Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Норма как предпосылка рационального поведения в экономике соглашений. «дилемма заключенных».

Поиск

Типологии социального действия М. Вебера. Он выделял четыре «идеальных типа» поведения:

 

Целерациональное поведение, продуманное использование условий и средств для достижения поставленной цели.

 

Ценностно-рациональное поведение, использование условий и средств для достижения заданных извне целей. Цели при этом определены верой в самодовлеющие ценности (религиозные, эстетические, идеологические).

 

Традиционное поведение, цели и средства заданы извне, они носят традиционный характер. В основе поведения лежит длительная привычка или обычай.

 

Аффективное поведение, цели и средства не выделяются. Поведение обусловлено эмоциональным состоянием индивида, его непосредственными чувствами, ощущениями.

 

Как мы уже отметили, в основе взаимодействия на рынке лежит целерациональное поведение. Оно предполагает, среди прочего, ожидание определенного поведения других людей — только в этом случае это поведение может быть использовано для достижения поставленных целей. Ожидание базируется на понимании, объяснении мотивов и намерений окружающих. Предположение рационального поведения окружающих действительно помогает объяснить и понять их намерения. На обыденном уровне такое предположение принимает форму постоянного поиска ответа на вопросы «Кому это выгодно?» и «В чем заключается интерес этого человека?».

Так, в основе повседневного взаимодействия лежит не рациональное, а обоснованное действие. Оно предполагает, что индивиды могут понять намерения друг друга с помощью обращения к житейскому опыту. Именно житейский опыт и здравый смысл, а не модель рационального выбора чаще всего позволяют индивидам построить достоверные предположения о действиях окружающих. Рациональное действие, безусловно, лежит в основе здравого смысла, но не исчерпывает его. Иными словами, рациональное действие приписывается индивидам для объяснения их действий внешним наблюдателям и построения формальных моделей, хотя чаще всего сами индивиды не ограничиваются моделью рационального выбора, объясняя себе поведение других и объясняя другим свое собственное поведение.

 

ДИЛЕММА ЗАКЛЮЧЕННЫХ

▪ситуация «дилемма заключенных»-это случай в теории игр,когда каждому из двух заключенных,против которых имеются доказательства совместного преступления, недостаточные для обвинения, и которые не могут общаться друг с другом,обещают облегчить наказание в случае признания;

▪Окружной прокурор знает, что они вместе совершили вооруженное ограбление, но получить доказательство, гарантирующее обвинительный приговор в суде, может только в том случае, если хотя бы один из заключенных признается в содеянном.

▪Если ни один из них не признается, они будут приговорены к 5 годам тюремного заключения за незаконное владение огнестрельным оружием.

▪Однако, если оба признают свою вину, срок будет 7 лет. Если один признается,, то он получит 3 года, а другого приговорят к 10 годам.

 

№14.Типы соглашений в рамках экономики соглашений: рыночное, индустриальное, традиционное, гражданское, соглашение общественного мнения, творческой деятельности, экологическое.

Тип соглашения Основная норма поведения Предметный мир Источник информации Вектор времени Пример сферы деятельности
Рыночное Максимизация индивидом полезности через удовлетворение потребностей других индивидов Товары и деньги Цены Ориентация на настоящее Классический рынок
Индустриальное Обеспечение непрерывности   производственного процесса,   подчинение взаимодействия между   людьми требованиям технологии Технологи   ческое   оборудование Стандарты Сделки являются проекцией   будущего на   настоящее   (планирование) Военно-промышленный комплекс
Традиционное Обеспечение воспроизводства традиций; принцип старшинства Предметы старины Обычаи, традиции Сделки являются проекцией прошлого Семья
Гражданское Подчинение индивидуальных   интересов коллективным,   ориентиром во взаимодействиях   служит оптимум по Парето Общественные блага Закон Ориентация на настоящее Политическая сфера
Общественное мнение Достижение известности,   привлечение общественного   внимания Предметы престижа Слухи Ориентация на настоящее Средства   массовой   информации
Творческая деятельность Достижение неповторимого   результата, у которого отсутствуют   аналоги Изобретения Озарение Дискретное время Творческая деятельность
Экологическое Обеспечение гармонии   с природой, подчинение   взаимодействий людей требованиям   экологии Природные объекты Информация   о состоянии   окружающей   среды Цикличность   времени:   природные   циклы Природоохранная деятельность

 

 

№15.Соотношение соглашений: экспансия, касание, компромисс.

Экспансия — соотношение соглашений, при котором организация взаимодействий происходит на основе норм одного из соглашений в тех сферах, где ранее господствовали нормы других соглашений. Например, политическая сфера может быть превращена в политический рынок, при этом нормы гражданского соглашения вытесняются нормами рыночного. Причем экспансия рыночного соглашения особенно опасна, она лишает развитие общества устойчивости, приводя к крайне неравномерному распределению богатства и его использованию в качестве фактора политической власти.

 

Касание — такое соотношение соглашений, когда одно и то же взаимодействие может быть осуществлено на основе взаимоисключающих норм.

 

Компромисс — соотношение соглашений, при котором появляются синтетические нормы, снимающие противоречие между требованиями различных соглашений. Например, любая рекламная кампания предполагает нахождение компромисса между требованиями рыночного соглашения и соглашения об общественном мнении. Другой пример компромисса между этими двумя соглашениями — демонстративное потребление, когда индивид в своем потребительском выборе руководствуется максимизацией полезности не от потребления товара или услуги, а от уважения, которое он фактом потребления приобретает.

 

16. Рациональность как норма поведения. Целерациональное пове­дение, ценностно – рациональное поведение, традиционное по­ведение, аффективное поведение.

• Целерациональное поведение, продуманное использование условий и средств для достижения поставленной цели.
• Ценностно-рациональное поведение, использование условий и средств для достижения заданных извне целей. Цели при этом определены верой в самодовлеющие ценности (религиозные, эстетические, идеологические).
• Традиционное поведение, цели и средства заданы извне, они носят традиционный характер. В основе поведения лежит длительная привычка или обычай.
• Аффективное поведение, цели и средства не выделяются. Поведение обусловлено эмоциональным состоянием индивида, его непосредственными чувствами, ощущениями.
Как мы уже отметили, в основе взаимодействия на рынке лежит целерациональное поведение. Оно предполагает, среди прочего, ожидание определенного поведения других людей — только в этом случае это поведение может быть использовано для достижения поставленных целей. Ожидание базируется на понимании, объяснении мотивов и намерений окружающих. Предположение рационального поведения окружающих действительно помогает объяснить и понять их намерения. На обыденном уровне такое предположение принимает форму постоянного поиска ответа на вопросы «Кому это выгодно?» и «В чем заключается интерес этого человека?». Даже в ситуации «дилеммы заключенных», когда
исключается существование ex ante других норм, предположение рационального поведения помогает обвиняемым скоординировать свои действия и минимизировать срок осуждения. «Рациональное» решение «дилеммы заключенных» принимает форму использования обоими обвиняемыми стратегии Tit-For-Tat («зуб за зуб»), оно становится реальным только при условии полной рациональности участников. Однако использование модели рационального действия в качестве нормативных рамок взаимодействия связано с целым рядом трудностей и ограничений.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 187; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.16.40 (0.006 с.)