких фермеров. Остро нуждаются в современной технологии страны, расположенные к югу от Сахары,удаленные районы Азии и Латинской Америки,для которых характерны редкие дожди, неровный рельеф местности и бедные почвы. Все это затрудняет использование современных технологий, способных повысить продуктивность сельского хозяйства.Оказание благотаорительной помощи проблемы не решает. Необходимо активное участие сообщества наций в решении продовольственной проблемы. Выход видится в осуществлении второй "зеленой" революции. Если первая "зеленая" революция была связана с интенсификацией традиционных методов растениеводства, то вторая, наряду с углублением интенсификации сельского хозяйства, будет определяться применением биоинженерии. Это использование технологии клонирования (образования потомства, генетического размножения) клеточных и тканевых культур. Это дает возможность создавать новые организмы животных и растений, отличающихся новыми качествами и функциями, посредством пересадки чужих генов в клетку. Имеются убедительные прогнозы,что в ближайшем будущем, благодаря новым методам биотехнологии, одно лишь растение сможет дать за один год 200 тыс. побегов, одна корова за период своей жизни произвести 100 телят. В целом, перепад между Севером и Югом в уровне развития столь велик, что возможности большинства стран использовать в целях социального прогресса фактор включенности в мировой рынок оказались весьма ограниченными. Большинство развивающихся государст по ряду важнейших экономических показателей продолжает оставаться за чертой бедности. Необходимо осознавать, что ликвидация или хотя бы смягчение отсталости как глобальной проблемы требует усилий всего мирового сообщества и прежде всего развитых стран. Речь идет о том, чтобы помочь созданию в "третьем мире" здоровой экономики,за счет установления нового международного экономического порядка,более равноправных торговых отношений между развитыми странами и "третьим миром". Но готовы ли богатые страны оказать "третьему миру" помощь в размере 0.7% своего ВНП. И пойдет ли она на решение экологических проблем? Ведь правительства "третьего мира" еще более коррумпированы, чем в развитых странах. Какие же усилия должно предпринять человечество для сохранения себя на планете? Чтобы избежать катастрофы, мировому сообществу необходимо перейти на рельсы устойчивого развития. Концепция выживания и устойчивого развития в первоначальном виде изложена на II Междунородной конференции по окружающей среде и дальнейшему развитию человечества (Рио-де-Жанейро, июнь 1992 г.), в которой приняли участие представители 179 государств планеты. На ней была выражена надежда, что на этом пути человечество реализует "глобальное партнерство" и "всемирную демократию".В России в развитие этой идеи принят Указ Президента "О государственной стратегии РФ по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития (4 февраля 1994 г.)". Стратегия устойчивого развития требует системной оптимизации не только экономических и экологических условий, но и всех остальных параметров социоприродной системы эволюции, достижение гармонии как между людьми, так и между обществом и природой.Стабильность социального развития должна достигаться без деградации природы. Главным принципом всей деятельности людей должны стать постепенное снижение антропогенного давления на природу,переход на путь сбалансированного экономического развития, не разрушающего окружающую среду. Последовательное движение по пути экобезопасного устойчивого развития приведет к появлению общества нового типа, именуемого устойчивой цивилизацией - такой вывод делают исследователи проблем глобалистики. Переход мирового сообщества на рельсы устойчивого развития связан с пересмотром мировоззренческих установок прежде всего в развитых странах, которые продолжают жить за счет менее развитых, именно эти страны должны стать на путь разумного ограниченного формирования разумных потребностей, поделиться с бедными странами достижениями в области науки, зравоохранения, информатизации. Однако это еше не осознанно рядом передовых стран, политики не в состоянии преодолеть свои узконациональные интересы. Ответ человечества в целом на вызов глобальных проблем недостаточен. 2/3 мира не до "экологии". Люди в первую очередь нацелены на удовлетворение потребностей по "европейской модели". Итак, по мнению ученых, перспективы движения к экобезопасному устойчивому развитию цивилизации, как возможному решению проблемы выживания, связаны с динамикой, глубиной, шириной распространения основ постиндустриального общества, с настоящей социальной революцией, которая изменит систему ценностей и норм.
КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ
АДАПТАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ - включение человека или группы в новую социальную среду, во взаимодействии с которой появляются приспособительные и преобразовательные моменты. КОНФЛИКТ СОЦИАЛЬНЫЙ - столкновение социальных субъектов (социальных групп, движений, их представителей), в которых выражается противоречивость их жизненных устремлений и несовпадение целей. Открытыми формами социальных конфликтов являются забастовки, межнациональные столкновения, гражданская война и др. КОНФЛИКТ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЙ - вид социального конфликта,участниками которого являются представители разных этнических групп, выступающих за изменение своего социального положения. КОНФЛИКТ ЛИЧНОСТНО-РОЛЕВОЙ - ситуация противоречия между свойствами и устремлениями личности и требованиями социальной роли. КОНФЛИКТ МЕЖРОЛЕВОЙ - ситуация противоречия между требованиями разных социальных ролей, исполняемых личностью. КОНФЛИКТОЛОГИЯ - одно из ведущих направлений в развитии мировой социологии, которое признает ведущую роль социальных противоречий, конфликтов в жизнедеятельности общества. Яркие предстваители этого течения - К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин, Р. Дарендорф, Р. Миллс, Л.Козер. ЛИДЕР - член группы,оказывающий существенное влияние на сознание и поведение остальнх участников в силу своего личного авторитета. ЛИДЕРСТВО - способ воздействия на группу, основанный на личном авторитете, признании личности лидера. ЛИЧНОСТЬ - совокупность (система) социально значимых качеств, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности, как продукт общественного развития. Эта социальная характеристика члена, которая определяется мерой личного усвоения, обогащения и развития человека социального опыта. МАЛАЯ ГРУППА - объединение людей, численностью до 30 человек, имеющих общую цель и находящихся в непосредственном общении. МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ - вид общественных отношения, в которых люди выступают как целостные личности, например, отношения симпатии и антипатии, уважения и пренебрежения, дружбы и вражды и т.д. НОРМА СОЦИАЛЬНАЯ - общепринятые правила поведения людей, предъявляемые обществом или социальной группой требования, пожелания и ожидания соответствующего положения. ОБЩЕСТВО - система исторически сложившихся отношений и форм жизнедеятельности людей, придающая жизни и деятельности населения организованный характер. ОБЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНАЯ - большая или малая группа людей, занимающих одинаковое социальное положение и имеющих общие социальные признаки. Виды социальных общностей: общество в целом,социальные классы, слои, этнические группы, трудовые коллективы, семья и др. ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ - способ объединения индивидов и социальных групп в целостную общественную систему; определенный порядок взаимодействия и соподчинения между социальными институтами, нрмами и санкциями; учреждение, социальный институт ОРГАНИЗАЦИЯ ФОМАЛЬНАЯ - система официально установленных и зафиксированных связей, должностей, норм и санкций, предназначенная для регулирования взаимодействия людей и достижения поставленных целей. ОРГАНИЗАЦИЯ НЕФОРМАЛЬНАЯ - система спонтанно, самопроизвольно сложившихся связей, статусов, норм и санкций, предназначенная для регулирования взаимодействия людей и лостижения их собственных целей. ОТНОШЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫЕ - вид общественных связей, характеризующий взаимное положение социальных групп и входящих в них людей,например, отношения социального равенства и неравенства, партнерства и конфликта, господства и подчинения. ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ (ДЕВИАНТНОЕ) ПОВЕДЕНИЕ - поведение, характеризующееся более или менее грубыми нарушениями социальных норм, отклонением от правил ролевого поведения и требующее социальных санкций. ПАТЕРНАЛИЗМ - тип отношений между руководителями и народом, предусматривающий "отеческую заботу" первых о благе народа и "сыновнюю благодарность" вторых за улучшение жизни,что порождает психологию иждивенчества. ПОТРЕБНОСТЬ - состояние недостатка, ощущение нужды в чем-либо необходимом для жизни. Выделяются потребности физического существования, социального существования и социального развития. ПРЕСТИЖ СОЦИАЛЬНЫЙ - отражение социального статуса человека или группы в общественном сознании. ПОЛИТИКА СОЦИАЛЬНАЯ - деятельность государства, политических партий, общественных организация и социальных групп, направленная на развитие социальной сферы, на регулирование социальных отношений и изменение социального статуса людей. Одним из видов социальной политики является жилищная политика, которая определяет программы строительства и принципы распределения жилья. РАВЕНСТВО СОЦИАЛЬНОЕ - одинаковое социальное положение людей, обеспечивающее одинаковы возможности достижения материального благополучия, доступа к образованию. ценностям культуры и управлению государственными и общественными делами. РОЛЬ СОЦИАЛЬНАЯ - совокупность требований, предъявляемых в обществе к лицам, занимающим роли (инженера, матера, токаря и др.). САНКЦИИ СОЦИАЛЬНЫЕ - средства социального контроля, применяемые к членам общества для обеспечения одобряемого поведения. Различаются позитивные санкции (поощрение, вознаграждение) и негативные санкции (осуждение, наказание). СОЦИОЛОГИЯ - наука о социальных общностях и отношениях, механизмах их формирования, функционирования и развития. Структура социологической науки включает теоретическую социологию, занимающуюся обощением и объяснением социальных процесов;эмпирическую социологию, задача которой состоит в методическом обеспечении сбора и обработки первичной социологической информации, и прикладную социологию, ориентированную на практическое использование социологических знаний для оптимизации социальных процессов. СОЦИАЛИЗАЦИЯ - процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для успешной жизнедеятельности в данном обществе. Социализация представляет противоречивое единство двух тенденция: унификации, которая представляется в стремлении индивида быть как все, в овладении о бщепринятыми способами общения и деятельности, стереотипами массового сознания и индивидуализации, которая выражается в стремлении к формированию своего "Я", к выработке оригинальных способов общения и деятельности. СПРАВЕДЛИВОСТЬ СОЦИАЛЬНАЯ - обеспечение должного соответствия между трудовым вкладом и материальным вознаграждением,между социальной ролью и общественным признанием, приступлением и наказанием. СТАТУС СОЦИАЛЬНЫЙ - положение человека в системе социальных отношений. СТРУКТУРА СОЦИАЛЬНАЯ - совокупность взаимодействующих социальных групп, социальных институтов и устойчивые отношения между ними. Различными аспектами социальной культуры выступают социально-классовая структура, социально-профессиональная структура, социальнодемографическая и т.д. СФЕРА СОЦИАЛЬНАЯ - сфера воспроизводства человека,семьи,трудовых коллективов и других социальных групп,которая включает условия труда и отдыха людей,их быта и досуга,уровень материального благосостояния, воспитания, образования и здравоохранения. ЦЕННОСТИ - объекты разного рода, способные удовлетворять человеческие потребности (предметы, занятия, отношения, люди, группы и др.). ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ - разделяемые личностью социальные ценности, на достижение которых направляется активность человека. УСТАНОВКА СОЦИАЛЬНАЯ - предрасположенность, готовность человека действовать определенным образом в определенных ситуациях, обусловленная ценностными ориентациями.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Буржуазное общество в поисках стабильности. М., 1991. с.73-84 2. Бочкарева В.И. Становление социологии в России, основные направления ее развития // Социально-политический журнал. 1993. N1-2. С.38-44 3. Бороноев А.О., Ельмеев В.Я. О предмете социологии как общей науке об обществе // Социс. 1991. N5. С.35-39 4. Бромлей Ю., Подольный Р. Человечество - это народы. М., 1990. С.67. 5. Беляев Л.А. Средний слой российского общества: проблемы обретения социального статуса // Социс. 19936. N10. С.13. 6. Вебер М. Основные понятия стратификации // Социс. 1994. N5. С.147. 7. Гидденс Э. Социология // Сцис. 1994. N2. С.129. 8. Бердяев Н.А. О духовной буржуазии // Философские науки. 1991. N5. С.108-118. 9. Гаджиев К.С. Американская нация: национальное самосознание и культура. М., Наука. 1987. 179с. 10. Гумилев Л.Н., Иванов К.П. Этнические процессы: два подхода к изучению// Социс. 1992. N1. С.50-57. 11. Гостев А.А. Эволюция сознания в разрешении глобальных конфликтов. (Очерки по конфликтологии). М., 1993. 139с. 12. Дикарева А.А., Мирская М.И. Социология труда. М., 1989. 143с. 13. Деккер П., Эстер П. Отношение к неравенству доходов на Западе: по материалам международного сравнительного исследования// Социс. 1994. N10.с.87. 14. Дубинин Н.П. Что такое человек. М., 1983. С.32-46. 15. Давыдов А.А. Неравенство доходов: макросистемное объяснение// Социс. 1994. N4. с,112. 16. Заславская Т.И., Рывкин Р.В. Социология экономической жизни. М., 1991. С.72. 17. Козлова О.Н. Социология в вузе: к вопросу о предмете и месте в системе общественных дисциплин // Социально-политические науки. 1991. N2. С.64-70. 18. Кукаркин В. По ту сторону расцвета. М., 1977. С.18-22. 19. Касымжанов А.Х., Кельбуганов А.Ж. О культуре мышления. М., 1981. С.92. 20. Кон И.С. В поисках себя. М., 1984. С.31. 21. Кузнецов Н.С. Человек: потребности и ценности. Свердловск, 1992. С.45. 22. Комаров М.С. Социальная стратификация и социальная структура // Социс. 1992. N7. С.62. 23. Лейбин В.М. Зарубежная глобалистика: проблемы и противоречия. М., 1988. 191с. 24. Матвеев Р.Ф. Теоретическая и практическая политология. М., 1993. С.188. 25. Мазаев В.М., Глотова В.В. Методические указания к изучению тем: "Социальная и национальная политика. Проблемы и противоречия социально и национальной политики в нашей стране", "Проблемы взаимоотношения личности и общества". Воронеж, 1992. 26. Маркович Д. Социология труда. М., 1988. С.73. 27. Маркс К., Энгельс Ф. Манифест коммунистической партии// Соч.Т.4. С.445 28. Накасонэ Я. После "холодной войны". М., 1993. С.31. 29. Несбит Д., Абурден П. Мегатенденции, год 2000. Новые направления 1990-х годов. м., 1992. С.25. 30. Новик И. Гуманизм-демократия-глобализм // Общественные науки сегодня. 1992. N5. С.155. 31. Основы политической науки. М., 1993. Ч.I. С.220-230. 32. Очсянников В.Г. Методы социологии: их содержание и особенности // Социально-политический журнал. 1993. N3. С.40-49. 33. Основы социологии. М., 1993. 198с. 34. Основы социологии: Курс лекций. Изд. 2-е./Отв. ред. А.Г.Эфендиев. М.,1994. Ч.I. 298 с. 35. Основы современной цивилизации. Воронеж, 1993. 193с. 36. Овсянников А. Власть тьмы? // Новый мир. 1992. N8. С.120-127. 37. Опыт словаря нового мышления. М., 1989. С.146, 214-215. 38. Полищук М.Л. В предверии натиска "третьей волны". М., 1989. С.84. 39. Политология. М., 19936. 176с. 40. Практопия О.Тоффлера. Современные зарубежные теории социального изменения и развития. М., 1993. Вып. 2. С.31. 41. Петров М. Человек и культура в научно-технической революции // Вопросы филосифии. 1990. N4. С.3-8. 42. Противоречия в современном мире, в поисках новой формы диалектики. Киев, 1991. С.46. 43. Рейсмен В.М. Скрытая ложь. Взятки: "крестовые походы" и реформы. М., 1988. С.51. 44. Российская газета. 1994. 20 мая, 8 сентября. 45. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекция. Воронеж, 1994. 153с. 46. Руткевич М.Н. О предмете социологической науки: три методологических вопроса // Социс. 1991. N7. С.25-37. 47. Руткевич М.Н. Человек и толпа // Диалог. 1990. N12. С.102-104. 48. Руткевич М.Н. О двух аспектах межнациональных отношений // Социс. 1991. N3. С.9-23. 49. Социальная политика буржуазного государства. М., 1987. 112с. 50. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. С.323-325. 51. Сорокин П. Системы социологии. М., 1920. С.20. 52. Смелзер Н. Социология. М., 1994. С.14-24. 53. Социология /Под. ред. Г.В.Осипова. М., Мысль, 1990. С.3-44. 54. Социология. Хрестоматия. М., 1993. 326с. 55. Социология труда. Харьков, 1990. 214с. 56. Социология труда. М., 1993. 124с. 57. Современная западная социология: словарь/ Составитель Ю.Н.Давыдов М., 1990. 79c. 58. Социальные идеалы и политика в меняющемся мире/ Под ред. Т.Т.Тимофеева. М., 1992. С.74. 59. Социальный конфликт: экспертиза, прогнозирование, технологии разрешения. М., 1994. Вып.6. С.91. 60. Силуянова И.В. Духовность как способ жизнедеятельности человека// Философские науки. 1990. N12. С.31-45. 61. Урсул А. На пути к экобезопасному устойчивому развитию цивилизации// Общественные науки сегодня. 1994. N4. С.127. 62. Фетисов В.Я. Специфика социологии как науки и учебной дисциплины // Социально-политический журнал. 1992. N9. С.12-22. 63. Фролов С.С. Социология. М., 1994. С.73. 64. Франк С. Русское мировоззрение // Общественные науки и современность. 1991. N1. С.189. 65. Шпакова Р.П. Западная социология: история и развитие// Социально-политический журнал. 1992. N10. С.24-29. 66. Штольберг Р. Социология труда. М., 1982. С.48. 67. Шиллер Т. Манипуляторы сознаниeм. М., 1990. С.71. 68. Щепаньский Я. Элементарные понятия о социологии. М., 1969. 367с. 69. Ядов В.А. Размышления о предмете социологии // Социс. 1990. N2. С.68-79.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 205; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.209.101 (0.017 с.) |