ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

СУЩНОСТЬ КУЛЬТУРЫ, ЕЕ СТРУКТУРА



 

Слово "культура" происходит от латинского слова "colere", что означает культивировать, возделывать почву. В средние века это слово стало означать прогрессивный метод возделывания зерновых. Таким образом возник термин "agrikulture" или искусство земледелия.

В XVIII - XIX вв. его стали употреблять и по отношению к людям. Если человек отличался изяществом манер, начитанностью, его считали "культурным".Тогда это понятие применялось в основном к аристократам, чтобы отделить их от "некультурного" простого народа.

В дальнейшем слово "культура" получило обощенное значение и им стали называть все, что создано человеком.

При таком подходе культура предстает как сотворенная человеком "вторая природа", надстроенная над первой, естественной природой, как весь созданный человеком мир.Культура включает в себя результаты материального и духовного производства.

Это общефилософский подход к культуре.

В социологии в общем виде под культурой понимают систему ценностей и правил поведения, общих для людей, связанных определенным образом жизни.

Культура формируется как важный механизм человеческого взаимо­действия, который помогает жить людям в своей среде, сохранять единство и целостность общности при взаимодействии с другими общностями.

В культуре как социальном явлении следует различать: 1) самое культуру, как подвижный и трудноуловимый "эфир", растекающийся по всем сторонам нашей жизни; 2) процесс воплощения культуры; 3) конкретные формы (продукты) воплощения культуры; 4) процесс приобщения к куль­туре и ее передачи от поколения к поколению.

Рассмотрим кратко каждый из этих четырех аспектов.

1. а) Возможность создания "второй природы" связана с сознанием. В труде, в политике, в быту, в восприятии художественных ценностей - везде мы имеем дело со знаниями, умениями, навыками людей, их ценностями, традициями и т.д.

Культура как явление соткана из сознания, его элементов.

б) В то же время культура - это не вообще сознание,не отдель­ные его элементы, а способ, метод ценностного освоения действитель­ности.

В поисках удовлетворения своих потребностей (материальных,духов­ных и др.) человек встает перед необходимостью оценки явлений,средств их достижения с точки зрения пользы и вреда, добра и зла,допустимого и запретного.Иначе говоря, активная,практически осмысленная деятель­ность, сразу же ставит человека в положение, в котором он должен определить ту ценность для себя, которая ему необходима. Для людей эти ценности могут быть разными (для одних - деньги, для других - моральная безупречность, для третьих - наука и др.). Каждый человек, личность обладает определенной иерархией ценностный, которые он оценивает в той или иной степени. Без этого нет мотива, нет сознательного социального действия. Способ, метод выявления ценностей и есть культура.

в) Как метод освоения действительности,культура -это не набор, простая сумма отдельных оценок, норм, а определенная целостность, которая проявляется в следующем.

Во-первых, когда мы говорим о культуре,мы имеем в виду сопряжен­ность, согласованность знаний, ценностей, норм, предпочтений. Внутреннее сопряжение культуры проявляется в виде устойчивой опре­деленности восприятия мира, оценки реальных явлений,ценностей - мен­тальности. Такую определенность восприятия мира можно отнести как к целой области (общества), так и к отдельной личности.

Во-вторых, культура как целостность имеет и другой аспект. Куль­тура - это не мертвый багаж невостребованных умений, знаний, убеждений, а процесс, внутренняя деятельность.

2. Итак, культура как способ ценностного освоения мира вопло­щается в деятельности людей: производственной, политической,социаль­ной, художественной и др. В деятельности людей взаимодействуют две ее стороны: внутренняя и внешняя. В ходе внутренней деятельности формируются мотивы, тот смысл, который придают люди своим поступкам, отбираются цели действий,разрабатываются схемы, проекты.Именно куль­тура как менталитете наполняет внутреннюю деятельность определенной системой ценностей,предлагает сопряженные с ней выборы,предпочтения. В этом проявляется еще одно качество культуры - это признак, который организует, определяет содержание, направленность практической дея­тельности людей.

Во взаимосвязи культуры и деятельности следут обратить внимание на следующие моменты: а) культура и детерминация деятельности;

б) деятельность как показатель культуры; в) образцы деятельности как показатели культуры.

Первый момент исходит из того, что культура - сложная система, в которой переваривается, переосмысливается, оценивается внешняя информация, которая непосредственно определяет, как реагировать человеку на импульсы внешней среды, как ему действовать.

Здесь как раз и состоит разгадка того, почему представители разных этносов, народов по-разному действуют в аналогичных ситуациях.

Иными словами, импульсы, идущие от внешнего мира, проходя "чистилище" культуры, по-своему расшифровываются.

И наооборот, все действия людей несут на себе мощный отпечаток культуры данного общества, народа, группы людей. Например, высокая производительность труда в Японии является результатом развитой культуры труда.

Второй момент показывает, что о культуре людей, общества нужно судить не по словам, заявлениям, а по действиям.

Практическая деятельность - это и реальное воплощение культуры, и ее показатель.

Третий момент предполагает воплощение культуры в устойчивых, повторяющихся образцах деятельности. За этим стоят устойчивы мотивы, предпочтения, навыки и умения. Случайное, неповторяющееся не стоит относить к культуре.

Как человек ведет себя в определенных ситуациях, как решает проблемы, конфликты, когда задеты его интересы, -все это определяет образцы поведения,установленные в рамках определенной культуры.Проще говоря, образцы поведения - это определенные схемы, прспособленные к определенным ситуациям. Например, прветствие происходит по-разному в разных культурах.У нас принято при этом подавать руку,а на острове Фиджи - тереться носами.Мусульманин удивиться, если увидит алкоголь­ные напитка на христианских поминках за столом. Когда японцы расска­зывают о печальном событии,они улыбаются,чтобы не огорчать слушателя.

И таких примеров образцов поведения можно приводить много. Некоторые образцы поведения формализованы и установлены предписаниями (прид­ворный этикет, воинский устав, правила уличного движения и др.)

К образцам поведения близки по смыслу такие понятия, как модели и эталоны поведения, предметов, произведений искусства и т.д.

Модель - это желаемая схема, определенный образ желаемого поло­жения вещей.Принятые модели становятся,например,стилем в архитектуре, искусстве ( барокко, ампир и др. ). Модели в этом значении часто называют эталонами.

3. Культура воплощается, объективируется в различных продуктах деятельности. Под объективированием следует понимать материальное воплощение культуры. Здесь важно о братить внимание на следующее обстоятельство. Долгие годы было принято делить культуру на мате­риальную ( станки, здания, автомобили ) и духовную ( наука, мораль, искусство ). Но в последнее время социологи стали сомневаться в правомерности такого деления. Причины этих сомнений таковы. Разве станок не воплощение научной идеи и художественного вкуса? Разве его дизайн не свидетельство определенных эстетических установок, а качество исполнения его деталей - нравственной культуры тех, кто его произвел?

Поэтому точнее было бы делить материальные продукты культуры на вещественно-предметные: станки, атомобили, здания и др., в которых воплощаются и технические знания,и художественные вкусы,и нравствен­ные нормы; и символически - знаковые. Под ними подразумеваются те продукты культуры, которые передают свою информацию через слова, символы, знаки и изображения: литература, ноты, фрески, схемы, чертежи и т.д.

4. Благодаря тому, ч то культура объективируется в вещественно­предметных и знаково-символических формах, во-первых, происходит определенная фиксация исторического опыта народа,общности,во-вторых, культура, ее смысл, технология и навыки могут быть переданы другим людям, другому поколению.

Тем самым культура открывает еще один аспект социологического осмысления: как метод формирования с помощью прошлого, накопленного опыта наших нынешних представлений.

Причем, подчеркивая преемственность, нельзя тем самым абсолюти­зировать устойчивость и неизменность культуры. Излишний консерватизм мешает развитию культуры. Важно, чтобы в культуре традиции поддержки нового сочетались с разумным консерватизмом, с приверженностью к стабильности и предсказуемости.

Преемственность культуры осуществляется в процессе социализации личности, прежде всего ее воспитания и образования. Культура, как внебиологическое явление не подчиняется в целом законам генетической наследственности. Ею можно овладеть лишь в ходе социального наследо­вания. Вот почему так сильно различаются культуры поведения людей, живущих в одной стране; но в разных социальных средах. ( Например, постоянный житель Москвы и постоянный житель Чукотки). Механизмы социализации обеспечивают самовозобновляемость общества, духовное замещение одного поколения другим.

Проанализировав культуру как социальное явление, ее признаки, можно дать более полное определение ее.

Культура - это способ духовного освоения действительности, представляющей собой целостную систему устойчивых идей, ценностей, норм, приемов, воплощаемых в образцах деятельности, объективируемых в вещественно-предметных и знаково-символических формах,передаваемых от поколения к поколению в процессе социализации.

Выше была дана характеристика культуры как социального явления. Однако анализ культуры не будет полным, если не рассмотреть основные элементы культуры и их функционирование.

Первым и наиболее важным элементом является понятийно-логический аппарат, т.е. знания, сформулированные в определенных понятиях и представлениях и зафиксированные в языке.

Рассмотрим кратко что представляет собой язык как важнейший элемент культуры.

Прежде всего язык является ретранслятором культуры. Очевидно, что культура распространяется и жестом, и мимикой, но язык является наиболее емким, доступным ретранслятором культуры.

Вместе с тем, нельзя абсолютизировать роль языка в качестве чуть ли не единственного носителя культуры.Очень часто,особенно в ХХ веке, язык выступает лишь средством коммуникации. На русском языке в той или иной мере может быть передана и нерусская культура, на англий­ском - неанглийская.

Вторым важнейшим элементом культуры являются убеждения и знания. Учреждения - это определенное духовное состояние,свойство, в котором соединяются интеллектуальный, чувственный и волевой компоненты.Любые убеждения включают в свою структуру определенные сведения,информацию о данном явлении, норме поведения, т.е. знания.

Следует иметь в виду одно важное обстоятельство: между знаниями и убеждениями людей связь устанавливается сложно и неоднозначно. Например, врачи напоминают нам о "двух белых врагах человека" - сахаре и соли, призывают прекратить или ограничить их употребление. Но не все люди,для которых очень важен рацион питания,прислушиваются к этому. То же самое можно сказать о знании законов и нарушении их даже работниками правоохранительных органов.

Причины несогласованности знаний и убеждений могут быть различ­ными: когда знания противоречат тенденциям развития человека, когда знания опережают реальную действительность и т.д.

Нужно своевременно анализировать эти причины и принимать меры по их устранению.

Третьим важнейшим элементом культуры являются ценности. Для выявления ценностей человек должен применить определенные критерии, мерки, по которым будет произведена оценка объекта. Эти критерии оценки действий предметов, идей, мнений и составляют главное в куль­туре. Их мы и будем называть ценностями.

Ценности выступают, во-первых, как желательное, предпочтитель­ное для данного субъекта состояние социальных связей, содержания идей, художественной формы и т.д.; во-вторых, как критерий оценки реальных явлений; в-третьих, они определяют смысл целенаправленной деятельности; в-четвертых, регулируют социальные взаимодействия; в-пятых, внутренне побуждают к деятельности. Иными словами, ценность и ориентирует человека в окружающем мире, и побуждает, мотивирует на конкретные действия.

В систему ценностей субъекта входят следующие.

1. Смысложезненные ( представления о добре и зле, счастье, цели и смысле жизни).

2. Универсальные:

а) витальные (жизнь, здоровье, личная безопасность, благосос­тояние, образование, правопорядок и др.);

б) общественного признания (трудолюбие, социальное положение и др.);

в) межличностного общения ( честность, бескорыстие, добро­желательность, сострадание и др.);

г) демократические ( свобода слова, совести, национальный суверинитет и др.);

3. Партикулярные (частные):

а) привязанность к малой родине, семье;

б) фетишизм (вера в бога, стремление к абсолютизму и т.д.).

В наши дни происходит серьезная ломка,трансформация системы цен­ностей. Утверждаются новые для культуры последних лет ценности, те, которые были на периферии, выходят в ранг приоритетных. Сейчас рано говорить о какой-то устоявшейся системе ценностей, новой духовной культуре нашего общества. Идет процесс поиска, сомнений и нестабиль­ности.

Четвертым элементом культуры является идеология.

Когда мы рассматривали убеждения, мы отмечали, что в качестве своей основы убеждения имеют определенную информацию, утверждения, обоснованные на теоретическом уровне. Соответственно ценнорсти могут быть описаны, аргументированы в виде строгой, логически обоснованной доктрины или в виде стихийно сложившихся представлений,мнений,чувств.

В первом случае мы имеем дело с идеологией, во втором - с обычаями, традициями, обрядами, воздействующими и передающими свое содержание на социально-психологическом уровне.

Рассматривая идеологию, ее внутреннее строение и мноогбразие, к ней можно применить тот же принцип,что и по отношению к ценностям. Идеология при таком подходе предстает как сложное и многоярусное образование.Она может выступать в виде идеологии всего человечества, идеологии конкретного общества, идеологии класса, социальной группы и сословия.

При этом происходит взаимодействие разных идеологий, что обеспе­чивает, с одной стороны, стабильность общества, а с другой - позво­ляет выбирать, развивать ценности, выражающие новые тенденции

в развитии общества.

Наконец, пятым элементом культуры являются уже названные выше образцы поведения: обряды, обычаи, и традиции.

Обряд - это совокупность символических коллективных действий, воплощающих в себе те или иные социальные идеи, представления, нормы поведения и вызывающие определенные коллективные чувства (например, свадебный обряд). Сила обряда в его эмоционально-психологическом воздействии на людей.

Обычай - воспринятая из прошлого форма социальной регуляции деятельности и отношения людей,которая воспроизводится в определенном

обществе или социальной группе и является привычной для его членов.

Обычай состоит в неуклонном следованиивоспринятым из прошлого пред­писания ( например, кровная месть ). Обычай - неписаные правила поведения.

Традиции - социальное и культурное наследие, передающееся из поколения в поколение и сохраняющееся в течение длительного времени. Традиции функционируют во всех социальных системах и являются необхрдимым условием их жизнедеятельности. Нельзя пренебрежительно относиться к традициям,т.к. это приводит к нарушению преемственности в развитии культуры, к утрате ценных достижений прошлого.И наоборот, преклонение перед традицией порождает консерватизм и застой в общественной жизни.

 

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

 

Мы рассмотрели культуру в общем виде и ее основные элементы безотносительно к тому,как она функционирует, развивается в обществе.

Именно эта проблема и будет рассмотрена в данном вопросе.

Как известно, вся история делится на три основных этапа, ступени развития: аграрное (традиционное) общество, индустриальное (цивили­зованное) общество, постиндустриальное (информационное) общество. В основу такого деления положена мысль о том, что техника обусловли­вает тип общества и тип культуры.

Индустриальное общество и культура возникли в результате развер­тывания промышленной революции и создания крупного машинного производства. Раньше всех на этот путь встали страны Европы, затем Северной Америки.Именно эти страны внесли наибольший вклад в развитие индустриальной культуры, которую поэтому еще называют европейской или западной культурой. Сегодня вся мировая культура переживает различные стадии индустриализма, причем в наиболее развитых странах индустриализм переживает глубокий кризис,связанный с началом перехода человечества к новой стадии развития - информационному обществу, как результату развертывания информационно-компьютерной революции. Пере­ходное состояние обусловливает сложность и противоречивость культур­ной жизни, духовных процессов, смешение, переплетение традиционно­индустриальных институтов и ценностей с нарождающимися институтами и ценностями информационного общества.

Индустриальное общество и его культура, по Тоффлеру, характери­зуется урбанизмом, централизацией, гигантизмом и единообразием (массовидностью), сопровождающимися угнетением, убожеством и эколо­гическим упадком.Информационно-комьютерная революция дает перспективу преодоления этих пороков индустриализма, порождая тенденции движения общества и культуры к целостности и индивидуализированности, а также к челевечной и экологически чистой технологии.

С середины ХХ в. индустриальная культура приобретает специфичес­кую форму, которая находит обощенное выражение в понятии "массовая культура". Основными характеристиками массовой культуры являются:

развитие средств массовой коммуникации: радио, кино,телевидение, гигантские итиражи газет, иллюстрированных журналов, дешевых"карман­ных" книг, граммпластинок,магнитофонных и видеокассет;

индустриально-коммерческий тип производства и распределения стандартизованных духовных благ;

относительная демократизаци я культуры, повышение уровня образо­ванности масс;

увеличение времени досуга и затрат на досуг в бюджете средней семьи.

Культура становится отраслью индустриального производства, ее

массовая продукция товаром, а главным принципом: "публика желает -

публика получит".Серийная продукция массовой культуры обладает рядом

специфических признаков:

примитивность характеристики отношений между людьми, низведение крупных социальных конфликтов к сюжетно-занимательным столкновениям "хороших" и "плохих" людей, чья цель - достижение личного счастья любой ценой;

развлекательность,забавность, сентиментальность комиксов,ходовых книжно-журнальных публикаций, коммерческого кино с натуралистическим смакованием насилия и секса;

ориетированность на подсознание,инстинкты,чувство собственности, национальные и расовые предрассудки, культ успеха, культ сильной личности и вместе с тем культ посредственности, условность,примитив­ную символику.

Через систему средств массовой информации масскультура охватывает подавляющее большинство жителей планеты; через единый механизм моды ориентирует, подчиняет все стороны человеческого существования - от стиля жилья и одежды до типа хобби,от выбора идеологических ориента­ций до форм и ритуалов интимных отношений. Масскультура претендует на охват и подчинение всего мира, его культурную "колонизацию".

После возникновения феномена масскультуры начинается ее осмысле­ние. С 50-х годов ХХ в. преобладает критический анализ масскультуры. Она трактуется как предельное выражение духовной несвободы, средство отчуждения и угнетения личности.

Масскультура, изображаемая как чудовище, пожирающая в человеке все человеческое, главный герой множества антиутопий, книг-кашмаров, книг-предостережений в западной литературе (например,в произведениях Оруэлла, Брэдбери и др.).

В противоположность негативной характеристики масскультуры существуют теории, в которых она оценивается как положительное явле­ние,удовлетворяющее запросы массового потребителя,а не "навязывающее"

ему "высокие" ценности и нормы. Благодаря масскультуре миллионы

людей через средства массовой информации знакомятся с общественными

событиями и произведениями подлинной литературы, искусства, достиже­ниями науки.

Очевидно, что каждая из этих позиций имеет свою долю истины о сложном феномене масскультуры. Ненужно только впадать в крайности, абсолютизируя ту или другую.

Обратившись к масскультуре, не надо думать,что существует только она.Помимо масскультуры продолжает развиваться"элитарная" или высшая культура, сложная по содержанию и форме. Коммерческая выгода не является целью для создателей "элитарных" произведений искусства, стремящихся к самовыражению, глубокому проникновению в сущность явлений и человеческих чувств к высокохудожественному воплощению своих идей. Примером могут служить фильмы А.Тарковского, картины Сикейроса, И.Глазунова и др.

Наибольший размах приобрела сегодня в мире масскультура. Причины тому - доступность, возросшее свободное время при уменьшении затрат труда, увеличение достатка большинства людей, распространение грамотности, усиление индивидуализма, откровенный гедонизм и др.

Сужение "элитарной" культуры - свидетельство упадка культуры в целом, духовности личности в современном обществе. Большую роль в этом процессе играет западная индустриальная культура. В оанове ее при всем многообразии,пестроте и мгогоречивости находятся два начала:

первое - прагматизм или рационализм,который еще называют экономизмом

мышления и бытия западного человека; второе - индивидуализм как

мировоззренческая основа культа "человека, сделавшего себя",ставшего

идеалом личности, "американской мечтой".Эти качества личности всегда

присутствовали в обществе, но именно капиталистическое товарное

производство сделало их доминирующими и универсальными.

Особенности экономического положения личности, сделали жажду обогащения, обладания материальными ценностями доминирующей чертой ее психического склада, породили такие общие черты ее социального характера как расчетливость и предприимчивость, эгоизм и лицемерие.

Буржуазное производство стало могучим рычагом материально-эконо­мического прогресса. Но прагматизм западного общества вступил в противоречие с выработанным человеком с древних времен представлением о высшей духовности как единстве Истины, Добра и Красоты. Прагматизм в споре с Добром, как правило,берет верх и допускае добро лишь в той мере, в которой это не мешает делать деньги.

Специфический комплекс проблем и противоречий духовного развития переживает и наше российское общество. По мере нарастания процесса интеграции нашей страны в товарно-индустриальную западную культуру, обостряются традиционные противоречия между историческими основами российской духовности и буржуазной духовностью Запада. Причем, господствующие сегодня в духовно-политической сфере силы пытаются разрешить это противоречие путем разрушения традиционных духовных ценностей русского сознания коллективизма и солидарности и внедрением на их место индивидуализма. Наряду с этим общество теряет такие духовные ценности, присущие русскому народу, как мессианство, бес­корыстие, потребность социального служения и др.

К сожалению наше общество переживает очередной болезненный и разрушительный духовный кризис:крушение идеалов и веры,уничтожение своей истории.

Для выхода из кризиса необходимо культивировать лучшее в своей культуре.Неплохо вспомнить,что высший критерий и понимание духовности были выработаны великим русским писателем и мыслителем Л.М. Толстым, который считал, что каждый человек духовен настолько, насколько он живет своими мыслями и своими чувствами.

Таким образом, рассмотрение особенностей развития современной мировой культуры позволяет сделать выаод о том, что она характеризу­ется доминированием в ней западной индустриальной массовой культуры, находящейся в переходном состоянии от переживающего кризис индустриализма к культуре информационного общества, ростки которого несет разворачивающаяся в мире информационно-компьютерная революция.

 

СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ

 

Индустриальный этап развития общества, соответствующий ему тип культуры, обусловливают и состояние общественного сознания в совре­менном мире. Общественное сознание - это конкретно-историческая совокупность знаний и представлений, идеалов и ценностей, социальных чувств и волевых свойств отдельных общностей людей:социальных групп, классов, слоев, этносов.

От того, что думают и что чувствуют люди, во многом зависит как развитие всего общества, так и судьба отдельного человека. Проблемы и "болезни" общественного сознания являются поэтому важнейшими факторами состояния общественного сознания.Этих проблем и "болезней" много, но большинство из них, очевидно, связано с особым состоянием сознания миллионов людей,которое можно определить как маргинальность.

Понятие "маргинальность" происходит от лат. marginalis - находя­щийся на краю (лат. margo - край, граница).

Это понятие в современной социологии употребляется для обозначе­ния личностей и групп, находящихся на окраине или, проще говоря, за пределами существующих для данной социальной общности социокультурных норм и традиций.Маргинальность -это состояние промежуточности,переход от одного типа сознания и образа жизни к другому.Оно возникает тогда, когда человек порвал с прежней средой обитания, а к новой еще не адаптировался.

Как правило, маргинальность является следствием изменения не зависящих от человека условий его жизни. В этих условиях она может стать источником нервозов, деморализации, индивидуальных и групповых форм протеста. Психика "маргинальной личности" приобретает такие характерные черты, как беспокойство,чувствительность,эгоценричность, а также либо повышенное чистолюбие и агрессивность,либо стесненность и аппатичность.

В то же время маргинальность нельзя понимать однозначно.Она может быть результатом выбора самой личности, отвергающей господствующие социокультурные нормы и традиции. При этом маргинальность часто помогает по-новому воспринять и осмыслить окружающий мир. История мировой культуры свидетельствует, что многие обновляющиеся тенденции в духовной культуре человечества(мировые религии,великие философские системы и научные концепции, новые формы художественного отображения мира) во многом обязаны своим возникновением именно маргинальным личностям и социокультурным средам. В современной духовной культуре наличествуют все проявления маргинальности.

Первым источником и соответствующей формой маргинальности стала массовая урбанизация. Другой источник и форма маргинальности связаны с изменением социальной структуры развитых индустриальных стран как результата структурно-технологической перестройки их экономики 70-80 гг. В последние десятилетия источниками маргинальности стали также массовые миграции, интенсивное взаимодействие между носителями разнородных этнокультурных и религиозных традиций,размывание вековых культурных барьеров, влияние на людей средств массовой коммуникации и массовой культуры.Все это привело к тому, что маргинальность стала в современном мире не столько исключением, сколько нормой существо­вания миллионов и миллионов людей. По определению французского социолога Арлет Фарж, "маргинал отныне не какой-то чужак или прока­женный. Он схож со всеми, идентичен им и в то же время он калека среди себе подобных - человек с отсеченными корнями, рассеченный на куски в самом сердце родной культуре, родной среды" /37/.

Особой формой духовной маргинальности можно назвать то определя­ющее сегодняшнее состояние сознания человека и общества, которое американский социолог Олвин Тоффлер в своей книге "Столкновение с будущим" ("Футоршок" 1970 г.) определил как "исторический кризис адаптации", который переживает современное человечество в связи с переходом к новой "постиндустриальной" стадии цивилизационного развития. О.Тоффлер дает следующую характеристику основым причинам и проявлениям этого духовного феномена. Первым источником "кризиса адаптации" является ускорение темпов перемен, темпов жизни, которое нарушает наше душевное равновесие, изменяет само наше восприятие жизни...

Ускорение темпов жизни порождает ощущение эфемерности. Эфемер­ность - это новое качество "скоротечности" повседневной жизни, ощущение мимолетности и непостоянства всего, сегодня более глубокая и острая, чем когда бы то ни было раньше...

Мы вступаем в эпоху временных изделий, изготовленных временными методами для удовлетворения временных потребностей... Происходит неизбежная эфемеризация отношений человека с вещами и другими людьми.

Итак, если первый ключ к пониманию нового общества - это идея быстротечности,эфемерности,то вторым таким ключом является новизна...

Человеку по-настоящему не приходилось еще жить в атмосфере, насквозь пронизанной новизной. Ведь одно дело жить в ускоряющемся темпе при более или менее знакомых жизненных ситуациях и совсем другое - испытывать постоянное ускорение темпов жизни перед лицом неведомых, странных и небывалых ситуаций.

Третьей главной характерной чертой завтрашнего дня, подготавли­вающей почву для исторического кризиса адаптации, является разно­образие. Человек, стремящийся обрести чувство принадлежности, установить с другими людьми социальные связи, отождествить себя с определенной группой, ведет поиски в изменчивой среде, где все объекты, к которым о н мог бы присоединиться, находятся в быстром движении. Ему приходится выбирать среди движущихся целей, число которых все увеличивается. Проблема выбора осложняется не в арифме­тической, а в геометрической прогрессии... Грядет такое время, когда проблема выбора обернется избытком выбора, а свобода - отрицанием свободы... /18/.

Современное потрясенное маргинальное сознание ищет точки опоры не только на путях разума и посредством разума,но и на путях различ­ного рода мифотворчества, ухода в иррациональное. В условиях, когда все больше утрачивается контроль за социальными процессами и явлени­ями, падает доверие к науке. Как следствие этого наблюдается бурное развитие мистицизма. Вдруг началось повальное увлечение астрологией. В моду вошли дзен-буддизм, йога, спиритические сеансы и колдовство. Создаются культы вокруг поисков дионисийских радостей, способов внеязыковой и даже внепространственной коммуникации. Нас уверяют, что "чувствовать" важнее, чем "мыслить",как-будто между тем и другим существует противоречие /13/.

Своеобразным "бегством от действительности", от трудностей реального бытия стало распространение таких асоциальных феноменов, как алкоголизм и наркомания, а также вся разнообразная продукция "индустрии развлечения". Общество потребления предложило человеку в качестве основы образа жизни принцип гедонизма. На это акцентирует внимание американский социаолог Джон Белл, который считает, что "культурным, если не моральным обоснованием капитализма стал гедо­низм - идеал об удовольствии как образе жизни" /38/.

Ценностные устремления людей перемещаются из трудовой и социаль­но-полезной сфер деятельности в сферу досуга, развлечений, удовольствий. Общественное мнение, стереотипы и нормы образа жизни с "пониманием" относятся к алкоголизму, наркомании, тому, что получило название "свободы нравов".

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.216.79.60 (0.023 с.)