Социальные противоречения, социальный кризис как 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социальные противоречения, социальный кризис как



ФОРМА ИХ ПРОЯВЛЕНИЯ

 

Под социальным противоречием понимают общественно значимое отношение, выражающееся во взаимодействиях между группами и общностями людей, различными сторонами жизни общества, элементами социальной структуры. Таковы, например,противоречия в сфере экономики, политики и идеологии, между классами, нациями, государствами, социальными системами. Именно эти и подобные им противоречия относятся к разряду социальных.

Большей частью социальные противоречия связаны с несовпадением, расхождением интересов тех или иных социальных групп, слоев. Свое­временное обнаружение и разрешение таких противоречий является необходимым условием использования их в качестве источника поступа­тельного развития общества.

Важно установить критерии классификации социальных противоречий. Они могут быть предложены при условии необходимого различения типов, видов и форм противоречий как структурных компонентов рассматрива­емой их классификации.

Тип противоречия определяется социальным качеством общественных отношений. Вид социального противоречия связан с особенностями его носителя и сферы проявления. Что же касается формы социального противоречия, то она обусловливается его способом существования в практическом взаимодействии людей. Сначала о типах социальных проти­воречий. Если критерием брать характер общественных отношений, то качественное своеобразие противоречий обнаруживается в следующих аспектах:

1) как специфичиское социальное взаимодействие людей в различных

общественно-экономических формациях;

2) как выражение объективных общественных отношений в потребнос­тях и интересах людей;

Субъектно-объектная ситуация применительно к социальному проти­воречию возможна в различных вариантах:

а) взаимные отношения объектов (классов, государств и т.д.) в противоречии, сторонами которого они являются. Противоречия между людьми возникают и существуют по поводу основных социальных объектов-

собственности, политической власти, национальной независимости, куль­туры, религии и др.;

б) отношение социального объекта к предметно существующему проти­воречию в целом, как к объекту его практической деятельности. Люди могут быть заинтересованы в сохранении и развертывании одних проти­воречий при стремлении не допустить или устранить другие;

в) отношение человечества (субъекта) к природе (объекту). В наши дни в полной мере должна осознаваться мысль, что происходящие в окружающей среде изменения имеют существенное социальное значение.

Теперь о видах противоречий.

Противоречия общественной жизни столь разнообразны, что всякая их классификация связана с большими трудностями.

Противоречия общественной жизни можно разделить на несколько групп:

а) по историческим рамкам действия (общеисторические, общие и специфические);

б) по сфере действия или степени общности (социологические и частные);

в) по природе и специфическому содержанию (материальные и идео­логические, объективные и субъективные);

г) по происхождению (необходимые и не необходимые в данном об­ществе, внутренние и внешние, существенные и несущественные и т.п.);

д) по характеру (антагонистические и неантагонистические);

е) по тендеции развития (обостряющиеся, затухающие и действующие постоянно в данном обществе).

Обратимся к классификации социальных противоречий по иным крите­риям. В зависимости от субъекта - носителя становится возможным и необходимым различать противоречия общечеловеческие, классовые, нацио­нальные, групповые, противоречия социальных систем, государств, пар­тий и т.д.

В зависимости от социальной сферы обнаружения различаются противоречия экономические, политические, идеологические, противоречия массового сознания, противоречия в науке, культуре, быту и др.

Основу всех общественных противоречий составляют противоречия экономические. Данное противоречие проходит через всю нашу историю. Видно и то, почему оно не разрешается; правящему сословию невыгодно передавать собственность народу.

Противоречия могут быть как источником общественного развития, так и источником его торможения. Первым они являются при условии их разрешения, вторым - если они накапливаются и не разрешаются.

Одной из особенностей истории СССР являлось то, что противоречия в обществе не столько разрешались, сколько накапливались, становились глубже, интенсивнее и экстенсивнее, захватывали постепенно все сферы жизни - экономическую, социально-политическую, культурную. Временами удавалось смягчать, ослабить их напряженность, но затем снова брала верх генеральная линия - не разрешать, а прикрывать противоречия. Совокупность этих противоречий и определила состояние общества - глубокий и всесторонний кризис.

Острейшая форма проявления социального противоречия, связанная с нарушением социальной стабильности - это социальный кризис. Противо­речие является объективной основой кризиса, его субъективная состав­ляющая - осознание социальной ситуации как критической, ощущение "пределов", "тупиков", невозможности дальнейшего движения. Революци­онная ситуация, о которой В.И.Ленин говорил, что "верхи не могут, а низы не хотят жить по старому", охватывающая экономические, социальноклассовые и политические структуры - пример социального кризиса в широком смысле слова. Однако возможны и более локальные кризисы, касающееся отдельных сторон жизни общества, отдельных социальных групп. Так, молодежные "бунты" 60 гг. в ряде капиталистических стран были формой обнаружения проблем молодежи, но они практически не касались других социальных групп, протекали на фоне относительно благополучного состояния экономики, не сопровождались политическими переворотами.

О близости понятий " социальный кризис" и "социальные проблемы" свидетельствуют и глобальные проблемы, которые представляют собой не что иное как ряд социальных кризисов: во взаимоотношении общества и среды обитания (экологический), все возрастающий разрыв между раз­витыми и развивающимися странами, который усугубляет отставание последних и т.п.

В нашем обществе в последние годы наблюдается значительное обо­стрение социального кризиса во многих областях жизни, без преодоления которого нельзя вести речь о способности нашего общества к самораз­витию.

 

СОЦИАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ КАК ИСТОЧНИК СОЦИАЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ

 

Социальный конфликт - столкновение социальных субъектов (социаль­ных групп, движений, их представителей), в которых выражается проти­воречивость их жизненных устремлений и несовпадение целей. Открытыми формами социальных конфликтов являются забастовки, межнациональные столкновения, гражданская война и др.

Правомерно говорить о политическом, экономическом, идеологическом конфликте, о конфликте между индивидами, социальными группами, слоями, классами, а также социальными системами на региональном или глобаль­ном уровне. Классифицируют конфликты исходя из состава и количества сторон, участвующих в противоборстве, применении или неприменении в них насилия и т.д. Есть конфликты типа "схваток", когда противников разделяют непримиримые противоречия и рассчитывать на разрешение конфликта можно только в случае победы; есть конфликты типа "дебатов", где возможен спор, но обе стороны могут рассчитывать на компромисс; есть конфликты типа "игр", где обе стороны действуют в рамках одних и тех же правил, поэтому они никогда не завершаются и не могут завер­шиться разрушением всей структуры отношений.

Парктика исследований конфликтных явлений в социологии позволяет выделить следующие структурные элементы конфликта:

1) участники конфликта и их характеристики (личность, малая и большая группа, позиция в социальной структуре, типологические и лич­ностные психологические составляющие);

2) источник или причина возникновения конфликта и противоречивых целей в конфликте;

3) взаимодействие, т.е. всевозможные формы конфликтного поведения и действий участников, направленное на разрешение конфликта;

4) физическая и социальная среда или условия, в которых протекает конфликтный процесс;

5) последствия социального конфликта.

Причины и условия конфликтов, возможности их прогнозирования

и разрешения исследуются учеными. Большой опыт в этой области накоплен

в западной науке. В разработке проблемы конфликта наибольшую извест­ность получили концепции Р. Дарендорфа (Германия), Л. Козера (США),

К. Боулдинга (США). В нашей стране также проводятся исследования социальных конфликтов: при институте социологии РАН существует центр конфликтологии.

Р.Дарендорф считает, что наиболее общей причиной социального конфликта является неравное положение людей в "императивно координи­рованных ассоциациях", в которых одни управляют и командуют,а другие вынуждены подчиняться и исполнять указания. Конфликты происходят, таким образом, по вопросам власти.

Значительное число авторов западной политической науки исходят из того, что конфликты в конечном счете определяются сознанием людей. В качества причин называется несовпадение индивидуальных и общест­венных ценностей, разлад между ожиданиями, практическими намерениями и поступками лиц, непониманием людьми своих действий по отношению друг к другу, всяческие недоразумения, логические ошибки и семанти­ческие трудности в процессе коммуникации, недостаток и не качественность информации. Источник конфликтов в "чувствах и эмоциях", иска­жающих взаимоотношения сторон, а не в природе этих взаимоотношений (Л.Козер). Причинами конфликтов также могут быть ненависть, зависть, расовая и религиозная рознь.

Универсальный источник конфликта, по мнению Б.Краснова (Россия), Д.Бертона (США), заключается в несовместимости претензий сторон при ограниченности возможностей их удовлетворения. Стремление к удовлет­ворению универсальных потребностей неустранимо, и если люди и группы не удовлетворяют их в рамках существующих институтов, то они будут искать их удовлетворения вне этих рамок.

Различают предконфликтную стадию, непосредственно конфликт и стадию разрешения конфликта.

Предконфликтная стадия - это период, в котором конфликтующие стороны оценивают свои ресурсы, прежде, чем решиться на агрессивные действия или отступать. К таким ресурсам относятся материальные цен­ности, с помощью которых можно воздействовать на соперника, информа­ция, власть, связи, престиж и т.п. В то же время происходит консоли­дация сил противоборствующих сторон, поиск сторонников и оформление групп, участвующих в конфликте; поиск стратегии, выбор способа воздействия на противника.

Непосредственно конфликты. Эта стадия характеризуется наличием инциндента, т.е. социальных действий, направленных на изменеие пове­дения противника.

Действия соперников в конфликте могут носить как открытый, так и скрытый характер.К открытым действиям можно отнести словесные прения, экономические санкции, физическое воздействие и т.п. Наблюдая самый обычный уличный инциндент, можно увидеть, что окружающие редко оста­ются равнодушными к нему,они возмущаются,сочувствуют одной из сторон и легко могуть быит втянуты в активные действия. Таким образом, открытые активные действия обычно расширяют сферу конфликта, они ясны и предсказуемы.

Скрытые действия преследуют цель навязать сопернику невыгодный ему образ действий и одновременно выявить его стратегию.

Основным образом действий в скрытом внутреннем конфликте является рефлексивное управление.Это означает,что один из соперников пытается передать и внедрить в сознание другого такую информацию, которая заставляет этого другого действовать так, как выгодно тому, кто передал эту информацию. Таким образом, любые "обманные движения", провокации, интриги, создание ложных объектов и вообще любая ложь представляют собой рефлексивное управление.

Действия соперников в конфликте могут быть непосредственными, опосредованными, физическими, психологическими, идеологическими.

По своему внутреннему содержанию социальные конфликты делятся на рациональные и эмоциональные.К рациональным относятся такие кофликты, которые охватывают сферу разумного, делового соперничества. Как пра­вило,участвующие в рациональных конфликтах не переходят на лчностный уровень и не формируют в своем сознании образ врага. Такие кофликты не бывают затяжными, т.к. обе стороны стремятся к улучшению взаимо­отношений, норм, образцов поведения и т.д.

В эмоциональном конфликте стороны действуют на основе неприязни, а первоначальная причина просто забывается, неприязнь может перерас­тать в ненависть. Развитие эмоциаонального конфликта непредсказуемо, и в подавляющем большинстве они не управляемы.

Поэтому желание некоторых руководителей искусственно вызвать конфликт для разрешения спорной ситуации грозит серьезными послед­ствиями, т.к. конфликт можно контролировать до определенного предела и после перехода его на эмоциональный уровень его уже невозможно погасить, можно только локализовать. Некоторые конфликты, например, религиозный, национальный, могут передавать эмоциональный настрой нескольким поколениям.

Критическая точка конфликта означает, что взаимодействие между противоборствующими сторонами достигает максимальной остроты и силы. После прохождения критической точки число конфликтных взаимодействий, их острота и сила резко снижается и конфликт идет к своему разреше­нию или,если не устранены причины,к новому комплексу противостояния.

Важно знать время прохождения критической точки,т.к. после этого ситуация в наибольшей степени поддается управлению. В то же время вмешательство на пике конфликта бесполезно и даже опасно. Руководи­телю, общественному деятелю лучше воздействовать на ход развития конфликта либо до критического состояния, либо после него.

Рассмотрим ряд принципов и подходов к глобальному анализу и разрешению социальных конфликтов.

Необходим,во-первых,тщательный анализ как потребностей существо­вания социальных групп и степени их удовлетворения,так и недостатков социальных институтов общественного устройства, недостатков нацио­нальной стратегии, осуществляемой властными структурами.

Во вторых,главный акцент необходимо делать на анализе источников возникновения конфликта и их устранении, а не на сдерживании и час­тичном урегулировании без структурных изменений институциональной системы общества.

В-третьих, при принятии решений следует просчитывать возможное развитие событий и принимать такие решения, которые исключают возник­новение источников конфликтов в будущем.

Остановимся кратко на ряде современных методов и практике решений социальных конфликтов. Широко известен подход, получивший название гражданская дипломатия, основанный на положении,что конфликты возни­кают из-за культурных различий. Поэтому рекомендуется проведение неформальных контактов для улучшения взаимопонимания и формирования доверия друг к другу. Это и обмен визитами граждан, проведение культурных мероприятий, совместных проектов, гуманитарной помощи и т.д.

Другой метод получил название "дипломатия второго пути", или посредничество. Он основан на положении, что многие ограничения, накладываемые на процесс официальных переговоров, могут быть сняты при неформальном взаимодействии между конфликтующими сторонами, при помощи авторитетных посредников. В разрешении международных и межкоммунальных конфликтов (военные, пограничные и т.п.) активно участвуют бывшие дипломаты, ученые и лица, близкие к правящим элитам. Такой подход дает возможность быстро приспосабливаться и менять ход официальных переговоров.

Проблемно-ориентированный подход к разрешению конфликта состоит из решения процедурных вопросов: этические аспекты, вопросы регла­мента, условия работы по СМИ и т.д. Затем начинается содержательное обсуждение спорных вопросов. После этого происходит выяснение совпа­дений и разногласий в потребностях и интересах, разработка альтерна­тив и их оценка, основные переговоры, выработка решений и процедур их взаимного информирования.

Основными стратегическими направлениями урегулирования социальных конфликтов являются переговоры, консультирование, предупреждение.

Переговоры -один из важнейших элементов человеческих взаимоотно­шений.Цивилизованные формы ведения переговоров заключаются не в том, чтобы победить соперника, а в том, чтобы достичь равноправного соглашения, приемлемого для обеих сторон. Для этого требуется сов­местный поиск решения в процессе переговоров, который строится на основе консенсуса или компромисса.

Компромисс является классическим методом урегулирования социаль­ных конфликтов, который основан на взаимных уступках сторон в ходе переговоров. Консенсус, в отличие от компромисса, ориентирован не просто на достижение соглашения, а на решение проблемы совместными усилиями сторон. Компромисс практикуется в случаях, когда проблема относительно проста и ясна;ограничены ресурсы и время для ее решения, целесообразно принять временное соглашение, а затем вернуться вновь к этой прблеме.Консенсус применяется в ситуациях,когда предмет спора сложен, обе стороны готовы занаяться поиском и анализом скрытых потребностей и интересов; стороны заинтересованы в долгосрочном,а не временном решении проблемы и т.д.

Построение конструктивных рабочих отношений в процессе перегово­ров включает следующие элементы:

1. Баланс разума и эмоций.

2. Понимание, т.е. каждый должен видеть интересы другого так же как и свои.

3. Коммуникация. Чтобы переговоры были продуктивными, необходимо установить некоторые основные правила коммуникации, которые предпо­лагают умение слушать и не перебивать оппонента, стремление понять противоположную точку зрения, сдерживание отрицательных эмоций и т.д.

4. Доверие, основанное на искренних, тесных и надежных взаимоотношениях повышает возможность справиться с конфликтом и достигнуть хорошего результата.

5. Убеждение, а не насилие. В одних случаях это могут быть логические аргументы, положительные эмоции, моральные убеждения, в дру­гих угрозы, вымогательство и физическая сила.

6. Взаимное понимание. Чтобы построить рабочие отношения необходимо уметь выслушать точку зрения противоположной стороны, признать ее право иметь эту точку зрения и принять в расчет ее интересы.

Изложенные нормы и принципы ведения переговоров одинаково рабо­тают на всех социальных уровнях - от межличностоного до межгосудар­ственного.

Стратегия консультирования практикуется в тех случаях, когда невозможно решить проблему без процедуры консультирования с экспер­тами - профессионалами. Специфика этой стратегии заключается в глу­боком анализе конфликтной ситуации на уровне потребностей и ценностей заинтересованных сторон методом социальных наук. Стратегическая цепь консультирования может быть определена следующим образом:от изменения индивидуальных установок к улучшению взаимоотношений конфликтующих сторон и разрешению конфликта.

Стратегия предупреждения заключается в предотвращении деструк­тивных социальных конфликтов и кризисов путем устранения источников социального напряжения. Структуры власти должны уметь согласовывать противоречивые групповые интересы и регулировать крупные социальные проблемы. Защита прав человека, возможность получения образования, обеспечение жильем, здравоохранение - наиболее значимые условия предупреждения деструктивных конфликтов. Эффективнее вкладывать средства в совершенствование социальных институтов, ориентированных на удовлетворение основных человеческих потребностей, чем в развитие силовых структур, которые не могут устранить причины социального напряжения.

Стратегия предупреждения получила,в частности,развитие в области трудовых отношений. Хорошо организованная деятельность основное условие, препятствующее развитию конфликтных ситуаций. Менеджеры по урегулированию споров и конфликтов постоянно отслеживают динамику взаимоотношений между рабочими и управленцами и стараются упредить эскалацию социальной напряженности посредством предварительного обсуждения и решения возникающих проблем.

Данная стратегия работает на всех социальных уровнях и представ­ляет новую правленческую культуру, ориентированную не на подавление, а на устранение источников социального напряжения.

Нормы и правила регулирования социальных конфликтов социализи­руются индивидами прежде всего в процессе воспитания и образования.

Последствия социальных конфликтов весьма противоречивы. Ученые не пришли к общей точке зрения по поводу того, полезны или вредны конфликты для общества.

Конфликты, как одна группа ученых, оказывают позитивное влияние на человеческую жизнь. Без напряжений, несогласий, споров общество было бы нетворческим и непродуктивным. Конфликт может предотвратить более серьезный конфликт. Частые маленькие конфликты снимают давле­ние в обществе, а их блокирование, напротив, повышает его. Конфликт поощряет творчество и инновации. Когда западные государства сравни­вают с коммунистическими тоталитарными,становится ясно,что на Западе более высокий уровень социальной конфликтности. Но также очевидно, что некоторая напряженность в демократических обществах привела к их большей жизнеспособности, динамизму. Конфликт полезен тем, что он поддерживает общественные связи,способствует установлению неформаль­ной иерархии влияния среди членов общества.Такая иерархия объективно сдерживает более серьезные конфликты.

Другая группа ученых считает конфликты высокодестабилизирующими событиями в социальных системах. Забастовки могут оставить бездея­тельными тысячи людей и нанести серьезный урон предприятиям и орга­низациям; супружеские конфликты мешают объединению супругов и взаимопониманию между ними, национальные конфликты нарушают взаимо­связи между народами. Конфликт вреден, когда появляются элементы насилия и деструкции.

Третья группа ученых полагает, что в каждом конфликте существуют как дезинтегративные, так и интегративные моменты. В качестве образного резюме к сказанному можно использовать цитату К.Боулдинга, классика мировой конфликтологии: "Конфликт есть диссонанс; понятие противоположное конфликту - гармония. Диссонанс может быть необходимым, чтобы сделать музыку интересной и придать ей драматичность; он имеет смысл, когда композитор способен превратить диссонанс в утонченное созвучие.То есть позитивная функция заключена не в конфликте - диссонансе как таковом,а в его переходе в консонанс. Конфликт, который продолжается бесконечно, теряет даже драматический интерес, превращается в общий шум и беспорядок. Только продвижение кофликта к разрешению определяет его конструктивную значимость. Так же как в спортивных играх: долгая игра без какого-либо результата становится невыносимой."

 

Тема 4. СОЦИОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

 

ПОНЯТИЕ "ЛИЧНОСТЬ", "ЧЕЛОВЕК", "ИНДИВИД". БИО-ПСИХО-СОЦИАЛЬНАЯ ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА

Любой раздел гуманитарной науки, в том числе и социология, посвященный изучению личности, вызывает повышенный интерес и внима­ние. Объясняется это легко, ведь речь идет о каждом из нас.Студенты, изучая проблему личности, получат сведения, которые должны помочь им разобраться в самих себе, а так же в окружающем их мире. Ответить на эти вопросы, кончно, непросто, так как понятие личности, так же как и понятие культуры наиболее сложное и многомерное.

Для того, чтобы ответить на вопрос что такое личность, надо определиться в понятиях наиболее часто употребляемых: "человек", "индивид" и "личность".

Марксистская наука традиционно рассматривает человека в качестве социального существа (например, как члена семьи, работника, гражда­нина) в конкретно исторических условиях, считает его совокупностью всех общественных отношений.

Человек - существо биосоциальное. Природные, биологические свой­ства человека и потребности играют главную роль в обеспечении его жизнеспособности. И хотя первые жизненные потребности человека мало чем отличаются от потребностей любого животного существа, все же он удовлетворяет их как общественное существо. Например, употребляя пищу, он использует целый арсенал инструментов от вилки и ножа, до микроволновых печей и т.д. Культура общества регулирует способы удовлетворения потребностей и делает человека человеком.

Человек наделен рядом способностей,которые нельзя отнести только одному дару природы или "божьему дару". Его способности, это продукт длительногоисторического развития. От рождения будучи включенным в процесс воспитания, обучения, различного рода деятельность, человек является носителем общественной жизни, источником развития в рамках того социального слоя, класса, коллектива к которому он принадлежит. Следовательно, человек является не только продуктом общества, но и его творцом /35/.

Понятие "человек" употребляется для характеристики общих, при­сущих всем людям качеств и способностей. Это понятие подчеркивает, что в природе есть в наличии особая общность как (homosapiens), человеческий род,который отличается от всех иных материальных систем только ему присущим способом жизнедеятельности.

Человечество существует как специфическая материальная реальность. Но самостоятельно как таковое человечество не существует, т.к. дей­ствуют и живут конкретные люди. Существование отдельных представителей общества можно выразить понятием "индивид". Есть несколько определений понятия "индивид". Индивид - это единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психоло­гических черт человечества: разума, воли, потребностей, интересов и т.д. Понятие "индивид" в этом случае употребляется в значении "кон­кретный человек" /45/.

Индивид - это единичный человек как биосоциальное существо,особь. Индивидуальность - это характеристика уникальности, неповторимости, присущей данной личности /34/.

Итак, понятие "индивид" означает всякого отдельно взятого пред­ставителя человеческого рода, общества или группы. Близко к нему слово "индивидуальность". Оно отражает то особенное, специфическое, своеобразное, что отличает данного конкретного человека от других людей. Человек индивидуален в силу наличия у него особенных, единич­ных, неповторимых свойств. Речь идет не о внешних признаках ("высо­кий или низкий"), а о социально-значимых качествах /35/.

Понятие "личность" отражает только социальную природу человека. Это понятие используется для обозначения социально значимых качеств, которые выработало в себе человечество за всю свою историю.

Личность - это исторически конкретный человек в единстве его социальных и психологических качеств, которые формируются и реализу­ются в социальной деятельности в конкретных общественных отношениях. Обычно понятие "личность" определяет меру развития человека. Отсюда, видимо, и выражение "человеком рождаются, а личностью становятся".

Среди ученого мира существует полный разброс мнений. Одни считают личностью гениального, достигшего высочайшего уровня развития, кото­рому присущи качества нравственного порядка (трудолюбие, ответствен­ность, патриотизм т.д.). Но этот подход отдает какой-то идеальностью. Человек может быть одновременно добрым, но и вором, трудолюбивым и завистливым. При таком подходе можно прийти к выводу, что общество состоит из очень узкого круга людей, которые могут считаться лич­ностью. Какими бы нравственными качествами не обладал человек, мир каждого неповторим и уникален. Каждый человек, обладающий сознанием и способностью к самостоятельным действиям, является личностью /35/.

Человек становится личностью вступая в общественные отношения, в связь с другими людьми. В этих связях и отношениях индивид при­обретает разнообразные общественные свойства и таким образом сочетает в себе индивидуальные и общественные качества. Человек становится персонифицированным носителем социальных качеств, личностью. Степень развития личности бывает разная, одни герои, другие трусы, одни честные, другие лжецы и т.д.

Остановимся на составных элементах социальной личности. С одной стороны, процесс исследований биологических и физиологических меха­низмов поведения человека,а с другой психологические и социологичес­кие исследования механизмов поступков индивидов и поведения групп позволяют вполне оценить сложность проблемы личности. Поэтому вполне справедливо привести еще одно определение личности: "... личность человека является интегральной целостностью биогенных, психогенных и социогенных элементов" /68/.

В предыдущих темах, говоря о биологической основе общественной жизни, мы подчеркивали, что единство анатомических и физиологических свойств организма составляет часть поведения человека. Эти биогенные элементы личности складываются из врожденных рефлексов, врожденных анатомических черт, физиологических процессов и т.д. Некоторые соци­ологи старались доказать, что эти биогенные элементы, составляющие однородную и постоянную основу поведения во всех обществах и культу­рах, не влияют на различные поведения людей. Но с точки зрения общей теории поведения индивида и поведения общности биологические и биопсихические движущие элементы личности настолько важны,что ни один социолог не должен игнорировать их. Ведь в основе поведения любого индивида лежат определенные биологические потребности, определенные импульсы, вызывающие определенное поведение для их удовлетворения.

Биологические основы и факторы личности охватывают нервную систему, систему желез, процессы обмена веществ, побуждения (голод, жажду, половой импульс, половые различия, анатомические особенности, процессы созревания и развития организма). И хотя спорным является вопрос, насколько эти факторы определяют поведение индивида,изучение их представляется необходимым. Важны также психологические элементы личности - память, характер, воля, наблюдательность, интеллект и т.д.

Нам известно, что проблемой личности занимаются ряд гуманитарных дисциплин,в том числе психология.Психологические теории также разно­образны,как и социологические,но мы выделим несколько наиболее важных направлений.

Основателем теории психоанализа является Зигмунд Фрейд. Он и его последователи создали своеобразную теорию личности. В структуре личности Фрейд выделил три основных компонента: ОНО (Ид), Я (Эго) и Сверх-Я (Супер-Эго).

Ид представляет собой компонент, где властвуют бессознательные инстинкты, принцип удовольствия. З.Фрейд выделяет в человеке две потребности: либидозную и агрессивную - именно они и есть источники духовной деятельности личности. Так как удовлетворение этих потреб­ностей наталкивается на препятствия со стороны окружающего мира, они вытесняются, образуя область "бессознательного".

Я (Эго) выступает как бы посредником, промежуточным звеном в структуре личности. Оно и воспринимает бессознательные инстинкты в приемлемой для конкретной, реальной ситуации форме. По сути смысл Эго в окультуривании бессознательных инстинктов личности.

Супер-Эго (Сверх-Я) - это совокупность моральных устоев общества. Данный компонент выполняет роль своеобразного внутреннего цензора. Эго постоянно раздирается конфликтами между инстинктами, которые постоянно прорываются из Ид, запретами, требованиями, благодаря которым Супер-Эго контролирует Эго. Систематически прибегая к защит­ным механизмам (вытеснению, сублемации), Эго тем самым контролирует Ид.

З.Фрейд рассматривает организм как сложную энергетическую сис­тему, управляемую законом сохранения энергии.Если либидо остановлено в одном из своих проявлений,оно должно неизбежно произвести какие-то другие эффекты. Супер-Эго обеспечивает социальную приемлемость этих эффектов, различных форм, в которых они прорываются, в том числе, символов. Все, что человек деоает, творит (произведения литературы, искусства) является, по З.Фрейду, символизацией вытесненных в "под­полье" бессознательных потребностей. Другой формой являются социаль­ные чувства - несексуальный вариант эмоциональных отношений между членами группы - альтруистская любовь, дружба, которые по З.Фрейду, представляют собой превращенные формы сексуального.

Идеи З. Фрейда уже давно подвергаются серьезной критике, но, несмотря на многие упущения, все же многие десятилетия привлекают внимание. В основу человеческой жизни, в том числе и мотивация дея­тельности, простые и сложные формы социального взаимодействия он усматривает в инстиктах, бессознательных влечениях. Человек - это окультуренное, благодаря Супер-Эго и обуздываемой деятельности Эго, животное. Причем З.Фрейд, который практиковал как психотерапевт, решающее значение придал либидо-сексуальному инстинкту, подавление которого в действительности становится одной из важнейших причин психических заболеваний.Выдвинутая модель личности З.Фрейда содержит важное предположение о сложности, многоплановости структуры челове­ческого поведения. Сделана попытка логически строгим путем связать биологические начала и социальное,обратить внимание на энергетичес­кую, чувственно-психологическую основу личности как социального субъекта. Личность, которую набросал Фрейд при всей ее биологизатор­ско-либидозной однобокости, "дышит", живет, содержит намек на возмож­ности проявлений неповторимости, индивидуальности и вместе с тем обнаруживает свою социальную принадлежность, социальную контролиру­емость (Супер-Эго) /34/.

Представителями второй тенденции являются Ч.Кули и Дж.Холмс. Эта теория получила известность как теория зеркального "Я". Для нее характерен пристальный интерес к социальной обусловленности "Я". Другие люди - Он, Они - это те зеркала, в которых формируется мой собственный образ "Я". Следовательно,представления о личности,о себе, то есть "Я" есть не что иное, как синтез тех впечатлений, которые, как кажется личности,она производит на окружающих, "значимых других".

В различных интерпретациях, вариатнах сторонники зеркального "Я" подчеркиваюи,что мое представление о себе есть не что иное,как сово­купность, целостность оценок моей деятельности другими.Авторы данной концепции лично обращали внимание на то, как мы интерпретируем мысли и чувства других, как мы воспринимаем друг друга в ходе элементарных взаимодействий. Последний аспект достаточно важен и для понимания многих проблем,возникающих в ходе практического восприятия человеком человека.

Следующая теория личности - теория психологии, опирающаяся на учение Павлова о двух сигнальных системах и на теорию исторического материализма К.Маркса. В этой теории также присутствует синтез био­психо-социогенных элементов, но упор в основном делается на материа­листическую и инсторическую концепцию человека.

Подводя итог первого вопроса можно назвать признаки человека как личности. Во-первых,это наличие самосознания,то есть способности формулировать свое "Я" и делать его предметом своего собственного познания. Человек становится личностью, когда выделяя себя из себе подобных, осознает свою самотождественность с другими, но в то же время свою неповторимость. Ребенок, становящийся личностью, требует соответствующего к нему отношения. Во-вторых, личность занимает определенное положение в системе общественных,прежде всего производ­ственных отношений, принадлежит к определенному классу, социальному слою, группе. В-третьих, в соответствии со своим социальным статусом личность играет определенные социальные роли.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 393; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.58.169 (0.059 с.)