Методы передачи риска. Хеджирование как способ передачи риска 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы передачи риска. Хеджирование как способ передачи риска



Передача риска представляет собой его перенос на партнера по деятельности или на третье лицо.

Наиболее простым способом передачи риска является включение соответствующих пунктов в контракты. Таким образом, юридически закрепляется ответственность за возможные потери (простои, невыполнение плана по срокам, неудовлетворительное качество и т.д.) со стороны каждого участника сделки или проекта, а также условия перехода ответственности от одного участника к другому.

В сфере кредитования широкое распространение получили такие средства передачи риска как поручительство и гарантия.

Важную роль в системе передачи рисков играют специализированные организации, деятельность которых направлена на принятие рисков сторонних компаний и профессиональное управление ими. К таким можно отнести факторинговые компании.

Факторинг представляет собой финансовую операцию, которая заключается в уступке предприятием-продавцом права получения денежных средств по платежным документам за поставленную продукцию в пользу банка (факторинговой компании). Он в свою очередь принимает на себя все кредитные риски по инкассации долга. Иными словами, факторинговая компания (или банк) покупает у предприятия долги за поставленную продукцию (дебиторскую задолженность). За осуществление такой операции с предприятия-продавца взимается комиссионная плата в процентах к сумме платежа.

Во внешнеэкономической деятельности часто используется такой инструмент передачи риска, как форфейтирование.

Его суть заключается в том, что экспортер при заключении контракта на продажу товара пользуется кредитом банка-форфейтера для немедленного получения средств, а обязательства импортера по оплате товара передаются банку. Таким образом, экспортер страхуется от риска неплатежа со стороны импортера, за что уплачивает форфейтеру премию. Причем нередко стоимость форфейтинга выше стоимости других форм кредита.

Наиболее распространенным методом передачи риска является страхование, которое будет подробно рассмотрено позже в рамках отдельной темы. Кроме того, существует множество других способов передачи риска, одним из них является хеджирование.

Хеджирование как способ передачи риска

Хеджирование (от английского слова hedge – ограда, ограждать) является способом передачи риска изменения цены товара, курса валюты, процентной ставки, путем заключения срочных контрактов.

Рассмотрим основные из них:

Форвардные сделки (были первоосновой хеджирования) (от английского слова forward – вперед). Их особенностью является существование временного интервала между моментом заключения и исполнения контракта. Заинтересованная сторона страхует себя от возможного изменения рыночной цены (валютного курса), за что уплачивает определенную премию другой стороне.

Фьючерсная сделка, т.е. контракт на продажу товара (актива) по определенной цене в определенный срок предлагается на бирже и может быть куплен любым участником, а также перекуплен несколько раз до момента его исполнения.

Дальнейший поиск методов защиты от рисков привел к появлению такой формы хеджирования как опционы (от английского слова option – выбор).

Опцион‑ это соглашение, которое при условии уплаты определенной комиссии (премии) предоставляет одной из сторон в сделке право (но не обязанность) либо купить, либо продать определенное количество товара (валюты и пр.) по цене, установленной в момент заключения сделки до истечения срока контракта.

 

Методы распределения риска. Оценка эффективности диверсификации

Распределение риска означает его разделение между участниками деятельности, а также диверсификацию самой деятельности.

На практике получили широкое распространение:

-различные формы объединений, совместного производства и т.д. Это позволяет разделить ответственность с партнерами, переложить на них часть риска. Кроме того, появляется возможность объединения усилий, направленных на повышение безопасности деятельности. В подобных случаях формируются акционерные общества, финансово-промышленные группы и т.п.

Особо стоит отметить такой вид объединения как

-совместное предприятие, когда два субъекта из разных стран организуют единое производство. Это позволяет каждому из участников разделить риски своих стран и лучше управлять ими.

Диверсификация – один из наиболее старых и самых известных способов снижения риска. В широком смысле под ней понимается расширение сферы деятельности, в том числе увеличение рынков сбыта, ассортимента выпускаемой продукции, источников снабжения, направлений инвестирования и т.д.

На рис. 8 представлена графическая интерпретация эффекта диверсификации. Как можно увидеть, отдельные направления деятельности, динамика показателей которых представлена тонкими линиями, имеют достаточно большие колебания своих результатов во времени, что обуславливает наличие высокой неопределенности.

 

Рис. 8. Оценка эффекта диверсификации.

По уровню реализации различают внутрифирменную, межфирменную, отраслевую, межотраслевую, межгосударственную диверсификацию.

По сфере деятельности выделяют диверсификацию: -производства; -рынков сбыта; -источников снабжения; -инвестиций; -портфеля ценных бумаг; -корзины валют; -портфеля кредитов и займов и пр.

Производственная диверсификация, подразумевающая увеличение ассортимента выпускаемой продукции, может различаться по степени однородности.

Однородная диверсификация означает, что предприятие начинает производить продукты (или оказывать услуги), аналогичные тем, которые уже производятся на данном предприятии (отличаться продукция может параметрами).

Относительно однородная диверсификация предполагает выпуск новой продукции, производство которой сходно по технико-технологическим признакам с той, которая уже выпускалась (разные виды станков).Условно разнородная диверсификация – технологические процессы новой и старой продукции отличаются, однако сохраняется сходство по определенным признакам: сфера потребления продукта, взаимодополняемость изделий (например, предприятие, занятое производством станков начинает производить инструмент для его обслуживания).Разнородная диверсификация полностью отсутствуют какие-либо связи между базовым и вновь выпускаемым продуктом. Оценка эффективности диверсификации К преимуществам диверсификации относится:

– экономия на масштабах деятельности, расширение номенклатуры и ассортимента продукции, работ, услуг; – вовлечение в оборот не занятых ресурсов; – снижение степени риска, повышение финансовой стабильности и общей устойчивости деятельности; – приобретение новых знаний, навыков, универсальной квалификации; – снижение цен на товары и выравнивание нормы прибыли; – снижение уровня безработицы и пр.

Издержки диверсификации: – потери времени на поиск лучших вариантов; – необходимость переподготовки и обучения специалистов; –потери, связанные с изменением структуры производства и управления; – появление новых видов рисков; – вероятность возникновения структурной безработицы, социальной напряженности; – изменение стиля работы, психологическая напряженность.

 

Способы компенсации риска

Компенсация представляет собой комплекс мероприятий, направленных на предупреждение риска и создание условий, в которых минимизируются последствия его реализации.

К методам компенсации можно отнести:

-стратегическое планирование;

-прогнозирование экономической конъюнктуры;

-мониторинг социально-экономической и нормативно-правовой среды;

-активный целенаправленный маркетинг;

-создание системы резервов;

-самострахование и пр.

Иными словами компенсация риска предусматривает осуществление регулярной деятельности по обеспечению эффективной работы предприятия.

Поэтому в широком смысле деятельность по управлению предприятием, организацией и является компенсацией риска, и любое решение менеджера содержит в себе элемент, связанный с оптимизацией его уровня.

В качестве распространенного инструмента компенсации используется

-привлечение сторонней помощи для управления рисками.

В системе платежей могут использоваться отдельные инструменты:

-аккредитив как средство компенсации риска. Это платежная операция, которая часто применяется в сфере международной торговли и защищает от риска неплатежа за непоставленный товар, с одной стороны, и риска неоплаты за поставленный товар ‑ с другой.

Типичным инструментом компенсации риска является

-заключение долгосрочных соглашений с поставщиками и потребителями,

-создание интегрированных структур, которые объединяют предприятия и организации, связанные производственными, финансовыми и иными отношениями.

Инструментом компенсации риска также является

-объединение нескольких предприятий с целью укрупнения капитала.

На рис. 9 представлена сравнительная шкала, которая позволяет оценить уровень финансовой надежности крупных и малых предприятий. Как видно, субъекты экономики, обладающие относительно более высокой величиной капитала (Кк), значительно легче переносят потери вследствие реализации риска, чем фирмы (предприниматели) с небольшим капиталом (Км). На рис. 3 показано, что для крупного предприятия (слева) ущерб в размере У будет вполне допустимым, тогда как для малого предприятия (справа) – это критическая величина.

 

 

В период ухудшения макроэкономической обстановки и наступления затяжных экономических кризисов больше всего, как правило, страдают мелкие производители.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 979; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.85.58 (0.019 с.)