Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Средства обучения информатикеСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Необходимым компонентом правильно построенного процесса обучения являются средства обучения. Многие ученые (И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, Т.С. Назарова, Е.С. Полат, С.Г. Шаповаленко и др.) подчеркивают, что, хотя средства обучения не оказывают решающего влияния на конечные результаты процесса образования, тем не менее, обогащая используемые методы, они содействуют эффективности обучения и развития учащихся. Правильно подобранные и умело включенные в систему применяемых учителем методов и организационных форм обучения, дидактические средства облегчают реализацию многих принципов дидактики. Средства обучения - орудия деятельности учителя и учеников, которые представляют собой материальные и идеальные объекты, вовлекаемые в образовательный процесс в качестве носителей информации и инструмента деятельности. В традиционном учебном процессе такими средствами являются: печатные издания (учебники, учебно-методические пособия, справочники), дискеты с учебной информацией, записи на доске, плакаты, кинофильмы, видеофильмы, дидактические материалы, а также слово преподавателя [18]. Существуют различные классификации средств обучения. Часто используется следующая классификация: натуральные объекты, изображения и отображения, описания предметов и явлений, технические средства обучения. В условиях преподавания информатики знание теории и методики создания и использования средств обучения существенно возрастает. Во-первых, многие авторы учебников определяют информатику как науку, изучающую различные аспекты преобразования и использования информации с помощью компьютерной техники1 (см. Табл. 1). Во-вторых, в курсе информатики компьютер выступает не только в качестве объекта изучения и средства учебной деятельности, но и в качестве средства обучения. В последнее время средства обучения существенно изменились: в их состав вошли электронные учебники, средства Интернет, мультимедиа, педагогические программные средства (П ПС) и др. Сегодня очевидно, что преподаватель, ведущий занятия с использованием мульти-медиапроектора, электронной доски и компьютера, имеющий выход в Интернет, обладает качественным преимуществом перед коллегой, действующим только в рамках привычной «меловой технологии». Средства обучения, будучи носителями учебной информации и инструментом деятельности, являются также и способом создания информационно-предметной среды, обладающей значительным эмоциональным потенциалом [72]. При этом огромное влияние на учащихся как в информационно-познавательном, так и в воспитательном плане оказывает социокультурная среда: кино, литература, реклама, телевидение и т.д. На схеме, представленной на рис. 14, средства обучения информатике классифицируются нами по следующим группам: технические средства обучения (ТСО), программное обеспечение, информационные средства (печатные и электронные), материальные средства. При этом совокупность средств обучения рассматривается нами, во-первых, в условиях кабинета информатики, когда все средства обучения сосредоточены в одном помещении и лаборантской, а во-вторых, в неразрывной связи с внешней (по отношению к кабинету информатики) информационной средой. В состав внешней информационной среды мы включаем школьную информационную среду (организационно-методическая среда, медиатека и т.д.) и социальные информационные технологии (ресурсы сети Интернет, средства массовой информации и т.д.). Дидактические функции средств обучения [72]: - компенсаторная (облегчение процесса обучения за счет уменьшения затрат сил и времени обучаемого); - адаптивная (поддержание благоприятных условий протекания процесса обучения, соответствие содержания учебного материала возрастным особенностям учащихся и т.д.); - информативная (передача необходимой для обучения информации); - интегративная (рассмотрение изучаемого объекта или явления по частям и в целом); - мотивационная (побуждение познавательного интереса); - инструментальная (обеспечение деятельности учащихся и педагога: организация демонстраций, наблюдения, эксперимента, самостоятельной работы, проверки и коррекции знаний и т.д.); - интерактивная (взаимодействие учащегося с используемым средством обучения и наличие обратной связи). Заметим, что названные функции в наибольшей степени реализуются в условиях применения средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). (1 Напомним, что в англоязычных странах для обозначения соответствующей научной дисциплины используется термин «Computer Science») Рис. 14. Состав средств обучения информатике Методика подготовки урока с использованием средств обучения (Л.П. Прессман): а) анализ целей урока, его содержания и логики изучения материала; б) выделение главных элементов, которые должны быть усвоены учащимися; в) разбиение учебного материала на структурно-смысловые блоки, определение их взаи г) отбор или создание необходимых средств обучения; д) определение роли и места средств обучения, а также методов и приемов организации По нашему мнению, предложенный алгоритм должен быть составной частью поурочного планирования (см. п. 4.2.2).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 2257; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.73.150 (0.008 с.) |