Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
И поведения личности. Типы сознанияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Общественное сознание оказывает большое влияние как на социальное поведение личности, так и на социально-политическую жизнь общества в целом. Оно формирует социальный характер и мотивы, обусловливающие поступки людей, служит средством регулирования и управления общественными процессами и отношениями. В этом плане студентам, прежде всего необходимо познакомиться и осмыслить такие духовные явления, как общественное мнение, социальные стереотипы и мифы, а также некоторые социально-значимые сегодня типы общественного сознания. Общественное мнение представляет собой состояние массового сознания, заключающее в себе отношение (скрытое или явное) людей к событиям и явлениям социальной действительности, в деятельности различных социальных институтов, групп и отдельных личностей /37/. С точки зрения содержания общественные мнения могут быть оценочными, аналитическими, конструктивными, нормативными, а с точки зрения формы - позитивными и негативными. Общественное мнение действует во всех сферах жизни общества. Однако предметы его высказывания определяются рядом границ. Так, в качестве объекта высказываний общественности выступают лишь те события и явления действительности, которые вызывают общественные интерес, отличаются социальной значимостью и актуальностью.Проблемы, по которым высказывается общественное мнение,предполагают возможность расхождения в оценках, т.е. заключают в себе больший или меньший момент дискуссионности. Содержание суждений общественного мнения определяется мерой его компетенотности и социальными условиями, в которых приходится действовать общественному мнению, в первую очередь объемом и широтой циркулирующей в обществе открытой,доступной всем и каждому информацией. Общественное мнение складывается и функционирует как в рамках общества в целом, так и в рамках действующих в нем различных общностей - социальных, региональных, профессиональных, культурных, политических и др. В этом смысле можно говорить не только об общественном мнении всей страны, но и об общественном мнении, например, интеллигенции, жителией района, лиц единой профессии, аудитории телепередачи и т.д.По своей структуре общественное мнение может быть более или менее монистическим, единодушным и плюралистическим, состоящим из ряда несовпадающих друг с другом точек зрения. В качестве источника формирования общественного мнения могут выступать многочисленные формы общественного опыта, прежде всего опыта ближайшего социального окружения, а также научные знания, официальная информация, сведения, поставляемые учреждениями образования и культуры, средства массовой информации и пропаганды и т.д. Так как каждый их этих источников отражает действительность с разной степенью адекватности,формирующееся на этой базе общественное мнение может быть в большей или меньшей степени "истинным", соответствующим реальным интересам социального развития, или "ложным", иллюзорным. В развитом демократическом обществе привычными каналами (и формами) выражения общественного мнения являются:выборы органов власти, прямое участие масс в управлении, пресса и другие средства масовой коммуникации, собрания, митинги, манифестации и пр. Общественное мнение - явление историческое. По мере развития человеческого общества меняются экономические, социальные,политические, технические и другие условия его функционирования и вместе с ними сам его статус в жизни общества, повышается его роль,усложняются функции, расширяются сферы деятельности.В последнее десятилетие общественное мнение из простого суждения масс, имеющего силу лишь в ограниченных рамках тех или иных общностей, превращается в политический институт жизни общества, который устойчиво и эффективно участвует в осуществлении власти,представляет собой один из признанных,узаконенных механизмов процесса принятия решений на всех уровнях жизни общества. Не случайно поэтому власть имущие пытаются овладеть этим институтом, поставить его под свой контроль и влияние.Эта тенденция имела место во все времена, но в ХХ в. была создана изощренная система манипулирования общественным сознанием, которая как гигантский спрут опутала практически население всех стран. В основе манипуляции общественным сознание лежит использование как имеющихся, так и вновь создаваемых социальных стереотипов и мифов. Стереотип (от греч. stereos - зрительный и tip - образ). Социальный стереотип – это утратившая свою эластичность, окостеневшая социальная установка, это упрощенный схематизированный образ социальных объектов и событий, обладающий значительной устойчивостью, в более широком смысле – это привычный, традиционный канон мысли, восприятия и поведения. Термин "социальный стереотип" введен в социологию и социальную психологию американским исследователем У.Липпманом в 1922 г. в работе "Общественное мнение". С тех пор в западной социологии и теории пропаганды социальные стереотипы рассматриваются как универсальные эмоционально окрашенные установки, с помощью которых манипулятивная пропаганда воздействует на общественное мнение и поведение людей. Как особое социально-психологическое образование социальный стереотип включает в себя три момента: 1) предрасположенность упрощенно оценивать явления; 2) склонност ь испытывать по отношению к чему-либо более или менее постоянные чувства (симпатии или антипатии, согласие или несогласие); 3) предрасположенность действовать определенным образом по отношению к нему. Стереотип может быть позитивной или негативной установкой. С одной стороны, он помогает человеку ориентироваться в тех обстоятельствах, которые не требуют от него аналитического мышления, индивидуального ответственного решения. С другой стороны, стереотипы как безотчетные стандарты поведения и мышления играют негативную роль в ситуациях, где нужна полная и объективная информация, аналитическая ее оценка. Стереотипы часто способствуют возникновению и закреплению предубеждений, неприятию нововведений. Они тиражируют шаблонные традиционные формы социального поведения, что способствует возможности увеличения ошибочных действий и поступков (например, образ врага в судебных процессах 1937 - 1938 гг.) Роль стереотипов в жизни людей велика.Отдельный человек не может выработать к каждому событию новый стереотип. Он группирует близкие по содержанию стереотипы и установки, относящиеся к какой-либо сфере жизни. Такие совокупности близких по содержанию стереотипов и установок создают ценностные ориентации,играющие большую роль в жизни отдельных личностей и социальных групп, позволяющие им оценивать, переживать и вырабатывать систему действий. Сегодня серьезной является проблема нейтрализации негативных установок и ценностных ориентаций, которые сформировались в прошлом (например, проблема недоверия к осуществляемым новым мероприятиям). Поэтому мало создать конкретные программы преобразования экономики, политики, права, нужно сформировать новые ценностные ориентации, т. е. перевести модели, разработанные на уровне теоретического сознания, на уровень социальной психологии. А это сложный и длительный процесс. Так, перейти от процесса распределения при социализме к процессу распределения при рыночной экономике означает серьезную ломку стереотипов в сознании. Манипулирование социальными стереотипами лежит в основе социальной мифологии как особого типа духовной деятельности по созданию и распространению социально-политических мифов в идеологической практике 19 - 20 вв. Термин "миф" стал использоваться для обозначения различного рода иллюзорных представлений, умышленно применяемых господствующими в обществе силами для воздействия на массы. Однако миф - это сложный по своей структуре и неоднозначный по своим социальным ролям феномен. Он включает в себя иллюзорные идеализированные представления о прошлом, настоящем и будущем определенной социально-политической системы,обществе,стране, которые используются властвующей элитой для защиты данной социальной системы и своего господствующего положения в ней. Но социальный миф включает в себя и систему социальных идеалов,ценностей, представлений широких масс о том, каким должно быть общество и существующие в нем нормы и формы взаимоотношений и поведения людей. И в этом плане социальные мифы инрают роль интегрирования людей в их созидательной деятельности. Миф создается совместными действиями нескольких сил. Это, прежде всего, профессиональные идеологи,историки,политики,деятели культуры; это средства массовой информации, реклама, индустрия развлечений, вся система воспитания и образования. Но не только они формируют и распространяют мифы. Миф - продукт не п росто коллективного, но массового, народного творчества. Если миф каким-то образом вытесняется из народного, массового сознания, он обречен на гибель и никакие усилия идеологов не поддержат его. Поэтому не следует как преуменьшать, так и преувеличивать роль "индустрии сознания". Истоки мифов следует искать прежде всего в повседневном и историческом опыте народных масс. Вот почему социальные мифе представляют собой сложное,порой противоречивое сочетание не только социальных иллюзий, но и реальных представлений народных масс о различных сторонах социальной, экономической, политической и культурной жизни, о важных эпизодах истории и ее творцах. Каждая страна, каждое общество создает свой мифологический пантеон. Так, например, в США центральное место в этом пантеоне занимают мифы, образующие так называемую " американскую мечту" - специфический комплекс оптимистических представлений американцев о самих себе и США. Это миф об Америке как райской земле, миф об "американской исключительности" и миф о "явном предначертании" (или "предопределении судьбы"). Их суть сводится к следующему: США - воплощение рая на Земле, страна исключительная по своей истории и своим положительным качествам, а сами американцы - "богоизбранный" народ и их "моральный долг" перед богом - "спасти" человечество, не только являя перед ним живой образец для подражания, но и "наставляя" его тем или иным образом - в зависимости от конкретных условий. В общем Америка склонна видеть себя и хотела, чтобы другие смотрели на нее теми же глазами,-универсальной, социальной, политической и моральной моделью, образцом для всеобщего подражания. Правда,это весьма своеобразный образец, к которому нужно стремиться, но который для других... недосягаем. По мнению ведущих западных социологов и политологов главными мифами, общими для всей западной системы, являются: миф о "честной конкуренции" и "свободном" предпринимательстве; миф о господстве в этом обществе права, предсавительной и свободно-избираемой власти, равенстве всех граждан перед законом, равенстве их возможностей и равной ответственностью перед обществом, политической свободе, плюрализме, а также о свободе и "социальном служении" средств массовой коммуникации /67, 43/. Эти мифы, некритически воспринятые, усиленно внедряются в наше общество, чтобы заполнить духовно-политический вакуум, образовавшийся в результате крушения доминирующей в нашей стране на протяжении 70 лет советско-коммунистической мифологии. Рыночно-демократическая мифология стремится мобилизовать наше общество на преодоление поразившего его всеобщего кризиса. Социально опасным в этом процессе является только то, что либерально-рыночным и демократическим институтам придается статус всеобщей панацеи от всех наших бед. Доминирующие в духовной сфере процессы и явления способствуют формированию определенных типов общественного сознания. В социально-политическом аспекте получает распространение кон- формисткий тип сознания и поведения, который Г.Маркузе охарактеризовал как феномен "одномерногочеловека" в "одномерном обществе",т.е. обществе без оппозиции, пораженному "параличом критики", утратившему "второе измерение". Это общество, используя средства массовой информации, массовой культуры, рекламу и моду осуществляет манипулирование массовым сознанием, навязывает человеку господствующие идеологические и социокультурные стереотипы и стандарты мышления и поведения. В результате у человека формируются ложные потребности и ценности, он сам становится "одномерным", утрачивая способность к критическому отношению к действительности. По определению Маркузе, как современные капиталистические, так и социалистические общества являются "одномерными". Наиболее опасным типом конформистского сознания является "тоталитарный" или "массовый человек",для которого характерно: отсутствие собственного"Я" и способности к самоопределению;стремление сотворить себе кумира - вождя и готовность слепо, целиком ему подчиняться в обмен на обещание стабильного существования, некритичность и безответственность по отношению к себе и своему вождю в сочетании с "поисками врага", крайним ригоризмом, агрессивностью и жестокостью к любому инакомыслию и инакодействию. Питательную социально-психологическую среду "тоталитарного" типа сознания составляет люмпенство. Люмпены (от немецкого слова lumpen - лохмотья) - это декласированные представители практически всех классов и слоев населения, в силу различных причин потерявшие свой социальный статус, выбитые из привычной жизненной колеи опустившееся люди. Наряду с разорением, как традиционной причиной люмпенства деклассированные слои пополняются за счет лиц не способных в силу тех или иных причин приспособиться к новым социально-экономическим условиям, а также за счет лиц духовно деклассировавшихся, потерявших нравственную устойчивость. Люмпен-слои охвачены чувством отчаяния, безвыходности, подавленности, переходящей временами в социально неориентированную озлобленность.Люмпен в душе - всегда раб."Бить нас надо крепче, чтоб порядок был" - говорит он со слезной тоской по кнуту, по "хозяину". Но одновременно люмпен, почти всегда, - хам. Хамство - это всеобщая черта люмпена, привычная форма его существования и поведения.А так как люмпен никогда не считает виновным в своих бедах себя, его злобная, примитивная психология направлена на поиски "врага". Но еще более опасны такие доминирующие черты люмпенства, как социальная апатия,безразличие,примиренность со своей убогой жизнью, отсутствие своего рода профессионального кодекса чести. Профессионал не унизится до плохого выполнения своего дела. Физическая невозможность халтурить отличает рабочего-профессионала(так же как и крестьянина, и интеллигента) от деклассированного бракодела и летуна. Люмпен живет по принципу "хапнуть и уйти". Расхлебанность,безалаберность, непрофессионализм и полное равнодуши е к результатам своего труда отличает многих наших раскрестьяненных крестьян, разрабоченных рабочих, неинтеллигентных интеллигентов. Еще одним типом общественного сознания, присущим обществу, является охлократическое сознание. Оно присуще в большей мере обществам, находящимся на переходной стадии развития, и прежде всего нашему обществу. Признаками общества с развитым охлократическим сознанием являются:ослабление закона, усиление роли насилия властных структур,принижение нравственных ценностей.Общество охлократического сознания - это общество с перевернутой нормой ценностей, общество "зазеркалья". Еще Платон так объяснял в своих диалогах "Государство" формирование охлократической морали: "Они с бесчестием, как изгнанницу вытолкнут вон стыдливость обозвав ее глупостью, а рассудительность назовут недостатком мужества и выбросят ее, закидав грязью. В убеждении, что умеренность и порядок в расходовании средств - это деревенское невежество и черта неизменная, они удалят их из своих пределов, опираясь на множество бесполезных прихотей... Опорожнив и очистив душу, они низведут туда наглость, разнузданность и распутство...Наглость они будут называть просвещенностью, разнузданность - свободой, распутство - великолепием, бесстыдство - мужеством. Из крайней свободы возникает величайшее и жесточайшее рабство" /36/. В охлократическом сознании ценность личности ничтожна.Отсюда следует усиление роли толпы, где личность ни за что не отвечает. Для охлократического сознания неприемлимы знания и понимание мира. Ему присущи невежество и вседозволенность. Охлократическое сознание - это осколочное, разорванное сознание, поэтому оно легко поддается манипулированию, чем часто пользуются власть имущие. Охлократическое сознание тесно связано с люмпенским сознанием,его социальной базой является прежде всего люмпенизированная часть общества, но присуще оно представителям различных слоев общества. Противоположным люмпенскому типу сознания является сознание элитарных слоев общества,для которого характерны многие положительные социально значимые черты: высокий уровень образованности, общей культуры, профессионализма,социальной активности, целеустремленности и других интеллектуально-волевых качеств, позволяющих представителям элиты играть ведущую роль во всех сферах жизни общества. Но привилегированное положение способствует формированию у представителей элиты таких социально опасных черт, как чувство собственного превосходства и презрительно пренебрежительного отношения к другим людям -"толпе". Отсюда - чувство вседозволенности, права жить по законам двойной морали и двойного стандарта, двойной реальности, где мифическая идеальная законодательно-нормативная система - витрина, реклама, фасад, а жить по правилам " делового " кодекса истеблишмента - жестокая реальность.Но реальность эта скрыта от "простаков", окутана служебной и корпоративной тайной,ибо этот "деловой"кодекс определяет когда, кому и какие именно "отклонения" от официальной идеальной нормативной системы дозволены, определяет реальные правила поведения членов элиты. Как отмечает Рейсмен В.М. (США) отличительная особенность элиты, "пекущейся о своем благе не меньше,чем об общественном, заключается в уверенности в том, что лежащее на ней особое бремя ответственности позволяет вести себя ничем не ограничивая. Поскольку задачей элиты (в ее собственном понимании) является поддержка целостности своей группы, у нее "хватает смелости" сделать ради этого все необходимое,и она старается подавить любую попытку предать гласности способы достижения указанной цели - в интересах сообщества и ради сохранения мифа" /43/. Таковы наиболее значимые социальные проблемы современного общественного сознания, духовной культуры в целом, переживающей кризисное переходное состояние, масштаб и социальная значимость которых носит глобальный характер.
Тема 6. СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА КАК ОБЪЕКТ СОЦИОЛОГИИ
СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА И СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Обозначенная тема определяется в социологии как ключевая, т.к. доказывает причины социального неравенства и представляет собой попытку поставить вопросы и ответить на них: почему некоторые группы в обществе богаче и обладают большей властью, чем другие? В чем проявляется неравенство в современных обществах? Насколько велики шансы каждого подняться на вершину экономической лестницы? Почему продолжает существовать в современном богатом обществе бедность? Изменения в обществе осуществляются в результате взаимодействия и сложного переплетения интересов социальных групп, среди которых выделяются классы, этнические, религиозные, профессиональные, территориальные и другие группы общества. Характер и направления социальной деятельности определяются местом социальной группы в обществе, т.е. социальной структурой. Социальная структура - совокупность взаимодействующих социальных групп, социальных институтов и устойчивые отношения между ними. Различными аспектами социальной структуры выступает социально-классовая структура, социально-демографическая и т.д. Основными элементами социальной структуры общества являются индивиды, занимающие определенные позиции(статусные),объединения этих индивидов на основе их статусных признаков в группы,социально-территориальные,этнические и иные общности и т.д. Социальная структура выражает объективное деление общества на общности, классы, слои, группы, указывая на различное положение людей по отношению друг к другу по многочисленным критериям.Каждый из элементов социальной структуры обладает сложными подсистемами и связями. Социальная группа - общность индивидов, объединенных сходством интересов, ценностей, норм поведения и находящихся в более или менее систематическом взаимодействии на почве этих интересов: классы, социальные слои, этнические общности, семья и т.п.Структура социальных групп различна. Выделяют микроструктуру - это расположение индивидов, наименьших составных элементов. Макроструктура - это расположение больших составных элементов, таких как общественные классы, слои, большие объединения. Примером социальной группы может служить семья. Это группа, состоящая из лиц, связанных отношениями супружества и отношениями между родителями и детьми. Семью относят к "первичным" социальным группам (термин впервые употребил Г.Куш). Отличительными признаками таких групп называют непосредственный контакт ее членов, который характеризуется высоким уровнем эмоциональности. Эти группы, семья в том числе, "первичны", так как через них индивиды получают первый опыт социального единства. Через семью осуществляется социализация личности, освоение образцов поведения, социальных норм, ценностей и идеалов. Семья выполняет роль первичного связующего звена между обществом и личностью.Через нее человек осознает свою принадлежность к определенным социальным общностям. К вторичным социальным группам относят организацию (политическую, религиозную и т.д.),созданную для достижения определенных целей /45/. В социальной структуре общества выделяют замкнутые социальные группы, например, касту. Членом касты становятся в силу рождения, браки с партнерами из других каст не допускаются. Касты могут иметь расовое, религиозное или сословное образование. Территориальными общностями являются:город, поселок, село,хутор, отдельный район города. В них происходит взаимодействие между индивидами и группами, возникающее из их связи с географической средой. Я. Щепаньский, рассматривая структуру города, приходит к заключению, что город порождает ряд характерных социальных явлений. К ним относится преобладание вещественных контактов над личностными. Разделение труда и специализация приводят к сужению интересов и прежде всего к ограничению интереса к делам других людей. Отсюда возникает явление все большей изоляции, уменьшение давления социального неформального контроля, ослабление уз личных отношений. Последствия этого - увеличение признаков социальной дезорганизации, рост преступности, отклоняющегося от принятых норм поведения, увеличение числа дезорганизованных личностей. Но не следует забывать, что именно большие города представляют собой центры интеллектуальной среды, стимулируют активно творческий труд и прогрессивное развитие техники, науки, искусства. В социальной структуре общества используется и термин"социальный слой". Он обозначает некоторую группу индивидов, которые могут быть объединены своеобразным стилем жизни,культурным уровнем,образованием. Например, литераторы, поэты, композиторы, художники представляют социальной слой тех, кто создает новые культурные ценности. Кланы рассматриваются как социальные о бразования. Эти группы существовали в разных формах во многих обществах. Это - родовые союзы,где члены клана признают себя кровными родственниками, и часто объединяются на религиозной почве. Толпа - это временное скопление большого числа людей. Людей в толпе объединяет психическая связь, вызванная одним и тем же стимулом. В толпе проявляются примитивные, но сильные эмоции, не сдерживаемые никакими этническими или организационными нормами.Члены толпы действуют как люди, находящиеся под влиянием гипноза. Условия такого гипноза могут быть следующие: молодой возраст и отсутствие социального опыта, низкий уровень умственного развития и отсутствие элемента интеллектуализма в психике,отсутствие привычки анализировать свое поведение, отсутствие сильной воли и твердых взглядов. Публика - форма коллективной жизни.Я.Щепаньский выделяет публику в театре, концертном зале, выставках, лекциях (т.е. получение информации). Основа объединения публики - сходство установок, готовность к действию (читатели одних и тех же газет, слушатели и телезрители одних и тех же программ). Анализ социальной структуры, ее динамика связана с выделением класса. Во втором вопросе студентам предлагается несколько социологических позиций по определению понятия.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 522; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.8.177 (0.014 с.) |