Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 7. Социальная политика как объектСодержание книги
Поиск на нашем сайте
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВА
СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА И СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
В современных условиях признанно, что социальная политика является одним из важнейших направлений в деятельности правового государства. В трактовке социальной политики как особого соотношения свободы личности и ее защищенности,ответственности сообщества (через государство) за судьбу своих граждан сложилось несколько подходов. Правовое государство в его классическом либеральном варианте явилось важным этапом в расширении свободы индивида и общества. " Лучшее правительство то, которое меньше правит ", - говорил Т.Джефферсон (президент США в 1801 - 1809 гг., автор "Декларации независимости", провозгласившей независимость США). Создатели такого государства полагали,что обеспечение каждому прав и свобод,поощрение конкуренции сделают частную собственность доступной для каждого, повысят индивидуальную ответственность и инициативу и приведут в конечном счете к всеобщему благополучию. Провозглашенные в правовых государствах индивидуальная свобода, равноправие и невмешательство государства в дела гражданского общества не препятствовали монополизации экономики и ее периодическим кризисам, жестокой эксплуатации, обострению социального неравенства и классовой борьбы. Глубокое фактическое неравенство обесценивало равноправие граждан, превращало использование конституционных прав в привилегию имущих классов. Современный анализ социальной политики отвергает бюрократическое, уравнительное распределение общественного богатства. Оторванное от охраны свободы (в том числе свободы частной собственности) государство обнаруживает тенденцию к перерастанию в авторитаризм и тормоз экономического прогресса. В свое время в СССР и ряде других стран сформировалась патерналистская модель социальной защиты, с финансированием главным образом из госбюджета - 95 и более процентов ассигнований с бюрократической системой распределения фондов социального обеспечения (патернализм - тип отношений между руководителями и народом,предусматривающий "отеческую заботу" первых о благе народа и "сыновнюю благодарность" вторых за улучшение жизни)/39, 54/. Наиболее полное воплощение социальная политика получает в теории и практике социального государства (государства всеобщего благоденствия). Социальное государство - это государство, стремящееся к обеспечению каждому гражданину достойных условий существования, социальной защищенности, соучастия в управлении производством, а в идеале примерно одинаковых жизненных шансов, возможностей для самореализации личности /31/. Истоки социального государства восходят к социальной политике, зародившейся в далеком прошлом. Еще в древности многие правители, например, римские цезари, заботились о наиболее бедных гражданах, предоставляя плебсу "хлеба и зрелищ". В V в. до н.э. в Древнем Риме облегчалось использование общественных земель для бедняков, в конце II в. до н.э.вводились дополнительные налоги на роскошь. В Древней Греции реформы Писистрата, Клисфена, Перикла (VI-V вв. до н.э.) по разному пытались помочь бедным за счет богатых и других эксплуатируемых Афинами государств. Многочисленные налоги и обложения отнимали до 20% дохода богатых /50/.Однако основное бремя социального обеспечения слабых и обездоленных в то время лежало на больших семьях и общинах. Индустриалаизация, урбанизация общества, бесконтрольное развитие капитализма обострили социальный вопрос и классовую борьбу. Решение этого вопроса потребовало резкого расширения объектов социальной политики и ее превращения в одно из ведущих направлений деятельности государства.В результате этого примерно в 60-х годах ХХ в.и возникли социальные государства. Высокий статус социального государства был закреплен после второй мировой войны в конституциях западных держав (ФРГ, Италии, Франции и др.). Необходимым условием существования социальных государств явился высокий уровень экономического развития ряда стран Запада, в которых оно находится примерно на одинаковом уровне,выигрывая в одних отношениях и проигрывая в других. Так, бедным лучше быть во Франции, чем в США; больным - во Франции, чем в Италии; безработным - во Франции, чем в Великобритании; получить травму на производстве лучше в ФРГ или Великобритании, чем во Франции /1/. Деятельность социального государства направлена на всеобщее благо, на утверждение в обществе социальной справедливости, которая является мерой социального равенства. Социальное равенство - состояние общественных отношений, которое обеспечивает равные условия и возможности для свободного развития всех членов общества, удовлетворение их материальных и духовных потребностей. Социальная справедливость - главный критерий оценки массами любой деятельности политической элиты. Эту мысль выразил испанский философ Ортега-и-Гасет: "Если человек не увидит в демократии лишь первый шаг на встречу справедливости..., то человеческая душа отвернется от демократии и обратится к прошлому".Служение правам человека составляет конечное и самое важное назначение социального государства. Социальное государство отвергает путь к общественному благосостоянию только через индивидуальное обогащение, также как через уравнительное распределение общественного богатства.Его регулирующая роль должна проявляться в создании условия для самообеспечения человека через личную инициативу, а также в социальной помощи государства малоимущим, инвалидам и др. Что же должна обеспечить человеку его личная инициатива,а что государство? Доктор юридических наук М.Баглай полагает,что нельзя искусственно ограничивать законное получение доходов личностью, иначе ослабнут стимулы экономического прогресса. В интересах общества сверхдоходы должны изыматься для перераспределения через бюджет. Ответственность социального государства должна начинаться с определения и гарантирования минимального предела, необходимого для сохранения самой жизни (прожиточного минимума). Далее ответственность социального государства охватывает предоставление гражданам определенного комплекса бесплатных услуг: образования, здравоохранения, экологической безопасности,доступности к культурным благам и др. Однако надо учитывать, что возмлжности социального государства объективно ограничены и чисто материальными факторами (нехватка бюджетных средств, необходимость постоянного повышения налогов и отчислений, особенно в условиях сверхинфляции), и кадровыми (государственные центральные и местные органы социального обеспечения также требуют штатов, больших затрат). Поэтому государство заинтересовано в том, чтобы вышеуказанные системы были смешанными, чтобы создавались частные школы и больницы, развивалось медицинское страхование. Но государство не может полностью снять с себя обязанности по бесплатным услугам или позволить оказывать их на низком уровне /24/. Социальное государство осуществляет свою деятельность в форме правовой государственности, однако оно стремится расширить права личности и наполнить правовые нормы более справедливым содержанием. Между правовым и социальным принципами государственного устройства есть как единство, так и противоречие. Их единство состоит в том,что оба они призваны обеспечить благо индивида: первый индивидуальную свободу и основополагающие права личности с помощью установления четких границ государственного вмешательства и гарантий против тирании, второй - материальные условия свободы, достойные условия существования каждого. Противоречие же между ними проявляется в том, что правовое государство по своему замыслу не должно вмешиваться в вопросы распределения общественного богатства, обеспечения материального и культурного благосостояния граждан.Социальное государство непосредственно занимается этим, хотя и стремится не подрывать такие основы рыночного хозяйства, как частная собственность, конкуренция, предприимчивость, индивидуальная ответственность и т.п.,не порождать массовое социальное иждивенчество. В современных условиях демократические государства стремятся найти меру сочетания правового и социального принципов. Социал-демократы и близкие к ним либералы видят свою задачу в реализации социального принципа, а консерваторы делают больший акцент на правовом принципе /31/. Сторонники превого направления придают важное значение государственному вмешательству в экономическую и социальную жизнь общества. Активная социальная политика рассматривается ими как фактор удовлетворения материальных и духовных потребностей, и интересов личности, и экономического развития, средство предотвращения социальных конфликтов. Теоретики и политики, стоящие на позициях правового консерватизма, полагают, что государственные социальные программы приносят больше вреда, чем пользы обществу. Пособия по безработице, по их мнению, поощряют людей к безделью, помощь одиноким матерям потворствует безотцовщине, страхование по нетрудоспособности создает условия, при которых легкое недомагание можно выдать за потерю трудоспособности /49/. Важнейшим объектом в деятельности социального государства является социальная политика. Цель социальной политики - удовлетворение социальных запросов и потребностей людей, их социальная защита, снятие социальной напряженности и разрешение социальных конфликтов. Все это тесным образом связано с такими коренными понятиями, как социальная справедливость и социальное равенство. Социальная справедливость - мера равенства (или неравенства) в общественном положении людей, классов, социальных групп. Она не только существует в сознании людей, но и отражает реальные общественные отношения. Понятие " социальная справедливость ", во-первых, служит для характеристики соотношения, соответствия между общественным складом (деянием) человека и общественным воздеянием ему, во-вторых,выражает меру воплощения, реализации в обществе социального равенства. Сознание социальной справедливости дает человеку ощущение прочной общественной связи, значимости своих действий и поступков.Оно играет исключительно важную роль в побуждениях и мотивах трудовой и общественно-политической деятельности в любых видах отношений между людьми. И наоборот, несправедливость всегда связана с обидой, противопоставлением людей друг другу. В чувстве несправедливости так или иначе проявляется разрыв общественных связей. Социальное равенство - состояние общественных отношений, которое обеспечивает равные условия и возможности для свободного развития всех членов общества, удовлетворение их материальных и духовных потребностей. При рассмотрении социальной справедливости и социального равенства следует видеть, что эти понятия близки по своей сути, но не тождественны. Как уже отмечено, социальная справедливость - это мера социального равенства. Социальная справедливость и социальное равенство отражают равнопорядковые качества общественных отношений: в первом случае выражено отношение взаимодействующих индивидов к истории, прогрессу, развитию человечества,во втором -характер актуального общественного положения взаимодействующих индивидов.Поэтому не всегда и не всякое социальное равенство (например,уравниловка при социализме) - историческое благо, совпадающее с социальной справедливостью, и, наоборот, не каждый раз социальное равенство (скажем, связанное с рапределением по труду при социализме) - историческое зло, тожденственное социальной несправедливости. Социальная политика представляет собой особое направление деятельности субъектов социально-политической жизни, ориентированное на регулирование социальных отношений, обеспечение благоприятных условий существования индивидов, на реализацию жизненно- важных социальных потребностей и интересов людей и социальных общностей. Социальная политика должна охватывать все аспекты социальной жизни. Отсюда вытекают и ее главные задачи: придание социальной ориентации развитию экономики, иначе говоря, корректирование в этом направлении экономической политики, регулирование всей системы социальных отношений на основе оптимального сопряжения личных, групповых и общегосударственных интересов; своевременное обнаружение и разрешение социальных противоречий и кофликтов; формирование действенных социальных стимулов для высокопроизводительного и качественного труда; реализация с учетом возможностей общества принципа социальной справедливости /39, 54/. Что же предопределяет роль государства в удовлетворении материальных и духовных потребностей личности? Возможности семьи представляются ограниченными в условиях возвышения уровня потребностей, изменения и усложнения их структуры.Определенный интерес представляет соотнесение расходов домохозяйств и гасударства на конец 70 – начало 80-х годов в здравоохранении и образовании как типичных группах услуг, призванных удовлетворять потребности линости. Так, в области образования в среднем примерно 92.0% расходов девяти западноевропейских стран и 78.8% США приходится на государство. Несколько иное соотношение государственных и частных расходов в области здравоохранения. Здесь в среднем примерно 75.4% расходов семи европейских стран приходится на государство, тогда как 42.8% - США. Производство услуг,объективно предназначенных для удовлетворения сравнительно новых потребностей, является зачастую далеко не самой выгодной сферой приложения частного капитала. С этой точки зрения существенное значение имеют некоторые экономические особенности производства социальных услуг - его относительно трудоемкий характер, меньшая восприимчивость к техническому прогрессу и новым формам организации труда и др. Противоречие между необходимостью развития социальных услуг и сравнительной "невыгодностью" осуществления этого процесса на базе рыночной экономики решается посредством того или иного его перекладывания на государство. Государство все более активно участвует в развитии социальной инфраструктуры, под которой подразумевается совокупность материально-вещественных элементов обеспечения жизнедеятельности людей, которая включает жилищное и коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание и общественное питание, транспорт, связь, учреждения здравоохранения и культуры и т.п. /54, 49/
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 214; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.218.116 (0.011 с.) |