Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Экологический мониторинг и управлением состоянием окружающей среды.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Экологический мониторинг – непрерывное наблюдение и контроль состояния окружающей природной среды и ее изменений под воздействием природных и антропологических факторов. Основные задачи мониторинга: сбор информации о текущем состоянии окружающей среды, ее анализ и оценка, прогноз изменений ее состояния под влиянием воздействия на окружающую среду, выявление основных факторов и источников воздействия, а также представление полученной информации в виде, пригодном для принятия решений в области управления окружающей средой. Различают три вида мониторинга: локальный, региональный и глобальный. Цели, методические подходы и процедуры проведения мониторинга разных видов различаются. Термин «мониторинг» (от лат. monitor – надзирающий) впервые был введен в научную терминологию в 1972 г. на конференции ООН по окружающей среде в Стокгольме, на которой было принято решение о создании глобальной системы мониторинга. Поэтому первое десятилетие после этой конференции было посвящено разработке проблем глобального мониторинга. В рамках этих работ важное значение имело экологическое прогнозирование, основу которого составляет экологическое моделирование . Основы управления состоянием окружающей среды
Основу управления окружающей средой составляют стратегия устойчивого развития, принципы рационального природопользования, кибернетические принципы управления сложными системами и др. На рис. 19 представлена обобщенная схема управления окружающей природной средой (ОПС). Согласно кибернетическим представлениям термин «управление» означает приведение объекта управления в требуемое состояние, которое может быть определено совокупностью значений параметров состояния объекта. Применительно к окружающей природной среде (ОПС) цель управления может быть сформулирована как «приведение состояния ОПС к нормативному состоянию». Здесь в качестве нормативов используются нормативы техногенного воздействия на природную среду и здоровье человека (например, ПДК и другие санитарно-гигиенические нормативы, рассмотренные в разделе 5). Поэтому нормирование воздействий является одним из важнейших направлений работы по формированию цели управления ОПС. При разработке нормативов в наши дни необходимо основываться на принципах устойчивого развития. Вопросы нормирования рассматриваются далее в настоящем разделе.
Рис. 19 Обобщенная схема управления состоянием окружающей среды (ОПС) СУ – система управления; СЭМ – система экологического мониторинга; И1 – информация о текущем состоянии ОПС; И2 – информация, подготовленная для принятия решений.
Кардинальную роль в процессе приведения ОПС к нормативному состоянию играют управляющие воздействия (рис.19), которые в данном случае представляют собой совокупность юридических, эколого-экономических, технологических и других мероприятий, направленных на достижение цели управления. Разработка управляющих воздействий (планирование мероприятий, практическая реализация, оценка эффективности их исполнения и др.) осуществляется системой управления (СУ на рис.19). В данном случае система управления окружающей средой – совокупность органов государственной исполнительной и судебной власти федерального и регионального уровней, органов муниципальной власти (например, мерии городов), и органов природоохранной и природоресурсной служб различного уровня (от федерального до местного), включая и органы прокурорского надзора. В связи с выше изложенным одной из основ управления окружающей средой является экологическое право, регламентирующее взамоотношения общества и природы, которое подробно рассматривается далее. Управляющие воздействия формируются в системе управления на основе анализа отклонений текущего состояния ОПС от ее требуемого состояния, т.е. путем сравнения показателей текущего и требуемого (нормативного) состояний ОПС. Поэтому в контур управления включается система экологического мониторинга (СЭМ), предназначенная, во-первых, для получения и сбора информации (И1 на рис. 19) о текущем состоянии ОПС и, во-вторых, для ее анализа и обработки с целью приведения полученной информации И1 к виду И2 , пригодному для выработки управляющих воздействий, т.е. к виду, удобному (наглядному, оперативному и т.п.) для принятия решений в системе управления. Поэтому экологический мониторинг также рассматривается как одна из важнейших основ управления окружающей средой.
65. Термин «природопользование» был введен в экологическую литературу ростовским географом профессором Ю.Н. Куражковским. Природопользованием (по Реймерсу, 1990) называется совокупность всех форм эксплуатации природных ресурсов (ПР) и мер по их сохранению.Природно-ресурсный потенциал – это та часть природных ресурсов (ПР) земли и ближайшего космоса, которая может быть реально вовлечена в хозяйственную деятельность при условии сохранения среды жизни человечества. Или в более узком экономическом смысле природно-ресурсный потенциал – это совокупность ресурсов, доступных человечеству при существующих технологиях и социально – экономических отношениях. Природопользование включает следующие основные этапы: а) извлечение и переработку ПР; б) охрану окружающей природной среды; в) сохранение (поддержание) и воспроизводство (восстановление) природно-ресурсного потенциала. Рациональное природопользование – система хозяйственной деятельности, направленная, с одной стороны, на неистощительное (экономное) и незагрязняющее природную среду использование природных ресурсов и, с другой стороны, на наиболее эффективный режим их воспроизводства с учетом интересов развития хозяйства, экологически безопасного состояния природной среды и сохранения здоровья людей, позволяющее организовать охрану природы как дополняющую систему мер. Следовательно, рациональное природопользование предполагает: а) наряду с извлечением и переработкой природных ресурсов их возобновление или воспроизводство; в) сохранение (поддержание) и рациональное изменение экологического баланса природных систем, что только и может служить основой сохранения природно-ресурсного потенциала развития общества; б) применение экологически безопасных и природоохранных технологий. Из выше изложенного ясно, что требования экологической безопасности окружающей среды выступают в качестве важнейших критериев рационального природопользования.Устойчивое развитие (УР) может быть основано только на рациональном природопользовании и предполагает не бесконтрольное изъятие природных ресурсов, осуществляемое из соображений максимальной прибыли, а разумно управляемое природопользование, критерием которого должно быть удовлетворение существенно необходимых потребностей человека и общества, включая обеспечение природными ресурсами будущих поколений человечества.
66.На протяжении большей части человеческой истории рост численности народонаселения был почти неощутим. Медленно она набирала силу на протяжении XIX в. и чрезвычайно резко увеличилась после второй мировой войны. Это дало повод говорить о демографическом «взрыве» (рис.17). Демографический «взрыв» – беспрецедентно быстрый рост численности народонаселения мира, связанный с успехами современной медицины, и являющийся ведущим фактором возникновения экологических проблем человечества.
При современной экологической и демографической ситуации отрицательное воздействие на окружающую среду оказывают не только богатые (промышленно развитые) страны, но и бедные (аграрные).Предельная численность человечества – оцененная экспертным путем максимальная величина численности народонаселения в мире, при которой его потребности могут удовлетворяться на приемлемом уровне с учетом возможностей мирового сельскохозяйственного производства и истощения природных ресурсов. Томас Мальтус пришел к выводу, что в будущем человечество неминуемо встретится с кризисными явлениями из-за нехватки продовольствия по причине того, что если объем производимых продуктов питания увеличивается в арифметической прогрессии (1, 2, 3, 4,...), то численность населения растет в геометрической прогрессии (1, 2, 4, 8,...). Однако в смысле нехватки продовольствия прогноз Мальтуса в настоящее время не оправдывается. Темпы его роста опережают темпы роста населения. Период демографического «взрыва», называемый демографическим переходом, начинается со времени резкого снижения смертности при сохранении высокой рождаемости и заканчивается, когда низкая смертность уравновешивается низкой рождаемостью. Целенаправленное регулирование численности человеческой популяции, в отличие от природной, осуществляется путем изменения политики рождаемости, в том числе и на уровне государственной политики. Примером может служить целенаправленное и последовательное государственное регулирование рождаемости в современном Китае.
67. В наше время численность народонаселения мира около 6 млрд. чел. Известная модель Томсона (Рамад,1981), описывающая в обобщенном виде динамику численности мирового населения, выделяет три фазы: 1) «мальтузианская» (слабый рост численности из-за голода и эпидемий при высоком показателе рождаемости), 2) демографический «взрыв» (показатель рождаемости сохраняется, а показатель смертности резко упал из-за успехов в медицине и сельском хозяйстве), 3) фаза стабилизации (при низком показателе смертности снижение уровня рождаемости в результате целенаправленного государственного регулирования или из-за добровольного ограничения рождаемости).
В настоящее время есть все основания предполагать, что человечество в ХХI веке должно выйти в своем демографическом развитии на фазу стабилизации. Как показывают расчеты, в этой фазе среднее число детей, которое может родить каждая женщина, чтобы обеспечить нулевой прирост мирового населения и сохранить постоянную численность населения, равно 2. Однако эта проблема ни в настоящее время, ни в ближайшие десятилетия представляется нереализуемой: если в развитых странах, где проживает 1/5 часть населения мира, почти достигнут нулевой прирост, то в развивающихся странах ожидается достаточно большой прирост еще в течение нескольких десятилетий.
68.Международное сотр.в области окруж.среды. Международное сотрудничество в решении глобальных экологических проблем – международная деятельность на правительственном и неправительственном уровнях, осуществляемая в рамках межгосударственных соглашений, международных программ ООН, ЮНЕСКО и др., экологических программ и проектов, осуществляемых частными и государственными экологическими фондами, направленных на объединение усилий государств, частных лиц и общественных организаций в преодолении глобальных экологических проблем человечества.
Объекты международного сотрудничества в области охраны окружающей среды могут быть отнесены к следующим трем видам: 1) находящиеся в пользовании всех государств (атмосфера, озоновый слой, околоземное космическое пространство); 2) используемые несколькими или многими государствами (Антарктида, Балтийское, Черное, Каспийское моря); 3) используемые двумя государствами – как правило, пограничные объекты (Беловежская пуща, реки Дунай, Амур, Уссури).
Принципы международного сотрудничества длительное время вырабатывались и формулировались мировым сообществом. Перечислим основные из этих принципов: каждый человек имеет право на жизнь в наиболее благоприятных экологических условиях; каждое государство имеет право на использование природных ресурсов и окружающей среды для целей развития и обеспечения нужд своих граждан; экологическое благополучие одного государства не может обеспечиваться ни за счет других государств, ни без учета их интересов (природные ресурсы слаборазвитых стран не должны безудержно эксплуатироваться индустриальными государствами); хозяйственная деятельность, осуществляемая на территории одних государств, не должна наносить ущерб окружающей среде на территории других государств (борьба с трансграничным переносом загрязнений, предупреждение влияния вредных последствий деятельности на окружающую среду сопредельных стран); недопустимость любых видов хозяйственной и иной деятельности, экологические последствия которой непредсказуемы; необходимость установления контроля на глобальном, региональном и национальном уровнях за состоянием и изменениями окружающей среды и природных ресурсов на основе норм международного права; обеспечение свободного и беспрепятственного международного обмена научно-технической информацией по проблемам окружающей среды и передовых природосберегающих технологий; межгосударственная взаимопомощь в чрезвычайных экологических ситуациях; необходимость решения спорных проблем окружающей среды только мирными средствами.
Проблема окружающей среды в ее современной интерпретации получила распространение, начиная со времени Стокгольмской конференции (1972 г.). В соответствии с ее решениями в ООН был создан самостоятельный орган, на который было возложено международное сотрудничество в данной области в мировом масштабе. Этот орган получил название Программа ООН по окружающей среде - ЮНЕП. Действует он на постоянной основе со штаб-квартирой в Найроби (Кения). Руководящим органом ЮНЕП является Совет управляющих, избираемый Генеральной Ассамблеей ООН на четырехлетний срок. На этот Совет возложены функции осуществления содействия международному сотрудничеству в охране окружающей среды, представление рекомендаций по проведению соответствующей политики, осуществление руководства и координации природоохранных программ, постоянное наблюдение за состоянием окружающей среды в мире, содействие международным сообществам в накоплении и оценке знаний и информации об окружающей среде. В связи с тем что охрана окружающей среды является многослойной, комплексной проблемой, в дополнение к деятельности ЮНЕП, отдельными ее аспектами занимаются следующие специализированные организации под эгидой ООН, имеющие статус автономных: ЮНЕСКО выполняет работу по программе «Человек и биосфера», проводит исследования социально-экономических факторов развития и взаимосвязи между человеком и средой; ФАО имеет своей целью улучшение производства и переработки сельскохозяйственной продукции, лесоводства и рыболовства, содействует инвестициям в агросферу, рациональному использованию почвы и водных ресурсов, удобрений и пестицидов, освоению новых и возобновимых источников энергии; ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) имеет, помимо прочего, задачу содействовать экологической безопасности, включая безопасное водообеспечение, питание и удаление отходов; ЮНИДО содействует промышленному развитию и установлению нового международного экономического порядка; MAГАTE разрабатывает нормы безопасности и защиты от радиации, включая безопасную транспортировку радиоактивных материалов и утилизацию отходов. Глобальный Экологический фонд предназначен помогать в основном развивающимся странам для решения таких экологических проблем, которые имеют планетарный характер. В деятельности ГЭФа участвуют три международные структуры: Программа ООН по развитию, Программа ООН по окружающей среде и Всемирный банк. В качестве первоочередных направлений для финансирования выделены четыре: глобальное потепление климата, загрязнение международных вод, уменьшение биоразнообразия и истощение озонового слоя. Российская Федерация является участницей, в частности, следующих из перечисленных в предыдущих разделах соглашений: Конвенция по защите природной морской среды района Балтийского моря (c 1974 года); Конвенция о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение, главным образом, в качестве местообитаний водоплавающих птиц (Рамсарская конвенция)(с 1976 года); Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой уничтожения (с 1976 года); Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния (c 1979 года); Конвенция по защите озонового слоя и Монреальский протокол (с 1986 и 1988 года, соответственно); Конвенция о защите Чёрного моря от загрязнения (с 1992 года); Конвенция о контроле за трансграничными перевозками опасных отходов (c 1994 года); Конвенция о биологическом разнообразии (с 1995 года); Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте (Эспо, с 1997 года); Протокол между Правительством РФ и Правительством Китайской Народной Республики об охране тигра (Пекин, 1997 год); Рамочная конвенция по защите морской среды Каспийского моря (c 2003 года); Киотский протокол по ограничению парникового эффекта (Япония, Киото). Ратифицирован Россией в 2004 году. Вступил в силу 16 февраля 2005 года; Конвенция о процедуре предварительного обоснованного согласия в отношении отдельных опасных химических веществ и пестицидов в международной торговле (c 2011 года); Конвенция о стойких органических загрязнителях (с 2011 года).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 265; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.99.39 (0.01 с.) |