Современный урок информатики



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Современный урок информатики



4.1. Урок информатики и его структура

Особенности урока информатики

1. Школьная информатика — самая молодая из всех школьных дисциплин и, пожалуй,
самая проблемная. Одной из проблем является недостаточная разработанность методик препо­
давания информатики. Информатика не может воспользоваться разработанными методиками
обучения математике, физике и т.д., поскольку не похожа ни на один школьный предмет ни по
содержательной области, ни по целям обучения, хотя часто проводят параллель между мате­
матикой, физикой и информатикой. Без сомнения, определенное сходство имеется и в способе
организации учебного материала (теория — решение задач), и в методике обучения, тем более
что начинали преподавать этот предмет в уже далеких 80-х гг. учителя математики и физики,
профессиональные программисты, научные сотрудники из НИИ1.

2. Задачи, решаемые при изучении информатики, относятся и к другим предметным об­
ластям знаний — физике, математике, астрономии и т.д., в силу чего изучение информатики
имеет межпредметный характер.

3. Продолжительное отсутствие Государственного стандарта2 , единых программ, обще­
принятой терминологии.

4. Нечеткость границ школьного и вузовского курсов информатики.

5. Высокие темпы развития информатики приводят к тому, что учителю постоянно при­
ходится использовать материалы компьютерной периодики, ресурсы Интернет и т.д.

6. Систематическая работа учащихся на ЭВМ является основой практического освоения
учебного материала [51]. Особое значение приобретает самостоятельная работа учащихся, так
как значительную часть времени они проводят в индивидуальной работе с ПК.

7. Персональный компьютер используют как объект изучения: формируются базовые
знания и умения работы с ПК (устройства, операционная система, методы поиска информации
и т.д.). В то же время компьютер является средством обучения и инструментом для решения
задач.

8. Обучению информатике присущи специфические проблемы, связанные с тем, что ком­
пьютер является одновременно и объектом изучения, и средством обучения. В силу различия
материального и культурного уровня семей школьники имеют разную возможность в ис­
пользовании компьютера для выполнения домашних заданий, для удовлетворения своих инте­
ресов, и это надо учитывать при организации учебного процесса.

9. Работа за компьютером не может превышать 10-30 минут (в зависимости от возраста
учащихся) [63], учащиеся должны работать по одному на каждом рабочем месте.

10. Как правило, количество компьютерной техники недостаточно, вследствие чего
необходима организация совместной деятельности малых групп (2-4 учащихся на один
компьютер)1 .

11. Использование компьютера как средства и инструмента обучения требует не только
учета санитарно-гигиенических норм и ограничений, но и сочетания компьютерных и неком­
пьютерных методов обучения.

12. Знания и умения по информатике, как и по любому школьному предмету, учащийся
приобретает не только на уроках, но особо ощутимо это именно в школьной информатике. По­
этому на первый план выходит проблема обучения информатике в условиях разного уровня зна­
ний и умений
по информатике (можно ли представить себе ученика, кричащего на уроке мате­
матики или химии: «А я это уже знаю!», «А я это изучал на курсах» и т.д.).

13. Недостаточное количество часов для организации полноценного контроля и накоп-
ляемости оценок, вследствие чего необходимо использовать тесты, письменные работы, инди­
видуальные задания (доклады, рефераты, творческие проекты и т.п.).

14. В отличие от других предметов, процесс изучения информатики характеризуется вы­
ражением взаимосвязи различных подсистем: учитель — ученик, ученик — ПК, ученик — ПК —
учебная книга, учитель — ученик — ПК и т.д.

15. Важная роль различных форм внеклассных занятий по информатике со школьниками
(летние школы юных программистов, олимпиады, компьютерные клубы и т.п.), для которых
характерна большая, чем на обычных уроках, свобода общения и перемещения школьников. В
этих условиях широко наблюдается развитие межвозрастных контактов учащихся, при этом
нередко возникают ситуации, когда младший школьник консультирует старшего, ученик кон­
сультирует преподавателя.

16. На уроках информатики имеется возможность создания такой организации обучения
и контроля знаний, при которой наиболее успешно работающие учащиеся начинают выполнять
роль помощников учителя.

17. В целом на уроки информатики школьники любых классов идут с удовольствием, и
связано это пока с тем, что компьютер сам по себе является стимулом к изучению предмета. Но

1 Требованиями СанПиН количество учащихся за компьютером ограничено до одного. проникновение компьютеров во многие сферы жизнедеятельности человека со временем при­тупят этот интерес.

Изучение информатики подчеркивает важность сочетания кибернетических и педагоги­ческих идей в учебно-воспитательном процессе, которое не только изменяет место и умножает возможности учителя как управляющего органа в руководстве коллективом учащихся, но и су­щественно усиливает функции управления, роль диагностики качества и уровней усвоения, об­ратной связи в процессе обучения. Педагог в значительно большей мере акцентирует свое вни­мание на активизацию самостоятельной познавательной деятельности и формирование творче­ских возможностей учащихся.

Структура урока информатики

Урок — это вариативная форма организации целенаправленного взаимодействия (дея­тельности и общения) определенного состава учителей и учащихся, систематически применяемая (в определенные отрезки времени) для коллективного и индивидуально­го решения задач обучения, развития и воспитания (М.И. Махмутов).

Необходимо помнить, что распределение подачи материала по времени опирается на ис­следования устойчивости внимания на уроке:

0-7 мин. урока — внимание рассеянное. Требует определенных усилий со стороны учи­теля на его концентрацию;

8—23 мин. урока — период наибольшей устойчивости и концентрации внимания;

24-30 мин. урока — устойчивость внимания падает, увеличивается колебание внимания, количество ошибок. Требует снижение напряжения работы, расслабление внимания (переход от теоретических обоснований к примерам и т.п.);

31-45 мин. урока — концентрация внимания в связи с поставленной целью (произволь­ное внимание).

Рекомендуется следующее распределение учебного времени на уроке (рис. 5):


Урок медленно, но постоянно претерпевал определенные изменения. Для выявления осо­бенностей современного урока рассмотрим так называемый традиционный урок — его основ­ные структурные элементы, различное сочетание которых характеризует разновидности уро­ка и его структуру.

Структура урока — это совокупность различных вариантов взаимодействий между эле­ментами урока, возникающая в процессе обучения и обеспечивающая его целена­правленную действенность.

Структура урока — дидактически обусловленная внутренняя взаимосвязь основных компонентов урока, их целенаправленная упорядоченность и взаимодействие (М.И. Махмутов).

Различные сочетания элементов, а также особенности учебного предмета и специфика образовательного учреждения создают много разновидностей типов и видов уроков, поскольку главный признак урока — его дидактическая цель.

Традиционный урок позволяет многократно повторить учебный материал, что способст­вует его запоминанию и развитию памяти, формированию знаний на уровне усвоения. Обеспе­чивая многократную смену видов деятельности, он создает условия для быстрого применения новых знаний. Однако ни один из указанных элементов структуры, обеспечивая усвоение зна­ний, не гарантирует развития учащихся, не отражает процесса их самостоятельной учебной деятельности.

Комбинированный урок может иметь разнообразную структуру и обладать в связи с этим рядом достоинств: обеспечивают обратную связь и управление педагогическим процессом, на­копление отметок, возможность реализации индивидуального подхода в обучении.



Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.172.217.174 (0.011 с.)