Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Задачи обучения информатике (5-9 классы)

Поиск

Формирование: 1) адекватного представления о современной информационной реальности; 2) понятий современных нравственных требований к использованию информации и воспитание школьников в духе этих требований; 3) алгоритмического, а также операционного мышления, т.е. умения принимать продуманное, взвешенное решение; 4) навыков сознательного и рационального использования ПК; 5) Выработка представления о целях, задачах и методах информатики как науки. 6) Обеспечение овладения учащимися основами знаний о некоторых алгоритмах, используемых человеком при обработке информации, демонстрация роли информационных технологий и ВТ в развитии современного общества.

«Информатика и ИКТ» как самостоятельный учебный предмет федерального компонента государственного стандарта общего образования представлена с 8 по 9 кл. «Информатика и ИКТ» в основной школе - это новый учебный предмет. Сегодня условно предмет состоит из двух разделов: «Инф. процессы» и «ИТ».

Некоторые аспекты методики обучения информационным технологиям.

Обучение использованию современных ИКТ целесообразно, проводить именно в 5—9-х классах. Это связано с тем, что содержание информатики в 10-11-х классах, с одной стороны, более насыщенное теоретическими положениями, является обобщающим для курса информатики средних классов, а с другой стороны, обучение информатике в 10—11-х классах подразумевает достаточно уверенную работу с компьютером как средством обучения. Необходимо выделить несколько важных моментов. - При обучении навыкам работы на компьютере необходимо уделять должное внимание освоению десятипальцевого набора текста на клавиатуре. - Если есть возможность организации интегрированных уроков или проектной деятельности, основанной на связи других предметных областей с информатикой, то этой возможностью необходимо пользоваться. Одной из первых информационных технологий является программирование.

УМК Н.Д. Угриновича «Информатика и ИКТ. Базовый курс ». Учебник предназначен для продолжения изучения БК «Инф-ка и ИКТ» в 7- 9 классах, а также в классах предпрофильной подготовки по физико-математическому и информационно-технологическому профилям. Содержание содействует формированию у учащихся: практических умений и навыков в области ИТ, практических умений и навыков в области обработки текстовой и числовой инф-ции, алгоритмического и системного мышления, а также практических умений и навыков в области ИКТ.

УМК И.Г. Семакина: учебники для 8-9-ых классов, задачник и методическое пособие для учителя.Большое внимание уделяется истории школьной инф-ки, эволюции концепций предмета и общим методическим рекомендациям. Учебник разделен на две части. Первая часть обеспечивает обязательный минимальный уровень изучения предмета. Материал второй части ориентирован на углубленный курс инф-ки.

Изучение информатики и ИКТ на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

1. освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;

2. овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;

3. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;

4. воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;

приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.

 

9. Методика изучения коммуникационных технологий: цели, задачи, содержание обучения, особенности методики преподавания.

План ответа

Предложите технологию проведения занятий по этой теме, содержание которых включает:

основные компоненты компьютера и их функции; программный принцип работы компьютера;

типовые задачи к данному разделу.

Необх-ть использования коммуникационных техн-й (КТ) возникла в процессе инф-ции общества, когда возникли задачи, к-ые невозможно решить без орг-и инф-ой связи между компьютерами:

1) перенос инф-и на большие расстояния;

2) совместное использование несколькими компами дорогостоящих ап-ных, прогр-ых и инф-ных ресурсов;

3) необх-ть ан-за большого кол-ва инф-и;

5) совместная работа над большим проектом.

В связи с этим возникла потреб-ть выдел-я отдельного раздела «КТ» в рамках школьного курса И.

Данная тема относится к линии «ИТ» и широко представлена в современных учебниках по информатике.

Базовый курс

Семакин. Данная тема раскр-ся в рамках главы «Передача информации в КС». Отличительной особ-ю яв-ся наличие мат-ла про ап-ное обесп-е сети (хост-машина, линия связи, модем) и ПО сети (сервер-программы, клиент-программы).

Профильный курс

Угринович. Дополнительными к баз.к. яв-ся вопросы, связанные с общ-ем в Интернете (чаты), со звуком и видео в Интернете, с разраб-ой веб-сайтов с исп-ем языка HTML.

Данная тема предст-на в заданиях ЕГЭ: 2 вопроса повышенного уровня сложности

Умение конструировать URL по формальному описанию (процент выполняемости 88%);

Умение прогнозировать результаты поиска в Интернете (63%).

В помощь к подг-ке к ЕГЭ м. предложить следующие пособия: задачник-практикум Семакина часть 2 и пособие Макаровой «Информатика и ИКТ: подготовка к ЕГЭ».

Учащиеся должны знать: понятия «компьютерная сеть», «сервер», «клиент», «Internet», «ресурсы Internet», «World Wide Web», «Web-страница», «гипертекст», «гиперссылка»; «электронная почта», «почтовый сервер», «почтовый клиент», «адрес электронной почты»; аппаратное и ПО сети; порядок подключения к комп-ной сети; историю возникн-я и разв-я сети Internet; пр-пы адресации в Internet; службы Internet; назначение, основные возможности браузеров, почтовых пр-м и порядок работы с ними; правовые и этические нормы работы в Internet.

Учащиеся должны уметь: исп-ть пр-мы для навигации в Internet и для работы с электронной почтой; осуществлять поиск информации в Internet.

Вообще говоря, то насколько данная тема будет изучена зависит от того, есть ли возможность организовать практическую работу.

 

 

10. МИТ поиска и хранения информации: цели, задачи, содержание обучения, особенности методики преподавания.

Понятия базы данных, системы управления базами данных и принципы работы с ними, задания на ввод и редактирование записей, использование условий поиска информации; логические значения, операции, выражения. Поиск, удаление и сортировка данных.

Уч-ся д. з.: 1)что такое БД, СУБД, инф-ая с-ма;

2) что такое реляц. БД, ее эл-ы (записи, поля, ключи); типы и форматы полей;

3) стр-ру- команд поиска и сорт-ки инф-ции в БД.

Уч-ся д. у.: 1) открывать готовую БД в одной из СУБД реляц. типа;

2) орг-ать поиск инф-и в БД;

3) редакт-ть содер-ое полей БД;

4) сортир-ть записи в БД по ключу;

5) добавлять и удалять записи в БД.

И.Г. Семакин тема рассм-ся 5 параграфов.

Тема 1: Осн. пон-я. Расс-ся основ. пон-я, опред-ия.

Тема 2: Что такое СУБД. Приводятся примеры СУБД, режимы работы СУБД, действия с СУБД. Тема 3: Усл-я поиска и простые лог. выр-я. Рассматр-ся усл-я поиска, примеры рассм-ся поиска и простые логические выражения.

Тема 4: Условия поиска и сложные логические выражения. Рассм-ся усл-я поиска, примеры расс-ся поиска и сложные логич.выр-ия, таб. высказ-ний и лог. выр-й. Осн. задача — смоделировать циклы по бд. Проблему м. поставить, задав серию наводящих вопросов.

Фрагмент методики

а) Практическая работа

Научить загружать БД Access, пользоваться основными командами меню Access. Сф-ть ум-е ред-ть записи в БД. Научить орг-ть поиск в базе данных, запросы, создавать отчеты. Работа с учебной БД. Обработка данных в режиме таблицы и формы, поиск, сортировка, фильтрация записей. Изменение, удаление, добавление записей в базу данных. Орг-я поиска данных. Организация запросов. Создание отчетов. Использует основные команды меню Access. Изменяет, удаляет, сортирует, добавляет записи в базу данных. Орг-ет поиск данных, запросы, создает отчеты.

б ) Практическая работа

Научить прим-ть зн-я по работе с записями в базе данных, организации поиска данных, запросов и созданию отчетов

Заполнение, редактирование созд-ой БД. Поиск данных, составление форм и отчетов. Изменение, удаление, сортировка, добавление записей в базу данных. Орг-я поиска с использованием различных вариантов совпадения с образцом. Производит ред-е записей в БД (их изменение, удаление, добавление, сортировка). Применяет различные варианты поиска.

Создание БД. Создание таблицы с помощью Мастера

В окне База данных нажмите кнопку Таблицы, а затем кнопку Создание таблицы с помощью мастера.

Заполнение таблицы. В процессе созд-я таблицы, вы встретились с понятием ключа. Первичный ключ (в последующем будем называть просто ключом) – одно или несколько полей, сов-ть к-ых однозначно определяет любую запись таблицы. В нашем варианте ключевым является поле Адресат. В таблице видно, что это поле – счетчик, т.е. нумерует записи в порядке ввода. Заполнять поле Адресат не нужно, счетчик срабатывает автоматически, как только заполнена хоть одна ячейка строки таблицы.

Любая таблица Microsoft Access может быть представлена в двух режимах: режиме таблицы, предназначенном для ввода данных, их просмотра и редактирования; режиме конструктора, предназначенном для создания и изменения таблицы.

Если внимательно рассм-ть сод-мое ячейки, то м. увидеть некоторую разметку — маску ввода. Маска ввода — это шаблон, позволяющий вводить в поле значения, имеющие одинаковый формат. Маска ввода автоматически изображает в поле постоянные символы. При вводе данных в поле нет необходимости набирать эти постоянные символы, даже если они должны быть включены в значение поля; достаточно заполнить пустые позиции в маске ввода. Кроме того, Microsoft Access не позволит ввести в поле значения, не вписывающиеся в определенную для этого поля маску ввода.

Для того, чтобы изменить маску ввода для телефона, следует переключиться в режим конструктора таблицы. Это можно сделать, выбрав команду Конструктор меню Вид или при помощи кнопки панели инструментов.

Окно конструктора содержит таблицу, в первом столбце которой перечислены поля, а во втором типы данных (форматы).

УГРИНОВИЧ Н.Д. – 9 класс – Глава 3 – после изучения Графической, текстовой информ-ии – 10 часов

 

Элективные курсы, обязательные для посещения учащихся, входящие в состав информационно-технологического профиля обучения на старшей ступени школы. Особенности элективных курсов по информатике. Функции элек. курсов.

Элективные курсы (electus - это "избранный" с лат.) - это курсы, обязательные для изучения, направленность которых школьник выбирает самостоятельно. При этом такие курсы не должны повторять программу базового среднего образования или так называемых профильных курсов.

Элективные курсы, (курсы по выбору) в отличие от факультативных курсов, обязательны для старшеклассников и реализуются за счёт школьного компонента и могут выполнять несколько функций:

1.дополнять содержание профильного курса;

2.обеспечить для наиболее способных школьников повышенный уровень изучения того или иного учебного предмета;

3.удовлетворять разнообразные познавательные интересы школьников, выходящих за рамки выбранного им профиля. Особенности элек. курсов.

Специфика содержания элективных курсов по информатике определяется рядом факторов. К числу важнейших из них относят:

1. интенсивный характер межпредметных связей информатики с другими учебными предметами, широкое использование понятий, методов и средств присущих этой отросли научного знания, при изучении других предметов;

2. значение изучения информатики для формирования ключевых компетенций выпускника современной школы, приобретения образовательных достижений, востребованных на рынке труда;

3. исключительная роль изучения информатики в формировании современной научной картины мира;

4 интегрирующая роль информатики в содержании общего образования человека, позволяющая связать понятийный аппарат естественных, гуманитарных и филологических учебных дисциплин.

Для чего нужны элективные курсы? Во-первых, они помогают школьнику определиться со специализацией и понять, какая профессия ему больше подходит. Во-вторых, элективные курсы выступают своего рода дополнением к основному курсу, что дает возможность углубить знания подростка в интересном для него направлении. Обучение проводится в нестандартной форме, что мобилизует внимание и творческие способности учащихся.

Выделяется несколько типов элективных курсов:

1. Предметные курсы. К таким курсам относятся:

· Элективные курсы повышенного уровня.

· Элективные спецкурсы.

· Прикладные элективные курсы.

· Элективные курсы, посвященные истории предмета.

· Элективные курсы, посвященные изучению методов решения задач, составлению и решению задач на основе эксперимента.

2. Межпредметные элективные курсы. В профильной школе такие курсы могут выполнять две функции:

быть компенсирующим курсом для классов гуманитарного и социально-экономического профилей;

быть обобщающим курсом для классов естественнонаучного профиля.

3. Элективные курсы по предметам, не входящим в базисный учебный план. Это курсы, посвященные психологическим, социальным, культурологическим, искусствоведческим проблемам.

Изучение информатики и информационных технологий в старшей школе на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:

o Освоение и систематизация знаний, относящихся к математическим объектам информатики; построению описаний объектов и процессов, позволяющих осуществлять их компьютерное моделирование; к средствам моделирования; к информационным процессам в биологических, технологических и социальных системах;

o Овладение умениями строить математические объекты информатики, в том числе логические формулы и программы на формальном языке, удовлетворяющие заданному описанию; строить программы на реальном языке программирования по их описанию; использовать общепользовательские инструменты и настраивать их для нужд пользователя;

o Развитие алгоритмического мышления, способностей к формализации;

o Воспитание дисциплины проектной деятельности, в том числе умения планировать свою деятельность, работать в коллективе; чувства ответственности за использование результатов своего труда другими людьми; установки на позитивную социальную деятельность в информационном обществе, недопустимости действий, нарушающих права и законные потребности граждан;

o Приобретение опыта создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств; построения компьютерных моделей, коллективной реализации информационных проектов, преодоления трудностей в процессе интеллектуального проектирования.

 

 

12. Общие вопросы методики изучения раздела «Алгоритмы и исполнители»: цели, задачи, содержание обучения, особенности методики преподавания.

Предложите технологию проведения занятий по этой теме, содержание которых включает:

понятие алгоритма, свойства алгоритма, способы записи алгоритмов, исполнители алгоритмов: назначение, среда, система команд. Примеры исполнителей, работающих в обстановке, и исполнителей, работающих с величинами, алгоритмические конструкции. Построение алгоритмов на основе структурного подхода и метода пошаговой детализации.

СЛ: Алгоритм-ция и прогр-ние.

Цели раздела "алгоритмизация": школьников нужно научить:

1) основным способам организации действий в алгоритмах;

2) основным способам организации данных;

3) применению алгоритмических конструкций при составлении алгоритмов решения разнообразных классов задач.

Требования к знаниям и умениям учащихся

иметь представление о:

· свойствах исполнителя (система команд, Среда, элементарные действия); подпрограмме как средстве реализации вспомогательных алгоритмов;

дожны знать:

· понятие алгоритма как организованной последовательности действий, доступных для некоторого исполнителя; свойства алгоритма (дискретность, детерминированность, результативность, массовость), способы представления алгоритма;

должны уметь:

· исполнять готовые алгоритмы, находить в них ошибки; оценивать область применимости данного алгоритма; составлять алгоритмы, реализующие условие задачи.

Существует множество определений алгоритма. Вот несколько из них: 1)алгоритм - это совокупность четко определенных правил решения задачи за конечное число шагов; 2) алгоритм есть система предписаний, предназначенных некоторому исполнителю для решения некоторого класса задач. Алгоритмизация - это процесс составления алгоритма.

Шаги подготовки задачи к алгоритмизации:

1. Математическая постановка задачи:

- что дано - перечисление исходных данных;

- что требуется - перечисление результатов;

- условия допустимости исходных данных.

2. Математическая модель - все необходимые для получения результата правила и законы.

3. Метод решения - оптимальное использование имеющейся в распоряжении математической модели.

Очень важна в разделе Алгоритмизация роль Исполнителя алгоритма.

Исполнитель - объект, изменяющий свое состояние под воздействием последовательности поступивших извне команд (программы) в соответствии с некоторой договоренностью.

На уроке, посвященном понятию исполнителя алгоритмов, учитель должен донести до учащихся следующие идеи. Во-первых, человек далеко не единственный исполнитель алгоритмов. Во-вторых, любой исполнитель состоит из устройства управления и "рабочего инструмента". В-третьих, каждый исполнитель алгоритмов обладает ограниченным набором допустимых действий. В-четвертых, для решения одних и тех же задач исполнители с более "бедным" набором допустимых действий требуют более сложных и подробных алгоритмов. В-пятых, разные классы задач требуют разных наборов допустимых действий, разных исполнителей.

Метод пошаговой детализации заключается в построении по существенным признакам алгоритма действий. Он способствует формированию навыков учения и самообучения, поскольку процесс формирования умственных действий обучаемого начинается с полностью развернутого материализованного действия и заканчивается наиболее общей, сокращенной и автоматизированной формой умственного действия.

Метод пошаговой детализации играет важную роль в развитии способностей к общению, коллективной деятельности. Он позволяет организовать коллективное решение школьниками сложных задач. При этом отрабатываются следующие навыки:

1. разделение действий между разными участниками и их кооперациями при решении задачи;

2. осознание и учет одним учащимся способа решения задачи, осуществленного другим;

3. взаимный контроль и оценка действий учащихся в ходе решения задачи.

Таким образом, алгоритмизация позволяет учителю вести учебную деятельность в форме коллективного диалога.

Задачи на составление алгоритмов на одном из специальных языков алгоритмизации (Е-практикум, в системе Кумир и пр.) можно разбить на четыре типа:

· найти ошибку в алгоритме,

· определить, каков результат выполнения алгоритма,

· составить алгоритм,

· построить математическую модель, составить алгоритм, написать программу.

Например, “Найти ошибку в алгоритме:

1. Значение b умножить на два;

2. a присвоить значение b;

3. вывести значение b на экран”.

Причем важно, чтобы учащиеся проговаривали обоснование выбора, поскольку, как показывает практика, темы Алгоритмизация и Программирование являются наиболее сложными в курсе информатики.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 538; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.131.38.208 (0.01 с.)