Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 2. Обучение на основе информационно-коммуникационных технологий↑ Стр 1 из 11Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Введение В каком веке мы живем? Сказать, что XXI век – это век развития техники и технологий, значит не сказать ничего. Новейшие компьютерные системы и программы, развивающаяся сеть Интернет, компьютерные и телекоммуникационные технологии, спутниковые системы связи активно внедряются во все сферы деятельности человека, придавая совершенно новое значение информации как определяющей категории экономического, социального, культурного развития общества и критерия его стабильности. Сегодня уровень современных информационных, промышленных, экологических технологий настолько сложен, что каждое отдельно взятое государство, регион не в состоянии решать связанные с ними проблемы самостоятельно. Требуется глубокая интеграция деятельности – отсюда заинтересованность всех в достаточно высоком уровне развития каждого [25, 37]. Высокий уровень технологий и огромные информационные объемы требуют и высокого профессионального уровня людей, которые вовлечены в технологический процесс, их высокого интеллектуального развития, критического, аналитического мышления, умения принимать верные решения. Мы оказались в чрезвычайно сложном и интегрированном мире. Поэтому выпускники образовательных учреждений помимо профессиональных знаний должны обладать потенцией глобального мышления, знанием и пониманием процессов, происходящих не только в отдельно взятом регионе, но и во всем мире. Это качественно новый взгляд на сущность образования, необходимость гибких, адаптивных систем получения знаний, предусматривающих возможность достаточно быстрой профессиональной переориентации, повышения квалификации, саморазвития на любом отрезке жизненного пути человека. Но готов ли сам человек к жизни в таких условиях? Готов ли он пропускать "через себя" и естественно "усваивать" новую информацию, если известно, что в наше время каждые два года общий объем информации, который накапливает человечество, удваивается? Как справиться с этим потоком информации? Очевидно, что поток обрушивающейся информации будет способствовать достижению образовательных целей тогда, когда обучающиеся и мы сами будем обучены восприятию информации и ее использованию. Поэтому задача развития у обучающихся и педагогов умений и навыков, позволяющих ориентироваться и взаимодействовать с огромными информационными массивами, становится актуальной уже сегодня. Недостаточно иметь внимательного и послушного ученика или студента, добросовестно усваивающего информацию. В современных условиях учащийся должен уметь поставить проблему, найти и отобрать необходимый материал, логически его организовать и самостоятельно сделать вывод. Тогда и в будущем его действия будут организованными, системными, а решения - конструктивными. В результате изменяется роль педагога в учебном процессе, его социальная функция. Важным является познакомить обучающихся с миром информации, научить самостоятельно работать с информационными источниками, критически оценивать и анализировать получаемые знания и применять их для решения различных задач. Изменения функций педагога связаны и с появлением новых задач в образовательной деятельности: определения роли и места в учебном процессе компьютерных и телекоммуникационных технологий, понимания механизмов восприятия и усвоения информации, представленной в электронном варианте, введения новых методов и технологий обучения. Необходимо помнить, что недостаточным оказывается просто создание условий для обучения. Нельзя заставить ученика или студента изучать то, что ему неинтересно, и он не видит возможности применения своих знаний в будущем. Желание учиться - это, прежде всего, осознание обучающимися важности этой деятельности для дальнейшей жизни, это осмысление зависимости успеха, благополучия от качества приобретаемых знаний, умений, навыков и формирование на этой основе образовательных потребностей. Будет это желание заложено педагогом, атмосферой в образовательном учреждении, значит, эффективным будет и сам процесс обучения. Использование современных компьютерных и телекоммуникационных технологий в учебном процессе позволит педагогу решить поставленные перед ним задачи на качественно более высоком уровне, а, кроме того, повысить качество учебного материала, разнообразить формы работы с обучающимися и усилить образовательные эффекты, поскольку дает дополнительные возможности для индивидуализации их деятельности. Информационно-коммуникационные технологии могут быть положены в основу проектной деятельности обучающихся, что позволит успешно реализовать их интеллектуальный потенциал и развить творческие способности. Претворение в жизнь реализованных проектов может служить стимулом для успешного обучения, усилить интерес к изучению дисциплин и позволит решать не только учебные задачи, но и задачи воспитания культуры. Использование ИКТ обеспечивает и формирование у обучающихся новых компетенций, знаний и умений, связанных с различными видами информационной деятельности, которые им потребуются в современном информационном обществе. Применение ИКТ позволит реализовать дифференцированный подход к обучающимся с разным уровнем готовности к обучению, обладающих различными способностями и возможностями, а, следовательно, создать адаптивную систему обучения [13, 28, 32]. Место ИКТ в учебном процессе и глубина их проникновения в частные предметные методики напрямую зависит от уровня подготовленности педагога к использованию компьютерных и телекоммуникационных технологий в педагогической и внеурочной деятельности, уровня владения современными педагогическими методиками, требующими новых форм организации учебного процесса. Качество занятия, проводимого с использованием ИКТ, сегодня становится критерием квалификации преподавателя. Желание педагога модернизировать учебный процесс путем внедрения в него различных информационных средств и технологий, сделать его качественным и более ориентированным на обучающихся, стремление расширить свой кругозор в области ИКТ – все это вызывает необходимость постоянного повышения квалификации. Данное пособие познакомит с дидактическими свойствами информационно-коммуникационных технологий и поможет педагогам оценить возможности их использования в учебном процессе, познакомит со способами формирования мотивации обучающихся к использованию ИКТ и влиянием этих технологий на развитие индивидуальных способностей обучающихся. Тема 1. Информатизация системы образования 1.1. Основные понятия, связанные с информатизацией образования Важной отличительной особенностью современного этапа развития общества является расширяющийся процесс его информатизации. Начавшись в 70-х гг. прошлого столетия, процесс информатизации общества в последние годы приобрел поистине глобальный характер. В настоящее время он охватил не только все развитые страны мирового сообщества, но и многие развивающиеся страны. Под воздействием информатизации происходят кардинальные изменения во всех сферах жизни и профессиональной деятельности людей: в экономике, науке, образовании, культуре, здравоохранении, бытовой сфере [11, 30, 35]. В течение последних лет многие страны мира демонстрируют последовательное и устойчивое продвижение к построению информационного общества, которое призвано создать наилучшие условия для максимальной самореализации каждого человека, для эффективного решения профессиональных, экономических, социальных и других задач. Переход от индустриального к информационному обществу приводит к изменению системы ценностей. Основными ценностями являются информационные ресурсы и научные знания, направленные на развитие и стабилизирование современного общества, на регулирование отношений как внутри каждой страны, так и между странами и народами. Информационные ресурсы и технологии стали определяющими критериями экономического развития страны и ее рейтинга [35]. Информационными ресурсами называют отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах) [32]. Под информационными технологиями подразумевают совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, обработку, хранение, распространение и отображение информации с целью снижения трудоемкости процессов использования информационного ресурса, а также повышения их надежности и оперативности [11]. Появление ИТ обусловлено развитием компьютерных, программных средств и сетей телекоммуникаций. Поэтому более развернутым является термин «информационно-коммуникационные технологии» (ИКТ), отражающий совокупность способов и средств работы с информационными ресурсами, способов организации общения на основе различных аппаратных, программных и телекоммуникационных средств. Среди множества ИКТ в последнее время все большую популярность приобретают спутниковые технологии, что связано с развитием российской спутниковой системы связи, запуском современных космических аппаратов. Для характеристики информационного общества используются понятия «компьютеризация» и «информатизация». Под компьютеризацией общества следует понимать разработку, производство и широкое использование компьютерной техники в производстве, науке, образовании и т.д. Радикальные изменения в структуре компьютеров и переход от ламповых ЭВМ к ЭВМ на полупроводниках послужили широкому их внедрению во все сферы жизнедеятельности человека [35]. В Федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации» информатизацией называют организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов [36]. В словаре «Профессиональное образование» информатизация – 1) возрастание объема знаний и иных сведений, вовлекаемых в сферу труда и другие сферы общественной жизни; социальный процесс повышения престижа информационных наук; 2) создание оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей граждан, организаций и учреждений [3]. Информатизация – это одно из наиболее значимых направлений мирового научно-технического прогресса, проявляющееся в разработке, развитии и внедрении в сферы жизни человечества технических достижений – персональных компьютеров, оптоволоконных каналов связи, сетевых и спутниковых технологий – и, обеспечивающее создание, функционирование высокоавтоматизированной информационной среды, открывающей доступ к местам хранения информации [30]. Следует признать, что на данный момент времени нет четкого определения термина «информатизация» и каждый пытается вложить в него максимальное количество показателей или признаков, отражающих количество компьютерной техники на душу населения, уровень развития телекоммуникационной системы, наличие программных средств и технологий, количество обученных работников в области ИКТ и т.д. Однако понятие «информатизация» не сводится к одной лишь технике или технологии независимо от уровня их развития. Информатизация раскрывает возможности использования информации, прежде всего знаний, в интересах человека и общества в целом и ведет к глубоким структурным, социально-культурным и духовно-культурным инновациям. Ее центральными проблемами становятся производство, распространение и преобразование общедоступной информации. Развитие информационных технологий дает возможность решения глобальной проблемы доступа к информации и, соответственно, к знанию в любой момент времени и в любом месте. С другой стороны, формирующаяся информационная среда заставляет по-новому подойти к рассмотрению проблемы взаимоотношения человека и информации, по-новому увидеть перспективы научно-технической революции и цивилизованного развития общества. Оперативность коммуникаций позволяет людям, живущим в разных городах, регионах общаться между собой, вести совместные исследования и оперативно обмениваться результатами. Поэтому информатизацию можно определить как глобальный процесс производства и повсеместного использования информации, основанный на широком внедрении методов и средств сбора, обработки, хранения и передачи информации и существенно влияющий на уровень и качество жизни общества [30]. Однако использовать информацию, грамотно ею распоряжаться смогут лишь те члены общества, которые будут обладать необходимыми знаниями, позволяющими ориентироваться в информационном пространстве, жить и работать в современном обществе. Следует признать тот факт, что по мере вхождения в информационное общество система школьного и послешкольного – профессионального и вузовского образования – все больше становится неадекватной. Существующая образовательная система не позволяет удовлетворить увеличение спроса на образование – наблюдается разрыв между числом людей, желающих получить образование и имеющих возможность получить его; обеспечить качественность предоставляемых знаний – профессиональное образование не успевает, особенно в содержательном плане, следовать за быстро изменяющимися информационными объемами и технологиями, что проявляется в консервативности методов обучения; обеспечить фундаментальность, индивидуализацию и профилизацию обучения. Обозначенные кризисные проблемы отмечены в многочисленных работах специалистов [9, 22, 24, 25, 26, 29, 35, 38] и т.д. Необходима переоценка (важным является четкое представление конечных стратегических целей, задач и необходимый уровень качества их достижения), а также существенная перестройка не только сложившейся образовательной структуры, но и содержания, средств, методов и технологий обучения. Речь идет об информатизации системы образования. Информатизация образования – процесс обеспечения системы образования информационными средствами, продукцией и технологиями с целью совершенствования механизмов управления системой образования на основе использования автоматизированных банков данных; совершенствования методологии отбора содержания, методов и организационных форм обучения и воспитания; создания методик, ориентированных на развитие интеллекта учащихся, на формирование у них способности самостоятельно оценивать информационно-поисковую и экспериментально-исследовательскую деятельность; разработки компьютерных тестирующих и диагностических методик, обеспечивающих объективный, систематический и оперативный контроль и оценку уровня знаний учащихся [3]. С информатизацией в сфере образования связаны наиболее существенные изменения, что позволило подготовить почву для развития и совершенствования ИКТ. Информатизация образования сегодня рассматривается как один из основных путей модернизации существующей образовательной системы. В задачи современной системы образования входит не столько передать учащимся как можно больший объем знаний, сколько научить их добывать эти знания и ориентироваться в обширном море информации; подготовить интеллектуально-развитых, творческих личностей; раскрыть их индивидуальные способности на основе вовлечения в разнообразную самостоятельную деятельность в различных областях знания. Необходимо гуманитарное, языковое развитие учащихся, способствующее их общему культурному и интеллектуальному развитию. Знакомство с культурой, традициями других народов, с их языком, уважение культуры других народов, развитие речи, коммуникативных способностей помогает не только повышению культурного уровня человека, но и не может не влиять на нравственное, духовное становление личности. Одним из слагаемых общей культуры является информационная культура, понимаемая как высшее проявление образованности, включая личностные качества человека и его профессиональную компетентность. Информационная культура означает не только умение работать на компьютере, но и знания и навыки эффективного пользования информацией; умение ориентироваться в современной информационно-образовательной среде, умение искать, отбирать и критически анализировать информационные ресурсы, умение общаться с помощью современных телекоммуникационных средств [3]. Одной из важных задач считаются фундаментализация образования, которая должна существенным образом повысить его качество и обеспечение большей доступности системы образования для населения путем широкого использования возможностей дистанционного обучения и самообразования с применением перспективных ИКТ [22, 25, 29]. Под термином «фундаментализация» понимается существенное повышение качества образования и уровня образованности людей путем соответствующего изменения содержания изучаемых дисциплин и методологии учебного процесса [22]. Фундаментализация образования предполагает его ориентацию на изучение основных законов природы и общества, а также природы и назначения самого человека. В критических и стрессовых ситуациях, когда человек сталкивается с новыми сложными природными и социальными явлениями, используемый подход позволит самостоятельно находить и принимать ответственные решения. Под дистанционным обучением понимается целенаправленный процесс интерактивного (диалогового), асинхронного или синхронного взаимодействия преподавателя и обучающихся между собой и со средствами обучения, индифферентный к их расположению в пространстве и времени [11]. Необходимо отметить и качества обучающихся, формированию которых должно быть уделено особое внимание: системное научное мышление, экологическая культура, информационная культура, творческую активность, толерантность, нравственность. Именно эти качества позволят выпускникам успешно адаптироваться, жить и работать в условиях современного информационного общества и обеспечат его устойчивое развитие. Решение этих задач стало возможным благодаря информатизации системы образования и включения в нее информационно-коммуникационных технологий. Важным качеством современных ИКТ является их универсальность как основы в организации любой деятельности, связанной с информационным обменом, основы создания информационно-образовательной среды. При этом информационно-образовательной средой называют педагогическую систему, дополненную материально-технической, финансово-экономической, нормативно-правовой, управленческой и маркетинговой подсистемами, обеспечивающими организацию образовательного процесса на основе информационных технологий [31]. Это сформированное образовательное пространство с едиными технологическими средствами ведения учебного процесса в среде Интернет, независимых от профессиональной специализации (уровня предлагаемого образования), организационно-правовой формы и формы собственности учебных заведений [30]. Информационно-образовательная среда является распределенной, построенной на технологиях удаленного доступа к информационным ресурсам и компьютерных средствах общения, способной обеспечить единый способ представления информации, возможность открытого доступа к базам данных, оперативную обработку больших объемов информации. Дистанционное образование – это система, в которой реализуется процесс дистанционного обучения и осуществляется индивидуумом достижение и подтверждение образовательного ценза [1, 30]. Информатизация образования предполагает решение ряда последовательных задач: техническое оснащение учреждений образования, создание электронного контента, разработка новых методик и технологий обучения, переподготовка и повышение квалификации педагогических кадров, технических специалистов и управленческого персонала. Несомненно, что рост количества компьютерной техники повышает уровень информатизации конкретного образовательного учреждения и этот показатель необходимо увеличивать. В России одним из первых шагов в решении данной задачи, положивших начало информатизации образования, считается правительственное решение 1985 г. о направлении в сферу образования нескольких тысяч первых советских персональных ЭВМ и о введении в средних школах курса «Основы информатики и вычислительной техники» [30]. Именно с того времени в общественное сознание начало входить новое понятие «компьютерная грамотность». Компьютерная грамотность означает владение навыками решения задач с помощью ЭВМ, а также понимание основных идей информатики и роли информационных технологий в развитии общества [30]. Представляется, что понятие «компьютерная грамотность» должно включать также компоненту, отражающую психологические проблемы и последствия использования ИТ в учебном процессе, психологическую структуру взаимодействий субъектов обучения, особенности формирования положительного отношения к овладению компьютерной грамотностью и т.д. [3]. На сегодня, как показывает анализ по системе образования Томской области, среднее число компьютеров в вузе составляет 1000 штук, для общего образования эти цифры скромнее: компьютерные классы имеют 80% городских школ и только 24% – сельских школ. На 38 учреждений начального профессионального образования приходится 44 компьютерных класса, однако при этом некоторые училища имеют по два или три класса, в то время как 8 не имеют техники вообще. Очевидно, что это достаточно низкие цифры и это одна из проблем информатизации [14]. Другой не менее важной задачей является технологическое обеспечение учебного процесса на основе ИКТ. Даже при существующем высоком уровне технического оснащения важно знать, как используются компьютеры в учебном процессе, изменились ли методики обучения, повысилась ли эффективность проведения учебных занятий и как это отразилось на качестве полученных знаний обучающихся. Анализ использования компьютеров показывает, что применяются они, в основном, для изучения информатики в рамках учебного предмета. Применение их для преподавания других дисциплин не носит системного характера вследствие ряда причин – недостаточной оснащенности образовательных учреждений периферийным оборудованием, особенно мультимедийным, развитости сетевой инфраструктуры, слабой подготовкой педагогов к использованию ИКТ в образовательном процессе, отсутствием соответствующего методического обеспечения и методик по его использованию, отсутствием у педагогов и административных работников мотивации внедрения ИКТ в педагогическую и внеучебную деятельность [18, 24]. В настоящее время в педагогической практике только разрабатываются методики использования ИКТ, и в условиях информационного общества в практике образовательных учреждений в основном применяются традиционные методы обучения. Однако в инновационной педагогике уже имеется достаточный опыт использования ИКТ в учебном процессе на разных уровнях образования. Важно обобщить этот опыт и внедрить его в практику в виде конкретных методик обучения, которые позволят методически правильно организовать занятие с использованием разных видов информационно-коммуникационных технологий. Выбор модели проведения занятий должен определяться, в первую очередь, конкретными целями и ожидаемыми результатами обучения, содержанием учебных дисциплин, степенью необходимой активности обучаемых. Выбирая модель, учитель не должен останавливаться на использовании какой-либо одной технологии, а стремиться к оптимальному сочетанию целого ряда различных технологий. В Томском государственном университете разработан комплект учебно-методических материалов, в которых представлены дидактические модели проведения уроков с применением ИКТ. Его основу составляют видеоуроки, позволяющие в динамике представить все этапы проведения урока, от постановки цели и задач до подведения итогов, а также используемые методические приемы [15]. Особенности разработанных дидактических моделей определяются не только тщательной проработкой механизмов включения ИКТ в учебный процесс, но и анализом возможностей ИКТ с точки зрения решения дидактических задач. Использование современных ИКТ в учебном процессе позволяет повысить качество учебного материала и усилить образовательные эффекты, поскольку дает педагогам дополнительные возможности для построения индивидуальных образовательных траекторий учащихся и реализовать дифференцированный подход к обучению школьников, обладающих различными способностями и возможностями. создать адаптивную систему обучения [13]. Все представленные дидактические модели основаны на учете требований СанПиН 2.2.2.542-96, которые регламентируют возможности применения компьютеров в учебном процессе с учетом возрастных особенностей учащихся. Добавить о моделях и методиках Успешное техническое и технологическое обеспечение процесса информатизации образования актуализирует проблему отсутствия электронного контента, необходимого для формирования учебно-методической базы по освоению современных ИКТ, педагогических технологий, приемов и методов их включения в учебную практику [15]. Электронный контент – это объединение электронных ресурсов, необходимых для организации и управления учебным процессом. Создание электронного контента откроет педагогу реальные возможности использования ИКТ в учебном процессе – локальных и сетевых ЭОР, ресурсов удаленного доступа, сетевых технологий и технологий спутникового вещания, определяющиеся требованиями современного информационного общества и системы образования, развитием информационных технологий, оснащением образовательных учреждений компьютерными и телекоммуникационными средствами. Аналогично тому, как изобретение книгопечатания сделало книгу доступной для всех и принципиально изменило систему образования, так и для информатизации образования необходимо создание электронных источников информации и обеспечение их доступности. Под терминами «электронный ресурс», «электронное издание», «электронные средства учебного назначения» и другие понимаются все виды компьютерных ресурсов, содержащие информацию в текстовом, графическом, звуковом, видеоисполнении и т.д. Под электронным образовательным ресурсом (изданием) (ЭОР) или (ЭОИ) следует понимать электронный ресурс, содержащий систематизированный материал по соответствующей научно-практической области знаний, обеспечивающий творческое и активное овладение обучающимися знаний, умений и навыков в этой области [12]. Решить проблемы создания электронного контента помогают сетевые технологии доставки учебной и методической информации и технологии спутникового Интернет-доступа, интегрирующие в себе Интернет-технологии, технологии видео- и радиовещания. В последние годы значительно улучшилась динамика подключения к компьютерным сетям образовательных учреждений. К сожалению, в силу удаленности ряда регионов, районов невозможно провести оптоволоконные линии и установить наземные Интернет-коммуникации [15]. Спутниковые технологии позволяют расширить спектр образовательных услуг, учебную аудиторию и качественно изменить характер учебно-методического обеспечения, в основе которого лежат видеолекции преподавателей с использованием разнообразных графических, анимационных и других электронных приложений. Разнообразие форм представления и отображения учебного материала, форм оценки знаний, умений и навыков, технологий обучения – все это вызвано потребностями педагогов, работающих в современной системе образования. Не преподаватель и учебник являются в этой системе главными и основными источниками информации по каждой учебной дисциплине, а задача учащихся сводится к самостоятельному поиску информации, к ее анализу и обоснованию самостоятельно сделанных выводов, что предполагает наличие у обучающихся исследовательских навыков, умения проектировать собственное образовательное пространство, организовывать свою учебную деятельность. Решение данной задачи невозможно без подготовки нового поколения преподавателей, способных к проектной деятельности, к построению индивидуального образовательного пространства учащихся, к исследовательскому и новаторскому поиску, направленному на качественное обновление системы современного российского образования [10, 13]. Пересмотр и радикальное изменение содержания образования на всех его уровнях ориентируются, прежде всего, на выработку качественно новой модели подготовки обучающихся к жизни и деятельности в условиях информационного общества, формирования у них совершенно новых, необходимых для этих условий личных качеств и навыков. Все эти вопросы должны решаться в программах переподготовки и повышения квалификации. Необходимы многоуровневые образовательные программы, которые знакомят педагогов не только с основами компьютерной грамотности, но и возможностями компьютера как мощного дидактического средства. Знание дидактических возможностей компьютера позволят педагогу не только использовать его в учебном процессе, но и реализовать с его помощью обучение, основанное на иных организационных и дидактических принципах, разработать собственные электронные образовательные ресурсы. Знание информационных технологий позволит педагогу более эффективно спланировать и провести занятие, оценить уровень полученных знаний и умений, активизировать деятельность обучающихся и т.д. Знание современных педагогических технологий, основанных на использовании ИТ, особенно важно для отечественной системы образования с ее жесткой классно-урочной системой. Поэтому для реализации информатизации образования необходимо непрерывное повышение квалификации преподавателей. Построение дидактических моделей, разработка новых обучающих средств, проектирование деятельности на основе ИКТ должно стать основой программ повышения квалификации преподавателей в области ИКТ. Таким образом, информационные ресурсы, компьютерные и телекоммуникационные средства, информационно-коммуникационные технологии, повышение квалификации педагогов – вот ключевые понятия, отражающие информатизацию образования. 1.2. Направления информатизации образования В 1998 году была разработана Концепция информатизации сферы образования, которая определила основные направления и этапы развития важного процесса развития нашего общества [22]. Подчеркивалось, что информатизация образования является не только следствием, но и стимулом развития информационно-коммуникационных технологий для обеспечения социально-экономического развития общества. В основе федеральной целевой программы «Развитие единой информационно-образовательной информационной среды (2001-2005 годы)» лежат следующие направления процесса информатизации [Программа РЕОИС], [20]. 1. Дидактическое обеспечение учебного процесса. 2. Подготовка кадров для информационного общества. 3. Компьютеризация и коммуникационное обеспечение образования. 4. Поддержка региональных программ информатизации. 5. Развитие информационных систем управления образованием. Следует сказать, что внедрение информационно-коммуникационных технологий в систему образования привело к подлинной революции на всех ее уровнях. В первую очередь это отразилось на информационной поддержке образовательного процесса и проявилось в создании учебных и учебно-методических электронных каталогов, развитии электронных библиотек, медиатек, компьютерных обучающих программ, тренажеров и т.д. Известно, что от совершенства учебного материала, его новизны, практической проработанности, а также формы представления во многом зависит качество и эффективность образования. Поэтому разработка дидактического обеспечения учебного процесса является одним из актуальных направлений информатизации системы образования. Но каким должно быть современное учебно-методическое обеспечение? Прежде всего, в нем должно учитываться постоянное увеличение объема знаний по всем дисциплинам, усложнение содержания материала, адаптивность к личностным особенностям обучающихся, комплексность процесса обучения, что вызывает необходимость использования для разработки учебно-методических материалов компьютерных и телекоммуникационных средств и технологий. На их основе возможно создание интерактивных, мультимедийных учебно-методических комплексов, включающих электронные учебные пособия, тестовые задания, практические тренажеры, справочную систему. В состав учебно-методического комплекса могут входить и образовательные ресурсы удаленного доступа, печатные учебные и учебно-методические издания, аудио- и видеоприложения. Разработка электронных ресурсов сопряжена с новыми дидактическими принципами, оказывающими влияние на подготовку, представление и отображение учебной информации. 1. Принцип распределенности учебного материала. 2. Принцип интерактивности учебного материала. 3. Принцип мультимедийного представления учебного материала. 4. Принцип адаптивности к личностным особенностям обучающегося [6, 7, 11]. Принцип распределенности учебного материала отражает возможность размещения и представления учебной информации в локальном и сетевом вариантах, что позволяет обеспечить оперативный доступ к ресурсам, научный обмен ресурсами и возможность осуществления совместных образовательных программ. Кроме того, распределение учебного материала по разным носителям позволяет обучающимся сделать выбор наиболее привычной формы представления информации, соответствующей их индивидуальным особенностям. Принцип интерактивности учебного материала основан на активном использовании при создании ЭОР гипертекстовой технологии представления учебной информации, позволяющей организовывать многоуровневую структуру с множеством гиперссылок для обеспечения связи. Интерактивность программы позволяет осуществлять многократное обращение к изучаемому материалу, формам контроля, что обеспечивает активное участие обучающегося в учебном процессе, более прочное усвоение знаний и закрепление их в умениях. Принцип мультимедийного представления учебного материала заключается в использовании технологий мультимедиа для представления учебного материала. Действительно, современное обучение уже трудно представить без мультимедиатехнологии (англ. multimedia – многокомпонентная среда), позволяющей объединять текст, графику, видео- и аудиозаписи, мультипликацию и тем самым расширять область применения компьютера в учебном процессе [11]. Такое объединение средств обеспечивает включение образного мышления и наглядное, глубокое и целостное восприятие материала, что также влияет на усвоение и закрепление полученных знаний. Привлечение мультимедиасредств дает возможность представлять учебный материал и с учетом психофизиологических особенностей восприятия обучающихся, что позволяет говорить об индивидуализации процесса обучения. Принцип адаптивности к личностным особенностям обучающегося заключается в приспособлении, адаптации процесса обучения посредством ЭОР к уровню знаний, умений и психологическим особенностям обучающихся. Современные электронные издания обладают колоссальными возможностями, и их использование в учебном процессе является оправданным. Однако полноценное их применение всегда требует серьезной проработки проблемы взаимодействия человека с компьютером, изучения механизмов воздействия информационны
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 938; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.254.177 (0.013 с.) |