ТОП 10:

К концу четвертого года обучения



Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Информатика и ИКТ» разработана на основе авторской программы УМК «Перспективная начальная школа» Е. П. Бененсон, А.Г. Паутова «Программа по информатике» (Москва, Академкнига/Учебник, 2009 г.), созданной в соответствии Федерального компонента государственного образовательного стандарта (2004г), рекомендованной Министерством образования и науки РФ.

Рабочая программа рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю. Уроки проводятся в один учебный день.

Программу обеспечивают:

1. Бененсон Е.П., Паутова А.Г. Информатика. 4 класс: Учебник. В 2 ч. — М.: Академкнига/ Учебник, 2010.

2. Бененсон Е.П., Паутова А.Г. Информатика. 4 класс: Методическое пособие для учителя. — М.: Академкнига/Учебник, 2010.

3. Паутова А.Г. Информатика. 4 класс: Комплект компьютерных программ и заданий. Методическое пособие + CD. — М.: Академкнига/Учебник, 2010.

Целью изучения информатики в начальной школе является формирование первоначальных представлений об информации и ее свойствах, а также навыков работы с информацией как применением компьютеров, так и без них. Обучение информатике направлено на решение следующих задач:

• учить школьника искать, отбирать, организовывать и использовать информацию для достижения стоящих перед ним целей;

• формировать первоначальные навыки планирования целенаправленной деятельности человека, в том числе учебной деятельности;

• дать первоначальные представления о компьютере и современных информационных технологиях и сформировать первичные навыки работы на компьютере;

• дать представление об этических нормах работы с информацией, об информационной безопасности личности и государства.

Весь материалкурса сгруппирован в пять разделов:

1. Информационная картина мира.

2. Компьютер - универсальная машина по обработке информации.

3. Алгоритмы и исполнители.

4. Объекты и их свойства.

5. Этические нормы при работе с информацией и информационная безопасность.

В информационном обществе центр тяжести образовательного процесса перемещается с заучивания фактов и теорий на формирование готовности и умения самостоятельно приобре­тать новые знания. Отсюда вытекает первая задача курса информатики: учить школьника искать, отбирать, организовывать и использовать информацию для достижения стоящих перед ним целей. Эта задача решается на протяжении всего периода обучения информатике в начальной школе в рамках всех пяти разделов курса.

Обучение начинается с введения во 2 классе понятий «информация», «источники информации», «поиск», «передача», «хранение и обработка информации». Понятие «информация» рассматривается с точки зрения семантической теории информации, то есть с учетом ее содержания, смысла. Обращается внимание на полезность или бесполезность информации для человека с точки зрения решаемых им задач. Информация понимается как сведения об окружающем мире, как канал, сообщение о происходящих в нем процессах.

При изучении способов работы с информацией (сбор, хранение, передача, обработка, ис­пользование) основное внимание уделяется тем информационным процессам, в которых непосредственное участие принимает человек. В этом контексте компьютер рассматривается как ма­шина, обменивающаяся информацией с человеком. С этой точки зрения изучаются основные устройства компьютера. Называются устройства, которые принимают информацию (устройства ввода - клавиатура, мышь, сканер), обрабатывают ее (процессор), хранят (оперативная и внеш­няя память) и передают человеку (устройства вывода - монитор, принтер).

В 3 классе «информация» рассматривается в контексте понятия «объект». Совокупность свойств объекта понимается как статическая информационная модель объекта, а алгоритмы из­менения значения свойств - как динамическая информационная модель процесса.

В 3 и 4 классах рассматриваются различные способы организации информации:

• список, таблица, гипертекст (3 класс);

• дерево (4 класс).

Параллельно с постепенным накоплением понятийного аппарата учащиеся выполняют практические задания, связанные:

• со сбором информации путем наблюдения, фиксацией собранной информации и органи­зацией ее различными способами;

• поиском информации в учебниках, энциклопедиях, справочниках и отбором информации, необходимой для решения поставленной задачи;

• обработкой информации по формальным правилам и эвристически.

Практические задания выполняются как с использованием компьютера, так и без него. Со­держательно эти задания связаны с различными предметами школьного курса и с жизненным опытом учащихся.

В 3 и 4 классах большое внимание уделяется заданиям по сбору информации путем непо­средственного наблюдения за природными объектами или явлениями и в процессе общения с окружающими людьми (опросы, интервью, беседы). Первостепенное значение уделяется сбору информации в семье, в классе, на пришкольном участке. Собранная информация фиксируется письменно и организуется в виде списков, таблиц, деревьев.

Обработка информации по формальным правилам рассматривается в основном в рамках раздела «Алгоритмы и исполнители». Выполняя алгоритмы, созданные для формальных испол­нителей, учащиеся приобретают умение использовать информацию, содержащуюся в плане. предложенном другими людьми. Составляя такие алгоритмы, школьники учатся четко формули­ровать цели и самостоятельно составлять план достижения цели на основе информации о на­чальном и конечном состоянии исполнителя.

Успех профессиональной деятельности современного человека в значительной степени ба­зируется на умении ставить цели, находить альтернативные пути достижения целей и выбирать среди них оптимальный. В этой связи ставится вторая задача курса информатики в начальной школе - формировать первоначальные навыки планирования целенаправленной деятельности человека, в том числе учебной деятельности. Знакомство с приемами планирования деятельности осуществляется в основном в рамках раздела «Алгоритмы и исполнители».

Составление и выполнение алгоритмов идет в двух направлениях:

• планирование деятельности человека;

• управление формальными исполнителями.

При составлении алгоритмов деятельности человека большое внимание уделяется плани­рованию и организации учебной деятельности школьника, что оказывает положительное влияние на формирование полезных общеучебных навыков.

Изучение различных формальных исполнителей решает двоякую задачу. Во-первых, ис­полнение алгоритмов, созданных для формальных исполнителей, способствует развитию психической функции принятия внешнего плана. Это имеет первостепенное значение для практическо­го овладения компьютером, так как использование компьютерных информационных технологий связано с формальным исполнением сложных последовательностей технологических действий при сохранении и открытии электронных документов, при запуске программ и т. д.). Поэтому важно, чтобы на первом этапе овладения компьютерными информационными технологиями школьник умел формально выполнять алгоритмы, предложенные учителем. Во-вторых, само­стоятельное составление таких алгоритмов стимулирует активное развитие алгоритмического мышления, что является основой изучения практически всех дисциплин школьного курса.

Освоение объектного подхода позволяет подойти в 4 классе к составлению алгоритмов функционирования систем, состоящих из нескольких однотипных исполнителей. Учащиеся со­ставляют алгоритмы, изменяющие свойства объектов. В этом контексте объектный подход рас­сматривается как средство планирования деятельности систем, состоящих из многих исполните­лей. В 4 классе еще более усложняются алгоритмические конструкции. Здесь рассматриваются циклы с послесловием как средство планирования циклически повторяющихся действий. Обсуждаются циклические процессы в природе и в деятельности учеников. Использование цикличе­ских алгоритмов позволяет планировать деятельность по проведению естественно-научных экс­периментов. На этом же этапе рассматривается еще один способ планирования сложных дейст­вий - выделение основных и вспомогательных алгоритмов. При решении задачи выделения основного и вспомогательных алгоритмов используется метод последовательной детализации, с которым учащиеся уже познакомились в 3 классе.

Повсеместное использование компьютерных технологий в трудовой деятельности ставит перед школой задачу формирования практических навыков использования различных компью­терных технологий. В связи с этим перед курсом информатики в начальной школе ставится задача - дать первоначальные представления о компьютере и современных информационных технологиях, а также сформировать первичные навыки работы на компьютере. Эта задача реша­ется в разделе «Компьютер - универсальная машина для обработки информации». Весь материал разбит на два подраздела:

Фундаментальные знания о компьютере.

Практическая работа на компьютере.

Материал, вошедший в подраздел «Фундаментальные знания о компьютере», изучается как при наличии компьютера, так и при его отсутствии. Материал подраздела «Практическая работа на компьютере» изучается только при наличии необходимого компьютерного оборудования.

К фундаментальным знаниям о компьютере относится следующее:

• представление о компьютере как универсальной машине для обработки информации;

• название и назначение основных устройств компьютера;

• представление о двоичном кодировании информации;

• представление о программном управлении компьютером;

• представление о профессиях компьютера.

Формирование представления о программном управлении компьютером формируется у школьников постепенно уже во 2 и 3 классах. В 4 классе, базируясь на опыте работы с различ­ными программами, знания по которым школьники приобрели за время обучения информатике, обсуждается тема «Профессии компьютера». Обсуждаются программы обработки текстовой и графической информации, программы решения вычислительных задач и области их примене­ния в жизни. Если в школе отсутствует необходимое оборудование и ученики не имеют опыта работы на компьютере, обсуждение этой темы проводится с опорой на материал учебника и, если возможно, на экскурсии в те места, где используются компьютеры (сберкассы, железнодорожные кассы, магазины и т. д.).

Кроме того, в данный подраздел в программах 2, 3 и 4 классов включены гигиенические нормы работы на компьютере (с учетом важности изучения этого вопроса учениками, многие из которых могут иметь дело с компьютером вне школы).

Организация учебного процесса с использованием компьютера на основе специальных программ, разработанных для данного учебника, программ Paint, MS Word и «Калькулятор».

Класс делится на две подгруп­пы. Уроки проводятся в один учебный день. Первые 25 минут урока дети, сидя за партами, изучают теоретический материал и выполняют два первых задания урока. Последние 15 минут ученики работают за компьютером со специаль­ными программами и выполняют третье задание урока. Время работы за компьютером обуслов­лено санитарными нормами для учеников 4 класса.

Независимо от формы преподавания на уроках ученику необходимо иметь: учебник, тет­радь в клетку, простой и цветные карандаши, ластик, синюю ручку.

 

Требования к уровню подготовки учащихся по курсу «Информатика»

Содержание

раздел Название разделов Номера уроков Кол – во часов
Информационная картина мира 2 – 7, 16 – 17, 25, 32, 34
Компьютер – универсальная машина для обработки информации 18 - 24
Алгоритмы и исполнители 8 - 15
Объекты и их свойства 26 – 31, 33
Этические нормы при работе с информацией и информационная безопасность
  Всего

Виды информации

Текстовая, численная, графическая, звуковая информация.

Технические средства передачи, хранения и обработки информа­ции разного вида (телефон, радио, телевизор, компьютер, калькуля­тор, фотоаппарат).

Сбор информации разного вида, необходимой для решения зада­чи, путем наблюдения, измерений, интервьюирования. Достовер­ность полученной информации. Поиск и отбор нужной информации в учебниках, энциклопедиях, справочниках, каталогах, предложенных учителем.

Циклический алгоритм

Циклические процессы в природе и в деятельности человека.

Повторение действий в алгоритме. Циклический алгоритм с послеусловием. Использование переменных в теле цикла. Алгоритмы упорядочивания по возрастанию или убыванию численной характе­ристики объектов. Создание и исполнение циклических алгоритмов для формальных исполнителей. Планирование деятельности челове­ка с помощью циклических алгоритмов.

Практическая работа на компьютере осуществляется при изучении всех разделов курса. Время на нее учтено во всех разделах курса

Вспомогательный алгоритм

Основной и вспомогательный алгоритмы. Имя вспомогательного алгоритма. Обращение к вспомогательному алгоритму.

 

Объекты и их свойства (7 ч)

Перечень ключевых слов

Алгоритм основной

Алгоритм вспомогательный

Графическая информация

Звуковая информация

Текстовая информация

Численная информация

Файл

Список литературы

для учителя:

1. «Перспективная начальная школа» Программы четырёхлетней школы, М., Академкнига/Учебник, 2009, стр 171-188.

2. Бененсон Е.П., Паутова А.Г. Информатика. 4 класс: Учебник. В 2 ч. — М.: Академкнига/ Учебник, 2010.

3.Бененсон Е.П., Паутова А.Г. Информатика. 4 класс: Методическое пособие для учителя. — М.: Академкнига/Учебник, 2010.

4. Паутова А.Г. Информатика. 4 класс: Комплект компьютерных программ и заданий. Методическое пособие + CD. — М.: Академкнига/Учебник, 2010.

для обучающихся:

1. Бененсон Е.П., Паутова А.Г. Информатика. 4 класс: Учебник. В 2 ч. — М.: Академкнига/ Учебник, 2010.

2. Бененсон Е.П., Паутова А.Г. Информатика. 4 класс: Методическое пособие для учителя. — М.: Академкнига/Учебник, 2010.

 

 

Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Информатика и ИКТ» разработана на основе авторской программы УМК «Перспективная начальная школа» Е. П. Бененсон, А.Г. Паутова «Программа по информатике» (Москва, Академкнига/Учебник, 2009 г.), созданной в соответствии Федерального компонента государственного образовательного стандарта (2004г), рекомендованной Министерством образования и науки РФ.

Рабочая программа рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю. Уроки проводятся в один учебный день.

Программу обеспечивают:

1. Бененсон Е.П., Паутова А.Г. Информатика. 4 класс: Учебник. В 2 ч. — М.: Академкнига/ Учебник, 2010.

2. Бененсон Е.П., Паутова А.Г. Информатика. 4 класс: Методическое пособие для учителя. — М.: Академкнига/Учебник, 2010.

3. Паутова А.Г. Информатика. 4 класс: Комплект компьютерных программ и заданий. Методическое пособие + CD. — М.: Академкнига/Учебник, 2010.

Целью изучения информатики в начальной школе является формирование первоначальных представлений об информации и ее свойствах, а также навыков работы с информацией как применением компьютеров, так и без них. Обучение информатике направлено на решение следующих задач:

• учить школьника искать, отбирать, организовывать и использовать информацию для достижения стоящих перед ним целей;

• формировать первоначальные навыки планирования целенаправленной деятельности человека, в том числе учебной деятельности;

• дать первоначальные представления о компьютере и современных информационных технологиях и сформировать первичные навыки работы на компьютере;

• дать представление об этических нормах работы с информацией, об информационной безопасности личности и государства.

Весь материалкурса сгруппирован в пять разделов:

1. Информационная картина мира.

2. Компьютер - универсальная машина по обработке информации.

3. Алгоритмы и исполнители.

4. Объекты и их свойства.

5. Этические нормы при работе с информацией и информационная безопасность.

В информационном обществе центр тяжести образовательного процесса перемещается с заучивания фактов и теорий на формирование готовности и умения самостоятельно приобре­тать новые знания. Отсюда вытекает первая задача курса информатики: учить школьника искать, отбирать, организовывать и использовать информацию для достижения стоящих перед ним целей. Эта задача решается на протяжении всего периода обучения информатике в начальной школе в рамках всех пяти разделов курса.

Обучение начинается с введения во 2 классе понятий «информация», «источники информации», «поиск», «передача», «хранение и обработка информации». Понятие «информация» рассматривается с точки зрения семантической теории информации, то есть с учетом ее содержания, смысла. Обращается внимание на полезность или бесполезность информации для человека с точки зрения решаемых им задач. Информация понимается как сведения об окружающем мире, как канал, сообщение о происходящих в нем процессах.

При изучении способов работы с информацией (сбор, хранение, передача, обработка, ис­пользование) основное внимание уделяется тем информационным процессам, в которых непосредственное участие принимает человек. В этом контексте компьютер рассматривается как ма­шина, обменивающаяся информацией с человеком. С этой точки зрения изучаются основные устройства компьютера. Называются устройства, которые принимают информацию (устройства ввода - клавиатура, мышь, сканер), обрабатывают ее (процессор), хранят (оперативная и внеш­няя память) и передают человеку (устройства вывода - монитор, принтер).

В 3 классе «информация» рассматривается в контексте понятия «объект». Совокупность свойств объекта понимается как статическая информационная модель объекта, а алгоритмы из­менения значения свойств - как динамическая информационная модель процесса.

В 3 и 4 классах рассматриваются различные способы организации информации:

• список, таблица, гипертекст (3 класс);

• дерево (4 класс).

Параллельно с постепенным накоплением понятийного аппарата учащиеся выполняют практические задания, связанные:

• со сбором информации путем наблюдения, фиксацией собранной информации и органи­зацией ее различными способами;

• поиском информации в учебниках, энциклопедиях, справочниках и отбором информации, необходимой для решения поставленной задачи;

• обработкой информации по формальным правилам и эвристически.

Практические задания выполняются как с использованием компьютера, так и без него. Со­держательно эти задания связаны с различными предметами школьного курса и с жизненным опытом учащихся.

В 3 и 4 классах большое внимание уделяется заданиям по сбору информации путем непо­средственного наблюдения за природными объектами или явлениями и в процессе общения с окружающими людьми (опросы, интервью, беседы). Первостепенное значение уделяется сбору информации в семье, в классе, на пришкольном участке. Собранная информация фиксируется письменно и организуется в виде списков, таблиц, деревьев.

Обработка информации по формальным правилам рассматривается в основном в рамках раздела «Алгоритмы и исполнители». Выполняя алгоритмы, созданные для формальных испол­нителей, учащиеся приобретают умение использовать информацию, содержащуюся в плане. предложенном другими людьми. Составляя такие алгоритмы, школьники учатся четко формули­ровать цели и самостоятельно составлять план достижения цели на основе информации о на­чальном и конечном состоянии исполнителя.

Успех профессиональной деятельности современного человека в значительной степени ба­зируется на умении ставить цели, находить альтернативные пути достижения целей и выбирать среди них оптимальный. В этой связи ставится вторая задача курса информатики в начальной школе - формировать первоначальные навыки планирования целенаправленной деятельности человека, в том числе учебной деятельности. Знакомство с приемами планирования деятельности осуществляется в основном в рамках раздела «Алгоритмы и исполнители».

Составление и выполнение алгоритмов идет в двух направлениях:

• планирование деятельности человека;

• управление формальными исполнителями.

При составлении алгоритмов деятельности человека большое внимание уделяется плани­рованию и организации учебной деятельности школьника, что оказывает положительное влияние на формирование полезных общеучебных навыков.

Изучение различных формальных исполнителей решает двоякую задачу. Во-первых, ис­полнение алгоритмов, созданных для формальных исполнителей, способствует развитию психической функции принятия внешнего плана. Это имеет первостепенное значение для практическо­го овладения компьютером, так как использование компьютерных информационных технологий связано с формальным исполнением сложных последовательностей технологических действий при сохранении и открытии электронных документов, при запуске программ и т. д.). Поэтому важно, чтобы на первом этапе овладения компьютерными информационными технологиями школьник умел формально выполнять алгоритмы, предложенные учителем. Во-вторых, само­стоятельное составление таких алгоритмов стимулирует активное развитие алгоритмического мышления, что является основой изучения практически всех дисциплин школьного курса.

Освоение объектного подхода позволяет подойти в 4 классе к составлению алгоритмов функционирования систем, состоящих из нескольких однотипных исполнителей. Учащиеся со­ставляют алгоритмы, изменяющие свойства объектов. В этом контексте объектный подход рас­сматривается как средство планирования деятельности систем, состоящих из многих исполните­лей. В 4 классе еще более усложняются алгоритмические конструкции. Здесь рассматриваются циклы с послесловием как средство планирования циклически повторяющихся действий. Обсуждаются циклические процессы в природе и в деятельности учеников. Использование цикличе­ских алгоритмов позволяет планировать деятельность по проведению естественно-научных экс­периментов. На этом же этапе рассматривается еще один способ планирования сложных дейст­вий - выделение основных и вспомогательных алгоритмов. При решении задачи выделения основного и вспомогательных алгоритмов используется метод последовательной детализации, с которым учащиеся уже познакомились в 3 классе.

Повсеместное использование компьютерных технологий в трудовой деятельности ставит перед школой задачу формирования практических навыков использования различных компью­терных технологий. В связи с этим перед курсом информатики в начальной школе ставится задача - дать первоначальные представления о компьютере и современных информационных технологиях, а также сформировать первичные навыки работы на компьютере. Эта задача реша­ется в разделе «Компьютер - универсальная машина для обработки информации». Весь материал разбит на два подраздела:

Фундаментальные знания о компьютере.

Практическая работа на компьютере.

Материал, вошедший в подраздел «Фундаментальные знания о компьютере», изучается как при наличии компьютера, так и при его отсутствии. Материал подраздела «Практическая работа на компьютере» изучается только при наличии необходимого компьютерного оборудования.

К фундаментальным знаниям о компьютере относится следующее:

• представление о компьютере как универсальной машине для обработки информации;

• название и назначение основных устройств компьютера;

• представление о двоичном кодировании информации;

• представление о программном управлении компьютером;

• представление о профессиях компьютера.

Формирование представления о программном управлении компьютером формируется у школьников постепенно уже во 2 и 3 классах. В 4 классе, базируясь на опыте работы с различ­ными программами, знания по которым школьники приобрели за время обучения информатике, обсуждается тема «Профессии компьютера». Обсуждаются программы обработки текстовой и графической информации, программы решения вычислительных задач и области их примене­ния в жизни. Если в школе отсутствует необходимое оборудование и ученики не имеют опыта работы на компьютере, обсуждение этой темы проводится с опорой на материал учебника и, если возможно, на экскурсии в те места, где используются компьютеры (сберкассы, железнодорожные кассы, магазины и т. д.).

Кроме того, в данный подраздел в программах 2, 3 и 4 классов включены гигиенические нормы работы на компьютере (с учетом важности изучения этого вопроса учениками, многие из которых могут иметь дело с компьютером вне школы).

Организация учебного процесса с использованием компьютера на основе специальных программ, разработанных для данного учебника, программ Paint, MS Word и «Калькулятор».

Класс делится на две подгруп­пы. Уроки проводятся в один учебный день. Первые 25 минут урока дети, сидя за партами, изучают теоретический материал и выполняют два первых задания урока. Последние 15 минут ученики работают за компьютером со специаль­ными программами и выполняют третье задание урока. Время работы за компьютером обуслов­лено санитарными нормами для учеников 4 класса.

Независимо от формы преподавания на уроках ученику необходимо иметь: учебник, тет­радь в клетку, простой и цветные карандаши, ластик, синюю ручку.

 

Требования к уровню подготовки учащихся по курсу «Информатика»

к концу четвертого года обучения

Учащиеся должны знать/понимать:

• виды информации (текстовая, графическая, численная);

• название одной программы для обработки информации каждого вида;

• что такое дерево и какова его структура;

• что такое файл (при наличии оборудования);

• права пользователя на изменение и копирование файла (при наличии оборудования);

• что такое цикл в алгоритме;

• что такое действие объекта.

Уметь:

• приводить примеры информации разных видов и называть тех­нические средства для работы с информацией каждого вида;

• находить пути в дереве от корня до указанной вершины;

• создавать небольшой графический документ с помощью ком­пьютера и записывать его в виде файла в текущий каталог (при наличии оборудования);

• создавать небольшой текстовый документ с помощью компьютера и записывать его в виде файла в текущий каталог (при наличии оборудования);

• запускать программы из меню Пуск (при наличии оборудования);

• записать файл в личную папку с незначительной помощью yчителя (при наличии оборудования);

• приводить примеры использования компьютеров для решения различных задач;

• использовать простые циклические алгоритмы для планирования деятельности человека;

• исполнять простые алгоритмы, содержащие линейные, yсловные и циклические алгоритмические конструкции, для знакомых формальных исполнителей;

• приводить примеры действий объектов указанного класса.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• поиска в текстах, на рисунках, в списках, таблицах и деревьях информации, необходимой для решения поставленной задачи;

• фиксации информации, собранной путем наблюдений, опросов, полученной из книг;

• планирования бытовой и учебной деятельности;

• безопасной работы за компьютером;

• создания творческих работ (мини-сочинений, рисунков и т. дна компьютере).

Содержание







Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.173.47.43 (0.024 с.)