Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экологический мониторинг и управлением состоянием окружающей среды.

Поиск

Экологический мониторинг – непрерывное наблюдение и контроль состояния окружающей природной среды и ее изменений под воздействием природных и антропологических факторов. Основные задачи мониторинга: сбор информации о текущем состоянии окружающей среды, ее анализ и оценка, прогноз изменений ее состояния под влиянием воздействия на окружающую среду, выявление основных факторов и источников воздействия, а также представление полученной информации в виде, пригодном для принятия решений в области управления окружающей средой.

Различают три вида мониторинга: локальный, региональный и глобальный. Цели, методические подходы и процедуры проведения мониторинга разных видов различаются.

Термин «мониторинг» (от лат. monitor – надзирающий) впервые был введен в научную терминологию в 1972 г. на конференции ООН по окружающей среде в Стокгольме, на которой было принято решение о создании глобальной системы мониторинга. Поэтому первое десятилетие после этой конференции было посвящено разработке проблем глобального мониторинга. В рамках этих работ важное значение имело экологическое прогнозирование, основу которого составляет экологическое моделирование

. Основы управления состоянием окружающей среды

 

Основу управления окружающей средой составляют стратегия устойчивого развития, принципы рационального природопользования, кибернетические принципы управления сложными системами и др. На рис. 19 представлена обобщенная схема управления окружающей природной средой (ОПС). Согласно кибернетическим представлениям термин «управление» означает приведение объекта управления в требуемое состояние, которое может быть определено совокупностью значений параметров состояния объекта. Применительно к окружающей природной среде (ОПС) цель управления может быть сформулирована как «приведение состояния ОПС к нормативному состоянию». Здесь в качестве нормативов используются нормативы техногенного воздействия на природную среду и здоровье человека (например, ПДК и другие санитарно-гигиенические нормативы, рассмотренные в разделе 5). Поэтому нормирование воздействий является одним из важнейших направлений работы по формированию цели управления ОПС. При разработке нормативов в наши дни необходимо основываться на принципах устойчивого развития. Вопросы нормирования рассматриваются далее в настоящем разделе.

 

Рис. 19

Обобщенная схема управления состоянием

окружающей среды (ОПС)

СУ – система управления; СЭМ – система экологического мониторинга; И1 – информация о текущем состоянии ОПС; И2 – информация, подготовленная для принятия решений.

 

Кардинальную роль в процессе приведения ОПС к нормативному состоянию играют управляющие воздействия (рис.19), которые в данном случае представляют собой совокупность юридических, эколого-экономических, технологических и других мероприятий, направленных на достижение цели управления. Разработка управляющих воздействий (планирование мероприятий, практическая реализация, оценка эффективности их исполнения и др.) осуществляется системой управления (СУ на рис.19). В данном случае система управления окружающей средой – совокупность органов государственной исполнительной и судебной власти федерального и регионального уровней, органов муниципальной власти (например, мерии городов), и органов природоохранной и природоресурсной служб различного уровня (от федерального до местного), включая и органы прокурорского надзора. В связи с выше изложенным одной из основ управления окружающей средой является экологическое право, регламентирующее взамоотношения общества и природы, которое подробно рассматривается далее.

Управляющие воздействия формируются в системе управления на основе анализа отклонений текущего состояния ОПС от ее требуемого состояния, т.е. путем сравнения показателей текущего и требуемого (нормативного) состояний ОПС. Поэтому в контур управления включается система экологического мониторинга (СЭМ), предназначенная, во-первых, для получения и сбора информации (И1 на рис. 19) о текущем состоянии ОПС и, во-вторых, для ее анализа и обработки с целью приведения полученной информации И1 к виду И2 , пригодному для выработки управляющих воздействий, т.е. к виду, удобному (наглядному, оперативному и т.п.) для принятия решений в системе управления. Поэтому экологический мониторинг также рассматривается как одна из важнейших основ управления окружающей средой.

 

65. Термин «природопользование» был введен в экологическую литературу ростовским географом профессором Ю.Н. Куражковским. Природопользованием (по Реймерсу, 1990) называется совокупность всех форм эксплуатации природных ресурсов (ПР) и мер по их сохранению.Природно-ресурсный потенциал – это та часть природных ресурсов (ПР) земли и ближайшего космоса, которая может быть реально вовлечена в хозяйственную деятельность при условии сохранения среды жизни человечества. Или в более узком экономическом смысле природно-ресурсный потенциал – это совокупность ресурсов, доступных человечеству при существующих технологиях и социально – экономических отношениях.

Природопользование включает следующие основные этапы:

а) извлечение и переработку ПР;

б) охрану окружающей природной среды;

в) сохранение (поддержание) и воспроизводство (восстановление) природно-ресурсного потенциала.

Рациональное природопользование – система хозяйственной деятельности, направленная, с одной стороны, на неистощительное (экономное) и незагрязняющее природную среду использование природных ресурсов и, с другой стороны, на наиболее эффективный режим их воспроизводства с учетом интересов развития хозяйства, экологически безопасного состояния природной среды и сохранения здоровья людей, позволяющее организовать охрану природы как дополняющую систему мер.

Следовательно, рациональное природопользование предполагает:

а) наряду с извлечением и переработкой природных ресурсов их возобновление или воспроизводство;

в) сохранение (поддержание) и рациональное изменение экологического баланса природных систем, что только и может служить основой сохранения природно-ресурсного потенциала развития общества;

б) применение экологически безопасных и природоохранных технологий.

Из выше изложенного ясно, что требования экологической безопасности окружающей среды выступают в качестве важнейших критериев рационального природопользования.Устойчивое развитие (УР) может быть основано только на рациональном природопользовании и предполагает не бесконтрольное изъятие природных ресурсов, осуществляемое из соображений максимальной прибыли, а разумно управляемое природопользование, критерием которого должно быть удовлетворение существенно необходимых потребностей человека и общества, включая обеспечение природными ресурсами будущих поколений человечества.

 

66.На протяжении большей части человеческой истории рост численности народонаселения был почти неощутим. Медленно она набирала силу на протяжении XIX в. и чрезвычайно резко увеличилась после второй мировой войны. Это дало повод говорить о демографическом «взрыве» (рис.17). Демографический «взрыв» – беспрецедентно быстрый рост численности народонаселения мира, связанный с успехами современной медицины, и являющийся ведущим фактором возникновения экологических проблем человечества.

 

При современной экологической и демографической ситуации отрицательное воздействие на окружающую среду оказывают не только богатые (промышленно развитые) страны, но и бедные (аграрные).Предельная численность человечества – оцененная экспертным путем максимальная величина численности народонаселения в мире, при которой его потребности могут удовлетворяться на приемлемом уровне с учетом возможностей мирового сельскохозяйственного производства и истощения природных ресурсов.

Томас Мальтус пришел к выводу, что в будущем человечество неминуемо встретится с кризисными явлениями из-за нехватки продовольствия по причине того, что если объем производимых продуктов питания увеличивается в арифметической прогрессии (1, 2, 3, 4,...), то численность населения растет в геометрической прогрессии (1, 2, 4, 8,...). Однако в смысле нехватки продовольствия прогноз Мальтуса в настоящее время не оправдывается. Темпы его роста опережают темпы роста населения. Период демографического «взрыва», называемый демографическим переходом, начинается со времени резкого снижения смертности при сохранении высокой рождаемости и заканчивается, когда низкая смертность уравновешивается низкой рождаемостью. Целенаправленное регулирование численности человеческой популяции, в отличие от природной, осуществляется путем изменения политики рождаемости, в том числе и на уровне государственной политики. Примером может служить целенаправленное и последовательное государственное регулирование рождаемости в современном Китае.

 

 

67. В наше время численность народонаселения мира около 6 млрд. чел. Известная модель Томсона (Рамад,1981), описывающая в обобщенном виде динамику численности мирового населения, выделяет три фазы:

1) «мальтузианская» (слабый рост численности из-за голода и эпидемий при высоком показателе рождаемости),

2) демографический «взрыв» (показатель рождаемости сохраняется, а показатель смертности резко упал из-за успехов в медицине и сельском хозяйстве),

3) фаза стабилизации (при низком показателе смертности снижение уровня рождаемости в результате целенаправленного государственного регулирования или из-за добровольного ограничения рождаемости).

 

В настоящее время есть все основания предполагать, что человечество в ХХI веке должно выйти в своем демографическом развитии на фазу стабилизации. Как показывают расчеты, в этой фазе среднее число детей, которое может родить каждая женщина, чтобы обеспечить нулевой прирост мирового населения и сохранить постоянную численность населения, равно 2. Однако эта проблема ни в настоящее время, ни в ближайшие десятилетия представляется нереализуемой: если в развитых странах, где проживает 1/5 часть населения мира, почти достигнут нулевой прирост, то в развивающихся странах ожидается достаточно большой прирост еще в течение нескольких десятилетий.

 

 

68.Международное сотр.в области окруж.среды.

Международное сотрудничество в решении глобальных экологических проблем – международная деятельность на правительственном и неправительственном уровнях, осуществляемая в рамках межгосударственных соглашений, международных программ ООН, ЮНЕСКО и др., экологических программ и проектов, осуществляемых частными и государственными экологическими фондами, направленных на объединение усилий государств, частных лиц и общественных организаций в преодолении глобальных экологических проблем человечества.

 

Объекты международного сотрудничества в области охраны окружающей среды могут быть отнесены к следующим трем видам:

1) находящиеся в пользовании всех государств (атмосфера, озоновый слой, околоземное космическое пространство);

2) используемые несколькими или многими государствами (Антарктида, Балтийское, Черное, Каспийское моря);

3) используемые двумя государствами – как правило, пограничные объекты (Беловежская пуща, реки Дунай, Амур, Уссури).

 

Принципы международного сотрудничества длительное время вырабатывались и формулировались мировым сообществом. Перечислим основные из этих принципов:

каждый человек имеет право на жизнь в наиболее благоприятных экологических условиях;

каждое государство имеет право на использование природных ресурсов и окружающей среды для целей развития и обеспечения нужд своих граждан;

экологическое благополучие одного государства не может обеспечиваться ни за счет других государств, ни без учета их интересов (природные ресурсы слаборазвитых стран не должны безудержно эксплуатироваться индустриальными государствами);

хозяйственная деятельность, осуществляемая на территории одних государств, не должна наносить ущерб окружающей среде на территории других государств (борьба с трансграничным переносом загрязнений, предупреждение влияния вредных последствий деятельности на окружающую среду сопредельных стран);

недопустимость любых видов хозяйственной и иной деятельности, экологические последствия которой непредсказуемы;

необходимость установления контроля на глобальном, региональном и национальном уровнях за состоянием и изменениями окружающей среды и природных ресурсов на основе норм международного права;

обеспечение свободного и беспрепятственного международного обмена научно-технической информацией по проблемам окружающей среды и передовых природосберегающих технологий;

межгосударственная взаимопомощь в чрезвычайных экологических ситуациях;

необходимость решения спорных проблем окружающей среды только мирными средствами.

 

Проблема окружающей среды в ее современной интерпретации получила распространение, начиная со времени Стокгольмской конференции (1972 г.). В соответствии с ее решениями в ООН был создан самостоятельный орган, на который было возложено международное сотрудничество в данной области в мировом масштабе. Этот орган получил название Программа ООН по окружающей среде - ЮНЕП. Действует он на постоянной основе со штаб-квартирой в Найроби (Кения).

Руководящим органом ЮНЕП является Совет управляющих, избираемый Генеральной Ассамблеей ООН на четырехлетний срок. На этот Совет возложены функции осуществления содействия международному сотрудничеству в охране окружающей среды, представление рекомендаций по проведению соответствующей политики, осуществление руководства и координации природоохранных программ, постоянное наблюдение за состоянием окружающей среды в мире, содействие международным сообществам в накоплении и оценке знаний и информации об окружающей среде.

В связи с тем что охрана окружающей среды является многослойной, комплексной проблемой, в дополнение к деятельности ЮНЕП, отдельными ее аспектами занимаются следующие специализированные организации под эгидой ООН, имеющие статус автономных:

ЮНЕСКО выполняет работу по программе «Человек и биосфера», проводит исследования социально-экономических факторов развития и взаимосвязи между человеком и средой;

ФАО имеет своей целью улучшение производства и переработки сельскохозяйственной продукции, лесоводства и рыболовства, содействует инвестициям в агросферу, рациональному использованию почвы и водных ресурсов, удобрений и пестицидов, освоению новых и возобновимых источников энергии;

ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) имеет, помимо прочего, задачу содействовать экологической безопасности, включая безопасное водообеспечение, питание и удаление отходов;

ЮНИДО содействует промышленному развитию и установлению нового международного экономического порядка;

MAГАTE разрабатывает нормы безопасности и защиты от радиации, включая безопасную транспортировку радиоактивных материалов и утилизацию отходов.

Глобальный Экологический фонд предназначен помогать в основном развивающимся странам для решения таких экологических проблем, которые имеют планетарный характер. В деятельности ГЭФа участвуют три международные структуры: Программа ООН по развитию, Программа ООН по окружающей среде и Всемирный банк. В качестве первоочередных направлений для финансирования выделены четыре: глобальное потепление климата, загрязнение международных вод, уменьшение биоразнообразия и истощение озонового слоя.

Российская Федерация является участницей, в частности, следующих из перечисленных в предыдущих разделах соглашений:

Конвенция по защите природной морской среды района Балтийского моря (c 1974 года);

Конвенция о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение, главным образом, в качестве местообитаний водоплавающих птиц (Рамсарская конвенция)(с 1976 года);

Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой уничтожения (с 1976 года);

Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния (c 1979 года);

Конвенция по защите озонового слоя и Монреальский протокол (с 1986 и 1988 года, соответственно);

Конвенция о защите Чёрного моря от загрязнения (с 1992 года);

Конвенция о контроле за трансграничными перевозками опасных отходов (c 1994 года);

Конвенция о биологическом разнообразии (с 1995 года);

Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте (Эспо, с 1997 года);

Протокол между Правительством РФ и Правительством Китайской Народной Республики об охране тигра (Пекин, 1997 год);

Рамочная конвенция по защите морской среды Каспийского моря (c 2003 года);

Киотский протокол по ограничению парникового эффекта (Япония, Киото). Ратифицирован Россией в 2004 году. Вступил в силу 16 февраля 2005 года;

Конвенция о процедуре предварительного обоснованного согласия в отношении отдельных опасных химических веществ и пестицидов в международной торговле (c 2011 года);

Конвенция о стойких органических загрязнителях (с 2011 года).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 265; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.99.39 (0.01 с.)