Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сущность социальных институтовСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Взаимодействия как тип социальных связей выступают в различных формах. Но особую роль играют взаимодействия, обеспечивающие удовлетворение наиболее важных индивидуальных и общественных потребностей. Идет ли речь о безопасности человека или его образовании, здоровьи или хозяйственной деятельности, научном поиске или отдыхе, развлечениях или дружбе - все эти явления, составляющие реальный каждодневный смысл нашей жизнедеятельности, приобрели институализированный характер, т.е. гарантированы от случайности, спорадичности, носят устойчивый, самовозобновляющийся характер. Институализированное в обществе противостоит хаотичному, нестабильному,неорганизованному, случайному. Социальные институты - это великое социальное изобретение человека. Они не только обеспечивают достижение главных преимуществ социального (предсказуемость, надежность, регулярность и т.д.). Социальные институты дают основание надеяться не только на то, что та или иная потребность будет так или иначе удовлетворена, но и на то, что данная цель будет достигнута на качественном уровне. Социальный институт (от латинского institutum) устройство, установление - элемент социальной структуры, исторической формы организации и регулирования общественной жизни. Этот термин как в cоциологии, так и обиходном языке или в других социальных науках выступает в нескольких значениях.Совокупность этих значений можно свести к четырем основным: 1) термин "институт" может относиться к определенной группе лиц, призванных к выполнению дел, важных для совместной жизни. В этом значении институтом мы называем определенную группу людей, выполняющих общественные функции; 2) этот термин может обозначать определенные организационные формы комплекса функций, выполняемых некоторыми членами от имени всей группы; 3) иногда этим термином обозначается совокупность материальных учреждений и средств деятельности, позволяющих некоторым уполномоченным индивидам выполнять общественные безличные функции, имеющие целью удовлетворение потребностей или регулирование поведения членов групп; 4) иногда институтами называются некоторые социальные роли, особенно важные для группы. Например, когда мы говорим, что суд - социальный институт, то под этим мы можем понимать группу людей, работающих в суде, или же в другом значении - организационные формы функций, выполняемых судом;в третьем значении важнейшим для суда как института будут учреждения и средства, которыми он располагает,чтобы выполнять функции, порученные ему группой, и, наконец, в четвертом значении институтом мы назовем социальную роль судьи или прокурора. Следовательно, мы можем говорить о различных способах определения социальных институтов: материальных, формальных и функциональных. Во всех этих подходах мы можем, однако, выделить определенные общие элементы,которые и образуют основной компонент социального института. Они являются системами учреждений, в которых определенные люди, избранные членами групп, получают полномочия для выполнения определенных общественных и безличных функций ради удовлетворения существующих индивидуальных и общественных потребностей и ради регулирования поведения других членов групп. Во всех группах, в которых появляются хотя бы зачатки организации, вырабатываются определенные способы действия от имени группы как целого; например, кто-то представляет группу вовне, определяет соответствующий образ поведения для членов группы, принимает решения от имени целого и т.п. Эти способы действий определены как безличные, т.е. они должны выполняться независимо от личных черт и интересов человека, который их авполняет, всегда одним и тем же образом. Индивид, выполняющий эти функции, имеет поддержку всей группы или ее решающей части. Способы выполнения этих функций определены группой как целым, и индивиды должны выполнять их в соответствии с этим определением. Таковы существенные элементы любого социального института. Благодаря чему же социальные институты приоьретают такую устойчивость, регулярность, а поведение человека в системе социальных институтов - предсказуемость, четкость в исполнении функций? Например, возьмем институт образования. Овладение определенными знаниями, накопленными предыдущими поколениями, является одним из важнейших условий динамичного развития общества, жизненного успеха личности. Но как институт образование сложилось не сразу. Родители от случая к случаю передавали какие-то знания, навыки своим детям. Дети нередко сами подглядывали: кто за кузнецом,кто за ткачем и т.д. Но насколько надежен этот путь овладения знаниями, накопленным опытом? Насколько он дает необходимый уровень подготовки, насколько он охватывает достаточное число (всех) молодых людей? Образование как институт отличается от спорадических, случайных социальных социальных связей по поводу передачи знаний прежде всего такими чертами как: а) постоянное и глубокое взаимодействие между участниками этой связи, в отличие от случайных, поверхностных контактов; б) четкое определение функций,прав и обязанностей,обеспечивающие высокую степень срабатываемости,взаимодействия каждого из участников связи (учителя и ученика); в) регламентация и контроль за этим взаимодействием; г) наличие специально подготовленных людей для передачи знаний молодежи; д) концентрация ими своих усилий прежде всего на этой деятельности (профессионализация) и т.д. и т.п. - вот только несколько элементов,которые составляют принципиальные преимущества образования как института от образования, которое осуществлялось в спорадических формах. Каждый социальный институт характеризуется наличием цели своей деятельности,конкретными функциями, обеспечивающими достижение такой цели, набором социальных позиций и ролей,типичных для данного института,системой санкций, обеспечивающих поощрение желаемого и подавление отклоняющегося поведения. Какие же функции или задачи выполняет социальный институт в общественной жизни? 1. Создает возможность членам оющества удовлетворять различного рода потребности. 2. Регулирует действия членов общества в рамках социальных отношений,т.е. обеспечивает выполнениежелательных действий и осуществляет репрессии по отношению к нежелательным действиям. 3. Обеспечивает устойчивость общественной жизни, поддерживая и продолжая безличные общественные функции. 4. Осуществляет интеграцию стремлений, действий и отношений индивидов и обеспечивает внутреннюю сплоченность общности. Институализация социальных связей достигается: 1. Особым типом регламентации. Как и всякая социальная связь, институт основывается прежде всего на социальном регулировании взаимных отношений. В социальных институтах механизмы регуляции приобретают более жесткий и обязывающий характер, что обеспечивает регулярность, большую четкость, высокую предсказуемость и надежность функционирования социальных связей. Обязывающая сила социального института органично связана с социальным контролем, с санкциями, стимулирующими желательное поведение, и препятствующими, удерживающими от нежелательного. 2. Четкое распределение функций, прав и обязанностей участников институализированного взаимодействия. Каждый должен выполнять свою функцию, а потому и каждый другой имеет достаточно надежные и обоснованные ожидания. Невыполнение обязанностей ведет к применению санкции. В результате поведение личности в рамках социального института обладает большей предсказуемостью, а деятельность институтов - регулярностью, самовозобновляемостью. 3. Регулярность и самовозобновляемость большинства социальных институтов обеспечиваются также обезличенностью требований к тому, кто включается в деятельность института, замещает выбывшего. Для того, чтобы занять место в институализированных социальных связях, надо взять на себя определенные деперсонифицированные обязанности и права. Данные права и обязанности представляют собой исторически отобранный наиболее эффективный вариант поведения участника институлизированных социальных связей. Статус, ролевые ожидания предъявляются как указания данного социального института, общества. Тем самым обеспечивается относительная независимость функционирования социального института от случайных обстоятельств, его устойчивость и способность к самовозобновлению. 4. Выполнение определенного круга обязанностей ведет к разделению труда и профессионализации выполнения функций. В этих целях общество может осуществлять специальную подготовку людей для выполнения ими профессиональных обязанностей. Тем самым обеспечивается высокая эффективность институтов. 5. Для выполнения своих функций институт имеет учреждения, в рамках которых организуется деятельность того или иного института, осуществляется управление, контроль за его деятельностью. Каждый институт должен обладать необходимыми средствами и ресурсами. Институт здравоохранения обладает такими учреждениями как больницы, поликлиники, имеет свои органы управления. Для деятельности системы здравоохранения нужны ресурсы в виде помещений, медицинского оборудования, квалификации врачей, доверия со стороны клиента и т.д. Перечисленные признаки социального института свидетельствуют о том, что именно в рамках института социальное взаимодействие как глубокое, сопряженное взаимодействие между людьми по поводу того или иного предмета связи (образования или здоровья, труда или науки) приобретает регулярный, самовозобновляющийся характер. В современном обществе каждый человек пользуется услугами и трудом бесчисленного множества различных институтов. Он рoждается в семье, воспитывается в семье, в дошкольных учреждениях и школах разного рода, работает на различных предприятиях,пользуется услугами городского транспорта, железных дорог, черпает информацию из газет, радио, телевидения, кино, театр, клубы организуют для него развлечения, различные магазины снабжают его,безопасность ему обеспечивает милиция (полиция) и суд; домашнее хозяйство, получение газа, воды, электроэнергии ему обеспечивает другая система учреждений, он пользуется службой здравоохранения и т.д. и т.п. Короче говоря, каждый человек в своем стремлении удовлетворить жизненные потребности вступает в контакты и социальные отношения, создавая средства удовлетворения потребностей, выполняя работу для получения этих средств, воздействуя на других людей или реагируя на их действия, на каждом шагу включаются в сеть различных институтов, регулирующих его деятельность и поведение. Каждый социальный институт обладает следующими составными элементами, выступающими в более или менее оформленном виде в зависимости от типа института. Он имеет свою цель (функцию), то есть круг вопросов, которые охватывает своей деятельностью.Далее он определяет круг функций, предусмотренных для решения этих вопросов.Иногда можно говорить бо определенных социальных ролях в рамках данного института. Для достижения цели институт располагает средствами и учреждениями. Это могут быть средства материальные, символические или идеальные. Например, церковь как религиозный институт располагает материальными учреждениями (церковные здания и их оборудование), символами (крест) и идеальными предметами, в которые верующие верят и которые через эту веру влияют на их поведение. Здесь мы имеем дело с институтом, который в зачатке обладает почти всеми указанными выше аспектами. Однако ни функции этого института, ни его средства и методы действия не нашли выражения в формальных правилах,имеющих за собой гарантию устойчивой организации более широкой группы. Следовательно, здесь мы имеем дело с институтом неформальным.Если же народ выбирает президента,то объем его функций, средств и методов действия детально регулируется предписаниями законов. Предводительство в ватаге мальчишек - это неформальный институт, президенство - формальный институт. Это формальное деление, рядом с которым мы должны привести также деление на основе содержательных задач, выполняемых институтами. Это деление соответствует основным функциям, осуществляемыми общностями (т.е. объединениями людей,в которых создана и сохраняется, хотя бы в течение очень короткого периода, определенная социальная связь). Выделим следующие институты: 1) экономические, занимающиеся производством и распределением благ и услуг, регулированием денежного обращения, организацией и разделением труда.Экономические социальные институты (собственность, обмен, деньги, банки, хозяйственные объединения различного типа) - обеспечивают всю совокупность производственных связей в обществе, соединяя экономическую жизнь с другими сферами социальной жизни. Эти институты складываются на материальном базисе общества; 2) политические, или институты, связанные с установлением, исполнением и поддержанием власти. Политикой в узком згачении этого слова называется комплекс средств, функций, основывающихся, главным образом, на манипулировании элементами силы для установления, исполнения и поддержания власти. Политические институты (государство, партии, общественные организации, суд, армия, парламент, полиция) в концентрированной форме выражают существующий в данном обществе политические интересы и отношения; 3) воспитательные и культурные, созданные для укрепления - создания и развития культуры общества и передающие ее следующим поколениям. К ним относятся: семья, как воспитательный институт, школы, институты, художественные учреждения, творческие союзы и т.п.; 4) институты социальные или общественные в узком значении этого слова.Общественными в широком значении этого слова являются все виды институтов. Под социальными мы подразумеваем все те, которые организуются добровольным объединением - местные общества, клубы и товарищеские учреждения. Эти институты регулируют повседневные межчеловеческие контакты, облегчают взаимопонимание, обеспечивают гладкий ход повседневной жизни.Обычно мы не отдаем себе отчет в том, что способы приветствия, выражения пожеланий и поздравлений, празднование именин, организация брачных торжеств, проведение собраний и другие подобные ячления общественной жизни регулируются сложной системой социальных институтов, обычно неформальных, но тем не менее мощных и очень успешно действующих; 5) институты, действующие в духовной области (моральные нормы, массовая коммуникация, общественное мнение). Они способствуют осуществлению общественных связей, делая их социально осмысленными и содействуя их организации; 6) религиозные институты, то есть такие, которые организуют отношение человека к трансцендентным силам, то есть к силам сверхчувствительным,действующим вне эмпирического контроля человека (т.е. основанного на опыте человека), и отношения к священным предметам и силам. Не касаясь теологических проблем, отметим, что для верующих этот трансцендентный существует, влияя на их поведение и социальные отношения.В связи с этим религиозные институты в некоторых обществах оказывают сильное влияние на ход взаимодействий и межчеловеческих отношений, создавая систему доминирующих ценностей и становясь доминирующими институтами (влияние ислама на все стороны общественной жизни в некоторых странах Ближнего Востока). Эта классификация не единственная и не исчерпывающая, особенно в современных обществах мы могли бы найти институты, не охваченные ею, но она включает так называемые "главные институты", регулирующие основные общественные функции, выступающие во всех типах цивилизации. Все эти институты связаны в интегрированную (объединенную) систему, в которой только и могут гарантировать равномерный процесс коллективной жизни и выполнять свои задачи. Взаимная связь и интеграция институтов базируется на нескольких основах: а) на основе структуры личности человека, однородности его потребностей. Чтобы удовлетворять все потребности, человек должен участвовать в разных типах институтов; б) на основе содержательного разделения труда и предметной связи выполняемых функций; в) на основе доминирования институтов одного типа, так,например, в обществе феодальной Европы господство церкви определяло интеграцию всех остальных типов институтов. В других обществах мы встречаем господство политических, экономических или иных институтов. В первобытных обществах доминирующим институтом могла быть семья.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 290; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.20.21 (0.01 с.) |