ТОП 10:

ПРОЦЕСС СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ



 

Обретение индивидом социокультурной формы процесс сложный из-за участия в нем множества факторов. Поэтому создать какую-либо единую модель,объясняющую духовный мир человека,почти невозможно.Социология пытается определить основные направления, по которым можно вести анализ социализации. Социализация включает в себя как овладение навыками, умениями, знаниями, связанными с природными объектами, так и формирование ценностей, идеалов, норм и принципов социального поведения /34/.

Другое определение,более точное, на наш взгляд, у Г.И. Авцинова: "Социализация - это процесс превращения человека в члена современ­ного ему общества, в результате усвоения им ценностей, ролей, норм, культуры, установок,необходимых навыков,образцов поведения, присущих данному обществу" /35/.

Далее автор утверждает, что несоциализированных людей нет, а антисоциальное поведение есть следствие недостатков и упущений в ходе социализации.В процессе социализации происходит преобразование социального опыта в собственные установки,ориентиры,ценности и нормы.

Социализация происходит в трех формах: деятельность, общение, само­познание.

Социализация личности начинается с рождения и длится всю жизнь, этот процесс на каждой стадии осуществляют особые институты. К ним относятся:семья,детские сады, школы, вузы,трудовые коллективы и т.д.

Семья - первый и главный институт социализации, т.к. имеет реша­ющее значение в формировании нравственности, эмоциональности и т.д. в первые годы жизни. Ребенок должен расти в любви, заботе и ласке.

От успеха социализации зависит насколько личность, усвоив нормы поведения, ценности и пр., сумеет реализовать свои способности и задатки, живет в социальном отношении благополучно. Успехи в челове­ческой жизни, провалы, чувство обреченности или удовлетворенности, ощущение себя "неудачником" - вот лишь некоторые свидетельства эф­фективной и малоэффективной социализации личности.

Успех процесса социализации это еще и гарантия и того, что новое поколение может занять место старших в системе социальных взаимодей­ствий, перенять их опыт, умение, ценности, т.е. другими словами, обеспечивает самовозобновляемость общественной жизни ( социума ). Не эффективная социализация порождает конфликты между поколениями, ведет к дезорганизации социальной жизни, к распаду общества и потере его ценностей.

Но вернемся к началу процесса социализации. Перед нами, с одной стороны, биологический организм новорожденного, а с другой стороны - система социальных связей, институтов и т.д.

У новорожденного есть все биологические предпосылки, чтобы стать дееспособным участником социального взаимодействия, но ни одним социальным свойством врожденно человек не обладает. Социальное не противоречит биологическому и не проистекает из него, с рождения человек получает такую телесную организацию, в которой запрограмми­рована возможность ее универсального социально-деятельного развития. Социальная жизнь не создает в каждом поколении и в каждом человеке заново человеческую природу. Она развивает социализированные специ­фические человеческие биологические качества.

Социальный опыт, ценности, совесть - генетически не передаются и не кодируются. Будут ли эти предпосылки реализованы,в какие социаль­ные свойства и качества они воплотятся,зависит от того с какой средой будет взаимодействовать новорожденный.Вне социальной среды человечес­кий организм в человека не превращается. Есть многочисленные данные о судьбах детей типа Маугли или Тарзана, оказавшихся в силу разных причин вне социальной среды. Биологически такие дети развивались, но даже элементарных социальный свойств, таких как речь, мышление у них не наблюдалось. Более того, попав позже в социальную среду, они так и не смогли к ней приспособиться (социализироваться) и чаще всего погибали. Но и в этих редких случаях, когда ребенок оказывался в лесу среди животных и выживал, он попадал туда не новорожденным, а имел хотя бы элементарные социальные качества.Например,новорожден­ные без обработанной пуповины погибнет,есть,двигаться самостоятельно он не может, не держит голову, слабо развит хватательный рефлекс и т. д. Для приобретения всего этого он должен родиться и жить какое-то время с родителями.

Мы разобрались с одной стороной связи биологического организма и социальной среды, имеющей значение для процесса социализации.Но есть и другая. Этот этап становления и развития духовного мира личности, формы и сроки освоения его социальных требований,ожиданий,ценностей. Речь идет о хронологическом совпадении срока усвоения социальных ценностей, норм поведения с биологическим развитием человека. Социологи отмечают, что определенные социальные изменения духовного мира личности происходят синхронно с соответствующими биологическими сдвигами.

В науке общепринято выделять три главных уровня морального созна­ния личности: 1) доморальный уровень, когда ребенок руководствуется своими эгоистическими побуждениями; 2) уровень конвенционной морали, для которого характерна ориентация на заданные извне нормы и требо­вания; 3) уровень автономной морали, т.е. ориентация на внутренне воспринятую систему принципов.

Наука также доказывает, что существует закономерная связь между уровнем морального сознания человека,с одной стороны, его возрастом и интеллектом - с другой.

Становление личности в детские, юношеские годы - это процесс, в котором взаимодействуют биологические, возрастные и социальные факторы. Но не следует думать, что процесс социализации происходит только в этот период времени и охватывает исключительно этап преобразования биологического организма в дееспособную личность,хотя в юные годы и создается фундамент духовного развития личности. В то же время не стоит и абсолютизировать роль духовной основы, заложенной в юные годв. Эта основа в основном содержит эмоциональ­но-чувственный компонент и только вступив во взрослую жизнь и вклю­чившись в широкий спектр социальных связей, личность осознает кон­кретно и однозначно, как жить и во имя чего.

Процесс развития социальных свойств человеком не знает возрастных границ, хотя и сохраняется фундамент, сформировавшийся в молодости. Во-первых, меняются социальные роли, даже рождение внуков или выход на пенсию трубуют исполнения новых функций, социальных ролей.Особен­но бурно протекает социальное развитие 30-50-летних, т.к. меняются должности, новые связи, статусы и т.д. Во-вторых, всякое общество претерпевает изменения, как целостная система социальных связей.

Это требует сложной внутренней работы, обновления ориентиров.

В процессе социализации внешний мир влияет на развитие личности как целенаправленно, преднамеренно, так и непреднамеренно. Непредна­меренное влияние это те жизненные уроки, которые личность получает и осмысливает в процессе участия в социальных общностях, участвуя в осуществлении типичных для данного общества моделей деятельности (трудовой, семейной, политической и т.д.).

Включаясь в систему социальных связей,личность получает жизненный опыт, представление о том, что отвергается, а что одобряется, как исполнять свои функции в данной социальной среде. В юношеские годы количество социальных ролей ограничено, в зрелые годы расширяется спектр этих ролей, человек сталкивается с ролевыми конфликтами - все это духовно обогащает личность.

Ведущую роль при этом в формировании жизненных представлений играют ценности, нормы, требования, с которыми индивид сталкивается в процессе выполнения решающих функций, связанных с профессией, имущественным положениемличности. В реальном процессе социализации переплетаются преднамеренные, целенаправленные и непреднамеренные формы. Они все тесно взаимосвязаны.

Процесс социализации - это обретение личностью своего социального лица, в котором синхронизированы, синтезированы типичное и индивиду­альное.

Прооблема индивидуальности тесно связана с пониманием социализа­ции,механизмами взаимодействия социальной среды и личности. Личность есть результат ее активно-преобразующей деятельности, духовный мир ее предстает как взаимодействие внешних и внутренних факторов.

Одна из главных причин, объясняющая индивидуальность личности, заключается в том, что люди генетически неповторимы. Есть ли проти­воречия с нашими предыдущими утверждениями о том, что социальные свойства генетически не передаются. Да, они не передаются, но врож­денные качества играют опосредованную роль в реализации социальных свойств личности. Например, доброта некоторых людей может приобретать навязчивый характер, а совестливость перерасти в манию преследования.

Есть врожденные качества, которые способны оказать влияние на:

1) восприятие индивидом социальной реальности; 2) е го поведение в системе социальных взаимодействий; 3) оценку другими поведения данной личности. Речь идет о темпераменте, который наследуется генетически ,хотя он сам по себе не дает возможности судить о содержатель­ной стороне личности и определяет лишь поступки человека. Но это не должно заслонять того факта, что в каждый отдельный момент поведение человека представляет собой единство социального содержания и темпе­рамента, придающее своеобразие своим психологическим проявлениям. Темперамент придает неповторимость личности, очень часто темперамент ( биогенный фактор ) становится одной из причин взлетов и неудач конкретного человека /34/.При определенных условиях врожденные свойства могут повлиять на социальную жизнь человека.Например,активный, настоцйчивый человек не остановится перед неудачей и достигнет поставленной цели, а безвольный сломается при первой неудаче. И в том, и в другом случае своеобразие темперамента может иметь социальное проявление.

Данные природой индивидуальные особенности сказываются на выборе жизненного пути с детства. "Личности, обладающие теми или иными индивидуальными особенностяит,при прочих равных условиях оказываются вовлеченными в разные социальные ситуации, накапливают при этом неодинаковый жизненный опыт, в результате чего формируются в чем-то различные приоритеты ценностей. Казалось бы невинные биогенетические несхожести темперамента обнаруживают существенный социальный эффект, неповторимость, приобретают выраженный характер" /34/.

Поговорим об индивидуализированном восприятии личностью социаль­ных условий. Каждый видит и воспринимает мир по-своему. Это зависит от воображения,культуры,образованности, на ориетирах личности и т.д. Мы и здесь обнаружим эффект взаимоперехода биогенных факторов в социальные.

И ндивидуальность личности, неповторимость ее духовного мира, следовательно, порождена многократным переходом врожденных особен­ностей иемперамента, интеллекта и социальных условий. Энергичный человек выбирает себе путь, который развивает в нем определенные качества, позаоляет накопить жизненный опыт и т.д. Наблюдательный стремится понять жизнь, развивает в себе социальное мышление и т.д.

В результате взаимопереходов биогенных и социальных свойств формируются внутриличностные образования, в которых соединились генетическое своеобразие и социальное качество личности.

Реальная духовная жизнь личности, идеи и образы, которые ее наполняют,представляет собой взаимодействие внешнего социального мира и внутренних свойств личности. Внешний мир не прямо отражается в сознании, он преломляется в специфических уникальных структурах данной личности, порождается единством типичного и неповторимого в личности.

 

Тема 5. КУЛЬТУРА И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ОБЩЕСТВЕННУЮ ЖИЗНЬ

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.236.59.154 (0.005 с.)