Принцип авторского управления учебным процессом 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принцип авторского управления учебным процессом



Процесс обучения всегда предполагает участие в нем преподавателя и обучающегося и является управляемым.

Управляемым обучением, при всех прочих оптимальных условиях, обычно считают такое, при котором контролируется каждый шаг в продвижении обучаемого [3], [21].

Но преподаватель не всегда может детально проконтролировать процесс усвоения знаний и ход умственного развития в процессе обучения в отношении каждого обучающегося, имея только общее представление об усвоении материала и, ориентируясь в преподавании на среднего учащегося, а не на индивидуальные возможности каждого. В таком случае преподавателю достаточно сложно управлять процессом обучения.

Использование на занятиях информационно-коммуникационных технологий позволяет преподавателю и самому обучающемуся непрерывно получать информацию об усвоении знаний, овладении определенными умениями и навыками. Постоянный контроль со стороны педагога за деятельностью каждого учащегося на отдельных этапах работы делает учебный процесс полностью управляемым.

Однако включение в учебный процесс ИКТ вносит элемент опосредованности во взаимодействие педагога с обучающимся и приводит к изменению их функций. При этом большую часть учебного материала обучающиеся изучают самостоятельно с помощью компьютерных обучающих программ и других образовательных электронных ресурсов. Работа с ЭОР может сводиться и к самостоятельному приобретению практических умений и навыков путем выполнения заданий на основе интерактивных тренажеров и виртуальных лабораторий, проверке и оценке полученных знаний с помощью систем тестирования и других контролирующих программ. Самостоятельно организовать свою работу учащимся достаточно сложно, что объясняется неумением планировать, распределять собственное время и познавательную деятельность, а любая учебная деятельность требует четкой организации и систематичности. Однако наряду с трудностями самостоятельная работа предоставляет обучающимся возможность выбора наиболее значимых информационных ресурсов, индивидуального подхода к изучению материала, что усиливает интерес и личностную мотивацию учебной деятельности со стороны обучающихся и способствует раскрытию их творческих способностей.

Следует отметить, что в организации и управлении самостоятельной работой особую роль играет компьютер и телекоммуникационные средства. Обладая возможностями хранения информации, ее оперативной обработки, мультимедийными возможностями, компьютер является активным помощником в овладении знаниями, умениями и навыками.

Компьютер на основе интерактивной обучающей программы способен организовать и диалог с обучающимся, помочь ему в овладении учебным материалом, его анализе и усвоении. Бывает, что обучающимся легче задать вопрос компьютеру, чем проявить свое незнание в аудитории. Компьютер может взять на себя и часть учебного процесса, касающегося проведения контролирующих мероприятий. Контроль знаний, направленный на проверку промежуточных или итоговых результатов, может быть с успехом проведен на основе компьютерного интерактивного тестирования. Компьютер может оказать в этом существенную помощь, предоставляя возможность преподавателю наблюдать динамику процесса овладения каждым учащимся определенной темы, раздела, курса. Представленные особенности дают право рассматривать компьютер, как основное дидактическое средство при обучении на основе ИКТ.

 

Отметим, что важным условием организации самостоятельной работы обучающихся является обеспечение комфортных условий при работе с ЭОР и другими информационно-коммуникационными технологиями, что проявляется в возможности индивидуализировать работу с учебным материалом, вариативном выборе форм учебной деятельности, интерактивности, позволяющей обеспечить диалоговый режим общения и т.д.

Каждую информационную систему обычно оценивают с точки зрения полноты и качества выполнения ею функций. Гораздо меньше внимания уделяется концепции удобства работы с ней. Однако именно это обстоятельство часто определяет её эффективность с точки зрения пользователя. Чтобы работа с ЭОР была плодотворной, пользователь должен ощущать комфорт. Выделяют три группы факторов, вызывающих чувство комфорта (таблица 2.1) [7].

Таблица 2.1

Факторы, влияющие на обеспечение комфортности при работе с ЭОР

Факторы Вызываются Влияют на
Социальные факторы Психологическим климатом   эмоциональный комфорт
Физическая эргономика Аппаратным обеспечением физический комфорт
Психологическая эргономика Качеством разработки программного обеспечения умственный комфорт

О важности критерия комфортности свидетельствуют работы Гречихина А.А., Демкина В.П., Захаровой И.Г., Зайнутдиновой Л.Х., Красновой Г.А, Полат Е.С. и других авторов [5], [7], [16], [18], [20], [30]. Человек может работать в рамках определенных ограничений и допусков, поэтому при создании ЭОР необходимо учитывать весь перечень необходимых требований. Так, глазам важен размер образа, шрифта текста, яркость, контрастность. Ограничения со стороны мозга свидетельствуют о большой долговременной памяти и ограниченной кратковременной. Если не учитывать особенности восприятия человеческого глаза, памяти, способы размещения и представления объектов внутри кадров, цветовые характеристики, то обучающийся будет вынужден отказаться от работы с электронными ресурсами, либо его работа будет связана со стрессами, что повлияет на усвоение знаний.

Необходимо добиться интуитивности понимания пользовательского интерфейса и удобства работы с ним. Продуманный интерфейс существенно облегчает работу с программой, а использование стандартов избавляет пользователя от необходимости тратить дополнительное время на его освоение. Современные программы, рассчитанные на массового пользователя, используют графический интерфейс, принципы построения которого достаточно универсальны, что существенно облегчает освоение работы с программами.

Доступность для педагога сетевых технологий позволяет использовать в образовательных целях удаленные базы и банки данных, лабораторные комплексы. Благодаря телекоммуникациям становится возможным организация общения обучающихся между собой и с преподавателем, возможность получения консультации у преподавателей других образовательных учреждений, проведение тематических семинаров, викторин и олимпиад [6], [11].

Работа в обновленной учебной среде с включение ИКТ вызывает изменение роли и самого педагога. В большей степени его роль сводится к руководству учебным процессом, которое включает в себя консультирование обучающихся на всех этапах прохождения учебной программы и контроль качества знаний. При этом функция интерпретатора знаний, которая в традиционной дисциплинарной модели обучения принадлежит преподавателю, переходит в данной (информационной) модели к самому обучающемуся [2].

Преподаватель руководит поиском информации, стимулируя обучающихся к выявлению необходимых фактов, формулированию концепций, которые позволят им глубже осознать тему и использовать этот материал при написании исследовательской работы или при работе над научным проектом. Подобное руководство может предусматривать возможность выбора проекта, предложений по поиску литературных источников, телекоммуникационной активности или по организации эксперимента. Самостоятельная активность обучающихся и их ответственность за выполнение задания стимулирует их на поиск и овладение знаниями, далеко выходящими за рамки образовательной программы.

Другие две не менее важные функции преподавателя - воспитательная и развивающая - также претерпевают изменения, а именно расширяются, основываясь на иных формах и средствах. Воспитательная функция направлена на формирование личностных качеств, необходимых для жизни в современном обществе. Использование ИКТ в учебном процессе дает преподавателям дополнительные возможности для реализации развивающей функции, а именно осуществления дифференцированного обучения с учетом разного уровня подготовки каждого обучающегося. Интерактивные обучающие программы, основанные на гипертекстовой структуре и мультимедиа средствах, дают возможность организовать одновременное обучение учащихся, обладающих различными психолого-физиологическими способностями и создать адаптивную систему обучения [2, 13].

Изменение роли преподавателя не принижает его влияния в познавательной деятельности и не вытесняет его из учебного процесса.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 289; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.182.45 (0.007 с.)