Инновации – определяющий фактор социально-экономического развития страны 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Инновации – определяющий фактор социально-экономического развития страны



Концепция приемлемого риска

В процессе формирования системы управления риском важно учитывать, что данная категория имеет объективное и субъективное содержание. Объективность риска обусловлена наличием неопределенности, и как было указано выше, любая деятельность не может быть абсолютно безопасной и предсказуемой, всегда существует вероятность потерь.

Чрезмерная неопределенность приводит к росту нестабильности, повышает вероятность потерь, банкротства, недостижения поставленных целей. С другой стороны, стремление минимизировать вероятные потери, приблизиться к условиям безрисковой деятельности также вряд ли оправдано.

Разрешение дилеммы, какой уровень риска считать допустимым, отражает его субъективное содержание, поскольку во многом связано с отношением к риску лица, ответственного за принятие решений. Выбор может зависеть от склонности к риску, интуиции, опыта руководителя. Однако, несмотря на наличие субъективности, формирование системы управления риском предполагает существование конкретных принципов, которые будут способствовать выбору оптимального варианта деятельности в условиях неопределенности. Здесь сразу должны быть определены приоритеты компании в отношении риска.

В современной теории и практике наиболее целесообразным считается ориентация на концепцию приемлемого риска.

Суть концепции приемлемого риска состоит в формировании сознательного отношения к риску, принятии обоснованных анализом решений, подкрепленных комплексом мероприятий по смягчению и нейтрализации возможных нежелательных событий в предпринимательской деятельности. В рамках данной концепции управление риском означает не минимизацию его уровня, а поиск оптимального соотношения неопределенности и доходности.

В наиболее общем виде концепцию приемлемого риска выражают следующие положения:

– наличие риска, даже относительно высокого уровня, не является причиной отказа от реализации проекта;

‑ стремление получить повышенную выгоду означает принятие повышенного риска;

– управленческие решения должны приниматься на альтернативной основе

– затраты на предотвращение риска не должны быть выше эффекта от снижения его уровня;

– нецелесообразно идти риск, если его уровень выше возможного ожидаемого результата (в противном случае действия можно назвать авантюрными);

– принятие риска означает принятие ответственности, следовательно, нельзя рисковать средствами или ресурсами, величина которых превышает возможности покрытия ущерба в случае реализации наихудшего сценария развития событий.

 

Формирование системы управления рисками. Процесс управления риском.

Формирование системы управления рисками на предприятии необходимо увязывать с общей системой управления, органичным элементом которой она и должна являться.

Поэтому, не останавливаясь подробно на всех этапах и процедурах данного процесса, уделим особое внимание только тем из них, которые отражают специфику риска, как объекта управления.

Исходной основой для организации любой деятельности является постановка цели и разработка стратегии. На этом этапе, как правило, проводится стратегический анализ, с учетом которого формулируются цель, основные задачи и принципы риск-менеджмента на предприятии.

Работа компании-производителя на рынке, который давно сложился и является относительно устойчивым, скорее всего, будет основана на стратегии получения минимальной, но стабильной прибыли.

Работа в сфере, связанной с производством и реализацией товаров престижного потребления, более рискованна, поскольку спрос зависит от среднего уровня доходов (во времена кризисов резко падает), динамики вкусов и предпочтений потребителей (в частности, модных тенденций). В данном случае стратегия должна учитывать необходимость компенсации возможных последствий реализации риска. С этой целью, как правило, повышаются цены на товары, проводится интенсивная реклама и т. д.

Инновационная деятельность обладает наибольшей непредсказуемостью. Поэтому при разработке инновационной стратегии, как правило, учитываются все возможные способы снижения риска, включая использование услуг внешних сторон (страховых компаний, гарантов и пр.).

На основе стратегии формулируется политика компании в сфере управления риском и формируется соответствующая организационная структура. Политика должна содержать цель, задачи и принципы в сфере управления риском. В ней необходимо сформулировать отношение руководства компании в риску и дать четкие рекомендации для всех управленческих структур по данным вопросам, чтобы обеспечить их согласованное взаимодействие.

Политику в сфере управления риском, включая стратегию, желательно оформить в виде единого документа. Его наличие (при условии качественной разработки) повысит привлекательность компании среди инвесторов и кредиторов.

Реализация политики требует создания необходимой организационной структуры, которая должна быть интегрирована в общую структуру управления.

Для небольших фирм вряд ли целесообразно создание специальных подразделений. Наиболее оптимальным вариантом будет наделение соответствующими функциями, полномочиями и ответственностью в сфере риск-менеджмента работников обычных подразделений.

В крупных компаниях может быть эффективным создание отдельного структурного подразделения по управлению риском наряду с другими функциональными подразделениями (финансовый, производственный, отделы, отдел маркетинга и пр.).

Функции риск-менеджеров будут в себя включать:

‑ разработку политики компании в сфере управления рисками и ее дальнейшее согласование с руководством;

‑ координирование действий по управлению риском остальных подразделений;

‑ разработку методик оценки риска, учет, анализ и мониторинг рисков в процессе деятельности;

‑ обоснование методов управления рисками;

‑ планирование мероприятий и разработку процедур управления рисками, включая составление планового бюджета деятельности по управлению рисками;

‑ оценку эффективности мероприятий по управлению рисками.

Наличие специального отдела по управлению рисками не означает, что остальные подразделения освобождаются от подобных функций. Все работники сферы управления в соответствии с их полномочиями и обязанностями должны осуществлять контроль рисков и принимать меры к их снижению.

Процесс управления риском

Система управления рисками на предприятии должна предусматривать эффективную организацию самого процесса управления. Для этого важно отработать последовательную совокупность процедур, направленных на прогнозирование, выявление и снижение неопределенности, закрепить каждую процедуру за конкретным исполнителем, функциональным подразделением.

Несмотря на то, что система управления рисками может различаться для разных компаний в зависимости от их размера, условий и сферы деятельности, последовательность процедур и действий в процессе управления формируется на единой логике, с учетом которой

Рассмотрим основные его этапы.

1. Комплектация. На этом этапе компания оценивает возможность возникновения всей совокупности рисков независимо от того, сможет ли она оказывать влияние на них в случае реализации, или нет.

2. Идентификация. На этом этапе систематизируются все возможные риски, согласно их классификации (компания может разработать свою систему классификации, которая наилучшим образом отвечает особенностям ее деятельности), дается качественная характеристика рисков, проводится их предварительный анализ.

3. Проверка. На этом этапе компания анализирует возможные последствия реализации рисков и решает вопросы о целесообразности дальнейшей деятельности в выбранном направлении с учетом наличия предварительной информации об уже идентифицированных рисках. Если компания отказывается от продолжения работы в указанной сфере, анализ рисков нового направления должен начинаться с первого этапа.

4. Качественный и количественный анализ. Если принимается положительное решение о дальнейшей деятельности, на следующем этапе проводится полный анализ всех рисков с расчетом их уровня и степени влияния на деятельность компании.

Итогом четвертого этапа должна стать интегральная оценка риска и анализ его влияния на финансовые результаты деятельности предприятия.

5. Снижение степени риска. На этом этапе решаются проблемы возможного снижения предварительного уровня риска, разрабатывается система мер предупреждения рисков. Устанавливаются допустимые уровни риска по отдельным направлениям деятельности и финансовым операциям.

6. Планирование реагирования. На этом этапе компания планирует свои действия (разрабатывает стратегию поведения) на случай реализации принятых рисков.

7. Контроль. После того, как компания приняла риск, проанализировала его и спланировала свои действия, она должна контролировать оперативную обстановку (как внутреннюю, так и внешнюю) для того, чтобы при реализации риска либо на этапе появления условий к его реализации отреагировать на него по заранее разработанному плану. На стадии контроля важно понимать, что чем раньше будут выявлены предпосылки реализации риска, тем меньше вероятность возможных потерь. Поэтому процесс контроля должен начинаться с этапа разработки стратегии деятельности компании.

8. Реагирование. Этот этап не всегда присутствует в процессе управления рисками и появляется только в случае реализации рисков. На протяжении данного этапа компания строит свою деятельность (поведение) по заранее намеченному плану.

9. Перспективный анализ. Имеет своей основной целью анализ прошлого опыта по управлению рисками с целью его учета в своей дальнейшей деятельности, предполагает оценку эффективности мероприятий по управлению риском, а также определение влияния реализованных рисков на результаты деятельности компании.

 

Методы локализации риска

Локализация риска предполагает выявление подразделений, стадий, сфер деятельности, в которых происходит его концентрация, и ограничение уровня опасности.

Локализация риска путем создания венчурных предприятий или специальных венчурных подразделений внутри корпорации. Риску подвергается не все предприятие, а венчурная структура, в пределах которой можно с более высокой эффективностью разрабатывать и осуществлять мероприятия по снижению опасности.

Локализация риска путем наложения ограничений на определенные параметры деятельности на этапах и участках с высокой неопределенностью широко применяется в управлении предприятиями и организациями и реализуется в виде системы нормативов, среди которых можно выделить следующие:

– нормирование запасов сырья и материалов (позволяет ограничить риск остановки производственного процесса в случае перебоев с поставками и прочими трудностями в снабжении);

– нормирование воздействия на окружающую среду (призвано ограничить уровень экологического риска);

– нормирование финансовых параметров деятельности (система финансовых нормативов, таких как степень ликвидности, платежеспособности, финансовой независимости и пр., позволяет обеспечить удовлетворительный уровень финансовой устойчивости предприятия и, таким образом, предотвратить банкротство) и др.

Способы компенсации риска

Компенсация представляет собой комплекс мероприятий, направленных на предупреждение риска и создание условий, в которых минимизируются последствия его реализации.

К методам компенсации можно отнести:

-стратегическое планирование;

-прогнозирование экономической конъюнктуры;

-мониторинг социально-экономической и нормативно-правовой среды;

-активный целенаправленный маркетинг;

-создание системы резервов;

-самострахование и пр.

Иными словами компенсация риска предусматривает осуществление регулярной деятельности по обеспечению эффективной работы предприятия.

Поэтому в широком смысле деятельность по управлению предприятием, организацией и является компенсацией риска, и любое решение менеджера содержит в себе элемент, связанный с оптимизацией его уровня.

В качестве распространенного инструмента компенсации используется

-привлечение сторонней помощи для управления рисками.

В системе платежей могут использоваться отдельные инструменты:

-аккредитив как средство компенсации риска. Это платежная операция, которая часто применяется в сфере международной торговли и защищает от риска неплатежа за непоставленный товар, с одной стороны, и риска неоплаты за поставленный товар ‑ с другой.

Типичным инструментом компенсации риска является

-заключение долгосрочных соглашений с поставщиками и потребителями,

-создание интегрированных структур, которые объединяют предприятия и организации, связанные производственными, финансовыми и иными отношениями.

Инструментом компенсации риска также является

-объединение нескольких предприятий с целью укрупнения капитала.

На рис. 9 представлена сравнительная шкала, которая позволяет оценить уровень финансовой надежности крупных и малых предприятий. Как видно, субъекты экономики, обладающие относительно более высокой величиной капитала (Кк), значительно легче переносят потери вследствие реализации риска, чем фирмы (предприниматели) с небольшим капиталом (Км). На рис. 3 показано, что для крупного предприятия (слева) ущерб в размере У будет вполне допустимым, тогда как для малого предприятия (справа) – это критическая величина.

 

 

В период ухудшения макроэкономической обстановки и наступления затяжных экономических кризисов больше всего, как правило, страдают мелкие производители.

Виды и функции страхования

Выделяют три основных направления страхования:

1) страхование имущества (строений, грузов, транспортных средств, личного имущества, доходов и т. д.);

2) личное страхование (медицинское, накопительное, страхование жизни, от несчастного случая и т. д.);

3) страхование ответственности (гражданской ответственности владельцев автотранспорта, ответственности экологически опасных предприятий и т. д.).

Кроме того, по степени регламентации страхование может быть добровольным и обязательным.

Рассмотрим наиболее важные функции страхования: Рисковая (защитная ) функция страхования является первостепенной. Она проявляется в перераспределении денежной стоимости между участниками страхования при наступлении страховых событий. Выплата обусловленной нормативным актом (в случае обязательного страхования) либо договором страхования денежной компенсации позволяет полностью или частично возместить потери. Предупредительная функция страхования предполагает своевременное заключение договора страхования и перечисление страховых взносов с целью обеспечения заблаговременной финансовой защиты на случай реализации риска. Предупредительные меры могут быть самыми разнообразными, в том числе:‑ применение системы страховых льгот, направленных на стимулирование образцовой охраны собственности от различных страховых случаев;применение системы страховых санкций (не возмещение убытков, происшедших по вине страхователя и др.), в том числе для предотвращения умышленной порчи имущества с целью получения страховки;‑ проведение за счет части средств страхового фонда различного рода организационно-технических мероприятий, направленных на снижение риска. В частности, в качестве превентивных мероприятий могут проводиться строительство, обустройство дорог, переоснащение пожарных, санитарно-эпидемиологических, ветеринарных служб и т. п.;‑ разъяснительная и пропагандистская деятельность;‑ технические страховые мероприятия (выработка условий страхования, классификация причин ущерба и т. п.) и другие мероприятия. Сберегательная функция призвана обеспечить с помощью страхования накопление фондов, необходимых для выполнения страховой организацией своих задач. Договоры по накопительным видам страхования заключаются на длительный срок, а страховые взносы уплачиваются не единовременно, а периодически в течение всего срока страхования и аккумулируются (накапливаются) у страховой организации. Эти средства инвестируются в прибыльные мероприятия, что позволяет обеспечить не только страховую защиту, но и накопление страховых сумм с их последующим возвратом страхователям.

Контрольная функция страхования заключается в контроле за строго целевым формированием и использованием средств страхового фонда.В целом институт страхования незаменим для обеспечения стабильной работы экономики и защиты экономических интересов юридических и физических лиц. Та важная роль, которую страхование выполняет в современных условиях, проявляется в:‑ обеспечении непрерывности и сбалансированности экономического развития;

‑ своевременном возмещении ущерба и потери в доходах;‑ предоставлении временно свободных средств страхового фонда для участия в инвестиционной деятельности;

 

58. Основные понятия и термины страхования

Страховщик ‑ это юридическое лицо той или иной организационно-правовой формы, которое создано для осуществления страховой деятельности, отвечает за создание и расходование страхового фонда и имеет полученную в установленном порядке лицензию. В роли страховщика, как правило, выступает страховая компания.

Страхователь ‑ это юридическое или дееспособное физическое лицо, которое в целях защиты своих (других лиц) имущественных интересов вступает в страховые отношения со страховщиком.

Договор страхования – соглашение между страхователем и страховщиком, заключенное в письменной форме согласно которому, страховщик, с одной стороны, обязан произвести при наступлении страхового случая выплату страхователю (застрахованному лицу), а страхователь, с другой стороны, обязан уплатить при заключении договора страхования или в установленные им сроки страховую премию (взносы). Страховой случай ‑ происшедшее событие и/или его последствия (положительные или отрицательные), предусмотренные договором страхования или законом, с наступлением которых возникает обязанность страховщика произвести страховую выплату страхователю (третьему лицу). Одно страховое событие может повлечь за собой несколько Страховая сумма ‑ это установленная соглашением сторон договора страхования, законом, иным правовым актом сумма, которая выражает денежную оценку размера страховой зашиты имущественных интересов страхователя (застрахованного лица) и обязательств страховщика. Страховая сумма применяется для определения размеров страховой премии и страховых выплат при наступлении страховых случаев. Страховая ответственность (обязательство) страховщика ‑ это обязанность страховщика выплачивать страховое возмещение или страховое обеспечение при наступлении страховых случаев в пределах страховой суммы, если договором, законом не предусмотрено иное. Срок страхования ‑ календарный срок действия договора страхования (страхового полиса, свидетельства). Страховой тариф (брутто-ставка) ‑ это плата страхователя за услугу страховщика по договору страхования в рублях с единицы страховой суммы или объекта страхования либо в процентах от общей величины страховой суммы. Страховая премия (страховой взнос) ‑ это сумма, уплачиваемая страхователем страховщику исходя из страхового тарифа и страховой суммы согласно закону или договору страхования. Рассчитывается страховая премия путем умножения страхового тарифа на страховую сумму (либо на количество объектов страхования). Страховое покрытие и его виды Страховое покрытие страховой стоимости имущества (предпринимательского риска) ‑ это отношение принятого в договоре страхования (законе) размера страховой ответственности страховщика по страховой защите имущества (предпринимательского риска) к их действительной стоимости. Выделяют 3 системы страхового покрытия:1) пропорциональное страховое покрытие, т.е. покрывается не весь принесенный ущерб, а только его доля, рассчитанная как отношение страховой суммы к стоимости имущества. 2) покрытие в пределах величины страховой суммы. В данном случае компенсируется весь ущерб, нанесенный в результате реализации страхового случая, если его денежная оценка не превышает страховую сумму, сверх которой потери не возмещаются. 3) предельное страховое покрытие, т.е. оговаривается предельный процент от стоимости имущества (предпринимательского риска), свыше которого ущерб не покрывается.

Инновации – определяющий фактор социально-экономического развития страны

Экономическое развитие общества находится в зависимости от развития научно-технического прогресса (латин. – движение вперед). Экономический рост базируется на сочетании экстенсивных и интенсивных факторов. В современную эпоху возможности роста выпуска товаров и услуг за счет экстенсивных факторов ограничены. Дефицит природных ресурсов не позволяет идти по пути экстенсивного развития. Естественной альтернативой остается интенсивный путь развития на базе инновационных технологий. История развития экономических способов производства в соответствии с воззрениями ученых-экономистов насчитывает пять технологических укладов.

Первый технологический уклад относят к 80-м годам XVIII в. Его связывают с использованием для производственных целей природных (естественных) источников энергии: ветряные и водяные колеса, изобретение ткацкого станка.

Второй технологический уклад (1840-1890 гг.). Применение парового двигателя, механизация на его основе производственных процессов и транспорта.

Третий технологический уклад охватывает 1890-1940 гг. Становление электроэнергетики, развитие электропривода рабочих машин и оборудования, распространение двигателей внутреннего сгорания, успехи в химии.

Четвертый технологический уклад приходится на 1940-1980 гг. и связан с развитием атомной энергетики, появлением пластмасс, освоением космоса, развитием полупроводниковой электроники, ЭВМ.

Пятый технологический уклад начался в середине 80- годов XX столетия. Его развитие базируется на основе информационных технологий, биотехнологии, микроэлектроники, генной инженерии, использовании нетрадиционных видов энергии.

Сегодня во всем мире экономический рост предприятий определяется той долей продукции и оборудования, которая содержит прогрессивные знания и современные решения.

В экономической литературе этот процесс характеризуется как переход от индустриальной и постиндустриальной экономики XIX и XX вв. к инновационной экономике, которая будет доминировать в XXI веке.

Инновационном типе экономики совершенствование продукции обеспечивается за счет применения новых знаний к имеющимся.

Доминантой в становлении модели экономического роста в XXI в. становятся технологические, научные и научно-технические, социально-организационные, управленческие новшества, воплощенные в новых научных знаниях, изобретениях, техно­логиях, продуктах и услугах. То есть, инновации становятся важнейшим фактором экономического развития и общественного прогресса в целом.

Инновационный период предопределил появление концепции устойчивого развития.

Изменяются основные конкурентные преимущества выживания и развития, усиливается роль нематериальных активов, расширяется инвестирование в интеллектуальный капитал, идет состязание не столько за обладание капитальными ресурсами и материальными ценностями, сколько за способность к разработке и внедрению инноваций.

Наиболее важные приоритеты в сфере НИОКР связывают сейчас с про­ектами, которые нацелены на кропотливую, будничную, долговремен­ную работу по укреплению и развитию всех звеньев инновационных систем: в экономике, здравоохранении, информатике, охране окружа­ющей среды, экологии, образовании и др.

Инновации следует рассматривать в качестве важнейшего фактора обеспечения конкурентоспособности белорусской экономики и ее устойчивого роста. Это на государственном уровне.

На отраслевом уровне инновации – основной фактор наращивания объемов производства и реализации продукции, улучшения качественных показателей и эксплуатационных характеристик, снижения издержек производства, повышения рентабельности организаций.

 

 


6. Государственное регулирование инновационной деятельности. Методы и функции регулирования

Государственная инновационная политика это комплекс методов и форм воздействия государства, направленных на инициирование и повышение экономической и социальной эффективности инновационных процессов, внедрение современных технологий в целях производства новых видов продукции и расширения услуг, обеспечения конкурентоспособности отечественных организаций как на внешнем, так и внутреннем рынках. Инновационная политика имеет временной и пространственный аспекты. По временному аспекту инновационная политика подразделяется на текущую и на долговременную политику. Текущая политика заключается в оперативном регулировании инновационной деятельности. Долговременная инновационная политика направляется на решение задач, требующих больших затрат времени, рабочей силы и капитала. В зависимости от уровня конкурентоспособности продукции отрасли можно разделить на три группы: имеющие мировую конкурентоспособность; потенциально конкурентоспособные на мировом рынке; неконкурентоспособные на мировом рынке. Первая группа отраслей обладают большим конкурентоспособным потенциалом и давно работают на мировом рынке. Это отрасли топливно-энергетического комплекса, химическая промышленность, автомобиле- и тракторостроение. Отрасли второй группы. У них есть все возможности, чтобы выйти на мировой рынок и закрепиться на нем. К этим отраслям относятся сельхозмашиностроение, легкая промышленность, деревообработка и др. Отрасли третьей группы выпускают продукцию, которая на мировом рынке не находит спроса. Это пищевая промышленность, часть предприятий легкой промышленности. Для выхода на мировой рынок им требуются большие затраты капитала, новая кадровая политика и т. п. Пространственный аспект включает политику государства в масштабах страны, областей, районов и организаций. Функции государства по регулированию инновационной деятельности

Определяющая функция:

-определение целей и задач инновационного развития государства;

-выбор приоритетных направлений инновационного развития государства;

-определение общих стратегических ориентиров инновационных процессов;

-разработка отраслевой и региональной политики инновационного развития;

Организующая функция:

-формирование государственной правовой базы инновационной деятельности, создание механизмов, обеспечивающих ее соблюдение;

-институциональное обеспечение инновационных процессов, распространение новых организационных структур (крупные корпорации, малый бизнес и др.).

-распространение организационных структур, наиболее эффективных с точки зрения продуцирования и внедрения инноваций (крупные корпорации, малый бизнес и др.).

-обеспечение деятельности информационных систем — одного из основных каналов распространения нововведений;

-формирование единого технологического пространства, обеспечивающего совмести­мость инноваций;

-государственная за­щита прав интеллектуальной и промышленной собственности;

-оказание инноваторам юридических, деловых, консультационных и других услуг;

-посредничество между инновационными субъектами, помощь в поиске партнеров, заключении сделок под государственные гарантии и т.п.

-координация и синхронизация инноваций по технологическим цепочкам и стадиям инновационного цикла.

-региональное регулирование инновационных процессов:

-регулирование международных аспектов инновационных процессов, международного трансфера инноваций.

Стимулирующая функция:

-поощрение инноваций;

-государственное инновационное инвестирование;

-стимулирование международной научно-технической и инновационной кооперации;

-формирование благоприятного инвестиционного климата для зарубежных и отечественных инвесторов;

-регулирование цен и создание преимуществ для продажи инновационной продукции;

-предоставление государственных кредитов покупателям инновационной продукции;

-частичное или полное государственное страхование инновационных рисков;

-введение государственных санкций за выпуск устаревшей продукции.

Содействующая функция:

-содействие субъектам инновационной деятельности в решении правовых вопросов, в сертификации, маркетинговых исследованиях, сбыте инновационной продукции, ремонте сложной техники, предоставлении информации по различным аспектам инновационного развития;

-протекция при взаимодействии отечественных субъектов с зарубежными конкурентами;

-содействие развитию системы страхования инновационных рисков;

-содействие в подготовке кадров для инновационной деятельности;

-содействие развитию международных связей в области инновационной деятельности.

-аккумулирование средств на научные исследования и инновации.

- регулирование социальной и экологической направленности инноваций.

-повышение общественного статуса инновационной деятельности

Анализирующая функция:

-мониторинг и анализ тенденций отечественного и мирового инновационного развития и развития отечественного и мирового рынка инновационной продукции

Кадровое обеспечение инноваций.

-подготовка кадров для инновационной деятельности;

-развитие творческого потенциала генераторов инноваций, восприимчивости спе­циалистов к инновациям;

-привитие постоянного стремления к самообразованию и поиску инновационных подходов в решении конкретных задач.

Контролирующая функция:

-контроль эффективности использования государственных инвестиций;

-контроль эффективности формирования и выполнения государственных инновационных заказов и программ, деятельности государственных инновационных фондов;

-контроль за экспортом инновационной продукции;-контроль работы субъектов инновационной деятельности;

-контроль качества инновационной продукции;-контроль цен и ценовых пропорций, в том числе на инновационную продукцию.

Различают методы прямого и косвенного регулирования инновационной деятельности.

Прямое регулирование это:

-бюджетное финансирование инновационной сферы;

-выбор приоритетов;

-заключение правительственных контрактов;

-формирование государственного заказа;

-субсидирование и предоставление гарантий частным банкам;

-выделение средств из госбюджета на финансирование НИОКР;

-финансирование академии наук, высших учебных заведений, информационных центров;

-поддержки целевых государственных фондов;

- система субсидий;

- система институциональных программ;

- система кооперативных внедренческих программ

Для реализации финансовых механизмов регулирования инновационной деятельности государство использует два основных вида методов: административно-ведомственные и программно-целевые. Административно-ведомственные методы имеют в основном децентрализованный характер: управление инновационной деятельностью, включая ее финансирование, осуществляется не единым государственным центром, а множеством ведомств. Программно-целевые методы (системы) – финансированию подлежат конкретные инновационные программы и проекты.

Различают следующие варианты программно-целевых систем:

- система субсидий;

- система институциональных программ;

- система кооперативных внедренческих программ.

Различают следующие виды субсидий:

- исследовательские субсидии;- вспомогательные субсидии;- внедренческие субсидии.

Вспомогательные субсидии:

-субсидии на научное оборудование

-субсидии на повышение квалификации специалистов

-субсидии на образование

-особые, институциональные исследовательские субсидии

Внедренческие субсидии выделяются для промышленного освоения и коммерческой реализации практически важных результатов. Более эффективной по сравнению с системой субсидий являются система институциональных программ. Институциональная программа по своей сути представляет особого рода учреждение, или институт (отсюда ее такое название). Она обладает собственным денежным фондом и организационно-управленческим аппаратом. Система кооперативных внедренческих программ

Данная система формируется на основе партнерств, создаваемых корпорациями для решения крупных и важных научно-производственных проблем.

Внедренческие центры:

-оказывают помощь малому бизнесу

-планируют процесс производства;

-оформляют заявки на участие в соответствующих государственных программах НИОКР;

-используют технические новшества;

- создают так называемые инкубаторы наукоемких производств

Косвенные методы регулирования инновационной деятельности;

-создание общего благоприятного инновационного климата;
-поощрение инновационной деятельности;

-формирование высокого социального статуса и престижа образования и науки;

-меры кредитно-финансовой и внешнеэкономической политики;

-создание условий для инвестирования в науку средств предприятиями, банками, международными организациями и частными лицами.

-введение налоговых и таможенных льгот для стимулирования и поддержки научной деятельности;

-создание условий для участия белорусских ученых в международных проектах, для работы в общественных научных объединениях.

Основные аспекты региональной политики – социальный и экономический.

Социальные проблемы, требующие решения при проведении региональной инновационной политики:

-высокий уровень безработицы;

-рост преступности;

-низкие доходы населения.

Экономические проблемы:

-достижение сбалансированного экономического развития регионов;

-эффективное размещение и использование материальных, трудовых и других ресурсов;

-стимулирование экономического роста слаборазвитых районов;

-решение экологических проблем;

-регулирование национальных и политических вопросов.

Средства государственного регулирования регионального развития:

-размещение новых или перемещение существующих государственных предприятий в проблемные регионы;

-приватизация -государственные субсидии

-регионально ориентированные инвестиции

-государственные субсидии и кредиты частным фирмам для стимулирования деловой активности в проблемных регионах;

-государственные заказы на продукцию и услуги частных фирм;

-налоговая политика

-регионально дифференцированные программы занятости населения, профессиональной подготовки, жилищного строительства, охраны окружающей среды и т.д.

-разрешения, запреты, лицензии, сертификаты и другие средства контроля строительства производственных и административных объектов

-принудительные правительственные контракты на поставки в проблемные регионы;

-правовые нормы в сферах землепользования, охраны окружающей среды и т.д.;

-обеспечение активизации инновационных процессов;

-создание и развитие высокотехнологичных производств

7. Национальная инновационная система Беларуси. Республиканский, местный и отраслевой уровни управления инновационной деятельностью

Создание национальной инновационной системы Республики Беларусь и управление инно



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 402; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.27.202 (0.157 с.)