Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ноу впо «институт моды, дизайна и технологий»↑ Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
НОУ ВПО «Институт моды, дизайна и технологий»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«История дизайна»
Москва – 2006г.
1. Цели и задачи дисциплины _______________________________________________________________ Определение места и роли учебной дисциплины в овладении знаниями, умениями, навыками, вытекающими из Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования; требования к уровню подготовки лиц, завершивших обучение по данной дисциплине.
Дисциплина "История дизайна" занимает важное место в теоретическом курсе учебного процесса по специальности "Дизайн" в высших учебных заведениях. Лекционный курс рассчитан на достаточно детальное изучение условий зарождения и становления такой сферы художественной деятельности человека, как дизайн. Целью изучения курса - получение знаний по истории не только важнейших открытий и изобретений человечества, но и по истории художественного формообразования изделий индустриального производства в крупнейших странах мира и, в том числе, в нашей стране. Задачей дисциплины является понимание факторов, определивших развитие дизайна и связанных не только с хозяйственно-экономической жизнью общества, но и с явлениями культуры в целом и искусства в частности. Значение курса дает возможность студентам больше узнать о своей профессии и быть более грамотным специалистом в своей дальнейшей деятельности Требования к уровню подготовки лиц, завершивших обучение по данной дисциплине: должны иметь знания, позволяющие успешно сдать зачет в середине курса и экзамен - в конце, самостоятельно работать с литературой, чтобы написать реферат по предложенным темам.
2. Объем и содержание дисциплины ___________________________________________________
Лекция № 1:Что такое дизайн? О сегодняшнем пониманием предмета. Основные виды дизайнерской деятельности. Современное понятие о такой сфере художественной деятельности как дизайн и её влиянии на жизнь человека. - 2 часа
Лекция № 2. Из истории техники. На заре технических цивилизаций Основные изобретения древнего человека: каменные орудия, добывание огня, лук, колесо, плот и др. Изобретения древних человеческих культур: письменность, металлообработка, рычаг, парусное судно, мельница, повозка и др. - 2 часа
Лекция № 3. Из истории техники. Ремесленное производство в средние века. Усовершенствование предшествующих изобретений и новые изобретения: бумага, часы, телескоп, микроскоп, очки и др. - 2 часа
Лекция № 4. Из истории техники. Промышленная революция в конце XVII века и начале XIX века Изобретение парового двигателя и новых видов транспорта на его основе, двигатель внутреннего сгорания, автомобиль, электричество, радио, телефон, телеграф, фото
Цель: Знакомство с историей становления и развития дизайна как составного элемента экономической системы промышленного производства. Задачи: 1.Студент должен понимать теоретические основы и методологию курса «История дизайна»: - определение дизайна; - появление проблематики дизайна; - становление дизайна на разных исторических этапах развития общества; - особенности дизайна в странах Восточной Европы, Америки; - особенности развития отечественного художественногоконструирования. 2. Студент должен владеть знаниями в области промышленного производства; реформ художественного образования в Советской России; современного дизайна. 3.Студент должен уметь практически использовать особенности отечественного художественного конструирования в дальнейшей профессиональной деятельности. Данная дисциплина необходима для формирования профессиональных мировоззренческих установок будущих дизайнеров.
История дизайна. Учебно-тематический план
Содержание ДИЗАЙН КАК ВИД ПРОЕКТНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1. Понятие дизайна. Специфика проектно-художественной деятельности дизайнера 2. Виды современной дизайнерской деятельности 3. Объемно-графические средства моделирования объектов дизайна 4. Эргономика как основа проектирования в дизайне 0.5. Функциональный маркетинг в дизайне 0.6. Мода и художественный стиль в дизайне
НАЧАЛО ДИЗАЙНА 1. На заре технической революции; первые орудия труда человека; ремесленное производство в средние века; предпосылки создания машинной техники 2. Промышленная революция в Европе; научно-технические открытия и изобретения конца XVII - начала XIX века; техника как искусство; первые всемирные промышленные выставки 3. Первые теории дизайна 4. Русская инженерная школа на рубеже XIX-XX веков
ПОИСК НОВОГО ФОРМООБРАЗОВАНИЯ В НАЧАЛЕ XX ВЕКА 1. Модерн; поиск нового стиля в Европе 2. Ранний американский функционализм; Чикагская архитектурная школа; 3. Первые идеи функционализма; Германский Веркбунд 4. Художественный авангард в Европе начала XX века; группа Де-Стиль 5. Архитектурно-художественное творчество в Советской России; производственное искусство.
ПЕРВЫЕ ШКОЛЫ ДИЗАЙНА 1. Баухауз 1919-1933; новые педагогические принципы; мастера 2. ВХУТЕМАС; подготовка художников-инженеров (1920-1930)
ДИЗАЙН В ПРЕДВОЕННУЮ ЭПОХУ 1. Европа после первой мировой войны. От функционализма к Арт- Деко. 2. Американский дизайн в период всемирной депрессии; стримлайн
ПОСЛЕВОЕННЫЙ ДИЗАЙН 1. Германия - возрождение функционализма 2. Итальянское экономическое чудо; стиль Оливетти. 3. Скандинавский дизайн
ДИЗАЙН 60-х 1. Дизайн-утопии 2. Неофункционализм; 3. Ульмская школа дизайна 4. Стиль Браун
АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ ДИЗАЙН В 70-Е ГОДЫ 1. Поп-дизайн 2. Альтернативный дизайн; эксперименты с антидизайном 3. Алхимия: ре-дизайн.
ДИЗАЙН ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА 1. Постмодерн 2. Арт-дизайн 3. Мемфис: новый дизайн 4. Хай-тек - стиль высоких технологий
ДИЗАЙН 90-Х. ДИЗАЙН-ТЕХНОЛОГИИ БУДУЩЕГО 1. Миниатюризация; исчезновение предметов; фирма Сони 2. Минимализм; Марио Ботта, Штефан Веверка 3. Дизайн и экология; городские ландшафты 4. Дизайн в контексте современной проектной и художественной культуры 5. Новые формы дизайна в условиях постиндустриального общества; веб-дизайн; виртуальный дизайн
Введение Дитя промышленной революции, дизайн молниеносно ворвался в нашу жизнь вместе с паровыми машинами Джеймса Уатта и локомотивами Раймонда Лоуи, электроприборами Петера Беренса и Дитера Рамса, пишущими машинками Марчелло Ниццоли и Эттора Соттсасса, воздухоплавательными аппаратами братьев Райт и вертолетами Сикорского, космическими фантазиями Стенли Кубрика и Вернера Пантона. XX век по праву можно считать веком дизайна. За столетнюю историю развития у дизайна появились свои "идолы" - выдающиеся произведения, которые на западе называют "иконами дизайна". Они определяют вехи в развитии дизайна, для них сегодня строятся специальные музеи и выставочные залы. Получившие всемирную известность такие произведения дизайна, как мебель Ле Корбюзье, Марселя Бройера, Чарльза Макинтоша и Геррита Рит-вельда, посуда Джозефа Хофмана, Карла Потта и Арне Якобсона, воспроизводятся по сей день, становясь престижным украшением интерьеров офисов и дорогих салонов. Сегодня об истории дизайна мы можем по полному праву говорить, как говорим об истории искусств и архитектуры. Сто с небольшим лет для истории - это ничтожно малый срок. Однако прошедший век непростой. Исследователи считают, что путь, который прошла наша цивилизация за последние сто лет, в своих открытиях и научно-технических достижениях соизмерим со всей предшествующей историей человечества. А значит, и летопись дизайна, отражающая весь ход научно-технического прогресса, несмотря на свои скромные временные рамки, становится сопоставимой с традиционными и знакомыми нам всем историей архитектуры и градостроительства, живописи и декоративно-прикладного искусства. Сложно описывать историю, которая практически является современной. Прежде чем делать выводы, нужно время на осмысление происходящего. Наверное, это одна из причин острого дефицита литературы, в особенности у нас в стране, по дизайну. Причем, его острота возрастает в связи с наметившимся развитием у нас в стране дизайн-образования: открытие специальности "дизайн" в художественных училищах и специальности "архитектор-дизайнер" во многих вузах России, с появлением новых дизайнерских специальностей и специализаций в художественных вузах. Попыткой частично восполнить образовавшийся пробел стал вышедший недавно в издательстве "Союз Дизайнеров России" в двух томах учебник "История дизайна" (2000-2002 гг.). "История дизайна. Краткий курс" является продолжением работы в этом направлении. Во многом настоящее издание базируется на двухтомнике "История дизайна", но не является его механическим сокращением. Его необходимо рассматривать скорее как дополнение. Здесь более половины новых иллюстраций и фактического материала. Особый упор сделан на структурности: при цитатном изложении материал сгруппирован по тематическим приблизительно равновеликим по объему информации блокам (лекциям). Особое внимание уделено периодизации истории мирового дизайна, дифференциации наиболее значимых шедевров (икон) дизайна. Для удобства восприятия информации в каждом из тематических блоков текст размещается на четных страницах, основной иллюстративный ряд - на нечетных страницах. На полях четных страниц размещаются цитаты, биографические справки о наиболее известных отечественных и зарубежных дизайнерах, комментарии наиболее важных политических событий, открытий и изобретений, оказавших существенное влияние на формообразование в дизайне. На полях правых, нечетных, страниц приводятся примеры самых известных икон дизайна, а также факты и комментарии к ним.
Брайен Хорриган Понятие "Дизайн". "Дизайн" в переводе с английского означает "замысел" "проект", "узор" ("замышлять", "проектировать"). В более узком, профессиональном понимании дизайн означает проектно-художественную деятельность по разработке промышленных изделий с высокими потребительскими и эстетическими качествами, деятельность по организации комфортной для человека предметной среды - жилой, производственной, социально-культурной [2, с.73]. В эпоху Ренессанса в Италии существовало понятие "designo" - "проекты, рисунки, лежащие в основе работы, идеи". Сегодня дизайн - это комплексная междисциплинарная проектно-художественная деятельность, интегрирующая естественнонаучные, технические, гуманитарные знания, инженерное и художественное мышление, направленная на формирование на промышленной основе предметного мира в чрезвычайно обширной "зоне контакта" его с человеком во всех без исключения сферах жизнедеятельности. центральной проблемой дизайна является создание культурно- и антропосообразного предметного мира,эстетически оцениваемого как гармоничный, целостный.) Отсюда особая важность для дизайна - это использование наряду с инженерно-техническими и естественнонаучными знаниями средств гуманитарных дисциплин - философии, культурологии, социологии, психологии, семиотики и др. Все эти знания интегрируются в акте проектно-художественного моделирования предметного мира, опирающегося на образное, художественное мышление. Удобство и комфорт в дизайне. Дизайн как никакой другой вид проектно-художественной деятельности очень тесно связан с такими понятиями, как "удобство" и "комфорт". Возникший в условиях индустриального производства серийных, и поэтому недорогих изделий, дизайн с момента своего возникновения был ориентирован главным образом на эстетические и утилитарные запросы массового покупателя со средним достатком. Ошибка в дизайне, продублированная тысячными тиражами, может стать непростительно дорогой. Поэтому выпуск той или иной модели в современном промышленном производстве требует особой ответственности. Функциональность и рациональность -одна из основных позиций философии дизайна - достижение максимального эффекта при минимальных затратах. Не случайно становление дизайна в исторических исследованиях рассматривается в тесной связи с господствующим в начале XX в. в ряде европейских стран архитектурно-художественным стилем "функционализм". И его наиболее яркие представители явились и пионерами современного дизайна. Мобильность и вариабельность форм. Большой потенциал в достижении разнообразия общего внешнего вида изделий имеет использование различных цветофактурных решений в их отделке. Вариабельность -один из принципов формообразования в современном дизайне. Она позволяет при ограниченном наборе типоэлементов значительно увеличивать разнообразие проектируемых объектов, более точно отвечать тем или иным функциональным требованиям и запросам определенных групп потребителей. Многофункциональность элементов, их мобильность - возможность трансформации в зависимости от ситуации, - отражают суть дизайна, заключающуюся в рациональной организации предметов и пространства. Рациональность и функциональность. Принципы функциональности и рациональности изначально лежали в основе философии дизайна и являются ведущими в современном дизайн-проектировании. Ориентированный на широкие слои потребителей, и прежде всего людей со средним достатком, дизайн формирует комфортную среду обитания, максимально эффективно используя пространство, рационально организуя здесь функциональные процессы и расположение оборудования. Рациональная компоновка предметов в значительной степени повышает эффективность функциональных процессов, будь то удобно оборудованное рабочее место на производстве или кухня в квартире. Экономичность материалов и конструкций, рациональность использования пространства были ведущими принципами обучения и в известной школе современной архитектуры и дизайна ВХУТЕМАС (Высшие Художественно-технические мастерские, 1920-1926). Например, среди заданий, которые давались студентам, были такие: упростить существующую вещь (снять с нее украшения, выявить конструкцию, убрать неработающие части и т.д.), улучшить существующую вещь (сделать ее более удобной, функциональной). Современность и стайлинг. В отличие от художника или архитектора дизайнер, как правило, не имеет конкретного заказчика. Он разрабатывает свое изделие для широкого круга потребителей или определенной социальной группы (одежда для пожилых или молодежи, мебель для инвалидов и т.д.). Главным критерием, оценивающим его работу, является рынок. Поэтому создаваемые формы должны быть современными, модными, отвечающими эстетическим запросам пользователей. В противном случае дизайн останется невостребованным. Острое чувство современности - обязательная черта успешной деятельности дизайнера. Дизайнер в своем творчестве должен быть на полшага впереди моды, предугадывая ее развитие. Целый ряд изделий, особенно мебель, бытовые приборы и посуда, на протяжении десятилетий функционально практически не меняются. Однако дизайнеры продолжают работать над их формой, занимаясь стайлингом (styling) -формально-эстетической модернизацией, при которой изменению подвергается исключительно внешний вид изделия, не связанный со сменой функции и не касающийся улучшения его технических или эксплуатационных качеств. Главная цель стилизации - придание изделию нового коммерчески выгодного вида. Высокая технологичность. Развитие промышленности в условиях рынка требует постоянного обновления производства, поиска новых неординарных решений, ведущих к повышению потребительских качеств выпускаемой продукции, снижению ее стоимости. Для решения этих задач идет непрерывный поиск и внедрение в производство новых и более совершенных материалов и технологий. Дизайнеру в этом процессе отводится особая роль - он должен осуществить перевод всех этих технических достижений на художественный язык дизайн-форм. Все это предъявляет повышенные требования к работе дизайнера на современном производстве, его знаниям и профессиональным навыкам. Он должен быть не только в курсе самых последних достижений в области своей профессиональной деятельности, но и быть на острие прогресса и знать современные веяния моды в области художественного формообразования. Необходимо и детально освоить внедряемые в производство новые технологии, которые порой могут кардинально повлиять как на сам процесс конструирования, так и на конечную форму проектируемого изделия. Влияние новейших технологий и материалов на художественное формообразование особо ощутимо со второй половины XX в. Это привело даже к появлению в архитектуре и предметном творчестве нового художественно-стилевого направления, которое и получило название "хай-тек" - стиль высоких технологий, принесший с собой новые материалы, новые принципы построения художественной формы. Новаторство. Отличительной чертой дизайна, выделяющей его среди других видов проектно-художественной деятельности, является его ориентация на инновации. Законы рынка требуют постоянного поиска быстрого внедрения в производство самых последних научно-технических достижений, новейших материалов и технологий, направленных на оптимизацию выпускаемой продукции, достижение максимального экономического эффекта. Поэтому современная дизайнерская деятельность связана с узкой специализацией в определенной области, глубоким анализом ситуации, всесторонним изучением объекта проектирования. Дизайнеру, в особенности индустриальному дизайнеру, приходится быть новатором и изобретателем, создавая принципиально новые, зачастую даже не имеющие аналогов, вещи. Отсутствие традиций. Использующий новейшие технологии и материалы, ориентированный на современность и изменчивую моду индустриальный дизайн не имеет ярко выраженной национальной принадлежности, законы рынка делают его интернациональным, принадлежащим широким кругам потребителей. В отличие от архитектуры и декоративно-прикладного искусства, где исторические традиции чтятся, оберегаются и имеют зачастую первостепенное значение, в дизайне они не только отступают на второй план, но часто отсутствуют вовсе. О каких традициях можно говорить, если создаются кардинально новые изделия, не имеющие аналогов по функции, конструкциям и примененным материалам и технологиям. О традициях в дизайне можно говорить скорее применительно к традициям формообразования той или иной фирмы, ее фирменном стиле на рынке. Индустриальность. Известной проблемой массового индустриального производства является ограниченное число типов выпускаемой продукции, и вследствие этого возникает опасность однообразия внешнего вида изделий. На помощь индустриальному дизайнеру здесь приходит вариабельность серийно выпускаемых элементов, позволяющая по принципу конструктора компоновать эти элементы, составляя различные композиции, адаптируясь к различным ситуациям. Большой потенциал в достижении разнообразия общего внешнего вида имеет использование различных цветофактурных решений в отделке элементов. Вариабельность позволяет выпускать большие тиражи недорогих изделий, при этом достигается высокий уровень их разнообразия, который удовлетворяет различные запросы потребителей. Сегодня вообще трудно себе представить какую-либо сферу человеческой деятельности, в которой не трудился бы дизайнер. Дизайн одежды и прически, графический и ландшафтный дизайн, фото- и фитодизайн, веб-дизайн. Число дизайнерских направлений и специализаций продолжает расти. Индустриальный дизайн. Индустриальный дизайн представляет основную группу в сфере приложения труда дизайнера, отсюда берет начало дизайн как "промышленное искусство". Первостепенное место в деятельности индустриального дизайнера занимают орудия труда и механизмы, предметы быта. Среди последних - посуда, бытовые приборы, ауди- и видеоаппаратура, электроагрегаты и механизмы, мебель и другие окружающие нас в повседневности вещи. Изменчивость моды, а вместе с ней и конъюнктура рынка, постоянный рост требований к уровню комфорта обусловливают непрерывную работу дизайнера над формой таких изделий, ее постоянную модификацию и адаптацию к меняющимся условиям. Дизайн одежды и аксессуаров. Еще недавно, в 60-70-е годы, мода подразделялась на уникальные работы художника-модельера, дизайнера и серийно выпускаемую продукцию модельера швейной индустрии. Сегодня и эксклюзивные произведения "от кутюр" (haute couture), и серийную продукцию швейной индустрии "прет-а-порте" (pret-a-porter) относят к дизайну одежды. Графический дизайн. Одной из старейших и наиболее распространенных областей дизайнерской деятельности является графический дизайн. К графическому дизайну относятся и искусство оформления книги, рекламно-информационного проспекта, буклета, плаката, промышленная графика и упаковка, разработка этикетки и торговых марок, фирменных знаков и шрифтовых гарнитур, рекламной продукции на щитах и фасадах в городе. Компьютерный дизайн. Современные компьютерные технологии не только сокращают время работы над проектом, но и значительно расширяют палитру графических и технических возможностей дизайнера. Специальные пакеты художественно-графических и инженерно-конструкторских программ, включая трехмерную графику и мультипликацию, сегодня заменяют целую группу смежных специалистов. Они не только проводят точные расчеты, определяя оптимальную форму изделия, подсказывая выбор тех или иных конструкций и материалов, но и позволяют в трехмерном изображении и в реальном времени моделировать будущий объект в самых различных ситуациях. Создавать виртуальные образы формы проектируемого объекта и проверять ее функционирование, в том числе и в экстремальных условиях. Компьютерный дизайн стремительно развивается - из прикладного и обслуживающего он все больше превращаете; в самостоятельный вид дизайнерской деятельности. Одной из форм его проявления стал компьютерный телевизионный дизайн с различными заставками передач, рекламными роликами и музыкальными видеоклипами. В последние годы получили развитие компьютерные фильмы, начиная от стилизованных форм детских мультфильмов и кончая реалистическими компьютерными изображениями людей, животных, городских и природных ландшафтов. Получает все большее распространение Web-дизайн. Арт-дизайн. Дизайн в процессе своего развития не только превратила в самостоятельную проектно-художественную культуру, но и сам стал влиять на формообразование в архитектуре скульптуре, декоративно-прикладном искусстве. Результатом такого взаимодействия стали авангардные течения в искусстве. В дизайне появился целый ряд творческих течений, направленных на синтез с художественным и архитектурным формообразованием, под общим названием "арт-дизайн". Дизайн, как самостоятельная проектно-художественная культура, имеет свой профессиональный язык - систему научных принципов и проектных методов, обеспечивающих весь творческий процесс создания дизайнерского произведения, начиная от эскизного представления первоначального замысла отдельного объекта и кончая рабочими чертежами и действующими моделями. Центральное место среди профессиональных средств дизайнера по праву занимает графическое изображение. Оно помогает формировать, развивать и выражать проектный замысел, обеспечивает переход от мысленно созданного образа к работе с его предметно-знаковым воплощением, С помощью графического изображения дизайнер моделирует компоновку деталей проектируемого предмета, его форму, конструктивную схему, оптимальные технологические и эргономические параметры. Дизайн архитектурной среды. В современной дизайнерской деятельности все большее распространение получает дизайн архитектурной среды; дизайн интерьеров и организация предметно-пространственной среды города. Дизайн интерьеров включает интерьеры и оборудование общественных помещений, жилых пространств и интерьеры производственных зданий. Каждый из этих типов пространств имеет свои особенности, свой круг профессиональных задач и проектных методов их решения. В интерьере общественных зданий, которые посещаются десятками и тысячами людей, первостепенными являются образно-семантические задачи: создание высокохудожественного образа уникального объекта. Поэтому особое внимание дизайнер уделяет отделочным материалам, которые во многом определяют внешний вид интерьера, его образ. В последнее время наряду с традиционными понятиями "садово-парковое искусство" и "ландшафтная архитектура все чаще употребляется понятие "ландшафтный дизайн", когда речь идет о небольших благоустроенных зелены уголках, как правило, в высокоурбанизированной среди пешеходных улиц и городских центров, а также "фитодизайн", как искусство составления зеленой композиции букета, миниатюрного сада или зеленого уголка в интерьере. Компьютерное моделирование. В последнее время в дизайнерском проектировании получила распространение компьютерная графика, дающая возможность моделировать объект с мельчайшими подробностями, делать за короткий срок большое количество вариантов. Кроме того, современная трехмерная компьютерная графика позволяет моделировать восприятие объекта в движении, создавая мультфильм или видеофильм, максимально приближая его к восприятию человека в действительности, сводя к минимуму ошибки проектировщика. Компьютерная графика дает возможность посмотреть на объект в самом необычном ракурсе, заглянуть в самые "недоступные" места, в одно мгновение расчленить объект на составляющие и собрать его, выделить главные узлы и элементы, выигрышно продемонстрировать особенности преимущества проектируемого объекта, являясь идеальным средством рекламы и обучения. Объемные макеты. Не менее распространенный метод работы над созданием объекта дизайна - макетирование. Макет - объемное изображение - дает представление о пространственной структуре, размерах и пропорциях объекта. С его помощью дизайнер может решать широкий спектр задач - от выявления оптимальных вариантов композиции и компоновки д(исследования специальных аспектов (аэродинамические эргономические, прочностные и пр.) В процессе проектирования макет может выполнять разные функции: поисковую (рабочий макет), представитель скую (демонстрационный макет), хотя деление это весьма условно. В основе современного развития дизайна лежит нечто более важное, чем мода: прежде всего, духовные запросы человека и стремление к ясности. В сегодняшних условиях главенствующей роли техники в нашей жизни, как никогда раньше, становится важным иметь вещи, с которыми можно найти "общий язык", вещи, спроектированные так, что сразу становится понятно, что это такое, как этим пользоваться, какой в этом смысл.
Цикличность моды Основным признаком моды (в отличие от стиля) является ее изменчивость. Каждый модный цикл можно разбить на следующие фазы: возникновение оригинальной модели; признание ее модной в узком кругу; распространение приспособленного к интересам широких масс варианта в удешевленном серийном производстве; перенасыщение; затухание интереса или полная невостребованность товара. При этом модными могут быть не обязательно современные формы, мода может возвращаться и к ретро. Мода кардинально изменила понятие качества изделия. Качество в смысле физической прочности продукта, по понятным причинам, является врагом любого модного изменения. Сегодня качество в моде понимается не как долговечность, а скорее как потребительское качество: эластичность, несминаемость, водо- и грязеотталкивающие свойства и др. Одними из первых прообразов современных фирменных стилей были: художественная программа Михаэля Тонета по выпуску мебели из гнутой древесины в середине XIX в. и художественный стиль электротехнического концерна АЭГ Петера Беренса (1907-1910). Стиль в дизайне. Понятие "фирменный стиль" Дизайн принес с собой в проектно-художественную культуру целый ряд новых понятий. Одним из них является "фирменный стиль", под которым понимается стилевое единство содержательных форм всех элементов промышленной фирмы - от среды до продукции [10, с.67]. Фирменный стиль представляет собой совокупность графических, цветовых, стилистических и композиционных приемов и элементов, специально и комплексно спроектированных для фирмы с целью создания определенного и постоянного запоминающегося зрительного образа всего, что связано с предприятием, его деятельностью и продукцией. Основными элементами фирменного стиля являются: логотип, шрифт или ряд шрифтовых гарнитур, цветовая гамма, композиционные принципы [3, с.95]. В отличие от традиционного исторического художественного стиля, существующего длительное время на определенной и обширной территории, охватывающего различные виды искусства и культуры (готика существовал более 3-х веков на территории государств Западной и частично Восточной Европы), фирменный стиль создаете конкретным автором, существует вне временных и территориальных границ (фирменный стиль Кока-Колы распространен по всему миру и носит ярко выраженный субъективный характер.
Дизайн и маркетинг Вместе с эргономическим проектированием составной частью современной работы дизайнера является анализ потребительских качеств изделий и маркетинг. Работа дизайнера сегодня не заканчивается проектом формы будущего изделия. Процесс дизайнерского проектирования начинается с эскизов вариантов будущего изделия. Затем они сравниваются и отбираются наиболее удачные, которые проход дальнейший сравнительный анализ уже на моделях и опытных образцах. В процессе исследования образцов, анализпотребительского спроса вносятся корректировки. Одн. ко исследования на этом не кончаются. Они продолжаются и после выпуска первой партии изделий, после чего проводится модернизация промышленных образцов. Так с глубокий анализ на разных стадиях проектирования, тесная связь с маркетингом отличают дизайн от других виде проектно-художественной деятельности. Способность элементов изменять свою внешнюю форм приспосабливаясь под определенные функции и конкретные пространственные ситуации, является привлекательной чертой мобильности и активно используется дизайн рами в своей деятельности. Она продолжается и далее: идет изучение спроса на bi пущенное изделие, анализируются его эксплуатационные качества с целью оперативного вмешательства и внео ния соответствующей корректировки. Современный дизайн вооружен целой системой специальных знаний, научных и проектных методов. Ведущей среди них по праву считается эргономика - специальная наука, изучающая психо-физиологические и функциональные особенности человека, дающая необходимые параметры для создания комфортной среды обитания человека. В дизайне не может быть мелочей, если это касается человека, в особенности его жизни и здоровья. Все эргономические обоснования и предпосылки в процессе проектирования объектов дизайна оформляются в видеантропометрических, психофизиологических и прочих таблиц и рекомендаций. Они становятся основой эргономического проектирования, в процессе которого дизайне формирует эргономическую модель будущего объект обеспечивающую оптимальное взаимодействие систем человек - предмет - среда. Начала дизайна
Предметное окружение человека берет свое начало на заре человечества, в каменном веке, когда первобытный человек изготовил первые орудия для труда, защиты и добычи пищи: ручное рубило, скребло, позднее - каменный топор, лук и стрелы. Орудия первобытного человека были далеки от совершенства, но с их помощью человек встал на путь своего развития, путь открытий и изобретений, который привел к созданию более совершенных орудий труда, предметов обихода, украшений, а в итоге к тому, что именуется сегодня словом "дизайн". История дизайна неразрывно связана с эволюцией предметного окружения человека, в особенности с историей развития техники и технологий. Первые орудия труда человека. Первые понятия об удобстве. Возраст древнейших орудий труда, как показывают археологические раскопки, - 2,9 млн. лет [1, с.20]. Свои первые орудия труда - ручные рубила первобытный человек изготавливал из камня, вулканического стекла, кости, де рева. Ими можно было растирать и размельчать растительную пищу, соскабливать и очищать кожуру и кору раздроблять орех. Рубило представляло из себя универсальный инструмент со множеством функций. Оно по праву считается первым изобретением человека является первым объектом, который человек стремила сделать удобным в обращении, или, говоря современны» языком, "эргономичным". Изобретение лука и стрел. Гениальным изобретением человечества стали лук, тетива и стрелы, явившиеся, по сути, первыми технически сложными
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 381; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.68.97 (0.021 с.) |