Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ЛЕКЦИЯ 12 Эколого-экономические и социальные аспекты устойчивого развития

Поиск

Цель лекции: ознакомить студентов с эколого-экономическими и социальными положениями устойчивого развития, способами оценки и принятии эколого-приемлемых решений в качестве основных экономических критериев

План лекции:

1. Эколого-экономические аспекты устойчивого развития.

2. Реализация рациональной экономики природных ресурсов в свете концепции устойчивого развития.

3. Социальные аспекты устойчивого развития.

Основные понятия

Экономический рост, особые налоги, рекультивация промышленных территорий, использование новых источников природной энергии, использование вторичного сырья, регенерация (переработка) отходов производства и мусора, совершенствование технологий, уровень ущерба, возмещение экологического ущерб реализации рациональной экономики, нормы устойчивого развития, адекватный объема финансирования.

 

Научно-технический прогресс начал своё ускорение со второй половины XVIII в., и это уничтожило более 70% всех естественных экологических систем на планете Земля. Хотя она способна перерабатывать отходы человеческой жизнедеятельности, объем допустимого воздействия на биосферу превышен уже сейчас в несколько раз. Более того, техника выбрасывает в окружающую среду тысячи тонн веществ, которые в ней никогда не содержались и, которые зачастую не поддаются или слабо поддаются переработке. Живые организмы, которые выступают в качестве регулятора и переработчика окружающей среды, уже не способны выполнять эту функцию. Как утверждают специалисты, через 30 - 50 лет начнется необратимый процесс, который на рубеже XXI - XXII в. приведет к глобальной экологической катастрофе. Особо тревожное положение сложилось на Европейском континенте. Западная Европа свои экологические ресурсы в основном исчерпала и поэтому использует чужие.

По данным ООН, ежегодно в Мировой океан попадает 30 млрд. т нефтепродуктов, 50000 т пестицидов, 5000 т ртути. Особую значимость приобретают проблемы обеспечения человечества чистой водой и очистка сточных вод. Огромное количество воды используется в промышленности; на выплавку 1 т стали необходимо 200 м3, на производство 1 т бумаги требуется 100 м3, на изготовление 1 т синтетического волокна - от 2500 до 5000 м3 воды.

По данным ООН, 1/4 населения Земли лишена доступа к чистой питьевой воде, 1/3 остальных вынуждена довольствоваться водой сомнительного качества. Во всем мире только 10% сточных вод проходят предварительную очистку, а в странах Южной Америки и Африки – только 2%, что сказывается на состоянии грунтовых вод.

В результате сжигания топлива в атмосферу ежегодно выбрасывается около 20 млрд. т углекислого газа. Содержание углекислого газа в атмосфере постепенно возрастает и, за последние 100 лет увеличилось более чем на 10%. Углекислый газ препятствует тепловому излучению в космическое пространство, создавая так называемый парниковый эффект, что приводит к потеплению климата Земли. По прогнозам климатологов, оно составит к середине следующего века 2-5градусов. Выбросы газа в атмосферу уже разрушили 9% озонового слоя, главного защитника Земли от ультрафиолетовых лучей. «Озоновая дыра» занимает площадь, равную территории США.

Значительно загрязняют атмосферу автомобильный транспорт, электростанции, предприятия черной и цветной металлургии, нефтегазоперерабатывающей, химической и лесной промышленности. Большое количество вредных веществ в атмосферу поступает с выхлопными газами автомобилей, причем их доля в загрязнении воздуха постоянно растет.

Имея представление о масштабах экологической проблемы, обратимся к одной из главных причин, породивших ее, – экономическому росту.

Противоречия между экономическим развитием и экологической безопасностью налицо. Многие исследователи пытаются объяснить экологические проблемы экономическими причинами. Одной их них некоторые экономисты считают экономический рост. Постоянное развитие экономики, наращивание производственных мощностей, рост ВНП, увеличение выпуска продукции как самоцель вот, что характеризует экономический рост. Наиболее ёмкое определение этого термина дал американский экономист С. Кузнец: ” Экономический рост долгосрочноеувеличениепроизводственной способности страны, основанное на техническом прогрессе, способное обеспечить население растущим многообразием материальных благ”.

Влияет ли экономический рост на окружающую среду? Сторонники экономического роста считают, что его связь с состоянием окружающей среды преувеличена; на деле эти проблемы можно отделить друг от друга. Если общество совсем откажется от экономического роста, сохраняя ВНП на по­стоянном уровне, ему все же придется выбирать между различными структурами производства, и этот выбор будет влиять на состояние окружающей среды и качество жизни. Обществу все же нужно определить, сохранять ли естественную красоту леса или вырубать его на дрова. И, если лес вырублен, необходимо решить, использовать ли древесину для строительства домов или пустить ее на рекламные стенды.

Согласно сторонникам экономического роста, загрязнение является не столько побочным продуктом развития экономики, сколько результатом неправильного ценообразования, а именно: значительная часть естественных ресурсов (реки, озера, океаны и воздух) рассматривается как "общая собственность" и не имеет цены. Поэтому эти ресурсы используются чрезмерно интенсивно, что ухудшает их состояние. Загрязнение окружающей среды является примером побочного результата или перелива издержек. Решение этой проблемы возможно при введении законодательных ограничений или особых налогов ("платы за стоки"), чтобы компенсировать пороки системы ценообразования и предотвратить нерациональное использование естественных ресурсов. Сторонники этой точки зрения не отрицают серьезных проблем, связанных с загрязнением окружающей среды, но считают, что ограничение экономического роста их не решит. Суть их позиции: «Чтобы ограничить загрязнение, нужно ограничить именно его, а не экономический рост».

Однако высказывается и противоположная точка зрения. Противники экономического роста озабочены ухудшением состояния окружающей среды. Они утверждают, что индустриализация и экономический рост порождают такие отрицательные явления современной жизни, как загрязнение, промышленный шум, выбросы в атмосферу, ухудшение облика городов, транспортные заторы и т. д. Все эти явления возникают там, где производственный процесс лишь преобразует природные ресурсы, но не утилизирует их полностью. Практически все, что вовлекается в производство, со временем возвращается в окружающую среду в виде отходов. Чем значительней экономический рост и выше уровень жизни населения, тем больше отходов должна будет поглотить или попытаться поглотить окружающая среда. В любом достаточно развитом обществе экономический рост может означать только удовлетворение все более растущих потребностей при возрастании угрозы экологического кризиса. Поэтому некоторые экономисты считают, что экономический рост должен целенаправ­ленно сдерживаться.

К этой позиции близки сторонники теории нулевого роста, основанной на изучении взаимосвязи роста народонаселения, истощения природных ресурсов и ухудшения окружающей среды. Согласно ей, единственный выход состоит в прекращении или, по крайней мере, в стабилизации экономического роста на некотором оптимальном уровне, не угрожающем природным условиям.

Уже очевидно, что остановить экономический рост нельзя, так как существует и обратная связь: одним из его источников является количество и качество самих природных ресурсов.

В противоречии между окружающей средой и экономическим развитием идет не столько в выборе - экономическое развитие или чистая среда, сколько в необходимости достичь общей цели: обеспечить такой уровень развития, который допускает не только создание материальных благ, необходимых обществу, но и поддержание чистоты окружающей среды. На этом и основан один из принципов экологического развития.

Для всех очевидно, что неограниченных ресурсов нет, поэтому необходимо согласовать потребности человека в ресурсах с требованиями рационального их использования. Какие же реальные возможности предлагает экономика?

Рекультивация промышленных территорий – восстановление пространств с нарушенной средой в целях повторного использования. Например, в Англии на больших территориях угольных копий высадили деревья и кустарники. Через 20 лет почвенный покров полностью восстановился, эти территории вновь были отданы под пахоту без повреждения окружающего ландшафта.

Использование новых источников природной энергии - ветровой, солнечной, приливов и отливов. Например, солнечные батареи, широко применяемые в Израиле. В качестве топлива можно использовать материалы растительного происхождения. Так, в Бразилии построены заводы по переработке сахарного тростника в этиловый спирт, используемый в качестве автомобильного горючего. Таким образом, естественные энергоресурсы могут быть заменены альтернативными, однако это требует значительных затрат.

Обработка сточных вод. В основе данной технологии лежит использование естественных процессов жизнедеятельности бактерий, разлагающих отходы.

Использование вторичного сырья, регенерация (переработка) отходов производства и мусора. Так, переработка макулатуры позволяет сократить производство новой бумаги почти вдвое; органическая масса из отходов используется для получения удобрений; металлолом направляется на переплавку. В США основным способом хранения отходов, несмотря на дороговизну и сокращение территорий, остается закапывание. В более экономичной Европе мусор предпочитают сжигать. Этот метод оценивается экономистами как выгодный: так как затраты на воспроизводство не отражены в себестоимости продукции, получаемый экологический эффект суммируется с прямым, экономическим.

Совершенствование технологий. Чем выше технология, тем менее затронута окружающая среда. Однако на практике загрязняющие технологии остаются предпочтительными для большинства производителей в силу дешевизны производства продукции и меньших издержек товарообращения.

Предлагаемые способы рациональной экономики могут способствовать предотвращению нанесения природе ущерба, но это создает ряд экономических микро и макро проблем.

Уровень ущерба: необходимо правильно определить расходы на охрану окружающей среды; иногда это трудно сделать, так как не всегда возможно указать конкретного виновника и оценить размер ущерба.

Необходимость контроля над ущербом: государство должно проводить политику контроля над загрязнением окружающей среды с помощью введения правовых санкций, норм выброса и создания стимулов, поощрений для производителей.

Кто должен возмещать ущерб: расходы обычно несет загрязнитель – производитель, предприятие. Однако, будучи не заинтересованным в их увеличении, оно переносит издержки производства на общество, повышая цену на экологически чистую продукцию.

Кто платит, и кто получает прибыль: часто платят за меры по борьбе с загрязнением и получают прибыль от них различные группы людей.

Рациональное использование природных ресурсов подразумевает пересмотр традиционных принципов производства, размещения предприятий, разработки технологии, расчета затрат, иными словами - системный подход, основанный на экологизации экономического развития.

В новой концепции устойчивого развития выделяются следующие возможности реализации рациональной экономики:

- установление взаимосвязей между результатами хозяйственной деятельности и показателями экологичности выпускаемой продукции, технологией ее производства;

- разработка безотходных технологий, эффективных систем очистки, а также методов, позволяющих наладить переработку продукции из побочных компонентов и отходов отраслей;

- учёт различий между регионами по остроте экологической ситуации и, следовательно, неодинаковые требования к специализации предприятий;

- производство одного вида продукции для сокращения ущерба, наносимого окружающей среде;

- разграничение затрат на оборудование, связанное с производством продукции и с доведением ее до определенного уровня экологического качества, а замена его другим, более экологичным.

В стратегии устойчивого развития государств с рыночной экономикой, стремящихся войти в мировую экономическую систему, основными целями должны стать уменьшение техногенной нагрузки на окружающую среду, поддержание природного потенциала и режима естественных процессов в природе, сокращение потерь, комплексность извлечения полезных компонентов, использование отходов в качестве вторичного ресурса.

Для оценки эколого-приемлемых решений в качестве основных экономических критериев для таких стран предлагается учет должного состояния качества окружающей среды и её основных природных комплексов. Обоснование принципа экологичности должно стать неотъемлемой частью системы управления, влияющей на выбор приоритетов в обеспечении хозяйства природными ресурсами и услугами в пределах планируемых размеров потребления.

Таким образом, экономические аспекты устойчивого развития включают оценку рациональности производственного процесса, т.е. вред, наносимый природе, и расходы общества на его устранение. Производство не должно иметь целью только создание материальных благ, этот процесс должен идти параллельно с сохранением природной среды. Достижение этой гармонии возможно только в рамках концепции устойчивого развития, обеспечения комплексного использования природных ресурсов, отвечающего экологическим особенностям определенной территории; проведения экологической ориентации хозяйственной деятельности, планирования и обоснования управленческих решений, выражающихся в прогрессивных направлениях взаимодействия природы и общества, экологической аттестации рабочих мест, усовершенствовании технологии выпускаемой продукции.

Экономические проблемы роста и развития требуют нестандартных решений. Кроме того, взаимодействие экономики и экологии должно быть направлено на достижение главной цели - обеспечения благоприятной среды обитания для всего общества, что возможно только при рациональном экономико-экологическом подходе, основанном на гуманистических и нравственных началах. Такой подход уже разработан и входит составной частью в концепцию устойчивого развития.

Устойчивое развитие имеет три главных аспекта – экономический рост, обеспечение социального равенства и охрана окружающей среды. Но отделить друг от друга или оценить их раздельно нельзя, ведь они тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Каждая страна, каждый субъект международного права вправе решать проблемы устойчивого развития с учётом своих политических, исторических, культурных, экономических и социальных особенностей. Но общим принципом должен быть принцип научно обоснованной сбалансированности и интеграции этих трех составляющих.

В статистике для получения общих чисел или имперического единого показателя осуществляют двух или многофакторный анализ. Получить математическую модель устойчивого развития или точный статистический показатель - сложная задача, поэтому постараемся дать его качественный двухфакторный анализ. Поскольку на окружающую среду влияют социальные признаки – бедность, нищета, динамика населения, его активность или образованность, структура потребления, плотность поселения, то весьма полезно будет рассмотреть социальные аспекты устойчивого развития.

Нищета может иметь и национальный, и международный характер. Универсального решения данной проблемы нет, оно зависит от социально-экономических, природных и политических условий конкретных стран, а также от параллельного осуществления процесса создания международного климата, способствующего такому решению. Однако если у страны нет желания, воли и решимости искоренить нищету, то никакие внешние факторы не помогут.

Для рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды важно учитывать интересы людей, чья активность ведёт к расширению производства. В противном случае она будет оказывать негативное воздействие, как с точки зрения решения проблемы нищеты, так и с точки зрения вероятности достижения успешных долгосрочных результатов в области экологии. Наращивание производства за счет более емкого ресурсоиспользования рано или поздно приведет к снижению производительности, что также отрицательно повлияет на вопросы нищеты. Поэтому одним из основных условий устойчивого развития является выработка конкретной стратегии по борьбе с нищетой.

По рекомендациям комиссий ООН по окружающей среде эффективная стратегия решения социальных и экологических проблем в развивающихся странах включает аспекты, связанные с природными ресурсами, ресурсоёмкими производствами и людьми. Она должна охватывать демографические показатели: медицинское обслуживание, просвещение и образование, права женщин, роль молодежи, состояние коренных народов, местных общин, участие населения в демократизации общества, более совершенное управление. Эти факторы характеризуют жизнеобеспеченность растущего населения.

Для решения социальных и экологических проблем нормы устойчивого развития для развивающих стран рекомендуют следующее:

- обеспечение устойчивой основы для заработка средств к существованию;

- осуществление политики и стратегии, содействующих обеспечению адекватного объема финансирования;

- усиление местного контроля над использованием природных ресурсов;

- более широкое вовлечение неправительственных организаций и местных органов управления;

- разработка стратегий и программ, для развития районов с низким уровнем обеспечения проживания, снижения остроты проблемы нищеты, обеспечения занятости и возможностей получения доходов;

- планы с бюджетным обеспечением по развитию Человеческого «капитала», преимущественно в сельских районах, а так же социально уязвимых слоёв населения.

В нормативных актах устойчивого развития рассматривается в энергетическом и транспортном аспектах.

Согласно концепции устойчивого развития, для изменения структуры потребления странам, особенно ресурсодобывающим, необходимо разработать стратегию по изменению структуры спроса, удовлетворению основных потребностей населения, сокращению потерь и использованию ограниченных ресурсов в процессе производства.

Каждая страна с переходной экономикой, учитывая свои социальные и экологические особенности, должна решать проблемы потребления с учётом образа жизни населения и задач охраны окружающей среды, в том числе следующие:

- прилагать усилия по формированию рациональных структур потребления, неимущих слоёв населения

- предпринимать согласованные с международными организациями меры по разработке и наращиванию потенциала базы данных о производстве и потребления, а также разрабатывать методы их анализа;

- определять характер взаимосвязи между производством и потреблением, между экономическим ростом и демографическим фактором, состоянием окружающей среды, адаптаций технологий к техническим новшествам и др.

Секретариат комиссии ООН по устойчивому развитию считает, что все мероприятия, связанные с изменением структуры потребления, не потребуют значительных средств, как это борьба с нищетой, поэтому каждая страна должна надеяться на использование внутренних резервов.

В разработке национальной политики и стратегий, призванных стимулировать изменение нерациональных структур потребления, международные организации должны помочь развивающимся странам методически и экологически. Сумма помощи будет зависеть от конкретных стратегий и программ каждой страны.

В национальных программах по изменению потребления должны быть решены следующие вопросы:

- обеспечение (особенно на особо охраняемых природных территориях) возможности создания рабочих мест для сосуществования;

- усиление местного контроля (в.т.ч. схода граждан) за рациональным использованием природных ресурсов;

- широкое вовлечение ННО и местных органов управления, в.т.ч. махалли, к вопросам охраны окружающей среды;

- решение проблемы нищеты без экстенсивного природопользования;

- предусмотрение в бюджете средств на решение социальных вопросов, особенно поддержку социально уязвимых слоёв женщин, детей, жителей сельской местности и городских неимущих граждан.

Правомерность мероприятий по изменению структуры потребления обуславливается крайне острыми экологическими проблемами в развивающихся странах.

Охрана и укрепление здоровья человека. Нарушенияздоровья населения, в сочетании с бедностью и демографическим напряжением, могут привести к серьезным проблемам в плане ухудшения санитарного состояния окружающей среды во всех странах мира. Мероприятия в рамках концепции устойчивого развития должны быть направлены на обеспечение основных потребностей населения в области охраны здоровья, поскольку они неразрывно связаны с охраной окружающей среды, вопросами образования, жилищного строительства, организацией общественных работ и состоянием общинных групп (в т.ч. предпринимательство, образовательные учреждения, религиозные и гражданские организации). Особый упор делается на программы профилактики, лечебные и терапевтические методы улучшения здоровья человека. Для этого необходимо разработать программы совместных действий (государственных органов, НПО и местных общин) по охране и укреплению здоровья населения, которые должны координироваться международными организациями типа ВОЗ при ООН. Такие программы должны включать следующее:

- удовлетворение потребностей первичного медико-санитарного обслуживания, особенно в экологически неблагополучных районах;

- борьба с инфекционными заболеваниями, связанными с ухудшением окружающей природной среды;

- защита социально уязвимых слоёв населения;

- решение проблем здравоохранения в антропогенноизмененных зонах городов и населенных пунктов, в аграрных зонах, промышленных округах;

- снижение риска для здоровья, связанного с загрязнением и вредным воздействием окружающей среды.

- В концепции устойчивого развития странам, их национальным правительствам, местным органам власти и управления при поддержке международных организаций рекомендуется:

- разработать и укрепить системы общинного первичного медико-санитарного обслуживания, которые являлись бы практичными, научно-обоснованными, приемлемыми с экологической точки зрения, удовлетворяющими потребности в пищевой воде, качественном продовольствии и санитарии;

- содействовать использованию и укреплению механизмов, обеспечивающих связь между здравоохранительными и природоохранительными подразделениями, а также содействие местных общин (типа махалля),

- разработать и создать эффективную систему строительства и медико-санитарного обслуживания с учетом состояния окружающей среды;

- увеличить общие объёмы социальных услуг в экологически кризисных административных единицах;

- разработать стратегию и пути финансирования медицинского обслуживания населения с учетом сложившейся экологической ситуации;

- содействовать санитарному просвещению в общеобразовательных лицеях, школах, обмену информацией, оказывать техническую помощь при подготовке кадров для экологической санитарии;

- шире вовлекать в систему оздоровительного природного потенциала незащищенные слои населения (инвалиды, пенсионеры, дети).

- Задействовать механизмы широкого вовлечения местных общин (махалля) для улучшения санитарного состояния окружающей среды;

- Шире проводить научные исследования в области санитарного состояния окружающей среды и т.п.

Для реализации вышеизложенных программных действий в 1993-2000 г.г. государства мира потратили 15 млрд. долларов США, вместо запланированных 40 млрд. Международная помощь в этом вопросе также зависит от конкретных программ и стратегий действий правительств развивающихся стран.

В населенных пунктах предусматривается усиление и увеличение объёмов международной помощи через Всемирный Банк и Международную ассоциацию (МАР) на предупреждение ухудшения санитарно-эпидемиологического состояния городского водоснабжения и канализации.

Каждый доллар, израсходованный ПРООН в рамках технического сотрудничества в области оздоровления населенных пунктов, приводит к инвестированию со стороны государства и частного сектора 120-130 долларов США. Это является наиболее высоким показателем среди всех направлений помощи ПРООН.

В целях развития населенных пунктов предусматривается выполнение следующих программ в области охраны окружающей среды в городах:

- обеспечение надлежащего жилья для жителей с тем, чтобы они не использовали природные объекты для повседневной жизни;

- совершенствование управления экологическими отношениями;

- планирование и управление городского земельного фонда, где санитарные нормы (площадь зеленых насаждений) составляют не менее 25 м2 на человека;

- создание комплексной инфраструктуры водоснабжения, санитарии, канализации, обработки и удаления отходов (особенно бытовых);

- планирование и управление населенных пунктов в районах, подверженных стихийными бедствиями природного и природно-техногенного характера;

- устойчивое функционирование строительного сектора, проходящего экологическую экспертизу на стадиях проектирования, сдачи и эксплуатации и др.

Для решения экологических проблем городов согласно концепции устойчивого развития за 1993 – 2000 г.г. было направлено более 70 млрд. долларов США, где около 15% составляли средства, предоставленные международным обществом в виде субсидий или на льготных условиях кредитования.

Для реализации концепции устойчивого развития особое место отводится вопросам государственного, международного и местного управления. Такие программы должны направляться на учет состояния окружающей среды на уровнях политики, планирования и управления; создание эффективной правовой и нормативной базы; обеспечение эффективного использования экономических механизмов, рыночных и других стимулов; создание систем комплексного учета экологических и экономических факторов.

Учет состояния окружающей среды на уровнях политики, планирования и управления предусматривает сочетание экономических, социальных и экологических интересов человека, общества и сообщества. Учитывая специфические особенности каждой страны, «Повестка дня для XXI век» предлагает следующие меры по охране окружающей среды:

провести обзор экономической, секторальной и экологической политики, стратегии и планов обеспечения прогрессивного учета состояния окружающей среды;

укрепить организационные структуры на всех уровнях процесса принятия решений в целях обеспечения полного учета состояния окружающей среды;

разработать и усовершенствовать механизмы, которые будут содействовать вовлечению заинтересованных частных лиц, групп и организаций в процесс принятия решений на всех уровнях;

разработать внутренние процедуры учета состояния окружающей среды.

Для создания эффективной правовой и нормативной базы в целях охраны окружающей среды концепция устойчивого развития предусматривает для развивающихся стран:

- широкое распространение информации о нормах и правилах экологического законодательства;

- создание механизмов, разработку методов, условий и способов поощрения за восполнение, а также наказание и возмещение ущерба от нарушения экологического законодательства;

- оказание помощи тем странам, которые не могут устойчиво развиваться из-за экологических проблем;

- поощрение разработки и осуществления программ на национальном, региональном и местным уровнях, связанных с оценкой соблюдения, содействия и реализации экологических мер.

Обеспечение эффективного использования экономических механизмов, рыночных и других стимулов для охраны окружающей среды должно ориентироваться на принципы «загрязнитель платит» или «платит пользователь природных ресурсов». Для реализации таких программ каждая развивающаяся страна с учетом своих условий должна добиться прогресса в достижении трех основополагающих целей:

- обеспечение учета расходов на цели охраны окружающей среды в процессе принятия решений производителями и потребителями, а также изменение тенденций в обращении с окружающей средой как с «бесплатным товаром» и перекладывание этих расходов на другие слои общества, другие страны или будущие поколения;

- более полный учет экологических издержек в экономической деятельности с тем, чтобы цены отражали относительную нехватку и полную стоимость ресурсов и способствовали предотвращению ухудшения состояния окружающей среды;

- использование рыночных принципов в разработке экологической политики для устойчивого развития.

Создание систем комплексного учета экологических и экономических факторов предусматривает: укрепление международного сотрудничества и объединение усилий в решении целей и задач устойчивого развития; укрепление систем национальных счетов; создание механизма оценки и повышения эффективности сбора данных и информации; укрепление технического сотрудничества. Общая сумма расходов на осуществление указанных целей составила 2 млн. долларов США, предоставленных международным сообществом развивающимся странам.

Выводы

Концепция устойчивого развития рассматривает возможности осуществления последовательного перехода к устойчивому развитию, обеспечивающему сбалансированное решение социально-экономических задач и проблем сохранения благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущего поколении людей.

Решение этих задач возможно лишь в рамках такого экономического развития страны, при котором не будет происходить разрушения естественного биотического механизма регуляции окружающей природной среды, а улучшения качества жизни людей будет обеспечиваться в пределах допустимой хозяйственной емкости биосферы.

Контрольные вопросы

1. Как вы понимаете понятие «экономический рост» с экологической точки зрения.

2. Влияет ли экономический рост на окружающую среду?

3. В чем заключаются основные позиции сторонников и противников «экономического роста»?

4. Какие возможности реализации рациональной экономики выделяются в новой концепции устойчивого развития?

5. Назовите рекомендации для решения социальных и экологических проблем нормы устойчивого развития для развивающих стран

6. Какие основные вопросы должны рассматривать национальные программы по изменению потребления?

 

Методические рекомендации

 

В начале лекции преподаватель рассматривает эколого-экономические аспекты устойчивого развития. Подробно раскрываются проблемы экономического роста в контексте охраны окружающей среды и показывает какие реальные возможности предлагает экономика для устойчивого развития. Далее рассматриваются рекомендации международных организации, предлагаемые для развивающихся и «ресурсодобывающих» стран как для реализации рациональной экономики, так и в отношении социальных аспектов устойчивого развития. Затем, преподаватель делает акцент на вопросы касающиеся охраны и укрепление здоровья человека.

В конце лекции подводится итог, где говорится, что: «Создание систем комплексного учета экологических и экономических факторов предусматривает — укрепление международного сотрудничества и объединение усилий в решении целей и задач устойчивого развития; укрепление систем национальных счетов; создание механизма оценки и повышения эффективности сбора данных и информации; укрепление технического сотрудничества.»

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 1915; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.239.70 (0.012 с.)