Политические и административно-законодательные риски 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политические и административно-законодательные риски



Политический риск представляет собой вероятность негативного влияния на деятельность субъектов экономики со стороны государства посредством проводимого им политического курса развития страны.

Политические риски являются системными рисками.

Источниками политических рисков могут стать такие события как:

‑ военные действия, локальные военные конфликты;

‑ осуществление революций, переворотов и т.п.;

‑обострение внутриполитической ситуации в стране вследствие проведения глобальных политических мероприятий, таких как референдумы, выборы;

‑ изменения в политическом курсе, проводимом государством (например, национализация, конфискация имущества, принадлежащего иностранным фирмам, отказ нового правительства выполнять обязательства старого и т.д.);

‑ изменения геополитической ситуации в регионе и т. п.

Оценка политического риска, как правило, проводится экспертными методами. Следствием реализации конкретных политических решений внутри государства является возникновение административно-законодательных рисков, которые представляют собой вероятность неблагоприятного воздействия на субъекты экономики в результате административных и законодательных изменений.

Источниками данной группы рисков могут быть:1) введение отсрочки или моратория на разные виды платежей, включая и внешние платежи. Ограничения могут касаться сроков платежей, видов расчетов (например, запрет бартерных операций), временной остановки перевода денежных средств в ту или иную страну;2) изменения в налоговом законодательстве. Неблагоприятно на деятельности предприятий могут сказаться увеличение существующих налоговых ставок, расширение налогооблагаемой базы и введение новых платежей, изменение порядка расчета и взимания налогов;3) ограничения в конвертации национальной валюты (обмене ее на иностранную). Эти ограничения могут выражаться в жесткой фиксации курса обмена валют, что приводит к дисбалансу с рыночной конъюнктурой, ограничению возможностей выгодного обмена валют, росту теневых валютных операций. 4) проблемы, связанные с ограничением прав собственности по создаваемым фирмой продуктам. Данная группа рисков обусловлена уровнем развития законодательства в отношении интеллектуальной собственности и авторских прав и практикой его применения. Сюда же относятся риски производственного шпионажа, незаконной имитации оригинального продукта и т. п.;5) возможные конфликты фирмы с законодательством, обусловленные спецификой ее деятельности. Конфликты могут стать результатом того, что производство нарушает требования природоохранного законодательства, вновь разработанный продукт не соответствует государственным стандартам в определенной сфере и т. п.

 

41. Социальные риски

Социальные риски выражаются в возможности реализации неблагоприятных событий по причинам:

‑ конфликта компании с общественностью, отдельными социальными группами;

‑ нежелательного поведения работников компании, бизнес-партнеров и т. д.

Риски, связанные с сотрудниками предприятий могут быть обусловлены их заболеваемостью или смертью кого-либо из персонала фирмы (особенно если работник выполняет одну из ключевых функций в компании). Кроме того, причиной потерь может стать небрежность, нечестность, безответственность работников.

Значительное воздействие на предприятие может оказать риск, связанный с ненадежностью, некомпетентностью и недобросовестностью партнеров (поставщиков, покупателей, посредников, консультантов). Предотвращение возможных потерь в данном случае требует тщательного изучения репутации и состоятельности потенциальных контрагентов.

Как особый вид проявления социальных рисков можно рассматривать демографический риск, который проявляется через влияние демографической структуры населения на деятельность рыночных субъектов. В частности, если предприятие ориентировано на выпуск товаров для детей и молодежи, для него существует риск падения спроса в условиях снижения рождаемости и старения населения.

 

 

43. Производственно-технические риски

 

Производственно-технические риски представляют собой вероятность незапланированных потерь, связанных со сбоями технологического процесса, нарушениями в ходе испытания, внедрения, модернизации, эксплуатации оборудования.

В данном случае выделяют два фактора рисков: объективные и субъективные.

Объективные связаны с проблемами, которые возникают в организационной сфере: проблемы с финансированием исследований, превышение сметы затрат в ходе исследования, недостаточно новое опытное оборудование и т.д.

Могут возникнуть следующие ситуации:

‑ в ходе исследований получены отрицательные результаты, либо параметры технических разработок не достигли ожидаемых результатов;

‑ технические и технологические возможности производства (включая уровень подготовки и переподготовки кадров) недостаточны для освоения полученных разработок, поскольку это требует повышения уровня производства;

‑ характеристики разработок опережают финансовые и технические возможности прогнозируемых потребителей новых продуктов;

‑ при использовании новых разработок могут возникать непредвиденные побочные или отсроченные по времени проблемы (например, проблемы взаимодействия с окружающей средой и человеком).

Отдельной группой производственно-технических рисков является возможность потерь в ходе эксплуатации оборудования. Это может быть вызвано самыми разными причинами:

‑ простои оборудования, в связи с неэффективной организацией производственного процесса, несоблюдением сроков поставки сырья, запчастей, несвоевременным проведением обслуживания;

‑ сбои, выбор неоптимального технологического режима из-за использования некондиционного сырья, недостаточной квалификации или уровня ответственности персонала;

‑ поломки оборудования, технические неполадки, аварии, пожары и пр., обусловленные различными факторами, из которых в нашей республике основным является уровень износа оборудования.

На рис. 3 представлена зависимость между износом и степенью технического риска. При достижении критической степени износа оборудования, зданий и сооружений (60 ‑70 %), начинает резко увеличиваться вероятность поломок, аварий.

 

 

Рис. 3. Зависимость уровня риска от степени износа

 

 

Одним из наиболее существенных факторов риска является длительность производственного цикла. Чем он больше, тем выше вероятность реализации различных непредвиденных обстоятельств, которые могут отрицательно сказаться на деятельности.

В качестве разновидности производственных рисков можно рассматривать транспортные риски, поскольку доставка и перемещение материалов и продукции является частью производственного процесса, а для транспортных компаний – его основой.

Транспортные риски обусловлены вероятностью потерь в процессе перевозки грузов.

 

44. Снабженческие риски

 

Возникновение снабженческих рисков обусловлено возможностью потерь по причине несоблюдения сроков и объемов поставок, изменения цен на материалы, нежелательным поведением поставщиков и др. Рассмотрим основные источники снабженческих рисков:

а) Риск ненахождения поставщиков необходимых ресурсов (особенно когда ресурсы являются редкими). Данный риск увеличивается, если производство связано с разработкой нестандартных, уникальных изделий. Еще больше он увеличивается, если приходится обращаться к зарубежным поставщикам.

б) Риск ненахождения поставщиков по запланированным ранее ценам.

Может быть вызван следующими причинами:

Во-первых, в том случае, если фирма работает в условиях повышенной инфляции.

Во-вторых, если происходит непредусмотренный ранее рост цены на используемые материалы в связи определенными политическими событиями, стихийными бедствиям (например, удорожание пшеницы вследствие ее неурожая и т.п.).

В-третьих, если фирма ориентируется на среднерыночные цены без предварительного обсуждения вопросов закупок с конкретными поставщиками.

в) Риск задержки поставок или отказа запланированных ранее поставщиков от заключения контрактов на поставку. Он может возникнуть даже в том случае, если велись предварительные переговоры и была достигнута договоренность (например, подписано намерение о сотрудничестве).

г) Риск заключения контрактов на неоптимальные объемы текущего снабжения производства. Его суть состоит в том, что фирма может заключить длительные контракты на поставку сырья, материалов, полуфабрикатов. А их количество окажется больше или меньше, чем потребуется для изготовления продукции, которая может быть реализована на рынке.

В этом случае могут реализоваться два противоположных вида риска.

 

45. Риски маркетинговой деятельности

 

Риски маркетинговой деятельности связаны с вероятностью возникновения потерь во время сбыта продукции, оказания услуг, а также в процессе взаимодействия с контрагентами и партнерами с целью организации продаж.

Среди них:

6.1. Риски неправильной сегментации рынков сбыта.

Можно выделить следующие источники данной группы рисков:

1) недостаточная сегментация рынка. Новый продукт является слишком качественным, либо дорогим для одних потребителей и недостаточно качественным для других, слишком многофункциональным для одних потребителей и слишком узким для других.

2) продукт предназначен для реализации в таких сегментах рынка, где потребность в нем по сравнению с другими сегментами либо неострая, либо недостаточно осознанная;

3) реализация продукта на данном сегменте рынка требует дополнительных условий, которые компания не может выполнить на данный момент;

4) недостаточная покупательная способность потенциальных потребителей, чтобы сделать производство и реализацию продукции эффективными.

6.2. Риски ошибочного выбора стратегии продаж продукта

Связаны с вероятными потерями, если используется не самая оптимальная система взаимоотношения с клиентами, сбыта товара, его продвижения к потребителю.

Можно выделить следующие типы стратегических ошибок в организации продаж:

1) выбор неоптимальной системы реализации. В зависимости от типа рынка и товара могут использоваться система прямого сбыта (направлена на установление прямого контакта с покупателем), косвенного сбыта (использование посредников), интенсивного сбыта (объединяет прямой и косвенный сбыт). С целью минимизации рисков в данном случае следует исходить из анализа затрат на организацию продаж.

2) передача полномочий по сбыту своей продукции не оптимальному для данного товара и рынка типу посредников;

3) ошибки при предоставлении посреднику прав на использование своей товарной марки (возможны случаи нанесения ущерба имиджу компании);

4) неоправданное приобретение фирмой торговых знаков других известных компаний. Сумма, затраченная на приобретение нематериальных активов, может не принести ожидаемого эффекта увеличения продаж;

4) ошибки в организации собственной сбытовой службы;

5) ошибки в выборе ценовой стратегии на рынке и т. д.

 

6.3. Риск неправильной организации маркетинговых исследований

Источником реализации данной группы рисков может быть:

‑ проведение исследования о возможном спросе на некоторый продукт без предварительного ознакомления с ним потенциальных покупателей;

‑ неправильный выбор метода проведения исследования (телефонный опрос, анкетирование и т.д.). Потенциальные потребители ответили на ограниченный круг вопросов и не имели возможности высказать, свое мнение по некоторым важным, с их точки зрения, моментам;

‑ неправильный выбор объекта исследования. Например, фирма, которая планирует продавать свою продукцию непосредственно потребителю, выбрала своими респондентами менеджеров оптовых фирм, чье мнение может значительно отличаться от мнения покупателей;

‑ недостаточная репрезентативность исследования, т. е. не достаточно полный охват целевой группы потребителей при опросе;

‑ ошибки при подборе интервьюеров (опрашивающих) с точки зрения их квалификации, степени контактности и пр.;

‑ ошибки в ходе интерпретации результатов исследования и т. п.

 

6.4. Риск неэффективной рекламы

Источниками реализации рекламных рисков может стать:

1) неадекватный выбор вида рекламы, рекламной стратегии поведения фирмы на рынке;

2) недостаточная или избыточная реклама по интенсивности, частоте доведения ее в различных формах до объекта воздействия;

3) ошибки в сегментации рекламы, неточности при подготовке различных по содержанию рекламных акций для различных групп потенциальных покупателей;

4) ошибки в выборе формы рекламы (например, неэффективной будет форма рекламы посредством рассылки информация через электронную почту, если многие из потенциальных покупателей просто ее не имеют);

5) использование фирмой-производителем услуг недостаточно компетентных рекламных фирм (например, по причине желания сэкономить на рекламе) и т. д.

 

6.5. Риски непредвиденной конкуренции

Они могут проявляться в таких случаях, как:

‑ выход на рынок новых компаний-производителей аналогичной продукции (например, рост спроса на оконные стеклопакеты в связи с их высокими энергосберегающими свойствами в условиях удорожания энергии и реализации государственной программы по энергосбережению привел к резкому обострению конкуренции на данном рынке);

‑ создание новой фирмы аналогичного профиля группой лиц, которые работали в данной компании ранее и хорошо подготовлены к ведению такого рода бизнеса;

‑ появление у конкурентов новых технологий производства, которые позволяют изготовлять аналогичную продукцию лучшего качества и с меньшими затратами;

‑ появление на рынке продуктов-заменителей, которые используются покупателями вместо произведенной фирмой продукции (например, распространение компьютеров с возможностями воспроизведения видео и музыки привело к снижению реализации традиционной видео- и аудиотехники);

‑ замещение на рынке определенной потребности, которая удовлетворялась произведенной фирмой продукцией, другими потребностями, не связанными с использованием данной продукции (снижение спроса на периодические издания в связи с развитием интернета).

 

46. Финансовые риски

 

Финансовые риски представляют собой вероятность потерь финансовых ресурсов (денежных средств).

Их можно разделить на две группы:

-риски непосредственно финансовой сферы;

-прочие риски (производственные, маркетинговые и т.д.), выраженные в финансовых показателях, с учетом их влияния на конечные финансовые результаты деятельности.

Финансовый риск предприятия является интегральным выражением действия остальных рисков, и для окончательной оценки финансового риска и его влияния на результаты работы предприятия необходим анализ всех вероятных потерь в денежном выражении.

В целом величина финансового риска зависит от соотношения в общей сумме активов:

-доли основного и оборотного капитала;

-заемного и собственного капитала;

-уровня кредиторской и дебиторской задолженности и др. К основным финансовым рискам можно отнести:

1) валютные риски. Они связаны с колебаниями курса валют и ограничениями на операции с валютами. В первую очередь валютные риски касаются предприятий, которые работают на внешнем рынке. При этом, на деятельности импортеров отрицательно сказывается снижение курса национальной валюты, а на деятельности экспортеров – повышение;

2) инфляционные риски. Они выражаются в вероятности повышения цен и отрицательно влияют на деятельность предприятия, если цены на сырье растут быстрее цен на выпускаемую продукцию. Одновременно может увеличиться стоимость кредитных ресурсов, повыситься неопределенность в планировании, снизиться покупательская способность потенциальных потребителей и пр.;

3) дефляционные риски, которые связаны с потерями в результате возможного снижения общего уровня цен;

4) риски ликвидности. Они представляют собой вероятные финансовые потери в случае падения качества активов предприятия, ухудшения условий их реализации (снижение ликвидности может быть обусловлено как внешними, так и внутренними факторами);

5) риски неоптимального финансирования деятельности Данная группа рисков реализуется в случае:

-затруднения доступов к кредитам банков (например, в результате всеобщего финансового кризиса);

-чрезмерной зависимости от внешних источников финансирования;

-повышения процентной ставки по кредитам;

-нарушений графика финансирования из-за невыполнения обязательств, как со стороны кредиторов, так и со стороны дебиторов.

В практике финансовых отношений повышенный уровень риска компенсируется ростом процентной ставки. Поэтому для более рискованных с финансовой точки зрения проектов, видов деятельности, предприятий кредиты предоставляются под более высокий процент.

 

47. Инвестиционные риски

Инвестиционные риски непосредственно связаны с финансовыми и представляют собой возможность потерь в процессе осуществления инвестиционной деятельности. При этом в зависимости от характера потерь различают прямой риск и риск упущенной выгоды.

Риск упущенной выгоды это вероятность недополучения прибыли в результате неосуществления каких-либо инвестиционных мероприятий или выбора не самого оптимального варианта инвестиций.

Прямой риск в соответствии с видами инвестиционной деятельности разделяют на риск реальных инвестиций и риск финансовых инвестиций.

Риск реальных инвестиций обусловлен неопределенностью, которая сопровождает инвестиционную деятельность, включая возможность реализации всех перечисленных ранее видов рисков. Особенно высок уровень неопределенности для инновационных проектов, реализация которых не позволяет ориентироваться на предыдущий опыт. Поэтому осуществление инвестиционных проектов требует серьезных усилий для эффективной организации совместной работы нескольких участников и соисполнителей.

Риски финансовых инвестиций, как правило, выражаются риском снижения доходности, который включает в себя процентные и кредитные риски.

Процентные риски связаны с вероятностью потерь в случае повышения процента по привлеченным средствам по сравнению с процентом по выданным кредитам. Они в большей степени касаются финансовых учреждений, их источниками могут быть:

1) изменения учетных процентных ставок национального банка и рыночных процентных ставок;

2) изменения маржи (разницы процентных ставок) коммерческих банков по предоставляемым кредитам и депозитным счетам;

3) изменение в размерах обязательных для резервирования фондов коммерческих банков в национальном банке;

4) изменения доходности различных ценных бумаг, в которые размещены инвестиции и пр.

Кредитные риски обусловлены опасностью неуплаты заемщиком кредитору основного долга и процентов. Выделяют следующие разновидности кредитных рисков:

1) биржевые риски, т. е. вероятность потерь в результате проведения биржевых сделок (например, риск неплатежа по заключенной сделке, невыплаты комиссионного вознаграждения и т. п.);

2) селективные риски (риски выбора), т. е. вероятность неправильного выбора видов вложения каптала, видов ценных бумаг при формировании инвестиционного портфеля, выборе заемщика и т.д.

3) риск банкротства, т. е. опасность потери способности предпринимателем рассчитываться по взятым на себя обязательствам в связи с ошибками при выборе способов инвестиций.

 

Концепция приемлемого риска

В процессе формирования системы управления риском важно учитывать, что данная категория имеет объективное и субъективное содержание. Объективность риска обусловлена наличием неопределенности, и как было указано выше, любая деятельность не может быть абсолютно безопасной и предсказуемой, всегда существует вероятность потерь.

Чрезмерная неопределенность приводит к росту нестабильности, повышает вероятность потерь, банкротства, недостижения поставленных целей. С другой стороны, стремление минимизировать вероятные потери, приблизиться к условиям безрисковой деятельности также вряд ли оправдано.

Разрешение дилеммы, какой уровень риска считать допустимым, отражает его субъективное содержание, поскольку во многом связано с отношением к риску лица, ответственного за принятие решений. Выбор может зависеть от склонности к риску, интуиции, опыта руководителя. Однако, несмотря на наличие субъективности, формирование системы управления риском предполагает существование конкретных принципов, которые будут способствовать выбору оптимального варианта деятельности в условиях неопределенности. Здесь сразу должны быть определены приоритеты компании в отношении риска.

В современной теории и практике наиболее целесообразным считается ориентация на концепцию приемлемого риска.

Суть концепции приемлемого риска состоит в формировании сознательного отношения к риску, принятии обоснованных анализом решений, подкрепленных комплексом мероприятий по смягчению и нейтрализации возможных нежелательных событий в предпринимательской деятельности. В рамках данной концепции управление риском означает не минимизацию его уровня, а поиск оптимального соотношения неопределенности и доходности.

В наиболее общем виде концепцию приемлемого риска выражают следующие положения:

– наличие риска, даже относительно высокого уровня, не является причиной отказа от реализации проекта;

‑ стремление получить повышенную выгоду означает принятие повышенного риска;

– управленческие решения должны приниматься на альтернативной основе

– затраты на предотвращение риска не должны быть выше эффекта от снижения его уровня;

– нецелесообразно идти риск, если его уровень выше возможного ожидаемого результата (в противном случае действия можно назвать авантюрными);

– принятие риска означает принятие ответственности, следовательно, нельзя рисковать средствами или ресурсами, величина которых превышает возможности покрытия ущерба в случае реализации наихудшего сценария развития событий.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 434; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.228.88 (0.08 с.)