Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Влияние информационно-коммуникационных технологий на развитие мышленияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Мы обозначали, что развитие мышления проявляется в развитии его качеств – быстроты, гибкости, оригинальности и точности. И здесь влияние информационно-коммуникационных технологий может проявиться в разных аспектах. Развитие быстроты мышления. Прямое воздействие на формирование быстроты мышления оказывают всевозможные обучающие программы, представленные в электронном варианте. В большинстве из них присутствуют задания, выполнение которых рассчитано на определенное время. Ограничения времени вызывают необходимость фиксации основной цели задания, внимания и быстрого принятия решения. Говорить о развитии быстроты именно дивергентного мышления можно только в тех случаях, когда эти программы основаны на нелинейных алгоритмах и при повторном использовании предлагают обучаемому все новые и новые ситуации, а также используют объемный банк разноуровневых заданий, адаптируясь под конкретного обучаемого [18]. Также прямое воздействие на развитие быстроты мышления оказывают методы обучения, используемые на занятиях. Особое значение имеют мозговые штурмы, сам принцип которых и состоит в выдвижении множества различных идей за ограниченное время. Использование инфо-коммуникационных технологий позволяет применить этот метод в обучении распределенной группы слушателей при организации консультаций, семинаров, викторин, олимпиад, а также в тех случаях, когда мозговой штурм требуется для выработки наиболее эффективного решения участниками совместного телекоммуникационного проекта. Косвенно на развитие быстроты мышления может влиять работа с поисковыми системами, основанными на принципах интерактивности (энциклопедии, словари, электронные библиотеки, каталоги и т.д.). Приведенные системы предоставляют обучающимся многовариантные схемы поиска необходимой информации. Поэтому педагогу при составлении заданий важно использовать не прямые указания для поиска информации (например, по определенному набору ключевых слов, по определенной тематике, обозначенной проблеме) за ограниченное время, а формулировать их обобщенно, оставляя за обучаемыми выработку и выбор различных вариантов поиска. Справедливо в этом высказывание Умберто Эко - “Энциклопедии замышляются для спорадического и никогда - для линейного чтения... Университетские профессора читают энциклопедии особенно изощренным образом. Допустим, мне надо узнать, мог ли Наполеон встретиться с Кантом. Я беру тома на “Н” и на “К”, смотрю, что годы жизни Наполеона – 1769-1821, а Канта – 1724-1804. В 1804 году Наполеон уже был императором, значит, не исключено, что они встречались. Наверно, я полезу смотреть об этом статью “Кант”, потому что Наполеон в своей жизни перевидал стольких людей, что о встрече его с Кантом в короткой статье могли и не упомянуть, а вот если Кант встречался с Наполеоном, то в статье о нем этот факт может быть упомянут. Короче говоря, мне придется лазить по полкам, совершать физический труд... С помощью же гипертекста я выполню эту работу за несколько минут или секунд” [41]. Очень полезно, если обучаемые будут фиксировать в письменной форме логику рассуждений при выполнении такого поиска. Подобная рефлексия приучает к анализу своих действий и выработке своеобразных алгоритмов, помогающих быстро выбрать способ действий в подобной ситуации. Косвенное влияние на развитие быстроты мышления может оказывать и многослойность образовательных электронных ресурсов, что приводит к необходимости быстрой оценки материала, его уровня сложности, важности, новизны и принятия решения по выбору траектории продвижения по материалу. Развитие гибкости мышления. Мы неоднократно упоминали, что выбор гибкого пути изучения учебного материала, варьирование форм представления учебной информации – все это обуславливает формирование определенной среды, в которой обучающийся чувствует себя более организованно, комфортно, уверенно, что оказывает непосредственное влияние на эффективность его учебной деятельности. В развитии гибкости мышления обязательно следует отметить моделирующие тренажеры, программы, в основе которых лежит возможность из заданного набора элементов моделировать различные процессы, явления, ситуации. Использование анимационных моделей расширяет арсенал средств наглядности и сферы их применения, что проявляется в формировании не только представлений, но и понятий, не только знаний, но и умений. Именно поэтому компьютерные модели используются практически во всех формах учебной деятельности. С их помощью обучающийся может увидеть реальное протекание различного рода процессов и явлений, а также понять их механизм, даже если он скрыт от непосредственного восприятия. Самостоятельно моделируя процессы на основе управляющих элементов, математически оценивая параметры, обучающийся развивает гибкость мышления, что позволяет ему, используя разные подходы, воссоздать реальную картину происходящего, определить степень необходимых воздействий, продолжительность процесса, время, необходимое для восстановления и т.д. Открывающаяся возможность управления процессами повышает сознательность обучающихся и эффективность обучения в целом. Математическое моделирование применяется для создания “виртуальных” аналогов лабораторных работ, которые можно использовать на лабораторных и практических занятиях со студентами и школьниками. Выполняя подобные работы, они используют “виртуальную” лабораторную установку, но обязательно адекватную для изучаемого явления. В биологических дисциплинах, например, невозможность проведения ряда лабораторных работ связана с отсутствием необходимого оборудования, использованием вредных для здоровья реактивов и препаратов, большой длительностью физиологических процессов, необходимостью воссоздания и поддержания условий эксперимента, а также с особенностями самих объектов исследования. Реализация работ в электронном варианте снимает обозначенные проблемы, и в результате доступными для изучения становятся такие невидимые в реальности или сложные для воспроизведения биологические, физиологические, генетические и другие процессы. Такая зрительная наглядность облегчает понимание обучающимися не только сути моделируемых явлений, но и развивает разностороннее мышление. Очевидно, что в любой продуктивной работе за компьютером есть потенциальные возможности развития гибкости мышления, даже когда все инструменты и принцип их действия заранее очень четко определены. Развитие же творческого мышления зависит от того, какие задачи поставлены перед обучающимся. Главное правило формулируется очень просто: при четкой конкретизации инструментов исполнения требования к конечному продукту деятельности обучающегося должны носить самый общий характер, оставляя простор для его самовыражения [18]. А. В. Хуторской считает необходимым использование открытых форм заданий, которые определяют только структуру их решения или отдельные элементы [37]. Дополнительное использование таких заданий в сочетании с программными средствами создает соревновательный момент: как при ограниченных возможностях получить наиболее интересный результат. Принцип открытости заданий важен еще и потому, что на его основе можно пробудить интерес к работе с компьютерными средствами, поскольку обучающийся на своем опыте может убедиться, что с помощью ограниченного набора инструментов и алгоритмов можно получать самые разнообразные результаты на основе своих творческих приемов и подходов. Очень многие программные средства универсального назначения именно благодаря своей универсальности служат прекрасным инструментом для выдвижения и реализации широкого многообразия идей по использованию определенного набора объектов в самых различных целях. А именно это и есть средство развития гибкости мышления. Среди заданий обучающимся могут быть предложены задания от простейших, носящих учебный характер, до исследовательских проектов: · на основе текстовых, графических редакторов создание вариантов оформления логотипов, рекламных буклетов, web-страниц с использованием определенных элементов; · выбор диаграммы, оптимальным образом иллюстрирующей решение некоторой задачи среди множества возможных диаграмм на основе пакета Microsoft Excel; · создание и исследование статистических и математических моделей различных процессов и явлений на основе объектов и методов, входящих в состав пакетов статистического анализа, систем символьной математики. Развитие оригинальности мышления. Формирование способностей, позволяющих обучаемому улавливать неочевидные ассоциации, продуцировать нестандартные идеи и решения проблем, по всей вероятности, является одной из актуальнейших и в то же время сложнейших педагогических задач. Оригинальность не всегда выражает правильность решения конкретной задачи, но всегда говорит о свободном стиле мышления, его развитии. Объективно подобное раскрепощение мышления может стать возможным благодаря комплексным свойствам информационной образовательной среды, позволяющей обучающемуся совместно с педагогом проектировать индивидуальную образовательную траекторию, подбирая наиболее подходящий график обучения, информационные ресурсы, наконец, методы обучения. Субъективно же очень большую роль здесь играет возможность самовыражения для каждого, когда педагог вместе с обучающимся не допускают необоснованных суждений и выводов, а предоставляют вероятность проявления инициативы. В этом случае особую роль играют информационные технологии организации учебного процесса, позволяющие каждому обучающемуся посредством приватной переписки с педагогом или участия в электронной конференции представить свой, расходящийся с общепринятым, взгляд на проблему. Очень часто обучающиеся создают персональные web-страницы как раз с той же целью, где автор может проявить оригинальность мышления в самой концептуальной структуре страницы, ее содержании и оформлении. Развитие точности мышления. Относимое к категории характеристик дивергентного мышления, это качество можно считать достаточно универсальным, поскольку оно бывает присуще и людям, не отличающимся творческими способностями. В то же время творческую познавательную деятельность без стремления к завершенности результата следует скорее считать имитацией творчества. Наиболее эффективным средством, стимулирующим обучающихся к совершенствованию продукта творчества, являются разнообразные формы коллективного сотрудничества и, конечно же, представление достигнутых результатов. Информационная образовательная среда учебного заведения позволяет объединить усилия для выполнения совместных телекоммуникационных проектов, в которых каждый участник несет ответственность за качество итогового результата. Например, при разработке Интернет-проектов ответственность за содержание, представление материала, его оформление и размещение лежит на каждом из участников. Приведенный способ апробации полученных результатов возлагает на авторов особую ответственность, поскольку такие публикации активно изучаются не только в самом учебном заведении, но и за его пределами. Этот момент является для обучаемых дополнительным стимулом к совершенствованию результатов своей работы. Объединение участников общей идеей, достижение высокого результата и признание выполненной работы оказывает развитие на мышление, его точность. Следует подчеркнуть, что педагогические методы обучения в сочетании с информационно-коммуникационными технологиями играют решающую роль в развитии творческого и образного мышления, помогают обучающемуся приобрести уверенность в своих суждениях, действиях, побуждают к фантазиям, воображению, проведению сравнения и аналогий. Современные технологии могут помочь в развитии соответствующих способностей и сделать эффективнее многие этапы творческого процесса, позволяя добиваться все более и более совершенных результатов. Это не вызывает сомнений, когда мы говорим о научном поиске, изобретательстве, но не столь очевидно, когда дело касается литературного и художественного процесса. Для многих обучающихся само переписывание текста уже настолько утомительно, что ни о каком творчестве не может быть и речи и первый из написанных вариантов оказывается последним. В то же время использование специального текстового редактора позволило бы снять ряд проблем по работе с текстом, и тогда появился бы стимул совершенствовать содержание. В дополнение к этому существует возможность окунуться в исследование материалов сети Интернет, например критических статей, литературных обзоров, публикаций зарубежных авторов, познакомиться с электронными энциклопедиями, виртуальными музеями и их коллекциями, разнообразными мультимедийными материалами, рассказывающими и о писателе, и о том времени, которому посвящено литературное произведение [18]. Даже в художественном творчестве использование компьютерных средств и технологий стало настолько привычным дополнением к традиционным инструментам. А сколько возможностей для творчества предоставляют программы компьютерной графики и анимации. Для тех же, кому эта область творчества давалась с трудом, работа с графическими редакторами помогает стать смелее и поверить в свои возможности. Известно, что большинство детей, даже не обладающих художественными способностями, любят раскрашивать, срисовывать понравившиеся картинки, но у них не всегда это получается, и они охладевают к рисованию. Если же дать им возможность попробовать свои силы в графическом редакторе, предложив сначала лишь раскрасить, дополнить готовый рисунок, все та же легкость исправления неудачных “штрихов” поможет поверить в свои силы, раскрепостит их и при рисовании на бумаге. Это совершенно новые условия, стимулирующие творчество. Таким образом, подводя итог можно с уверенностью сказать, что современные информационно-коммуникационные технологии являются своеобразными катализаторами творческого процесса, но они проявляют себя лишь в том случае, если попадают в благоприятную образовательную среду, в которой педагог ставит перед обучающимися творческие задачи.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 662; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.46.108 (0.01 с.) |