Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет, задачи и функции социологии.

Поиск

 

Каждая отрасль науки имеет свой предмет, который раскрывается в содержании (системе теорий, законов, категорий, принципов и т.д.) и выполняет особые функции по отношению к практике. Между предметом, содержанием и функциями науки существует определенная взаимозависи­мость. Произвольное определение предмета науки ведет к односторонней и непоследовательной трактовке ее содержания. Так и функции отдель­ной науки нельзя уяснить, если отвлеченно исходить от других наук и потребностей практики.

Чтобы понять в чем сущность социологии, студентам нужно прежде всего уяснить что представляет собой предмет социологии. Изложение основ любой науки принято начинать с ознакомления с ее предметом, т.к. предмет любой науки является результатом теоретического осмысления, которое позволяет исследователю выделить те стороны и закономерности развития изучаемого объекта, которые являются спе­цифическими для данной науки.

Так что же такое социология?

Термин "социология" происходит от латинского "societas" (об­щество) и греческого "logos" (слово, учение). В этом буквальном смысле слова социология есть наука об обществе. Стремление понять, осмыслить общество, а также выразить свое отношение к нему было свойственно человечеству на всех этапах его истории. В прошлом каждый крупный мыслитель в рамках собственной философской системы выражал и свои взгляды на общество. Само же понятие " социология " было введено в научный оборот французским философом Огюстом Контом в 30 г. прошлого столетия. В его понимании социология была равно­значна обществознанию, которое включало в себя все, что относится к обществу, роль же ее он определял задачами наблюдения фактов и процессов общественной жизни. Точка зрения О. Конта на социологию как науку, тождественную обществознанию господствовала в литературе до конца XIX века. В конце XIX - начале XX веков в научных иссле­дованиях общества стал выделяться наряду с экономическим, демогра­фическим, правовым и др. аспектами также и социальный. Поэтому предмет социологии начинает сводиться именно к изучению социальных сторон общественного развития. Первым социологом, который дал узкую трактовку социологическй науки, был Эмиль Дюркгейм. С его именем связан переход социологии от науки, тождественной обществознанию, к науке, связанной с изучением социальных явлений и социальных от­ношений в жизни общества, т.е. к самостоятельной науке, наряду с другими общественными и гуманитарными науками - философией, полит­экономией, историей и др.

С точки зрения немецкого социолога М. Вебера, социология - это наука о социальном поведении, которое социология стремится понять и объяснить. Социальное поведение, по Веберу - это определенный по­ступок человека, который он соотносит с поведением (или поступками) других людей.

Что же изучает социология?

Объектом социологического познания является, как мы уже говорили, общество. Но "общество" - это слишком широкое понятие, т.к. "общество" изучают все гуманитарные науки. Сущностная сторона в обосновании научного статуса социологии (как и любой другой науки) лежит в раз­личии ее объекта познания. Объект познания - это все то, на что направлена деятельность исследователя, что исследует он в качестве объектной реальности. Так и в социологии есть определенный объект, который подлежит изучению. Однако здесь мнения различных авторов расходятся. В.А. Ядов считает, что ключевым понятием социологии является "социальная общность", в которую он включает формы семейной организации, поселений, социально - классовые и социально - профес­сиональные, энтонациональные и территориальные, государственные об­щности и наконец, человечество в целом, осознающее свои интересы как единая цивилизация. К понятию социальной общности он также относит и те разновидности, которые не имеют жесткой структурной организации, т.е. представляют разнородную массу, объединенную общим интересом (например, массовое движение,аудитория зрелища, толпа) /69/.

Авторский коллектив под руководством Г.В.Осипова ключевым поня­тием социологии считает "социальное". В это понятие он включает всю совокупность связей и отношений, которые в каждом конкретном социаль­ном объекте всегда организованы особым образом и поэтому объект социологического познания выступает как социальная система /53/.

Авторы О.Н. Козлова, В.В. Панферов, С.Г. Спасибенко считают, что поэзия Ядова и авторского коллектива под руководством Осипова упускают собственно челевеческий аспект социального. Известный социолог П. Со­рокин подчеркивал: "наша социология есть humo - социология. Она трак­туется только о челевеческих взаимоотношениях" /51/. Согласно этой концепции предметом изучения социологии должно быть не изучение пре­имущественно общества или преимущественно личности, а именно взаимо­действие личности и общества.

Современный американский социолог Нейл Смелзер считает, что социология - это один из способов изучения людей. Он говорит, что социологи стремятся выяснить почему люди ведут себя определенным об­разом, почему они поклоняются чему - то, женятся, голосуют и т.д., т. е. все, что происходит с людьми, когда они взаимодействуют друг с другом. И, поэтому, Смелзер считает, что "социологию можно определить

как научное изучение общества и социальных отношений".

Анализируя вышесказанное, можно, на наш взгляд, дать следующее определение науки социологии: социология - это наука, изучающая общество через призму человеческого поведения, интересов и потреб­ностей тех социальных групп, которые это общество составляют.

Исходя из этого определения, предметом изучения социологии явля­ется не все общество, а та его сторона, которая определяет интересы и потребности различных социальных групп, социальных общностей, а также взаимоотношение человека и общества. Важным для социологии по­нятием является "социальное". Понятие "социальное" как характеристика одной из сторон общественной жизни было введено К. Марксом. При ана­лизе общества, его процессов и отношений Маркс и Энгельс использовали два термина - общественный и социальный. Они употребляли понятие "об­щественный", "общественные отношения", когда речь шла об обществе в целом, о взаимодействии его сторон - экономической, политической, идеологической и т.д.

Когда же они исследовали природу отношения людей друг к другу, человека к человеку, к факторам и условиям жизнедеятельности, поло­жение человека и его роль в обществе, то применяли понятие "социаль­ное", "социальные отношения". Поскольку в наших общественных науках общественные отношения сводились к историческому материализму, то наши ученые стали отождествлять понятия "общественное" и "социальное",

а специфический объект социологического знания, социальные связи и отношения был утрачен. Однако разграничение этих понятий имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение. В настоящее время социальная сфера жизнедеятельности общества включена в общую систему управления и планирования, что нашло отражение в важнейших государственных документах, где наряду с экономическим, политическим и культурным развитием общества большое внимание уделяется также социальному развитию, социальной политике.

Социальное - это совокупность тех или иных свойств и особенностей (общественных отношений) социальных общностей (классов, групп, людей) в процессе их совместной деятельности в конкретных условиях и прояв­ляющихся в их отношениях друг к другу, к своему положению в обществе, к явлениям и процессам общественной жизни. Социальное явление или про­цесс возникают тогда, когда поведение даже одного индивида оказывается под воздействием другого индивида или социальной группы. Именно в про­цессе взаимодействия друг с другом люди оказывают воздействие друг на друга и тем самым способствуют тому, что каждый из них становится носителем и выразителем каких-либо социальных качеств. Таким образом, социальные связи, социальное взаимодействие, социальные отношения и способ их организации являются объектами социологического исследования.

Можно выделить следующие основные черты, которые характеризуют специфику социального.

Во-первых, это общее свойство, которое присуще различным группам людей и являющееся результатом их взаимоотношений.

Во-вторых. это характер и содержание отношений между различными группами людей, находящихся в зависимости от занимаемого ими места в различных общественных структурах, и от той роли, которую они в ней выполняют.

В-третьих, это есть результат "совместной деятельности различных индивидов", проявляющийся в общении и в их взаимодействии.

Именно в процессе взаимодействия друг с другом люди оказывают воздействие друг на друга, способствуют развитию тех или иных свойств общественных отношений. Социальное возникает именно в ходе взаимодей­ствия людей, обусловливается различиями их места и роли в конкретных общественных структурах.

Как самостоятельная наука социология имеет свои задачи. Особенно повышается ее роль в условиях преобразования нашего общества, т.к. каждое принимаемое решение, каждый новый шаг, предпринимаемый влас­тями, задевают социальные интересы, меняют положение, поведение мно­жества взаимодействующих групп. В этих условиях органам управления крайне необходима полная, точная и правдивая информация о реальном положении дел в любой сфере общественной жизни, о потребностях, инте­ресах, поведении общественных групп в той или иной ситуации, а также возможном влиянии их поведения на общественные процессы. Предоставить такую информацию пракимке должна социология.

Важную задачу имеет социология и в конкретизации курса государ­ственых органов на преобразование экономического развития в условиях перехода к рынку, т.к. практическое его осуществление требует сотен и тысяч решений более конкретного уровня (скажем ответа на вопросы о том, какие именно звенья управления являются лишними; какие типы индивидуальной трудовой деятельности заслуживают поддержки и развития; какую дифференциацию оплаты труда разного качества считать справед­ливой, а какую чрезмерной и т.д.) Причем каждое такое решение требует социологического осмысления и обоснования.

Не менее важной задачей социологии является обеспечение надежной "обратной связи" управления обществом. Ведь принятие самого правиль­ного и необходимого решения высшими органами управления представляет первый шаг преобразования действительности. В дальнейшем такому ре­шению предстоит "обрасти" множеством конкретизирующих его инструкций, чтобы сделать это решение более эффективным. Это делает необходимым постоянный социологический контроль за ходом выполнения решений,про­теканием конкретных процессов в обществе.

Нельзя забывать также и о такой важнейшей задаче социологии, как формирование у людей социального мышления. Активизация деятельности человека, социальная энергия масс и направление ее в нужное обществу русло. Эта задача адресована в первую очередь социологам.

Задачи, которые стоят перед социологической наукой, определяют и ее функции.

Социология, изучая общественную жизнь в тех или иных формах и сферах, во-первых, решает научные проблемы, которые связаны с фор­мированием знания о социальной действительности, разработкой методов социологических исследований. Во-вторых, социология изучает проблемы, которые связаны с преобразованием социальной действительности, ана­лизом путей и средств целенаправленного воздействия на социальные процессы. Наиболее важными функциями являются: познавательная, которая связана с изучением закономерностей социального развития и тенденцией изменения различных социальных процессов; практическая, которая определяет степень участия социологии в разработке практичес­ких рекомендаций и предложений по повышению эффективности управления различными социальными процессами; и наконец, идеологическая, которая обусловлена участием социологии в идеологической деятельности. Раскроем подробно эти функции социологии.

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ. Особое значение принадлежит специальным социоло­гическим теориям, которые раскрывают закономерности перспективы со­циального развития общества. Социологические теории дают научные ответы на актуальные проблемы современности, указывают реальные пути и методы социального преобразования мира.

В научном познании закономерностей развития также активно участ­вуют социологические исследования, которые взаимодействуют с социо­логическими теориями. Они обеспечивают прирост новых знаний о дей­ствительности, изменениях отдельных сфер жизни общества, несут информацию о потребностях, интересах, ценностых ориентациях, мотивах поведения различных социальных общностей (групп, классов и т.п.) в конкретных ситуациях.

ПРАКТИЧЕСКАЯ функция социологии тесно связана с познавательной. Вскрывая закономерности развития различных сфер общества, социологические исследования дают конкретную информацию, необходимую для

осуществления контроля над социальными процессами.

ПРАКТИЧЕСКАЯ функция социологии выражается прежде всего в том, что она выдвигает, на основе социологических исследований, научно

обоснованные прогнозы относительно развития общества в будущем, ко­торые являются теоретической основой построения перспективных планов социального развития, а также дает практические рекомендации, разра­батываемые социологами, для более эффективного управления социальными процессами.

Наряду с познавательной и практической функциями, социология, как говорилось, выполняет и идеологическую функцию. Она, направлена, во-первых, на познание естественноисторического процесса и разработку перспективных и ближайших целей развития общества. Во-вторых, на научную и идеологическую дискуссию с иными концепциями; в-третьих, на распространение научной идеологии среди населения; в-четвертых, на подготовку компетентных специалистов, на глубокое и всестороннее усвоение ими научной идеологии.

Таким образом, научные знания, получаемые с помощью научных теорий, служат делу идейного воспитания и просвещения общества, помогают людям сознательно выполнять свои трудовые и общественные функции. Важную роль в этом выполняют социологические исследования общественного мнения, средства массовой информации: их эффективности, политических и право­вых институтов общества. Результаты этих исследований помогают в совершенствовании идеологической деятельности государства по воспитанию и политическому просвещению людей.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 578; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.222.5 (0.008 с.)