Тема 9. Глобализация социальной жизни 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 9. Глобализация социальной жизни



 

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПРОТИВОРЕЧИЯ СОВРЕМЕННОГО МИРА

 

Современный мир находится на пороге нового тысячелетия. Уже сам по себе этот факт невольно заставляет человечество оглянуться на пройденный путь и с позиции, достигнутойцивилизацией, оценить его и сделать все возможное, чтобы впредь не совершать ошибок, допущенных в прошлом, чтобы видоизменять жизнь на земле в лучщую сторону.

Логика исторического развития поставила человечество перед объективно необходимыми переменами. Происходящая перестройка мира в основных сферах - техносфере, социосфере, инфосфере, сфере власти - изменяет весь ход процессов и наше отношение к ним. Особый контекст имеет глобальный аспект мирового развития, становится необходимым создание "глобалистики" - методологии надгосударственного, общечело­веческого подхода к земным проблемам, в связи с катастрофической ситуацией в развивающихся странах, общей экологической обстановкой, обострением национальных противоречий.

В глобалистике, как отрасли научного знания, с начала 70-х годов накоплен международный опыт,развивается инвайроментальная социология, занимающаяся созданием с оциальной теории окружающей среды. Помимо Римского клуба и Проектов моделей мирового порядка, которые сыграли важную роль в исследовании перспектив развития человечества, существуют и другие центры, занимающиеся аналогичной проблематикой, в частности, программа ЮНЕСКО " Человек и боисфера ", программа Сассекского университете в Англии.В результате современная глобалис­тика характеризуется наличием разнообразных моделей и образов будущего. Дадим общее представление об основных из них.

В начале 70-х годов концепция стадий роста (У.Ростоу), где эконо­мический рост рассматривался как единственное средство, позволяющее выйти из кризисной ситуации, в которой оказался западный мир в этот период.Однако в середине 50-х годов получила распространение концеп­ция пределов роста (Дж.Форрестер,Д.Медоуз), отстаивающая необходи­мость перехода от роста к глобальному равновесию. Она вскоре была конкретизирована теорией ограниченного роста М. Мессаровича,

Э.Пестеля, выступивших за дифференцированное развитие частей мировой системы с учетом ограниченности природных ресурсов.Качественно новый взгляд на будущее был изложен в работах А.Печчеи конца 70-х годов. Его концепция,получившая название "концепции человеческого развития", обосновывала ошибочность движения, ориентированного лишь на удовлет­ворение "базисных потребностей" человека и акцентировала внимание на развитие внутренних качеств. В 80-е годымножество новых социаль­но-экономических и технологических тенденций, проявившихся в промыш­ленно развитых странах, обусловили появление ряда теорий постинду­стриального общества. К теоретикам постиндустриализма и его разновидностей следует отнести Д.Белла (более ранний период), О.Тоф­флера, И.Масуду, М.Понятовского. Их концепции признают особую роль знаний и технологии в постиндустриальном обществе в силу принципиального отличия информационных технологий от всех предшествующих. Развитие информационных технологий, по мнению, О.Тоффлера, открыло новые возможности в развитии человечества, в решении социальных, философских и даже личных проблем.

В современной отечественной науке (90-е гг.) следует отмнтить концепцию антропосоциотрансформации, предложенной синергетической лабораторией института психологии РАН под руководством А.И.Неклесса, и получившей название синла-концепции. Ее авторы полагают, что осмысление нового состояния социосистемы в рамках традиционных концепций - ускорения НТП, "третьей волны" О. Тоффлера и других неадекватно отражают реальности появляющегося мира. В результате новый мир "иного уровня бытия человечества" и пути в него в значи­тельной степени не ясны. Синла-концепцией современный мир рассматри­вается как "лаборатория" антропосоциотрансформации - многофакторного процесса нестационарного развития, быстрого и радикального изменения одновременно человека и общества в нечто принципиально и качественно новое". Концепция исходит из анализа комплексной динамики изменения человека и общества, формулирует принципы прогнозирования будущего на основе построения целостной модели истории, позволяющей описать наиболее вероятные тенденции на локальном, региональном и глобальном уровнях.

Анализ становления и развития глобалистики, позволяет сделать следующие выводы: произошло изменение подходов ученых в понимании ориентиров движения цивилизации. Философию роста, воплощавшуюся в практике развитых стран в ХХ веке, сменила философия развития, которая стала основой концепции постмодернизма.

Рассматривая особенности нынешнего этапа существования челове­ческой цивилизации, исследователи глобалистики характеризуют его как поворотный пункт в истории и призывают к коренному пересмотру целей и критериев развития, подчеркивают первостепенность решения инвайро­ментальных задач.

В конце ХХ века, в результате огромных количественных и качест­венных изменений, происшедших в мире, человечество стоит на пороге новой эры в своей истории. Суть изменений условий существования цивилизации связывается с крушением привычных норм восприятия жизни, установившихся представлений об окружающем мире, природе человека. Такое состояние трактуется как системный кризис техногенной цивили­зации, который развернулся по трем основным направлениям: отношение людей к природе; отношение общества к человеку и отношение человека к своему внутреннему миру.

Культурный архетип техногенной цивилизации был основан на пони­мании природы как неиссякаемой кладовой ресурсов, на уверенности в том,что человек способен рационально - научно устроить свою жизнь, природу. Это привело к экологическому кризису индустриального общества, который делает невозможным дальнейшее его существование, так как биосфера не может больше выдерживать натиска индустриализма и невосполнимые источники энергии близки к истощению. Это означает, что всякий технический прогресс в будущем должен подчиняться новым ограничениям, продиктованным биосферой.

Техногенное общество во много раз усиливает формы эксплуатации человека: социальное принуждение через различного рода тоталитарные системы достигает апогея в двадцатом столетии. По мнению О.Тоффлера, социальный кризис индустриализма приводит к тому, что само распреде­ление ролей, лежащее в основе индустриальной цивилизации, достигло критической стадии, о чем свидетельствуют активизация феминистких движений, стремление узаконить гомосексуальность. Социальный кризис приводит к кризису личности, который появляется в усугубляющейся неадекватности восприятия реальности, нестабильности, увеличении числа психических заболеваний, попытках людей уйти в новую жизнь. Усиливается социальный аутизм - человек живем в мифах мифологемах, фиксируется синдром утраты смысла жизни, особенно у молодежи.

Исходя из вышесказанного, сложно констатировать, что индустри­альное общество уже вступило в пограничную область, где челочечество ожидает катастрофа, если оно - по прежнему будет двигаться по пути традиционного технического процесса. Необходимо отказаться от идеи "количественного" прогресса и обратиться к прогрессу "качественному". О "качественном" прогрессе можно говорить в том случае, если создаются предпосылки такого общества, которое служит развитию человека, отношений дружелюбия и взаимопонимания между людьми, где человек рассматривается как источник движения общества.

Ростки такого общества, которое должно прийти на смену техноген­ному, появились в развитых странах. Происходящие там изменения оказывают общецивилизационное направление развития, суть которого состоит в формировании высокотехнологического, высокопроизводитель­ного общества с четко выраженной гуманистической ориентацией, в котором все его составляющие: экономика, политика, социальные институты, применение науки и техники приобретают естественное человеческое измерение. От техногенной цивилизации мир переходит к гомотехногенной цивилизации, решающим фактором эволюции которой выступает человек и его потребности, цивилизации, основанной на высочайшем интеллектуальном и технологическом уровне, на взаимодей­ствии и сотрудничестве различных общественных сил и народов.

Исследователи глобалистики, полагают, что пути перехода к такого типа цивилизации лежат через формирование целостного, объединенного взаимодействием мира. "Переход в новое качество означает, что человечество исчерпало некоторое критическое число возможностей своего развития... Сущность трансформационных процессов заключается в становлении глобальной цивилизации. Общую логику этого процесса составляет интеграция человечества в единую цивилизацию, гармонично связанную с природой и планетой в целом".

Процессы глобализации начались не сегодня. О.Тоффлер связывает их начало с развитием технологий "третьей волны" (середина 50-х г.) в США, Западной Европе. Новая же эра глобализации наступила с окончанием "холодной войны" в конце 80-х годов,когда особенно сильно проявились тенденции, устремленные к миру в целом.

Благлдаря информационной революции, экономические отношения перешагнули за рамки государственных границ и начался процесс глобального распространения индустриализма. Это интенсифицирует и расширяет в мировом масштабе экономические связи через систему транснациональных корпораций,региональных образований типа ЕС, стран Западной части Тохоокеанского региона и способствует формированию новой глобальной экономики. В результате расширения международной торговли и роста международной коммерции народы стали зависеть друг от друга в большей мере, чем прежде. Эта взаимозависимость требует координации совместной деятельности и умелого управления. Ни одна страна не может управлять своей судьбой, поскольку экономические события, происходящие в других частях мира, оказывают на нее глубо­чайшее воздействие.

Переход от авторитарных режимов к демократии,разрушение барьеров, отделяющих один тип общества от других, движение к открытости и свободе,усиление обмена людьми и идеями подстегивается глобальными процессами.

Следует отметить нарастающую потребность глобального регулирова­ния международной жизни, мировых процессов как реакцию на тупики стихийного, неконтролируемого развития и усиления в связи с этим роли ООН. На смену системе "пакс-американа" приходит система "пакс­консорциум" (мир посредством сотрудничества). В отличие от прежней формулы, когда государства единого типа взаимно сдерживали и огра­ничивали друг друга,и при этом достижение мира происходило на основе баланса сил,новая модель предполагает совместные действия государств различного типа, которые, используя сильные стороны каждого из участников содружества, поддерживают мир. Так война в Персидском заливе обозначила контуры системы "пакс-консорциум".

Следствием глобализации экономических, политических и культурных процессов является формирование нового и универсального стиля жизни. Этот стиль основывается на потребительских запросах и распространя­ется главным образом на потребление пищи, музыку и моду.

Глобальное загрязнение окружающей среды, распространение по всему миру средств массового уничтожения и наркотиков, терроризма, СПИД, демографический взрыв порождают новые проблемы, которые невозможно решить в рамках только одного государства,что естественно изменяет форму поведения суверенных государств. Повсеместно наблюда­ется тенденция к созданию региональных структур. Суверенные государ­ства все чаще оказываются в условиях, когда те или иные проблемы невозможно решить в одиночку.Глобальные проблемы во многом определяют глубочайшую взаимозависимость и взаимодействие мира, мира, тре­бующего не разобщения и противостояния, а объединения усилий всех стран и народов во имя спасения цивилизации на Земле.

Таким образом,можно говорить,что человечество подходит к некоему рубежу, за которым - смена самой модели жизни, и социальные науки должны быть подготовлены к ее пониманию.Взаимосвязанность компонентов современного мира в экономической,политической, правовой, культурной и других сферах носит поистине глобальный характер и несопоставима с типом связей, которые существовали в традиционных цивилизациях.

Происходящие перемены обусловлены процессами трансформации социкма в новое качество.Несмотря на остающиеся контрасты в социальной жизни регионов, государств, народов правомерно говорить о становлении единой цивилизации.

Для характеристики специфики мирового развития ученые используют такие понятия как "глобальность","глобальная система","глобализация". Глобальная система определяется как интегральный комплекс: челове­чество и природные условия его существования. С точки зрения такого обощенного определения глобальность оказывается некоторой объективной характеристикой социального процесса. В термине "глобальный" более явственно,чем в термине "планетарный", выражен момент приоритетности социального фактора над природным.

В основе понятия "глобализация" у большинства ученых лежит идея общества, означающая связанную систему, где система - набор взаимо­связанных частей, каждая из которых соотносится с другими в пределах целого.Глобализация в свете обобщенного системного анализа означает, во-первых, процесс сближения различных "частей" человечества и его интеграция в целостную систему; во-вторых, более тесное объединение общества с природой.

Наблюдаемая глобальная перестройка мира - объективный процесс, свидетельствующий о конце индустриального общества и переходе к новому типу общественной организации, и являющийся возможным решением проблемы выживания человечества. Однако наряду с тенденцией к глобальной интеграции проявляется тенденция к дифференциации существующих реальностей: пробуждение "нового национализма" и порыв к созданию суверенных государств, набирает силу религиозный фунда­ментализм исламского и католического толка, усложняются отношения "Север-Юг", что изменяет отношения "Запад-Восток". Уже сегодня роль "глобального Востока" перешла от СССР к сообществу государств азиатско-тихоокеанского региона. Исламский мир также неоднороден: западный ислам формируется вокруг Турции, Восточный - это Иран, Афганистан и другие страны.

Усиливается взаимозависимость экономик различных государств, но экономические шаги отдельных правительств достаточно спонтанны и нескоординированы между собой. С одной стороны, уровень развития производительных сил и технологии делают не только возможным, но и выгодным переход к мировому рынку и глобальному производству товаров в различных странах. Но такая глобализация должна быть обусловлена не только производственными, но и другими факторами, в том числе финансовыми. Чтобы это обеспечить страны должны разрушить барьеры на пути свободного перетока капиталов,а этот процесс идет безболезненно и медленно, как в Западной Европе, так и во всем мире.

Цивилизация становится экологически более ориентированной.Однако экологическая ситуация в мире ухудшается. Основная проблема связана с недопониманием людьми реальной экологической угрозы, и нежеланием политиков преодолеть свои узко национальные интересы.

В целом, переход, фундаментально изменяющий систему, основываю­щуюся на производстве материальных ценностей, психологию и положение самого человека, чрезвычайно сложен. Он сопровождается социальными, экономическими, политическими коллизиями, психологической нестабиль­ностью и воспринимается совершенно не готовыми к этому людьми, чуть ли не как конец света. Это можно наблюдать в разных районах планеты, в том числе и в России.

Представляется актуальной проблема осознания людьми этого исто­рического сдвига как начальной фазы колоссальных перемен, происхо­дящих во всем мире.По утверждению Римского клуба нам нужна революция сознания - Первая глобальная Революция, изменяющая этические уста­новки, систему ценностей и норм, которые были бы устремлены к созиданию нового мира. Будущность человечества может состояться только в условиях коэволюции с природой, радикального сдвига в отношениях общества и среды обитания.

Основной детерминантой многоаспектного процесса глобальной трансформации должно быть движение за утверждение общечеловеческих ценностей, за создание сообщества людей, в котором основным регуля­тором будет нравственный закон, вытекающий из духовного наследия и связанного с реализацией Завета человечеству. Тенденция к реализации этих целей усиливается. Вместе с тем, трагедия цивилизации состоит в том, что пока меньшая часть чеорвечества понимает катастрофичность нарушения моральных основ бытия, - такой вывод делают авторы синла­концепции.

В заключение, необходимо отметить, что становление целостного мира диктует свои требования к человечеству в целом и к отдельной личности. Понимание глобального аспекта развития мира, формирование соответствующих представлений о процессе становления единого челове­чества необходимо жителям Земли.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 219; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.151.231 (0.021 с.)