Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Изучение интересов социальных субъектов, как основа для формирования социального партнерстваСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В вопросе стратегического развития муниципального образования выделяются следующие социальные субъекты и институты, как носители обособленных социально-экономических интересов: · администрация органов местного самоуправления муниципального образования; · представительства в муниципальном образовании федеральных органов (государственной службы занятости, системы профессионального образования, социальной защиты и пр.); · хозяйствующие субъекты и их объединения (предприятия, работодатели и объединяющие их ассоциации); · общественные организации (политические, экологические, научные, профессиональные союзы и др.); · население в лице отдельных социальных групп, слоев, индивидов. Вместе с тем, для всех социальных групп, общностей и институтов муниципального образования можно выделить общий, единый интерес, состоящий в проведении такой социально-экономической политики, которая основывалась бы на сбалансированности интересов социальных субъектов муниципального образования. Механизмом разработки, принятия и реализации этой политики и является социальное партнерство. Социальное партнерство предполагает непосредственное взаимодействие социальных субъектов. Объектом социального партнерства в контексте устойчивого развития муниципального образования является концепция социально-экономического развития муниципального образования. Предметом социального партнерства выступают отношения участников разработки и реализации этой концепции по каждому направлению развития муниципального образования. На этапе разработки концепции социально-экономического развития муниципального образования последовательно решаются две основные задачи, связанные с мотивацией участвующих в ней социальных партнеров: а) выявление их интересов (экономических, социальных, экологических, политических и пр.); б) согласование интересов. В процессе проведения в жизнь концепции социально-экономического развития происходит реализация интересов социальных партнеров. Однако прежде чем приступить к анализу содержания интересов социальных субъектов рассмотрим более детально существо самой этой категории – интерес. Категории интереса уделялось и уделяется значительное внимание со стороны как российских, так и западных экономистов, социологов, политологов, обществоведов. Принято считать, что начало формированию т.н. "социологии интересов" положили работы Э. Дюркгейма, М. Вебера и их последователей, которые через эту категорию пытались осмыслить возникшие на рубеже XX века новые социальные процессы и явления. При этом, исходной для западной общественной и экономической науки был подход, который рассматривал общество как сумму отдельных индивидов, преимущественно абстрагированных от исторических и социальных связей и отношений. Поэтому анализ категории интереса шел преимущественно в контексте поиска индивидуальных, исторически-конкретных механизмов формирования частных интересов личности в процессе ее активной деятельности. При этом значительный упор делался на психологические аспекты формирования интереса. По нашему мнению, наиболее точным и приемлемым для операциональных целей анализа интересов в контексте формирования социального партнерства является определение, данное проф. О.И. Ивановым в работе "Общественное мнение населения крупного города". Он трактует интерес как "объективное отношение общности, группы к своим потребностям и условиям собственной жизни"[61]. В этом достаточно кратком определении интереса фиксируются, тем не менее, все наиболее существенные его свойства: отношение общности, социального субъекта к собственным потребностям и отношение их к условиям удовлетворения этих потребностей. Говоря об отношении к условиям удовлетворения потребностей индивидов или групп, О.И. Иванов имеет в виду отношение их к тем социальным институтам (экономическим, политическим, и др.), которые обеспечивают или опосредуют удовлетворение этих потребностей. При этом под социальными институтами понимается исторически сложившиеся и складывающиеся формы организации совместной деятельности людей, направленные на обеспечение и регулирование жизнедеятельности общества в целом, различных общностей и отдельных личностей. Определение интереса, данное О.И. Ивановым, как нельзя лучше подходит для целей анализа интересов социальных субъектов в контексте формирования системы социального партнерства на муниципальном уровне. Во-первых, это определение интереса охватывает ключевые содержательные элементы этой категории: · отношение к потребностям; · отношение к способам их удовлетворения; · отношение к социальным институтам, обеспечивающим удовлетворение соответствующих потребностей. Во-вторых, оно носит субъектно-объектный характер, что позволяет рассматривать интерес одновременно и как объективную реальность и как отражение этой реальности в сознании индивидов, групп, общностей. В-третьих, оно операционально, а значит, позволяет разработать технологию и процедуры эмпирического изучения интересов. Принципиально важным для нас моментом является признание трехблоковой структуры интереса. Это, существенно, поскольку рассматриваемые три компоненты интереса являются достаточно самостоятельными. Их относительная самостоятельность обуславливает, во-первых, возможность их независимого изучения и измерения, во-вторых, означает, что каждая из них может иметь различный вектор, темпы и величину изменений. Оценка каждой отдельной компоненты интереса имеет самостоятельное значение, а, следовательно, не обязательно надо пытаться вывести некую интегральную величину интереса как такового. Не менее важно и признание субъектно-объектной природы интереса. Как категория интерес, безусловно, объективен. Он находит свое выражение в весьма конкретных действиях, поступках, управленческих и политических решениях социальных субъектов. Однако прежде чем принять форму деятельности, интерес должен пройти через сознание субъекта, преломиться как суперпозиция объективного и субъективного начал. Таким образом, интерес, как категория, неразрывно связанная с деятельностью социальных субъектов, несомненно, субъективен. Принимая изложенное выше общее определение интереса в качестве исходной концептуальной дефиниции, определим теперь понятие интереса в контексте формирования системы социального партнерства. Совершенно очевидно, что потребности, являющиеся объективной основой интересов, у различных социальных субъектов муниципального образования будут различны, а в каких-то аспектах могут оказаться прямо противоположными друг другу. Однако в стратегическом плане для всех социальных субъектов муниципального образования можно, очевидно, выделить общую, доминирующую потребность в виде формирования на своей территории таких условий жизнедеятельности, которые обеспечивали ли бы наиболее полное удовлетворение их потребностей. В условия жизнедеятельности, в нашем понимании, следует включать не только уровень обеспеченности материальными и духовными благами, а также состояние среды обитания (объективные параметры), но и субъективную оценку этих параметров социальными субъектами. В том числе и оценку деятельности социальных институтов, обеспечивающих реализацию потребностей социальных субъектов муниципального образования. Определив таким образом в общем виде понятие и сущность категории интереса в контексте стратегического развития муниципального образования, перейдем теперь к анализу структуры этого интереса, точнее, интересов тех социальных субъектов, которые находятся в муниципальном образовании, и реализация потребностей которых обусловлена его стратегическим развитием. По объекту проявления интересы обычно подразделяют на пять достаточно крупных и относительно самостоятельных блока: экономические, социальные, политические, духовные, экологические. Сразу оговоримся, что подобная дезагрегация является во многом условной, во-первых, потому, что выделенные компоненты интереса отнюдь не являются изолированными и независимыми друг от друга, во-вторых, само толкование интереса, принятое в данном исследовании, ориентирует нас на более широкий контекст рассмотрения каждой из выделенных компонент, в-третьих, в каждой из выделенных нами компонент можно обозначить еще несколько не менее независимых составляющих. С одной стороны, в реальной жизни интересы чаще формируются и проявляются как интегральные: социально-экономические, социально-экологические, социально-политические и т.д. С другой стороны, для анализа нам приходится выделять в структуре каждой их этих компонент дополнительные сегменты. Так, говоря об экономическом интересе, мы можем выделить в его структуре несколько достаточно независимых друг от друга составляющих: материальные интересы, предпринимательские интересы, потребительские интересы и т.д. Находясь под влиянием разного рода экономических отношений (производственных, распределительных, перераспределительных), экономические интересы определяются, в конечном счете, отношениями собственности. Не менее сложную структуру имеют социальные интересы. Они включают отношение индивидов и групп к своему социальному положению, статусу, престижу и пр. Социальные интересы служат основой для самоидентификации индивидов и социальных групп в социальной структуре общества. Политические интересы детерминированы отношением к власти, как социальному институту вообще и как средству удовлетворения своих потребностей в частности. Политические интересы, несмотря на расхожее мнение о том, что большинство населения стоит вне политики, и поэтому не является носителем политических интересов, присущи, тем не менее, практически всем социальным субъектам. Следует различать интерес к политике и политический интерес. Исследования последних лет показывают, что, несмотря на сравнительно низкий уровень участия избирателей в выборных кампаниях, доля политически индифферентных групп населения сравнительно невелика. Политический интерес может быть выражен отношением к политическим партиям, политическим лидерам, как прошлого, так и современности, к политическим и экономическим преобразованиям в стране и т. д. Опросы населения, проводимые центрами изучения общественного мнения, показывают, что доля групп населения, не имеющих мнения по данным проблемам, весьма невелика[62]. В структуре духовных интересов можно выделить компоненты культурного интереса, отношения к нравственным, религиозным, национальным ценностям. Экологический интерес подразделяется на интерес сохранения среды обитания, рекреационный интерес, интерес к сохранению фауны, флоры, ландшафтных особенностей муниципального образования и пр. Помимо объектного аспекта интерес предстает перед нами в разрезе субъектов-носителей интереса. Субъектная структура интересов весьма многообразна и также неоднозначна для дезагрегации. При этом, чем более сложный и развернутый характер имеет сама система интересов, тем более сложной становится структура социальных субъектов – их носителей. В определенном смысле существует зависимость между сложностью структуры интересов и конфигурацией социальных субъектов, имеющих отношение к этим интересам. Теперь, абстрагируясь от объектной стороны интереса, попробуем выделить основные субъекты интереса в контексте стратегического развития муниципального образования. Группировки также будут, в известном смысле, условные и укрупненные, поскольку мы не привязываемся сейчас к конкретным аспектам и направлениям реализации интереса. На первом уровне субъектной дезагрегации интереса можно выделить три основные группы носителей интереса: · население муниципального образования; · органы власти муниципального образования; · бизнес - сектор муниципального образованияльной экономики. Данная группировка носителей интереса построена по двум основаниям: отношение к средствам производства и отношение к инструментам властного регулирования развитием муниципального образования. При этом совершенно очевидно, что все эти три весьма укрупненные и сложно агрегированные субъекты имеют различные по своему содержанию и конфигурации интересы. Интересы населения по отношению к стратегии развития муниципального образования заключаются, прежде всего, в обеспечении условий для безопасного и всестороннего социального развития, повышении качества жизни. Интересы бизнес - сектора сосредоточены на экономической составляющей интереса и социальной стабильности, гарантирующей безопасность этого сектора. Интересы власти заключаются в получении поддержки двух других секторов, как основы для легитимного существования и функционирования. Выстроенную таким образом систему рассмотрения интересов в предметном и объектно-субъектном аспектах, можно представить теперь в виде следующей схемы, иллюстрирующей этот подход применительно к первому уровню дезагрегации интересов по социальным субъектам муниципального образования (табл. 2). Печень приведенных в таблице определений интересов этих субъектов, конечно же, не является исчерпывающим, а лишь дает представление о подходе к системному представлению интереса социальных субъектов муниципального образования для операциональных целей его изучения в контексте стратегического развития муниципального образования.
Таблица 2 СТРУКТУРА ИНТЕРЕСОВ СОЦИАЛЬНЫХ СУБЪЕКТОВ
На следующих уровнях дезагрегация субъектной структуры может вестись по иным дополнительным основаниям и иметь достаточно большое число конфигураций социальных субъектов, представляющих каждый из этих секторов. Одной из возможных группировок по интересам социальных субъектов, представляющих население муниципального образования может быть структурирование населения по принадлежности к различным общественным, политическим или, так называемым, некоммерческим организациям. В последнее время некоммерческие организации (НКО), представляющие интересы различных групп населения, все активнее выходят на арену общественной жизни, активно заявляя о себе, как о "третьем секторе общества". Практика территориального стратегического планирования показывает, что нередко именно НКО, как выразители наиболее активных групп населения становятся главными субъектами разработки стратегий развития муниципальных образований, наряду с органами исполнительной и законодательной власти, представителями бизнес - сектора, органами местного самоуправления. Дезагрегация бизнес - сектора может идти по отраслевому принципу, по принадлежности к ресурсодобывающему или обрабатывающему сектору экономики, по величине предприятий, по форме собственности и т.д. Экономические интересы каждого из субъектов данного сектора будут отличаться как по направленности, так и по содержанию, но вместе с тем, по отношению к стратегии развития муниципального образования они будут сходиться в одном. Все представители этого сектора заинтересованы в обеспечении социальной стабильности в муниципальном образовании, предсказуемости действий властей, высоком производственном потенциале населения. Субъектная конфигурация органов власти в муниципальном образовании представлена, как правило, тремя типами властных структур: · органы местного самоуправления; · территориальные организации федеральных учреждений (центры службы занятости, органы МВД, МЧС и т.д.); · органы местного самоуправления. Интересы этих субъектов в целом однонаправлены - они сосредоточены на обеспечении устойчивого экономического развития территории, проведении эффективной социальной политики, обеспечении роста качества жизни населения, как необходимых предпосылок собственного существования и функционирования. В конечном итоге, все интересы всех социальных субъектов должны сойтись в одном и материализоваться в виде стратегического документа, который может иметь название Концепция социально-экономического развития муниципального образования (в некоторых субъектах Российской Федерации подобного рода документы именуются Стратегиями или Программами развития). Понимание необходимости учета, согласования и реализации интересов всех социальных субъектов муниципального образования является исходной предпосылкой устойчивого социально-экономического развития территории и повышения качества жизни проживающего там населения. Рассмотрим теперь возможные механизмы и процедуры изучения интересов, их согласования и реализации. Как уже отмечалось, система интересов социальных субъектов имеет довольно сложную и многоаспектную структуру. Это обуславливает необходимость проведения комплексных исследований интересов и их отдельных компонент, которые вряд ли могут проводиться одномоментно по всем социальным субъектам, а должны начинаться с оценки интересов населения, поскольку именно они должны закладываться в основу выработки стратегии развития муниципального образования. Решение этой задачи невозможно без целенаправленного формирования системы выявления интересов. Что, на наш взгляд, должна включать эта система? Прежде всего, она должна превратиться в замкнутый непрерывный процесс взаимодействия местных органов власти с различными социальными общностями и группами, НКО, представляющими различные слои населения, бизнес - сектором, и другими ключевыми субъектами развития муниципального образования. Основными структурными элементами этой системы должны стать: - субъекты выявления интересов (структуры и органы, нуждающиеся в получении данных о содержании, динамике и направленности интересов основных социальных субъектов муниципального образования); - субъекты изучения интересов (организации и центры, располагающие необходимой теоретико-методологической и технологической базой для проведения исследований); - объекты изучения как носители эмпирической информации о предмете исследования (население муниципального образования, представители бизнес - сектора, органы власти и т.д.). Одним из главных системообразующих факторов является субъект выявления интересов. Именно субъект ("заказчик") определяет направления и практические задачи исследования, выбирает исполнителя, совместно с которым разрабатывает программу исследования, определяет предмет и объект исследования, устанавливает сроки выполнения и объемы финансирования исследования. В качестве субъекта выявления интересов могут выступать либо сами органы местного самоуправления, либо, что является более предпочтительным, созданные с их участием структуры социального партнерства: общественные советы, муниципальные палаты общественности, экспертно-консультативные советы и т.п. Именно такие организации в последние годы все чаще проявляют активность в этом вопросе. Примером могут служить Городская палата общественности г. Томска, Экспертно-консультативный совет г. Челябинска, Координационный совет общественных, политических и религиозных организаций г. Новый Уренгой и др. Создаваемые структуры общественного самоуправления могут иметь или не иметь юридического лица. Но в любом случае они могут выступать инициатором подобных исследований, поскольку напрямую заинтересованы в оказании содействия власти в разработке и проведении такой социально-экономической политики, которая приветствовалась бы всеми субъектами общественной жизни данного муниципального образования. Задача субъекта изучения интересов заключается в обеспечении процесса регулярного взаимодействия с объектом исследования, преобразуя получаемый эмпирический материал в конкретные обоснованные рекомендации по принятию управленческих решений. Именно объективная потребность в принятии обоснованных управленческих решений субъектом выявления интересов и формирует "вход" системы. В основе этих решений должно лежать знание интересов, притязаний, ожиданий, настроений, установок всех субъектов общественной жизни муниципального образования, а, также знание социально-экономических условий их реализации. Это знание обретается в результате изучения объекта исследования и образует "выход" системы. Иными словами на "выходе" должны быть не только знания о структуре интересов социальных субъектов с контексте стратегического развития муниципального образования, но и конкретные предложения по принятию тех или иных управленческих решений в сфере деятельности субъекта выявления интересов, основанные на, знании этих интересов. Одновременно стоит отметить наличие обратной связи между "входом" и "выходом" системы (адаптация). Суть "обратной связи" заключается в постоянном уточнении и корректировке потребностей субъекта выявления интересов в знании необходимой информации, под влиянием появляющихся на "выходе" системы объективных данных об установках, намерениях и поведении объекта, исследования. Какими методами может осуществляться изучение, выявление интересов на стадии разработки стратегии развития муниципального образования. На этом этапе может использоваться комплекс методов межличностной коммуникации, включающий как простейшие формы взаимодействия с населением, руководителями предприятий и пр. (создание общественной приемной, организация "горячей телефонной линии" и т.д.), так и методы социологических опросов, экспертных интервью и др. (см. раздел 1.4) Помимо задачи выявления интересов социальное партнерство способствует согласованию интересов всех участников этого процесса. Результаты согласования интересов социальных партнеров институциализируются в концепции развития муниципального образования. Реализация этой концепции открывает новый этап взаимодействия социальных партнеров. На этапе претворения в жизнь концепции социально-экономического развития муниципального образования взаимодействие социальных партнеров не ослабляется, а наоборот усиливается, поскольку именно в процессе реализации запланированных мероприятий происходит непосредственное решение проблем каждого из партнеров и муниципального образования в целом. Задачи, которые решаются на этой фазе, могут оказаться практически не осуществимыми, если механизм социального партнерства не будет работать на полную силу. В этой связи, технологии социального партнерства, которые будут задействованы на этом этапе, без всякого преувеличения можно назвать инновационными технологиями. Для данного этапа стратегического развития муниципального образования целесообразно использовать организационно-институциональные формы социального партнерства, выражающиеся в различных создаваемых органах взаимодействия, таких как, координационные комитета, консультативные и экспертные советы, межведомственные комиссии и т.п. Создание и функционирование таких органов социального партнерства регулируется отдельными нормативными документами, создаваемыми на уровне самого муниципального образования. При этом, не исключены варианты использования и корпоративных структур как механизма объединения усилий социальных партнеров. Одним из таких примеров может служить создаваемая на территории Пушкиногорского района Псковской области социально-финансовую корпорацию "Интеграция". Социальными партнерами в рамках этой корпорации выступают Администрация МО" Пушкиногорский район", крупнейшие предприятия района, Музей-заповедник им. А.С. Пушкина "Михайловское", районное потребительское общество, центр службы занятости населения, кредитная организация. Для реализации отдельных направлений концепции развития муниципального образования могут создаваться, условно говоря, отраслевые организационные структуры социального партнерства. Таковыми могут быть координационные комитеты содействия занятости населения, консультативные советы по кадровой политике и профобразованию, экспертно-консультационные советы по экологии и пр. И все-таки, ключевым органом социального партнерства в муниципальном образовании должны быть советы по стратегическому развитию территории. Они могут также носить наименование палат, комитетов, комиссий, но по своему предназначению они должны играть одну и ту же роль – совещательно-консультативного органа при администрации муниципального образования. В следующих разделах рассмотрены вопросы организации работы такого органа, необходимые регулирующие документы для его создания и работы, а также и процедуры функционирования этих органов.
3.2. Организация и содержание деятельности органов социального партнерства муниципального образования Основным предметом деятельности органа социального партнерства на стадии реализации концепции социально-экономического развития муниципального образования должен стать мониторинг хода претворения в жизнь программы мероприятий, а также оценка и экспертиза новых предложений, идей, проектов, появляющихся на стадии реализации программы. Реализация мероприятий концепции социально-экономического развития муниципального образования осуществляется, как уже отмечалось, в соответствии с программой мероприятий, согласованной всеми сторонами, заинтересованными в стратегическом развитии муниципального образования. В том случае, если по ходу реализации программы возникает необходимость корректировки отдельных ее позиций или у какой-либо из сторон (населения, общественных организаций, предпринимателей, представителей территориальных органов федеральных учреждений и пр.), рождаются новые идеи, проекты, инвестиционные предложения, ключевую роль в оценке данных предложений также может играть орган социального партнерства. Примерная логическая схема деятельности этого органа в этом случае может быть следующей (Рис. 4). Все предложения, рекомендации, инвестиционные проекты и т.п., поступающие от населения, НКО, представителей бизнес - сектора, в том числе и в адрес администрации муниципального образования (1), направляются в первую очередь в орган социального партнерства. Орган социального партнерства (далее – ОСП), в состав которых входят представители всех заинтересованных сторон в стратегическом развитии муниципального образования, включая депутатов местного совета, администрации МО, представителей некоммерческих организаций, бизнес - сектора, представителей федеральных учреждений в муниципальном образовании, проводит экспертизу предложений (2) с участием представителей всех социальных партнеров. В том случае, если ОСП признает поступившее предложение заведомо нецелесообразным для исполнения, заявителю посылается официальный отказ с мотивировкой (3). Если идея или предложение заслуживает внимания, реализация его может оказаться полезной для муниципального образования, эксперты ОСП готовят проект решения по данному предложению и отсылают его в профильный комитет (отдел) администрации МО.
Рис. 4. Примерная схема работы органа социального партнерства по стратегическому развитию муниципального образования
Получив проект решения по предлагаемому проекту, профильный отдел администрации муниципального образования рассматривает его на своем заседании, дорабатывает проект решения и согласует его с другими подразделениями администрации. Согласованный проект решения отсылается вновь в ОСП (4), который включает его в повестку дня очередного заседания. Рассмотрение проекта решения по поступившему предложению осуществляется ОСП с участием главы администрации муниципального образования и стороной заявителем. Как правило, такие заседания целесообразно делать открытыми и для населения муниципального образования. Проведя слушания по заявленному вопросу, ОСП должен придти к консенсусу и подготовить окончательный проект решения для главы администрации муниципального образования. Подготовленный проект решения, имеющий статус рекомендации, направляется на подпись главе администрации (5). Глава администрации МО, получив окончательный проект решения, прошедший к тому времени экспертизу и согласованный как профильным подразделением своей администрации, так и всеми сторонами социального партнерства, утверждает его и направляет для исполнения в профильный комитет (отдел) администрации (6). Профильный комитет (отдел) администрации муниципального образования разрабатывает план мероприятий по реализации проекта, включает его в общую программу социально-экономического развития МО и привлекает к его реализации инициатора проекта (7). Исполнение проекта осуществляется совместно администрацией муниципального образования и социальными партнерами, инициировавшими проект (8). Одновременно, ОСП следит за ходом его реализации, осуществляя мониторинг процесса исполнения решения администрации МО (9). Практика подобного подхода к осуществлению управления развитием муниципальных образований сложилась уже во многих регионах Российской Федерации: Томской, Челябинской, Пермской и др. областях. Разница в названиях органов социального партнерства (комитеты, советы, комиссии и пр.) и регламенте их работы сути не меняет. Они остаются действенным инструментом согласования интересов всех социальных субъектов и организации совместных действий по стратегическому развитию территории. Далее мы рассмотрим вопросы разработки нормативной базы такого партнерства и регламента работы ОСП.
|
|||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 499; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.19.115 (0.014 с.) |